Закон спроса и предложения
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое спрос
Спрос в экономике — это желание купить товар или услугу. Спрос — один из ключевых факторов рыночного ценообразования.
Изобразим понятие спроса на графике, где P — цена, а Q — объем спроса.
Величина спроса — это объем (количество) товара или услуги определенного вида, который покупатели готовы приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар.
Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар или услугу.
Платежеспособный спрос — это возможность приобрести товар покупателями.
Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких факторов. Рассмотрим ценовые и неценовые факторы спроса.
Факторы, влияющие на спрос:
полезность и необходимость товара;
ожидания изменения цены;
уровень доходов населения;
наличие товара на рынке;
предложение альтернативных товаров и их цены;
Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса можно показать через изменение положения кривой спроса.
Увеличение спроса можно показать, переместив кривую вправо, дальше от осей координат. Это выглядит так:
Движение кривой влево, ближе к осям координат, означает уменьшение спроса. Вот так:
Теперь покажем изменение величины спроса на графике.
Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 в D2. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем меньше желающих их приобрести.
Например, если цена Р1 высокая, значит, количество товаров, которые купили по такой цене — Q1, небольшое. При этом по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 значительно выше.
Что такое предложение
Предложение — это товары, которые произвели и представили на продажу в конкретный отрезок времени. Объем предложения при этом зависит от объема производства. |
Предложение товара будет расти, если у него высокая маржинальность, то есть производитель получает большой доход от каждой единицы проданной продукции. Например, себестоимость товара составляет 120 рублей, а продают его за 1000 рублей.
Цена предложения — это минимальная цена продавцов.
Перечислим факторы, которые влияют на величину предложения:
ожидания по будущей цене и потребности товара;
цены на аналогичные товары;
Рассмотрим график изменения величины предложения.
Изменение величины предложения выражается в движении кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В этом случае мы учитываем ценовой фактор, а другие рассматриваем как неизменные. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем больше желающих по такой цене их продать.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Что такое закон спроса и предложения
Закон спроса и предложения отражает взаимозависимость между количеством товаров и услуг и объемом спроса и предложения на них.
Закон спроса
Повышение цен может привести к снижению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению.
Закон предложения
Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения. Чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения
Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение — совокупностью товаров, которые предлагают продавцы или производители.
Рынок — это огромная система, участников которой называют покупателями и продавцами. На рынке все заинтересованы в обмене товаров и услуг. Есть разные рынки, при этом принципы закона работают одинаково: чем больше спрос, тем выше цены. Но со временем предложение становится больше, что может привести к снижению цены.
Функции спроса и предложения:
пропорциональное развитие производства;
рыночное регулирование цен;
отражение общественных отношений;
Что значит эластичность спроса и эластичность предложения
Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания спроса, которые возникают от изменения цен на товары или услуги. При этом важный факт — чем эластичнее спрос, тем выше цена, которая может быть установлена на товар. |
Виды эластичности спроса:
Эластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, такой спрос на товар считается эластичным.
Неэластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар значительно не меняется, то спрос называют неэластичным.
Абсолютно эластичный спрос — когда есть только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены может привести к нулевому или неограниченному спросу.
Абсолютно неэластичный спрос — вне зависимости от изменения цены спрос остается на прежнем уровне.
Эластичность предложения — это показатель, который воспроизводит изменения совокупного предложения с ростом цен. Эластичность предложения отражает чувствительность предложения товаров на изменения их цен. |
Виды эластичности предложения:
Неэластичное предложение — предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.
Эластичное предложение — при изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.
Абсолютно неэластичное предложение — как бы ни менялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.
Абсолютно эластичное предложение — существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.
Эластичность спроса и предложения показывает, насколько изменится цена при изменении предложения.
Формула эластичности
Q1 — спрос в начале;
Q2 — спрос в следующий момент времени;
P1 — цена в начале;
P2 — цена в следующий момент времени.
Например, цена изделия равна 50, спрос — 300. При росте цены до 54 спрос сокращается до 270. Тогда эластичность спроса рассчитывается так:
Что такое рыночное равновесие спроса и предложения
Есть теория, при которой свободные рыночные отношения могут уравновесить спрос и предложение без сильного вмешательства государства и прочих факторов. Именно это явление называют рыночным равновесием.
Рыночное равновесие — это момент, когда спрос равен предложению.
Равновесная цена — цена, которая соответствует точке рыночного равновесия.
Типы рыночного равновесия:
Большая часть экономик в мире работают при соблюдении принципов свободного рыночного регулирования, то есть без вмешательства государства.
Рыночная экономика — это механизм взаимодействия товарооборотов между собой, который основан на частной собственности, товарно-денежных отношениях, свободе выбора и конкуренции.
Вместе с тем, достигнуть рыночное равновесие можно за счет слишком высокой цены. Например, некоторые отрасли экономики могут испытать сильный спад, кризис, а другие перепроизводство. Поэтому государство предпринимает меры, чтобы сгладить переходные процессы для равновесия спроса и предложения.
Какие действия может предпринять государство для проблемных отраслей:
Снизить налог на прибыль.
Уменьшить ставки по кредиту.
Ввести льготы, субсидии.
Графически пересечение кривых спроса и предложения можно отметить точкой А, которая и будет точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя.
Это значит, что товар или услуга реализовывается по равновесной цене, то есть цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу.
Спрос или предложение? Курица или яйцо?
Привет! Меня зовут Вадим Володькин и я один из создателей портала о маркетинге и стратегии Quokka Media. И в этой статье мы наконец определим, что первично: спрос или предложение.
Извечный вопрос для мысленных экспериментов — дилемма курицы и яйца. Что появилось раньше? Если курица, то как она появилась? Если яйцо, то кто его снес?
Аналогичная проблема возникает в ситуации со спросом и предложением. Да-да, все мы знаем крылатое выражение про то, что спрос рождает предложение. И с этим трудно, да и глупо, спорить. Если есть спрос на садовые инструменты, то рано или поздно найдется тот, кто сможет предложить этот инвентарь.
Но что будет если предположить обратную ситуацию?
Не спешите с ответом! Каким бы он ни был. Давайте разберемся. Начнем с того, что вспомним с вами базовые понятия. Опустим всем известные определения спроса и предложения.
Итак, если упрощенно, то спрос уменьшается по мере увеличения стоимости товара. Соответственно, если цена снижается, то спрос растет.
При этом есть факторы, помимо цены на рассматриваемую продукцию, влияющие на спрос:
Фактически, чем дороже покупатели готовы потреблять товар, тем производители будут поставлять больше продукции по высокой цене, чем по низкой.
Разумеется, здесь необходимо учитывать сложность и стоимость производства.
Объединяя в себе два предыдущих пункта в общий Закон спроса и предложения, получим с вами логичный вывод, что цена на продукцию формируется примерно на среднем значении между минимальной ценой, по которой хочет продавать производитель и максимальной, по которой готов приобретать покупатель.
Именно поэтому максимальное разнообразие и широкий ассортимент можно встретить на нижней границе среднего ценового сегмента или верхней границе низкого ценового сегмента.
Для примера можно взять автомобильную промышленность. Сколько существует премиум автомобилей и сколько автомобилей среднего ценового сегмента?
Если рассматривать предложение как готовность продавца реализовывать некий объем продукции по установленной цене, то рано или поздно придем к ситуации, когда товар впервые появляется на рынке либо локальном, либо глобальном.
В таком случае можно ли сказать, что спроса на эту продукцию нет и он формируется предложением? Сложно ответить на абстрактном примере. Перейдем к примерам конкретным.
По одной из версий не так давно крайне популярная обувь из овечьей шкуры современный вид приобрела в шестидесятых годах прошлого века в Австралии. Серферы использовали ее для того, чтобы ноги не мерзли на суше.
Как вы думаете, был спрос именно на такую обувь у американцев и европейцев, когда угги только появились в продаже? Конечно, нет. Интерес возник после появление на рынке и популяризации известными законодательницами моды.
Вряд ли кто-то мог предположить, что вторая волна популярности пройдет по СНГ в начале второго десятилетия этого века. По сути пляжная обувь эксплуатировалась зимой в слякоть и разъедалась реагентами.
Сейчас популярность этой игрушки, конечно, сильно упала. Вслед за популярностью упали и продажи. Но в магазинах эта продукция до сих пор встречается.
А когда триумфальный путь этого антистресса только начинался, о нем мало, кто знал. Спроса, как такового, не было. Но вирусный эффект (как по-другому стало звучать это выражение!) сделал свое дело. Спрос стал просто сумасшедшим, что повлекло за собой появление новых предложений. Новые виды, расцветки, материал заполнили рынок быстро его пресытив.
По одной из версий «земляные яблоки» появились на территории современного СНГ в середине восемнадцатого века. Картофель был призван решить проблемы с голодом из-за неурожаев. Однако, крестьяне противились насаждению этой культуры, предпочитая репу. Сейчас сложно себе представить, но возникали даже целые серии «картофельных бунтов» в середине девятнадцатого века из-за политики Российской Империи, которая принуждала высаживать картофель.
В данный момент многие уверены, что картофель — исконно русская еда, а прошло меньше двухсот лет. Можно ли сказать в этом случае, что предложение со временем родило спрос?
Здесь речь пойдет о блогерах YouTube и TikTok. В качестве цены потребитель здесь платит своим свободным временем, поэтому с долей условностей такие примеры также можно рассматривать.
Те видео, которые генерируются массово на данный момент и часто становятся популярными, попадают в тренды и рекомендации — моя отдельная боль. Вряд ли изначально пользователи вбивали в поиске запрос, чтобы узнать, что будет, если обмотать себя сотней слоев скотча или вылить расплавленную медь в арбуз.
Сначала появилось предложение, а только потом появился спрос?
У меня на этот счет есть мнение.
Предложение может создавать спрос тогда и только тогда, когда потребитель осознанно или неосознанно ассоциирует продукцию с решением своих потребностей.
Пропустим Маслоу, обратимся к психологии. А именно к инстинктам:
Если товар затрагивает хотя бы несколько инстинктов и при этом соответствует закону спроса и предложения, то тогда можно смело говорить о том, что предложение побудит спрос.
Из тех примеров, что я приводил выше, можно отметить, что все они в конечном итоге относятся минимум к двум инстинктам.
Теперь, когда на утрированных примерах мы постарались провести мысленный эксперимент и разобрать получившийся результат, настало время сформулировать для себя банальную вещь. Человек все еще нерационален, в большинстве своем, и гораздо ближе по поведению, в том числе и потребительскому, к животному, чем он сам про себя думает.
А если так, то и прогнозировать или объяснять спрос нужно гораздо проще. В других статьях я уже приводил пример с истерией массовых закупок круп в первые дни и даже недели так называемой «самоизоляции». Но это очень показательно.
Ведь в этом случае срабатывает целый ряд инстинктов. Купить в большом количестве продукты длительного хранения, чтобы дольше не выходить из дома (самосохранение), было что приготовить (пищевой инстинкт), а то другие разберут (стадный инстинкт).
Если отвечать на вопрос из начала статьи, что появилось раньше спрос или предложение, то можно с уверенностью сказать, что изначально появился неосознанный спрос, а часть предложений просто адаптируется под инстинктивные запросы.
Да, существуют товары, которые на первый взгляд не решают таких задач, но скорее всего они являются составными частями другой продукции. Что тоже является интересной темой для обсуждения.
Спрос и предложение: основы понятий
Какой бы сложной ни была структура рынка, нужно помнить, что он основывается на конкретных принципах, правилах и величинах. Базовые понятия, на которых строится вся эта многогранная система, – спрос и предложение.
Я расскажу о том, что такое спрос и предложение, как они формируются и какие факторы сильнее всего влияют на них.
Определение спроса и предложения
Спрос и предложение имеют свои определения, которые можно сформулировать следующим образом.
Спрос – это когда люди намереваются купить за установленную цену какой-то товар или услугу, удовлетворяющую их определенную потребность. При этом существует такое понятие, как совокупный спрос. Он представляет собой сумму всей продукции, которую участники экономической системы готовы приобрести. В зависимости от разных характеристик и факторов, данный параметр можно разделить на несколько видов:
А вот предложение – это возможность различных производителей и продавцов в конкретное время предоставить этот самый товар или услугу за некоторую плату, которую человек согласится отдать взамен.
