Главная » Правописание слов » Древнерусская литература как пишется

Слово Древнерусская литература как пишется - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Поиск ответа

Вопрос № 305113

Здравствуйте, существует ли слово «бдить», каково его значение, и чем оно отличается от значения слова «бдеть»?

Ответ справочной службы русского языка

Глагол бдить словарями литературного языка не фиксируется. В речи он появился, вероятно, под воздействием прилагательного бдительный, которое произошло от форм глагола бдетьбдит, бдишь. Этимологически мотивировано написание бдеть, древня я форма этого глагола писалась с буквой ять: бъдѣти.

Ответ справочной службы русского языка

В словаре В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой «Прописная или строчная? Орфографический словарь» (М., 2011): Древня я Индия.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлены знаки препинания: Как гласит древня я китайская поговорка: даже путь в тысячу лет начинается с первого шага. Или нужно брать в кавычки пословицу? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Как гласит древня я китайская поговорка, даже путь в тысячу лет начинается с первого шага.

Где должна быть заглавная буква в названии, а где – нет: Древня я Аравия, Древний Восток, Древний Египет, Древнее Закавказье, Древня я Индия, Древний Иран, Древний Китай, Древня я Малая Азия, Древня я Месопотамия, Древня я Палестина, Древня я Передняя Азия, Древня я Русь, Древня я Сирия?

Ответ справочной службы русского языка

См.: Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. М., 2011.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Древний Китай (В. В. Лопатин, И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова «Прописная или строчная?»).

Верно ли написание с заглавной буквы: памятники Древней Руси, Древнерусская литература и подобные?

Ответ справочной службы русского языка

Скажите, а можно ли любую крепость, которая более или менее соответсвует описанию, данному в дефиниции, называть «кремль»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! В словосочетании » Древня я Греция» прилагательное пишется с большой буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Оба слова пишутся с большой буквы.

Здравствуйте! как правильно: Древня я Русь, или древня я Русь? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Источник

Древнерусская литература

Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Полезное

Смотреть что такое «Древнерусская литература» в других словарях:

древнерусская литература — включает в себя произведения XI XVII вв., причем не только собственно литературные, но и исторические (летописи), описания путешествий (хожения), поучения, жития, послания и т.д. Во всех этих памятниках имеются элементы художественного творчества … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Древнерусская литература X—XI веков — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Письменность, фольклор и литература X века 2 Литература XI века … Википедия

Древнерусская литература XV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 1400 е годы 1.2 1410 е годы … Википедия

Древнерусская литература XIV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 Первая четверть XIV века … Википедия

Древнерусская литература XIII века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 2 Переводные произведения … Википедия

Древнерусская литература XII века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 2 Переводные произведения … Википедия

Древнерусская литература X–XI веков — Содержание 1 Письменность, фольклор и литература X века 2 Литература XI века 3 Переводные памятники XI века … Википедия

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Древнерусская литература — Древнерусская литература (конец X—XVII вв.), как и другие средневековые литературы, не выделялась из совокупности остальных памятников письменности, носившей преимущественно «прикладной» — деловой и познавательный характер: церковно… … Литературный энциклопедический словарь

ЛИТЕРАТУРА — (фр. litterature, от littera буква). Словесность, письменность, совокупность письменных и устных памятников слова, принадлежащих известному народу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТЕРАТУРА вообще… … Словарь иностранных слов русского языка

ЛИТЕРАТУРА — ЛИТЕРАТУРА, литературы, жен. (лат. litteratura). 1. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от устной словесности. Древнерусская литература. 2.… … Толковый словарь Ушакова

Источник

древнерусская литература

Полезное

Смотреть что такое «древнерусская литература» в других словарях:

Древнерусская литература — Древнерусская литература: Древнерусская литература X XI веков Древнерусская литература XII века Древнерусская литература XIII века Древнерусская литература XIV века Древнерусская литература XV века Русская литература (раздел древнерусская… … Википедия

Древнерусская литература X—XI веков — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Письменность, фольклор и литература X века 2 Литература XI века … Википедия

Древнерусская литература XV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 1400 е годы 1.2 1410 е годы … Википедия

Древнерусская литература XIV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 Первая четверть XIV века … Википедия

Древнерусская литература XIII века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 2 Переводные произведения … Википедия

Древнерусская литература XII века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 2 Переводные произведения … Википедия

Древнерусская литература X–XI веков — Содержание 1 Письменность, фольклор и литература X века 2 Литература XI века 3 Переводные памятники XI века … Википедия

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Древнерусская литература — Древнерусская литература (конец X—XVII вв.), как и другие средневековые литературы, не выделялась из совокупности остальных памятников письменности, носившей преимущественно «прикладной» — деловой и познавательный характер: церковно… … Литературный энциклопедический словарь

ЛИТЕРАТУРА — (фр. litterature, от littera буква). Словесность, письменность, совокупность письменных и устных памятников слова, принадлежащих известному народу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТЕРАТУРА вообще… … Словарь иностранных слов русского языка

ЛИТЕРАТУРА — ЛИТЕРАТУРА, литературы, жен. (лат. litteratura). 1. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от устной словесности. Древнерусская литература. 2.… … Толковый словарь Ушакова

Источник

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Древнерусская литература

Целый ряд особенностей сближает древнерусские произведения с памятниками фольклора. По большей части литературного произведения X—XVII вв. не имели устойчивого, авторского текста. Авторское начало приглушено, литература была в основном анонимна; произведения переписывались в течение нескольких столетий и претерпевали изменения в соответствии с новыми социально-политическими, эстетическими и другими потребностями. Как в фольклоре, в древнерусской литературе важную роль играли общие места. Эффект неожиданности не ценился в средние века; читатель искал в литературе привычные для него этикетные описания этикетных ситуаций (см. также Этикет литературный). Но почти в каждом памятнике имеются отступления от этикетности, в которых автор выражал свое непосредственное отношение к тому, о чем он писал. Подобно фольклорным произведениям, сочинения древнерусских авторов предназначались в первую очередь для чтения вслух, отсюда в значительной мере учительный характер древнерусской письменности. Связь с устным народным творчеством (см. Русский фольклор) проявляется и в иерархии жанров, и в особенностях стиля.

Древнерусская литература была целиком рукописной (сначала на пергамене, позднее на бумаге); книгопечатание мало изменило характер распространения литературных произведений, т. к. преимущественно удовлетворяло спрос на богослужебные книги. Большая часть памятников литературы Древней Руси дошла в составе разнообразных сборников; одни из них были относительно устойчивого состава («Златоструй», «Измарагд»), состав других определялся заказчиком или переписчиком.

Периодизация древнерусской литературы в целом соответствует исторической. Возникновение литературы было связано с образованием древнерусского феодального государства с центром в Киеве (литература Киевской Руси — общий источник русской, украинской и белорусской литератур). Определяющее значение в ее судьбе имело принятие христианства (около 988); новые потребности христианского государства — строительство и роспись храмов, отправление богослужения — обусловили приобщение Древней Руси к высокоразвитым византийской и болгарской культурам. Переведенные с греческого и болгарские тексты, несомненно, проникали на Русь уже в конце X в., которым и датируется появление древнерусской письменности. При дворе князя Ярослава Мудрого (1019 — 1054) ведется активная работа по переводу греческих памятников и переписке рукописей. Благодаря близости старославянского (древнеболгарского) и древнерусского языков переводы греческих текстов (см. Византийская литература) составляли общий литературный фонд южных и восточных славян. В этот фонд входили отдельные библейские (см. Библия) и богослужебные книги, сочинения отцов церкви (см. Патристика), жития святых, апокрифы, естественнонаучные сочинения («Физиолог»), исторические и историко-беллетристические памятники [византийские хроники, «Палея историческая» (см. Палея), «Александрия», «Девгениево деяние»], сборники притч и изречений (повесть о «Варлааме и Иоасафе», «Пчела»). Хорошо были известны в Древней Руси собственно болгарские произведения («Шестоднев» Иоанна Экзарха). В период княжения Ярослава Мудрого появляются оригинальные памятники древнерусской литературы — летопись (как особый жанр) и «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (проповедь публицистического характера о взаимоотношении Ветхого и Нового заветов, о превосходстве христианства над иудаизмом, о «великом и дивном» крещении Руси и ее величии среди других народов).

В XI — начале XII вв. литература достигает небывалого расцвета. «Повесть временных лет» (около 1113), древнейшая дошедшая до нас летопись, рассказывала о возникновении и становлении русского государства. Создаются первые русские жития (составленные Нестором «Чтение» о князьях-святых Борисе и Глебе и «Житие Феодосия Печерского» — одного из основателей Киево-Печерского монастыря и писателя-проповедника) и первый памятник паломнической литературы — своего рода путеводитель по святым местам — «Хождение Даниила игумена» (см. Хождение), автор которого ощущал себя в Палестине посланцем всех русских земель. Заботой о судьбах русского государства и глубокой человечностью («братолюбием» в отношении и к «равным», и к «меньшим», в т. ч. к смердам) проникнуто «Поучение» (1117) князя Владимира Мономаха, включавшее также первую на Руси автобиографию.

В XII — начале XIII вв. усиливается процесс феодального дробления Руси; однако литература не теряет своего общерусского религиозного и политического значения. Высокого литературного совершенства, включая свободное владение всем богатством античной и византийской риторики, достигло ораторское искусство (см. Ораторская проза) в сочинениях Климента Смолятича и особенно Кирилла Туровского (напр., в «Слове на новую неделю по Пасхе», где духовное обновление человечества в связи с возникновением христианства сопоставляется с весенним возрождением природы). В XIII в. появляется первый оригинальный русский патерик — Киево-Печерский патерик. Вершиной словесного искусства Киевской Руси является «Слово о полку Игореве» (кон. XII в.) — страстный призыв к единению русских князей перед лицом половецкой опасности. «Слово » одновременно эпическое и лирическое произведение; оно сочетает христианские представления и религиозного воззрения народа, а в его стиле сливаются традиции письменного и устного творчества, фольклорных слав и плачей; многие черты вводят его в круг великих эпических памятников христианского средневековья («Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде» и др.).

Монголо-татарское нашествие 1237 — 1241 и вторжение немецких рыцарей на Северо-Западе поставили Древнюю Русь на грань гибели. Литература XIII в. характеризуется трагическим пафосом и подъемом национально-патриотических настроений. Об ожесточенных сражениях с захватчиками и страшном опустошении Русской земли рассказывают летописные повести о битве на Калке в 1223 и нашествии Батыя 1237 — 1241 (см. Воинская повесть и Летописи), проповеди Серапиона Владимирского, осознавшего трагедию Руси как «гнев Божий» за грехи — феодальные распри князей и народные суеверия. Лирическим плачем о былом величии Руси является «Слово о погибели Русской земли» (до 1246). Память о нашествии на Русь сохранилась и в произведениях более позднего времени («Повесть о разорении Рязани Батыем», XIV в.; Китежская легенда). В условиях национального бедствия злободневной стала идея сильной княжеской власти; она звучит в «Слове о погибели » и стоит в центре «Моления Даниила Заточника», с характерными для него чертами скоморошьего балагурства. Образ идеального князя, мудрого политика и мужественного полководца предстает в «Житии Александра Невского» (1263 — 1280).

Литература XIV — середины XV вв. отражает постепенное возрождение Руси в муках междоусобных распрей и тяжелой борьбы с Ордой, объединение русских княжеств вокруг Москвы и образование русской народности. Одновременно в ней повышается внимание к внутреннему, душевно-эмоциональному состоянию отдельного человека. В этот период творят гениальные художники Древней Руси Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405) и Андрей Рублев (ок. 1360—1370 — ок. 1430). В 1380 произошла Куликовская битва, положившая начало освобождению от монголо-ордынского ига и вызвавшая подъем национального самосознания; она нашла широкий отклик в литературе, особенно в воинских повестях: в «Задонщине», где похвала победе Дмитрия Донского переплетается с плачем по погибшим воинам, и «Сказании о Мамаевом побоище», наполненном героикой и сюжетно-увлекательном; в повестях куликовского цикла наметилось сближение народно-эпического и церковно-книжного стилей. В 1320‑х гг. с переездом митрополита Петра из Владимира Москва становится церковным центром всех русских земель и тогда же в ней зарождается общерусское летописание; в Троицкой летописи сохранился первый общерусский свод 1408 (1409), составленный по инициативе митрополита Киприана. Развивается жанр легендарно-исторических сказаний: цикл сказаний об архиепископе Иоанне Новгородском (в т. ч. «Сказание о битве новгородцев с суздальцами»), сочетавший житийные чудеса с документальной обстоятельностью рассказа, «Повесть о Темир-Аксаке», «Повесть о Меркурии Смоленском». На XIV—XV вв. приходится второе южнославянское влияние, вызванное укреплением культурных связей с Византией и притоком порабощаемого турками православного населения с Балканского п-ова. Активизируется переводческая деятельность; возникает особый экспрессивно-эмоциональный стиль (стиль «плетения словес» с ярко выраженной орнаментальностыо, словесно-образной изощренностью, обилием фигур, амплификации и тропов). Особенно он проявился в агиографии («Житие Стефана Пермского», 1396 — 1398, и «Житие Сергия Радонежского», 1417 — 1418, написанные Епифанием Премудрым и соединяющие тонкость психологических характеристик, продуманность композиции и виртуозный стиль; жития Пахомия Логофета) и панегирической литературе (сочинения Григория Цамблака, «Слово похвальное тверскому князю Борису Александровичу» инока Фомы, около1453).

2-я половина XV — начало XVI вв. — период образования Русского централизованного государства; окончательно утрачивают самостоятельность Тверь, Новгород, Псков. Конец XV в. отмечен наиболее сильным еретическим движением в Древней Руси — ересью «жидовствуюших» (отрицание монашества, критика догмата о троице и культа «сотворенных вещей» — икон). Самое обстоятельное обличение ереси принадлежит Иосифу Волоцкому («Просветитель», 1502 — 1504). Конец XV в. — период расцвета летописания, в первую очередь московского. Своеобразным историческим памятником явилась «Повесть о Царьграде» Нестора-Искандера, рассказывающая о событии мирового значения — взятии Константинополя турками в 1453 и окончательном падении Византии. В повести выражен провиденциальный взгляд на историю Византии как мировой державы, завершившей цикл исторического развития; благодаря умелому использованию традиционных формул воинских повестей в сочетании с динамичностью рассказа повесть стала образцом для русских сочинений более позднего времени («Казанская история», «Повесть о прохождении Стефана Батория на град Псков»). В начале XVI в. создается Русский Хронограф (см. Хронограф русский), объединяющий изложение всемирной и русской истории (особенно красочны восходящие к византийской стихотворной хронике Константина Манассии рассказы о византийских императорах); в нем о Руси говорится как о преемнице Византии и оплоте православия. Образование централизованного государства способствовало расширению экономических и культурных связей с другими странами, о чем свидетельствуют записки о путешествии в Индию («Хожение за три моря») тверского купца Афанасия Никитина — путевые дневники, отмеченные чертами автобиографизма и лиричности, новыми для древнерусской литературы и характерными для XV в.

Широкое распространение получают занимательные памятники беллетристического характера, как переводные («Сербская Александрия», «Сказания о Соломоне и Китоврасе», «Стефанит и Ихнилат» — византийская переделка арабского памятника «Калила и Димна»), так и оригинальные («Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге»); сюжетное построение этих повестей, отсутствие однозначного истолкования событий сближало их с устными рассказами и народной сказкой; мало связанные с традиционной церковной литературой, многие повести XV в. отражали «бродячие сюжеты», распространенные в западной литературе позднего средневековья и Возрождения. В 1499 создается первый на русском языке свод библейских книг (Геннадиевская библия; составлена в кружке Геннадия Гонзова). Некоторые явления русской культуры конца XV — начала XVI вв. сопоставимы с западноевропейским Ренессансом.

Переход России к абсолютизму сопровождается острой социально-политической борьбой, что способствовало развитию публицистики, в т. ч. и светской, с отчетливо выраженным индивидуальным авторским началом. Литература XVI в. по преимуществу публицистична; деловые послания и «челобитные» превращаются в злободневные памфлеты и политические аллегории; оживленному обсуждению подвергаются секуляризационные мероприятия великих князей («нестяжатели», последователи Нила Сорского, с одной стороны, и Иосифа Волоцкого, защитника монастырского землевладения, — с другой), положение крестьянства (Максим Грек, Ермолай Прегрешный), внутренняя и внешняя политика правительства и вопрос о границах царской власти (Максим Грек, И. С. Пересветов, А. М. Курбский, Иван IV); публицистичностью отличаются также исторические памятники XVI в. («Казанская история», 1564 — 1566; «История о великом князе Московском», 1573, Курбского). Возросшее политическое значение России отразилось в церковно-политической теории «Москва — третий Рим» (впервые сформулирована старцем Филофеем), утверждавшей преемственность Москвы (в качестве духовного центра всего христианского мира) по отношению к завоеванному турками Константинополю («второму Риму»); в 1547 великий князь Иван IV принимает царский титул; в 1589 на Руси учреждается патриаршество. Централизацией культуры во многом объясняются обобщающие литературные мероприятия середины XVI в., регламентировавшие духовную, политическую, правовую и повседневно-бытовую жизнь («Великие Минеи Четьи»; жития русских святых в связи с их канонизацией на соборах 1547 и 1549; «Лицевой летописный свод» в 10 тт.; «Степенная книга царского родословия»; «Стоглав», «Долгострой»); во многих из этих мероприятий принимал активное участие митрополит Макарий. В 1550‑х гг. в Москве появляются первые печатные книги (первая датированная книга — «Апостол» Ивана Федорова, 1564; см. Первопечатные книги).

Бурные исторические события начала века пробудили всесословную активность как в политической и социальной борьбе, так и в сфере литературы. Возникает стремление, наряду с теологическим, провиденциальным объяснением, найти реальные причины исторических событий — по преимуществу в характерах исторических лиц. В сочинениях писателей, рассказывающих о «смуте» (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев, С. И. Шаховской), складывается представление об индивидуальном характере, его противоречивости и изменчивости, мотивируемых как свободой воли человека, так и окружением, влиянием внешних обстоятельств; одновременно в исторических сочинениях усиливается авторское начало, делается установка на «самовыражение». В 1‑й половине XVII в. изменяется «география» русской литературы: в Сибири и на Дону слагаются патриотические произведения, посвященные казачеству (Повести об Азове).

Церковный раскол середины века вылился в мощное движение старообрядчества. Оно создало литературу демократического характера; лучший ее памятник, ставший наряду со «Словом о полку Игореве» мировым шедевром, — «Житие протопопа Аввакума» (1672 — 1675) — первое в русской литературе житие-автобиография, проникнутое антиномичностью и трагизмом, сочетающее реальные сцены и фантастику, книжность и просторечие; особым лиризмом отмечена безымянная «Повесть о боярыне Морозовой». Обострение социальных противоречий (его симптомы: «медный бунт», Крестьянская война под руководством Разина, «хованщина»), постепенная секуляризация культуры и распространение грамотности содействовали социальному расслоению литературы и ее демократизации; возникает «литература посада». Пробуждается интерес к частной жизни обычного, ничем не выдающегося человека: книжно-беллетристическая нравоучительная «Повесть о Савве Грудцыне» раскрывала фаустовскую тему о продаже души дьяволу за мирские блага; в стихотворной «Повести о Горе-Злочастии», находящейся на стыке книжных и фольклорных традиций, рассказано о бесталанной судьбе безымянного молодца, персонифицированной в образе Горя.

Меняется историческое повествование; в него проникает явный вымысел (ставший осознанным достоянием русской литературы лишь в XVII в.), вводится любовная интрига («Повесть о Тверском Отроче монастыре», драматичная по ситуации, но по стилю и развязке исполненная «лирического умиротворения»: «на земле мир, в человецех благоволение»). Распространяется «плутовская повесть»; ее лучший образец — «Повесть о Фроле Скобееве», она построена на контрасте динамичного сюжета и искусной разработки характеров. Появляется «демократическая сатира», осмеивающая феодальные порядки и судопроизводство («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде»); приобретает права литературного гражданства «смеховая литература» («Повесть о Фоме и Ереме», «Калязинская челобитная», «Сказание о роскошном житии и веселии») — своеобразный противовес официальной культуре с ее благочестивой и серьезной «душеполезностью», аналогичный «святой пародии» европейского средневековья. Широкую популярность приобретают переводные сборники поучительного («Римские деяния», «Великое зерцало») и развлекательного характера («Истории семи мудрецов», Фацеции), но особенно рыцарские романы из европейских «народных книжек» («Повесть о Бове королевиче», «Повесть о Брунцвике»).

Историю древнерусской литературы принято завершать 1700. Однако перестройка русской культуры, связанная с петровскими реформами, не прервала литературного развития. Литература XVIII в. была подготовлена всей предшествующей историей древнерусской литературы. К литературному наследию средневековья многократно обращалась классическая литература XVIII—XIX вв.

Литература XVIII века

Литература 1‑й половины XIX века

Литература 2‑й половины XIX века

Литература конца XIX — начала XX вв.

Русская советская литература (1917—1987)

Мировое значение русской литературы

Список литературы в статье Русская литература

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Древнерусская литература как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Древнерусская литература как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Древнерусская литература как пишется:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *