29.11.2021 7 класс русский язык
ВЫПОЛНИТЕ РАБОТУ В ТЕТРАДЯХ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИШЛИТЕ МНЕ. В РАБОТЕ 2 ВАРИАНТА. ВЫПОЛНЯЕТ КАЖДЫЙ СВОЙ ВАРИАНТ.
Контрольная работа № 2. Тестирование №1 по теме «Причастие»
Вариант №1
1. Найти предложения с причастным оборотом:
А. Струя пены, отбрасываемая кармой корабля, прошла через океан белой чертой.
Б. Желающее показать свою силу море поднимает громады волн всё выше.
В. Море гладко выковано из синего металла.
Г. Шумел прилив, медленно набегали грохочущие волны.
2. Найти предложения с обособленным одиночным причастием и причастным оборотом, расставить знаки препинания:
А. Опавшие с деревьев листья мягким ковром накрывали землю.
Б. Сирень цветущая в конце мая наполняет весь двор приятным ароматом.
В. Бурые сосны роняли иголки на отсыревший от влаги песок.
Г. Измученный зубной болью он решил утром же пойти к врачу.
3. Указать словосочетания с действительными причастиями:
1. играющий ребенок
2. объясняющий учитель
3. посаженное дерево
4. посланное письмо
5. закрывающий книгу
4. Указать словосочетания со страдательными причастиями:
1. ночь, наступившая внезапно
2. разбитое кем-то стекло
3. трава, омытая дождем
4. дети, посадившие деревья
5. цветы, сорванные с клумбы
5. В каком ряду допущена ошибка в образовании действительного причастия настоящего времени:
1. петь- поют- поющий
2. махать- машут- машущий
4. колоть- колют- колющий
6. В каком ряду допущена ошибка в образовании страдательного причастия настоящего времени:
1. изучать- изучаем- изучаемый
2. отвлекать- отвлекаем- отвлекаемый
3. повторять- повторяем- повторяемый
7. В образовании какого действительного причастия прошедшего времени допущена ошибка:
8. В каком ряду все причастия c «не» пишутся раздельно:
1. (не) выученные школьником стих
2. (не) разрушенный, а сохранившийся шалаш
3. (не) выученные стихи А.С. Пушкина
4. (не) разрушенный старый шалаш
9. В каком ряду причастие с «не» пишется слитно:
1. (не) запертая входная дверь
2. вовсе (не) запертая дверь
3. (не) запертая на замок дверь
4. еще (не) запертая дверь
10. В каком ряду все слова пишутся с «нн»:
1. доставле….ое письмо, разброса….вещи
2. подаре….ая кукла, мощё….ая дорога
3. крупные солё….ые огурцы, прочита….ая книга
4. нетопле….ый дом, печё….ая картошка
11. В каком ряду все слова пишутся с «н»:
1. проведё….ое расследование, осуждё….ый преступник
3. ненаписа….ое письмо, нарисова….ый эскиз
4. задума….ое число, изгна….ый враг
Вариант №2
1. Найти предложения с причастным оборотом:
А. Гневное бурное море раскачивает корабль.
Б. Листья пальм, колеблемые береговым ветром, мирно покачивались.
В. Черное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды.
Г. Сквозь уже обнаженные сучья деревьев белеет неподвижное небо.
2. Найти предложения с обособленным одиночным причастием и причастным оборотом, расставить знаки препинания:
А. Белый туман расстилается над полям.
Б. Деревья окутанные в свои белые ризы дремали в неподвижном величии.
В. Из остававшегося под её окнами экипажа вышел старый господин.
Г. Дом построенный кумом Тыквой был маленьким.
3. Указать словосочетания с действительными причастиями:
1. смеющийся мальчик
2. отапливаемый дом
3. бушевавший ураган
4. нарисованная картина
4. Указать словосочетания со страдательными причастиями:
1. цветы, собранные в букет
2. школа, отремонтированная за лето
3. художник, нарисовавший картину
4. ребята, отправившиеся в поход
5. варежки, связанные бабушкой
5. В каком ряду допущена ошибка в образовании действительного причастия настоящего времени:
1. носить- носят- носящий
2. терпеть- терпят- терпящий
3. держать- держат- держащий
4. молоть- молят- молящий
6. В каком ряду допущена ошибка в образовании страдательного причастия настоящего времени:
1. переносить- переносим- переносимый
2. руководить- руководим- руководимый
3. терпеть- терпим- терпимый
7. В образовании какого действительного причастия прошедшего времени допущена ошибка:
8. В каком ряду все причастия c «не» пишутся раздельно:
1. (не) бушующее море
2. (не) бушующие, а спокойное море
3. (не) отправленное мною письмо
4. (не) отправленной письмо
9. В каком ряду причастие с «не» пишется слитно:
1. далеко (не) доказанная теорема
2. (не) доказанная теорема
3. (не) доказанная учеником теорема
4. еще (не) доказанная теорема
10. В каком ряду все слова пишутся с «нн»:
1. зажаре….ый гусь, кова….ый сундук
2. ране….ый боец, нарисова….ый жук
3. вяза….ый бабушкой шарф, мощё….ая булыжником дорога
4. незва….ый гость, смышле….ый мальчик
11. В каком ряду все слова пишутся с «н»:
1. груже….ые кирпичом вагоны, засоле….ые огурцы
2. порва…ое платье, кипяче….ое молоко
3. рва….ое платье, жаре….ая картошка
4. разукраше….ая ёлка, каше….ая капуста
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Автор в друзьях: 1
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Контрольная работа.(тестирование) «Причастие» 7 класс.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Контрольная работа по русскому языку
(тестирование) «Причастие» 7 класс.
Активизировать самостоятельную деятельность учащихся;
Контроль формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков;
Развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;
Воспитание стремления к системным занятиям по русскому языку и к самоконтролю.
По степени самостоятельности учащихся при работе с учебным материалом: проблемные, частично- поисковые;
По применению логических операций: продуктивно-дедуктивные, индуктивно-детективные;
По источнику знаний: практические.
Файл для каждого учащегося с тестовым заданием по вариантам ( I и II вариант) бланком ответов учащегося, ключ к проверке работ, бланк анализа тестирования
Организационный момент (1 минута)
Постановка темы целей урока (0.5 минут)
Мотивация учащихся (1 минута)
Тестовые задания предназначены для проверки знаний учащихся 7-го класса по разделу «Причастие». В соответствии с обязательным минимумом содержания образования проверяются следующие знания:
— нахождение и выделение запятыми одиночных причастий и причастного оборота в предложениях;
— различение действительных и страдательных причастий, правописание суффиксов действительных и страдательных причастий;
— слитное и раздельное написание «не» с причастиями
— правописание «н» и «нн» в полных и кратких формах прилагательных и причастий;
Задания контрольного тестирования направлены на предупреждение грамматических ошибок: в согласовании и управлении, в образовании грамматических форм, в употреблении причастий и причастного оборота.
Тестовые задания с выбором ответа составлены по вариантам ( I и II ). Каждому учащемуся предлагается тестовое задание (согласно варианту) и бланк ответов, на котором он, обводит номер (букву) который соответствует выбранному ответу.
Самостоятельная работа учащихся
Выполнение тестовых заданий
Материалы для проверки работ учителем ( ключ к ответам)
Бланк ответов учащегося (фамилия, имя) ________________________________________________________________
Класс ____________ Вариант ___________________
1. Найти предложения с причастным оборотом:
А. Струя пены, отбрасываемая кармой корабля, прошла через океан белой чертой.
Б. Желающее показать свою силу море поднимает громады волн всё выше.
В. Море гладко выковано из синего металла.
Г. Шумел прилив, медленно набегали грохочущие волны.
2. Найти предложения с обособленным одиночным причастием и причастным оборотом, расставить знаки препинания:
А. Опавшие с деревьев листья мягким ковром накрывали землю.
Б. Сирень цветущая в конце мая наполняет весь двор приятным ароматом.
В. Бурые сосны роняли иголки на отсыревший от влаги песок.
Г. Измученный зубной болью он решил утром же пойти к врачу.
3. Указать словосочетания с действительными причастиями:
1. играющий ребенок
2. объясняющий учитель
3. посаженное дерево
4. посланное письмо
5. закрывающий книгу
4. Указать словосочетания со страдательными причастиями:
1. ночь, наступившая внезапно
2. разбитое кем-то стекло
3. трава, омытая дождем
4. дети, посадившие деревья
5. цветы, сорванные с клумбы
5. В каком ряду допущена ошибка в образовании действительного причастия настоящего времени:
1. петь- поют- поющий
2. махать- машут- машущий
3. гнать- гонют- гонющий
4. колоть- колют- колющий
6. В каком ряду допущена ошибка в образовании страдательного причастия настоящего времени:
1. изучать- изучаем- изучаемый
2. отвлекать- отвлекаем- отвлекаемый
3. повторять- повторяем- повторяемый
4. слышать- слышем- слышемый
7. В образовании какого действительного причастия прошедшего времени допущена ошибка:
8. В каком ряду все причастия c «не» пишутся раздельно:
1. (не) выученные школьником стих
2. (не) разрушенный, а сохранившийся шалаш
3. (не) выученные стихи А.С. Пушкина
4. (не) разрушенный старый шалаш
9. В каком ряду причастие с «не» пишется слитно:
1. (не) запертая входная дверь
2. вовсе (не) запертая дверь
3. (не) запертая на замок дверь
4. еще (не) запертая дверь
10. В каком ряду все слова пишутся с «нн»:
1. доставле….ое письмо, разброса….вещи
2. подаре….ая кукла, мощё….ая дорога
3. крупные солё….ые огурцы, прочита….ая книга
4. нетопле….ый дом, печё….ая картошка
11. В каком ряду все слова пишутся с «н»:
1. проведё….ое расследование, осуждё….ый преступник
3. ненаписа….ое письмо, нарисова….ый эскиз
4. задума….ое число, изгна….ый враг
1. Найти предложения с причастным оборотом:
А. Гневное бурное море раскачивает корабль.
Б. Листья пальм, колеблемые береговым ветром, мирно покачивались.
В. Черное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды.
Г. Сквозь уже обнаженные сучья деревьев белеет неподвижное небо.
2. Найти предложения с обособленным одиночным причастием и причастным оборотом, расставить знаки препинания:
А. Белый туман расстилается над полям.
Б. Деревья окутанные в свои белые ризы дремали в неподвижном величии.
В. Из остававшегося под её окнами экипажа вышел старый господин.
Г. Дом построенный кумом Тыквой был маленьким.
3. Указать словосочетания с действительными причастиями:
1. смеющийся мальчик
2. отапливаемый дом
3. бушевавший ураган
4. нарисованная картина
4. Указать словосочетания со страдательными причастиями:
1. цветы, собранные в букет
2. школа, отремонтированная за лето
3. художник, нарисовавший картину
4. ребята, отправившиеся в поход
5. варежки, связанные бабушкой
5. В каком ряду допущена ошибка в образовании действительного причастия настоящего времени:
1. носить- носят- носящий
2. терпеть- терпят- терпящий
3. держать- держат- держащий
4. молоть- молят- молящий
6. В каком ряду допущена ошибка в образовании страдательного причастия настоящего времени:
1. переносить- переносим- переносимый
2. руководить- руководим- руководимый
3. терпеть- терпим- терпимый
4. объединять- объединяим- объединяимый
7. В образовании какого действительного причастия прошедшего времени допущена ошибка:
8. В каком ряду все причастия c «не» пишутся раздельно:
1. (не) бушующее море
2. (не) бушующие, а спокойное море
3. (не) отправленное мною письмо
4. (не) отправленной письмо
9. В каком ряду причастие с «не» пишется слитно:
1. далеко (не) доказанная теорема
2. (не) доказанная теорема
3. (не) доказанная учеником теорема
4. еще (не) доказанная теорема
10. В каком ряду все слова пишутся с «нн»:
1. зажаре….ый гусь, кова….ый сундук
2. ране….ый боец, нарисова….ый жук
3. вяза….ый бабушкой шарф, мощё….ая булыжником дорога
4. незва….ый гость, смышле….ый мальчик
11. В каком ряду все слова пишутся с «н»:
1. груже….ые кирпичом вагоны, засоле….ые огурцы
2. порва…ое платье, кипяче….ое молоко
3. рва….ое платье, жаре….ая картошка
4. разукраше….ая ёлка, каше….ая капуста
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-842887
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Решите пожалуйста русский язык 7 класс
1 В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется И?
Было время, когда у нас н.. было н.. крошки хлеба.
Как н.. в чем н.. бывало Антон продолжал разговор, и Марта н.. прервала его.
Он был уверен в своем успехе, но мы пожелали ему н.. пуха н.. пера.
Н.. холод, н.. зной, н.. голод, н.. усталость н.. могли их остановить.
2 В каком ряду во всех словах пишется НЕ?
н.. сколько часов, н.. которые вопросы, н.. сколько н.. устал
н.. кто н.. знает, н.. где н.. видел, н.. о чем н.. спрашивал
н.. где сесть, н.. куда идти, н.. разу н.. опоздал
н.. мог н.. понимать, гулять н.. пойдешь, н.. только отдыхать
3 В каком ряду во всех словах НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?
еще (не) глаженное белье, (не) решенная студентом задача, теорема (не) доказана
(не) отвечая на вопрос, (не) льзя, (не) медленно, а быстро
(не) навидя плохую погоду, (не) далеко, (не) дочитанная статья
совсем (не) распустившийся бутон, комната (не) проветрена, (не) истово
Прочитайте текст и выполните задания к нему:
1)Маленький желтый утенок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где все?»
2)А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. 3) Сейчас перед непогодой их домик- перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. 4) Все там, а этот затерялся. 5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.
6) И в чем тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки черные- как бусинки, ножки воробьиные, чуть-чуть его сжать- и нет. 8) А между тем- тепленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный уже разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и желт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. 11) И вот даже от братьев отличился характером.
4 В каком предложении говорится, на что не способен человек?
5 В каком предложении содержится главная мысль текста?
6 В каком предложении есть деепричастный оборот?
В 1. Из предложений 6-11 выпишите страдательное причастие.
В 2. Из предложений 13- 14 выпишите все частицы.
В 3. Из предложения 3 выпишите все предлоги.
В 4. Среди предложений 8-11 укажите сложное.
В 5. Выпишите грамматическую основу из предложения 5.
В 6. Сколько грамматических основ в предложении 10?
В 7. Придумайте название тексту.
С 1. Напишите сочинение о том, как вы относитесь к проблеме из прочитанного текста.
Поиск ответа
Вопрос № 307654 |
Может ли проблема находится в центре внимания? Я часто пишу сочинение по русскому языку (ЕГЭ, 27 задание). В качестве вступления я всегда использую такую конструкцию: «В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания [писателя] находится проблема. » Итак, может ли проблема «находится»? Или «стоять»?
Ответ справочной службы русского языка
Фраза проблема находится в центре внимания корректна. Та же фраза с глаголом стоять менее удачна. Наш совет: не ограничивайтесь шаблонами, придумывайте оригинальные вступления. Имейте в виду, в исходных текстах для сочинения далеко не всегда в центре внимания находится одна проблема.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как правильно склоняется слово «пол-листа»?
Ответ справочной службы русского языка
На склонение сочетаний типа пол-листа в науке есть разные точки зрения. Наиболее убедительная в состоит в том, что это несклоняемые сочетания. Элемент пол- в этой концепции рассматривается как самостоятельное слово (вопреки написанию), приближающееся по своим функциям к числительному. Это выражается, например, в способности сочетаться с определением в форме мн. числа (ср.: каждые полгода и каждые два года) и возможности вставить определение (пол-листа — пол большого листа). Сочетания с пол- выступают только в именительном или винительном падеже. В конструкциях, где требуется другой падеж, в строго нормированной литературной речи сочетания с пол- употребляться не могут. Однако вместо них могут использоваться слова с частью полу-, например: прошло полмесяца — прошло около полумесяца, пройти полкилометра — в полукилометре от дома. Часть полу- образует именно слова, а не свободные сочетания. Но у таких слов отсутствует форма именительного-винительного падежа (их нужно отличать от слов, в которых полу— присоединяется к именительному падежу: полукруг, полуостров, полумаска, полутон, полуфинал и др.; такие слова имеют полный набор падежных форм).
Почему слова с полу— это именно другие образования, а не формы слов с элементом пол-? Часть пол— легко сочетается с любыми существительными, обозначающими предметы, поддающиеся счету. Сложные слова с полу- не образуются с той степенью свободы, которая характерна для сочетаний с пол-, поэтому далеко не всякому сочетанию с пол- соответствует сложное слово с полу-. Например, не говорят: разбавь это *получашкой молока, около *полудома уже заселено, к *полуогороду мы еще не прикасались.
Данный подход к описанию сочетаний с элементом пол- нашел отражение в словарях, например в «Русском орфографическом словаре», где к словам типа пол-листа не дается окончание родительного падежа, оно указывается при склоняемых существительных (ср. словарные статьи пол-листа и полуфинал), в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка, в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Н. А. Еськовой (см. параграфы 31—33 раздела «Сведения о грамматических формах»).
Другая точка зрения представлена в «Русской грамматике» 1980 года. Здесь говорится о том, что все слова с первым компонентом пол— принадлежат к тому же грамматическому роду и типу склонения, что и то слово, форма род. падежа которого выступает в опорном (втором) компоненте, при этом часть пол- заменяется на полу-. В текстах встречаются подобные формы: (два) полулиста, (по) полулисту, (с) полулистом, (о) полулисте. Однако они оцениваются словарями как формы слова полулист.
Ответ справочной службы русского языка
О(,) господи(,) которого(,) согласно декретам от 1922 года(,) нет. Рассуждаю. После «О» насчёт запятой ничего не понимаю, потому что она может как ставиться, так и не ставиться в таких случаях, но я лично видел, что выделяется это далеко не всегда. Объясните, пожалуйста. Перед «которого» запятая нужна, так как это сложноподчинённое предложение. И, пожалуй, далее будет самое сложное. Думаю, запятые после слова «которого» и перед словом «нет» нужны, ведь если убрать всё лишнее, смысл не меняется. Вот: О(,) господи(,) которого нет. Помогите! Прошу! И ещё, есть ли ошибки, допущенные во всей этой писанине? Спасибо большое, если кто-нибудь ответит
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: О господи, которого, согласно декретам от 1922 года, нет. О господи, которого нет.
Междометие о не отделяется запятой от последующего слова в сочетаниях о господи, о чёрт, если оно не выделяется интонационно.
Оборот с предлогом согласно обособляется, поскольку стоит в середине предложения и выделяется интонационно. Подробнее см. в «Справочнике по пунктуации».
Добрый день, прошу разъяснить, раздельно ли пишется прилагательное в этом примере: «На первый взгляд, задачи не сложные, но это далеко не так». Есть ли здесь противопоставление, при котором корректно раздельное написание. Кроме того, нужно ли обособлять словосочетание «на первый взгляд»?
Ответ справочной службы русского языка
Противопоставления здесь нет. Раздельное написание прилагательного с не возможно, только если необходимо подчеркнуть отрицание.
Запятая после на первый взгляд нужна.
Здравствуйте. Поманите разобраться с орфографией и правильным употреблением частицы ни(не) в данном предложении: « Я далеко ни Пушкин, ни Есенин. я так на кухне, под сигаретку, под стакан горячий и с душой. ». Имеется ввиду ни тот ни другой, ни Пушкин ни Есенин.
Ответ справочной службы русского языка
Поэтому верно: Я далеко не Пушкин, не Есенин.
Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, вопросы по оформлению делового письма: 1. Равнозначны ли выражения «Здравствуйте, Иван Иванович!» и «Уважаемый Иван Иванович!» при написании делового письма. Эти обращения пишутся слева с красной строки или по центру? 2. Согласно правилу, после запятой пишем со строчной буквы. Тогда верно ли, что текст письма будет выглядеть следующим образом (смущает начало абзаца со строчной буквы): Уважаемый Иван Иванович, высылаю материалы по теме. 3. Если в случае употребления фразы «Уважаемый Иван Иванович!» в начале письма рекомендуется заменить завершающую фразу «С уважением. » на что-то другое, то, подскажите, пожалуйста, наиболее нейтральное или даже универсальное и в то же время уважительное синонимичное выражение. Ведь «Жду Вашего ответа», «Удачи» и т.д. далеко не всегда соответствуют ситуации общения. Заранее благодарю за ответ!
Ответ справочной службы русского языка
1. Эти выражения не равнозначны. В деловой переписке более употребительна этикетная формула со словом «уважаемый».
3. Можно просто не писать «с уважением».
В последнее время часто стали использовать сочетание «показные учения» вместо «показательные». Особенно грешат этим военные пресс-службы, хотя приходилось с этим сталкиваться и в новостной ленте одного из ведущих информагентств. Но слово «показные» больше тяготеет к слову «показуха». Как все-таки правильно? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Значение слово показной легко найти в словарях. Вы правы, показные и показательные учения – это далеко не одно и то же.
Здравствуйте! Как правильно, по нормам современного русского языка называть казахстанский город Алматы — Алма-Ата или Алматы? В СМИ используют оба названия, официально в Казахстане на русском употребляют Алматы, Алмата — разговорный вариант. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Словари современного русского литературного языка по-прежнему фиксируют Алма-Ата. Вариант Алматы употребляется в Казахстане. Ситуация аналогична распределению вариантов Таллин – Таллинн: в русском языке сохраняется первый вариант, но в эстонских СМИ, выходящих на русском языке, используется написание Таллинн. Обычно в стремлении сохранить в русском языке традиционные варианты Алма-Ата, Таллин и др. многие хотят увидеть политический подтекст, но его нет. Просто орфография всегда очень консервативна, и в облике многих слов ( далеко не только имен собственных) сохраняются следы давно ушедших эпох.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какое окончание должно быть у прилагательного («ая» или «ие»?) в следующем словосочетании: Французская литература и цивилизация. Французская или французские?
Ответ справочной службы русского языка
Если прилагательное относится к обоим словам, то лучше использовать форму множественного числа. При единственном числе далеко не очевидно, что имеется в виду французская цивилизация.
Является ли дефис в слове «штрих-код» орфографической ошибкой, если это сложное существительное во многих словарях пишут именно так?
Ответ справочной службы русского языка
Можно ответить так. Дефисное написание нарушает орфографическую норму, т. к. штрихкод – сложносокращенное слово (от штриховой код), а такие слова по правилам русского правописания пишутся слитно. Но слово это не так давно в русском языке, а новые слова нередко испытывают колебания в написании, что фиксируется словарями. Поэтому *штрих-код далеко не такая же орфографическая ошибка, как, например, *лесница или *деревяный.
Как правильно : не видимый глазу ручеёк, или невидимый глазу? Вроде это причастие, и есть зааисимое слово (глазу), и по логике должно писаться раздельно. Но у меня почему-то сомнения
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Для постановки запятых нет оснований.
Правило о том, что следует обособлять те слова, которые можно выкинуть, работает далеко не для всех членов предложения.
заплутала в пунктуации. верно ли расставила знаки препинания в следующем предложении Директриса заявила, что мы использовали далеко не все возможности для проведения массового праздника: можно устроить иллюминацию в школьном саду, можно провести бал в актовом зале, можно, наконец, использовать площадку для спортивных игр.
Ответ справочной службы русского языка
Пунктуационное оформление корректно.
1. Правильно ли расставлены знаки препинания? Около 20 сел были созданы помещиками(,) и далеко не всегда польскими. 2. Нужно ли 2 Г в таком случае? В каком из городов в 1542 и 1547 г(г). образовались первые братства? 3. Нужны ли здесь запятые? Пошли они на войну(,) считай(,) безоружными.
Ответ справочной службы русского языка
1. Около 20 сел были созданы помещиками, и далеко не всегда польскими.
2. В каком из городов в 1542 и 1547 гг. образовались первые братства?
3. Пошли они на войну, считай, безоружными.