Главная » Правописание слов » Как можно написать понятие цифрового неравенства

Слово Как можно написать понятие цифрового неравенства - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Понятие «цифровое неравенство»

Содержание

2. Понятие «цифровое неравенство». 4

3. Определение цифрового неравенства. 5

4. Основные причины возникновения социальных дистанций в информационной сфере. 6

5.Литература. 18

Введение

Информационное общество отражает сегодня проблемы социальных отношений: имея огромный внутренний демократический потенциал, позволяя сделать открытым для граждан любое государственное учреждение или частную компанию благодаря обнародованию разнообразных сведений и организации доступа к ним, это общество, как и традиционные, оказалось неоднородным, поделенным на страты, на богатых и бедных. Граница пролегает теперь между теми, кто располагает техническими возможностями и необходимым образовательным уровнем для пользования интернетом, и теми, кто из-за отсутствия средств на приобретение компьютеров и низкой квалификации в области информационных технологий не имеет выхода в глобальную Сеть. Это неравенство проявляет себя и в использовании новой телефонии, и в получении сведений из различных источников информации, в том числе и из прессы, чья розничная цена недоступна для широкого круга покупателей.

Но если при выборе компьютера, телевизора или радиоприемника или покупке мобильного телефона речь идет о возможностях конкретного человека, то технологический разрыв означает отставание целых государств и континентов от тех, которые вырвались вперед. В век, когда информация определяет развитие производственных мощностей, воздействует на экономику и политику, цифровое неравенство оборачивается новыми социальными проблемами для тех стран, чей экономический и интеллектуальный потенциал и так не был высок. Из-за этого бедные становятся еще беднее, а богатые еще богаче. По оценкам мировых исследовательских организаций, на долю развивающихся стран приходится не более 15% пользователей информационно-коммуникационных технологий (включая интернет).

В докладе, подготовленном исследовательской группой по цифровым возможностям, которая была создана по решению лидеров ведущих стран мира – «Большой восьмерки» (в ее работе автор принимал участие), экспертами отмечались цифровые неравенства, возникающие даже в развитых странах.

Эти разрывы есть в использовании информационных технологий между старшим и младшим поколениями, мужчинами и женщинами, малым и большим бизнесом, жителями городов и удаленных территорий, между странами, регионами и даже цивилизациями. Требует своего осмысления и тенденция отказа некоторых социальных групп, располагающих финансовыми и образовательными возможностями, от пользования интернетом, обращения к новым технологиям. За ней стоят просчеты государственной политики, которая пока не способствует утверждению соответствующих времени способов взаимодействий людей в виртуальном пространстве.

Цифровое неравенство подчас делает Россию неконкурентоспособной в сфере бизнеса, образования, рационального использования трудовых ресурсов.

Понятие «цифровое неравенство»

Источник

Цифровое неравенство

Цифровой барьер, цифровое неравенство (англ. Digital divide ) — ограничение возможностей для социальной группы из-за отсутствия у нее доступа к современным средствам коммуникации.

Содержание

Терминология

В русском языке не сложилось единого эквивалента устоявшегося в английском языке термина digital divide. Используются словосочетания «цифровой барьер», «цифровое неравенство», «цифровое разделение», «цифровой разрыв», «цифровая пропасть».

Термин появился как обозначение раскола в семье, когда муж слишком много времени проводил за компьютером в ущерб всему остальному, и жена не могла с этим смириться.

Суть явления

В настоящее время «digital divide» является термином социально-политического характера. На возможности ущемленной группы влияют отсутствие или ограниченный доступ к телевидению, интернету, телефонной связи (мобильной и стационарной), радио. Все это ограничивает возможности этой группы в поиске работы, налаживании социальных связей, культурном обмене и может негативно влиять на экономическую эффективность, развитие и сохранение культуры, уровень образования. Согласно общепринятым воззрениям на информационное общество, его специфика такова, что свободный обмен информацией способствует преодолению нищеты и неравенства, однако у тех, кто отключен от такого обмена, перспективы катастрофически ухудшаются (Кастеллс, Химанен: «Глобальный тренд заключается в том, что информационная экономика подключает к своей сети тех, кто представляет для нее ценность (тем самым придавая им дополнительную ценность), но отключает тех, кто не имеет для нее ценности (тем самым еще более уменьшая их шансы обрести какую-то ценность)»).

Термин применяется как в отношении разницы между странами (пример: в Исландии доступ к интернету имеет более 86 % населения, а в Либерии — 0,03 %), [1] так и в отношении разницы в возможностях разных социальных слоев внутри одного общества.

Связь с шовинизмом

Некоторые наблюдатели видят в этом явлении целенаправленную «политику исключения», которую ведут те или иные страны и общества — взамен прежней политики репрессий. На саммите ООН по информационному обществу (WSIS) в декабре 2003 года по инициативе большинства стран-участников третьего мира была принята Декларация, призывающая западные страны сделать всё, чтобы преодолеть «цифровое разделение» в его сегодняшнем виде к 2012 году, однако ведущие европейские страны и Япония даже не делегировали на саммит своих официальных представителей.

Источник

Интернет как роскошь: что такое цифровое неравенство и как его преодолеть

Доступ в интернет, говорят эксперты Всемирного банка и ООН, является неотъемлемой частью прав человека. По состоянию на апрель 2021 года в мире только 4,72 млрд людей (60% населения Земли) могли выходить в Сеть. Это отправная точка цифрового неравенства (а также «барьера», «разрыва» или «пропасти», от англ. Digital Divide) — неравномерного доступа к компьютерам, информации, интернету и телекоммуникациям на любом из уровней: глобальном, региональном, локальном, по определению Оксфордского словаря.

Association of Internet Researchers пишет, что неравенство в меньшей степени связано с самим фактом существования интернета. Это лишь новое название старого явления — неравномерного распределения доходов, которое еще в XV веке гуманист Маттео Пальмиери в диалоге «О гражданской жизни» назвал нормальным, поскольку «богатые люди более талантливы и трудолюбивы, чем бедные» (впервые под сомнение эту идею поставил Карл Маркс). О цифровом неравенстве заговорили в конце XX века применительно к мобильным телефонам. С тех пор термин расширяется и видоизменяется, и во многом его трактовка зависит от того, с какой стороны на него смотреть.

Как менялась проблема доступа в интернет

В 2011 году специальный докладчик ООН по вопросам защиты прав на свободу мнений и их свободное выражение Франк Ла Рю отмечал, что интернет ускоряет экономическое, социальное и политическое развитие стран и способствует прогрессу человечества в целом. Тогда доступа к Сети не было почти у 5 млрд человек. Спустя десять лет проблема не решена — 3,1 млрд людей остаются «неподключенными» — и при нынешних темпах роста числа онлайн-пользователей нужно еще минимум десять лет, чтобы их подключить.

Неравенство начинается с инфраструктуры, но на ней оно не заканчивается. Из 3,8 млрд человек, не пользовавшихся интернетом в 2018 году, 3,1 млрд жили в зоне действия сигнала широкополосного доступа, говорят аналитики Всемирного банка. Тем самым, доступ играет меньшее значение, нежели дороговизна компьютеров и смартфонов для малозащищенных слоев населения или наличие навыков для выхода в интернет.

Профессор коммуникативных наук в университете Твенте Ян ван Дейк выделяет три уровня цифрового неравенства. До 2010 года физический доступ был приоритетным в области исследований и политики — это первый уровень. Позже большее значение стали уделять навыкам и умению пользоваться благами цифрового мира — это второй уровень. Наконец, третий уровень стал учитывать то, что способны получать разные группы людей от интернета (в нем учитываются и негативные аспекты использования: хакинг, киберпреступность, травля, дезинформация, игровая зависимость). Многие страны до сих пор решают первый уровень проблемы.

Цифровое неравенство в России

В России с 2014 года работает проект «Информационная инфраструктура» нацпрограммы «Цифровая экономика». Ее реализует Минцифры в сотрудничестве с «Ростелекомом» и «ЭР-Телекомом». В 2021 году стартовал второй этап: к 2030 году мобильная связь и беспроводной интернет должны быть подключены в 24 тыс. населенных пунктов численностью 100–500 человек. Сейчас они подключены в 12,5 тыс.

При этом по данным Росстата (исследование проводили среди 60 тыс. домохозяйств), в конце 2020 года доступа к интернету не было у 28,6% семей, компьютера — у 38,3%. Примерно четверть из них (24,6% и 29,8%) хотели бы приобрести и то, и другое, но у них не хватает средств. Самый сильный цифровой разрыв зафиксирован у деревень численностью до 200 и до 1000 человек — в Сеть выходит 48,5% и 49,7% семей соответственно.

Доступа в интернет нет не только у жителей отдаленных поселений, но и городов — 24% среди городских семей против 43,5% у домохозяйств в сельской местности. По другим данным (фонд «Общественное мнение», 2021 год), почти каждый четвертый россиянин никогда не пользовался интернетом (24%).

COVID-19 усугубил ситуацию

С массовым переходом сервисов в онлайн, а людей — на удаленную работу и обучение неравенство приобрело еще больший масштаб. Часть людей оказалась «выключена» из мира, качество их жизни ухудшилось. Это касается тех, чьи рабочие места и бизнес несовместимы с удаленкой, школьников и студентов без доступа к интернету.

По данным аудитора Счетной палаты РФ, в 2019 году электронное обучение было доступно лишь 15% российских школьников (из общего числа в 16 млн человек), с применением специальных дистанционных технологий учились 2,5%, почти в 400 сельских школах не было доступа в Сеть, в половине оставшихся скорость подключения была слишком низкой. Индекс цифровизации российских городов за 2020 год демонстрировал пятикратный разрыв между лидерами рейтинга: Краснодаром и Екатеринбургом — и замыкающими список Магасом и Назранью в Ингушетии, согласно отчету «Цифровая жизнь российских регионов 2020» Московской школы управления «Сколково» и EY.

Цифровое неравенство сказалось и на финансовой сфере. Люди без доступа в интернет по всему миру были вынуждены подвергать себя опасности заражения, стоя в очередях за социальными выплатами. Многие региональные банковские отделения закрылись, что затруднило получение базовых финансовых услуг.

Еще одно проявление неравенства — нехватка информации о вакцинах (в России 23% жителей, скорее всего, не будут делать прививку) и нехватка самих вакцин в развивающихся странах, которая грозит появлением более заразных штаммов коронавируса.

Последствия цифрового неравенства

Образование

Чтобы понять, как цифровое неравенство влияет на образование, американская School of Education предлагает сравнить двух учеников: у одного дома несколько гаджетов и скоростной интернет, у другого — один ПК на семью (включая сестер и братьев, которым тоже нужен компьютер) и невысокая скорость соединения. С большой вероятностью первый ученик будет более успешен в учебе.

Сокращение доступа к цифровым технологиям влечет за собой:

Institute of Development Studies пишет, что уровень образования в конкретной стране влияет на ее благосостояние. Если в 46 беднейших странах на 75% больше 15-летних достигнут хотя бы 1 уровня знаний по математике (по программе PISA), экономика может вырасти на 2,1%, тогда как 104 млн человек (без привязки к возрасту) смогут вырваться из состояния крайней бедности. Если образование игнорировать, напротив, бедность и социальная изоляция будут расти и пошатнут социальную безопасность.

Трудоустройство

Неравенство уменьшает шансы найти работу и получать достойный доход. Традиционные методы поиска вроде объявлений в газетах устаревают, все больше вакансий публикуется в интернете. В России 30% граждан ищут работу через интернет, в США — до 69%. Способность искать работу онлайн напрямую зависит от навыков работы в интернете, которых не будет у тех, кто лишен возможности быть в сети.

Наличие навыков «компьютерной грамотности» также влияет на шансы найти работу, гласит исследование Хьюстонского университета 2021 года. Если люди умеют делать базовые вещи: открывать электронную почту, копировать файлы, работать с Excel-таблицами, они с большей вероятностью будут лучше зарабатывать, даже если их должность не связана с этими навыками напрямую.

Приобрести новые навыки (повысить квалификацию) можно на онлайн-курсах, но для участия в них снова нужен доступ в сеть, ПК и умение на нем работать. В России онлайн учатся только 3% тех, кто имеет для этого техническую возможность, в США и Корее — 20%, в Швеции и Финляндии — 18% и 17%, в Великобритании — 14%.

Отдельно существует Workplace Digital Divide, или цифровое неравенство на рабочих местах. WDD показывает разрыв между коммерческими организациями, которые находятся на переднем крае развития технологий, и компаниями, которые не могут инвестировать в своих работников, современное ПО и рабочие места. Это ведет к тому, что сотрудники на 500% чаще разочаровываются в работодателе и на 600% чаще стремятся сменить работу. Страдает их продуктивность и вовлеченность.

Финансовые возможности

Финансовые учреждения не рискуют обслуживать бедные и маргинализированные слои населения, поэтому более 2,5 млрд человек не имеют доступа к финансовым услугам вообще, а 1,7 млрд не могут получить доступ к банковскому счету, поскольку не проходят KYC-барьер, то есть не могут подтвердить свою личность для банков. Это ограничивает их способность создавать накопления и обеспечивать свое будущее.

Отсутствие интернета также лишает их инструментов, которые могли бы помочь получить дополнительный заработок. Им недоступны материалы по финансовой грамотности, приложения для управления счетами, виртуальные консультанты. В нашей стране финансовые операции через интернет совершают 39% населения, в США — 68%, в Финляндии и Швеции — более 90%.

Гендерное неравенство

Исследования DataReportal указывают на значительный «гендерный разрыв» в вопросах внедрения интернета. В последние годы он сокращается, но женщины все еще на 20% реже мужчин пользуются мобильным интернетом, следует из доклада GSMA Intelligence за 2020 год (в 2017 году разрыв был выше — 27%).

Эти выводы подтверждает и анализ аккаунтов в социальных сетях (не реже одного раза в месяц ими пользуется до 90% интернет-пользователей во всем мире). Там, где доступ в интернет сбалансирован между полами, женщины используют соцсети чаще. Но если смотреть на глобальное распределение, окажется, что, наоборот, они на 25% реже сидят на Facebook и аналогичных платформах.

В России, по данным НАФИ, мужчины и женщины пользуются компьютерами и ноутбуками равное количество времени и демонстрируют в целом одинаковый уровень цифровой грамотности, однако четверть опрошенных россиян все еще считают, что женщины хуже мужчин справляются с точными науками и работой в ИТ.

Могут ли технологии побороть неравенство

Профессор коммуникативных наук Ян ван Дейк считает, что проблема неравенства никогда не будет решена, учитывая, что ряд стран уже находится на пути к широкому внедрению 5G, искусственного интеллекта, виртуальной реальности и других технологий, а у половины населения Земли нет базового доступа в интернет. Когда все население мира получит доступ к интернету, неравенство цифровых навыков и умения пользоваться данными останется и, напротив, продолжит расти.

Однако развитие технологий (и технологических компаний) все же способствует борьбе с неравенством. Например, облачный гигант Cisco финансирует инициативу Country Digital Acceleration (CDA). Список предпринимаемых мер:

Cisco устанавливает бесплатные точки доступа в библиотеках Аризоны, на Каймановых Островах, в Далласе и других регионах США. Есть аналогичная программа Google Next Billion Users, в рамках которой проводятся исследования и создаются продукты для начинающих пользователей интернета.

Отдельно стоит упомянуть Project Kupier от Amazon, Starlink от SpaceX и Athena от Facebook (последние в 2021 году приостановили программу на неопределенный срок) — все они предполагают запуск на орбиту Земли тысяч спутников, которые обеспечат интернетом труднодоступные регионы. Пока наибольших успехов добилась компания Илона Маска, к середине 2021 на орбите находилось более 1 600 спутников (всего планируется вывести 12 000).

В России меньше прожиточного минимума зарабатывают 12,1% жителей, или 17,7 млн человек, но правительство рассчитывает снизить процент в два раза в ближайшие годы. Рост экономики страны (ВВП в 2021 может прибавить 4,2%, через год — 3%) также может помочь в борьбе с бедностью, а значит и цифровым неравенством.

Источник

Цифровое неравенство

Цифровое неравенство определяется как расслоение общества и государств по возможности получать и использовать информацию, передаваемую с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.

Цифровое неравенство понимается автором как следствие экономического и технологического отставания отдельных групп населения, стран и даже целых регионов от прогресса в области образования и инфокоммуникаций, не регулируемого на государственном уровне, на уровне международного сообщества развития информационных процессов. Его можно охарактеризовать следующими положениями:

цифровое неравенство – многокомпонентное целое, оно проявляется в затрудненном доступе к информационно-коммуникационным технологиям; в неготовности пользователей к работе с ними; в ограниченности национальных информационно-функциональных ресурсов; первые две составляющие позволяют представить цифровое неравенство как внутриэкономическое явление, третья – как феномен, существующий между странами;

 цифровое неравенство мешает не только тем, кто оказался во «втором эшелоне», но и самим странам нового информационного порядка в достижении мира и стабильности, укреплении собственной безопасности: информационные технологии делают государства зависимыми от техники и технологий, уязвимыми для внешних воздействий и террористических акций;

 цифровое неравенство одновременно служит полем взаимодействия для сотрудничества государств с различным уровнем информационно-коммуникационной оснащенности;

 цифровое неравенство, однако, не является следствием линейных социальных процессов. Страны с сильной экономикой и развитыми институтами политики и права имеют ограниченные преференции в информационной сфере, тогда как небольшие и даже отсталые государства, которые стали развивать новые технологии, смогли благодаря этому резко вырваться вперед, дать импульс в развитии своим экономикам, повысить благосостояние граждан;

 цифровое неравенство преодолевается с помощью изменения ментальности граждан и социальных институтов, прежде всего, бизнеса; новое образование способствует обращению к возможностям интернета все большего количества людей; активность предпринимателей позволяет добиться прорыва в области освоения мировых рынков информационных технологий: успешное развитие фирм, их партнеров и смежников начинает определять поведение, предпочтения граждан, которые по прошествии короткого времени уже без интернета не представляют себе ни государственного управления, ни системы образования, ни экономики своей страны;

 цифровое неравенство преодолевается и благодаря целенаправленной политике государства; повсеместно сегодня создаются так называемые электронные правительства, под которыми понимаются новые способы взаимодействия граждан и органов управления с помощью информационных технологий.

В условиях интенсификации информационных обменов на внутреннем состоянии отдельных стран сказались и их стартовые возможности в экономике и политике в момент наступления новой, информационной эры, состояние интеллектуального потенциала общества, науки и образования. Большое значение, как выяснилось, имеет характер национальных традиций, в том числе и в такой сфере, как средства массовой информации, в частности то, является тот или иной народ вербальным, для которого традиции устной речи доминирующие, или его культура основана на письменности. Крайне важны были и географические особенности страны, компактность или дисперсность проживания ее населения.

Происходит модернизация международных отношений, в их основу ложится обмен информацией, причем это идет «поверх барьеров»: неконтролируемое виртуальное пространство одинаково доступно любому подключенному к Сети пользователю, вне зависимости от места его нахождения.

Возникновение информационного неравенства, т.е. разделения стран по уровню «информационного развития», связано с тем, что экономика традиционно ориентируется на платежеспособный спрос населения. Сегодня в мире насчитывается около 100 млн. людей, имеющих доход более 20 тыс. долл. США в год. Они и могут воспользоваться всеми благами процесса информатизации, а вот остальная часть населения может из этого процесса выпасть.

 В целом существующее в США цифровое расслоение характеризуется следующим:

 выпускники колледжей или университетов имеют в восемь раз больше компьютеров в домашнем пользовании, чем те, кто окончил только среднюю школу, а среди последних число имеющих доступ в интернет в 16 раз меньше, чем среди первых;

 число семей с высоким уровнем доходов, проживающих в городских регионах и имеющих доступ к интернету, в двадцать раз больше, чем аналогично оснащенных семей в сельских регионах и с низким уровнем доходов;

 дети в белых семьях с низкими доходами в три раз чаще пользуются интернетом по сравнению с аналогичными негритянскими семьями и в четыре раза – по сравнению с семьями латиноамериканского происхождения;

 богатые семьи на тихоокеанском побережье США имеют в 13 раз больше домашних компьютеров, чем бедные негритянские семьи, и в 34 раза чаще пользуются интернетом;

Наличие цифрового расслоения приводит к неравенству граждан не только в получении новейших видов услуг, предоставляемых через интернет, но и в реализации конституционного права на равноправный доступ к государственным информационным ресурсам. Озабоченность проблемой цифрового расслоения в США существует на всех уровнях власти, она рассматривается американским правительством и частным сектором экономики как ключевая для будущего страны

В целом, адаптация технологии не происходит однородно в масштабах всей страны. Степень распространенности факсовых аппаратов, к примеру, намного выше в сфере бизнеса, чем в домашних хозяйствах. Факс никогда не конкурировал с телефоном или почтой в домашних коммуникациях, в то время как для бизнеса имеется значительная ценность в мгновенной передаче документов

Существуют и особые, отличные от традиционно рассматриваемых факторы, обусловливающие неравномерность распространения информационно-коммуникационных технологий. В этом убеждают примеры тех стран, которые в экономическом или политическом отношении никогда не были влиятельными на мировой арене и только теперь благодаря освоению рынка информационных технологий стремительно вырвались вперед, стали ведущими поставщиками технологий и «законодателями мод» в установлении нового стиля жизни. Водораздел между теми, кто пользуется и кто не пользуется интернетом, пролег по линии «город – деревня»: российская аудитория интернета в июле–сентябре 2000 года составила 3,1 млн. человек, из них 2,8 млн. – жители крупных и средних городов, в первую очередь Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга

Отдаленные области, малые города и сельская местность были и остаются непривлекательными рынками предоставления услуг доступа в интернет.

Доступ к интернету открывает не только экономические возможности, но и оказывает все более весомое воздействие на сферу социального развития. Информационные технологии содействуют становлению дистанционного обучения. Интернет-медицина может предоставлять доступ к современной информации в области охраны здоровья врачам и больным в самых отдаленных регионах страны.

Цифровое неравенство влечет за собой явный социальный проигрыш, усугубляет социокультурные различия между людьми, имеющими и не имеющими доступ в интернет. Это неравенство отражает противоречия современной эпохи. Оно имеет материальную основу, которая коренится в экономических отношениях внутри стран и в разрыве между ними на международной арене, оно свидетельствует о культурных различиях, политических дифференциях. Оно отражает и другие стороны бытия, такие как этнические, географические, демографические особенности людей и обществ

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как можно написать понятие цифрового неравенства, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как можно написать понятие цифрового неравенства", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как можно написать понятие цифрового неравенства:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *