Дизель моторный завод как пишется
§ 129. Следующие разряды прилагательных пишутся через дефис.
1. Прилагательные, образованные от существительных, пишущихся через дефис, напр.: вице-президентский ( от вице-президент), дизель-моторный (дизель-мотор), факс-модемный (факс-модем), социал-демократический (социал-демократия), контр-адмиральский (контр-адмирал), генерал-губернаторский, камер-юнкерский, приват-доцентский, унтер-офицерский, флигель-адъютантский, штабс-капитанский, ку-клукс-клановский; северо-восточный (северо-восток), северо-западный, юго-западный, юго-восточный; прилагательные, образованные от пишущихся через дефис собственных имен, напр.: санкт-петербургский ( от Санкт-Петербург), нью-йоркский (Нью-Йорк), аддис-абебский (Аддис-Абеба), коста-риканский (Коста-Рика), лос-анджелесский (Лос-Анджелес), сан-францисский (Сан-Франциско), алма-атинский (Алма-Ата), улан-удэнский (Улан-Удэ), йошкар-олинский (Йошкар-Ола), усть-каменогорский (Усть-Каменогорск), соль-илецкий (Соль-Илецк), орехово-зуевский (Орехово-Зуево); рио-де-жанейрский (Рио-де-Жанейро); новгород-север-ский, ленинск-кузнецкий ( от названий городов Новгород-Северский, Ленинск-Кузнецкий); ла-маншский (Ла-Манш); сен-симоновский (Сен-Симон), сухово-кобылинский (Сухово-Кобылин). Исключения: москворецкий ( от Москва-река), Китайгородский ( от Китай-город).
2. Прилагательные, обозначающие оттенки качества (преимущественно цвета или вкуса), напр.: бледно-жёлтый, густо-синий, светло-голубой, тёмно-русый, тускло-зелёный, ярко-красный, нежно-розовый, рыжевато-коричневый, бутылочно-зелёный, матово-белый,
серебристо-серый, кисло-сладкий, горько-солёный, терпко-сладкий, сладковато-горький, кричаще-яркий, раскатисто-громкий, а также (с наречием в первой части) изжелта-красный, иссиня-чёрный. Исключение: чернобурая лисица (только в этом сочетании).
Это правило распространяется и на любые индивидуально-авторские образования, обозначающие сочетания признаков. Такие сложные прилагательные широко употребляются в художественной и публицистической речи, напр.: тяжело-звонкое скаканье (П.), злобно-бесстыже-хвастливые выходки (С.-Щ.), сладко-пахучий, грубо-решительный, упрямо-самонадеянный, сурово-непроницаемый, трогательно-романтический.
3. Прилагательные, образованные от сочетаний имени и фамилии, имени и прозвища, напр.: вальтер-скоттовский (Вальтер Скотт), жюль-верновский, ромен-роллановский, робин-гудовский, чайльд-гарольдовский, козьма-прутковский, чарли-чаплинский, а также прилагательные типа дяди-Стёпин, тёти-Валин (см. § 166).
Примечание. Однако пишутся слитно прилагательные, образованные: а) от китайских, корейских, вьетнамских личных имен, напр.: маоцзэдуновский (Мао Цзэдун), кимирсеновский (Ким Ир Сен), хошиминовский (Хо Ши Мин); б) отличных имен, начинающихся служебными элементами (артиклями, частицами) ван, де,ле, фон и т. п., напр.: вангоговский (Ван Гог), деголлевский (Де Голль), фоннеймановский (фон Нейман).
4. Относящиеся к научной и технической терминологии прилагательные с повторяющимся корнем типа водо-водяной, газо-газовый, одно-однозначный и типа электрон-электронный, протон-протонный, спин-спиновый.
5. Музыкальные термины, содержащие в качестве составной части названия нот, напр.: до-мажорный, ре-минорный, си-бемоль-мажорный, фа-диез-минорный.
Примечание. О написании составных терминов типа до мажор, ре минор см. § 122, п. 6.
6. Устаревшие краткие прилагательные типа сам-друг, сам-трете́й, сам-пят.
Поиск ответа
Вопрос № 302455 |
Здравствуйте. Нужно ли (и почему, если нет) обособлять деепричастие в предложении: «Комплекс можно назвать батарейкой на колесах: благодаря дизел ь-генератору машина может несколько дней (?) не заправляясь (?) курсировать по бездорожью»?
Ответ справочной службы русского языка
Деепричастие не заправляясь обособляется.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлены знаки препинания при описании топливохранилища? Топливохранилище АЗС включает 6 наземных горизонтальных резервуаров: – 2 резервуара с жидким топливом, один из которых объемом 50 м3 используется под бензин АИ-92, другой объемом 25 м3 – под дизел ьное топливо; – 4 резервуара пустые, используются в качестве аварийных, объем резервуаров – по 25 м3 каждый.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
В русском языке такого различия в значении нет.
Большой толковый словарь
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, какой вариант лучше: » дизел ь-поезд с гидромеханической передачей Крюковского завода» или » дизел ь-поезд Крюковского завода с гидромеханической передачей»? «Передача», очевидно, относится к поезду, а не заводу. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Второй вариант лучше, поскольку он устраняет названную Вами неоднозначность фразы.
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая перед союзом когда?
«Поэтому когда наступает холодное время года, на АЗС или нужно спрашивать, или узнавать из паспорта качества на дизел ьное топливо, какая у него минимальная температура фильтруемости».
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день. Не получила ответа на вопрос, следует ли заключать в кавычки Евро-5 и Евро-4 и почему в следующих предложениях:
Именно с этого года заправиться можно будет только бензином Евро-5 или более высокого стандарта.
Экологический стандарт Евро-5, введенный с октября 2009 года, предусматривает для новых автомобилей c дизел ьным двигателем (по сравнению с Евро-4) снижение на 20% окисей азота.
Ответ справочной службы русского языка
Да, кавычки нужны, так как это условное наименование: Экологический стандарт «Евро-5», по сравнению с «Евро-4».
Ответ справочной службы русского языка
В данном случае для постановки запятой нет оснований. Чаще всего запятые ставятся по своим правилам, а тире ─ по своим. В редких случаях наличие тире «отменяет» постановку запятой. Однако каждый из знаков препинания в предложении должен быть оправдан правилами пунктуации.
О современной пунктуации читайте в справочниках, один из них: полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина.
Еще раз добрый день! Ответьте, пожалуйста еще на один вопрос. Нужна ли запятая после «так же»: Дизел ьное топливо популярно так же как и газ. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Возможны варианты: Дизел ьное топливо популярно, так же как и газ (= и газ тоже популярен); Дизел ьное топливо популярно так же, как и газ (= в той же мере).
Уважаемые грамотеи! Подскажите, как написать: ветро дизел ьные установки, ветрогидроустановки, ветросолнцебиомассаустановки? Спасибо за помощь!
Ответ справочной службы русского языка
Верно слитное написание. Согласно логике словообразовательной модели, должно быть: ветросолнцебиомассОустановки.
Добрый день!
Подскажите пожалуйста, почему слово » дизел ьгенераторная» пишется слитно?
Ответ справочной службы русского языка
Вообще говоря, орфографический словарь рекомендует дефисное написание.
Ответьте, пожалуйста, нужно ли тире в предложении:
Двигатель у этого автомобиля – дизел ьный.
Ответ справочной службы русского языка
Тире может быть поставлено по желанию автора (авторское, интонационное тире).
К сожалению, это отписка одного из сотрудников справочной службы, а не вдумчивый ответ (см. ниже). Каким правилом руководствовался человек, его написавший? Может, это вопрос заслуживает большего внимания, чем отсылка к явной ошибке в словарях, закрепленной совсем недавно, и неоднозначная интерпретация правил русского языка, опубликованных в т.ч. и на этом сайте?
О какой такой «европейской зоне» думал составитель словаря, настаивающий на слитном написании «еврозона», а не через дефис «евро-зона»? Может, он просто не задумался над происхождением и смыслом этого слова и волюнтаристским образом создал еще одно немотивированное исключение из правил?
Если вам не безразличен русский язык, потратьте пжл на этот вопрос чуть больше 20 секунд. Заранее благодарен.
Алекс
§ 79. Пишутся через дефис:
1. Сложные существительные, имеющие значение одного слова и состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных, соединенных без помощи соединительных гласных о и е, например:
а) жар-птица, бой-баба, дизел ь-мотор, кафе-ресторан, премьер-министр, генерал-майор, Бурят-Монголия (при склонении изменяется только второе существительное);
б) изба-читальня, купля-продажа, паинька-мальчик, пила-рыба, Москва-река (при склонении изменяются оба существительных).
Ответ справочной службы русского языка
Первую часть сложных слов евро. в русском языке принято писать слитно с последующей частью слова. Написание проверяется в словарном порядке.
Ответ справочной службы русского языка
§ 79. Пишутся через дефис:
1. Сложные существительные, имеющие значение одного слова и состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных, соединенных без помощи соединительных гласных о и е, например:
а) жар-птица, бой-баба, дизел ь-мотор, кафе-ресторан, премьер-министр, генерал-майор, Бурят-Монголия (при склонении изменяется только второе существительное);
б) изба-читальня, купля-продажа, паинька-мальчик, пила-рыба, Москва-река (при склонении изменяются оба существительных).
Ответ справочной службы русского языка
Первую часть сложных слов евро. в русском языке принято писать слитно с последующей частью слова. Написание проверяется в словарном порядке.
особенность дизел ьного мотора в том, что если его запустить, электричества для дальнейшей работы уже не нужно. Нужна ли запятая между ЧТО и ЕСЛИ? Спасибо за своевременный ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, какие слова писать с больших букв: «доска почета ВДНХ СССР*, «государственный знак качества». Как писать » дизел ьно-испытательный», » дизел ьноиспытательный» или » дизел еиспытательный» цех?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: _Доска почета ВДНХ СССР, Государственный знак качества_.
Такое слово не зафиксировано. Если оно образовано от сочетания _испытание дизел ей_, то верно: _ дизел еиспытательный_.
Связанные словари
Дизель-моторный
Дизель-моторный
⇒ Гласные буквы в слове:
д и з е ль-м о т о рн ы й
гласные выделены красным
гласными являются: и, е, о, о, ы
общее количество гласных: 5 (пять)
д и ́ зель-мот о ́ рный
ударная гласная выделена знаком ударения « ́ »
ударение падает на буквы: и, о,
диз е ль-м о торн ы й
безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием « »
безударными гласными являются: е, о, ы
общее количество безударных гласных: 3 (три)
⇒ Согласные буквы в слове:
д и з е л ь- м о т о р н ы й
согласные выделены зеленым
согласными являются: д, з, л, м, т, р, н, й
общее количество согласных: 8 (восемь)
д и з е л ь- м ото р н ы й
звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием « »
звонкими согласными являются: д, з, л, м, р, н, й
общее количество звонких согласных: 7 (семь)
глухие согласные выделены двойным подчеркиванием « »
глухими согласными являются: т
общее количество глухих согласных: 1 (одна)
Крутящий момент
Посещение Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ) стало одним из первых пунктов деловой программы белорусской делегации. Здесь идет сборка усовершенствованного дизеля для БелАЗа. Автогигант начал сотрудничать с УДМЗ несколько лет назад, вскоре после посещения Беларуси свердловской делегацией и ответной бизнес-миссии республики. Для восстановления товарооборота между странами, упавшего из-за введенных в 2014 году против России экономических санкций, партнерам пришлось вспомнить такие «новые-старые» понятия как кооперация, импортозамещение, локализация производства.
Говорят, опытный образец уже показал неплохие результаты и кое в чем даже превзошел изделия конкурентов, в частности расход топлива у него на 15 процентов меньше. Белорусы заинтересованы в возвращении уральского дизеля и терпеливо ждут новых конструкторских решений.
К слову, сотрудничество с уральским заводом в Беларуси поддерживают на самом высоком уровне: бывший глава БелАЗа Петр Пархомчик в прошлом году стал министром промышленности РБ. Сегодня кооперация белорусского автогиганта с предприятиями РФ достигает 50 процентов, самосвалы на 60 процентов состоят из российских комплектующих.
В свою очередь, белорусы готовы помочь свердловчанам с проведением предстоящей Универсиады: к этому событию в Екатеринбурге планируют обновить общественный транспорт. Троллейбусы, автобусы и даже электробусы белорусского производства россиянам хорошо известны, как и техника для уборки городов, а она тоже понадобится. Тем более что такие поставки можно субсидировать за счет федеральных программ. А еще белорусы предлагают технологии очистки воды, строительства и реновации дорог и даже прямую поставку продуктов на Средний Урал.
Кстати, по словам Дмитрия Харитончика, товарооборот Среднего Урала и Беларуси с 2015 года стабильно растет. В 2019 году он превысил 88 миллионов долларов. Статистику прошлого года, увы, подпортила пандемия. Но 2021-й внушает партнерам оптимизм.
«Сделано у нас» и на Яндекс.Дзен
Cегодня это один их самых популярных каналов в Дзен, с полуторамиллионной аудиторией и 140 тысячами подписчиков. Присоединяйтесь! Канал «Сделано у нас» не дублирует сайт, а дополняет его.
Вступайте в другие наши группы и добавляйте нас в друзья 🙂
На Уральском дизель-моторном заводе в запущено производство линейки дизельных двигателей
На Уральском дизель-моторном заводе (г. Екатеринбург, группа Синара) запущены сборочный цех и комплекс по выпуску дизелей нового поколения ДМ-185. Уральские двигатели будут применяться на магистральных тепловозах, океанских судах, электростанциях и еще в ряде сфер.
Новые двигатели УДМЗ смогут заменить силовые установки иностранного производства на ряде кораблей, а также будут использоваться в разработках перспективных кораблей и судов в рамках госпрограмм.
Все основные детали двигателя унифицированы в рамках модельного ряда, что позволяет удешевить процесс разработки и изготовления новых модификаций двигателей. Кроме того, двигатели ДМ-185 имеют высокий потенциал импортозамещения комплектующих деталей. На сегодняшний день использование российских компонентов составляет более 50%, в рамках программы локализации к 2018 году ее уровень будет доведен до 80%.
Изначально этот двигатель создавался как дизельный, но также просчитывалась возможность установки газовой топливной системы. Таким образом, новое семейство дизелей, которое на сегодняшний день создано на УДМЗ, обладает хорошим потенциалом потребления как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В рамках реализованного проекта на Уральском дизель-моторном заводе будет создано полноценное семейство высокооборотных дизельных двигателей, как в V-образном, так и в рядном исполнениях: L6, L8, V12, V16, V20. Важно отметить, что в цехах предприятия установлено новейшее технологическое оборудование. В частности, двигатели при сборке поступают на специализированные 3D-координатные контрольно-измерительные машины, обеспечивающие точность измерения до 20 мкм на 4000 мм.
Новое семейство двигателей ДМ-185 позволит заменить технологически устаревшие двигатели ДМ-21, которые выпускаются предприятием с начала 1980 годов и существенно уступают современным зарубежным аналогам по техническому уровню и надежности.
Создание линейки дизельных двигателей было реализовано при поддержке Минпромторга РФ в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база». В 2013 году УДМЗ был предоставлен грант в размере 500 миллионов рублей на НИОКР, а в 2015 дополнительно из Фонда развития промышленности предоставлен льготный заем в размере 300 миллионов рублей.
Общие инвестиции в проект по организации серийного производства перспективного семейства промышленных высокооборотных дизелей и дизель-генераторов составляют более 2 млрд рублей.