Значение слова «журавлиный»
1. Прил. к журавль (в 1 знач.). Журавлиная стая. Журавлиные крылья. □ За Арсением он [журавль] бегал всюду, по двору и по саду, причем уморительно подпрыгивал на ходу и махал растопыренными крыльями, исполняя характерный журавлиный танец. Куприн, Памяти Чехова.
2. Напоминающий чем-л. журавля, такой, как у журавля. [Географ Самаревич] по коридору, как и Лотоцкий, ходил журавлиным шагом, как будто переступая через лужи. Короленко, История моего современника. В строю он сбивается с шага, задевает своими журавлиными ногами переднего, а тот ругается. Василенко, Звездочка.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЖУРАВЛИ’НЫЙ, ая, ое. Прил. к журавль в 1 знач. Ж. клюв. Ж. шаг. || Напоминающий журавля, похожий на журавля или на что-н. у журавля. Журавлиная походка, поступь (медленная, размеренная и важная поступь). Журавлиные ноги, журавлиная шея (очень длинные ноги, шея; шутл.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
журавли́ный
1. связанный, соотносящийся по значению с существительным журавль ◆ В небе летела журавлиная стая.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: покровный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как правильно пишется: «журавлиный» или «журавлинный»?
Прилагательные с суффиксами «ан», » ян», «ин» пишутся с одной «н» (кроме стеклянный, оловянный, деревянный). Так что пишется правильно «журавлиный»
Слово «журавлиный» является относительным прилагательным образованным от существительного «журавль» и чтобы определиться, как пишется «журавлиНый» или «журавлиННый», с одной Н или с двумя НН, для наглядности произведем морфемный разбор.
В небе прямо над деревней появился журавлиный клин, который смотрелся очень волнительно.
Журавлиный пишется с одной н согласно правилу, которое гласит, что прилагательные, имеющие суффикс ин, ян и ан, пишутся с одной н. Есть исключения, как уже правильно тут замечали, их учат в школе. Это оловянный, а также стеклянный и деревянный. Журавлиный к ним не относится.
Сызмальства мы бегали на речку искупаться.
Сызмальства или сизмальства?
Чтобы выбрать правильный вариант написания, определю часть речи, к которой принадлежит данное слово:
Бегали когда? сызмальства.
Это слово обозначает признак действия и отвечает на обстоятельственный вопрос. Значит, это наречие, которое имеет следующий морфемный состав:
Первая приставка выражена согласным, значит далее происходит чередование гласных и//ы, поэтому выберу написание сызмальства как единственно верное.
Аналогично после русской приставки на согласный пишется ы в словах:
Только после приставок меж- и сверх- сохраняется начальное и в корне:
Пишется буква О,если нет этих сочетаний СТ и Щ : заросли, отросли (волосы), но отрастить (волосы).
Это относительное имя прилагательное, суффиксальное производное от существительного «дрова».
В соответствии с действующими орфографическими правилами при образовании прил-х от сущ-х при помощи суффиксов «-ан-«/»-ян-» в последних пишется одна буква «н».
Три прилагательных являются исключениями: деревянный, оловянный, стеклянный.
То, о чём Вы спрашиваете, правильно писать не раздельно, а через дефис: как-никак. А правило такое: сочетания-повторы, имеющие экспрессивный (часто усилительный) характер, в которых одна из частей осложнена приставкой или суффиксом, нужно писать именно через дефис.
Морфологический разбор «журавлиный крик»
Морфологический разбор «журавлиный»:
«Журавлиный»
Грамматический разбор
Морфологический разбор «крик»:
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор «журавлиный крик»
Фонетический разбор «журавлиный крик»
Карточка «журавлиный крик»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
«Журавлиный крик» краткое содержание рассказа Быкова – читать пересказ онлайн
Рассказ «Журавлиный крик» Быкова был написан в 1959 году. В центре повествования – шестеро красноармейцев, котором довелось встретить осень 1941 года в сторожке на железнодорожном переезде. Это история о простых людях с их радостями, горестями, страхами, переживаниями и внутренней борьбой.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Журавлиный крик» по главам. Пересказ повести будет полезен и для читательского дневника.
Главные герои
Григорий Карпенко – старшина, командир маленького отряда, решительный, принципиальный мужчина.
Борис Фишер – специалист по итальянской скульптуре, высокий, сутулый, неприспособленный к суровой действительности.
Василь Глечик – самый молодой солдат в отряде, тихий и скромный паренек.
Витька Свист – жулик, решивший круто изменить собственную жизнь.
Иван Пшеничный – сын кулака, озлобленный на весь мир молодой человек.
Алик Овсеев – избалованный, хитрый приспособленец.
Краткое содержание
Глава 1
Шестеро бойцов Красной армии получили задачу – расположиться на железнодорожном переезде и на сутки перекрыть дорогу. Оставив солдатам «противотанковые гранаты, патроны к пэтээру», командир пожелал им удачи и ретировался.
Глава 2
Бойцы под командованием Карпенко «дружно взялись за дело», и только сутулый Фишер сидел в бурьяне и тоскливо «листал какую-то книжку». До войны он был кандидатом искусствоведения, и «специализировался по итальянской скульптуре». Своей неприспособленностью и безразличием ко всему происходящему Фишер раздражал деятельного старшину.
Глава 3
Пшеничный первым услышал приближение немцев. Бойцы, «охваченные тревожным предчувствием недоброго», встревоженно прислушивались к долетавшим до них звукам выстрелов. Пшеничный предложил уйти, пока не поздно, но старшина быстро прекратил этот разговор.
Глава 4
Пшеничный для себя решил, что пойдет в плен к немцам. Он принялся вспоминать свою несладкую жизнь. Отец его был крепким, зажиточным крестьянином, кулаком, и даже в голодные годы в их доме всегда была еда на столе. Суровый и требовательный, он «безжалостно школил сына в несложной земледельческой науке».
Иван подружился с местным парнишкой – батраком Яшкой Терехом. Повзрослев, Яшка два года отслужил два года в Красной Армии. Вернулся он в родную деревню другим человеком, и быстро стал предводителем среди парней и девчат по части классовой борьбы. Яшка всячески настраивал Ивана против отца, которого называл сельским мироедом.
Вскоре Пшеничных раскулачили и отправили в Сибирь. Ивану удалось избежать горькой участи родителей, и единственным выходом для себя он видел поступление в техникум. Однако ему отказали в экзаменах, «потому что он – сын кулака». Это стало большим ударом для Ивана. Прошлое повсюду следовало за трудолюбивым и старательным парнем – его не приняли в комсомол, вчерашние друзья отвернулись, узнав его происхождение. Постепенно Иван построил вокруг себя стену ненависти и недоверия к людям, выкристаллизовав собственный волчий девиз – «Только сам себе, сам для себя, вопреки всему».
Глава 5
Вечером начался дождь, но бойцы продолжали рыть траншею. Старшине все время не давала покоя мысль, что если немцы двинуться в их сторону, «то их шестерке доведется хлебнуть горя». Овсеев подтвердил его страшные догадки, сказав, что батальон оставил их в качестве заслона, или, проще говоря, смертников.
Глава 6
К полуночи траншея была готова. К тому времени Свист растопил печку в полуразрушенной сторожке. Ему удалось соорудить ужин, и накормить бойцов. «Разморенный сытостью Свист» признался товарищам, что два года провел в лагере из-за «истории с географией».
Глава 7
Свист рассказал, что родился в Саратове. Повзрослев, Витька устроился на подшипниковый завод, на котором работала и его мать. Но вскоре работа на заводе ему опротивела, «как горькая редька». К этому времени он познакомился с неким Фроловым, устроившим его продавцом в хлебный магазин. Через Витьку Фролов стал сбывать «левый» хлеб, щедро оплачивая эту услугу. У Свиста завелись деньги, он увлекся фотографией, и даже задумал поступить в фотоартель. Все изменилось, когда Витька влюбился в бойкую красавицу Лельку, на которую положил глаз Фролов. Из-за нее между главарем шайки и Витькой завязалась драка. В милиции Свист сдал всех жуликов, рассказав о махинациях с хлебом. Следующие два года он провел в Сибири на лесоповале, а после амнистии устроился матросом на рыболовецкое судно. Когда началась война, он не пожелал сидеть в тылу, и отправился добровольцем на фронт.
Глава 8
Старшина поставил в караул Овсеева. Стоя под проливным дождем, он думал о завтрашнем дне. В полку Овсеев слыл одиночкой – он считал, «будто он куда умнее и интеллектуальнее» однополчан, и откровенно презирал неотесанных и грубоватых бойцов. Он считал несправедливым так глупо погибать, «прожив только двадцать лет».
В школе Алик Овсеев слыл развитым и способным мальчиком. Уже тогда он осознал свою исключительность, чему весьма поспособствовала его мать – «немолодая и очень добрая женщина», которая видела в единственном сыне все признаки истинного гения. Алик попробовал себя в разных сферах искусства и в спорте, но понял, что «там нужны фанатичная самоотверженность, упорство и каторжный труд», он же искал легких побед. После школы Алик поступил в артиллерийское училище, но и там никто упорно не желал признавать его исключительность. Овсеев мечтал о славе и подвигах, но быстро понял, что война напрочь лишена романтики. Тогда он сосредоточил свои силы на том, чтобы выжить любой ценой.
Глава 9
Овсеев сдал смену Пшеничному, а сам принялся за свою порцию каши. Между бойцами завязался разговор о том, есть ли среди немцев нормальные люди, которые не поддерживают Гитлера. Свист стоял на том, что после победы нужно уничтожить всех без разбору, а Карпенко считал, что «всех на одну мерку нельзя мерить».
Глава 10
Самым юным среди бойцов был Василь Глечик. За время войны он «порядком огрубел душой и перестал замечать мелкие жизненные невзгоды». Детство его было тихим и безмятежным. Закончилось оно в тот день, когда отца убило током. В их семье настали тяжелые времена: мать едва сводила концы с концами, в одиночку воспитывая Василя и его младшую сестренку Насточку. Спустя время «мать неожиданно повеселела», и однажды привела домой уже немолодого мужчину, заводского бухгалтера. Василек сразу понял – «тут ему оставаться нельзя». Он сбежал из дома и поступил в школу ФЗО в Витебске. Когда началась война, отчим ушел на фронт, и Василек хотел было вернуться домой, чтобы поддержать мать, но к тому времени немцы уже подошли к Витебску, и Глечику не оставалось ничего иного, как добровольцем пойти в армию. Теперь его терзала одна мысль, что он оставил мать, предал ее.
Глава 11
Тем временем в сторожке все заснули. Карпенко «снился несуразный, тягостный сон», в котором он увидел своего отца и трех старших братьев. Отец, крепкий крестьянин, не захотел делить на всех сыновей земной надел. Он отдал землю Алексею, а остальным наказал идти в свет «своего хлеба искать». Григорий отправился служить в армию, прошел всю Финскую войну, а после увольнения в запас был назначен заместителем директора льнозавода, получил квартиру. Вскоре Карпенко «женился на Кате, молоденькой учительнице местной начальной школы». С непривычной нежностью он ожидал пополнения в семье, когда началась война.
Глава12
Фишер родился в Ленинграде, и с ранних лет начал рисовать. Он быстро понял, что никогда не станет великим художником, и потому предпочел изучать искусство. В двадцать пять лет Борис стал кандидатом наук в области искусствоведения.
Неудивительно, что в армии Фишер «почувствовал себя белой вороной», неудачником, который ничего не умел делать. Он стал замечать, что грубая фронтовая жизнь все больше стирала его личность, которая так тянулась к прекрасному. С грустью Фишер понял, что лучшие свои годы посвятил искусству, в котором, как оказалось, никто не нуждался.
Глава 13
Овсеева на посту вновь сменил Пшеничный. К тому времени он уже морально подготовился к предстоящему плену. Иван мечтал выслужиться у новых господ, на деле доказать свою преданность, проявить все свои способности. Увидев на дороге немцев, Пшеничный всем своим видом показал готовность сдаться. Но солдаты не проявили к нему никакого интереса, и хладнокровно расстреляли.
Глава 14
Пулеметная очередь, поразившая Пшеничного, вывела из сонного оцепенения Фишера. Вскоре он услышал звук мотоциклетных моторов. Успокоившись, Фишер осознал «свои обязанности и был полон решимости выполнить их до конца». Он был неважным стрелком, и, выпустив всю обойму в мотоциклистов, не причинил им вреда. Взяв себя в руки, Фишер как следует прицелился, и чудом попал в немецкого офицера. Это был единственный подвиг ученого, которого немцы расстреляли в упор.
Глава 15
Бойцы приготовились к атаке и поджидали, когда транспортеры подойдут ближе к их укрытию. Маленькому отряду удалось отбить первую волну надвигавшейся немецкой техники, и эта победа воодушевила их. Когда «короткая радость-возбуждение быстро прошла», солдаты принялись готовиться к следующей атаке.
Глава 16
Алик Овсеев сразу понял, куда делся Пшеничный. Он сетовал на свою нерешительность, из-за которой не последовал примеру Ивана. Свист отправился к подбитому транспортеру, и вскоре вернулся с трофеями: новым пулеметом, патронами к нему и золотыми часами, которые он подарил старшине. Карпенко разбил подарок о сторожку, чем немало озадачил Свиста.
Глава 17
Немецкий пулемет старшина вручил Овсееву, но тот был этому совсем не рад. Он уже знал, что пулеметчики погибают одними из первых. В этот раз на дороге показались уже танки. Первым же выстрелом немцам удалось повредить единственное в отряде орудие и тяжело ранить старшину. Свист погиб, кинувшись под вражеский танк с бронебойной миной.
Глава 18
Глава 19
Оставшись в одиночестве, Глечик уже ничего не боялся. Он равнодушно готовился к бою, когда его внимание привлекли «удивительно тоскливые звуки». Подняв голову, Глечик увидел журавлиный клин, который отчаянно пытался догнать «отставший, видно подбитый, журавлик». Необыкновенно ясно Василь понял, что этот журавлик – он сам, и ему уже никогда не догнать свою стаю. Услышав гул приближающихся танков, он взял в руки единственную гранату, и принялся ждать…
Заключение
В произведении Быков постарался без прикрас и лишнего пафоса показать «бытовую» сторону войны, простых людей с их слабостями, мечтами, надеждами, которым так и не удалось сбыться.
После ознакомления с пересказом «Журавлиный крик» рекомендуем прочесть рассказ полностью.
Нравственный выбор человека на войне – вот главная проблема повести В. Быкова «Журавлиный крик», краткое содержание которой можно прочитать онлайн.
Для создания собственного мнения, более глубокого анализа и пополнения копилки аргументов к сочинениям лучше всего читать текст произведения в оригинале на русском языке.
История создания повести Василя Быкова
Произведение написано в 1959 году. Оно описывает первый год войны глазами шестерых людей, которые должны выполнить задание, рискуя своими жизнями.
В повести автор очень реалистично передаёт переживания каждого героя так, что читателя до последних строк не отпускает тревога и напряжение.
Главные герои и их характеристика
В повести шесть главных героев:
«Журавлиный крик» – краткое содержание повести
Глава 1
Шестерым красноармейцам поручена важная и опасная задача – удержать переезд на протяжении суток, чтобы батальон успел отступить. В их распоряжении были только противотанковые гранаты и «патроны к пэтээру».
Глава 2
Бойцы стали выполнять поручение. Только Фишер безучастно сидел в стороне и перелистывал книжку. До войны он получил кандидатскую степень по искусствоведению, изучал итальянскую скульптуру. Своим безразличием и бездействием он раздражал бойкого старшину.
Глава 3
Первым немцев услышал Пшеничный. Он предложил покинуть пост, пока те не приблизились, но старшина оборвал его.
Глава 4
Пшеничный решил сдаться фашистам. Ему вспомнилось всё, что он пережил. Отец его был зажиточным человеком, в доме всегда был достаток. Но доставался он нелёгким трудом, к которому отец нещадно приучал сына.
У Ивана появился приятель – молодой батрак по имени Яшка. Отслужив два года в армии, Яшка вернулся в деревню и возглавил классовую борьбу в ней. Он стал настраивать Ивана против отца, которого считал классовым врагом, кулаком. Вскоре отец Пшеничного был сослан в Сибирь. Ивана оставили, но из-за принадлежности к кулаческой семье не приняли в техникум.
Старательный и работящий парень остался без всего – без отца, без учёбы и работы. Друзья отвернулись, в комсомол не взяли. Юноша озлобился на весь мир, потерял доверие к людям.
Глава 5
Глава 6
Солдаты закончили с траншеей только к полуночи. Тем временем Свист развёл огонь и приготовил нехитрый ужин. Разморённый едой, он начал рассказывать товарищам, из-за чего попал в лагерь на два года.
Глава 7
Свист поведал, что сначала работал на подшипниковом заводе. Когда это ему надоело, он устроился в хлебный магазин с помощью некого Фролова. Здесь он стал хорошо зарабатывать, продавая «левый» хлеб.
Свист увлёкся было фотографированием, но неожиданная любовь всё разрушила. Влюбился он в Лёльку, на которую заглядывался главарь их бандитской шайки Фролов. Между ними произошла потасовка.
В милиции Витька сдал всех подельников, рассказал обо всех махинациях. Его отправили в Сибирь, на лесоповал. Отсидев там два года, перешёл на матросскую службу. На войну он ушёл добровольцем, не желая отсиживаться в тылу.
Глава 8
В карауле стоял Овсеев. Он стоял под дождём и думал о том, что с ними будет. Среди однополчан Алик держался особняком, так как считал себя умнее и образованнее сотоварищей. Он не хотел мириться с такой глупой смертью в двадцать лет.
Со школьных времён Овсеев был развитым и одарённым мальчиком. Он был единственным сыном своей матери, которая его всячески поддерживала. Попробовав себя в спорте и искусстве, Алик понял, что каторжный труд не для него. Ему нужен был лёгкий успех.
Он выучился на артиллериста, но по-прежнему мечтал прославиться. Он быстро сообразил, что нет на войне никакой романтики, и решил во что бы то ни стало остаться в живых.
Глава 9
За едой у бойцов состоялся разговор. Они размышляли, все ли немцы плохие. Свист выступал за уничтожение всех немцев, Карпенко не соглашался с ним.
Глава 10
Василь Глечик был младше всех в отряде. Его детство было неприметным. Отец умер от удара током. Мать с трудом поднимала их с сестрёнкой. Когда она привела в дом другого мужчину, Василь почувствовал себя лишним и ушёл из семьи.
Он учился в Витебске, в школе ФЗО, когда немцы подошли к городу. Василёк ушёл на фронт, куда до этого уже шёл его отчим. Он переживал, что оставил без защиты мать.
Все спали. Карпенко снились беспокойные сны. Он был недавно женат и скоро должен был стать отцом.
Фишер стал кандидатом в двадцать пять лет. В армии он чувствовал себя нелепо, ничего не умел, всех раздражал. Фишер понял, что его увлечение искусством было лучшим периодом его жизни.
На пост заступил Пшеничный. Он увидел немцев, дал им понять, что готов сдаться, но фашисты его расстреляли.
Первую атаку оставшиеся бойцы отразили и готовились к следующей.
Глава 16
Овсеев догадался о намерениях Пшеничного и сам хотел поступить так. Он сумел пробраться к вражеской машине и принёс оттуда пулемёт, патроны и золотые часы, которые преподнёс старшине. Тот разбил их.
Появились немецкие танки. Старшину ранило. Свист бросился под танк с миной и погиб.
Овсеев попытался сбежать в лес. Глечик расстрелял ему вдогонку все патроны в диске.
Глечик остался один и не думал уже о страхе. Он готовился к стрельбе, когда вдруг услышал какие-то странные печальные звуки. Он увидел в небе журавля, который отстал от стаи и пытался её догнать, делая отчаянные взмахи крылом.
Василь понял, что подбитый журавлик – это он сам, и ему уже не суждено догнать свой клин. Прощальный клич журавля заглушил гул танка, Глечик ждал его с последней гранатой в руке.
Анализ произведения В. Быкова
«Журавлиный крик» – это повесть. Она о том, что на войне сражались обычные люди, у каждого из них были свои мечты и заботы, они были чьи-то отцы и дети.
Война не спрашивала ни у кого, призвала всех, разрушила все планы. Она стала испытанием, которое каждый из них прошёл по-своему.