Сыграть или сиграть?
В ежедневной гонке за успехом, стремлении быть успешнее, мы совсем забываем об отдыхе. Нет, сейчас речь идет не о поездке на море или кругосветном путешествии. Речь о тех коротких минутах, когда мы проявляем эмоции, шутим, играем, пищим. Это может быть совместное времяпрепровождение с семьей: катание на коньках, игра в футбол, или обычная настольная игра. Каждый взрослый мечтает вернуться в детство и беззаботно играть в свои игрушки. Так здорово выйти во двор, сыграть в прятки или в футбол. Так, стоп! А как правильно пишется сыграть или сиграть: через ы или и?
Глагол сыграть происходит от существительного «игра», в корне которого пишется буква «и», и отчетливо слышится при произношении. Однако в слове сыграть почему-то пишется «ы». Почему?
Правописание слова
Глагол «сыграть» является глаголом совершенного вида, имеет приставку с-. Согласно правилам русского языка, происходит изменение, точнее чередование корневых гласных, после приставок, оканчивающихся согласным звуком. Например, играть – сыграть, подыграть; искать – подыскать, разыскать.
В соответствии с правописанием происходит замена гласной «и» на букву ы. Правило распространяется на все времена глаголов. То есть, оно одинаково как для глаголов настоящего, так будущего времени и прошедшего. Например, сыграю завтра (будущее время) – сыграл вчера (прошедшее время).
Примеры предложений
Ошибочное написание слова
Несмотря на то, что многие при написании глагола «сыграть» задумываются о том, как написать его без ошибок, все же их совершают. Самые распространенные из них.
Заключение
Глагол сыграть – простой и сложный одновременно. Что может быть проще, когда знаешь правило? Следует лишь помнить правило чередования корневых гласных после приставок, который оканчиваются согласным звуком. И тогда слова сыграть, подыграть покажутся очень легкими.
«Сыграть», «сиграть» или «съиграть», как пишется?
Слово «сыграть» пишется с буквой «ы» после русской приставки с- согласно правилу орфографии и в соответствии с произношением этого глагола.
«Сыграть» или «сиграть», как пишется?
Исследуемое слово образовано от однокоренного глагола с помощью приставки:
С присоединением приставки в корне производного глагола произошло чередование гласных и//ы. Слово пишется в точном соответствии с его произношением.
Выясним, почему в этом слове правильно пишется буква «ы», а не «и», как в однокоренных словах:
Чтобы понять это, следует вначале определить морфемный состав слова:
Все дело в присутствии приставки в составе этого слова. В написании этого глагола применим правило орфографии.
Посмотрим, как в соответствии с этим правилом меняется написание однокоренных глаголов, образованных с помощью приставок:
Отметим, что все эти слова пишутся с гласной «ы» в точности с их произношением.
«Сыграть» или «съиграть», как правильно?
Если возникает сомнение, как пишется «сыграть» или «съиграть», нужно ли написать твердый знак после приставки с- перед корнем, начинающимся с гласной, то вспомним правило написания твердого разделительного знака. А для наглядности проследим, перед какими гласными буквами корня пишется разделительный твёрдый знак в словах:
Как видим, после приставки, оканчивающейся согласным, корень слова должен начинаться с буквы «е», «ё», «ю» или «я». Нет никаких оснований для написания твердого знака в этом слове.
Чтобы усвоить правильное написание исследуемого слова с буквой «ы» в корне и без твердого разделительного знака после приставки, прочтём примеры предложений.
Примеры
Вечером мне хочется сыграть с сынишкой партию в шахматы.
В этой неловкой ситуации я был вынужден сыграть ему на руку.
Юный музыкант стремится сыграть партию первой скрипки в школьном оркестре.
Чтобы отлично сыграть в пьес А.Н. Островского, молодая актриса долго репетировала эту роль.
Как правильно пишется слово играешь?
Правильный вариант написания слова: играешь
Правило
Проверочное слово: игры.
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова играешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: играть (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
— Что ж не играешь? — сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру. — Со мною денег нет, — сказал Ростов. — Поверю! Ростов поставил…
— Зачем,— говорит,— нарочно дурно играешь? А у самого руки дрожат; а как шар к лузе бежит, так пальцы растаращит, рот скривит да все к лузе и головой-то и руками тянет. Уж я говорю: — Этим не поможешь, сударь. Хорошо.
Война и мир. Том второй. Часть первая. XIII (Толстой)…
То на биллиарде играешь и кий сломал, то по гостиной расхаживаешь, как гость. Епиходов. С меня взыскивать, позвольте вам выразиться, вы не…
Как пишется «поиграть»: слитно или раздельно?
Как правильно пишется слово: «поиграть» или «по играть»?
Как правильно писать слово: «поиграть» или «по играть»?
В русском языке есть слово «играть». Это явный глагол. Как видим, в нём нет приставки «по-«, и оно существует. Но это не означает, что данная приставка не может присоединиться.
В результате элементарной префиксации, мы получим глагол «поиграть». Слитное написание необходимо по следующим причинам:
Например.
Если раздельно, то тогда ПО будет предлогом.
Если слитно, то ПО будет приставкой.
Слово «поиграть» пишется слитно. В этом случае мы говорим о приставке «по», а не о предлоге, который со словами пишется раздельно.
Он решил поиграть на рояле, дабы успокоить нервы.
Он решил что сделать? Поиграть на рояле.
Сегодня поиграть не получиться, надо делать уроки.
Что сегодня не получиться сделать? Поиграть.
При этом между «по» и «играть» не получиться вставить слово.
А такое будет с существительными, в их случае речь будет идти о предлоге, поэтому можно будет легко разбить их с помощью прилагательного.
Они решили поиграть в игру по телефону.
Они решили поиграть в игру по новому телефону.
это слово пишется раздельно.
Добрый день. Так как в русском языке есть слово «играть», то и возникает вопрос, как его правильно писать. Давайте определим, какой части относится слово «(по)играть». Оно отвечает на вопрос «Что сделать?». Значит, слово «(по)играть» это глагол. А глаголы пишут без использования предлогов, правильный ответ: «поиграть».
Мы решили поиграть на футбольной площадки.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
Например.
Краткое описание
Правила спряжения глаголов
Если окончание является безударным, тогда нужно определить начальную форму изучаемого выражения. Даже без предварительной подготовки можно попробовать установить инфинитив самостоятельно, а вот для проверки можно задействовать результат морфологического разбора. Окончание обязательно должно быть записано в начальной форме, чтобы отнести изучаемое выражение к первому и второму склонению. Только соблюдение всех правил убережёт от ошибок.
К первому спряжению относятся все глаголы, за исключением примеров второго спряжения. А вот к глаголам второго спряжения относятся:
Морфологический разбор
Развёрнутый анализ слова как части речи представляет собой максимально ёмкую и полную характеристику отдельной словоформы с учётом всех грамматических нюансов употребления выражения в предложениях. Каждой части речи свойственны свои постоянные и изменяемые характеристики. Для морфологического анализа нужно уметь определять не только часть речи, но и находить первоначальную форму. План действий выглядит так:
«Разыграть» — глагол. Начальная форма — «разыграть» (инфинитив). Постоянные признаки: первое спряжение, переходный, совершенный вид. К непостоянным характеристикам можно отнести изъявительное наклонение.
Развёрнутый фонетический анализ
Фонетика является неотъемлемой частью науки языкознания, так как она занимается изучением звуков речи, а также описывает законы и строение языка в аспекте звучания. К этой категории относятся звукосочетания, слоги, а также различные закономерности соединения звуков в речи. Качественный фонетический разбор помогает правильно определить звучание каждой единицы по отдельности. Буква является элементарным графическим знаком, с помощью которого можно передать определённый звук. Но количество букв в каждом слове не всегда соответствует числу звуков.
Существует определённая система записи фонем в слове, которая называется транскрипцией. Изучаемое выражение заключается в квадратные скобки и записывается так, как и произносится (в независимости от правил орфографии). В школьной программе используется сокращённый вариант фонетического разбора, состоящий всего из пяти пунктов:
В слове «разыграть» присутствует три слога: ра-зы-грать. Ударение падает на последний слог. Фонетическая транскрипция выглядит так: [разыгр`ат’]. Разбор изучаемого слова на буквы и звуки:
На основании выполненного фонетического разбора можно сделать вывод, что всего в слове 9 букв и 8 звуков. Именно такой анализ является самым простым вариантом, так как в школе его изучают в пятом классе, а потом повторяют в старших классах, разбавив материал сложными транскрипциями. Минимальное знание основных законов фонетики необходимо для гарантированной сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Морфемный состав
Чтобы больше не возникло сложностей с тем, как правильно писать, «разыграть» или «розыграть», необходимо выполнить анализ морфем. Лучше всего следовать следующей схеме:
Нельзя путать морфологический и морфемный анализ, так как это грубая ошибка. В первом случае слово рассматривается как часть речи, анализируются присущие грамматические категории. А при морфемном разборе изучению подвергаются исключительно морфемы, из которых состоит слово.
Правильный морфологический разбор «разыграть»: приставка (раз) + корень (игр) + суффикс (а) + постфикс (ть). Основой является выражение «разыгра». Метод образования: префиксально-суффиксально-постфиксальный.
На страницах некоторых источников указано, то морфемный разбор и анализ слова по составу являются практически идентичными. Но на самом деле это грубая ошибка, так как существует ряд весомых отличий. Во время словообразовательного разбора обязательно записывается в тетрадь, является ли изучаемое слово производным либо нет. В случае с морфемным анализом выполнять такие действия не нужно. При словообразовательном разборе нужно чётко обозначить способ формирования слова, а не стараться подобрать уместные выражения, которые были сформированы при помощи суффиксов/приставок.
Для морфемного разбора выражение не подвергается изменениям. А вот для анализа по составу понадобится начальная форма. Именно морфемный разбор позволяет гораздо лучше понять составляющие элементы слова и родственных ему выражения, а также проанализировать и научиться использовать на практике механизмы словообразования.