Полисы Древней Греции
Небольшая территория с густонаселенным пунктом, обычно с единственным городом, носит название «город-государство».
В настоящее время в Греции нет такого типа государств, но в античные времена здесь существовало большое количество независимых объединений, которые назывались полисами.
Историками было определено, что крупнейшими городами-государствами в Древней Греции было пять могущественных полисов: Милет, Коринф, Афины, Олимпия и Спарта.
На берегу реки Большой Мендерес примерно в четвертом тысячелетии до нашего летоисчисления на полуострове Анатолия был основан полис Милет.
Государство было разделено на две части, которые были окружены крепостной стеной. Здесь находились четыре гавани, построенные для безопасной стоянки торговых судов. Все порты были защищены от неприятия со стороны Адриатического моря оборонительной крепостью.
Благодаря удачному географическому расположению в полисе была развита торговля с соседними государствами.
Морские корабли часто заходили в акваторию Понта Эвксинского моря (античное название Черного моря), где на ее берегах располагались многочисленные Милетские колонии.
В первой половине VI столетия до н. э. правителями Милета были Фрасибул, Фоас и Дамасенор. В этот период город стал богатым и сильным государством.
Руины этого древнего города-государства находятся на территории Турции возле курорта Бодрум.
Сейчас на этом месте расположен небольшой поселок Палатия, возле которого находится главная достопримечательность – останки древней арены построенной во втором веке на фундаменте греческого театра.
Древнегреческое государство Коринф находилось в 6 км от одноименного современного итальянского города на территории Коринфского перешейка (Истмийский), соединяющего полуостров Пелопоннес с Грецией.
Полис был основан приблизительно в X столетии до нашего летоисчисления.
Один из учителей христианской веры апостол Павел прибыл в город в 51 году и подробно описал, каким был Коринф до его разрушения римлянами.
Это государство, благодаря тому, что оно контролировало водоем Истмийского перешейка, было крупным торговым центром античной Греции.
В тот период Римская империя требовала расформировать политическое объединение полисов на полуострове Пелопоннес (Ахейский союз), но руководство Коринфа оказало сопротивление.
В 146 году римский военачальник Люциус Муммий, убедившись, что мирным путем не удается добиться роспуск ассоциации, приказал город уничтожить.
В 44 году по указанию Гая Юлия Цезаря Коринф был восстановлен и заселен переселенцами из Сирии, Египта и других соседних государств.
В середине XIX столетия в результате землетрясения город был разрушен, и было принято решение построить новый одноименный, современный город.
Сейчас древнегреческий полис является музеем под открытым небом, где сохранены памятники культуры прошлых веков.
Изначально эти события проводились в северо-западной части Пелопоннесе, где участвовали только колесницы. Постепенно соревнования представляли собой смесь спортивных и музыкальных соревнований.
В тот древнеримский период город-государство Олимпия не имел большой торговый и военный потенциалы. Благодаря популярности игр, которые распространились на весь полуостров, Олимпия получила статус спортивного центра.
В этом полисе был построен первый в Греции стадион «Панатинаико» между скалистой возвышенностью Ардетт и рекой Илисос для проведения игр, получивших название «Олимпийские игры».
Согласно историческим документам, первые игры проходили с 776 года до н.э. и закончились в 393 году нашего летоисчисления.
Судьями избирались из числа почетных жителей Олимпии, а первым победителем был повар из Элиды.
За 1169 лет было проведено в Олимпии 293 игры.
В конце четвертого столетия последний император Римской империи Феодосий I Великий запретил проводить Олимпийские игры, так как считал, что они являются частью языческой культуры. В результате этого запрета, полис Олимпия приходит в упадок.
В 1896 году общественный французский деятель способствовал возрождению современных Олимпийских игр, которые проходят раз в четыре года при участии спортсменов всех стран мира.
Сейчас родина Олимпийских игр, расположенная на расстоянии 115 км от столицы Греции, является музеем под открытым небом, где находятся руины античного стадиона и музеи истории Олимпиады и Олимпии.
Современной столицей Греции является город Афины, расположенный на месте древнегреческого одноименного полиса.
Город-государство образовался примерно в середине XV столетия до н.э., и был одним из крупных в Древней Греции. Здесь зародилась первая в истории демократическая форма правления.
Во времена «золотого века» (500 – 300 года до н.э.) полис стал культурным центром Древней Греции.
Основоположник греческой философии Сократ и афинский драматург Софокл считаются гордостью того периода.
Сейчас Афины являются центром международного туризма, где на территории 420 км² расположено много исторических памятников греческой культуры.
Самым могущественным полисом древнего мира была Спарта.
Историки установили, что месторасположение этого античного города-государства была долина реки Эвротас.
Основателями были представители древнегреческого племени дорийцы, которые в VIII столетии до н.э. завоевали плодородную соседнюю область. Благодаря колонизации Спарта стала крупным государством.
Изначально жители занимались торговлей с другими полисами, но впоследствии спартанцы, с целью завоевания других территорий, усилили свою армию и их вооруженные силы стали одними из сильнейших древнегреческих войск.
В отличие от Афинской демократии, Спарта была воинствующим полисом, где правила каста из военных полководцев.
Соперничество с Македонией и Ахейским союзом привело к тому, что в 146 году Спарта прекратила свое существование как город-государство и вошла в состав Римской империи.
Сейчас этот град является современным торговым центром, где на его окраине сохранились руины древнего полиса и античные сооружения. Многие из них находятся в списке ЮНЕСКО как объекты Всемирного наследия.
Всеобщая история
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Древнегреческий народ представлял собой совокупность родственных друг другу греческих племен: ахейцев, дорийцев, ионийцев и эолийцев. Все они произошли от одних предков, но впоследствии расселились по разным регионам греческого государства.
Остров Крит
Каждое критское государство возглавлял царь. Народ почитал его как потомка богов, родившегося на земле для управления людьми. Царь являлся высшим жрецом, возглавлял войско, назначал и смещал чиновников,которые управляли народом, взимали с него налоги: продукты питания, шкуры животных, ремесленные изделия.
Дворцы острова Крита
Центром каждого государства на Крите был дворец. Он представлял собой огромный комплекс построек, состоящий из множества жилых комнат и хозяйственных помещений. Во дворце располагались покои царя, комнаты придворных и слуг, залы для проведения религиозных церемоний, зернохранилища, мастерские ремесленников. Дворец был оснащен системой водоснабжения и канализацией, специальными вентиляционными окошками, через которые воздух поступал на нижние этажи здания.
Запоминаем новые слова!
Церемония – это строго установленный порядок проведения какого-либо торжественного обряда.
На острове приблизительно раз в пятьдесят лет происходили землетрясения, в ходе которых разрушались отдельные части дворцов. Жители острова Крит не сносили полуразрушенные постройки, а пристраивали к развалинам дворца новые помещения и жилые комнаты. Таким образом, дворцы состояли из множества запутанных переходов, некоторые из которых заводили в тупик, к разрушенным частям здания. Отсюда произошла легенда о лабиринте Минотавра.
Миф о лабиринте Минотавра
Около 1500 года до нашей эры,вблизи острова Крит произошло страшнейшее извержение вулкана. Катастрофа спровоцировала мощные землетрясения на Крите, которые привели к гибели минойской цивилизации.
Микены и Троя
В период расцвета минойской цивилизации на острове Крит (середина 2 тысячелетия до н.э.), на территории Греции образовалось Микенское государство. Оно сформировалось под влиянием Критской цивилизации. Греки заимствовали у критян:
Город Микены, расположенный на Пелопонесском полуострове, объединил под своей властью большинство племен Южной Греции. На тот период времени, многие греческие области находились в зависимости от Крита, выплачивали острову дань.
Запоминаем новые слова!
В самой верхней точке города Микены располагался царский дворец. Его защищали крепостные стены, пройти которые можно было через вход – Львиные ворота. Свое название ворота получили по двум скульптурам львов, символически охраняющих микенский дворец.
Фото Львиные ворота
Как и на Крите, царь Микен одновременно являлся высшим правителем государства, верховный жрецом и главнокомандующим войсками. Часто микенские цари совершали завоевательные походы на острова Эгейского моря, соседние земли, расположенные в Малой Азии. Один из таких походов был совершен против Трои, по инициативе Микен началась знаменитая Троянская война.
Троянская война
Древняя Троя – богатый город, расположенный на побережье Малой Азии, через который проходил пролив, соединявший Эгейское и Мраморное море. Выгодное географическое положение позволило Трое стать важнейшим центром торговли между Древним Востоком и Западом. Не удивительно, что ее захотели завоевать греки – ахейцы.
Троянская война началась около 1200 года до нашей эры и продлилась долгие десять лет. Согласно легендам, причиной войны между Микенами и Троей,стало похищение троянским юношей Парисом прекрасной Елены –жены греческого царя Менелая. Множество греческих государств объединились, чтобы отомстить за обиду, нанесенную греческому царю, а значит и всей Греции. Но троянцы героически отстаивали свою Родину долгие годы, и греки пошли на хитрость- изготовили Троянского коня (статую лошади, в которую забралось множество греческих воинов).
В одно утро троянцы обнаружили, что греческие корабли исчезли, войска отступили, а на побережье стоит величественная статуя лошади. Они решили, что это подарок от греков, в честь примирения и пронесли Троянского коня прямо в центр города. Ночью, когда герои троянской войны праздновали победу, внезапно из коня вылезли тысячи греческих воинов. К тому времени к берегу причалили греческие корабли, Троя была захвачена и сожжена.
Оказывается!
История о Троянской войне дошла до современных людей благодаря поэме древнегреческого поэта Гомера – «Иллиаде». Долгое время, все что было описано Гомером, люди считали вымыслом. Однако в 19 веке немецкий ученый Шлиман нашел и откопал легендарный город Трою. На сегодняшний день достопримечательности Трои находятся на территории современной Турции.
Древние Афины
Основным занятием афинян было гончарное производство. Они изготавливали красивейшие расписные вазы, изящные сосуды для масла и вина, тарелки, кубки, глубокие чаши. Необходимость в постоянном ведении торговли способствовала развитию мореплавания, кораблестроения. Каждый третий житель Афин мог назвать себя прекрасным пловцом и моряком.
Зарождение в Афинах демократии
Демократия – переводится с древнегреческого как «власть народа». Сегодня этим словом обозначают такое государственное устройство, при котором народ принимает активное участие в управлении делами государства.
Демократия в Афинах зародилась не сразу. Долгие годы афинский народ – демос – находился в бесправном положении под властью знати. Знатные семьи захватили в Афинах обширные плодородные участки земли, а простому народу приходилось довольствоваться крохотными земельными наделами. Бедные земледельцы часто брали в долг зерно и другие продукты питания у своих богатых соседей. Если долг не возвращался вовремя, у земледельца отбирали и без того небольшой земельный участок. Нередко разорившиеся афиняне продавали себя в рабство, чтобы их семья могла таким образом расплатиться за долги. По мере того, как все больше людей лишалось земли и свободы, между демосом и знатью росла непримиримая неприязнь.
Высшая власть в Афинах сосредоточилась в руках правящего совета – Ареопага, в состав которого входили исключительно выходцы из самых богатых и знатных семей. Афинский демос, доведенный до отчаяния своим бесправным положением, начал борьбу со знатью, которая продолжалась долгие годы.
Перемирие удалось установить благодаря уважаемому афинянину – Солону. С его имением связано зарождение демократии в Афинах. Солон, избранный в состав совета Ареопага, издал новые законы:
Но самая главная реформа Солона – введение запрета на долговое рабство (превращение в раба разорившегося земледельца, не сумевшего выплатить свои долги).
Запоминаем новые слова!
Реформа – это преобразования, проводимые в государстве, затрагивающие ту или иную сферу жизни общества.
Реформы Солона способствовали расцвету демократии в Афинах. Знать была лишена всяческих привилегий. Все без исключения афиняне были равны перед законом. Теперь любой афинский гражданин мог принимать активное участие в управлении делами государства.
Древняя Спарта и ее жители
Спарта – небольшой по размеру, но влиятельный древнегреческий полис. Спартанское государство прославилось благодаря своим жителям, которые являлись самыми лучшими и самыми смелыми воинами во всей Греции. Они носили небогатую одежду, ели простую еду, жили в одинаковых жилищах. Спартанцы презирали жизнь в роскоши и комфорте, считая, что это противоречит воинской дисциплине.
Большую часть времени спартанская армия проводила на войне, военной подготовке или охоте. Никто из спартанцев не занимался земледелием или скотоводством. Все продукты питания и вещи первой необходимости для спартанцев производили их рабы – илоты (жители завоеванных спартанцами областей). Илоты были абсолютно бесправны и всю свою жизнь работали на своих поработителей. Спартанцы относились к илотам с презрением, запугивали их, устраивая периодически нападения на их поселения.
Устройство спартанского государства
Несмотря на то, что все спартанцы жили скромно и были равны между собой, демократии в спартанском государстве не было. Им управляли одновременно два царя, власть которых передавалась по наследству. И Совет старейшин, членов которого набирали из мудрых спартанских воинов, возраст которых превышал шестьдесят лет. Спартанские правители не отличались от других воинов роскошными условиями жизни, их одежда, жилище и питание были такими же как у всех остальных.
Словарь
1. Цивилизация – это самобытное сообщество государств и народов, существовавшее в пределах определенного времени. Цивилизации отличаются друг от друга традициями, культурными особенностями, уровнем хозяйственного развития, особенностями среды обитания.
2. Миф – это древнее сказание о богах, героях или чудовищах.
3. Полис – самостоятельный город-государство в Древней Греции.
Города-государства Греции
В современной Греции нет городов-государств, однако в древности на ее нынешней территории существовало множество могущественных объединений, называвшихся полисами. Ряд исследователей считает, что их нельзя называть городами-государствами в устоявшемся понимании этого слова, поскольку многие из них имели в подчинении довольно обширные земли сельскохозяйственного назначения. Однако фактически полисы понятию соответствовали, так как могущественные города развивались отдельно друг от друга, имели собственное политическое, экономическое и социальное устройство, а также вступали в дружественные или военные отношения друг с другом.Исторически сложилось, что в Древней Греции не существовало сколько-нибудь крупного территориально и по численности населения государства. Вместо этого на землях современной страны образовалось более сотни независимых городов с небольшими или сравнительно крупными прилегающими территориями. На них располагались не только пастбища и сельскохозяйственные угодья, но и более мелкие поселения. Они назывались полисы и в древние времена сохраняли в себе значительные черты родоплеменных объединений:
К VII–VI вв. до н. э. ситуация стала меняться, и значительные массы свободных граждан воспротивились против главенства аристократии. Это привело к появлению демократии, родиной которой считаются Афины, где власть народа, выражающаяся в совместном управлении и решении важных вопросов, была представлена наиболее ярко. Однако это не только не прекратило работорговлю, но, наоборот, возвело это явление в крайнюю степень. Поскольку теперь распоряжаться «живым товаром» мог каждый, так же, как и иметь частную собственность, в том числе землю, торговля людьми и экономическая выгода перешли в разряд важнейших ценностей. В некоторых городах ситуация сложилась иначе: из числа народа выбирался лидер, обладавший неограниченной властью, что положило начало образованию ранней тирании в древнегреческом обществе.
Полисы Греции
Несмотря на то, что в современной историографии все города-государства Греции принято называть полисами, их размеры и устройство значительно отличались:
Интересный пример полисов, которые нельзя назвать городами-государствами в традиционном понимании — Беотия и Фокида. Первая занимала площадь 2580 км2 и включала максимально 20 независимых микро-государств, а Фокида с площадью 1650 км2 состояла из 22. Несмотря на то, что воспринимались они как единое целое, находящиеся в составе объединения имели известную долю самостоятельности. Вместе с тем, скромные размеры территорий не позволяют отнести их к традиционным государствам.
В число крупнейших городов-государств Греции входили:
Афины — главный город во все времена
Нынешняя столица Греции и одновременно самый знаменитый город-государство, с древнейших времен играла главенствующую роль и считалась могущественным объединением. Афины называют колыбелью европейской цивилизации, где зародились основы театра, скульптуры, архитектуры, философии и, безусловно, демократии.
В классический период власть находилась в руках народа, то есть всех свободных граждан полиса, которые имели право участвовать в социальной и политической жизни образования. Контролирующие и судебные органы назывались «Большое жюри» и обладали широкими полномочиями. Власть исполнительная была передана филам, то есть представителям определенных социальных и профессиональных групп, которые образовывали довольно многочисленный орган, носивший наименование «Совет пятисот». Оба органа власти избирались жеребьевкой — все отдавалось на решение судьбы.
Благодаря этому стать обладателем неограниченной власти, например, получить должность центрального судьи или верховного афинского правителя, мог любой свободный гражданин. Согласно действовавшим нормам, священной обязанностью
любого афинянина была защита демократических прав и свобод. На общих собраниях двух органов решались вопросы мира и войны, социального устройства и распределения благ, а также лишения или выдачи гражданства конкретным лицам.
В этом и заключалась демократия в чистом виде, которая ни до, ни после в столь глобальной и чистой мере реализована не была. Ее принципы и основы перенесены в современную выборную систему большинства европейских государств, однако со значительными поправками и ограничениями.
Спарта — военное образование со строгими правилами
Другой известнейший город-государство древнего мира, Спарта, пошел по противоположному пути развития, что никак не сократило его достижений. В отличие от демократии Афин, здесь царил режим правящих военных. Своим появлением Спарта обязана воинственному и славящемуся жестокостью племени дорийцев. Захватив Пелопоннес, оно превратило местных жителей в рабов-илотов, которые не имели никаких прав и свобод. На всем протяжении развития здесь сохранялись родоплеменные черты:
Несмотря на наличие правящей верхушки, избрание которой проходило без участия основной массы жителей, значительных классовых различий в материальном плане не наблюдалось. Причиной тому была своеобразная философия жизни полиса: ценился аскетичный уклад жизни, который благодаря этому сегодня называют спартанским, простота в одежде и обустройстве жилища, а также непритязательность в еде и развлечениях. Ели они сообща, пользуясь предоставленным для всех единым провиантом, а деньгами не пользовались вообще, поскольку не признавали и не видели в них ценность.
Главной целю и смыслом жизни спартанцев были война и завоевание новых территорий. С детства юных жителей Спарты приучали быть сильными, ловкими, выносливыми и неприхотливыми, а вместо игр здесь преобладали строевая и военная подготовка. Поскольку главной целью каждого мужчины считалась реализация судьбы храброго война, всех слабых и больных мальчиков еще в младенчестве или самом раннем возрасте убивали или, как это вошло в историю, сбрасывали со скалы. Причиной такой социальной политики была их непригодность к войне, а больше они ни для чего не годились. Направлять их на сельскохозяйственные или другие физически тяжелые работы было нельзя, поскольку это считалось ниже достоинства спартанца: подобный труд ложился на плечи рабов-илотов.
Милет — жемчужина Ионии
Одним из богатейших и старейших греческих городов-государств считался Милет, заложенный в четвертом тысячелетии до нашей эры. Согласно легенде, его основал переселившийся с Крита мифологический герой Милет, а расцвета поселение достигло благодаря Фрасибулу, Фоасу и Дамасенору — одним из наиболее известных в древнем мире тиранов. В состав объединения входили прилегающие земли, а также порядка 80 удаленных колоний, расположенных вдоль понтийских берегов и даже в Египте.
Располагался Милет в малоазийском регионе: его руины, где были найдены следы линейного письма и минойских фресок, сегодня можно увидеть на территории, которая принадлежит Турции. В древности эта область называлась Ионией, поэтому знаменитый историк Геродот называл Милет «ионийской жемчужиной».
Коринф — входил в тройку ведущих полисов
Стратегически важное расположение Коринфа на пересечении торговых путей сыграло важную роль в его становлении и падении. В эпоху расцвета античного мира он боролся за лидерство с Фивами и Афинами, а в некоторые периоды даже занимал лидирующее положение. Так, в VI столетии до наступления новой эры коринфяне слыли самыми крупными производителями и поставщиками классической керамической посуды, в том числе декорированной знаменитой чернофигурной вазописью.
Как и в других крупных городах, центром Коринфа выступал возвышавшийся на холме акрополь, где были традиционная агора — рыночная площадь, которая использовалась и для собраний, а также храм богине любви Афродите. Неудивительно, что возле него собирались жрицы любви, число которых доходило до тысячи. Все они носили непокрытыми длинные черные волосы: считалось, что они имеют чудодейственную силу. Славен Коринф и тем, что здесь проводились знаменитые Истмийские игры: соревнования по гимнастике, музыке, стихосложению и конному мастерству устраивали в честь морского божества Посейдона.
Фивы — знамениты по многочисленным мифам
Фивы входили в тройку крупнейших торгово-экономических объединений Древней Греции. О известности и могуществе города-государства можно судить по тому, насколько часто он упоминается в мифах и сказаниях. Уходя в глубокое прошлое, он считается местом рождения бога вина Диониса, позже в число его коренных жителей был записан Геракл.
Известно сказание, в котором повествование ведется о военном походе царей семи других полисов против могущественных и влиятельных Фив. Также в трудах Орхомена Минийского говорится о постоянном соперничестве региона с Беотией, которая, несмотря на скромные размеры, имела статус многополисного объединения, которое могло составить серьезную военную конкуренцию. Кроме того, здесь жил и один из самых знаменитых правителей древнего мира — царь Эдип, именем которого сегодня называется весьма необычный психологический комплекс.
Олимпия — родина Олимпийских игр
Расположенная на Пелопоннесе Древняя Олимпия не могла похвастаться большим торговым, военным и экономическим потенциалом, однако во все времена имела статус важнейшего религиозного, культурного и спортивного центра. В древние времена здесь находились одни их самых почитаемых святилищ, посвященных богине земли Гее и ее сынку Кроносу, который мифологически считается отцом Зевса — верховного бога громовержца и отца множества богов древнегреческого пантеона.
Локация Олимпии на Пелопоннесе определила ее роль не только в античной, но и современной истории. Полуостров назван так в честь героя Пелопа, который победил Эномая — царя Писы — в состязаниях на колесницах. Надо сказать, что в древности это был один из популярнейших видов спорта, доступный лишь для богатых. Значительные средства вкладывались в приобретение коней и обустройство транспортного средства. Однако большая часть денег уходила на содержание наемных наездников, причем проигравший, точнее его семья, получали порой больше победителя. Дело в том, что соревнования были жестокими и заключались не в скорости, а в разрушительной силе при столкновении колесниц. Поэтому в большинстве случаев они заканчивались гибелью одного или нескольких наездников.