Проведение внутреннего аудита: этапы и образцы оформления
Нужен ли внутренний аудит только для подготовки к внешнему или он приносит более весомую пользу для компании? Сохранить и увеличить стоимость организации, снизить расходы на внешний аудит, просчитать риски при разработке новых проектов — в реализации этих планов поможет квалифицированная подготовка и проведение внутреннего аудита.
В процессе работы аудиторы используют различные методики для получения объективных результатов. Разберемся в составляющих процесса аудиторских проверок и приведем примеры оформления документации, а именно:
Кто занимается внутренним аудитом
Есть два варианта, кому доверить проведение внутреннего аудита на предприятии.
Как составить положение и приказ о внутреннем аудите
Если на предприятии создают свою службу аудита, то для нее разрабатывают положение о внутреннем аудите. Образцы плана для его создания приведены ниже. Положение регулирует работу самого отдела аудита и разъясняет остальным подразделениям их права и обязанности во время аудиторской проверки.
Положение о внутреннем аудите ПАО «Мостотрест»
До начала проверки составляют приказ о проведении внутреннего аудита. В нем указывают:
Ранее составленный план аудита и список аудиторов допускается прикрепить в приложениях к приказу, чтобы не дублировать пересекающуюся информацию.
Какой порядок проведения аудита будет оптимальным
Больше о компетенциях аудиторов и планировании всех этапов проверки писали в статье об организации внутреннего аудита. Теперь рассмотрим подробнее, что включает проведение внутреннего аудита.
Вступительное совещание
Первый день аудиторской проверки открывает собрание руководителей с представителями всех участвующих отделов. Здесь сотрудникам представляют аудиторов, объясняют цели и задачи проверки, оглашают план, объем работы и методы ее проведения. Представителям ревизуемых отделов объясняют правила работы в период проверки, а также полномочия аудиторов, чтобы предупредить возможный выход за их рамки.
На собрании проверяют готовность к проверке, обеспечение необходимыми расходными материалами, спецодеждой, транспортом, прикрепленными сопровождающими и т. п. Отвечают на вопросы сотрудников проверяемых отделов, которые возникли в ходе совещания.
Открывать проверку в небольших фирмах можно не так официально, но обязательно оповещать всех причастных перед началом аудита.
На вступительном совещании сотрудникам разъясняют программу аудиторской проверки
Проверка на местах
После совещания начинается работа на местах согласно составленному плану и порядку проведения аудита.
Аудиторы используют разные методы проверок, среди которых опросы по заранее составленным чек-листам, наблюдения за деятельностью сотрудников отделов, анализ документов на соответствие требованиям. Каким образом контролеры могут оценить работу на местах:
Пример чек-листа по внутреннему аудиту системы качества
Проверяемые требования (документ и № п.п.) | Вопросы для проверки | Комментарии |
ISO 9001:2015 (п.п. 7.5.3) | Какие документы СМК определяют исполнение проектов сотрудниками отдела? | Обратить внимание на актуальность документов, которые будут предоставлять сотрудники. |
ISO 9001:2015 (п.п. 7.5.3; 8.5.1) | Какие документы создаются в ходе исполнения проектов? | Выборочно проверить документацию по 2-3 проектам (даты создания документов, согласующие и утверждающие подписи, версионность). |
ISO 9001:2015 (п.п. 7.5.3; 7.1.3) | Каким образом обеспечивается сохранность документации по проектам? | Проверить 2-3 проекта (ведение документации в электронной базе, права доступа, даты создания архивных версий). Проверить хранение и идентификацию бумажных экземпляров рабочей документации по проектам. |
ISO 9001:2015 (п.п. 7.5.3; 7.4) | Каким образом оформляется сдача-приемка работ по проекту и его этапов? | Проверить 2-3 проекта (оформление актов сдачи-приемки работ, размещение сканированных копий в электронной базе). Проверить передачу отчетной приемо-сдаточной документации в юридическую службу. |
ISO 9001:2015 (п.п. 7.5.3) | Как определяется состав команды проекта? | Проверить 2-3 проекта (оформление приказов, распределение ролей в команде проекта). |
ISO 9001:2015 (п.п. 8.2.2; 8.2.3) | Кто определяет возможность исполнения проекта на предварительном этапе работ с заказчиком? | Проверить, как регистрируются запросы от потенциальных заказчиков. Проверить назначение менеджеров для проведения предварительных согласований с заказчиками. |
ISO 9001:2015 (п.п. 8.2.3) | Как проводится анализ требований заказчика? | Проверить оформление технических заданий и проектов договоров (разработку, направление заказчику на согласование, идентификацию изменений). |
В ходе работы аудиторы устанавливают соответствие или несоответствие требованиям, критериями которых могут быть:
Если в ходе проверки обнаружили несоответствия, то сотруднику о них сообщают и разъясняют, какие требования он не выполнил.
