Инструкция: как сделать запись в трудовую книжку о переименовании должности
Запись в трудовой при смене должности — это информация об изменении позиции, на которой трудится работник. Она вносится строго в соответствии со штатным расписанием.
Причины для переименования должности
Сведения о работе в должности по штатному расписанию включают в трудовое соглашение с сотрудником (ст. 57 ТК РФ). Название штатной позиции является одним из обязательных условий соглашения, а непосредственно должность включают в штатное расписание предприятия.
Название в одностороннем порядке работодатели переименовывают в соответствии со ст. 74 ТК РФ. Поводом для корректировок становятся производственная необходимость, обновления в процессах, структуре компании. Корректировку названия и штатного расписания проводят в соответствии с потребностью организации.
Для фиксации изменения в трудовой книжке следует провести переименование в соответствии с требованиями законодательства:
Как внести запись о переименовании должности
Внесение информации в трудовую книжку регулирует постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69. Инструкция содержит основные правила оформления:
Информацию вносят, если издан распорядительный документ по учреждению. Срок для оформления по корректировке названия — одна неделя с момента, когда зарегистрирован приказ. Содержание аналогично формулировкам локального акта.
Чтобы оформить переименование, работодатель выбирает раздел «Сведения о работе» и вносит в него сведения о переименовании в таком порядке:
Шаг 1. В графе 1 указывает номер сведений по порядку.
Шаг 2. В графе 2 «Дата» вносит информацию о числе/месяце/годе оформления.
Шаг 3. В графе 3 — информацию о названии, аналогичную приказу по организации. Вот так выглядит образец записи в трудовой книжке и переименовании должности:
Шаг 4. В графе 4 делает ссылку на распорядительный документ, утверждающий изменения.
Что делать, если допустили ошибку
В соответствии с инструкцией по заполнению трудовых книжек (постановление Минтруда РФ № 69), перечеркивать ошибки или замазывать некорректную информацию запрещено.
Исправление неверной формулировки в разделе «Сведения о работе» следует осуществить так:
Вот так выглядит образец записи в трудовой об изменении должности с исправлением допущенной ошибки:
В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении
Приказ о переименовании должностей
Если требуется изменить название должности действующего сотрудника, то прибегают к составлению приказа о переименовании должностей.
Документ удобен для использования, однако следует учитывать ряд нюансов.
Подготовка
Изменение названия должности, на которой работник находится, согласно ст. 57 ТК РФ, считается существенным условием для изменения трудового договора. Поэтому, чтобы приказ имел законную силу, к его согласованию и подписанию необходимо подготовиться.
Подготовка заключается в уведомлении самих сотрудников о намерениях компании. Если они не имеют ничего против того, что их должность будет называться по-другому, то они подписывают доп. соглашение к трудовому договору. Оно называется «О внесении изменений в трудовой договор». Таким образом, приказ может быть издан только на основании этих бумаг.
Какие могут использоваться формулировки
Для обоснованности бумаги в ней прописываются веские основания, которые побудили фирму воспользоваться таким приказом. Это может быть ссылка на Федеральный закон №400 «О страховых пенсиях» или любой другой, побудивший работодателя менять название должности. Приказ будет начинаться в этом случае так: «В целях приведения наименования должности в соответствие с требованиями». Далее будет идти ссылка на закон, постановление и пр.
НАПРИМЕР. Просто «бухгалтер» может быть заменен на «бухгалтер по материалам» или «заместитель главного инженера» заменен на «старший инженер», если без этой замены никак не обойтись.
Квалификационный справочник при этом – ориентир и поддержка для составителя. Иногда цель процесса обосновывают просто: «В связи с внесением изменений в штатное расписание», «В связи с изменением технологии производства» или «В связи с необходимостью увеличения, реорганизации отдела».
Оформление
Приказ должен содержать в себе:
Особенно актуально составление такой бумаги в том случае, если при исполнении обязанностей есть какие-либо факторы вредности.
Не редки ситуации, при которых работник, согласно трудовому законодательству РФ, имеет право на досрочный выход на пенсию. Но его должность не числится в квалификационном справочнике. Пенсионный фонд при принятии решения о досрочном выводе сотрудника на пенсию всегда сверяется с квалификационным документом. Таким образом, работник может лишиться этой привилегии из-за проволочки с бумагами. Чтобы этого не случилось, оформляют данные приказы.
Какого рода эти изменения
Незначительные изменения, носящие организационный либо технологический характер, могут проводиться по односторонней инициативе работодателя. При этом заполняется не соглашение, а уведомление. Причем последнее подразумевает свободную форму изложения. Однако упоминание о том, с какого названия на какое меняется его должность, не будет лишним, а также причины, по которой это происходит. Добросовестный работодатель таким образом заботится о своих сотрудниках. Кадровикам не нужно забывать о таких нюансах. Желательно озаботиться этим вопросом за 2 календарных месяца до предполагаемого переименования.
Если работник не согласен с переименованием
Бывают случаи, когда сотрудник не согласен с действиями работодателя. Тогда он вправе оспорить его действия в судебном порядке. Если нет его подписи нет на соглашении или уведомлении о переименовании, то оформляется акт об отказе от соглашения (в комиссию для составления этого акта должны быть приглашены минимум два незаинтересованных в деле свидетеля, для упрощения дальнейшего взаимодействия).
К СВЕДЕНИЮ! Если работник подписал уведомление или соглашение, шансы на выигрыш его дела сводятся к нулю.
Увольнение такого сотрудника при отсутствии вакантных должностей с таким же названием будет проводиться официально и законно, согласно п.7 ст. 77 ТК РФ.
Внимание! Переименование должности не будет считаться переводом.
Куда заносится информация о приказе
Данные из этого документа обязательно отражаются в штатном расписании и других кадровых документах. Сам приказ заносится в книгу регистрации приказов по личному составу (эти документы хранятся 75 лет). В зависимости от специфики бумаги (состоят ли сотрудники на вредной службе и пр.) приказ о переименовании должностей может быть зафиксирован в общей книге регистрации приказов по основной деятельности. Таким же образом нужно поступать, если отдельной книги регистрации приказов по личному составу организация не имеет (но это должно быть упомянуто в распоряжения, уставе и других документах фирмы).
Должность переименована на должность как правильно написать
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Как правильно оформить переименование должности работника (например название должности секретаря изменить на секретаря-оператора)?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Уведомление работника о переименовании должности
Иногда руководители предприятий и организаций считают нужным переименовать должности некоторых категорий работников. Для того, чтобы правильно провести эту процедуру, в числе прочих мероприятий необходимо оповестить об этом представителей персонала, которых такое переименование касается напрямую.
Для чего переименовываются должности
Изменение названия той или иной должности может происходить по разным причинам. Например:
Бывает, что изменение названия происходит вследствие его морального устаревания, например, по историческим мотивам менялись наименования таких профессий как «лекарь» на доктор, «поверенный» на адвокат, «цирюльник» на парикмахер и т.д.
Порядок изменения названия
Чтобы переменить название должности, для начала необходимо издать на предприятии соответствующий приказ.
Сотрудники, которых изменение названия должности касаются напрямую, должны поставить под начальственным распоряжением свою подпись.
В какой срок уведомлять работника
Для оповещения работника об изменении названия его должности законодателем установлен стандартный срок – два месяца до вступления данных перемен в законную силу.
При этом сотрудник обязан подписать полученное уведомление – его автограф будет свидетельствовать о том, что он ознакомлен с решением руководства и согласен с такими метаморфозами.
Если сотрудник отказывается от изменения названия должности
В случае, если работник откажется от изменения названия своей должности (что все же маловероятно при сохранении прочих условий труда), работодатель должен действовать в соответствии со ст. 74 ТК РФ. В ней говорится о том, что он обязан предоставить подчиненному варианты свободных вакансий внутри предприятия, соответствующие его квалификации, а в случае отсутствия таковых или отказа от них работника имеет полное право уволить его.
Уведомление о переименовании должности, общие моменты
Прежде чем перейти к подробному описанию уведомления, предоставим общие сведения обо всех подобных оповестительных бумагах.
Первое и главное, что нужно сказать: уведомление можно писать в произвольной форме, поскольку на сегодня установленного на законодательном уровне унифицированного его образца нет. Допустимо также использовать разработанный и утвержденный в организации собственный шаблон документа – если таковой, конечно, имеет место быть. В любом случае, формат уведомления следует обозначить в локальных актах предприятия (т.к. представитель инспекции по труду при проверке жалобы работника может поинтересоваться этим вопросом).
Документ обязательно должен быть подписан либо директором организации, либо сотрудником, который уполномочен визировать такие бланки от его имени (к примеру, руководителем/специалистом кадрового отдела).
В случае, если на предприятии принято удостоверять бумаги с помощью печати, бланк надо обязательно проштамповать.
Уведомление можно составлять на простом чистом листе любого подходящего формата (обычно применяется А4 или А5) или же на фирменном бланке (опять же если такое условие прописано в учетной политике компании). Писать его разрешается вручную или набирать на компьютере с последующим распечатыванием – оба эти варианта вполне приемлемы.
Уведомление лучше сформировать в двух одинаковых экземплярах. Один надо вручить работнику, второй оставить в организации (предварительно получив на нем подпись сотрудника о вручении ему копии). Информацию об уведомлении нужно внести в специальный учетный журнал (он хранится либо в отделе кадров, либо в секретариате).
Образец уведомления работника о переименовании должности
В начале документа (справа или слева) надо написать следующие сведения:
Затем идет собственно послание. В основном разделе документа нужно указать:
В завершение уведомление подписывается ответственным лицом и передается по назначению.
Как отдать уведомление
Для доставки уведомления сотруднику существует несколько способов:
Инструкция: оформляем приказ о переименовании должности в штатном расписании
Любые изменения должности в штатном расписании (переименование, выведение и другие) должны сопровождаться изданием особого приказа.
Несколько слов о названии должностей
Существует множество профессий с очевидными наименованиями: ни у кого не вызовет вопросов, как назвать в штатном расписании бухгалтера, директора или продавца. Но бывает и иначе: функционал, список обязанностей есть, но как назвать сотрудника, который будет их выполнять, — не ясно. Да и важно ли это? Почему бы не назвать уборщицу менеджером по клинингу?
Какими бы ни были причины, из-за которых необходимо сменить название, прежде всего нужно решить, изменяется ли функционал работника — алгоритм действий для этих двух ситуаций будет различаться.
Запомним два важных правила, когда к названию нужно подходить с особым вниманием:
Кроме того, иногда приходится переименовывать в связи с изменением в квалификационных справочниках (раньше «инженер по охране труда», теперь — «специалист по охране труда»).
Пример 1. Если горнорабочего, задействованного на маркшейдерских работах, назвать просто рабочим, Пенсионный фонд не зачтет период его работы как льготный для назначения досрочной пенсии. Необходимо, чтобы название соответствовало указанному в Едином квалификационном справочнике и списках, которые утверждены Постановлением Кабмина.
Пример 2. Если вы принимаете на работу грузчиком несовершеннолетнего, у инспекции по труду могут возникнуть вопросы (подросток 17 лет не должен поднимать больше 4 кг), а значит, лучше назвать позицию не «грузчик», а, например, «работник отдела логистики».
Переименование должности без изменения функций
В этом случае алгоритм действий таков:
Переименование должности с изменением функционала
Необходимость в таких коррективах может возникнуть по разным причинам:
Во всех этих случаях происходят не просто косметические изменения — это перевод на новую работу, который должен быть оформлен соответствующим образом (как того требует ст. 72 ТК РФ).
Алгоритм действий схож с первым случаем, но содержание документов будет иным.
При этом в акте нужно указать:
Заметьте: изменять штатное расписание в этом случае не требуется.
Приказ о переводе на другую работу, форма Т-5
Приказ о введении должности в штатное расписание
Возможна такая ситуация, когда новой позиции просто нет (как, например, в случае с инженером по охране труда). В таком случае нужно переименовать работника в «специалиста по охране труда», но прежде создать такую позицию, то есть изменить штатное расписание.
Приказ о выведении из штатного расписания должности
Иногда возникает необходимость вовсе исключить позицию. Например, продолжая рассмотренный выше случай, Приказ Минсоцразвития № 559н упразднил позицию «инженер по охране труда». Следовательно, нужно убрать ее, издав Приказ об исключении из штатного расписания должностей. Либо можно объединить две операции, издав один общий приказ (об исключении одной и введении другой). Не забудьте сделать запись в Книге регистрации приказов.