Образец оформления письменных работ в тетради по математике
Оформление письменных работ по математике.
6.1. В тетрадях по математике между классной и домашней работами следует отступать 4 клеточки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу). Запись названия работы проводится по центру рабочей строки, через одну клетку от предыдущей записи, т.е. на 2 клетке. Например:
Классная работа (Домашняя работа)
6.2. Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на третьей клетке пишем).
6.3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой.
6.4. Все записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).
6.5. Роль операции с простым карандашом остается той же.
6.6. При проверке работ по математике учитель зачеркивает неправильный ответ одной чертой, вверху записывает правильный.
Если неправильно записано решение задачи, рядом или вверху прописывается правильный вариант решения. Таким же образом идет работа по устранению ошибок в пояснении к действиям в задаче.
6.7. Ответ у задачи записывается под решением следующим образом:
Например: 1) 5+2=7(ящ.)-привезли
6.8. В 1–4-х классах в тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется.
Как оформлять задания в тетради по математике
Как правильно оформлять задания в тетради по математике?
Чаще всего дети мгновеннно забывают что и где писать, сколько клеточек нужно отступить от края листика, сколько клеток должно быть между заданиями и так далее.
Как правильно оформлять задания в тетради по математике?
Чаще всего дети мгновеннно забывают что и где писать, сколько клеточек нужно отступить от края листика, сколько клеток должно быть между заданиями и так далее.
А ведь это очень важный момент. Нужно обязательно обратить внимание вашего ребенка на правильность оформления.
Во-первых, у ученика вырабатывается привычка все делать аккуратно.
Во-вторых, правильно оформленные задания смотрятся опрятно и красиво, что автоматически поднимает оценку минимум на пол-балла.
Можно назвать и в-третьих, и в-четвертых. Но это не главное. Главное, что ребенок сам получит удовольствие от красиво сделанной работы.
За картинку спасибо Татьяне
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.
Оформление тетрадей в начальной школе по ФГОС: правила, требования, примеры
В условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения, к одним из основных учебных действий относится умение правильно оформлять письменные работы. На данный момент не существует единых нормативных требований к оформлению тетрадей в начальной школе по ФГОС.
Для соблюдения единого орфографического режима в образовательных учреждениях на основе методических рекомендаций федерального и регионального уровня, ранее действующих нормативных документов и передового педагогического опыта по данному вопросу разрабатываются Положения, касающиеся правил оформления тетрадей в начальной школе.
Сколько должно быть тетрадей у ученика начальных классов?
В начальной школе ученики должны иметь тетради для выполнения всех видов обучающих, проверочных, творческих и контрольных работ по каждому базовому предмету, у которого есть соответствующие программные требования.
Согласно правилам оформления тетрадей в начальной школе по ФГОС, их количество должно быть следующее:
В 1 классе используются прописи на печатной основе* (в I – II четверти) и лдна-две рабочие тетради.
Со 2 класса необходимо иметь тетрадь для творческих работ по русскому языку.
* все тетради на печатной основе должны входить в состав УМК.
Требования к ведению тетрадей
В соответствии с правилами ведения тетрадей в начальной школе все записи ученик должен делать ручкой с синими чернилами. Для выполнения других операций в тетрадях может быть использован простой карандаш. Проверка тетрадей осуществляется с помощью ручки с красными чернилами (иногда по решению педколлектива возможно использование для этих целей ручки с зелеными чернилами).
Правилами ведения тетрадей в начальных классах предусмотрена обязательная ежедневная проверка всех видов работ учащихся.
Контрольные работы должны быть проверены к следующему уроку. В тетрадях для контрольных работ после проверки необходимо проводить работу над ошибками.
Записи в тетрадях нужно вести аккуратно, с соблюдением норм каллиграфии. В течение всех лет обучения в начальной школе необходимо вести в тетради работу по выработке каллиграфического почерка.
Оформление обложки тетрадей
Ученические тетради в 1 классе подписываются учителем, во 2-4 классах подписываются учениками по образцу учителя.
Надписи на обложках делаются по единому образцу, который утвержден в требованиях к оформлению тетрадей в начальной школе.
Требования к оформлению письменных работ в тетрадях в начальной школе
Согласно правилам ведения рабочих тетрадей, необходимо записывать название каждого вида работы. Между классной и домашней работой нужно делать отступление — 2 линии или 4 клетки вниз. В ходе работы строки не пропускаются.
Дата урока, названия работ, номера упражнений и заданий пишутся по центру строки. Дата записывается цифрами (с 3 класса допускается запись прописью). «Шапка» записывается на той же странице, где располагается первая строка работы.
Оформление работ по русскому языку
В соответствии с правилами ведения тетрадей по русскому языку, при оформлении записей на новой странице следует начинать писать на самой верхней строчке и дописывать до конца страницы. На каждой строке слева делается отступ (до 5 мм) по единой для всей страницы вертикальной линии, а справа дописывается до конца строки, применяя правила переноса слов.
Для оформления «красной строки» нужно делать отступ слева от начала строки на 2 см. Соблюдение абзацев является обязательным уже начиная с 1 класса.
Образец оформления тетради по русскому ученика начальной школы
Оформление тетрадей по математике
Согласно требованиям к оформлению в тетради работ по математике в начальной школе необходимо делать отступ между разными видами заданий в 2 клетки, на третьей начинать писать. Между столбиками делается отступ вправо на 3 клетки. Слева по горизонтали должен быть обязательный отступ на 1 клетку.
В правилах ведения тетрадей по математике указывается на необходимость соблюдения соответствия между количеством цифр в числе и количеством клеток для его записи.
Рекомендуется в тетрадях отмечать виды заданий. При работе над задачей записываются только слова «Задача» и «Ответ».
При оформлении записи задач геометрического типа чертить фигуру нужно только в том случае, если этого требует условие задачи.
Образец оформления тетради по математике начальной школы
Соблюдение правил оформления тетрадей в начальной школе способствует воспитанию у школьников культуры оформления письменных работ и формированию навыков по правильному ведению тетрадей.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. Фото автора. Материал составлен с использованием источника: Вера Илюхина, Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Лочмелис М. В. Образцы оформления заданий на уроках математики. № 8 2021
Лочмелис М. В., методист высшей категории отдела методического обеспечения начального образования Национального института образования
Образцы оформления заданий на уроках математики
Успех в получении знаний по математике начинается с правильного и аккуратного оформления тетради, так как это воспитывает у учащихся внутреннюю культуру; уважение к своему труду; уважение к педагогу и другим людям, которые смотрят тетради; последовательность и системность в работе; внимательность и мн. др. С целью формирования у учащихся навыков аккуратного ведения записей педагогу следует систематически уделять внимание каллиграфии и формированию умения оформлять выполненную в течение учебного занятия работу в тетрадях.
В процессе работы педагога на уроках математики возникают частные вопросы оформления отдельных заданий.
Рассмотрим примерные рекомендации по оформлению отдельных заданий на I ступени общего среднего образования в учебных тетрадях по учебному предмету «Математика»: решения задач, нахождения значения числовых выражений, уравнений, неравенств, выполнения геометрических заданий.
Согласно документу «Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі» учебные и контрольные работы по учебному предмету «Математика» учащиеся I класса выполняют в соответствующих тетрадях на печатной основе [1]. Для выполнения учебных и контрольных работ по математике учащимся II–IV классов рекомендуется иметь 3 тетради (2 тетради для учебных работ и 1 тетрадь для контрольных работ). Все записи в тетрадях делаются ручкой с пастой синего или фиолетового цвета (по решению учреждения образования) аккуратно, разборчивым почерком, исправления выполняются без использования корректора. Чертежи, схемы, графики, таблицы, диаграммы, рисунки выполняются аккуратно карандашом (при необходимости цветными карандашами, кроме красного) или ручкой, при необходимости — с применением линейки и циркуля.
Предъявляются единые требования к написа нию цифр в однозначных и многозначных числах. Цифры следует писать с наклоном в отдельной клетке, к правой стороне. Необходимо соблюдать соответствие между количеством цифр в числе и количеством клеток для его записи. Образцы написания цифр представлены в учебном наглядном пособии «Демонстрационный набор письменных цифр и математических знаков».
Начинаем писать в тетради со 2-й сверху полной клетки. Часто разлиновка в тетрадях в клетку может начинаться с «неполной» клетки, поэтому следует пропустить сверху страницы одну «полную» клетку и начинать запись со второй.
Во ІІ–ІV классах дата выполнения учебной или контрольной работы записывается посередине строки: день месяца арабской цифрой, название месяца — прописью.
Для того чтобы ученику II класса научиться определять место начала записи даты и легко расположить дату посередине страницы, можно договориться отсчитывать от начала страницы (или от полей) слева 10 полных клеток, а в 11-й начинать запись даты, тогда будет достигнуто единство оформления письменных записей.
На следующей строчке (посередине) после даты в учебных тетрадях пишется Классная работа или Домашняя работа. Между датой и словами Классная работа или Домашняя работа пропускается одна клетка вниз, между словами Классная работа или Домашняя работа и заданием — 2 клетки вниз. (Рис. 1.)
Следует отметить, что во II классе все буквы в тетрадях по математике учащимся удобнее будет писать аналогично письму на уроках языка — высотой в целую клетку. При повышении скорости письма высота букв может уменьшаться до 2/3 высоты клетки (в III и IV классах).
После даты, слов Домашняя работа, Классная работа, Задача точка не ставится. Желательно запись даты, слов Классная работа, Домашняя работа располагать вместе с содержанием работы, не отрывая от основного текста (не оставлять на другой странице).
Слова «примеры», «уравнения», «неравенства», «проверка навыков устного счёта» во ІІ–ІV классах не пишутся.
Для отделения одной учебной работы от второй и для выставления отметки пропускаются четыре клетки вниз.
Одним из важных видов работы является подготовка к проверке навыков устного счёта, которая проводится дважды в течение учебного года. Проходит эта подготовка в виде заданий для устных вычислений (математических диктантов). Оформление результатов диктанта может быть выполнено разными способами: в строку или в столбики. Педагогу следует обучить учащихся фиксировать ответы по-разному. Перед проверкой учитель оговаривает с учащимися способ записи ответов. При записи результатов математического диктанта в строку учащиеся пишут каждый последующий результат через запятую. В случае отсутствия ответа на его месте нужно поставить прочерк, что предотвратит затруднения как у учителя, так и у учащихся при проверке результатов выполненного диктанта (при самопроверке и при взаимопроверке). (Рис. 2.)
Второй способ фиксации результатов — запись в столбики. Перед началом проверки навыков устного счёта учитель сообщает классу о способе фиксации результатов. Согласно пункту 2.4 документа «Нормы оценки результатов учебной деятельности по учебным предметам на I ступени общего среднего образования» проверка устного счёта включает 10 заданий. Учащиеся до диктанта записывают половину порядковых номеров ответов (5) в первый столбик, а вторую половину — во второй, отступив вправо от записанных номеров заданий первого столбика оговорённое количество клеток, например 10 [2]. Порядковые номера заданий записываются с круглой скобкой. В ходе выполнения диктанта учащиеся записывают ответ рядом с порядковым номером. Рядом с номерами невыполненных заданий следует поставить прочерк. (Рис. 3.)
В IV классе при изучении нумерации многозначных чисел фиксация результатов проверки навыков устного счёта может осуществляться в один столбик. (Рис. 4.)
В тетрадях по учебному предмету «Математика» начиная со ІІ класса при оформлении решения заданий на отдельной строке указывается вид учебной работы — задача. Между названием вида задания, решением и ответом пропускается соответственно одна клетка вниз. Слово решение перед решением задачи не записывается. Таким образом, в оформление задачи входят слово Задача, запись решения и Ответ.
Слово Задача записывается с большой буквы посередине строки. Ориентировочно, как и при записи даты, необходимо отступить от левого края страницы 10 клеток. Если запись задачи располагается на той же странице, что и дата, то учащимся удобно провести воображаемую линию от первой цифры даты вниз, первая буква слова Задача будет расположена под первой цифрой даты. (См. рис. 5.)
Одним из этапов работы над задачей является анализ текста задачи и интерпретации условия задачи [3].
К видам интерпретации условия задачи относятся краткие записи текста задачи, схемы, предметные иллюстрации. Интерпретация условия — необязательный этап в работе над задачей. Необходимость в ней возникает тогда, когда учащиеся затрудняются в решении задачи. Учитель вправе выбирать и разрабатывать свои способы интерпретации условия. К задачам может быть выполнена краткая запись. Она записывается после слова Задача. Между строками пропускается одна клетка. Буквы и цифры пишутся в соответствии с рассмотренными выше требованиями.
Основной способ записи решения составных задач на I ступени общего среднего образования — по действиям. Запись решения выражением даётся в ознакомительном плане [3]. При записи решения составной задачи по действиям каждое действие пишется с новой строки. В начале строки ставится порядковый номер действия с круглой скобкой, отступается одна клетка и записывается действие. (Рис. 5.)
У Пети 7 конфет, у Лены на 2 конфеты меньше. Сколько всего конфет у детей?
При оформлении решения задачи выражением порядковый номер в начале строки не ставится. (Рис. 6.)
В III и IV классах решение может быть оформлено разными способами: по действиям без пояснений, с полными или краткими пояснениями, с вопросами, с планом.
Решение задачи по действиям с краткими пояснениями. Пояснения к каждому из действий формулируются кратко (словосочетанием). После наименования, записанного в круглых скобках, ставится тире, и с маленькой буквы записывается пояснение, в котором заключается основной смысл ответа на поставленный вопрос. (Рис. 7.)
Дети сделали 7 поделок из соломки и 9 поделок из бумаги. На школьную выставку взяли 10 поделок. Сколько поделок осталось?
Решение задачи по действиям с полными пояснениями оформляется следующим образом. (Рис. 8.)
Для детского сада купили 5 ящиков груш по 24 кг в каждом. Из одной шестой части груш сварили компот, а остальные груши раздали детям на полдник. Сколько килограммов яблок раздали детям?
Решение задачи с вопросами. Запись задачи такого типа предполагает постановку вопросов к каждому из действий. Вопрос записывается с большой буквы с начала строки. После него ставится вопросительный знак, а затем с новой строки записывается действие. Порядковый номер действия в этом случае ставится один раз перед вопросом. (Рис. 9.)
На склад привезли 848 мешков крупы. Восьмую долю составила манная крупа, а седьмую долю остатка — гречневая крупа. Сколько мешков было с гречневой крупой?
Решение этой же задачи можно оформить с планом. (Рис. 10.)
В задачах, где при решении необходимо выполнить письменные вычисления, целесообразно решение сразу записывать в столбик. Если решение задачи записывается выражением, при этом необходимо произвести письменные вычисления, они располагаются под выражением.
Наименование пишется после каждого действия задачи или после выражения в скобках с маленькой буквы. В записи наименования допускаются сокращения, по языковым правилам наименование должно оканчиваться на согласный, после которого ставится точка (в случаях, если это сокращение не является общепринятым). В наименованиях, обозначающих единицы измерения длины: мм, см, дм, м, км, единицы измерения веса: г, кг, т, ц, единицы измерения времени: сут, ч, мин, с точки не ставятся.
Слово Ответ записывается с начала строки, после него ставится двоеточие. После двоеточия на первом месте рекомендуется записать результат решения задачи (число), а после него — пояснение к решению. Ответ задачи может записываться как целыми словами, так и с использованием общепринятых сокращений (километров — км, метров — м, километров в час — км/ч и т. п.). Ответ записывается к каждой задаче.
Если задача решается несколькими способами, необходимо записать 1 способ, 2 способ. Ответ в этом случае записывается один раз, как и если решение задачи записано по действиям, а затем выражением.
При выполнении заданий на нахождение значения математического выражения записи оформляются единообразно. Рассмотрим следующие варианты:
• математическое выражение состоит из одного действия, которое решается устно. Необходимо записать выражение в строку и рядом ответ. При записи нескольких таких выражений между столбиками рекомендуется пропускать в сторону 3 клетки, отсчитывая от самого длинного примера в столбце, а вниз между столбиками — 2 клетки. (Рис. 11.)
• Если для решения математического выражения, которое состоит из одного действия, требуются письменные вычисления, то оно сразу записывается в столбик. В строке можно разместить несколько математических выражений с письменными вычислениями при выполнении условия, что вправо между ними необходимо пропускать не менее 3 клеток. (Рис. 12.)
• На одной строке может размещаться математическое выражение, а рядом с ним — проверка. (Рис. 13.)
• При письменном умноже ии на трёхзначное число следует размещать на одной строке только 2 примера, так как при записи происходит сдвиг влево. (Рис. 14.)
• Если необходимо выполнить несколько примеров на деление многозначных чисел и сделать к ним проверку, на одной строке можно разместить примеры на деление, а под ними проверку. (Рис. 15.)
• При решении математических выражений на порядок действий сначала необходимо записать выражение в строку, затем определить порядок выполнения действий. Записать каждое действие под выражением. Окончательный результат записать в выражение после знака «равно». В случае, если действия предполагают устные вычисления, записывать их не нужно. (Рис. 16, 17.)
Решение уравнения записывается в столбик и включает в себя: уравнение, способ нахождения неизвестного, результат вычисления, проверка решения уравнения. Слова Решение и Проверка не записываются. (Рис. 18.) Уравнения можно записать в столбики, пропустив между ними 3 клетки.
Сравнение чисел. При сравнении двух чисел они записываются на строке с интервалом в одну клетку. В ней учащийся ставит знак. (Рис. 19, пример 1.)
Если число необходимо сравнить с выражением, то в записи между ними оставляется клетка. Знак может быть вставлен только после нахождения значения выражения и сопоставления его с числом. (Рис. 19, пример 2.)
При сравнении двух выражений в записи между ними оставляется клетка. Знак может быть вставлен только после нахождения значений обоих выражений. Найденные значения выражений целесообразно записать на следующей строке и после их сопоставления поставить знак сравнения между ними, а затем на верхней строке в исходном выражении. (Рис. 19, пример 3.)
Сравнение величин требует внимания к единицам их измерения. Если величины выражены в одинаковых единицах измерения, то сравнение производится так же, как и сравнение чисел. Знак ставится между величинами после установления их равенства или неравенства. (Рис. 20, пример 1.)
При сравнении величин, выраженных в разных единицах измерения, необходимо оценить возможность их сравнения без приведения их к единым единицам измерения; если это возможно, поставить требующийся знак. (Рис. 20, пример 2.) Если такой возможности нет, обязательным условием является приведение величин к одинаковым единицам (меньшим или большим). Запись лучше зафиксировать на следующей строке. После сопоставления преобразованных величин можно поставить знак равенства или неравенства и затем перенести его в исходное выражение. (Рис. 20, пример 3.)
При оформлении записи задач геометрического типа чертить фигуру нужно только в том случае, если этого требует условие задачи.
Если задание предполагает только начертить фигуру, от предыдущего задания следует отступить две клетки и начертить заданную геометрическую фигуру.
Длина прямоугольни ка 16 см, а ширина в 8 раз меньше. Вычислите периметр прямоугольника.
Если задание предполагает нахождение параметров геометрической фигуры и её чертёж, то оформляется это так же, как задача. Сначала проводятся вычисления, затем делается чертёж фигуры с полученными данными. Запись длин сторон фигуры выполняется ручкой. (Рис. 22, 23.)