Оформление диалога на письме
Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.
В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.
– А так иду, куда ноги идут.
– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.
Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.
Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи
Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. ( Гоголь)
Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».
2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора
«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…
3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора
– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)
«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».
4. Слова автора разрываются репликой
А: – Р, – а. | А: – Р! – а. | А: – Р? – а. |
– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.
Руководство. программное использование встроенных диалоговых окон в Word
при работе с Microsoft Office Word иногда требуется отображать диалоговые окна для ввода данных пользователем. Несмотря на то, что можно создать собственный, может потребоваться использовать встроенные диалоговые окна Word, которые представлены в Dialogs коллекции Application объекта. Это позволяет получить доступ к более чем 200 встроенных диалоговых окон, представленных в виде перечислений.
Отображение диалоговых окон
Чтобы отобразить диалоговое окно, используйте одно из значений WdWordDialog перечисления, чтобы создать Dialog объект, представляющий диалоговое окно, которое требуется отобразить. Затем вызовите Show метод Dialog объекта.
Доступ к элементам диалогового окна, доступным через позднее связывание
Некоторые свойства и методы диалоговых окон в Word доступны только через позднее связывание. для доступа к этим членам в Visual Basic проектах, где параметр Option-on имеет значение on, необходимо использовать отражение. дополнительные сведения см. в статье позднее связывание в Office solutions.
в следующем примере кода показано, как использовать отражение для доступа к свойству Name диалогового окна открытие файла в Visual Basic проектах, где параметр Option-on имеет значение on. Чтобы использовать этот пример, запустите его из ThisDocument класса или ThisAddIn в проекте.
Оформление прямой речи и диалогов
Схематическое написание наиболее популярных вариантов диалогов
Авторский текст разрывает предложение прямой речи, поэтому после авторского текста стоит запятая, прямая речь продолжается с маленькой буквы.
Авторский текст следует после законченного предложения прямой речи.
Многоточия в прямой речи:
Оформление диалогов происходит по тем же самым правилам
— П? — а.
— Кофе будешь? – спросил Деймон.
— П! — а.
— Привет! – улыбнулась Елена.
— П? — а. — П.
— Уверена? – спросил Деймон. – Второго шанса не будет.
— П! — а. — П.
— Врешь! – бросил Деймон. – В первую очередь, себе самой.
— П? — а. А: — П.
— Уверена? – спросил Деймон. Несколько минут он пристально смотрел на Елену, после чего предупредил: – Второго шанса не будет.
— П! — а. А: — П.
— Отлично! – ухмыльнулся вампир. Внимательно осмотрев Елену с головы до пят, он заключил: – Теперь тебе нужно купить новое платье.
— П! — а. А. — П.
— Ух ты! – обрадовалась девушка. Деймон, увидев ее реакцию, улыбнулся. – В таком случае, хочу еще и туфли.
— П… — а. А: — П.
— Хм… – изобразил удивление вампир. С минуту подумав, он согласился: – Твоя взяла, Елена.
— П… — а. А? — П.
— Кофе… – Елена растерялась. Какое кофе может быть, если ей страшно оставаться с Деймоном наедине? – Пожалуй, нет.
На самом деле, есть еще немало вариантов, в которых одни знаки препинания заменяют другие.
Главное – знать основные правила написания, а это: слова автора пишутся после запятой/троеточия/знака вопроса/знака восклицания с маленькой буквы!
Пунктуация. Пробелы
Они являются камнем преткновения для очень многих авторов. Запомните раз и навсегда следующее.
Пробел никогда не ставится перед: двоеточием, троеточием, запятой, точкой, точкой с запятой, восклицательным или вопросительным знаком. Отдельно хочу выделить дефис – он вообще не отделяется пробелами (кроме одного редкого случая, не имеющего к данной теме никакого отношения).
Пробел всегда ставится: перед тире, открывающими скобками и открывающими кавычками; после тире, двоеточия, троеточия, запятой, точки, точки с запятой, восклицательного или вопросительного знака. В случае кавычек и скобок, то после их закрытия пробел ставиться лишь тогда, когда продолжается текст без каких-либо знаков препинания. Во всех остальных случаях (точка, запятая, какой-либо знак и пр.), пробел не нужен.
Пунктуация. Запятая
С запятыми многие куда в большей ссоре, чем с пробелами..
Запятая при обращении.
Многие почему-то забывают, что любые обращения, будь то имена, прозвища и пр., выделяются запятыми.
— Елена, все хорошо.
— Ты невыносим, Деймон Сальваторе!
— Конечно, друг, о чем речь.
— Ну что, красотка, прогуляемся?
Запятая при оборотах.
Запомните: всегда выделяются запятыми, независимо от того, в какой части предложения стоят:
Старший Сальваторе сидел на диване, распивая бутылку виски.
Стоя под струйками горячей воды, девушка мечтала о том, как шикарно пройдет сегодняшний вечер.
Джинсы, неприлично низко посаженные на бедрах, норовили в любую секунду сползти еще ниже.
Определяемое слово – джинсы. Если переставить оборот перед определяемым словом, получается следующее:
Неприлично низко посаженные на бедрах джинсы норовили в любую секунду сползти еще ниже.
Если определяемое слово выражено личным местоимением, то расположенный перед ним оборот все же выделяется запятой:
Эгоистичный в своей страсти, Деймон мечтал обладать Еленой единолично.
Запятая в сложных предложениях.
Очень просто и доступно все сказано здесь: www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_PunctSentCm.htm. От себя хочу добавить: учитесь быстро разделять сложные предложения на простые. Если вы объединяете несколько простых предложений, каждое из которых имеет подлежащее и сказуемое, то непременно должны использовать правильные пунктуационные знаки.
В большинстве случаев запятой бывает достаточно:
Полнолуние наступит всего через каких-то семнадцать часов, и это мизерное время – все, что у них осталось.
Оформление наследства иностранцем в Украине
Пока Украинский Парламент решает злободневный вопрос о том как выпустить из тюрьмы даму, которая кинула налогоплательщиков на 1.5 млрд. баксов (цирк отдыхает), иностранцы, у которых близкие родственники по тем или иным причинам ушли в мир иной, решают вопрос о вступлении в права наследников. И все бы ничего, если-бы это несложное дело тот же Украинский Парламент забл.
Текстовый редактор Word для писателя
ВЫБОР ЕВЫ
Человечество уничтожено совместными усилиями людей и природы. Группа уцелевших уже несколько поколений пытается выжить посреди заснеженного города. Но на планете появился новый, более приспособленный вид — звери, который отвоёвывает место под солнцем. Порой грань, отделяющая два вида, исчезает.
Социальная фантастика
ЧТОБ ТЫ СДОХЛА, КСЮША
Автомойка становится самым опасным местом, когда там случайно встречаются двое бывших любовников. Однако вместо жаркого секса их ждёт неожиданно нагрянувший супруг, который жаждет расправы. Хорошо, что неподалёку есть река, куда можно сбросить трупы, но плохо, что не все мертвецы умеют хранить секреты.
Триллер
БИЛЕТ В НИКУДА
Страх. Он приобретает причудливые формы. Ломает границы миров. Рушит жизни. Убивает. Шестеро незнакомцев объединены одним страхом. Они едут в одном вагоне, в поезде, который не сможет остановиться… пока не привезёт их в ад.
Мистика
ГЛАВНОЕ ЗЕРКАЛО
Серийный убийца орудует в параллельных мирах. Казалось бы, какое Захару до этого дело? Да вот только убивает он исключительно его двойников. И Захар понимает, что если он не найдёт убийцу, то, рано или поздно, убийца найдёт его.
Детективная фантастика
НЕ ЗАГОНЯЙ МЕДВЕДЯ В УГОЛ
Последняя война человечества проиграна противнику, который так и не явился. Группа охотников занимается тем, что уничтожает инопланетную технику. Их привычную жизнь нарушает авиакатастрофа. Среди обломков они находят девушку, которая ничего не знает об инопланетянах и проигранной войне…
Боевая фантастика
ПИРАТЫ СКАРРЫ
Пиратский корабль окружён королевской эскадрой. Шансов на спасение нет. У Мика по прозвищу Брат Удачи получается выжить в этой мясорубке. Вас ждёт набитый трюм приключений, полные паруса неожиданных сюжетных поворотов и попутный ветер загадок!
Как правильно оформлять диалоги
На первый взгляд диалоги — непонятное нагромождение пунктуационных знаков, которые в разных случаях ставятся по-разному. Но на самом деле всё проще, чем кажется, если вы помните следующие правила.
Длинное тире
В диалогах в начале реплики и перед словами автора ставится длинное тире, а не дефис.
Вася прав — на клавиатуре есть только дефис, но при помощи горячих клавиш он легко превращается в длинное тире.
Три способа поставить длинное тире:
1) зажать клавишу Alt и на цифровой клавиатуре набрать 0151;
2) зажать клавиши Ctrl и Alt и нажать на клавишу с дефисом, при этом не забыть включить NumLock на клавиатуре;
3) зажать клавиши Shift и Alt и нажать на клавишу с дефисом.
Кавычки
Есть кавычки-ёлочки: «». Есть кавычки-лапки: » «. И есть правильное оформление кавычек: ёлочки — снаружи, лапки — внутри. Выглядит это так: «ка»выч»ки». Не важно — диалог или обычный текст, лапки — только внутри ёлочек.
«Представляешь, я прочитала статью «Как правильно оформлять диалоги», и теперь ставлю кавычки правильно!» — Маша восторженно рассказывала подруге.
Горячие клавиши для кавычек, если у вас Windows:
« — Alt и 0171 на цифровой клавиатуре
Горячие клавиши для кавычек, если у вас Mac:
« — Alt и Shift и клавиша =
» — Alt и Shift и клавиша /
Авторский текст
Прямая речь — это одно предложение, поэтому авторский текст всегда будет писаться с маленькой буквы, даже если на конце восклицательный или вопросительный знак.
«Привет!» — воскликнул авторский текст.
«Привет?» — неуверенно произнёс авторский текст.
Если авторский текст разрывает прямую речь, после него ставится запятая и прямая речь продолжается с маленькой буквы.
«Привет, — дружелюбно проговорил авторский текст, — давай знакомиться?».
«Привет! — восторженно закричал авторский текст. — Нам обязательно нужно познакомиться!».
Атрибутивные глаголы
Атрибутивные глаголы — это как раз все «сказал», «воскликнул» и «произнёс» выше.
С ними нужно обходиться осторожно: если понятно, кто что говорит, и не нужно добавить эмоцию в слова героя, то атрибутивные глаголы можно спокойно убрать.
Атрибутивные глаголы легко спутать с основным текстом, который должен идти уже после прямой речи.
— Эх, вот и статья закончилась, а такая интересная была. Надя грустно нажала на крестик в верхнем углу страницы и продолжила листать новостную ленту.
— Я столько нового узнала — и про кавычки, и про длинное тире, и даже про атрибутивное что-то там! — рассказала Оля коту после прочтения статьи.
Правильное оформление диалога — это важно, но ещё важнее — чтобы диалог звучал естественно. Скажите нет заумным фразам и трёхэтажным конструкциям текста — люди так не говорят. Если глаз замылился, попробуйте вслух прочитать диалог: если что-то режет слух — вычеркните или переформулируйте.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Здорово! Пошёл исправлять у себя
Ставим «кавычки ёлочки», — длинные тире, „лапки“, ѣѵѳ — яти, ижицы и фиты, − минуса и прочее безо всяких сложных комбинаций с альтами и 0151:
Три способа поставить длинное тире:
Есть и четвёртый: скопировать в тексте уже имеющееся тире и вставлять на нужные места.
А в диалогах ещё есть такой:
— Ты не даёшь мне дышать. — Девушка вскочила с кресла и нервно сделала несколько шагов сначала справа налево, а затем наоборот. Затем она снова опустилась в кресло. — Я хочу свободы.
Кстати, в учебнике русского языка такого варианта не было, поэтому применяла то же правило, что и со словами автора:
— Ты не даёшь мне дышать, — девушка вскочила с кресла и нервно сделала несколько шагов сначала справа налево, а затем наоборот. Затем она снова опустилась в кресло. — Я хочу свободы.
Но оказалось, что редакторы в издательстве придерживаются первого варианта написания. А правило где? Кто в курсе?