Lingwowed
Содержание
Гласные о—ё(е) после шипящих
– А в безударном положении, в частности, в таких словах, как хороше
го, лиц. вой, вещ. вой?
(В безударном положении в этих частях слова пишется е.)
– Теперь давайте обратимся к гласным в корнях слов. Приведите примеры слов, где гласные после шипящих в корне стоят под ударением (ш. лковый, ж. лтый).
– Какой способ проверки подойдет к ударным гласным после шипящих в корнях слов?
(Проверка безударными гласными. Например: шёлковый – шелковистый, жёлтый – желтетъ; здесь происходит чередование ё—е, значит, под ударением надо писать ё.)
– Сформулируйте теперь полностью обобщенное правило для обеих частей речи – существительных и прилагательных.
(В корнях имен прилагательных, как и у существительных, после шипящих под ударением пишется ё, без ударения – е.)
Заполняются соответствующие графы структурной таблицы.
При переходе к наречию учитель создает проблемную ситуацию:
– А теперь обратите внимание на таблицу. В первом блоке правил у нас осталось еще наречие. Можно ли предположить, что и здесь будут полностью действовать все те же правила, которые мы с вами рассмотрели?
(Выясняется, что оно будет распространяться лишь на правописание корня и суффикса, так как наречие окончаний не имеет.)
– Какой же вывод мы можем сделать из всего сказанного?
(Гласные после шипящих у существительных, прилагательных и наречий в целом подчиняются одному общему правилу правописания букв о—ё(е) под ударением и без ударения. Это правило можно сформулировать так. В корнях имен существительных, прилагательных и наречий после шипящих под ударением пишется ё, без ударения – е. (Кроме слов-исключений.) В окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, а также в суффиксах наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е (исключение: ещё).)
К концу урока таблица приобретает следующий вид:
На этом завершается заполнение первого блока таблицы.
Задача данного этапа урока состоит в усвоении алгоритмического хода рассуждения, который будет фиксироваться с помощью графических средств.
Схему алгоритмического предписания и в этом случае мы не даем, так как характер орфографического материала позволяет зафиксировать графически все правила и использовать эти модели для построения образцов рассуждения (устного и письменного). Таким образом, последовательность действий в процессе мотивировки написаний усваивается одновременно формулами правил, которые затем используются как база для построения способов их применения. В сущности, графические средства уже сами по себе обеспечивают практическое усвоение следующих умственных действий, составляющих содержание алгоритмического предписания.
Вот как выглядели в нашем варианте образцы устного и письменного обоснования орфограмм:
ш…лк – существительное, гласная после шипящего в корне, под ударением, следовательно, пишем ё.
ш́…рох – существительное, гласная после шипящего находится в корне, под ударением, слово-исключение, следовательно, пишем о.
ш́…рох – исключение – о.
щ… ка́ – существительное, гласная в корне, без ударения, пишем е.
больш́.й – прилагательное, гласная в окончании, под ударением, пишем о.
В этом фрагменте урока мы показали лишь этап ввода обобщенных правил и способов их применения. В дальнейшем эта часть материала закрепляется в соответствии с изложенной ранее системой формирования обобщенных знаний.
Покажем далее, как строилась работа по изучению второго блока теоретического материала по данной теме. УРОК 2
Буквы о—е(ё) в глаголах и причастиях Цели урока:
– расширение и углубление обобщенных знаний об употреблении о —е(ё) после шипящих в разных частях речи (включая глагол и причастие);
– усвоение алгоритмических образцов рассуждения;
Подготовка к ЕГЭ
Страницы
(См. ответы ниже)
1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) услужл..вый, придирч..вый
2) выдёрг..вать, погор..вать
3) замш..вый, памятл..вый
4) парч..вый, зайч..нок
5) издавн. справ..
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) подчёрк..вать, подмеш..вать
2) непоседл..вый, задумч..вый
3) матерч..тый, слев..
4) деш..вый, кумач..вый
5) меньш..нство, эмал..вый
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) подмиг..вать, обур..вать
2) заносч..вый, заботл..вый
3) медвеж..нок, горяч..
4) подпрыг..вать, исслед..вать
5) луж..ца, застр..вать
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) продл..вать, расчётл..вый
2) податл..вый, старш..нство
3) обла..вать, подпрыг..вать
4) подмиг..вать, ослаб..вать
5) ножн..чки, находч..вость
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) хитр..цы, цел..вой
2) милост..вый, черешн..вый
3) улыбч..вый, решётч..тый
4) перечит..вал, посвист..вать
5) отпрыг..вать, откле..ваться
7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) честв..вал, завид..вать
2) склад..вать, откат..вать
3) письм..цо, потч..вать
4) преодол..вать, раскашл..лся
5) мил..нький, недоум..вать
8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ноч..вка, холщ..вый
2) испыт..вать, развед..вательный
3) изредк. перепонч..тый
4) (новая) владел..ца, забывч..вый
5) нищ..нский, вскармл..вание
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) лед..нить (душу), фасол..вый
2) солом..нка, предприимч..вый
3) обид..лись, настра..вать
4) усидч..вый, кресл..це
5) намер..валась, затм..вать
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) засушл..вый, магни..вый
2) голланд..кий, закавказ..кий
3) сирен..вый, затверд..вать
4) расклан..лся, рул..вой
5) стержн..вой, глянц..вый
Подготовка к ЕГЭ
Страницы
(См. ответы ниже)
1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) услужл..вый, придирч..вый
2) выдёрг..вать, погор..вать
3) замш..вый, памятл..вый
4) парч..вый, зайч..нок
5) издавн. справ..
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) подчёрк..вать, подмеш..вать
2) непоседл..вый, задумч..вый
3) матерч..тый, слев..
4) деш..вый, кумач..вый
5) меньш..нство, эмал..вый
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) подмиг..вать, обур..вать
2) заносч..вый, заботл..вый
3) медвеж..нок, горяч..
4) подпрыг..вать, исслед..вать
5) луж..ца, застр..вать
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) продл..вать, расчётл..вый
2) податл..вый, старш..нство
3) обла..вать, подпрыг..вать
4) подмиг..вать, ослаб..вать
5) ножн..чки, находч..вость
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) хитр..цы, цел..вой
2) милост..вый, черешн..вый
3) улыбч..вый, решётч..тый
4) перечит..вал, посвист..вать
5) отпрыг..вать, откле..ваться
7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) честв..вал, завид..вать
2) склад..вать, откат..вать
3) письм..цо, потч..вать
4) преодол..вать, раскашл..лся
5) мил..нький, недоум..вать
8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ноч..вка, холщ..вый
2) испыт..вать, развед..вательный
3) изредк. перепонч..тый
4) (новая) владел..ца, забывч..вый
5) нищ..нский, вскармл..вание
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) лед..нить (душу), фасол..вый
2) солом..нка, предприимч..вый
3) обид..лись, настра..вать
4) усидч..вый, кресл..це
5) намер..валась, затм..вать
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) засушл..вый, магни..вый
2) голланд..кий, закавказ..кий
3) сирен..вый, затверд..вать
4) расклан..лся, рул..вой
5) стержн..вой, глянц..вый