Главная » Правописание слов » Друзья утешут как пишется

Слово Друзья утешут как пишется - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как правильно пишется слово «утесать»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова лейб-гвардейский (прилагательное):

Синонимы к слову «утесать&raquo

Предложения со словом «утесать&raquo

Цитаты из русской классики со словом «утесать»

Значение слова «утесать&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «утесать&raquo

Предложения со словом «утесать&raquo

Услыши стенание моё, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя.

– Надо людей тешить, тогда и люди утешут тя.

И много пришельцев утеши и множество людей собра.

Источник

Поставьте глаголы во множественном числе (не меняя лицо). ГДЗ, Упр. 342, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

I. Поставьте глаголы во множественном числе (не меняя лицо).
Вым..ю, выр..ю, развею, утешу, меняю; завал..шь, ми­ну..шь, наряд..шься, увенча..шь, утеш..шь; (он) пита..т, совеща..тся, утеша..т, слуша..т, слыш..т, посматрива..т, осмотр..т, ГОН..Т, гоня..т.

II. Запишите глаголы в неопределённой форме и в единственном числе (не меняя лицо).
Уме..те, кин..те, робе..те, засе..те, сяд..те, шага..те, наде..тесь, гон..тесь, чу..те, бор..тесь, стро..те, вымо..те, выро..те, (они) ненавид..т, завис..т, обид..т, гон..т, гоня..те, держ..т, терп..т, верт..т, повёртыва..т, слуша..те, дыш..т, смотр..т, кле..т, суме..т, слыш..те, оглядыва..тесь, вид..те, зна..те, кол..т, стукн..те, пол..те, ро..те.

I. Вымою — вымоем, вырою —выроем, развею — развеем, утешу — утешим, меняю — меняем; завалишь — завалите, минуешь — ми­ нуете, нарядишься — нарядитесь, увенчаешь — увенчаете, утешишь — утешите; питает — питают, совещается — совещаются, утешает — утеша­ ют, слушает — слушают, слышит — слышат, посматривает — посматрива­ ют, осмотрит — осмотрят, гонит — гонят, гоняет — гоняют.
II. Умеете — уметь — умеешь, кинете — кинуть — кинешь, робеете — робеть — робеешь, засеете — засеять — засеешь, сядете — сесть — ся­ дешь, шагаете — шагать — шагаешь, недеетесь — надеяться — надеешься, гонитесь — гнаться — гонешься, чуете — чуять — чуешь, боритесь — бо­ роться — борешься, строите — строить — строишь, вымоете — вымыть — вымоешься, выроете — вырыть — выроешь, ненавидят — ненавидеть — ненавидишь, засеете — засеять — засеешь, зависят —зависеть —зависишь, обидят — обидеть — обидишь, гонят — гнать — гонишь, гоняете — го­ нять — гоняешь, держат — держать — держишь, терпят — терпеть — тер­ пишь, вертят — вертеть — вертишь, повертывают — повертывать — по­ вертываешь, слушаете — слушать — слушаешь, дышат — дышать — ды­ шишь, смотрят — смотреть — смотришь, клеят — клеить — клеишь, суме­ ют — смочь — сможешь, слышите —слышать — слышишь, оглядывай­ тесь — оглядываться — оглядываешься, видите — видеть — видишь, знае­ те — знать — знаешь, колют — колоть — колешь, стукнете —стукнуть — стукнешь, полете — полоть — полешь, роете — рыть — роешь.

Источник

Фонетический разбор слова «утешут»

Фонетический разбор «утешут»:

«Утешут»

Характеристики звуков

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор слова «утешут»

Фонетический разбор слова «утешут»

Карточка «утешут»

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа «а» Бб «бэ» Вв «вэ» Гг «гэ»
Дд «дэ» Ее «е» Ёё «йо» Жж «жэ»
Зз «зэ» Ии «и» Йй «й» Кк «ка»
Лл «эл» Мм «эм» Нн «эн» Оо «о»
Пп «пэ» Рр «эр» Сс «эс» Тт «тэ»
Уу «у» Фф «эф» Хх «ха» Цц «цэ»
Чч «чэ» Шш «ша» Щщ «ща» ъ «т.з.»
Ыы «ы» ь «м.з.» Ээ «э» Юю «йу»
Яя «йа»

Всего в русском алфавите используется:

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Источник

Друзья утешут как пишется

НА­ПИ­СА­НИЕ ГЛА­ГО­ЛОВ И ГЛА­ГОЛЬ­НЫХ ФОРМ

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния уча­щи­е­ся долж­ны знать:

—что такое лич­ная форма гла­го­ла;

—что такое спря­же­ние, как его опре­де­лить, в чём его зна­чи­мость;

—как за­ви­сит на­пи­са­ние суф­фик­са при­ча­стия от спря­же­ния гла­го­ла;

—в каких слу­ча­ях на­пи­са­ние суф­фик­са при­ча­стия/де­е­при­ча­стия опре­де­ля­ет­ся спря­же­ни­ем, а в каких нет.