Если эти две эти величины сойдутся по цене и объему, на рынке могут возникнуть два итога – участники процесса придут к соглашению и заключат сделку купли-продажи либо не сойдутся, а их пожелания останутся неудовлетворенными.
Величина (объем) спроса и предложения
Оба параметра имеют определенную объем или величину. Например, величина спроса – это конкретное количество товаров, которые люди готовы купить в данный момент по установленным ценам.
Весь объем спроса, в зависимости от характеристик покупателей, можно разделить на три большие категории:
А вот объем предложения – это количество товаров, которое продавцы хотят продать по какой-то цене в тот же момент времени.
При этом главная особенность предложения – это удовлетворение спроса по той цене, которая превышает суммарные затраты продавца на производство и реализацию.
Факторы спроса и предложения
На формирование спроса и предложения влияет огромное количество факторов. Сначала поговорим о том, что способно изменить первый параметр – спрос. Существуют ценовые и неценовые факторы, способные повлиять на желание людей приобрести товары или услуги. К первому виду относится установленная продавцом цена, и она больше всего влияет на выбор, который произведут потребители.
К неценовым факторам относятся экономическая ситуация в стране, население, налоги и дотации, величина дохода покупателя и его ожидания от покупки, также мода, уровень полезности и доступности, стоимость взаимозаменяемых продуктов.
Закон спроса
Если стоимость товара или услуги будет расти, но при этом другие параметры останутся неизменными, то спрос начнет уменьшаться. Теоретическое обоснование этого явления основывается за счет трех параметров – уровня дохода, эффекта замещения и закона убывающей предельной полезности.
Эффект дохода показывает – когда стоимость продукта растет, покупательская способность потребителя снижается. За счет этого реальный доход сокращается, поэтому величина спроса на этот товар тоже падает.
Эффект замещения же демонстрирует, что при подорожании продукта люди пытаются найти более дешевый аналогичный продукт, что тоже приводит к сокращению величины спроса.
А закон убывающей предельной полезности подразумевает, что чем больше человек пользуется тем или иным продуктом, тем больше он ему «приедается». В результате удовлетворение от процесса пользования становится все ниже, человек теряет интерес и захочет вновь покупать его только в случае снижения ценника.
Есть четкая разница между изменениями спроса и его величины. В первом случае перемены происходят при воздействии неценовых факторов и сохранении стоимости на определенный товар. А его объем меняется в случае изменения цены и сохранении остальных, неценовых параметров.
Закон предложения
Данный закон демонстрирует, насколько цена продукта зависит от объема предложения. Соответственно, чем выше стоимость, тем больше величина предложения. Чем ниже стоимость, тем ниже этот объем.
И в таком случае не стоит путать изменение предложения с изменениями его величины. В первом случае большое влияние оказывают именно неценовые факторы, например: уровень дохода, тренды, ожидания и так далее. А вот объем предлагаемых товаров меняется именно из-за повышения или понижения стоимости на товар или услугу.
Вывод из вышесказанного – продавцам выгодно устанавливать высокую цену, так как это увеличит их доход. Поэтому, когда ценовые показатели на рынке растут, продавцы стараются продать как можно больше товаров.
Кривая спроса
Кривая спроса – это графическое отображение того, как зависит стоимость от количества продукции, которую люди хотят приобрести за установленную на рынке цену. На графике есть система координат, где горизонтальная ось Q отражает количество товара (от англ. – quantity), а вертикальная ось P показывает его цену (от англ. – price). Спрос характеризует кривая D с отрицательным наклоном.
При снижении величины спроса кривая D сдвигается влево, а при увеличении, наоборот, двигается вправо. Эта кривая сдвигается под воздействием внешних факторов, а цена при этом не меняется.
Кривая предложения
Кривая предложения – график, отражающий изменение величины предложения в зависимости цены. Система координат та же, что и в прошлом случае – горизонтальная прямая Q так же, как и в предыдущем случае, означает объем продукции, а вертикальная P показывает ее стоимость. Предложение на данной схеме выражается в виде кривой линии, обозначенной буквой S.
График показывает, что при повышении стоимости товаров и услуг продавец пытается реализовать больше продуктов, поэтому линия получает положительный наклон. Если предложение понижается, тогда кривая сдвигается влево, а при увеличении – вправо.
Равновесие спроса и предложения
Равновесие спроса и предложения представляет собой оптимальную цену, при которой величина спроса равна величине предложения. На графике это точка пересечения двух кривых, и называется она равновесной ценой. При возникновении такой ситуации на рынке практически отсутствуют дефицит и избыток, а это значит, что тенденций к росту или снижению цен не наблюдается.
На этом у меня все! Надеюсь, вы разобрались в основах спроса и предложения.
Спрос и предложение
Спрос – это намерение приобрести товар (услугу или другой актив) обеспеченное способностью уплатить за него установленную цену. Потребность, превышающая платежеспособность спросом, не является.
Предложение – готовность предоставить в собственность (пользование) объект спроса за определенную плату.
Оба понятия могут совпадать между собой по объему и цене, что приводит к заключению сделки купли-продажи или остаться неудовлетворенными.
Что такое спрос и предложение интуитивно понятно любому взрослому человеку. В то же время для экономиста эти термины представляются сложной системой множества элементов со своими взаимосвязями и зависимостями.
Спрос как обозначение единичной потребности на товар или услугу обычно интересен только потенциальным участникам сделки, но сумма отдельных случаев представляет собой уже совокупный спрос – одну из важнейших характеристик экономической системы.
Рассматривая взаимосвязь спроса и предложения, следует признать первичность именно спроса. Случаи, когда вновь появившееся предложение чего-то приводит к появлению нового вида спроса можно объяснить тем, что новинка оказывается способной удовлетворить уже существующую, хотя, возможно, еще не заявленную потребность (так называемый скрытый спрос). На понимании первичности спроса основывается рыночная экономика. Непонимание – приводит к затовариванию складов.
Отдельные составляющие совокупного спроса можно классифицировать исходя из разных критериев в зависимости от целей исследования. В повседневном же обиходе часто используются такие понятия как:
Суть перечисленных понятий довольно точно определена в их названиях. Кроме того, можно выделить еще негативный спрос – такое определение применяют к товарам отвергаемым большинством потребителей при любом уровне цены и качества этих продуктов (пример – иголки для патефонов)
Весь объем спроса можно разделить на три большие категории исходя из характеристик покупателя:
Две последние категории проще для прогноза и моделирования т.к. более основываются на экономических факторах. В потребительском спросе сравнительно большую роль играют спонтанные, эмоциональные мотивы.
Поскольку главной функцией предложения является удовлетворение спроса, классификация этих понятий во многом совпадает. Разумеется, при сходстве названий предложение имеет собственные внутренние закономерности. Главным правилом формирования предложения можно назвать способность удовлетворять спрос по цене превышающей затраты продавца на производство и реализацию товара/услуги.
Закон спроса и предложения
Закон спроса и предложения – это существующая на практике и теоретически обоснованная зависимость величины совокупного спроса и совокупного предложения от уровня цен на соответствующий продукт установившихся на рынке. Если не принимать во внимание прочие факторы то: снижение цены вызывает рост объема спроса и уменьшение соответствующего предложения; повышение цены становится причиной обратных процессов. Такое утверждение принято называть эластичностью спроса/предложения по цене.
Очевидно, что интересы покупателя и продавца (потребителя и производителя) в отношении уровня цен прямо противоположны. Это можно наглядно показать на графике, где изменения спроса и предложения изображены в виде разнонаправленных кривых. Любая из точек каждой кривой обозначает определенный уровень продаж при соответствующем уровне цен. Место, где кривые пересекаются, является точкой равновесия, т.е. означает равенство спроса и предложения при определенном уровне цен.
Кроме описанной закономерности на изменение величины спроса и предложения оказывает влияние множество других факторов, в том числе неценовых, действие которых может быть прямо не связано с деньгами, но иметь последствия поддающиеся учету в денежных единицах.