Тест по биографии А. С. Грибоедова (9 класс)
Тест по биографии А. С. Грибоедова
№ 1. Назовите даты жизни А.С. Грибоедова:
а) 1799 – 1837 гг.; б) 1795 – 1829 гг.; в) 1814 – 1841 гг.
№ 2. В каком городе родился А.С. Грибоедов?
№ 3. По своему происхождению Грибоедов был:
а) крестьянином; б) дворянином; в) мещанином; г) купцом.
№ 4. Как звали мать А. С. Грибоедова?
№ 5. В каком учебном заведении учился А.С. Грибоедов?
а) Московском университете; б) Петербургском университете; в) Царскосельском лицее.
№ 6. В каком году А. С. Грибоедов закончил университет со степенью кандидата?
а) в 1804 году; б) в 1808 году; в) 1810 году; г) в 1812 году.
№ 7. Где Грибоедов написал комедию «Дмитрий Дрянской»?
а) в армии; б) в университете; в) в Тифлисе.
№ 8. В 1812 году Грибоедов поступил (добровольцем):
а) в Московский гусарский полк; б) в Коллегию иностранных дел; в) в Санкт-Петербургский университет; г) на военную службу.
№ 9. В студенческие годы А.С. Грибоедов писал:
№ 10. Совместно с кем Грибоедов написал комедию «Студент»?
а) С Пушкиным; б) с Жандром; в) с Катениным; г) с Хмельницким.
№ 11. В 1822 году Грибоедов был переведён:
а) на дипломатическую службу в Тифлис; б) в Коллегию иностранных дел в Петербурге; в) преподавателем в Московский университет.
№ 12. В 1826 г. А.С. Грибоедов был арестован на Кавказе:
а) за публикацию комедии «Горе от ума»; б) за дуэль; в) за оскорбление вышестоящего начальства; г) по подозрению в связях с декабристами.
№ 13. Замысел комедии «Горе от ума» формировался:
№ 14. Жена Грибоедова была родом:
а) из Грузии; б) из Армении; в) из Персии; г) из России.
№ 15. 30 января 1829 года Александр Сергеевич Грибоедов:
а) погиб на дуэли; б) был растерзан и убит толпой фанатиков-персов; в) убит на охоте; г) умер от тяжёлой болезни.
№ 16. Как опознали труп Грибоедова?
а) по шраму на лбу; б) по порезанной руке; в) по простреленной руке.
№ 17. Жанр произведения «Горе от ума»:
№ 18. Осенью какого года было закончено «Горе от ума»?
№ 19. Первоначальное название произведения:
№ 20. А.С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека…». Кого имел в виду писатель?
№ 21. Как зовут Чацкого?
а) Александр Андреевич; б) Александр Сергеевич; в) Иван Андреевич.
№ 22. В течение какого времени происходит действие в произведении:
№ 23. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?
№ 24. Как Грибоедов называет свою рукопись «Горе от ума» в дарственной записке к Булгарину?
а) «Моя комедия»; б) «Горе от ума»; в) «Горе моё»; г) «Рукопись моя».
№ 25. Историк Ключевский имел полное право сказать, что «Горе от ума»:
а) просто глупая пословица; б) один из величайших романов в истории; в) насмешка над историей; г) самое серьёзное политическое произведение русской литературы 19 века.
Тест по биографии А. С. Грибоедова
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Тест по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (глава 5) (9 класс)
Тест по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (глава 4) (9 класс)
Тест по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (глава 3) (9 класс)
Тест по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (главы 1 – 2) (9 класс)
Тест по рассказу И. А. Бунина «Тёмные аллеи» (9 класс)
Тест по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» (главы 4 – 10) (9 класс)
Презентация к литературной гостиной на тему «Когда строку диктует чувство», посвящённая всемирному Дню Поэзии
Тест по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» (главы 1 – 3) (9 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5416076 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Тест с ответами: “Творчество А.С.Грибоедова”
1. Выберите даты жизни Грибоедова:
а) 1814 – 1841 г.г.