Все результаты проверки записывают для последующего составления отчета.
Заключительное совещание
После проверки проводят завершающее заседание. На нем присутствуют руководители, аудиторы и персонал участвовавших отделов. В ходе собрания аудиторы оглашают результаты проверки. Далее выслушивают мнения сторон по выявленным несоответствиям. В случае несогласия сотрудников с результатами проведенного внутреннего аудита, аргументируют выводы со ссылками на рабочую документацию.
В конце совещания главный аудитор дает рекомендации по устранению найденных нарушений, предлагает корректирующие действия. Для одобренных мер присутствующие утверждают сроки выполнения.
Форма отчета по результатам аудиторской проверки
Заключение
Первый из основных этапов внутреннего аудита — выбор сотрудников, обладающих необходимыми компетенциями. Перед началом аудита оформляют приказ и знакомят с ним всех участников проверок.
В ходе аудита изучают документацию, беседуют с сотрудниками и наблюдают за их работой. Полученные сведения фиксируют документально и оглашают на завершающем заседании. После согласования результатов проверки утверждают перечень и сроки корректирующих мероприятий.
Написание и презентация отчета
Автор: Артем Горлов, член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов»
Читайте предыдущие статьи цикла Института внутренних аудиторов «Введение во внутренний аудит»:
Резюмируя свои наблюдения и выводы по итогам проектов, внутренние аудиторы составляют отчет. Формат отчета определяет в первую очередь заказчик аудита. Руководитель функции внутреннего аудита (руководитель службы или ответственный менеджер) определяет содержание отчета так, чтобы оно было понятно сформулировано и содержало заключение внутреннего аудитора, которое следует из собранных доказательств.
Отчеты должны быть точными, объективными, ясными, краткими, конструктивными, полными и своевременными (Стандарт 2420 и его соответствующая Интерпретация).
Отчет в любом случае должен содержать сведения о целях, объеме и содержании проверки, а также выводы и рекомендации; прекрасно, если в отчет сразу же включаются Планы устранения недостатков.
В отношении каждого ключевого недостатка должна прослеживаться логическая цепочка «Критерии контроля – Наблюдаемая ситуация, или Нарушение – Последствия – Причины – Рекомендации»
Критерии контроля – это заданные стандарты, с которыми мы сравниваем фактически наблюдаемую ситуацию;
Наблюдаемая ситуация, или Нарушение – это фактическое состояние дел, обнаруживаемое в ходе проведения проверки;
Последствия недостатка – по сути, отклонение наблюдаемой ситуации от заданных критериев контроля;
Причина недостатка – логическое и соответствующее здравому смыслу объяснение происхождения существующей проблемы, которая обнаруживается проверкой.
Как и критерии контроля, рекомендации должны быть, во-первых, конкретны, обоснованы, достижимы и соотносимы с недостатком, в отношении которого они даются; а, во-вторых, – логически увязываемыми со всеми четырьмя предыдущими элементами.
Несмотря на то, что в каждой компании свой подход к формированию и наполнению отчета, структура часто совпадает:
Аудиторское заключение – 2022
Некоторые компании заказывают аудит «не вникая в детали», не предъявляя никаких требований к аудиторскому заключению. Однако, такой подход может привести к негативным последствиям: некорректно оформленному заключению, нарушению сроков размещения аудиторского заключения на федресурсе и др. У нашей компании большой опыт проведения аудиторских проверок. Сегодня мы хотим познакомить вас с аудиторским заключением подробнее, чтобы Вы точно знали: чего стоит ожидать от аудиторской проверки и что нужно делать по ее завершении.
Что такое аудиторское заключение и зачем оно нужно?
По окончании каждого отчетного года формируется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность. Потенциальным инвесторам, кредиторам, контрагентам и др. пользователям отчетности важно, чтобы такая отчетность была достоверна, т.е. правильно отражала факты хозяйственной жизни организации в бухгалтерском учете. Чтобы подтвердить достоверность показателей отчетности организации, заказывают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности — аудит.
По результатам аудита, на основе полученных аудиторских доказательств, аудиторская организация выдает аудиторское заключение.
Аудиторское заключение — документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, который содержит выраженное мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Если компания подлежит обязательному аудиту, получить аудиторское заключение является ее обязанностью. Критерии обязательного аудита в 2021 году содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Кто вправе заказывать и проводить аудит и требования к аудиторскому заключению
Аудиторские услуги могут осуществлять:
При этом для того, чтобы заниматься аудитом, такие компании и ИП должны быть членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторские услуги можно будет оказывать с даты внесения сведений о соответствующем юрлице или ИП в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (сейчас она одна — это Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество»).
Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией только лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг — руководству (собственникам) компании.
Аудиторская деятельность осуществляется в том числе, в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), которые введены в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н.
Виды и примеры аудиторских заключений
Виды, выраженных в аудиторском заключении за 2021 или за 2022 год мнений о достоверности бухгалтерской отчетности:
Модифицированное мнение в аудиторском заключении может быть выражено в форме:
Аудитор отказывается выразить мнение в том случае, когда в редких ситуациях, связанных с наличием многочисленных факторов неопределенности, он приходит к выводу о том, что, несмотря на полученные достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении каждого фактора неопределенности, невозможно сформировать мнение о финансовой отчетности вследствие потенциального воздействия факторов неопределенности друг на друга и их возможного совокупного влияния на финансовую отчетность.
Примеры аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности приведены в том числе и в Международном стандарте аудита 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».
Подпись и дата в аудиторском заключении
Аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде, датировано не ранее даты завершения процесса получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на основании которых аудитор выражает мнение.
Аудиторское заключение подписывается:
С 01 января 2022 года установлены новые правила подписания аудиторского заключения. Теперь определен порядок подписания аудиторского заключения (п. 3.2 ст. 6 Федерального закона N 307-ФЗ).
Аудиторское заключение, выдаваемое аудиторской организацией, подписывают руководитель этой организации и руководитель аудита. Руководитель аудиторской организации вправе уполномочить иное лицо на подписание аудиторского заключения вместо себя при условии, что такое лицо имеет соответствующий квалификационный аттестат аудитора. Подписи данных лиц должны сопровождаться указанием их фамилий, имен, отчеств (при наличии) и номеров записей в реестре аудиторов и аудиторских организаций, а также номера записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций в отношении самой аудиторской организации.
Дата аудиторского заключения предоставляет заинтересованному лицу основание полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение события и операции, возникшие до этой даты и известные аудитору.
К аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами, предъявляемыми к отчетности.
Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.
Аудиторское заключение подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудитором и руководителем (собственником) компании, заключившим договор на аудит. Причем, стороны договора должны получить не менее чем по 1 экземпляру аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.
Аудиторское заключение: сроки предоставления, адресаты и процедура
Аудиторское заключение представляется организациями в ФНС (сейчас ФНС ведет реестр ГИР БО), а также в Федресурс, как правило, одновременно с представлением годовой бухгалтерской отчетности.
Срок предоставления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — в течение трех месяцев после окончания отчетного периода, но не позднее 31 марта.
Если к этому моменту, аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности еще не готово, то его надо сдать в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным периодом.
Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 352-ФЗ, вступающим в силу с 01 января 2022 года уточнено, что указанные сроки представления аудиторского заключения действуют в тех случаях, когда другими федеральными законами не установлены иные сроки (ранее — такая оговорка отсутствовала).
Пример:
Подлежащая обязательному аудиту бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2021 год, проаудирована и аудиторской организацией выдано аудиторское заключение, датированное 04 февраля 2022 года. Такое аудиторское заключение организации следует сдать в налоговую до 17 февраля 2022 года, что, конечно же, не позднее 31 декабря 2022 года.
Рискует ли организация, если аудиторское заключение за 2021 год не будет предоставлено в ИФНС до 31 декабря 2022 года?
Действительно, заполняя форму баланса организации, необходимо проставить значение в полях формы об обязательном аудите: подлежит ли организация обязательному аудиту (ДА) или не подлежит обязательному аудиту (НЕТ).
Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, в заголовочной части бухгалтерского баланса раскрываются: наименование аудиторской организации, ИНН и ОГРН. В представляемой отчетности нужно проставить отметку, что отчетность подлежит обязательному аудиту.
Таким образом, по отчетности за 2021 год организация имеет возможность представить аудиторское заключение позднее 31 декабря 2022 года, а аудиторское заключение за 2022 год — не позднее 31 декабря 2023 года.
Тем организациям, кто опасается вопросов от налоговых органов можно подготовиться следующим образом: выбрать аудитора заблаговременно, заключить договор и составить пояснения для налоговых органов о сроках завершения обязательного аудита и представления аудиторского заключения за 2021 и 2022 год.
Аудиторское заключение может быть представлено после сдачи бухгалтерской отчетности, если на момент представления отчетности проверка еще не завершена или срок представления аудиторского заключения еще не наступил.
Штрафы за не проведение аудита и непредставление аудиторского заключения
Отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) считается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности и влечет наложение штрафов (ст. 15.11 КоАП):
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица:
Более серьезные санкции могут быть наложены по инициативе отделения Центробанка по жалобе одного из акционеров АО.
Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении Банка России от 27.03.2020 N 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице организации в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.
Так, раскрытие информации не в полном объеме (непредставление аудиторского заключения), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа (п. 2 ст. 15.19 КоАП):
Как видим, ответственность за нарушения, связанные с аудиторским заключением, достаточно серьезная.
Образец аудиторского заключения
Законодательно утвержденной формы аудиторского заключения нет. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности разрабатывают ее самостоятельно, в соответствии с положениями действующих нормативных актов РФ.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № в том числе, Международным стандартом аудита 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», Международным стандартом аудита 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», Международным стандартом аудита 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», Международным стандартом аудита 706 «Разделы „Важные обстоятельства“ и „Прочие сведения“ в аудиторском заключении» и так далее, аудиторское заключение должно содержать:
Аудиторское заключение должно содержать утверждение о том, что бухгалтерская отчетность была проаудирована аудитором. В аудиторское заключение обязательно включаются, в том числе, части, озаглавленные:
Аудиторское заключение всегда содержит указание на международные стандарты аудита.
Примерные формы аудиторских заключений предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчетности специального назначения и оказании других услуг по аудиту прочей финансовой информации в соответствии с Международными стандартами аудита. Примерные формы аудиторских заключений используются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства Российской Федерации.
Акт аудиторской проверки
Формирование акта аудиторской проверки является обязательным этапом проведения контрольных проверочных мероприятий по финансово-экономической деятельности организации.
Кто проводит проверку
Для проведения аудиторской проверки могут привлекаться как сотрудники сторонних специализированных компаний и эксперты государственных надзорных структур, так и специалисты самого предприятия (но не во всех случаях). В любом случае, это должны быть лица, имеющие высшее экономическое или бухгалтерское образование, серьезный опыт работы, а также аттестат аудитора.
Основной целью проверки является оценка «чистоты» бухгалтерской финансовой отчётности организации и ее соответствия законам РФ.
По результатам проверки аудитор выдает свое заключение (положительное или отрицательное). При этом если проверяющий считает, что не получил достаточного объема документации и прочих подтверждающих свидетельств о деятельности компании, он имеет право отказаться от выдачи заключения.
Также проверки могут быть разовыми или регулярными (последние обычно используются в крупных организациях и являются эффективным методом контроля за работой бухгалтерских и финансовых отделов).
Как проводится проверка
Стандарты проведения аудиторских мероприятий прописаны в законодательстве РФ. Кроме того, некоторые правила могут содержаться в учетной политике организации.
В процессе проверки учитываются многие параметры:
Далее просматриваются и анализируются предоставленные документы, а также действия, производимые сотрудниками предприятия.
Часто аудиторские мероприятия занимают несколько дней, а то и недель – конкретный период оговаривается индивидуально и зависит от множества факторов, в том числе размера организации, наличия структурных подразделений и филиалов, длительности периода, за который проводится проверка и т.д.
В любом случае, аудит не проводится чаще одного раза в год.
Какие документы проверяются в первую очередь
Аудиторы проверяют весь пакет бухгалтерской документации (за определенный промежуток времени), а также отчетные бумаги: балансы, приложения, декларации, справки, примечания и т.д. При этом, для полного и всеобъемлющего анализа все запрашиваемые документы должны быть предоставлены.
В некоторых случаях аудиту подвергаются только некоторые направления деятельности компании, например, в части расчетов по налогам и прочим обязательным платежам, финансовых взаимоотношений с контрагентами, учету кассовых операций, основных средств и т.д.
Составление акта, особенности документа
Унифицированного образца акта аудиторской проверки нет, так что он может быть написан в произвольной форме. Однако, при его составлении важно учитывать некоторые общие для всех подобного рода документов особенности.
В частности, нужно обязательно делить акт на разделы. Их должно быть как минимум три:
В начало вносятся реквизиты организации, в которой проводится проверка, а также сведения о проверяющем лице, в основной блок – методы и ход проверки, в заключение – выводы экспертов.
Акт обязательно должен быть подписан лицом или группой лиц, проводивших проверку – таким образом, они свидетельствуют о том, что вся внесенная в него информация верна и они несут за нее полную ответственность. Также акт должен содержать аудиторскую печать.
Составляется документ в двух идентичных экземплярах. Один их них остается у аудитора, второй передается компании – заказчику. Отметку об акте следует занести в журнал учета документации предприятия – он обычно находится у секретаря.
Условия хранения акта
Акт аудиторской проверки подлежит обязательному хранению как один из важнейших контрольных документов. В качестве места для хранения лучше всего определить кабинет, доступ к которому строго ограничен. Период хранения определяется либо внутренними нормативными актами, либо законодательством РФ (но не меньше пяти лет).
Образец акта аудиторской проверки
В начале документа пишется:
Затем идет основной раздел. Его можно поделить на несколько пунктов. Сюда нужно обязательно внести:
В завершении указываются результаты проверки. Чем подробнее будет расписана эта часть акта, тем лучше.
Документ может быть дополнен любой другой информацией (в зависимости от индивидуальных особенностей компании). Если к акту проверки прилагаются какие-то дополнительные бумаги, это нужно также отметить.