Главная » Правописание слов » Дети здоровы не простужены как пишется

Слово Дети здоровы не простужены как пишется - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Дети здоровы не простужены как пишется

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Ели и сосны, скова(1)ые морозом, застыли черные и неподвижные, только изредка сухо потрескивали, словно простуже(2)о кашляли. Волк поднял голову и завыл – тоскливо и дли(3)о. В ответ ему испуга(4)о залаял в избе пес.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Ели и сосны, сковаННые морозом, застыли черные и неподвижные, только изредка сухо потрескивали, словно простужеННо кашляли. Волк понял голову и завыл – тоскливо и длиННо. В ответ ему испугаННо залаял в избе пес.

В этом предложении:

сковаННые — полное причастие, образованное от глагола совершенного вида;

простужеННо — КАК? наречие, образовано от причастия ПРОСТУЖЕННЫЙ;

длиННо — наречие, образовано от прилагательного ДЛИННЫЙ;

испугаННо — наречие, образовано от причастия ИСПУГАННЫЙ.

Тра­ди­ци­он­но яв­ля­ет­ся самой слож­ной темой для уча­щих­ся, так как обос­но­ван­ное на­пи­са­ние Н или НН воз­мож­но лишь при зна­нии мор­фо­ло­ги­че­ских и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных за­ко­нов. Ма­те­ри­ал «Справ­ки» обоб­ща­ет и си­сте­ма­ти­зи­ру­ет все пра­ви­ла темы Н и НН из школь­ных учеб­ни­ков и даёт до­пол­ни­тель­ную ин­фор­ма­цию из спра­воч­ни­ков В.В. Ло­па­ти­на и Д.Э Ро­зен­та­ля в том объ­е­ме, что не­об­хо­дим для вы­пол­не­ния за­да­ний ЕГЭ.

14.1 Н и НН в оты­мен­ных при­ла­га­тель­ных (об­ра­зо­ван­ных от имён су­ще­стви­тель­ных).

14.1.1 Две НН в суф­фик­сах

В суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся НН, если:

1) при­ла­га­тель­ное об­ра­зо­ва­но от су­ще­стви­тель­но­го с ос­но­вой на Н при по­мо­щи суф­фик­са Н: тумаН+ Н → ту­маН­Ный; кар­маН+Н → кар­маН­Ный, кар­тоН+Н → кар­тоН­Ный

ста­рин­ный (от ста­ри­На+Н), кар­тин­ный (от кар­ти­На+Н), глу­бин­ный (от глу­би­На+Н), ди­ко­вин­ный (от ди­ко­ви­На+Н), не­дю­жин­ный (от дю­жи­На+Н), ис­тин­ный (от ис­ти­На+Н), бар­щин­ный (от бар­щи­На+Н), об­щин­ный (от об­щи­На+Н), длин­ный (от длиНа+Н)

Об­ра­ти­те вни­ма­ние : слово «стран­ный» с точки зре­ния со­вре­мен­но­го языка не имеет в своём со­ста­ве суф­фик­са Н и не яв­ля­ет­ся род­ствен­ным к слову «стра­на». Но ис­то­ри­че­ски объ­яс­нить НН можно: че­ло­ве­ка из чужой стра­ны счи­та­ли ина­ко­мыс­ля­щим, чужим, по­сто­рон­ним.

Эти­мо­ло­ги­че­ски объ­яс­нить можно и на­пи­са­ние слова «под­лин­ный» : под­лин­ной в Древ­ней Руси на­зы­ва­лась та прав­да, ко­то­рую под­су­ди­мый го­во­рил «под длин­ни­ка­ми» — осо­бы­ми длин­ны­ми пал­ка­ми или кну­та­ми.

Ис­клю­че­ние: вет­рЕ­Ный (но: без­вет­рЕН­Ный).

Встре­ча­ют­ся слова-имена при­ла­га­тель­ные, в ко­то­рых Н яв­ля­ет­ся ча­стью корня. Эти слова надо за­пом­нить.Они не об­ра­зо­вы­ва­лись от имён су­ще­стви­тель­ных:

баг­ря­ный, зелёный, пря­ный, пья­ный, сви­ной, рдя­ный, ру­мя­ный, юный.

14.1.2. В суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся Н

Ис­клю­че­ния: стек­лЯН­Ный, оло­вЯН­Ный, де­ре­вЯН­Ный.

14.2. Н и НН в суф­фик­сах слов, об­ра­зо­ван­ных от гла­го­лов. Пол­ные формы.

Как из­вест­но, от гла­го­лов могут быть об­ра­зо­ва­ны и при­ча­стия, и имена при­ла­га­тель­ные (=от­гла­голь­ные при­ла­га­тель­ные). Пра­ви­ла на­пи­са­ния Н и НН в этих сло­вах раз­лич­ны.

14.2.1 НН в суф­фик­сах пол­ных при­ча­стий и от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных

В суф­фик­сах пол­ных при­ча­стий и от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся НН, если со­блю­да­ет­ся ХОТЯ БЫ ОДНО из усло­вий:

от гла­го­лов ку­пить, вы­ку­пить ( что сде­лать?, со­вер­шен­ный вид): куп­лЕН­Ный, вы­куп­лЕН­Ный;

от гла­го­лов бро­сить, за­бро­сить ( что сде­лать?, со­вер­шен­ный вид): бро­шЕН­Ный-за­бро­шЕН­Ный.

При­став­ка НЕ не ме­ня­ет вид при­ча­стия и не вли­я­ет на на­пи­са­ние суф­фик­са. Любая дру­гая при­став­ка придаёт слову со­вер­шен­ный вид

3) при слове, об­ра­зо­ван­ном от гла­го­ла, есть за­ви­си­мое слово, то есть оно об­ра­зу­ет при­част­ный обо­рот, на­при­мер: мо­ро­жЕН­Ное в хо­ло­диль­ни­ке, ва­рЕН­Ные в бу­льо­не ).

ПРИ­МЕ­ЧА­НИЕ : В слу­ча­ях, когда пол­ное при­ча­стие пе­ре­хо­дит в кон­крет­ном пред­ло­же­нии в имя при­ла­га­тель­ное, на­пи­са­ние не ме­ня­ет­ся. На­при­мер: Взвол­но­ваН­Ный этим со­об­ще­ни­ем, отец го­во­рил гром­ко и не сдер­жи­вал эмо­ций. Вы­де­лен­ное слово — при­ча­стие в при­част­ном обо­ро­те, взвол­но­ван­ный чем? этим со­об­ще­ни­ем. Ме­ня­ем пред­ло­же­ние: Его лицо было взвол­но­ваН­Ным, и уже нет при­ча­стия, нет обо­ро­та, ибо лицо нель­зя «взвол­но­вать», и это — имя при­ла­га­тель­ное. В таких слу­ча­ях го­во­рят о пе­ре­хо­де при­ча­стий в при­ла­га­тель­ные, но на на­пи­са­ние НН дан­ный факт никак не вли­я­ет.

Ещё при­ме­ры: Де­вуш­ка была очень ор­га­ни­зо­ваН­Ной и вос­пи­таН­Ной. Здесь оба слова — имена при­ла­га­тель­ные. Де­вуш­ку не «об­ра­зо­вы­ва­ли», да и вос­пи­тан­ная она все­гда, это по­сто­ян­ные при­зна­ки. Из­ме­ним пред­ло­же­ния: Мы спе­ши­ли на встре­чу, ор­га­ни­зо­ваН­Ную партнёрами. Мама, вос­пи­таН­Ная в стро­го­сти, и нас вос­пи­ты­ва­ла так же стро­го. А те­перь вы­де­лен­ные слова — при­ча­стия.

В таких слу­ча­ях в по­яс­не­нии к за­да­нию мы пишем: при­ла­га­тель­ное, об­ра­зо­ван­ное от при­ча­стия или при­ла­га­тель­ное, пе­ре­шед­шее из при­ча­стия.

До­бав­ля­ем сюда ещё слова:

ко­ва­ный, клёваный, жёваный ева/ова вхо­дят в со­став корня, это не суф­фик­сы, чтобы пи­сать НН. Но при по­яв­ле­нии при­ста­вок пи­шут­ся по об­ще­му пра­ви­лу: изжёваН­Ный, под­ко­ваН­Ный, исклёваН­Ный.

ра­не­ный пи­шет­ся одна Н. Срав­ни­те: ра­нЕН­Ный в бою (две Н, по­то­му что по­яви­лось за­ви­си­мое слово); из­ра­нЕН­Ный, вид со­вер­шен­ный, есть при­став­ка).

смышлёный опре­де­лить вид слова слож­но.

14.2. 2 Одна Н в от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных

В суф­фик­сах от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся Н, если:

ту­шЕ­Ное (его ту­ши­ли) мясо,

стри­жЕ­Ные (их стриг­ли) во­ло­сы,

ва­рЕ­Ный (его ва­ри­ли) кар­то­фель,

ло­ма­Ная (её ло­ма­ли) линия,

морЁНый (его мо­ри­ли) дуб (тёмный в ре­зуль­та­те спе­ци­аль­ной об­ра­бот­ки),

НО: как толь­ко у этих слов- при­ла­га­тель­ных по­яв­ля­ет­ся за­ви­си­мое слово, они тут же пе­ре­хо­дят в раз­ряд при­ча­стий и пи­шут­ся с двумя Н.

ту­шЕН­Ное в ду­хов­ке (его ту­ши­ли) мясо,

стри­жЕН­Ные не­дав­но (их стриг­ли) во­ло­сы,

ва­рЕН­Ный на пару(его ва­ри­ли) кар­то­фель.

РАЗ­ЛИ­ЧАЙ­ТЕ: у при­ча­стий (спра­ва) и у при­ла­га­тель­ных (слева) раз­ные зна­че­ния! Боль­ши­ми бук­ва­ми вы­де­ле­ны удар­ные глас­ные.

на­звА­ный брат, на­звА­ная сест­ра — че­ло­век, не со­сто­я­щий в био­ло­ги­че­ском род­стве с дан­ным че­ло­ве­ком, но со­гла­сив­ший­ся на брат­ские (сест­рин­ские) от­но­ше­ния доб­ро­воль­но.— нА­зван­ный мною адрес;

посажЁный отец (ис­пол­ня­ю­щий роль ро­ди­те­ля же­ни­ха или не­ве­сты при сва­деб­ном об­ря­де). — по­сА­жен­ный за стол;

при­дА­ное (иму­ще­ство, да­ва­е­мое не­ве­сте её семьёй для жизни в за­му­же­стве) — прИ­дан­ный ши­кар­ный вид;

сУже­ный (так на­зы­ва­ют же­ни­ха, от слова судь­ба) — сУжен­ная юбка, от слова сУзить, сде­лать узкой)

ПрощЁное вос­кре­се­нье ( ре­ли­ги­оз­ный празд­ник)— прощЁнный мною;

пИ­са­ная кра­са­ви­ца (эпи­тет, фра­зео­ло­гизм)— пИ­сан­ная мас­лом кар­ти­на.

14.2.3. На­пи­са­ние Н и НН в слож­ных при­ла­га­тель­ных

В со­ста­ве слож­но­го слова на­пи­са­ние от­гла­голь­но­го при­ла­га­тель­но­го не ме­ня­ет­ся :

а) пер­вая часть об­ра­зо­ва­на от гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида, зна­чит, пишем Н : глад­ко­кра­шЕ­Ный (кра­сить), го­ря­че­ка­та­Ный, до­мо­тка­Ный, пест­ро­тка­Ный, зла­то­тка­Ный (ткать); цель­но­кро­Е­Ный кро­ить), зла­то­ко­ва­Ный (ко­вать), ма­ло­ез­жЕ­Ный (ез­дить), ма­ло­хо­жЕ­Ный (хо­дить), ма­ло­но­шЕ­Ный (но­сить), ма­ло­солЁНый (со­лить), мел­ко­дроблЁНый (дро­бить), све­же­гашЁНый (га­сить), све­же­мо­ро­жЕ­Ный (мо­ро­зить) и дру­гие.

б) вто­рая часть слож­но­го слова об­ра­зо­ва­на от при­ста­воч­но­го гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида, зна­чит, пишем НН : глад­коокра­шЕН­Ный (окра­сить), свежезамо­ро­жЕН­Ный (замо­ро­зить) и др.).

Во вто­рой части слож­ных об­ра­зо­ва­ний пи­шет­ся Н, хотя есть при­став­ка ПЕРЕ-: гла­же­Ные-пе­ре­гла­же­Ные, ла­та­Ные-пе­ре­ла­та­Ные, но­ше­Ный-пе­ре­но­ше­Ный, сти­ра­Ное-пе­ре­сти­ра­Ное, стре­ля­Ный-пе­ре­стре­ля­Ный, што­па­Ное-пе­ре­што­па­Ное.

Таким об­ра­зом, вы­пол­нять за­да­ния можно по ал­го­рит­му:

14.3. Н и НН в крат­ких при­ла­га­тель­ных и крат­ких при­ча­сти­ях

И при­ча­стия, и при­ла­га­тель­ные имеют не толь­ко пол­ные, но и крат­кие формы.

Пра­ви­ло: В крат­ких при­ча­сти­ях все­гда пи­шет­ся одна Н.

Пра­ви­ло: В крат­ких при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся столь­ко же Н, сколь­ко в пол­ной форме.

Но, чтобы при­ме­нить пра­ви­ла, нужно раз­ли­чать при­ла­га­тель­ные и при­ча­стия.

РАЗ­ЛИ­ЧАЙ­ТЕ крат­кие при­ла­га­тель­ные и при­ча­стия:

1) по во­про­су: крат­кие при­ла­га­тель­ные — каков? ка­ко­ва? ка­ко­вы? ка­ко­во? ка­ко­вы?, крат­кие при­ча­стие — что сде­лан? что сде­ла­на? что сде­ла­но? что сде­ла­ны?

2) по зна­че­нию (крат­кое при­ча­стие имеет от­но­ше­ние к дей­ствию, можно за­ме­нить гла­го­лом; крат­кое при­ла­га­тель­ное даёт ха­рак­те­ри­сти­ку опре­де­ля­е­мо­му слову, о дей­ствии не со­об­ща­ет);

3) по на­ли­чию за­ви­си­мо­го слова (крат­кие при­ла­га­тель­ные не имеют и не могут иметь, крат­кие при­ча­стия имеют).

Крат­кие при­ча­стия Крат­кие при­ла­га­тель­ные
на­пи­сан (рас­сказ) м. род; что сде­лан? кем? маль­чик об­ра­зо­ван (каков?) —от пол­ной формы об­ра­зо­ван­ный (какой?)
на­пи­са­на (книга) ж.род; что сде­ла­на? кем? де­воч­ка об­ра­зо­ван­на (ка­ко­ва?)—от пол­ной формы об­ра­зо­ван­ная (какая?)
на­пи­са­но (со­чи­не­ние) ср.род; что сде­ла­но?кем? дитя об­ра­зо­ван­но (ка­ко­во?) —от пол­ной формы об­ра­зо­ван­ное (какое?)
ра­бо­ты на­пи­са­ны, мн. число; что сде­ла­ны? кем? дети об­ра­зо­ван­ны (ка­ко­вы?) —от пол­ной формы об­ра­зо­ван­ные (какие?)

14.4. Одна или две Н могут пи­сать­ся и в на­ре­чи­ях.

При ка­жу­щей­ся не­слож­но­сти этого пра­ви­ла су­ще­ству­ет про­бле­ма раз­гра­ни­че­ния на­ре­чий, крат­ких при­ча­стий и крат­ких при­ла­га­тель­ных. К при­ме­ру, в слове со­сре­до­то­че(Н, НН)о не­воз­мож­но вы­брать то или иное на­пи­са­ние БЕЗ зна­ния того, чем это слово яв­ля­ет­ся в пред­ло­же­нии или сло­во­со­че­та­нии.

РАЗ­ЛИ­ЧАЙ­ТЕ крат­кие при­ла­га­тель­ные, крат­кие при­ча­стия и на­ре­чия.

1) по во­про­су: крат­кие при­ла­га­тель­ные — каков? ка­ко­ва? ка­ко­вы? ка­ко­во? ка­ко­вы?, крат­кие при­ча­стие — что сде­лан? что сде­ла­на? что сде­ла­но? что сде­ла­ны? на­ре­чия: как?

2) по зна­че­нию (крат­кое при­ча­стие имеет от­но­ше­ние к дей­ствию, можно за­ме­нить гла­го­лом; крат­кое при­ла­га­тель­ное даёт ха­рак­те­ри­сти­ку опре­де­ля­е­мо­му слову, о дей­ствии не со­об­ща­ет); на­ре­чие обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, как оно про­ис­хо­дит)

3) по роли в пред­ло­же­нии: (крат­кие при­ла­га­тель­ные и крат­кие при­ча­стия за­ча­стую яв­ля­ют­ся ска­зу­е­мы­ми, на­ре­чие же

от­но­сит­ся к гла­го­лу и яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством)

На­ре­чие Крат­кое при­ча­стие Крат­кое при­ла­га­тель­ное
го­во­рил рас­се­ян­но рас­се­я­но по полю его лицо рас­се­ян­но
го­во­рить встре­во­жен­но всё село было встре­во­же­но этим из­ве­сти­ем лицо его было встре­во­жен­но
про­ве­ли встре­чу ор­га­ни­зо­ван­но экс­кур­сия ор­га­ни­зо­ва­на ро­ди­те­ля­ми де­вуш­ка дис­ци­пли­ни­ро­ван­на и ор­га­ни­зо­ван­на
вести себя вос­пи­тан­но вос­пи­та­на ба­буш­кой она вос­пи­тан­на и на­чи­тан­на

14.5. Н и НН в име­нах су­ще­стви­тель­ных

1. В су­ще­стви­тель­ных (как и в крат­ких при­ла­га­тель­ных и на­ре­чи­ях) пи­шет­ся столь­ко же Н, сколь­ко в при­ла­га­тель­ных (при­ча­сти­ях), от ко­то­рых они об­ра­зо­ва­ны:

НН Н
плен­ник (плен­ный) неф­тя­ник (неф­тя­ной)
об­ра­зо­ван­ность (об­ра­зо­ван­ный) го­сти­ни­ца (го­сти­ный)
из­гнан­ник (из­гнан­ный) вет­ре­ник (вет­ре­ный)
лист­вен­ни­ца (лист­вен­ный) пу­та­ни­ца (пу­та­ный)
вос­пи­тан­ник (вос­пи­тан­ный) пря­ность (пря­ный)
гу­ман­ность (гу­ман­ный) пес­ча­ник (пес­ча­ный)
воз­вы­шен­ность (воз­вы­шен­ный) копчёность (копчёный)
урав­но­ве­шен­ность (урав­но­ве­шен­ный) вкус­ное мо­ро­же­ное (мо­ро­же­ный)
пре­дан­ность (пре­дан­ный) тор­фя­ник (тор­фя­ной)

От имён при­ла­га­тель­ных об­ра­зо­ва­ны и слова

род­ственн/ик от род­ствен­ный, сто­ронн/ик от сто­рон­ний, еди­но­мыш­ленн/ик от еди­но­мыш­лен­ный, (зло­умыш­ленн/ик, со­умыш­ленн/ик ),став­ленн/ик от став­лен­ный, утоп­ленн/ик от утоп­лен­ный, чис­ленн/ик от чис­лен­ный, со­оте­че­ственн/ик от со­оте­че­ствен­ный) и мно­гие дру­гие.

2. Су­ще­стви­тель­ные могут также об­ра­зо­вы­вать­ся от гла­го­лов и дру­гих имён су­ще­стви­тель­ных.

