Слово Как звали монаха который написал повесть временных лет - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):
Морфемный разбор слова:
Однокоренные слова к слову:
Повесть временных лет
По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.
Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 года по современному летоисчислению), начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.
Название своду дала одна из его вводных фраз в Ипатьевском списке:
Повѣсть врємѧннꙑхъ лѣтъ чєрнориpца Ѳєдосьєва манастꙑрꙗ Печерьскаго ⁙ Откуду єсть пошла Рускаꙗ землꙗ · кто в неи нача первѣє кнѧжити и откуду Рускаꙗ зємлꙗ стала єсть
Содержание
История создания летописи
Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии. При этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается ПВЛ.
Наиболее подробно проблемы источников и структуры ПВЛ были разработаны в начале XX века в трудах академика А. А. Шахматова. Представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. Хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.
По гипотезе Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым и Я. С. Лурье), первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.
По версии Шахматова, первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.
Содержание
История русской земли возводится к временам Ноя. Три его сына поделили Землю:
Потомками Яфета названы варяги, немцы, русь, шведы (словен. свеи ). В начале человечество составляло народ, но после вавилонского столпотворения из яфетидов выделились норики, которые суть славяне. Исходной прародиной славян названы берега реки Дунай в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Вследствие агрессии волохов часть славян ушла на Вислу (поляки), а другая — к Днепру (древляне и поляне), к Двине (дреговичи) и озеру Ильмень (словене). Расселение славян возводится ко временам апостола Андрея, который гостил у славян на Ильмене. Поляне основали Киев и назвали его в честь своего князя Кия. Другими древними славянскими городами названы словенский Новгород и кривичский Смоленск. Затем при царе Ираклии дунайские славяне испытали нашествие болгар, угров, обров и печенегов. Однако днепровские славяне попали в зависимость от хазар.
Первой упомянутой датой в летописи является 852 (6360) год, когда начала называться Русская земля, а русь впервые появилась в Царьграде. В 859 году Восточная Европа была поделена между варягами и хазарами. Первые брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди, а вторые — с полян, северян и вятичей.
Попытка северных славян избавиться от власти заморских варягов в 862 году привела к междоусобицам и закончилась призванием варягов. Русскую землю основали три брата Рюрик (Ладога), Трувор (Изборск) и Синеус (Белоозеро). Вскоре Рюрик стал единоличным правителем страны. Он основал Новгород и ставил своих наместников в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве образовалось особое варяжское государство во главе с Аскольдом и Диром, которое тревожило набегами Византию.
В 882 году преемник Рюрика князь Олег захватил Смоленск, Любеч и Киев, объединив два русско-варяжских государства. В 883 году Олег покорил древлян, а в 884—885 году покорил хазарских данников радимичей и северян. В 907 году Олег предпринял крупный морской поход на ладьях в Византию, результатом которого стал договор с греками.
После смерти Олега от укуса змеи стал княжить Игорь, который воевал с древлянами, печенегами и греками. Русы первоначально были заморскими варягами, но постепенно слились с полянами, так что летописец мог сказать, что поляне ныне называются русью. Деньгами русов были гривны, а поклонялись они Перуну.
Игоря убили взбунтовавшиеся древляне, а его трон унаследовала его жена Ольга, которая при помощи варяжских воевод Свенельда и Асмуда жестоко отомстила, убив свыше 5 тысяч древлян. Ольга правила как регент при своем сыне Святославе. Возмужав, Святослав покорил вятичей, ясов, касогов и хазар, а затем воевал на Дунае против греков. Возвращаясь после одного из походов на греков, Святослав попал в засаду печенегов и погиб.
От Святослава княжий престол перешел Ярополку, правление которого было осложнено междоусобицей. Ярополк победил своего брата и владетеля древлянского Олега, но погиб от варягов другого брата Владимира. Владимир вначале отослал варягов, унифицировал языческий пантеон, но затем принял христианство. В годы его правления были войны с поляками, ятвягами, вятичами, радимичами и волжскими болгарами.
После смерти Владимира в Киеве начал княжить Святополк. За жестокую расправу над братьями его прозвали Окаянным. Он был свергнут своим братом Ярославом. Оппозицию новому князю составил правитель Тмутараканский Мстислав. После окончания усобицы Ярослав построил каменные стены в Киеве и собор св. Софии. После смерти Ярослава Русская земля вновь распалась. В Киеве правил Изяслав, в Чернигове Святослав, во Владимире Игорь, в Переяславле Всеволод, в Тмутаракани Ростислав. В усобице верх одержал Всеволод. После Всеволода Киевом правил Святополк, которого сменил Владимир Мономах.
Христианская идеология
Повесть пропитана христианскими мотивами и аллюзиями на Библию. Одно из центральных мест произведения занимает выбор веры, осуществлённый князем Владимиром. Тот выбрал христианство греческого образца, которое отличалось причащением вином и хлебом, а не облатками, как у немцев. Основы христианской веры (в виде пересказа книги Бытия и ветхозаветной истории до разделения Израильского царства) Владимиру излагает некий философ, который помимо прочего упоминает о падении старшего ангела Сатанаила на 4-й день творения. Бог заменил Сатанаила на Михаила. Ветхозаветные пророки (Мал.2:2) упоминаются для доказательства окончания израильской миссии (словен. отвѣржении жидовьстѣ ). В 5500 году от сотворения мира в Назарете Марии явился Гавриил и возвестил о воплощении Бога, который родился как Иисус в годы царя Ирода (словен. цесарь жидовескъ ), достигнув 30 лет и крестился на реке Иордан от Ивана. Затем собрал 12 учеников и исцелял больных. Из зависти он был предан на распятие, но воскрес и вознесся. Смысл воплощения заключался в искуплении от греха.
Бог представляет собой «три собьства»: Отец, Сын и Св. Дух (едино божество вь трехъ лицих). Любопытно, что отношения лиц Троицы, которые раздѣляеть бо ся не раздѣлно, и совокупляеться неразмѣсно, используется термин подобосущенъ. Бог обладает хотѣньем спасти тварь. Для этого Бог принимает плоть и зракъ и умирает истинно (не мечтаниемь) и также истинно воскресает и возносится на небеса. Также христианство Повести предписывает поклонение иконам, кресту, мощам и священным сосудам, поддержка церковного предания и принятие семи соборов. Бог находится на небесах, восседая в неизреченном Свете на престоле в окружении ангелов, естество которых невидимо. Ему противостоят бесы (черни, крилати, хвостъ имущи), обителью которых является бездна.
Смысл крещения Руси в летописи раскрыт как избавление от идолослужения, невежества и прелести дьявольской. После смерти праведники мгновенно попадают на небеса, становясь заступниками своего народа.
После крещения в Корсуне, Владимир приказал крестить народ в Днепре и строить деревянные церкви. Одной из первых стала церковь святого Василия, поставленная на месте капища Перуна. Были также церкви Богородицы, святой Софии, св. апостолов, св. Петра, св. Андрея, св. Николы, св. Федора, св. Дмитрия и св. Михаила. В церквях, украшенных иконами, сосудами и крестами, совершались литургии, молитвы и читалось еуангелие. Крещенным полагалось носить нательные кресты. Особо отмечались Благовещение, Вознесение, Успение Богородицы и день святых мучеников Бориса и Глеба. Важную роль имел 40-дневный пост накануне Воскресения Господнего. Главой единичной церкви были облечённые в ризы попы, над попами стояли епископы, а духовным главой русских христиан был митрополит. Первым монастырем на русской земле был Печерский монастырь, состоящий из жившей по кельям братии черноризцев во главе с игуменом.
Источники и вставные рассказы
Тексты фольклорного происхождения.:
Краткие выписки из истории Византии и Болгарии:
Все сведения ниже — из «Продолжателя Амартола». В Н1Л все они отсутствуют, в Н4Л все имеются.
Некоторые важные рассказы в составе ПВЛ (с указанием фиксации этих рассказов в основных летописях):
Рассказы из редакции Ипатьевской летописи:
Цитаты
Цитаты из «Повести временных лет».
…та́коже и ти Словѣ́не прише́дше и сѣ́доша по Днѣпрѫ́ · и наре́кошасѧ Полѧ́не · а дру́зии Древлѧ́не зане́ сѣ́доша въ лѣсѣ́хъ · а дру́зии сѣ́доша ме́жю При́петьѭ и Дви́ноѭ · и наре́кошасѧ Дръго́вичи · ини́и сѣ́доша на Дви́нѣ и наре́кошас҄ Полоча́не · рѣ́чьки ра́ди ꙗ́же втече́ть въ Дви́нѫ · и́мѧнемъ Поло́та · ѿ сеꙗ́ прозва́шасѧ Полоча́не · Словѣ́не же сѣ́доша ѡ́коло о́зера Илме́рѧ · и прозва́шасѧ свои́мъ и́мѧнемъ и сдѣ́лаша градъ · и наре́коша и Но́въгородъ · а дру́зии сѣ́доша по Деснѣ́ · и по Сѣ́ми · и по Су́лѣ и наре́коша Сѣ́веръ · и та́ко рази́десѧ Словѣ́ньскии ꙗзꙑ́къ тѣ́мже и гра́мота прозва́сѧ Словѣ́ньскаꙗ…
Литература
Издания и переводы
Переводилась на современный русский язык Д. С. Лихачёвым в соавторстве с Б. А. Романовым (1950), позже Лихачёвым единолично (1978), О. В. Твороговым (1997), А. Г. Кузьминым; также на французский (1884), шведский (1919), немецкий (1931 и 2000-е), румынский (1935), английский (1953), чешский (1954), польский (1968), украинский (1990), китайский (2010) языки.
Издания: (кроме изданий в составе Лаврентьевской, Радзивиловской и Ипатьевской летописей)
Исследования
Литература (кроме обобщающих трудов по летописанию):
Нестор Летописец. Названный отцом истории Древней Руси
Марина Волоскова
Культуролог, историк, журналист
Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056–114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.
9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.
Ученый монах Нестор
Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.
чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.
Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.
И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.
Первые литературные труды Нестора Летописца
Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:
Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.
Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.
Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.
Несторова летопись «Повесть временных лет»
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:
Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы. Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.
Лаврентьевская летопись 1377 года (собрание Российской национальной библиотеки)
«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории. Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».
История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.
«Повесть временных лет». Исследования
Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.
«Повесть временных лет». Отрывок
Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.
Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.
Нестор Летописец. Названный отцом истории Древней Руси
Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».
Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.
Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.
Мощи преподобного Нестора
Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).
Полный учебник церковнославянского языка
Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Повесть временных лет: история написания и главные события из произведения
Повесть временных лет – это летопись, созданная в Киеве в начале XII века. Это первая в Киевской Руси историческая и литературная достопримечательность. В первоначальном виде летопись до нас не дошла, но была переписан в начале ХV века и сохранилась в нескольких копиях.
В Древнем рукописном произведении Нестор Летописец рассказывает о:
крещении княгини Ольги;
истории православия на Руси в важнейших моментах его становления;
историю восточных славян и княжеской власти;
возникновения славянской письменности.
Нравится изучать Киевскую Русь? Другие периоды истории Украины не менее интересные. Например, подробнее об украинских землах в XVI веке читайте в учебнике по истории Украины за 8 класс В.С. Власова.
До сих пор не известно, когда на Руси началось летописание. Однако среди ученых популярная гипотеза академика А. Шахматова, согласно которому в 1034-1044 гг. было составлено древнейшее Киевское летописное сведение. В нем содержалась информация о становлении Руси и ее крещении. Около 1073 года в Киево-Печерском монастыре было завершено Первое Киево-Печерское сведение. И уже позже, в 1093-1095 гг., на основе этого сведения было заключено еще одно, которое в свою очередь стало основой для произведения Нестора.
Существует легенда, что Нестора отправили послушником разбирать и упорядочивать рукописи. Он увидел хаос в хронологии событий и решил все упорядочить и дописать свои сведения, очевидцем которых был.
Существовали две редакции «Повести временных лет». Вторую создал игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр по заказу Владимира Мономаха в 1116 году. Третью написал неизвестный книжник по заказу сына Владимира Мстислава Мономаха. Удачной принято считать именно редакцию Нестора Летописца.
Оригинал «Повести временных лет» до нашего времени не сохранился, однако известны поздние списки XIV-XV века – это переписаны варианты из других источников. Древнейшими считают Лаврентьевский (1377) и Ипатьевский (XV в.) списки. Первый получил свое название от имени переписчика – монаха Лаврентия, а другой был найден в Ипатьевском монастыре.
По образцам «Повести временных лет» сложились Киевский (о событиях XII в.) и Галицко-Волынский летописи (о событиях XIII в.). В совокупности три летописи называют «Летописью русской», где рассказывается о событиях времен Киевской Руси.
Если вам нужно выполнить домашнее задание или написать контрольную работу, то ищите уже все написанное в разделе «ГДЗ и решебники по истории Украины 7 класс».
Летопись создавалась на протяжении многих лет различными творцами, но в начале XII века завершил, упорядочил и дал название произведения монах Киево-Печервського монастыря – Нестор, который также является автором Жития св. Феодосия и «Чтения о Борисе и Глебе». В позднем Хлебниковском списке XVI века упоминается о Несторе-летописце: «Повести врѣменных лѣт Нестера черноризца Феодосьева манастиря Печерьскаго […]».
Что касается биографии автора летописи, то родился Нестор-летописец в 1056 году в Киеве. В 17 лет он пришел в Киево-Печерскую лавру послушником. Принял его основатель монастыря преподобный Феодосий. Вскоре юноша превзошел величайших старцев и сделал книжное дело содержанием всей своей жизни. Во время пострига в монахи Нестор был удостоен сана иеродиакона.
Преподобный Нестор принадлежал к самым образованным людям Киевской Руси конца XI-начала XII века. Он имел исключительные способности к истории, литературе и в совершенстве владел греческим языком.
В «Повести временных лет» перед историей о принятии христианства в 988 году князем Владимиром рассказывается о «выборе веры». Больше всего акцентируется внимание именно на византийском христианстве, а об исламе, иудаизме и других верах упоминается редко. Впоследствии Владимир разослал посланцев в разные страны, чтобы окончательно убедиться в верности выбора.
Или это щедрые дары Византии убедили князя, или то, что его бабушка Ольга была христианкой, но было решено, что Русь нужно крестить. После того, как Владимир захватил греческий город Корсунь, он отправил послов в Византию с просьбой жениться на сестре императора Василия II. Иначе – пообещал взять в осаду город и пытать жаждой и голодом.
Цари византийские были растеряны. Они говорили, что не отдадут христианскую сестру за язычника, и предложили Владимиру креститься. Тогда князь ответил: «Я крещусь, ведь и до этого мне вера ваша нравилась, и мужи мои, посетив вас, остались в восторге».
Крестился Владимир в церкви святой Софии, стоявшей в центре города Корсунь. Впоследствии князь прибыл в Киев, велел сбросить всех языческих идолов, порубить и сжечь. Владимир действовал решительно: он созвал всех жителей Киева в Днепр, а того, кто не пришел, считал своим противником.
«На другой день вышел Владимир с попами на Днепр, и сошлось людей без счета, и влезли они в воду и стояли – те к шее, а вторые – к груди. Дети же (не отходили) от берега, а другие младенцев держали. Взрослые же бродили, а попы, стоя, молитвы творили».
После этого Владимир начал строить церкви и храмы по всей Руси и крестить людей по всем городам и селам. Первой каменной церковью Киевской Руси считают Десятинную, которую разрушили монголы в 1240 году.
Интересует больше узнать о реформах других князей? Тогда выбирайте учебник в разделе «Учебники по истории Украины за 7 класс» и узнавайте интересную информацию!
В «Повести временных лет» рассказывается о племени полян, которое было самым умным среди других племен. И были три брата-поляны Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбидь.
«Сидел Кий на горе, где теперь Боричев спуск. Щек сидел на горе, которая называется ныне Щекавицей. Хорив – на третьей горе, от него она прозвалась Хоревицей. И построили они город во имя старшего брата и назвали его Киев. Был круг города лес большой, и ловился там всякий зверь».
Олег Вещий впервые упоминается в летописи в связи со смертью Рюрика: «Умер Рюрик. Княжение свое он передал Олегу, что был с его рода, отдав ему на руки сына своего Игоря, ибо был очень мал».
В 907 году пошел Олег на Константинополь. Тогда он впервые поставил корабли на колеса, с попутным ветром поставили паруса и пошли со стороны моря в город. Далее подается первый текст торгового договора Киевской Руси с греками.
Согласно «Повести временных лет», в 912 году Олег заключил вторую торговое соглашения с греками и умер от собственного коня. А подробнее узнать о легенде о смерти князя Олега вы сможете благодаря учебнику по истории Украины 7 класс В.С. Власова.
3. Месть княгини Ольги древлянам
Мужчину княгини Ольги – князя Игоря Рюриковича – убили древляне из-за непомерного сбора дани. После этого древляне захотели отдать Ольгу замуж за князя Мала и послали 20 мужей в Киев. Когда пристали древляне к берегу под Боричевым спуском, тогда Ольга сказала, что им сделают большую честь, понесут в лодках на гору, а сама велела выкопать большую и глубокую яму во дворе. Понесли их в лодке и принесли во двор к Ольге. Тогда княгиня велела засыпать их живыми.
Второй раз древляне послали своих мужей. Ольга велела приготовить им омовение, говоря так: «Помывшись, придите ко мне». Они начали мыться, как за ними закрыли печь. И в том огне сгорели все.
Понравилось читать об истории Украины? Вы можете еще и слушать и просматривать ее! Переходите в раздел «Онлайн уроки за 7 класс по истории Украины» и изучайте такие темы, как «Кревская уния», «Инкорпорация русских удельных княжеств», «Галицко-Волынская держава» и многие другие.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как звали монаха который написал повесть временных лет, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как звали монаха который написал повесть временных лет", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.
Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как звали монаха который написал повесть временных лет: