Иврит как пишется слева направо или справа налево
У новичков обычно возникает вопрос: почему для каждого гласного имеются несколько огласовок? Имеет ли какое-либо значение для написания или произношения, какие огласовки стоят в слове? Или их можно ставить произвольно?
В современном иврите вид огласовки не имеет значения для произношения, но имеет значение при написании!
С огласовкой может быть связано звучание последующей или предыдущей буквы, возможные изменения в слове. Есть правила, которые регламентируют выбор огласовок. Этому искусству вы еще научитесь. А пока выучите, какими огласовками передаются гласные звуки.
А теперь приступим к подробному изучению букв алфавита и чтению с ними.Изучать буквы мы будем не в алфавитной последовательности, чтобы можно было уже в начале изучения складывать из букв слова.
Следует ещё раз напомнить, что на иврите пишут справа налево. Все
буквы согласные. Есть печатный и рукописный шрифты. Все буквы примерно одинаковы по величине. Только несколько из них и в печатном,
и в рукописном вариантах выступают за линию строки. В иврите нет «заглавных» или «больших» букв. Пять букв имеют двойную графику, т. е.
в начале и в середине слова они пишутся одним образом, а на конце слова меняют свое написание. В основе рукописного шрифта лежит полуовал и овал.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему еврейская и арабская письменность имеют одну явную особенность, а именно написание справа налево? Оказывается, тому есть вполне практичное объяснение.
Семитские языки, в число которых входит и арабский, и иврит, одни из древнейших на планете. Они зарождались в то время, когда никто даже и мечтать не мог о бумаге, ведь она появилась лишь в около двух тысяч лет назад. Еврейская и арабская письменность возникла на основе древневавилонского клинописного письма, а западная традиция письма — из древнеегипетского папирусного письма.
Чтобы объяснить наглядно, в чем же между ними отличие, включим воображение. Представьте, что перед вами лежит папирус, а в руках у вас стило (тонкий ножичек). Мы нарезаем иероглифы правой рукой (85% людей — правши). При этом, то, что написано справа от нас, закрыто, зато прекрасно видно то, что слева. Возникает вопрос: как вам удобнее писать? Конечно, слева направо, поскольку так удобно видеть, что уже написано.
Кстати, если внимательнее присмотреться к буквам еврейского алфавита, то можно заметить, что их своеобразная конфигурация свидетельствует о том, что изначально буквы высекались на чем-то твердом. Такие буквы гораздо проще изобразить зубилом, а не пером.
Конечно, с тех пор камень перестал быть единственным долговечным хранителем информации, но правила письма уже сформировались, так что было принято решение не менять правила письменности кардинальным образом.
Почему евреи и арабы пишут справа налево
На мои вопросы, почему же евреи с арабами пишут именно так, никто не дал вразумительного ответа. Поэтому долгое время мне оставалось довольствоваться объяснением, что у них просто так принято.
Мне казалось, что должна быть веская причина для того, чтобы писать в «неправильном» направлении. И в конце концов выяснилось, что это действительно так!
Оказалось, что всё объясняется довольно просто и логично. Дело в том, что семитские языки, в число которых входит и арабский, и иврит, одни из древнейших на планете. Они зарождались в то время, когда никто даже и мечтать не мог о бумаге, ведь она появилась лишь в около двух тысяч лет назад.
Тем не мене людям нужно было как-то фиксировать информацию, поэтому они высекали письмена на камне. А теперь представим, как правшам, которых на земле 85 %, будет удобнее орудовать молотком и зубилом? Конечно же, это сподручнее делать, держа зубило в левой руке и стуча по нему молотком, зажатым в правой. А в этом случае удобнее всего писать как раз справа налево!
Кстати, присмотрись внимательнее к буквам еврейского алфавита. Их своеобразная конфигурация свидетельствует о том, что изначально буквы высекались на чем-то твердом. Такие буквы гораздо проще изобразить зубилом, а не пером.
Хотя с тех пор камень перестал быть единственным долговечным хранителем информации, но правила письма уже сформировались, так что никто не стал их кардинально менять.
Вот так просто объясняется загадка о направлении письма в иврите и арабском языке.
какая наивная хуитень.
Арабские загогулины не просто молотком и зубилом на камне выбивать
Конечно же, это сподручнее делать, держа зубило в левой руке и стуча по нему молотком, зажатым в правой. А в этом случае удобнее всего писать как раз справа налево!
Это спорное утверждение
Наверняка на каких-нибудь арабских или еврейских сайтах, аналогичных пикабу есть походие посты про то, почему все эти странные жители остального мира пишут слева направо, ведь это нелогично.
А куда делась теория о связи расположения солнца относительно «сторон света» и письменностью проживающих там? Японцы там всякие, например, сверху вниз пишут. (Да ещё и справа налево, поди. )
А если же речь идёт об именно технологии высекания штрихов в камне, то на приведённом фото что-то непонятно под каким углом с какой стороны эти кругляшки были сделаны.
Есть теория что пишут по направлению сторон света.
Фигня. Когда у греков появлялось первое письмо, оно вообще шло змейкой. Справа налево, на следующей строчке слева направо, а потом опять наоборот.
По мне так, таким способом, сверху-вниз было бы удобней 🙂
Есть версия что правшами люди стали в средневековье, когда актуально было всегда носить с собой щит и меч. Щит держали в левой руке, прикрывая сердце, а в правой держали меч, коим приходилось орудовать куда активнее, чем щитом. От того пошло и преобладание праворукого население, и правостороннее движение в большинстве стран.
У меня уже второй ребёнок начинает писать справа налево.
И ещё буквы отражают по вертикальной оси.
У меня подруга левша была, писала на бумаге чернильной ручкой (была слабость у неё писать именно чернильными), писала и следом «загребала» пальцами текст, размазывая написанное. Ей бы такой способ справа налево точно подошел бы.
ок. а китайцы почему писали сверху вниз?
если правда то норм если нет то тупо))
странные народы.. пишут и читают не так. шкурку у членов отрезают.
Мусульманская святыня Dome of the Rock (Купол Скалы), построена в 691г. Одно из самых важных и старых святых мест в Исламе
Католический монастырь Abbey of the Dormition (Успения Пресвятой Богородицы) на горе Сион, построен в 1910г
Иудейская Синагога Hurva (Хурва, переводится как «руины»), построена в 1700-х гг, сожжена в 1721г, повторно возведена в 1864г, снова разрушена в 1948 (во время войны за независимость), в нынешнем виде построена только в 2010г
Такой вот интересный город
Canon 7d, Canon 70-200mm f4.0
Арабы «поздравили» еврейских подростков с Ханукой
Раввин сказал, что этот инцидент напомнил ему “Газу”, явно имея в виду демонстрации “колонны ненависти”, которые прошли в северном Лондоне в мае во время конфликта между Израилем и ХАМАСОМ. Раввин Шнеор добавил: “Миссия Израиля состоит в том, чтобы нести свет и добро. Мы не позволим им победить, запугав нас”. Видео, первоначально опубликованное Campaign4Truth, теперь набрало сотни тысяч просмотров в Интернете.
Фонд общественной безопасности (CST) сообщил в твиттере, что “две жертвы этого ужасного инцидента” сообщили им об этом. Они добавили: “Мы позаботимся о том, чтобы они получили надлежащую поддержку, и мы будем работать с полицией над тем, чтобы найти этих преступников и привлечь их к ответственности”. Государственные чиновники осудили видеозапись в социальных сетях, министр культуры Надин Доррис назвала ее «пугающей», а мэр Лондона Садик Хан призвал жителей Лондона сообщать любую информацию связанную с этим инцидентом.
Прогулка по ночному Иерусалиму
Canon 7d, Tokina 11-16mm f2.8
Эрдоган проклял Австрию за флаг Израиля
Фото: Umit Bektas / Reuters
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что проклинает Австрию за то, что она подняла флаг Израиля.
Эрдоган заявил, что «проклинает австрийское правительство, которое вывесило израильский флаг на здании администрации канцлера». Он назвал Израиль «террористическим государством», а Австрию обвинил в том, что та «отождествляет себя с террором». По мнению Эрдогана, «Австрия пытается заставить мусульман заплатить за совершенный ею геноцид евреев», передает РИА «Новости».
Боевое крыло ХАМАС запустило 130 ракет по Тель-Авиву
«Бригады Иззэддина аль-Кассама», являющиеся боевым крылом контролирующего сектор Газа радикального движения ХАМАС, объявили о запуске 130 ракет в сторону Тель-Авива и его окрестностей, сообщил палестинский информационный портал Donia Al-Watan.
Как сообщает Армия обороны Израиля, одна из сотен запущенных из сектора Газа в сторону Тель-Авива и центральной части Израиля ракет попала в рейсовый автобус.
По сообщениям очевидцев, в Тель-Авиве сработали сирены воздушной тревоги, в небе слышны многочисленные разрывы.
По сообщениям ЦАХАЛа, к утру вторника из сектора Газа по Израилю были запущены более 200 ракет, в ответ армия Израиля нанесла 130 ударов по объектам движения ХАМАС и палестинской группировки «Исламский джихад». Позже Израиль нанес ракетные удары по нескольким городам в секторе Газа. В результате ракетных обстрелов из сектора Газа погибли двое израильтян.
В понедельник группировка «Бригады Иззэддина аль-Кассама» призвала власти Израиля вывести силовиков из района Храмовой горы и Шейх-Джарраха и освободить задержанных. В тот же день из сектора Газа по городам Израиля было выпущено более 45 ракет. В ответ армия Израиля нанесла удары по военным объектам движения ХАМАС. По данным Минздрава сектора Газа, жертвами ударов Израиля стали по меньшей мере 20 палестинцев, среди которых девять детей, еще 65 человек пострадали.
Движение ХАМАС призвало арабские страны расторгнуть мирные соглашения с Израилем. Израиль призвал мировое сообщество осудить ХАМАС за обстрелы городов.
Ещё одна операция израильтян
Автор: Александр Соцкий.
Шалом, котята! Сегодня мы поговорим с вами о том, как несколько кросс-дрессеров выследили и убили в Бейруте пачку шишек из Организации Освобождения Палестины (далее ООП).
Властям и силовым ведомствам Израиля приходилось решать сложнейшую проблему противостояния ООП в условиях, когда у палестинцев есть буквально сотни баз в близлежащих странах. Даже в Европе ООП не признана террористической и спокойно собирает деньги на продолжение борьбы с «сионистским образованием».
Ливан всегда был под пристальным взглядом израильской разведки, но теперь евреям потребовалось получить максимально полную информацию о лидерах ООП, чтобы спланировать их ликвидацию. Паралельно с этим, что в Ливане, что в соседней Сирии началась настоящая шпиономания. Израильских шпионов видели в каждом иностранце и в каждом, кто пытался познакомиться с членами ООП. Но тут против палестинцев сработало арабское пренебрежение женщинами. Моссад отправил в Бейрут разведчицу по имени Яэль. Барышня представилась английской журналисткой, готовящий передачу о Леди Эстер Стэнхоуп, которая прожила остаток своих дней в Ливане (это, кстати, ОЧЕНЬ крутая дама, серьезно, хотя бы статью на Вики прочтите).
Яэль поселилась в отеле неподалеку от квартала, в котором проживали высокопоставленные члены ООП. Основной целью были следующие деятели:
Камаль Адуан — организатор терактов на территории Израиля и на Западном Берегу Иордана (тогда эту территорию полноценно оккупировал Израиль).
Камаль Насер — пресс-секретарь ФАТХ, входивший в состав исполнительного комитета ООП.
Израильская разведчица обошла весь квартал, в котором проживали палестинские бонзы. На сумке у нее висела фотокамера, управляемая при помощи хитрозапрятанной кнопки и телефонного кабеля. Яэль буквально могла подойти к вооруженным палестинским боевикам или к ливанским полицейским рядом с интересующим зданием, и спросить у них дорогу или уточнить который сейчас час, паралельно отсняв окрестности интересующей цели (с примерами фото можно ознакомиться ниже). Фактически, она отсняла весь маршрут до целей и израильские командос смогли детально подготовиться к штурму.
Получив первоначальные данные о местонахождении террористов, руководство Моссада пришло к выводу, что просто подослать парочку убийц тут вряд ли получится, и надо привлечь к выполнению задачи больше ресурсов. После долгих дискуссий сложился следующий первоначальный план операции:
1) Группа обеспечения из числа моссадовских оперативников приезжает заранее, убеждается в том, что все цели на месте
2) Израильский флот обеспечивает высадку крупной группы бойцов на побережье Ливана
3) Спецназовцы нападают на дома, в которых проживают лидеры ООП
Чтобы подготовить почву для успешного проведения операции, евреи отправили в Бейрут шесть оперативников из команды Кесария (Управление специальных операций). Это те самые ребята из Моссада, которые планировали и организовывали самые яркие ликвидации.
Однако в ходе планирования операции встал вопрос о том, что толпа мужиков, носящихся посреди ночи по центру Бейрута, может вызвать некоторые подозрения. Даже не потому, что это потенциальные еврейские диверсанты, скорее, наоборот, их бы приняли либо за конкурирующих палестинцев, желающих рассчитаться за украденную овечку/сожженное маковое поле, либо за ливанских полицейских, которые захотели поговорить с особо отличившимся «бойцом сопротивления».
В итоге в чьем-то извращенном мозгу родилась идея загримировать часть бойцов под женщин с низкой социальной ответственностью. Идея нашла горячий отклик среди израильского спецназа. Непосредственно ликвидацией лидеров ООП должны были заниматься камрады из Сайерет Маткаль под командованием Эхуда Барака (будущего премьер-министра Израиля). И этот более чем неоднозначный товарищ (умудрявшийся сочетать настоящий личный героизм с каким-то дичайшим карьеризмом и тягой к ‘нестандартным решениям’) сразу же загорелся идеей. Во-первых, он решил сам попробовать себя в кросс-дрессинге и вырядился в брюнетку, а своего заместителя Амирама Левина (который в недалеком будущем сам возглавит Сайерет Маткаль, а потом станет заместителем руководителя Моссада) — в блондинку. Во-вторых, Барак решил за казенный кошт получить дополнительно образование (и не только) и потребовал выделить группу моделей, которые устроили ему с бойцами недельный мастер-класс по обучению ходьбе на каблуках и макияжу. Не знаю, были ли эти ребята первыми драг-квин в Израиле, но, согласно легенде, в качестве «выпускного экзамена» ребятки должны были ходить по набережной Тель-Авива и клеить парней, но это может быть байкой (а может и не быть. ).
В конце концов, все шестеренки пришли в движение. Пользуясь поддельными документами, моссадовцы прилетели из разных европейских аэропортов в Ливан 06.04.73 и поселились в отеле Sands, выбранном за его закрытый пляж и большую парковку. Разведчики арендовали большие легковые машины и запарковали их почти что у самого пляжа. Встретившись с агентом Яэль, они удостоверились, что ключевые цели сегодня ночуют дома, и дали сигнал к началу операции.
09.04.73 четыре израильских ракетных катера вышли из порта Хайфы, неся на борту 75 спецназовцев: 21 из Сайерет Маткаль (спецназ генштаба), 34 из Шейетет 13 (морские коммандос) и 20 парашютистов.
Еще одна группа должна была подорвать казармы бойцов ООП и немножечко обделалась, но об этом чуть позже.
Итак, главный кросс-дрессер по эту сторону Голанских высот, Эхуд Барак, размалеванный под брюнетку, садится на переднее сиденье рядом с оперативником Моссада и говорит «Трогай!». Но водитель, видимо, пораженный этой небывалой красотой, лишь потеет и мнется, но машину не заводит. На прямой вопрос, что не так и какого черта он тупит, моссадовец отвечает, что на такое дерьмо он не подписывался. У дома целей дежурят аж целых два полицейских, нас всех убьют, а ты вообще напоминаешь мне клоуна, которым меня пугали в детстве. Барак, в свою очередь, популярно объясняет моссадовцу, что он с ним сделает, если тот сейчас же не двинется, и в итоге операция всё-таки начинается.
No homo moment. Я не нашел этой цитаты в воспоминаниях самого Барака, но в книжке Rise and Kill First: The Secret History of Israel’s Targeted Assassinations (кстати, очень рекомендую для базового ознакомления с деятельностью Моссада) есть просто эпическая цитата. Итак, представьте, высаживаются израильские спецназовцы из машин и идут по относительно оживленной улице Верден, на которой как раз и проживали их цели. Чтобы не привлекать внимания они отыгрывают зажимающиеся парочки туристов. И вот идут в обнимку Эхуд Барак (загримированный под барышню руководитель спецназа генштаба, отличившийся при первом в истории штурме захваченного террористами самолета) и Муки Бетцер (его заместитель, тоже головорез из головорезов, который впоследствии будет одним из ключевых руководителей рейда на Энтебе, а после возглавит свежесозданный спецназ ВВС). И вот наклоняется Муки к Эхуду и шепчет ему на ухо: «Знаешь, а этот город напоминает мне Рим«.
Почему евреи и арабы пишут справа налево, а все остальные — наоборот?
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему еврейская и арабская письменность имеют одну явную особенность, а именно написание справа налево? Оказывается, тому есть вполне практичное объяснение.
Дело в том, что еврейская и арабская письменность возникла на основе древневавилонского клинописного письма, а западная традиция письма — из древнеегипетского папирусного письма.
Чтобы объяснить наглядно, в чем же между ними отличие, включим воображение. Представьте, что перед вами лежит папирус, а в руках у вас стило (тонкий ножичек). Мы нарезаем иероглифы правой рукой (85% людей — правши). При этом, то, что написано справа от нас, закрыто, зато прекрасно видно то, что слева. Возникает вопрос: как вам удобнее писать? Конечно, слева направо, поскольку так удобно видеть, что уже написано.
А теперь воьмите в руки камень, молоток и зубило. Молоток в правую руку (85%), зубило — в левую. Начнем высекать клинописные иероглифы. Левая рука с зубилом нам надежно закрывает то, что написано слева, зато то, что справа, нам хорошо видно. Как нам удобнее писать? В этом случае справа налево.
Кстати, если внимательнее присмотреться к буквам еврейского алфавита, то можно заметить, что их своеобразная конфигурация свидетельствует о том, что изначально буквы высекались на чем-то твердом. Такие буквы гораздо проще изобразить зубилом, а не пером.
Конечно, с тех пор камень перестал быть единственным долговечным хранителем информации, но правила письма уже сформировались, так что было принято решение не менять правила письменности кардинальным образом.
Еврейский алфавит
от Трэйси Р. Рич 25 Heshvan 5778 – 14.11.2017, 20:48 11.8k Просмотры 2 Голоса
Начертание букв еврейского алфавита отличается от русского.
Еврейские буквы пишутся справа — налево.
В иврите нет гласных, но зачастую используются огласовки.
Существует несколько стилей начертания еврейских букв.
За каждой еврейской буквой закреплено число.
Набор еврейских букв на компьютере требует использования дополнительных шрифтов и текстового редактора
Иврит и идиш в корне отличаются от русского языка. На таблице, представленной ниже, показан еврейский алфавит в определённой последовательности. Заметьте, что еврейские буквы пишутся справа — налево, а не так, как в русском — слева — направо. Алеф — самая первая буква этого алфавита, а Тав — последняя. Еврейский алфавит часто называют « алефбет » по его первым двум буквам.
Буквы Алефбета
Если эти буквы напомнили вам греческий алфавит, то вы близки к истине! Многие буквы греческого алфавита действительно имеют похожее звучание и расположены в таком же порядке (хотя у них нет ничего общего с ивритом): альфа, бета, гамма, дельта… зета… тета, йота, каппа, лямбда, мю, ню… пи… ро, сигма, тау.
Звук <х>очень похож на звуки немецкого и шотландского наречий.
Обратите внимание, что существуют два варианта написания некоторых букв : каф, хаф, нун, пей и цади.
Гласные и огласовки
Однако, по мере того, как еврейский образовательный ценз терял свою силу и популярность, особенно после того, как римляне изгнали евреев из Израиля, раввины почувствовали необходимость сохранить правильное произношение слов на иврите, и разработали систему огласовок под названием «никуд» (точки). Эти точки и черточки пишутся сверху, снизу или внутри самой буквы таким образом, что расстояние между буквами и строками не меняется. Текст, содержащий такую маркировку гласных букв, называется «точечным» или «огласовочным» текстом.
Большинство огласовок – никуд – используется для обозначения гласных звуков.
На картинке ниже показаны огласовки согласных в соответствии с начертанием. Произношение очень и очень приблизительное; мне удалось слышать различные варианты произношения.
А вот несколько других огласовок, проиллюстрированных в нижеприведённой таблице:
Точка, которая появляется внутри самой буквы, называется «дагеш». Она может располагаться около любой буквы на иврите. В большинстве случаев произношения букв дагеш не оказывает существенного влияния на звучание той или иной буквы; это просто знак разделения между слогами, где буква произносится как в конце первого слога, так и в начале второго. Однако, для букв Бет, Каф и Пей, дагеш указывает на твёрдое произношение этой буквы (<б>, <к>и <п>), а не его изначально мягкое звучание (<в>, <х>и <ф>). В ашкеназском произношении (произношение, которым пользуются ортодоксальные евреи и многие евреи пожилого возраста) буква Тав также произносится мягко, как звук <с>, когда отсутствует дагеш: «бейс», «берейшис» и другие.
Буква Шин обозначает звук <ш>, когда точка располагается наверху справа, и звук <с>, когда точка находится наверху слева.
Вав, обычно согласный, читаемый как <в>, иногда произносится как гласный
<у>, как в слове «пуд», или <о>, как в слове «бор». Когда Вав произносится как <у>, дагеш ставится в середине буквы (но иногда дагеш в середине буквы Вав может произносится как <в>). Когда Вав произносится как <о>, огласовка ставится поверх буквы (но иногда Вав с точкой наверху может произноситься как «<во>).
На картинке ниже показан пример огласовочного текста. Никуд (огласовки) выделены синим цветом. В сефардском произношении (наиболее популярном произношении иврита) эту строчку можно прочесть таким образом: «В-аѓавта л-рэаха камоха» («И возлюби ближнего своего как самого себя» (Ваикра 19:18)).
Стили написания иврита
Стили письма, проиллюстрированные выше, наиболее часто встречаются в еврейских книгах. Часто применяется оттиск, квадратный шрифт, иногда – ассирийский шрифт.
Для священных документов, таких, как свитки Торы или надписи, размещаемые внутри тфилин и мезуз, используется специальный вид написания букв с так называемыми «коронами» (подстрочные знаки, исходящие из верхних точек). Этот стиль написания известен как шрифт СТаМ (акроним для Сифрей Тора, Тфилин, Мезузот), использующийся согласно аббревиатуре.
Другой стиль написания текстов используется, например, в Талмуде для того, чтобы можно было отличить оригинальный текст от комментариев к нему. Этот стиль известен, как ктав Раши («шрифт Раши»), в честь Раши, известного комментатора Торы и Талмуда. Сам Раши не пользовался этим шрифтом; он лишь назван в честь него. Ниже показан весь алефбет в стиле ктав Раши.
Ктав иври: Древний шрифт иврита
Как упоминалось выше, ивритский алфавит, используемый нами сегодня, берёт своё начало в ассирийской письменности — ассирийский шрифт (на иврите ктав ашури.
Но когда-то существовал ещё один способ написания алфавита, более известный, как ктав иври, что означает «еврейский шрифт» (палеоеврейское письмо). Археологи часто находили образцы древней письменности на этом шрифте на монетах и других артефактах. Он очень похож на древнюю финикийскую письменность. Образец этого шрифта можно наблюдать в шрифте иврита, наряду с его различными вариациями, которые мы уже упоминали.
Раввины Талмудического периода хорошо знали о древнем ктав иври, и подняли следующий вопрос: была ли изначально написана Тора на ктав иври или на ктав ашури?
В Талмуде, в трактате Санѓедрин 21с-22а выражены различные мнения на этот счет: одно из них гласит, что Тора была написана на ктав иври, но во времена Эзры, после Вавилонского изгнания, была изменена на ктав ашури. (Вавилоняне, а, следовательно, евреи в изгнании, пользовались ктав ашури.) Другое мнение сообщает, что Тора была написана на ктав ашури, но этот священный шрифт был отвергнут людьми по причине их греховности и заменён на другой; когда же люди раскаялись, ктав ашури был возрождён. Третье мнение утверждает, что Тора всегда писалась на ктав ашури.
Общее мнение заключается в том, что Тора была дана на ктав ашури, потому что Талмуд иногда упоминает такие выражения, которые не имеют смысла на ктав иври. Талмуд сообщает нам о конечных формах букв в написании оригинального текста Торы, но ктав иври не имеет таковых. В Талмуде рассказывается о центральной части Самех и конечной Мем, чудесным образом висящих в строках Десяти Речений, которые были вырезаны на каменных скрижалях, но ктав иври не содержит конечной Мем; в отличие от ктав ашури, в ктав иври буквы Самех и Мем не имели кольцеобразной формы.
Все авторитетные источники утверждают, что сегодня единственным священным шрифтом является ктав ашури. Любой свиток Торы, тфилин или мезуза должны быть написаны на ктав ашури, известном, как шрифт СТаМ (Сифрей Тора, Тфилин, Мезузот).
Ктав иври больше похож на естественный шрифт, подобный ктав Раши, а не на смешение различных видов алфавита, как греческий, кириллица или римский. Названия букв, их порядок и числовое значение, по-видимому, совпадает с ктав ашури; поэтому, любое религиозное значение, которое мы находим в числовом значении слов или последовательности алфавитного строя, одинаково в обоих шрифтах.
Единственное их отличие — это начертание букв.
Транслитерация в иврите
Процесс написания слов на иврите русскими (или другими) буквами называется транслитерацией. Транслитерация больше похожа на искусство, чем на науку, и мнения о правильном способе транслитерации слов весьма отличаются. Вот почему слово, обозначающее Хануку, еврейский праздник света (на иврите Хет-Нун-Каф-ѓей – Ханука), можно произносить на других языках различными способами: Chanukkah, Hanuka, Chanukah. Каждое правописание имеет законную орфографическую основу; нет правильных или ложных.
Численное значение. Гематрия
Каждая буква в алефбет имеет своё числовое (численное) значение. Эти значения обычно используются как цифры, аналогичные римским буквам с числовым значением некоторых из них (I, V, X, L, C, D, M). На таблице ниже показана каждая буква алефбет с её числовым значением. Обратите внимание, что конечные буквы имеют то же самое значение, что и основные.
Числовое значение всего слова определяется путём сложения значений каждой буквы. Порядок букв не имеет значения для числового обозначения: 11 записывается как Йуд — Алеф, Алеф — Йуд, ѓей — Вав, Далет — Далет — Гимель и различными другими способами. Обычно цифры записываются наименьшим количеством букв и наибольшим числовым значением (располагаясь справа). Число 11 может быть записано как Йуд — Алеф (Йуд справа, больше числового значения буквы Алеф, так как написание алфавита идёт справа налево), число 12 — Йуд — Бет, 21 — Каф — Алеф, 611 — Тав — Рэш — Йуд — Алеф и т. д.
Единственным существенным исключением из этого правила являются числа 15 и 16, которые, если представлены суммой числового значения букв 10 + 5 или 10 + 6, будут составлять Имя Б-га, поэтому обычно они записываются как Тэт — Вав (9 + 6) и Тэт — Заин (9 + 7).
Поскольку каждая буква алфавита имеет числовое значение, каждое слово тоже имеет свою гематрию. Например, числовое значение слова Тора (Тав — Вав — Рэш — ѓей) — 611 (400 + 6 + 200 + 5). Поэтому существует целая дисциплина еврейского мистицизма, известная как Гематрия, которая посвящена поиску скрытого смысла числовых значений слов. Например, число 18 — очень важно, потому что это числовое значение слова Хай, что означает в переводе «жизнь». По этой причине пожертвования еврейским благотворительным организациям обычно идут в размере численного значения 18.
Некоторые предлагают использовать числовое значение конечных букв Каф, Мем, Нун, Пэй и Цади как 500, 600, 700, 800 и 900, благодаря которым легко отображать числа до 1000. Но, по-видимому, это не стало основой для интерпретации устоявшейся еврейской традиции. Бросив беглый взгляд на надгробные плиты на еврейских кладбищах, можно заметить, что конечные буквы не используются в качестве цифр: 5776 (2005-2006) записаны как Тав — Шин — Самех — Вав (400 + 300 + 60 + 6 = 766), а не конечная Нун — Самех — Вав (700 + 60 + 6). Действительно, людям, знакомым с ивритом, использование конечных букв в начале слова покажется абсурдным и нелепым! Но даже если нумерология используется для определения числовых значений слов, вы не найдёте примеров в еврейской традиции, где бы основная и конечные буквы различались своим числовым значением. Например, в традиционных источниках числовое значение одного имени Б-га, которое заканчивается конечной Мем — 86, а не 646, как предлагается.
Мне приходило несколько писем, в которых сообщалось, что числовое значение буквы Вав (в английской интерпретации «w») — 6, таким образом аббревиатура «www» – 666! Интернет вам подскажет, что это число зверя! Это забавное понятие, но еврейские буквы-числа таким образом не работают. В еврейской нумерологии расположение букв или цифр особой роли не играет. Буквы складываются для определения числового значения. Чтобы сказать, что Вав — Вав — Вав — это шестьсот шестьдесят шесть, всё равно сказать, что в римской системе исчисления число III равно ста одиннадцати, а не трём. Числовое значение Вав — Вав — Вав на иврите исчисляется так: 6 + 6 + 6 = 18, таким образом «www» эквивалентно жизни! (Стоит также отметить, что значение числа 666 является частью христианской нумерологии и не имеет никакого отношения к еврейской мысли.)
Известно, что мы сторонимся «плохих» чисел, поэтому стоит отметить, что число 13 — не так уж и плохо в еврейской традиции или гематрии. 13 — это численное значение слова «аѓава» (Алеф — ѓей — Бет — ѓей), что в переводе означает «любовь», и слова «эхад» (как в ежедневной молитве Б-г «Един» – Алеф — Хет — Далет). Число 13 — это возраст, в котором мы принимаем на себя ответственность за совершённые поступки, возраст, в котором мальчик становится бар-мицва. Мы взываем к Б-жьей милости, упоминая Тринадцать атрибутов милосердия, описанных в Шмот 34:6-7. А Рамбам подытожил представления об иудаизме в «Тринадцати принципах веры».
Read Later Add to Favourites Add to Collection Report