Пи­шет­ся НН, одна Н вхо­дит в ко­рень, а дру­гая в суф­фикс. Н*
мошен/ник (от мошна, что зна­чи­ло сумка, кошелёк) труж/еник ( от тру­дить­ся)
дру­жин/ник (от дру­жи­на) муч/еник (от му­чить)
малин/ник (ма­ли­на) пудр/еница (от пуд­рить)
име­нин/ник (име­ни­ны) рож/еница (ро­дить)
измен/ник (из­ме­на) своя́ч/е/ниц/а
пле­мян/ник вар/еник (ва­рить)
бес­при­дан/ница НО: при­да­ное (от при­дать)
осин/ник бес­сребр/еник
звон/ница среб­ре/ник

При­ме­ча­ние к таб­ли­це : *Слова, ко­то­рые пи­шут­ся с Н и при этом не об­ра­зо­ва­ны от при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий) в рус­ском языке еди­нич­ны.Их нужно вы­учить на­и­зусть.

Пи­шет­ся НН и в сло­вах пу­те­шеств/енник (от пу­те­ше­ство­вать), пред­шеств/енник (пред­ше­ство­вать)

Источник

Помогите с русским плииз)

ОБОБЩАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОРФОГРАФИИ

Определите, в каких словах нужно писать букву о:

Укажите в каких словах нужно писать пре-:

1)пр.. забавный ребенок;
2)быстро пр.. бежать;
3)пр.. обрести книгу;
4)пр.. уменьшить заслуги;
5)пр.. вратить воду в пар;
6)пр.. общиться к искусству;
7)пр.. сытиться фруктами;
8)пр.. топтать землю;
9)почетный пр.. зидиум;
10)пр.. брежные заросли;
11)пр.. лежный ученик;
12)пр.. небрегать опасностями;
13)пр.. клеить объявление;
14)пр.. интересный человек;
15)пр.. рвать разговор.

IV.Найдите слова, в которых пишется мягкий знак:

V. Укажите слова, в которых пишется одна буква н:
1)жева.. ая газета;
2) накормле.. ый вовремя ребенок;
груже.. ый вагон;
нечая.. ая встреча;
жела.. ый друг;
бракова.. ая деталь;
круче.. ая нитка;
кипяче.. ая вода;
ваго.. ые мастерские;
гости.. ый двор;
овся.. ое печенье;
ветре.. ый день;
огурцы сильно пересоле.. ы;
завяза.. ый узлом шарф;
несвяза.. ый свитер.

VIII.Определите, какие слова пишутся через дефис:
(пол) лимона; 9) (крово) обращение;
(радио) эфир; 10) (вице) губернатор;
чин (чином); 11) давным (давно) ;
(плащ) палатка; 12) (полу) дикарь;
иван (да) марья; 13) куда (нибудь) ;
(пяти) дневный; 14) (тех) помощь;
северо (запад); 15) (обще) известный.
медно (красный) ;

IX.Укажите, в каких примерах выделенные слова пишутся раз­дельно:
(по) январски морозно;
и что (бы) ни говорили, все слушали;
как (будто) кто-то постучал;
(в) одиночку ничего не сделаешь;
поступил (по) деловому;
(во) первых;
(в) дали нараст

Укажите в каких словах нужно писать пре-:

1) прЕ.. забавный ребенок;
2) быстро пр. и. бежать;
3) пр. и. обрести книгу;
4) прЕ.. уменьшить заслуги;
5) пр. Е. вратить воду в пар;
6) пр.. иобщиться к искусству;
7) прЕ.. сытиться фруктами;
8) пр. и. топтать землю;
9) почетный пр. Е. зидиум;
10) при.. брежные заросли;
11) при.. лежный ученик;
12) прЕ. небрегать опасностями;
13) при.. клеить объявление;
14) пр. Е. интересный человек;
15) пр. Е. рвать разговор.

IV. Найдите слова, в которых пишется мягкий знак:

V. Укажите слова, в которых пишется одна буква н:
1) жева. Н. ая газета;
2) накормленн.. ый вовремя ребенок;
гружеН.. ый вагон;
нечаянн.. ая встреча;
желанн.. ый друг;
бракованн.. ая деталь;
кручеН.. ая нитка;
кипячеН.. ая вода;
вагонн.. ые мастерские;
гостиН.. ый двор;
овсяН.. ое печенье;
ветреН.. ый день;
огурцы сильно пересолеН.. ы;
завяза. нн. ый узлом шарф;
несвязанн.. ый свитер.

VIII. Определите, какие слова пишутся через дефис:
(пол-лимона; 9) (кровообращение;
(радиоэфир; 10) (вице-губернатор;
чин-чином) ; 11) давным-давно) ;
(плащ-палатка; 12) (полудикарь;
иван-да-марья; 13) куда-нибудь) ;
(пятидневный; 14) (техпомощь;
северо-запад) ; 15) (общеизвестный.
медно-красный) ;

IX. Укажите, в каких примерах выделенные слова пишутся раз­дельно:
(по-январски морозно;
и что бы) ни говорили, все слушали;
как будто) кто-то постучал;
(в одиночку ничего не сделаешь;
поступил (по-деловому;
(во-первых;
(вдали нараст
Добавлено 2 часа назад
(вдали нарастал рев;
собрались (на встречу с художником;
следы заворачивали за то) дерево;
мы продвинулись (вглубъ;
шли след в след;
это птица (вроде цапли;
(в течение времени;
у рек, (наподобие Терека, течение бурное;
она также) ему поклонилась.

Источник

Тесты по русскому языку (повторение)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГБПОУ «Заинский политехнический колледж»

Темы тестовых заданий

по дисциплине Русский язык

Лексика и фразеология.

Морфемика и словообразование.

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Э ксперт;
2) кух О нный;
3) ходат А йство;
4) зак У порить.
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Посадить ир И с;
2) знам Е ние;
3) бал О ванный;
4) зв О нит.
3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Кв А ртал;
2) кат А лог;
3) укр А инский;
4) премиров А ть.
4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Обл Е гчить;
2) кух О нный;
3) ик О нопись;
4) кладов А я.
5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Христиан И н;
2) ап О строф;
3) ген Е зис;
4) танцовщ И к.
6. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Конечно [чн];
2) скучно [чн];
3) девичник [чн];
4) ничто [шт].
7. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Шинель [н’];
2) бизнес [н’];
3) энергия [н’];
4) бутерброд [т’].
8. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Фонетика [н’];
2) кортеж [тэ];
3) рандеву [д’];
4) интервью [т’].
9. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Дезинфекция [дэ];
2) свитер [т’];
3) кашне [н’];
4) патент [т’].
10. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Сервиз [сэ];
2) компресс [р’];
3) зефир [зэ];
4) реквием [р’].

11. Подберите существительное к прилагательному подвижнОй:
1) Состав;
2) человек;
3) ребенок;
4) танец.
12. Подберите существительное к прилагательному развИтые:
1) Страны;
2) локоны;
3) дети;
4) игры.
13. Подберите существительное к прилагательному языковАя:
1) Колбаса;
2) система;
3) начинка;
4) нарезка.
14. Подберите существительное к прилагательному переноснОй:

1) Смысл;
2) телевизор.

1. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?
1) щека 2) пожалеть 3) шапка 4) желание
2. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный?

3. Лексика и фразеология.

1. Что изучает лексика?
А) историю слова;
Б) части речи и их формы;
В) правила написания слов;
Г) звуковую сторону слова;
Д) слова и их значения.
2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;
Д) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.
3. Укажите ряд многозначных слов:
А) съедобный, утомление;
Б) хохот, шезлонг;
В) съемка, ручка;
Г) компьютер, ландыш;
Д) самолет, дискуссия.
4. В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха, эра;
Б) лингвист, историк, литературовед;
В) фрукты, овощи, вишня;
Г) сосна, тополь, ясень;
Д) тарелка, вилка, ложка.
5. Укажите группу слов, которые являются омонимами:
А) метель, пурга;
Б) письменный стол, обеденный стол;
В) капитанская рубка, рубка леса;
Г) ручка чемодана, ручка малыша;
Д) шить иглой, игла ежа.
6. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:
А) бить баклуши,
Б) положа руку на сердце,
В) сложа руки,
Г) не покладая рук,
Д) море по колено.
7. Укажите слова, не являющиеся паронимами:
А) эффектный, эффективный;
Б) представить, предоставить;
В) фарш, фарс;
Г) командировочные, командированные;
Д) подпись, роспись.
8. Определите, в каком варианте профессиональные слова:
А) учитель, наставник, педагог;
Б) отечество, родина, отчизна;
В) метель, пурга, буран;
Г) аккорд, вокализ, мольберт;
Д) овощи, ягоды, фрукты.
9. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел;
Б) набрать в рот воды;
В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде;
Д) не разлить водой.
10. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;
Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай;
Д) кардиолог, инфаркт, универсам.
11. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
А) десница, работа, слеза;
Б) акварель, гуашь, палитра;
В) нечто, выкаблучиваться, ступай;
Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;
Д) кирпич, свекла, идти.
12. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
А) место, история, тетрадь;
Б) берег, город, молоко;
В) аббат, атака, жюри;
Г) ладонь, корова, дочь,
Д) поле, береза, сосед.
13. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:
А) закадычный друг;
Б) во веки веков;
В) вступить в брак;
Г) сдержать слово;
Д) втирать очки.
14. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:
А) бродяга-ветер;
Б) звездная ночь;
В) розовая шляпка;
Г) серебряное кольцо;
Д) старик-мудрец.
15. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
Б) Желтые листья медленно падали на землю.
В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
Г) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
Д) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

Ответы
1 Д
2 Г
3 В
4 А
5 В
6 Г
7 В
8 Г
9 Б
10 А
11 Д
12 В
13 Г
14 А
15 Д

4. Морфемика и словообразование.

1. – 1, 3, 4, 6, 7, 9, 13, 15

2. – 1, 3, 4, 6, 9, 11, 14, 15

3. – 1, 4, 5, 7, 9, 12, 14, 15

4. – 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 15, 16, 17, 20, 24, 25, 26, 27

5. – 1, 3, 7, 8, 10, 11, 12, 13

6. – 2, 3, 8, 9, 10, 12, 13, 14

7. – 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 14

8. – 1, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13

9. – 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13

Прочитайте текст и выполните задания 1—10.

(1) Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2) Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты. (3) Согласно гипотезе, эти объекты возникли в результате взрыва сверхновой звезды. (4) Открытие знаменательно тем, что диск обращается вокруг пульсара, или умершей звезды. (5) Он состоит из газа и космической пыли, из которой произошла Земля. (6) Исследование проводилось учеными с помощью инфракрасного телескопа. (7) Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.

1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИНТРИГУЮЩИХ из первого (1) предложения текста.

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

4) деепричастие совершенного вида

2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова РАЗРЕШЕНА из первого (1) предложения текста.

2) краткое причастие

3) краткое прилагательное

3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНА из первого (1) предложения текста.

2) порядковое числительное

3) краткое прилагательное

4) количественное числительное

4. Укажите правильную морфологическую характеристику слова САМЫХ из первого (1) предложения текста.

1) определительное местоимение

2) притяжательное местоимение

3) качественное прилагательное

4) причастие совершенного вида

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВПЕРВЫЕ из второго (2) предложения текста.

3) краткое причастие

4) деепричастие несовершенного вида

6. Укажите правильную морфологическую характеристику слова СОГЛАСНО из третьего (3) предложения текста.

2) краткое причастие

3) краткое прилагательное

7. Укажите правильную морфологическую характеристику слова СВЕРХНОВОЙ из третьего (3) предложения текста.

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

8. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗНАМЕНАТЕЛЬНО из четвертого (4) предложения текста.

3) краткое прилагательное

4) краткое причастие

9. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВОКРУГ из четвертого (4) предложения текста.

10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРАЩАЯСЬ из седьмого (7) предложения текста.

3) краткое причастие

4) страдательное причастие

3. Найдите словосочетание, соответствующее схеме «ГЛАГ.+ НАРЕЧИЕ»:
А) спрашивать совета;
Б) стучать кулаком;
В) очень темно;
Г) ехать шагом;
Д) собираться потанцевать.
4. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
А) в течение дня;
Б) верная мужу;
В) грустный взгляд;
Г) поехал отдохнуть;
Д) женщина – врач.
5. Какое словосочетание связано способом управления?
А) чуть – чуть прикоснуться;
Б) прикоснуться к плечу;
В) к больному плечу;
Г) очень больно;
Д) сразу обратился.
6. Какое словосочетание связано способом примыкания?
А) сразу обратился;
Б) с радостью обратился;
В) обратился к подруге;
Г) к давней подруге;
Д) двое из них.
7. Какое словосочетание связано способом согласования?
А) приду поговорить;
Б) доволен одним;
В) к моему сыну;
Г) белый от боли;
Д) мало-помалу привыкаю.
8. Укажите глагольное словосочетание:
А) чуть – чуть прикоснуться;
Б) к моему сыну;
В) к больному плечу;
Г) очень больно;
Д) двое из них.
9. Укажите именное словосочетание:
А) приду поговорить;
Б) мало-помалу привыкаю;
В) прикоснуться к плечу;
Г) белый от боли;
Д) с радостью обратился.
10. Укажите наречное словосочетание:
А) чересчур быстро;
Б) любящая тебя;
В) вышла замуж;
Г) в чьих-то перчатках;
Д) нечто странное.

Ответы
1 В
2 Г
3 Г
4 А
5 Б
6 А
7 В
8 А
9 Г
10 А

8. Простое предложение.

1. Найдите простое предложение:
А) Вечереет, небо на западе порозовело.
Б) Мы шли и говорили, что самое безмолвное время суток на земле всегда бывает перед рассветом.
В) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся.
Г) Он сел у окна, в котором виднелся холодный красный закат.
Д) Отъехав от берега, я опустил вёсла, и меня понесло по течению.
2. Укажите односоставное предложение:
А) Оттуда несло запахом свежескошенной травы.
Б) Волга – красивейшая река России.
В) Мал золотник, да дорог.
Г) Лишь самые выносливые смогли одолеть подъём на снежную вершину.
Д) Он ловкий и быстрый.
3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
А) Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
Б) Стану сказывать я сказку.
В) Я буду учителем в вашей школе.
Г) Мы предложили ему поиграть с нами.
Д) Сирень начинает отцветать в начале лета.
4. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:
А) Дом будут строить каменщики.
Б) Я должен был признать свои ошибки.
В) Я пришел с вами поспорить.
Г) Он просил приехать нас завтра.
Д) Желание учиться овладело мальчиком.
5. Укажите предложение с составным именным сказуемым:
А) Я не мог оторвать глаз от убегающего лося.
Б) Мы будем вместе решать эту проблему.
В) В лицо мне дышит свежая трава.
Г) Ящериц кругом было много.
Д) Я хочу поговорить с ним об этом.
6. Укажите определённо-личное предложение:
А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Б) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
В) Ради розы терпят и шипы.
Г) Нигде жилья не видно на просторе.
Д) Нам теперь стоять в ремонте.
7. Укажите неопределённо-личное предложение:
А) По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой.
Б) Кому-то принесли от мастера ларец.
В) Волка шапками не закидаешь.
Г) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня.
Д) На пригорке то сыро, то жарко.

8. Укажите обобщённо-личное предложение:
А) Бумагу для обёртывания берут прочную.
Б) Из воды пустой масла не извлечёшь.
В) Под музыку дождя иду во тьме.
Г) Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.
Д) Еду-еду в чистом поле.
9. Укажите безличное предложение:
А) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Б) В дверь негромко постучали.
В) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
Г) В душу повеяло жизнью и волей.
Д) Приветствую тебя, пустынный уголок.
10. В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
А) Умный смех как прекрасный источник энергии.
Б) Эти равнины словно бескрайнее море.
В) Читать значит узнавать много нового и интересного.
Г) Жизнь прекрасна и удивительна.
Д) Бедность не порок.
Ответы
1 В
2 А
3 В
4 Б
5 Г
6 А
7 Б
8 Б
9 Г
10 В

9. Сложное предложение

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.
1) По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные.
2) Если предложение имеет одну грамматическую основу, оно является простым.
3) Предложение, в котором больше двух грамматических основ, является сложным.
4) Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или главный член в односоставном предложении.
2. Найдите неверное утверждение.
1) К сложным предложениям относятся предложения, в которых две и более грамматических основ.
2) Части, составляющие сложное предложение, образуют единое смысловое, грамматическое и интонационное целое.
3) Части сложного предложения равноправны по отношению друг к другу.
4) Сложные предложения делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
3. Найдите сложные предложения.
1) Фельдшерица, усадив Пашку, вышла и немного погодя вернулась, держа в охапке кучу одежды.
2) Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты.
3) Затем я снова замечал ее взгляды на себе — то пытливый и проницательный, вызывающий тревогу, то отсутствующий, с потерянной мыслью, то быстрый, настороженно лукавый.
4) Зима была снежная, и все ждали сильного половодья.
4. Сколько простых предложений в составе сложного?
Ему казалось, что, если все что он видит и слышит, разложить в каком-то порядке, разобрать и внимательно обдумать, найдется доброе объяснение и оправдание всему недоброму, должно родиться в душе некое емкое слово, которое сразу и объяснит ему людей и соединит его с ними.
1) четыре
2) пять
3) шесть
4) семь
5. Найдите предложения, в которых союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
1) Каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим курсом.
2) Было уже довольно тепло и по-настоящему пахло весной.
3) Вдали лесистые равнины и неприступные вершины гранитных скал туман одел.
4) Фельдшер и повар сидят на порогах и вторят друг другу на звенящих мандолинах.
5) Прошла любовь явилась муза и прояснился темный ум.
6. Составьте определения.
1) Сложносочиненные предложения
2) Сложноподчиненные предложения
3) Бессоюзные предложения
а) это такие сложные предложения, в которых главным средством связи частей является интонация, характер которой обусловлен значением предложения.
б) это такие сложные предложения, которые состоят из главной и придаточной частей. Придаточная часть подчинена главной по смыслу и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов или союзных слов.
в) это такие сложные предложения, части которых равноправны по отношению друг к другу и связаны с помощью сочинительных союзов.
7. Найдите сложносочиненные предложения.
1) Я стал борющимся государством, против которого неожиданно открыли второй фронт.
2) Любовь должна обогащать людей ощущением силы, и она обогащает.
3) Я понимал, что из университета меня скоро выгонят.
4) Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.
5) Я наблюдал с берега и увидел: синий парус медленно наклонился и исчез.
8. Найдите сложноподчиненные предложения.
1) Следует уходить раньше, чем тебя к этому недвусмысленно вынуждают.
2) Если мне подолгу не приходилось слушать музыку, я тосковал.
3) Жизнь Левитана не богата событиями, но много среди них было горьких.
4) Гляди в окно: Молчалин на ногах давно!
5) Чтобы память о прошлом сохранилась в веках, на помощь истории приходит искусство.
9. Найдите бессоюзные предложения.
1) Я напоминал садовника, который ежедневно вытаскивает цветок из земли, чтобы узнать, прижился ли он.
2) Учитель кричит им вдогонку, но они его не слушают.
3) Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.
4) Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга.
5) Вдали туман — мне грустно поневоле.

1. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:
1. Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.
2. Эмоциональность, конкретность, простота речи.
3. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.
4. Образность, эмоциональность, конкретность.
5. Смысловая точность.
2. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?
1. Создание картин и образов.
2. Непосредственное повседневное общение.
3. Убеждение, воздействие на слушателя.
4. Точная передача информации.
5. Передача научных сообщений.
3. Определите жанры художественного стиля речи:
1. Письмо, беседа, записка.
2. Диссертация, конспект, доклад.
3. Очерк, фельетон, репортаж.
4. Резолюция, заявление, докладная записка.
5. Поэма, драма, рассказ.
4. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?
1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.
2. Толстенный, сестрица, лгунишка.
3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники.
4. Довожу до вашего сведения, принять меры.
5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.

5. Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля?
1. Риторические вопросы.
2. Неполные предложения.
3. Сложные предложения.
4. Обращения к читателям.
5. Диалог.

Составитель ________________________ А.С. Спиридонова

Критерии оценки тестовых заданий

оценка «отлично» выставляется студенту, если студент выполнил 100-90% задания;

оценка «хорошо» если студент выполнил 85-75 % задания;

оценка «удовлетворительно» если студент выполнил 70-60% задания;

оценка «неудовлетворительно» если студент выполнил меньше 60% задания.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Дети здоровы не простужены как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Дети здоровы не простужены как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Дети здоровы не простужены как пишется:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *