Проект и исследования на уроке русского языка: различия и методика организации
В чем разница между проектом и исследованием?
В официальных документах часто встречаются понятия «проект», «исследование», «исследовательский проект». Но что значат эти термины?
Проект — это производство некоего продукта. Создание новых объектов и явлений, которых еще не существует, или модернизация уже известных объектов. Проектная деятельность предполагает наличие замысла и его реализацию. Перед учеником могут быть поставлены такие цели как «создать», «сконструировать», «достичь».
Исследование — это процесс получения знаний об окружающем мире и его конкретных явлениях. Результат исследования заранее неизвестен, он может быть отрицательным или не обладать практичной значимостью. Цели для ученика: «определить», «изучить», «получить данные».
Представленные формы работы часто совмещают. Например, можно спроектировать исследовательскую деятельность или провести исследование на одном из этапов создания проекта.
Проектная и исследовательская компетентности
Мы много слышим не только о проектах и исследованиях, но также о компетенциях и компетентностях. Компетенция предусматривает умение решать поставленные задачи по определенному алгоритму, причем это умение доводится до автоматизма. Компетентность — широкая осведомленность в определенном вопросе. Исследование и проектная деятельность — это сфера именно компетентностей (очевидно, что здесь требуется не просто работа по алгоритму). Например, исследовательская компетентность включает наличие знаний, исследовательские навыки и опыт исследовательской деятельности. В процессе работы школьник раскрывает свой потенциал, глубже изучает предмет и при этом осваивает мастерство, которое наверняка пригодится ему в будущей работе.
Но откуда школьнику получить необходимые навыки, опыт и знания? Наша тема держится на трех столпах: ученик, учитель и учебник. Ученик и учитель оба должны быть исследователями, дополнять друг друга. Взаимодействие выстраивается на уровне субъект-субъектных отношений, при этом во главе находится заинтересованность и инициативность ученика. Дополнением тандема является учебник, он представляет авторскую концепцию предметного вопроса, дает актуальную адаптированную информацию, возможные схемы работы и готовые темы.
Как проекты и исследования представлены в учебниках по русскому языку
Темы проектов и исследований
Примеры из УМК «Русский язык» под ред. А.Д. Шмелева (комплект включает брошюру с проектными заданиями):
Материалы и идеи для проектов
Пример задания из УМК «Русский язык» 8 класс под ред. М.М. Разумовской, рубрика «Учимся создавать рассуждение — доказательство»:
Перед вами материалы к рассуждению на тему «Нужно ли в наши дни читать книги?». Прочитайте эти материалы; если вы согласны с высказанным тезисом, добавьте свои аргументы. ; если же вы придерживаетесь другого мнения, приведите свои доказательства + (оформите это в виде журнальной статьи, очерка, материала для дискуссии, создайте модель дискуссии).
Пример задания из УМК В.В. Бабайцевой «Русский язык» 10-11 классы, углубленный уровень:
Прочитайте памятку Д.С.Лихачева «Будьте осторожны со словами». Согласны ли вы с тезисами? Какое положение вам кажется наиболее удачным? Почему? Составьте тезисы к параграфу 31. Используйте советы Д.С.Лихачева при составлении тезисов.
Матрицы проекта и исследования
В процессе работы можно использовать матрицы, которые учитель или ученик заполняют по мере продвижения. Представляем примеры таких матриц.
выделить нерешенную проблему, актуализировать недостающие знания
определить цели и задачи проекта
выполнить промежуточные этапы
обсудить и проанализировать результаты
сделать окончательные выводы
создать модель, провести презентацию, найти практическое применение
Мастер-класс «Мини-проекты на уроках русского языка»
г. Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
(МБОУ СОШ №49 г.Шахты)
Мастер-класс по русскому языку «Мини-проекты на уроках русского языка»
Петрова Наталья Васильевна.
При подготовке к ОГЭ, ЕГЭ возникает необходимость обобщения и систематизации значительного объема теоретического материала. Как процесс повторения учебного материала из скучного и однотипного превратить в интересный и высокоэффективный? Современные педтехнологии представляют значительный перечень методов и приемов. Я хочу обратить внимание на метод мини-проектов. Несмотря на то, что мини-проект не требует больших затрат времени, этот метод доказал свою эффективность в формировании у школьников умений самостоятельно ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. В процессе работы школьники обучаются умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими, станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС. Выделяются следующие типы проектов: 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
3. РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ
4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
5. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ
Я представляю мастер-класс по повторению орфограммы «О – А в корнях с чередованием». Учитывая, что написание данных корней зависит от ударения, значения слова, сочетания согласных, суффикса класс делится на четыре группы. С целью оптимизации учебного процесса учащиеся, входя в класс, берут жетоны. Их можно оформить в виде листочков (клен, дуб, береза, рябина), снежинок, просто карточки с цифрами 1,2,3,4, написанными на обороте. Следует избегать разноцветных жетонов. В соответствии с жетоном формируются группы.
После приветствия на этапе активизации знаний учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу (раздаточный материал) с последующей самооценкой по шаблону (написан на отвороте доски)
Активизация познавательной деятельности
Орфографический анализ
Вставьте буквы. С каким видом орфограммы вы работаете.
1) К..САТЕЛЬНАЯ (касательная)
2) ЗАГ..РЕТЬ (загореть)
3) ВЫМ..КНУТЬ (вымокнуть)
4) УР..ВНЕНИЕ (уравнение)
5) Р..СТИТЕЛЬНОСТЬ (растительность)
6) ПРЕДЛ..ЖИТЬ (предложить)
10) ПОКЛ..НИТЬСЯ (поклониться)
Мастер-класс по русскому языку «Создание проекта»
Цель данного мастер-класса – представить методику работы по созданию учебного проекта.
— создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников
— совершенствовать навыки работы со словарями;
— воспитывать интерес к слову.
Этот проект является одним из видов словарной работы. Работа заключалась в том, что слово рассматривалось с разных сторон (происхождение, значение, грамматические, орфографические, лексические свойства слова).
Участникам были даны задания поискового характера, которые позволяют работать со словарями, энциклопедиями, справочными пособиями.
Данная форма работы способствует не только формированию различных компетенций (коммуникативных, языковых, лингвистических и культуроведческих), но и развивает познавательный интерес, воспитывает любовь родному языку.
Структура занятия предполагает его построение в несколько этапов, которые мне удалось реализовать: мотивационный; организационный, поисково-исследовательский; заключительный.
Считаю, что поставленные цели перед занятием успешно достигнуты. Удалось создать благоприятную психологическую обстановку, сформировать комфортные способы взаимоотношений между участниками. Сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения и самочувствия мне удалось.
Для достижения максимального результата я использовала словесные, наглядные, практические методы.
Форма организации занятия – групповая.
На предпоследнем этапе внимание обращено на психологические основы общения, так как считаю, что мастерство учителя определяется его мастерством не только профессиональным, но и мастерством общения с «учеником». Этот вид упражнения способствовал поддержанию положительного эмоционального настроя.
-Здравствуйте! Сегодня мастер-класс проведу я, учитель языка и литературы МОКУ ООШ с. Старотураево Ахтареева Айгуль Айратовна. Тема моего мастер-класса «Создание проекта»
Девиз моей работы: «Помочь ребенку учиться легко и с удовольствием».
Для работы мне потребуется 5 групп.
Разрешите начать наше занятие со слов великого древнеримского поэта Горацио:
«Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся ». Слайд1
В последнее время мы часто слышим такие мрачные, грустные слова. (кризис, безработица, инфляция и др.) Слайд 2
-Но есть такие слова, которые никогда не устаревают, они вечно молоды, красивы?
-Какие же это слова? (любовь, счастье, дружба, радость, весна, добро…) Слайд 3
Мы хорошо знаем смысл этих слов, что они нам дарят, что с собой несут. Но может быть, мы мало знаем о них, как о языковой единице? Это просто слова, но каждое из них таит в себе так много. Это мы и попытаемся доказать.
— Что такое энциклопедия? ( научное справочное пособие по всем или отдельно взятым отраслям знания, преимущественно в форме словаря)
Каждый проект от возникновения идеи до полного завершения должен проходить ряд последовательных этапов. Давайте вспомним эти этапы.
Слайд5 (Этапы проектной деятельности. 1. Организация группы, выбор руководителя.)
Слайд 6 Для дальнейшей работы нужно распределить роли в группе. Выберите энциклопедиста (он будет руководить работой, следить за временем, защищать проект).Энциклопедиста вы выбрали. Вам ещё потребуются:
архивариус (изучает этимологию слова и его значение),
грамматик ( определит морфологические свойства),
орфограф ( подберёт родственные слова),
лексиколог (синонимы и антонимы).
Расставьте таблички в соответствии с занимаемой ролью.
— Тема известна, обозначим цель.
Цель – отражает конечный результат (нужно ответить себе и другим на вопрос о том,для чего я это делаю, какого результата хочу достигнуть)
— изучить слово «любовь», как языковую единицу.
— закрепить навыки работы со словарями
Предположим, что лучше рассмотреть одно слово с 10 разных сторон, чем 10 слов с одной стороны.
Слайд 9 Выбор приёмов исследования.
— Перед вами список доступных приёмов исследования. Выберите те, которые, как вы думаете, помогут проверить гипотезу, в данной обстановке.
-Покажите соответствующую карточку.
— Итак, для поиска информации вы воспользуетесь приёмами: подумай сам; посмотри книги (для этого на столах лежат словари, справочники); спроси у других (можете обратиться за помощью аудитории).
1) Этимология слова и его значение.
2) Морфологические свойства.
3) Родственные слова.
4) Слово и его «друзья-синонимы», «враги- антонимы».
5) Творческие задания: (выполняете сообща)
Приступим к самому важному этапу создания проекта-Поисково – исследовательскому.
Для создания проекта даю 7 минут.
Пишем на заготовках. Всем удачи!
(под музыку выполняется проект) Слайд 12- музыка с заставкой
— Пока группа эффективно работает. Наших зрителей попрошу выполнить тоже одно задание.
Вспомните и запишите пословицы, поговорки, крылатые выражения со словом «любовь».
Мы подошли к этапу – защита проекта.
Главное условие – выход «продукта» деятельности.
Слово предоставляется каждому представителю группы
Посмотрите на доску. Что вы видите? Давайте на лучиках солнца запишем, что можно любить, кого можно любить?
Посмотрите, какая бывает разная любовь, но каждая любовь имеет свою ценность, она словно солнышко, которое освещает и согревает весь мир.
Любовь сравнивается с огнем, который горит в сердце.
Представьте себе, что любовь в нашем сердце подобна свече.
— Давайте зажжем свечу любви.
Посмотрите, огонь разгорается…все ярче и ярче.
Нам передается его тепло.
Этот свет заполняет все пространство вокруг.
Нам хорошо вместе и мы любим друг друга.
-Давайте начинать день с Любви, наполнять день Любовью, завершать день с Любовью.
Что мы почувствуем?
Завтра праздник День всех влюбленных, поэтому я хочу подарить вам частичку своей любви-валентинку
Я вижу, что занятие состоялось, но на этом останавливаться нельзя, а необходимо продолжать свою творческую деятельность
МОУ « Шиньшинская средняя общеобразовательная школа»
Моркинского района Республики Марий Эл
«Русский язык – это интересно!»
Направление: Русский язык и литература
Выполнил: Захаров Александр, обучающийся 5 класса
Руководитель: Захарова Татьяна Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
МОУ « Шиньшинская средняя общеобразовательная школа»
Моркинского района Республики Марий Эл
Цели и задачи, гипотеза, актуальность, аннотация, резюме, предмет исследования, объект исследования, рабочий план реализации проекта, ожидаемые результаты, механизм достижения цели проекта, перспектива проекта.
1.Великий, могучий и прекрасный русский язык.
2.Интересные факты из области русского языка.
2.1.Интересные факты, связанные с буквами русского языка.
2.2. Интересные для морфемного разбора слова русского языка.
2.3. «Рекордсмены» русского языка.
2.4.Длинные слова с дополнительными свойствами.
2.5. Самые удивительные факты из области русского языка.
Пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка.
Собрать много увлекательных и полезных сведений о русском языке.
Создать презентацию и лэпбук «Русский язык – это интересно!»
Русский язык – самобытный и интересный язык.
Данный проект дает возможность познакомиться с увлекательными материалами из области русского языка, которые помогут вызвать интерес к языку.
Занимательные факты помогают углубляться в тайны русского языка, помогают понять уникальность русского языка.
Изучить литературу и Интернет ресурсы по теме «Интересные сведения из области русского языка».
Объект исследования: увлекательные и полезные сведения из области русского языка.
Рабочий план реализации проекта:
— обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта;
— коррекция сроков и графиков;
-проведение поисково-исследовательской деятельности.
— работа над презентацией
4.Доработка проекта с учетом замечаний и предложений:
— написание сценария защиты проекта
5.Заключительный: защита проекта.
В ходе проектной деятельности приобрести навыки поисково-исследовательской работы, познакомиться с интересными фактами из области русского языка, углубить знания, обогатить словарный запас, развивать смекалку, сообразительность, воспитать языковое чутье.
Механизм достижения цели проекта:
Данный проект имеет значимость. Материал может быть использован обучающимися школы на уроках русского языка. Проект можно использовать при проведении классных часов и внеклассных мероприятий, при подготовке к олимпиадам.
1.Великий, могучий русский язык.
Современный русский язык — это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры.
восточная (русский, украинский, белорусский);
западная (польский, чешский, словацкий, лужицкий);
южная (болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский).
Современный русский литературный язык — это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы, государственных актов. Важнейшей особенностью его является нормированность.
Русский язык выполняет три функции :
национального русского языка;
одного из языков межнационального общения народов России;
одного из важнейших мировых языков.
Русский язык — один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину.
М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
А.С. Пушкин характеризовал русский язык как язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах. », «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам. »
«Великий, могучий, правдивый и свободный» — такими словами характеризовал русский язык И. С. Тургенев.
Сами носители русского языка редко задумываются о его уникальности и самобытности, однако, обратить на это внимание нам помогут интересные факты из области русского языка.
2.Интересные факты из области русского языка.
2.1 Интересные факты, связанные с буквами русского языка.
Казалось бы, что такого интересного в буквах. Но как оказалось, что существует множество интересных фактов:
В русском языке почти все слова, где первая буква «А», являются заимствованными. Слов на «А», возникших именно у нас, в современном употреблении очень мало — «АЗБУКА», «АЗ» и «АВОСЬ».
Удивительно, но в русском языке есть одно слово, где «О» используется семь раз. Это «ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ».
2.2 Интересные для морфемного разбора слова русского языка.
2.3 «Рекордсмены» русского языка
4.Самые длинные существительные — человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами — по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).
5.Самые длинные одушевленные существительные — одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами — по 23 буквы).
7.Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, — физкульт-привет (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).
8.Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно состоит из 14 букв.
2.4 Длинные слова с дополнительными свойствами
1.Самые длинные односложные слова : «вскользь» (8 букв); «всласть», «всплеск», «вскрыть», «всклень», «всплыть», «встрять», «страсть» (7 букв);
2.Самое длинное двусложное слово : «страстность» (11 букв);
3.Самые длинные слова, в которых все буквы не повторяются (без использования падежей и множественного числа): «забулдыжничество», «благоденствующий», «бумагопрядильный» (16 букв), «четырёхугольник», «четырёхполюсник», «четырёхдюймовка», «энергопульсация», «поздравительный», «предоставляющий», «раболепствующий», «узкоспециальный» (15 букв);
5.Самые длинные слова-анаграммы : «лесопромышленность» — «солепромышленность» (18 букв), «старорежимность» — «нерасторжимость» (15 букв);
6.Самые длинные зеркальные анаграммы : «телекс» — «скелет», «апорт» — «тропа», «бокаж» — «жакоб», «ворон» — «норов», «диско» — «оксид», «рунец» — «ценур» (все по 5 букв);
7.Самые длинные слова-палиндромы : «апокопа», «киноник», «ротатор», «тартрат» (7 букв);
9.Самые длинные метаграммы с фиксированной изменяющейся буквой ( «генераторы» ): «притягательность» — «притязательность» — «притяжательность» (цепочка состоит из 3 слов каждое по 16 букв);
10.Самое длинное слово, имеющее антоним (имя существительное): «диспропорциональность» (21 буква; антоним — «соразмерность», 13 букв);
11.Самая длинная равновеликая антонимическая пара из нарицательных существительных: «сомнительность» — «убедительность» (по 14 букв);
12.Самая длинная конверсия (может являться и существительным, и глаголом): «приставала» (10 букв);
13.Самые длинные шарады (нетривиальные): «баржестроение» = бар + жест + роение, «метростроение» = метр + ост + роение (13 букв);
14.Самая длинная шарада при условии, что разрешено переставлять буквы слова : «достопримечательность» = тон + меч + тир + ось + ель + сад + пот (21 буква).
2.5 У дивительные факты из области русского языка.
1.Слова бык и пчела — однокоренные. Дело в том, что в произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как «бъчела». Чередование ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол «бучать», имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих существительных — производящий определённый звук.
3.Все знают значение выражения «Первый блин комом» Это значит, что первая попытка в новом деле выходит неудачной. Но не так много люди знают о происхождении этой фразы. На Руси эта пословица писалась бы так: «первый блин комАм», через А. Но кто такие комы? Оказывается, наши предки комами называли медведей, которых очень уважали все славянские народы. А кормить мишек первыми блинами полагалось весной, когда они только-только просыпаются после зимней спячки, что как раз приходилось на масленичную неделю, которая раньше называлась Комоедицей.А сама присказка полностью звучит так: «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — родне, а четвертый — мне». С приходом христианства пословица претерпела изменение. Был блин комам — стал комом. Но когда блин комкается? Когда его переворачивают. Но ведь не секрет, что в старину на Руси блины просто пекли в печи, не переворачивая, это было невозможно, да и не нужно. Кстати, сегодня мы блины не печём, мы их жарим на сковороде, хоть и до сих пор говорим, что печём. Процесс изменился, слово осталось. Так вот, первый блин комом не из-за неудачного переворачивания, а из-за того, что стоит комом в горле. Почему? А потому, что первый блин, который выпекался на Масляной неделе, по обычаю отдавали за упокой души. И когда человек вспоминал о своих умерших родителях или других родственниках, этот блин и вставал комом в горле. А в городах первый «масленичный» блин отдавался нищему, чтобы тот помянул всех усопших.
Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей», — сказал Максим Горький. Я призываю
беречь и любить слово. Ведь с него начинается русский язык.
Моя гипотеза о том, что русский язык – самобытный и интересный язык подтвердилась полностью.
Мою работу можно использовать как дополнительный материал на уроках русского языка, классных часах, при подготовке к олимпиадам.
Индивидуальный проект по русскому языку
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Предметная область : русский язык
Как хорошо уметь грамотно писать!
Подготовила : ученица 3 б класса
Руководитель : учитель начальных классов
4 Информационные источники……………………………………………..20
Изучение русского языка
Нелегко нам даётся пока.
Но идёт по земле новый век,
Должен грамотным быть человек!
Тема проекта: Как хорошо уметь грамотно писать!
Цель : научиться выполнять письменные работы без орфографических ошибок.
Проанализировать слова, которые мною были написаны с ошибками, и выяснить причину, почему я допустила эти ошибки.
Подумать, как можно организовать работу над ошибками.
какие ошибки они допускают;
как организуют работу над своими ошибками.
Узнать высказывания и советы:
великих людей, взрослых из моего окружения о грамотности.
Гипотеза : Грамоте учиться — всегда пригодится.
Значение слова «Грамотный» известно всем с детства, но я решила проверить свои знания, прочитав статьи в различных толковых словарях. Словари известных авторов дают близкие по смыслу толкования:
Слово Грамотный в словаре Н.Ф. Ефремовой
Умеющий читать и писать (о человеке).
Не содержащий грамматических и стилистических ошибок, соответствующий нормам литературного языка.
Сделанный, выполненный и т.п. со знанием дела, в соответствии с основными требованиями данной области знаний; правильный.
Слово Грамотный в словаре Д.Н. Ушакова
ГРА́МОТНЫЙ, грамотная, грамотное; грамотен, грамотна, грамотно.
1. Умеющий читать и писать. Грамотный крестьянин.
2. Умеющий грамматически правильно писать. Грамотный писарь.
Написанный без ошибок. Грамотное письмо.
3. перен. Умелый, осведомленный в чем-нибудь. Грамотный инженер. 3
Выполненный с известным мастерством и знанием дела. Вполне грамотная работа. Рисунок грамотен.
Значит, следуя гипотезе, я могу сделать первый вывод :
Если я стремлюсь научиться писать грамотно, это поможет мне овладеть знаниями и умениями в разных областях жизни.
Вопрос грамотного письма, конечно же, волнует и нашего учителя.
После каждой поверочной работы, диктанта мы в классе организованного проводим традиционную работу над ошибками с объяснением, подбором проверочных слов на изученные орфограммы. На занятии по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» каждый ученик нашего класса выбрал слово и выполнил проект «Работа над словом» по коллективно составленному плану (Приложение 1).
После диктанта по Ю. Куклачёву, учитель предложил провести не традиционную работу над ошибками, а «нарисовать» диктант (Приложение 2). Мы рисовали сюжет диктанта, изображённое слово записывали без ошибок. Рассматривая наши рисунки, мы обратили внимание, что ошибок в словах не было допущено, в сравнении, когда мы работаем над ошибками в тетради. Я решила попробовать дополнительно поработать над своими ошибками, используя рекомендации учителя :
Просмотрела свои письменные классные, проверочные, самостоятельные, творческие работы.
Выписала слова, в которых допустила ошибки.
Разделила их на две группы: а) Слова, с изученными нами орфограммами; б) Слова с орфограммами, которые мы не изучали.
А) Ошибок я допускаю немного, орфографические правила знаю, умею их применять.
Б) Но я невнимательная во время самопроверки слов с изученными орфограммами.
В) А также невнимательно слушаю, когда учитель читает орфографически слова с не изученными нами орфограммами.
На основании этих выводов, я решила спросить одноклассников : Какие ошибки допускают они? Почему? Используют ли опыт, предложенный учителем самостоятельно? С учителем мы разработали анкету, на вопросы которой отвечала и я. (Приложение 3).
В классе по списку 29 чел.
Анкетируемые – 28 чел.
Хочешь ли ты научиться грамотно и красиво писать?
2. Почему ты допускаешь ошибки в письменных работах по русскому языку?
А) Я бываю невнимательным- 28 чел.
3. Что ты будешь делать, чтобы научиться грамотно и красиво писать?
А) Буду слушать учителя, и быть внимательным – 10 чел.
В) Буду много писать диктантов – 8 чел.
Г) Буду запоминать, как пишутся слова – 3 чел.
Д) Буду больше читать – 7 чел.
Е) Буду продолжать изучать русский язык и его правила – 2 чел.
Ё) Буду внимательно проверять свою работу – 3 чел.
Ж) Буду работать над собой, идти к цели, стремиться к лучшему – 4 чел.
З) Буду учить правила и подбирать проверочные слова – 7 чел.
И) Каждую работу буду выполнять, как контрольную – 1чел.
К) Буду каждый день заниматься понемножку – 2 чел.
Л) Буду вдумываться в смысл слова – 1 чел.
Проанализировав ответы своих одноклассников, мною были сделаны следующие выводы:
На вопрос : Хочешь ли ты научиться грамотно и красиво писать?
Все ребята нашего класса хотят быть грамотными, а значит у нас общая цель и интересы.
На вопрос : Почему ты допускаешь ошибки в письменных работах по русскому языку?
Мы единогласно назвали причину наших ошибок в письменных работах – невнимательность.
На вопрос: Что ты будешь делать, чтобы научиться грамотно и красиво писать? Мои одноклассники и я перечислили много учебных действий, которые помогут нам быть грамотными. Больше всего ответов – это быть внимательными и старательными.
На вопрос : Что ты будешь делать, чтобы научиться грамотно и красиво писать? Мы с одноклассниками дали 12 ответов. Некоторые предложения даны 1-2 учениками, но они порадовали нашего учителя и родителей, потому что они являются постоянными их рекомендациями и советами. Значит, среди нас есть внимательные ребята.
Какие же мои действия по устранению орфографических ошибок?
Некоторые предложения одноклассников по устранению ошибок мне близки:
В свободное от учёбы время я много читаю. Во время чтения книг стараюсь читать слова правильно, запоминать их орфографическое написание.
Дополнительно занимаюсь английским языком.
Старательно выполняю домашние задания по всем предметам.
По рекомендации учителя иллюстрирую слова, в которых допустила ошибки. В момент рисования происходит длительная по времени работа над словом, которая позволяет во время написания диктантов и изложений, вспомнить какой предмет или часть этого предмета исправляет допущенную мною ошибку.
Слово «со л нце». Я не написала букву «л». С правилом правописания непроизносимых согласных мы будем знакомиться чуть позже, а слово встречается часто. Чтобы