11.1 НА­ПИ­СА­НИЯ, КО­ТО­РЫЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛА­ГО­ЛА.

Пра­ви­ло опре­де­ле­ния спря­же­ния гла­го­ла яв­ля­ет­ся ба­зо­вым, ос­нов­ным пра­ви­лом для ТРЁХ ор­фо­грамм, из­ло­жен­ных в этом пунк­те.

Гла­го­лы пер­во­го спря­же­ния в окон­ча­ни­ях имеют буквы Е (Ё) и УТ(ЮТ)

Един­ствен­ное число

Мно­же­ствен­ное число

Окон­ча­ние без­удар­ное

Окон­ча­ние без­удар­ное

он, она, оно идЁТ, поЁТ

Гла­го­лы вто­ро­го спря­же­ния в окон­ча­ни­ях имеют буквы И и АТ(ЯТ)

Един­ствен­ное число

Мно­же­стве­ное число

Окон­ча­ние без­удар­ное

Окон­ча­ние без­удар­ное

ты дышИШЬ, смотрИШЬ

вы дышИТЕ, смотрИТЕ

он, она, оно сидИТ, кричИТ

По­яс­не­ния к таб­ли­це.

1. Если лич­ное окон­ча­ние на­хо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, то опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла легко: в при­ведённых парах лич­ные формы гла­го­лов ИДТИ, ПЕТЬ и СИ­ДЕТЬ, КРИ­ЧАТЬ имеют удар­ные лич­ные окон­ча­ния.

Слов с удар­ным окон­ча­ни­ем до­ста­точ­но много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: по­яв­ле­ние при­став­ки ВЫ не вли­я­ет на на­пи­са­ние окон­ча­ния: ВЫ­ле­тИТ, ВЫ­го­рИТ, ВЫ­пе­чЕТ, ВЫ­льЕТ.

Спря­же­ния слова с без­удар­ным окон­ча­ни­ем опре­де­ля­ют, ис­хо­дя из того, на какие буквы окан­чи­ва­ет­ся гла­гол в на­чаль­ной форме (или в ин­фи­ни­ти­ве, или в не­опре­делённой форме).

Об­ра­ти­те вни­ма­ние : фраза «на что окан­чи­ва­ет­ся» не равна фразе «окон­ча­ние слова». У ин­фи­ни­ти­ва нет окон­ча­ния, он может толь­ко окан­чи­вать­ся на что-то, обыч­но пишут три по­след­ние буквы: чи­тАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), бо­рОТЬ­ся (-оть), где буква перед ТЬ яв­ля­ет­ся суф­фик­сом. Окон­ча­ние есть у гла­го­лов в лич­ных фор­мах: чи­та­ЮТ, гнЁТ, дышАТ. По­это­му не­вер­но: гла­гол окан­чи­ва­ет­ся на АТ, зна­чит, он пер­во­го спря­же­ния.

сте­лить (упо­треб­ля­ет­ся толь­ко в ин­фи­ни­ти­ве и про­шед­шем вре­ме­ни; лич­ные гла­голь­ные формы об­ра­зу­ют­ся от гла­го­ла стлать — сте­лют),

Об­ра­ти­те вни­ма­ние : до­бав­ле­ние при­став­ки не из­ме­ня­ет спря­же­ние гла­го­ла. Таким об­ра­зом, и ЗА­гнать, и ПРИ­смот­реть, и Услы­шать будут по-преж­не­му гла­го­ла­ми вто­ро­го спря­же­ния.

При­ме­ча­ние 1: В на­чаль­ной школе вас учили опре­де­лять спря­же­ние по тре­тье­му лицу гла­го­ла: если ОНИ УТ или ЮТ, то это—гла­гол I спря­же­ния, а если ОНИ АТ или ЯТ, то II. Да, это пра­ви­ло ра­бо­та­ет, но толь­ко в том слу­чае, если вы точно зна­е­те, как пра­виль­но на­пи­сать тре­тье мно­же­ствен­ное (ОНИ). В этих при­ме­рах—они бор..тся или они слыш..т— вы­брать буквы Я/Ю или А/У слож­но, а вот уме­ние опре­де­лять спря­же­ние по ин­фи­ни­ти­ву не под­ведёт: бо­роть­ся (на ОТЬ, I спря­же­ние, зна­чит, пишем ЮТ; слы­шать (II спр., ис­ключ., пишем АТ).

При­ме­ча­ние 2 : Ин­фи­ни­тив дол­жен быть того же вида, что и лич­ная форма гла­го­ла. К при­ме­ру, есть слово «на­стра­и­ва­ет» (он). Ин­фи­ни­тив будет «на­стра­и­вать», что де­лать?, не­со­вер­шен­ный вид, как и у слова «на­стра­и­ва­ет». Это пер­вое спря­же­ние, по­это­му пи­шет­ся Е. Если же оши­боч­но взять ин­фи­ни­тив дру­го­го вида, «на­стро­ить» (что сде­лать), то уж вы­хо­дит вто­рое спря­же­ние, и нужно пи­сать И. Это букву мы на­пи­шем в форме «на­стро­Ит» (что сде­ла­ет, со­вер­шен­но­го вида).

При­ме­ча­ние 5: К не­ко­то­рым гла­го­лам по­до­брать не­опре­делённую форму не­про­сто. За­пи­сы­вай­те такие гла­го­лы и за­по­ми­най­те их на­чаль­ные формы. На­при­мер, слово «уко­лет» имеет на­чаль­ную форму уко­лоть (не уко­лить), гла­гол «мелет» имеет форму мо­лоть (не ме­лить).

Рас­смот­рим ор­фо­грам­мы, ос­но­ван­ные на этом пра­ви­ле.

11.1.1 Без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов

Чтобы опре­де­лить, пи­сать в окон­ча­нии гла­го­ла букву И или Е, тре­бу­ет­ся уста­но­вить его спря­же­ние.

Пер­вым делом убе­ди­тесь в том, что в гла­го­ле нет при­став­ки вы, если же она есть, убе­ри­те её и сле­дуй­те ос­нов­но­му пра­ви­лу опре­де­ле­ния спря­же­ния гла­го­ла. Не об­ра­щай­те вни­ма­ния на пост­фикс СЯ или СЬ, он не вли­я­ет на спря­же­ние. На­при­мер, даны слова: по­ст­ро..шь, устра­и­ва..т (он), обид..тся (он), вынес..т (он).

Уви­де­ли при­став­ку вы в слове вынес..т, убра­ли её, оста­лось слово несЁТ с удар­ным окон­ча­ни­ем.

Осталь­ные гла­го­лы ста­вим в на­чаль­ную форму (не пу­та­ем ВИД!) и опре­де­ля­ем спря­же­ние: по­стро­ИТЬ (II спря­же­ние, на ИТЬ), устра­и­вАТЬ (I спря­же­ние, на АТЬ, нель­зя «устро­ить», вид не тот), оби­дЕТЬ­ся (II спря­же­ние, ис­клю­че­ние). Встав­ля­ем буквы: по­стро­Ишь, устра­и­ва­Ет (он), оби­дИт­ся (он), вы­не­сЕт (он).

11.1.2 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах дей­стви­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

И это не сов­па­де­ние не слу­чай­но, ведь для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы УЩ/ЮЩ, а для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов II спря­же­ния — АЩ/ЯЩ.

Как видно из таб­ли­цы, глас­ные буквы в окон­ча­ни­ях гла­го­лов УТ(ЮТ) и АТ(ЯТ) сов­па­да­ют с бук­ва­ми в суф­фик­сах при­ча­стий: они меч­та­Ют — они меч­та­Ю­щие; они колЮт — они ко­лЮ­щие; они дрем­лЮт — они дрем­лЮ­щие.

Рас­смот­рим на при­ме­рах, как зна­ние пра­вил об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни по­мо­га­ет из­бе­жать оши­бок.

Возьмём гла­гол «сле­до­вать». Об­ра­зу­ем от гла­го­ла «сле­до­вать», 1 спря­же­ния, 3-е лицо: сле­ду­ЮТ. Уберём окон­ча­ние, оста­вим ос­но­ву, до­ба­вим суф­фикс: следу+ЮЩ+ий=сле­ду­Ю­Щий. Вот по­че­му не­вер­но «сле­ду­щий», без буквы Ю.

Об­ра­зу­ем при­ча­стие от слова «быть», 1 спря­же­ние. Ста­вим в тре­тье лицо, они будУТ Об­ра­зу­ем при­ча­стие, беря ос­но­ву: буд+УЩ+ий= бу­дУ­Щий. Вот по­че­му не­вер­но «бу­ду­ю­щий», с бук­вой Ю.

Возьмём слово с не­яс­ной букой в суф­фик­се леле(Я/И/Е)ть. Не знаем букву в ин­фи­ни­ти­ве, зна­чит, не можем опре­де­лить спря­же­ние. Такие слова нужно за­по­ми­нать. В «Справ­ке» к за­да­нию 10 это слово было в таб­лич­ке, по­то­му впи­сы­ва­ем ле­ле­Ять, а далее по схеме: спря­же­ние I, зна­чит, они ле­ле­ЮТ, зна­чит, ле­ле­Ю­Щий.

В за­да­нии 11 нам пред­ла­га­ет­ся прой­ти об­рат­ный путь, то есть опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла по уже об­ра­зо­ван­но­му при­ча­стию и вста­вить букву.

Кашля. щий←каш­ля­ЮТ←каш­лЯТЬ. Спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Бор..щийся←бор(Ю/Я)тся←бо­рОТЬ­ся. По тре­тье­му лицу спря­же­ние не уда­лось опре­де­лить, по на­чаль­ной легко, I спря­же­ние, нужен суф­фикс ЮЩ;

Увле­ка..щийся←увле­ка­ЮТ­ся←увле­кАТЬ­ся, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Мел..щий (кофе, зерно или го­во­ря­щий ерун­ду, че­пу­ху )←мо­лОТЬ, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ

За­пом­ним слова-ис­клю­че­ния из этого пра­ви­ла:

брез­жУ­Щий, зыб­лЮ­Щий­ся, зи­ждУ­Щий­ся, внем­лЮ­Щий.

11.1.3 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Как и в преды­ду­щем пунк­те, выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий ЕМ или ИМ за­ви­сит от спря­же­ния гла­го­ла.

Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 1 лице мно­же­ствен­но­го числа (мы). Срав­ним:

Для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы ЕМ/ОМ, а для при­ча­стий от гла­го­лов II спря­же­ния— ИМ.

Рас­смот­рим, как при­ме­нять это пра­ви­ло на при­ме­рах.

Не­кон­тро­ли­ру. мый (про­цесс)←(мы) не кон­тро­ли­ру­ЕМ←так как «кон­тро­ли­ро­вАТЬ» — гла­гол I спря­же­ния, суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ.

За­пом­ним слова, на­пи­са­ние букв в суф­фик­се ко­то­рых вы­зы­ва­ет за­труд­не­ние:

при­ем­лЕ­Мый, не­отъ­ем­лЕ­мый, не­зыб­лЕ­Мый.

Слово дви­жИ­Мый пи­шет­ся с ИМ, так как об­ра­зо­ва­но не от слова «дви­гать», а от ныне уста­рев­ше­го гла­го­ла вто­ро­го спря­же­ния дви­жи­ти.

11.2 НА­ПИ­СА­НИЯ, КО­ТО­РЫЕ НЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛА­ГО­ЛА.

11.2.1 Глас­ные перед суф­фик­сами дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

При­ведём при­ме­ры из за­да­ния 11

не­на­вид. вший — суф­фикс вш ука­зы­ва­ет на про­шед­шее время, зна­чит, нужно опре­де­лить букву в ин­фи­ни­ти­ве: не­на­ви­дЕть. Впи­сы­ва­ем эту букву в при­ча­стие, не­на­ви­дЕв­ший.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние : то, что гла­гол вхо­дит в спи­сок ис­клю­че­ний, для дан­но­го пра­ви­ла не имеет ни­ка­ко­го зна­че­ния.

выгор..вший — суф­фикс вш ука­зы­ва­ет на про­шед­шее время, зна­чит, нужно опре­де­лить букву в ин­фи­ни­ти­ве: вы­го­рЕть. Впи­сы­ва­ем эту букву в при­ча­стие, вы­го­рЕв­ший.

11.2.2 Ана­ло­гич­но пра­ви­ло ра­бо­та­ет и при опре­де­ле­нии без­удар­ной глас­ной буквы перед суф­фик­сами де­е­при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни :

Срав­ним пары слов в стол­би­ках:

При­ча­стия (какой?, ко­то­рый что сде­лал)

Глас­ная буква—суф­фикс на­чаль­ной формы— перед вы­де­лен­ны­ми суф­фик­са­ми ОДНА и та же, и она «пе­ре­ш­ла» вме­сте с ос­но­вой на­чаль­ной формы гла­го­ла, от ко­то­рой обе формы об­ра­зо­ва­ны.

При­ведём сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные це­поч­ки: обес­си­лЕть→обес­си­лЕвший (при­ча­стие), обес­си­лЕть→обес­си­лЕв (де­е­при­ча­стие); из­му­чИть→из­му­чИвший(при­ча­стие), из­му­чИть→из­му­чИв (де­е­при­ча­стие); по­се­Ять→посеЯвший (при­ча­стие), посеЯв (де­е­при­ча­стие).

11.2.3 Глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Формы стра­да­тель­ных при­ча­стий об­ра­зу­ют­ся от основ ин­фи­ни­ти­ва при по­мо­щи суф­фик­са ЕНН или НН.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся не на ИТЬ, то есть с со­хра­не­ни­ем глас­ной буквы ос­но­вы, на­при­мер:

За­ри­со­вАть→за­ри­со­вА+НН+ый=за­ри­со­ван­ный, в слове два суф­фик­са;

за­мас­ки­ро­вАть→за­мас­ки­ро­вА+НН+ый=за­мас­ки­ро­ван­ный, в слове два суф­фик­са;

об­стре­лЯть→об­стре­лЯ+НН+ый=об­стре­лян­ный, в слове два суф­фик­са.

Таким об­ра­зом, перед НН пи­шет­ся та же самая буква, что и в ос­но­ве ин­фи­ни­ти­ва.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ИТЬ, то есть с усе­че­ни­ем глас­ной буквы ос­но­вы, на­при­мер:

Уку­сИть→укуш+ЕНН+ый=уку­шен­ный, суф­фикс И усе­ка­ет­ся, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

под­стре­лИть→под­стрел+ЕНН+ый=под­стре­лен­ный, суф­фикс И усе­ка­ет­ся, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

за­кра­сИть→за­краш+ЕНН+ый=за­кра­шен­ный, суф­фикс И усе­ка­ет­ся, до­бав­ля­ет­ся ЕНН.

Таким об­ра­зом, чтобы пра­виль­но на­пи­сать суф­фикс при­ча­стия, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла на ИТЬ, нужно ить за­ме­нить на ЕНН.

От­дель­но стоит от­ме­тить слу­чаи, если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ЕТЬ: не­ко­то­рые линг­ви­сты счи­та­ют в при­ча­сти­ях суф­фикс ЕНН, дру­гие видят два суф­фик­са, Е и НН:

Уви­дЕть→увидЕ+НН+ый=уви­ден­ный, ука­за­ны два суф­фик­са;

рас­смот­рЕть→рас­смотр+ЕНН+ый= рас­смот­рен­ный, ука­зан один суф­фикс.

При раз­ном под­хо­де к опре­де­ле­нию со­ста­ва слова на­пи­са­ние буквы Е перед НН остаётся не­из­мен­ным.

Как вы уже за­ме­ти­ли, буквы и перед НН не бы­ва­ет ни­ко­гда.

Этим же пра­ви­лам под­чи­ня­ют­ся и от­гла­голь­ные при­ла­га­тель­ные, об­ра­зо­ван­ные от гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида:

пи­лИть→пил+ЕН+ый=пи­ле­ный, суф­фикс И усе­ка­ет­ся, до­бав­ля­ет­ся ЕН;

вя­зАть→вязА+Н+ый=вя­за­ный, в слове два суф­фик­са;

сеЯть→сеЯ+Н+ый= се­я­ный, в слове два суф­фик­са.

Ряд слов, об­ра­зо­ван­ных от ПО­ХО­ЖИХ гла­го­лов нужно от­ме­тить особо.

вы­ка­чАн­ная (ка­чАть) из ко­лод­ца вода — вы­ка­чЕн­ная из под­ва­ла бочка (вы­ка­тИть);

раз­ве­шАн­ное бельё (раз­ве­шАть) — на­ве­шЕн­ная дверь (на­ве­сИть); взве­шЕнн­ный товар (взве­сИть);

за­ме­шАн­ный в аван­тю­ру (за­ме­шАть) — за­ме­шЕн­ное тесто (за­ме­сИть);

вы­ва­лЯн­ный в грязи (вы­ва­лЯть) — вы­ва­лЕн­ный мусор (вы­ва­лИть).

Зна­ние пра­виль­ной формы ин­фи­ни­ти­ва по­мо­га­ет и в на­пи­са­нии слов

из­му­чЕН­Ный (из­му­чИть), слова «из­му­чан­ный» нет;

из­ме­рЕН­Ный (из­ме­рИть, что сде­лать?, от из­ме­рЯть при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни не об­ра­зу­ет­ся);

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Друзья утешут как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Друзья утешут как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Друзья утешут как пишется:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн словарь однокоренных слов русского языка.
I спря­же­ние II спря­же­ние
Де­е­при­ча­стия (что сде­лав?)