б) 1795 – 1829 г.г. +
в) 1799 – 1837 г.г.
2. В каком городе родился писатель:
а) в Москве +
б) в Твери
в) в Петербурге
3. В каком учебном заведении учился Грибоедов:
а) в Петербургском университете
б) в Царскосельском лицее
в) в Московском университете +
4. Жанр произведения “Горе от ума”:
а) комедия +
б) трагедия
в) мелодрама
5. Первоначальное название этого произведения:
а) “Умное горе”
б) “Горе с умом”
в) “Горе уму” +
6. Грибоедов писал: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека…”. Кого имел в виду писатель:
а) Молчалина
б) Чацкого +
в) Фамусова
7. Имя Чацкого:
а) Александр Сергеевич
б) Александр Иванович
в) Александр Андреевич +
8. В течение какого времени происходит действие в произведении “Горе от ума”:
а) 1 день +
б) 2 дня
в) 3 дня
9. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий:
а) 5 лет
б) 3 месяца
в) 3 года +
10. Из ряда перечисленных произведений Грибоедова выберите комическую пьесу, написанную в университете и посвященную распре между учёными:
а) “Молодые супруги”
б) “Дмитрий Дрянской” +
в) “Кто брат, кто сестра, или обман за обманом”
11. На каких музыкальных инструментах играл Грибоедов:
а) фортепиано, орган, флейта +
б) орган, скрипка, виолончель
в) фортепиано, орган, скрипка
12. В 1816 году Грибоедов опубликовал статью “О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады “Ленора””. Чей перевод баллады защищал Грибоедов:
а) Пушкина
б) Катенина +
в) Жуковского
13. Какое из перечисленных стихотворений Грибоедова является программным:
а) “Давид” +
б) “Прости, отечество!”
в) “По духу времени и вкусу…”
14. Какому из исторических событий была посвящена драма Грибоедова, черновики которой были уничтожены во время ареста:
а) Кавказской войне
б) смерти Павла 1 и приходу к власти Александра I
в) войне 1812 года +
15. Ближе всего к “Горю от ума” по языку, персонажам и бытовым картинам была комедия в прозе:
а) “Студент” +
б) “Кто брат, кто сестра, или обман за обманом”
в) “Дмитрий Дрянской”
16. “Горе от ума” по форме – классицистическое произведение. Найдите в представленном перечне требование поэтики классицизма, которое автор не соблюдает:
а) говорящие имена и фамилии
б) 5 действий +
в) единство места
17. Кого Фамусов считает хорошим женихом для Софьи:
а) человека, которого “способностями Бог не наградил”, но “дал сердце доброе…”
б) образованного человека, который “славно пишет, переводит…”
в) человека, который “и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный” +
18. Из какого города приехал в Москву Молчалин:
а) из Смоленска
б) из Твери +
в) из Петербурга
19. В какой период истории происходят события, описанные Грибоедов в пьесе “Горе от ума”:
а) в 18 веке
б) в 17 веке
в) в 19 веке +
20. Какой основной конфликт пьесы Грибоедова “Горе от ума”:
а) конфликт отцов и детей
б) конфликт между представителями нового поколения дворян и обществом с устаревшими ценностями +
в) внутренний конфликт личности, поиск истинного пути
21. В каком году была закончена автором комедия “Горе от ума”
а) в 1824 г. +
б) в 1821 г.
в) в 1823 г.
22. Грибоедов 16 июля 1828 г женится на:
а) Анне Керн
б) Нине Чавчавадзе +
в) Елене Вороновой
23. Два акта “Горе от ума” им были написаны во время пребывания:
а) в Петербурге 1822 – 1825
б) в Москве 1822 – 1825
в) на Кавказе 1821 – 1822 +
24. Первый слушатель комедии “Горе от ума”:
а) Пушкин
б) Кюхельбекер +
в) Соковнин
25. “Последние акты” “Горя от ума” были написаны в:
а) Петербурге
б) Москве
в) тульском поместье Бегичева +
26. Действие комедии “Горе от ума” происходит в доме:
а) Чацкова
б) Фамусова +
в) Скалозуба
27. Кому принадлежат эти слова: “Это «и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая жгучая сатира”:
а) Гончарову +
б) Фамусов
в) Чацкому
28. В каком году было написано произведение “Молодые супруги”:
а) 1819
б) 1817
в) 1814 +
29. Жанр произведения “Студент”:
а) драма
б) комедия +
в) трагедия
30. Кто такой Евлампий Аристархович Беневельский:
а) студент из Казани +
б) интерн из Рязани
в) профессор из Москвы
Как называется комедия которую а с грибоедов написал в 1817 г вместе с катениным
Глава третья. Создание реалистической комедии. А. С. Грибоедов (1794-1829)
* ( А. И. Герцен. Собр. соч. в тридцати томах, т. XVIII. М., Изд-во АН СССР, 1959, стр. 179.)
Раннее творчество Грибоедова
Гораздо живее и эстетически значительнее сцены, написанные Грибоедовым для комедии А. А. Шаховского «Своя семья, или замужняя невеста» (1817). Они были отдельно напечатаны автором в журнале «Сын отечества» в конце 1817 года (1, 4 и 5 явления второго акта комедии Шаховского). В этих сценах Варвара Саввишна и Мавра Саввишна, тетки героя комедии, говорят на прекрасном русском, грубоватом и интонационно богатом языке. В том же 1817 году в соавторстве с П. А. Катениным Грибоедов написал сатирическую комедию в прозе «Студент».
Литературная позиция Грибоедова
В комедии «Студент» Грибоедов и Катенин осмеяли Литературная драматурга М. Н. Загоскина и пассивно-элегический романтизм Жуковского с последователями. Бездарный, смешной поэт Беневольский без ума от романтических элегий и дружеских посланий, в то время как те, кому он их читает, относятся к ним пренебрежительно, вроде гусарского ротмистра Саблина, либо ничего в них не понимают, как «человек» Беневольского, Федька. Издевательски звучат слова Беневольского: «У нас столько своих пленительных мелодий певцов своей печали». Речь этого бесталанного существа, свихнувшегося на чтении «певцов своей печали», нашпигована цитатами из Жуковского. Злое пародирование первого в те годы поэта едва ли вызвано лишь неприятием стиля романтических элегий и посланий. Превращение Жуковского в придворного поэта, очевидно, сыграло здесь важнейшую роль, если учесть политическую позицию П. А. Катенина, в то время активного деятеля Союза Спасения и Военного общества.
* ( А. С. Грибоедов. Сочинения. Л., Гослитиздат, 1945, стр. 211.)
Литературная позиция Грибоедова и Катенина в комедии «Студент» связана с их идейно-политической позицией, с их ненавистью ко всему, что льнет ко двору, к деспотизму и противоречит революционному молодому поколению.
В творческих опытах Катенина продолжены плодотворные поиски просветителей «Вольного общества», особенно Востокова, поиски путей слияния поэтического творчества современной России с творчеством самого народа. Прогрессивное значение баллад Катенина понято было очень немногими. Большинство читателей того времени стремление поэта ввести «в круг возвышенной поэзии язык и предметы простонародные» (Пушкин) оценило как вызов просвещенному вкусу. Даже Н. И. Гнедич резко и придирчиво раскритиковал балладу Катенина «Ольга», увлеченный противопоставлением ей «Людмилы» с ее «волшебной сладостью языка». Он проглядел самое важное в поэтическом опыте Катенина, принял этот опыт за неудачное подражание надоевшим всем балладам. Он ошибался, принимая «Ольгу» за плод шишковствующей музы. Его воображение пленено было борьбой между «Арзамасом» и «Беседой».
Грибоедов исправил ошибку Гнедича. Статья Гнедича «О вольном переводе Бюргеровой баллады «Ленора» помещена в 27 номере «Сына отечества» за 1816 год. А в 30 номере появилась статья Грибоедова «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора». Как и следовало ожидать, он скрестил с анонимным автором нападок на Катенина шпаги в области филологии и указал на ряд ошибок Гнедича в трактовке немецкого текста «Леноры». Затем оправдал многие места в «Ольге», показав, что критика их несостоятельна (выражения: «под звон колоколов», «рано поутру» Гнедичем были приняты за ошибочные, либо прозаические). Потом обрушился на «Людмилу», выставленную Гнедичем в качестве непревзойденного образца русской поэзии. В ней Грибоедов не находил ни национальной специфики, ни правды человеческих чувств, ни логики во взаимоотношениях героев, ни живых красок в речах. Жених-мертвец, говорит Грибоедов, «слишком мил», а речи его слишком длинны по краткости его пребывания с невестой и слишком откровенно-загробны, чтоб можно было Людмиле следовать за ним.
* ( Московский телеграф, 1833, ч. LI, № 11, стр. 450-451.)
* ( А. С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. VII. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949, стр. 266-267.)
Как ни легко обнаружить в первых комедиях и сценах Грибоедова, хотя бы в самых удачных, зачатки будущей гениальной комедии, «Горе от ума» все-таки всегда останется приводящим в изумление «скачком» в поэтическом развитии одного из великих русских писателей.
«Горе от ума». Изображение общества в комедии
Московское общество изображено Грибоедовым на фоне событий, совершавшихся накануне первого вооруженного восстания против царизма. Трепет современности ощущается в каждом слове, реплике, в спорах, в борьбе враждебных лагерей.
* ( А. С. Грибоедов. Сочинения. Л., Гослитиздат, 1945, стр. 482.)
Над миром Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, Хрюминых и Хлестовых парит ум эпохи, проницательный и дерзкий, заглядывающий в глубину помыслов, отношений, идеалов веками утверждавшегося общества и обнаруживающий везде смешное, низкое, недостойное настоящего человека. Комедия Грибоедова своей правдивой картиной московского общества, освещенного солнцем насмешливого ума, внушала отвращение к вековечной «мудрости» всех, кто стоял за этим обществом, был доволен им, оберегал его. Поэтому она служила революционным целям декабристов не меньше самых пылких романтических обличений зла и безобразия крепостнического уклада. Писатель и революционеры били в одну цель, с одной и той же позиции.
Чацкий
Центральный образ комедии Грибоедова был таким же политическим романтиком, как и декабристы. Суд реалиста Пушкина над ним был очень остроумно обоснован; но он начисто вычеркивал из жизни определенный тип чувства, мысли и действия. Отказывать Чацкому в уме на том основании, что он рассыпается бисером перед Фамусовым и его достойным окружением так же несправедливо, как обвинять декабристов в том, что они каждую гостиную превращали в арену пропаганды и борьбы. Другой возможности у них не было, да и вся их тактика, обусловленная дворянской революционностью, вела их в гостиные, в дворянские клубы, в театр и дружеский кружок, и вся их революционная пропаганда по необходимости перемешана с вином, острословием, светскими развлечениями, стихами.
* ( И. А. Гончаров. Собр. соч., т. 8. М., Гослитиздат, 1955, стр. 32.)
Мысль Гончарова об общечеловеческом содержании этого образа справедлива, но в том смысле, что действительно смена социально-исторических эпох не обходилась и не обходится без того, чтобы на определенных этапах борьбы на первом плане не появлялись полные энтузиазма, непосредственности, горячности политические романтики, часто своей трагической гибелью указывающие более плодотворные пути победы нового строя над старым.
Конфликт в пьесе
* ( В. О. Ключевский. Соч., М., Соцэкгиз, 1958, ч. V, стр. 248.)
Сюжет комедии
Сюжет представляет собою не интригу любви, как часто бывало в бесчисленных комедиях и в русской и в мировой литературе. Сюжет состоит в поисках героем причин, которые в течение трехлетней разлуки, когда как раз формировались убеждения и чувства возлюбленной, заглушили ее любовь. Поэтому герой Грибоедова, пламенный не меньше любого Ромео, самым серьезным образом отличается от влюбленного такого типа. Нет, он человек ума, ибо жизнь поставила перед ним загадку, ему нужно думать, наблюдать, сравнивать, исследовать, брать в соображение массу всевозможных фактов, поступков, слов, настроений и т. д. и т. п. Ни перед одним Ромео не стояли такие задачи. Там довольно было одного благородно-великого сердца. Грибоедовскому герою, помимо сердца, истерзанного муками и обидами, нужен был сосредоточенный, проницательный, светлый ум. Втянутый своим чувством в конфликт с непосредственной средой Софьи, Чацкий умом приходит в столкновение со всеми понятиями, нормами и правилами дворянского общества. Конфликт сердца углубляется конфликтом разума.
Поперек всех благороднейших чувств и стремлений его юности встали все вместе взятые типы фамусовского общества, вся совокупность понятий, нравов, идеологии и психологии русского барства. Поняв это умом, Чацкий порвал навсегда и бесповоротно свои сердечные привязанности, проклял фамусовский мир вместе с цветком этого мира, Софьей. Сердечная боль выросла в политическое отрицание, и разобравшийся в жизни проникновенный разум восторжествовал над интимнейшими движениями благородной души, страстного и пылкого человека:
Никаких двух сюжетов или двух параллельных интриг в комедии нет. Есть один стройный сюжет, развивающийся от первой встречи Чацкого (вернувшегося из дальних странствий) с охладевшей красавицей, до гневного, полного досады, что мог на что-то надеяться в этом обществе, расчета с нею. Сюжет, естественно, вовлекает в свое движение социальные характеры и политические страсти, ибо поведение Софьи целиком объясняется не психологическими, а социальными мотивами.
* ( М. В. Нечкина. А. С. Грибоедов и декабристы. М., Гослитиздат, 1947, стр. 220.)
Композиция комедии
Обдумывая и строя композицию своей комедии, Грибоедов не отворачивался от лучших достижений русской драматургии, прежде всего, Фонвизина, а перерабатывал уже накопленный опыт на реалистической основе, создавая невиданное еще художественное творение.
Принцип построения образа
Но рисуя образы, резко очерчивая характеры, Грибоедов не смог сдержаться в своем комическом воодушевлении и наградил чувством юмора и способностью к острому слову не только Фамусова, но даже тупоголового Скалозуба. Этот художественный недочет комедии отметили и Белинский и Чернышевский.
Стих и язык
* ( А С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. VII. М.-Л., Изд-во АН СССР, стр. 122.)
Жанр «Гope от ума»
* ( Проф. Ревякин А. И. в статье «Жанровые особенности «Горе от ума» ставит под сомнение определение этого гениального произведения как комедии. Им предлагается термин «трагикомедия». (В журн.: «Русская литература», 1961, № 4, стр. 114-127).)
** ( А. С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. X. М.- Л., Изд-во АН СССР, 1949. стр. 213.)
«Горе от ума» разошлось в списках. При жизни автора опубликованы только отрывки в альманахе «Русская талия» в январе 1825 года.
Полемика вокруг «Горя от ума»
Комедия Грибоедова вызвала страстные споры. Первый спор пришлось вести самому автору с П. А. Катениным в письме, написанном 14 февраля 1825 года.
* ( «Московский телеграф», 1825, ч. I, № 2, стр. 145.)
* ( «Полярная звезда, изданная А. Бестужевым и К. Рылеевым». М.- Л., Изд-во АН СССР, 1960, стр. 496.)
** ( «Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе, издаваемая кн. В. Одоевским и В. Кюхельбекером». М., 1825, ч. IV, стр. 232.)
Распространение «Горя от ума» в списках
* ( «А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников». М., «Федерация», 1929, стр. 159.)
Значение комедии
Гениальное произведение Грибоедова явилось одним из краеугольных камней в здании русского реализма. Оно продемонстрировало блистательный пример того, насколько искусство способно углубляться в сущность общественных отношений и как велика его сила в социальной борьбе. Реалистическое искусство Грибоедова показало свое бесспорное превосходство перед романтизмом в понимании человеческих характеров и в раскрытии социальной подоплеки человеческих переживаний, идеалов и стремлений. Комедия «Горе от ума» придала новую силу сатирическому направлению в литературе и показала образец проникновения сатиры духом глубочайшего познания действительности в ее самых решающих противоречиях и человеческих типах, воплощающих эти противоречия. Вместе с романом Пушкина «Евгений Онегин» комедия Грибоедова закладывала твердые и прочные творческие основы для гоголевского реализма, проникнутого идеей отрицания.
«Горе от ума» обогатило русский литературный язык несметными богатствами и развязывало руки писателям в их борьбе против условного, книжного, безжизненного языка за живое, полновесное, яркое слово. Грибоедов внес свой вклад в грандиозное дело Пушкина по созданию русского литературного языка, ставшего после Пушкина одним из самых могучих в семье языков мира.
Неосуществленные замыслы
В исторической трагедии «Родамист и Зенобия» должно было быть изображено, как потерпел поражение заговор против тирана из-за того, что народ не участвовал в деле заговорщиков. Трагедия «Грузинская ночь», говорят, была даже написана и, судя по пересказу сюжета, проникнута антикрепостническими настроениями. Согласно воспоминаниям С. Н. Бегичева и других современников, в замысле Грибоедова было еще несколько пьес из отечественной истории.
Грибоедов выяснял роль народа в истории России и раскрывал подлинно великую историческую трагедию, деятелем которой был народ-исполин, лишенный возможности проявить себя в историческом творчестве без указки и палки господина. Мысль писателя работала в том самом направлении, в котором пошло идейное развитие передовой реалистической русской литературы со времен Пушкина.
Источники и пособия
Первое научное издание сочинений А. С. Грибоедова вышло в 1889 году, в двух томах. Подготовил издание И. А. Шляпкин. Здесь впервые опубликована пьеса «Студент».
Новейшее издание: Грибоедов. Сочинения. Ред., вступ. статья и примечания Вл. Орлова (1940, 1945, 1959).
Впервые верная оценка комедии «Горе от ума» и ее места в истории русской литературы дана В. Г. Белинским, особенно в статье восьмой «Сочинений Александра Пушкина» и в специальной статье «Горе от ума». В последней допущены ошибки, исправленные впоследствии самим критиком.
Новейшие работы о Грибоедове: С. М. Петров. А. С. Грибоедов. Критико-биографический очерк. М., Гослитиздат, 1950; Вл. Орлов. Грибоедов. Краткий очерк жизни и творчества. М., «Искусство», 1952. Отношения Грибоедова с декабристами раскрыты с исключительной полнотой в книге М. В. Нечкиной «А. С. Грибоедов и декабристы» М., Изд-во АН СССР (1947, 1951) Удостоена Государственной премии при первом издании.
Новые материалы о Грибоедове и декабристах содержатся в публикации «Новое о Грибоедове и декабристах» в «Литературном наследстве», т. 60, кн. I. М., Изд-во АН СССР, стр. 475-506 (статьи и сообщения М. М. Медведева, В. А. Архипова и О. И. Поповой). Жанровой характеристике «Горя от ума» посвящена статья А. И. Ревякина «Жанровые особенности «Горя от ума» (журн. «Русская литература», 1961, № 4, стр. 114-127).