Актуальность и социальная значимость проекта
Критерии успешного социально значимого проекта
· Социальная значимость: проект направлен на важные социальные изменения в сообществе.
· Результативность: проект рассчитан на ясный и достижимый социальный результат, который можно достигнуть за разумные сроки.
· Устойчивость:важным, хотя и не ключевым фактором успешного социального проекта считается возможность существования проекта после окончания периода его финансирования.
· Масштабируемость:возможность использования идеи или самого продукта в условиях других географических зон или социальных групп.
· Открытость: социальный проект должен быть открыт как для новых участников, так и для тех, кто хотел бы запустить аналогичный продукт самостоятельно. Подразумевается, что исходный код продукта, в случае если это цифровой проект, будет открытым.
Типы социально значимых проектов
Социальные проекты могут охватывать все сферы нашей жизни. Буквально все, мы не совершенны, и каждую область нашей жизни можно если не изменить полностью, то улучшить. Мы не рискнем дать единый список того, где социальные проекты могут применяться. Но есть целый ряд тем, в которых такие проекты реализуются чаще всего.
· Гражданское общество. Проекты, направленные на развитие институтов гражданского общества и общественного самоуправления.
· Образование и просвещение. Проекты в области образования, просвещения, науки, развития дополнительного образования, научно-технического творчества.
· Экстренные ситуации. Проекты, направленные на подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, на предотвращение несчастных случаев.
· Культура и искусство. Проекты в области культуры, искусства, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и их территорий.
· Семья. Проекты, направленные на профилактику социального сиротства, поддержку материнства и детства.
· Качество жизни. Проекты, направленные на повышение качества жизни людей пожилого возраста, социальную адаптацию инвалидов и их семей.
· Здоровье и медицина. Проекты в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни.
· Физическая культура и спорт. Проекты в области физической культуры, массового спорта и содействие указанной деятельности.
· Молодежные движения. Проекты, направленные на развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью.
· Экология. Проекты, направленные на развитие экологического образования и выработки у сообщества этических норм поведения в отношении природы и биологического разнообразия.
· Город. Проекты, рассчитанные на позитивные изменения городской среды, развитие городской инфраструктуры и улучшение жизни горожан в целом.
Формы финансирования социальных проектов
· Волонтерское финансирование. Как правило, в этом формате авторы идеи и участники проекта самостоятельно финансируют свой проект, притом это не обязательно деньги. Рабочее время, знания, опыт, работы по дизайну и программированию – все это можно считать частью финансирования проекта.
· Финансирование частными компаниями социально ответственного бизнеса различного масштаба. Чаще всего такое финансирование реализуется в рамках специальных мероприятий – хакатонов или баркемпов. Финансирование может быть предоставлено в качестве приза победителю хакатона или за идею, которая больше всего понравилась компании.
· Частно-государственное социальное партнерство. В России примером такого финансирования выступает программа президентских грантов.
· Международная безвозвратная материальная помощь в социальные проекты. Предоставление грантов на реализацию проектов.
· Возвратная кредитная материальная помощь в социальные проекты. Чаше всего используется в проектах социального предпринимательства.
Социальные псевдопроекты
Среди социально значимых проектов часто встречаются такие, которые используют социальную тему, но либо не решают заявленную проблему, либо откровенно используют ее для решения других организационных или мошеннических задач. Они прикрываются формой, но не имеют социального содержания. По определению, которое дает Википедия, «псевдопроекты»имеют следующую классификацию.
· Фикции. Инициаторы нацелены в получении финансирования под проект, которое в действительности планируется использовать на иные цели или использовать на проект лишь частично.
· Квазипроекты. Обладают всеми признаками настоящего проекта, но запланированные нововведения таковыми не являются в действительности.
· Политическая социальная инженерия. Для лишения социальной свободы граждан и управления общественным мнением.
· Антисоциальные проекты. Создание агрессивной среды среди населения.
· Социальные пылесосы. Сбор баз данных социальных идей и готовых социальных проектов для корыстных целей и проектов фикций.
Задание на дом:
Написать конспект.
Заполнить словарь.
Выучить определения.
4. Ответить на вопросы (письменно):
1. Что такое социальный проект?
Критерии успешного социально значимого проекта.
Типы социально значимых проектов.
Формы финансирования социальных проектов.
Социальные псевдопроекты.
6.Сделать основные выводы по материалу (письменно).
Ответы и выполненные задания отправлять на адрес: kem07keg14@mail.ru
Актуальность и социальная значимость проекта
По большому счету, у любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным же считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы.
Какие вообще бывают социальные проблемы? Их огромное количество. Среди них есть проблемы планетарного масштаба: загрязнение окружающей среды, бедность, голод, недоступность образования. Есть проблемы, которые касаются одной страны или одного города, например, коррупция, отсутствие доступной среды или системы инклюзивного образования. Наконец, есть проблемы совсем локальные, затрагивающие один район или даже один многоквартирный дом, например, проблема нерегулярного вывоза мусора. Кто же занимается решением таких проблем?
В первую очередь, конечно, органы власти. Результат их деятельности мы видим каждый день: у нас есть школы, больницы, общественный транспорт, коммунальные службы, правоохранительные органы и т. д. Все это направлено на решение или предотвращение появления социальных проблем. Однако органы власти в силу разных причин не всегда могут оперативно и эффективно отреагировать на появление какой-либо социальной проблемы. И тогда на помощь приходят некоммерческие организации. Они также решают социальные проблемы в самых разных сферах жизни, таких как здравоохранение, образование, культура, защита прав граждан, охрана окружающей среды и т. д. Несмотря на то, что в руках некоммерческих организаций меньше ресурсов, чем у органов власти, иногда им удается решать проблемы в масштабах всей страны и коренным образом изменять жизни людей.
Решением социальных проблем занимается и бизнес — иногда в рамках своей обычной деятельности, иногда — в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа.
Наконец, решением социальных проблем могут заниматься и обычные люди — активисты и волонтеры.
Таким образом, вы видите, что социальными проектами могут заниматься самые разные инициаторы: некоммерческие организации с привлечением сторонних ресурсов, бизнес в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа, волонтеры и активные граждане.
Главное, чтобы их деятельность была направлена на решение социальной проблемы, была бесплатна для целевой аудитории, осуществлялась в конкретные сроки и имела измеримые результаты.
Актуальность и социальная значимость проекта
Критерий «Актуальность и социальная значимость проекта» очень часто вызывает вопросы при написании заявок на президентский грант. Это один из самых важных критериев, на который влияют сразу несколько разделов заявки:
Нужно показать, что проблема действительно есть. Показать, почему она плохо решается в настоящее время. При описании социальной значимости «вода» не нужна, ее нужно «отжать». Писать следует простым по-человечески понятным языком. Нужно показать, что организация имеет большой опыт работы с ЦА. Свое видение проблемы необходимо подкрепить количественными и качественными показателями. Осознает ли ЦА свою проблему? Может и не осознавать! Важно доказать наличие проблемы.
Примерное содержание оценки
Актуальность и социальная значимость проекта убедительно доказаны:
проблемы, на решение которых направлен проект, детально раскрыты, их описание аргументировано и подкреплено конкретными количественными и (или) качественными показателями;
проект направлен в полной мере на решение именно тех проблем, которые обозначены как значимые;
имеется подтверждение актуальности проблемы представителями целевой аудитории, потенциальными благополучателями, партнерами;
мероприятия проекта полностью соответствуют грантовым направлениям (в том числе другим, помимо указанного в качестве направления, по которому подана заявка)
Актуальность и социальная значимость проекта в целом доказаны, однако имеются несущественные замечания эксперта:
проблемы, на решение которых направлен проект, относятся к разряду актуальных, но авторы преувеличили их значимость для выбранной территории реализации проекта и (или) целевой группы;
проблемы, на решение которых направлен проект, описаны общими фразами, без ссылок на конкретные факты, либо этих фактов и показателей недостаточно для подтверждения актуальности проблемы для заявленной целевой группы и (или) территории реализации проекта;
имеются другие замечания эксперта (с комментарием)
Актуальность и социальная значимость проекта доказаны недостаточно убедительно:
проблема не имеет острой значимости для целевой группы или территории реализации проекта;
в проекте недостаточно аргументированно и без конкретных показателей описана проблема, на решение которой направлен проект, либо не подтверждено взаимодействие с территориями, обозначенными в заявке;
имеются другие замечания эксперта (с комментарием)
Актуальность и социальная значимость проекта не доказаны
проблема, которой посвящен проект, не относится к разряду востребованных обществом либо слабо обоснована авторами;
большая часть мероприятий проекта не связана с выбранным грантовым направлением;
имеются другие серьёзные замечания эксперта (с комментарием)
Вопросы для проверки
Консультации по Конкурсу Президентского фонда культурных инициатив проводятся в онлайн-формате. Результаты высылаются в виде текстов на электронную почту. Количество консультаций ограничено.
Консультации соответствуют разделам подготовки заявки на конкурс и включают:
Сопровождение президентского гранта с выездами на мероприятия
Сопровождение президентских грантов от заключения договора до выезда на мероприятия (в пределах Москва, Химки, Зеленоград). Подготовка фотоотчетов и написание постов для Интернета.
Подготовка финансового и аналитического отчета (промежуточного или итогового).
Удаленное сопровождение президентского гранта
Помогаем от заключения договора и до подготовки финансового и аналитического отчета из первичных документов, фотоматериалов и текстов предоставляемых грантополучателем по заранее согласованному графику.
Обоснование социальной значимости проекта
Обоснование социальной значимости заключается в описании проблем целевой группы, которые планируется решить в рамках проекта. Если целевых групп несколько — необходимо описать проблемы каждой из них.
Рекомендуем придерживаться следующего плана:
Проблема, как правило, ограничена кругом благополучателей и географической территорией. Поэтому в формулировке и/или описании проблемы желательно указать целевую аудиторию и географический охват (см. об этом подробнее в следующих разделах инструкции).
Проблема — негативное явление. Поэтому формулировка проблемы должна включать такие слова, как «нет», «отсутствует», «недостаточно», «низкий уровень» и пр.
Например, некорректно сказать, что «мы занимаемся проблемой популяризации русского языка», так как распространение и продвижение родного языка — это не проблема. Проблемой может стать: недостаточно развитое единое открытое русскоязычное образовательное пространство; снижение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке в мировом пространстве; уменьшение уровня владения русским языком как государственным языком и сужение сферы его функционирования как средства международного общения; ухудшение уровня преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного и пр.
Отметим необходимость писем поддержки, Одно из назначений письма – подтверждение социальной значимости и актуальности проекта.
Обоснование социальной значимости проекта входит сразу в несколько критериев оценки проекта: «актуальность и социальная значимость проекта», «логическая связность и реализуемость проекта» и «масштаб реализации проекта».
Консультации по Конкурсу Президентского фонда культурных инициатив проводятся в онлайн-формате. Результаты высылаются в виде текстов на электронную почту. Количество консультаций ограничено.
Консультации соответствуют разделам подготовки заявки на конкурс и включают:
Самые распространенные ошибки
Эксперты отмечают самые распространенные ошибки в обосновании социальной значимости. Проблема сформулирована умозрительно, ничем не подтверждается. Проблема больше относится к организации, чем к людям
Обоснование социальной значимости изложено общими словами
Трудно передать то чувство легкой нервозности, которое посещает тебя как эксперта, когда читаешь общие фразы из разряда «все-обо-всем». Хуже этого может быть только попытка автора проекта показаться чрезмерно умным и описывать простые вещи сложными оборотами с применением специфической лексики.
Не приводятся подтверждающие данные
Ваше личное мнение — это прекрасно. Но вряд ли оно может считаться достаточным. Даже если вы являетесь признанным экспертом в области, в которой планируете реализовать проект, то все-равно необходимо представить данные качественного и количественного анализа с ссылками. Если же вы пока не имеете имени в выбранной области, то ссылка на авторитетные источники — острейшая необходимость.
Думать, что проблема и так очевидна
«Ведь указываемая проблема настолько очевидна!» — скажете вы. Возможно. Но задача эксперта не искать обоснование внутри себя (своего опыта и убеждений). Он должен увидеть, что вы четко понимаете суть вопроса и адекватно воспринимаете ситуацию.
Обоснование социальной значимости заменяется агитацией
Поверьте, эксперты конкурсов — это уже люди с определенной жизненной позицией, ценностными ориентациями и собственным мнением. И раз уж они вас оценивают, значит верят в необходимость позитивных изменений не меньше вашего. Не стоит тратить свое время и время эксперта на убеждения. Помните, что фонды подбирают «уже убежденных» экспертов, чьи взгляды не вызывают сомнений.
Чрезмерное преувеличение проблемы
Особенно, если вы местная организация. Не стоит описывать проблемы начиная со слов «люди всего мира…», «молодежь всей страны…» и так далее. Это лишнее. Также не забывайте, что локализация вашей целевой аудитории — это немаловажный аспект. Не целевой аудитории «молодежь» или «пенсионеры и так далее. Не путайте социально-возрастные группы с целевой аудиторией проекта. Локализация проблемы и целевой аудитории — обязательное условие для успеха.
Пытаться «валить все в одну кучу»
Наверно, те кто так делают, надеются на то, что приписав в своем обосновании как можно больше различных проблем, сфер, анализов и данных, их проект станет более «тяжеловесным» и авторитетным. Не питайте иллюзий. В таком случае эксперт либо решит, что вы хотите его запутать, либо сочтет ваши компетенции слишком низкими. Сфокусируйтесь на чем-то конкретном.
Рассказывать о себе
О себе вы еще напишете в соответствующем разделе. Не надо сейчас говорить, что вы имеете необходимый опыт и какая вы классная организация. Всему свое время. Пока дайте понять эксперту, что вы четко разбираетесь в проблеме и конкретно обозначаете, что хотите сделать.
Пытаться «Притягивать за уши»
Некоторые проекты действительно сложно обосновать с точки зрения их социальной значимости. Просто потому, что ее нет. Либо потому что заявитель достаточно не разбирается в проблематике или не имеет серьезных намерений по ее решению. В этом случае многие пытаются представить хоть какие-нибудь аргументы, делая ложные выводы, которые якобы обосновывают важность проекта. Не надо так. Это выглядит непрофессионально, а иногда даже смешно.
Необходимо показать эксперту что из себя представляет проблема, указать ее локализацию и дать понять, какие будут последствия, если не заниматься ее решением.
Представьте эксперту четкую, лаконичную доказательную базу и вы добьетесь его доверия.
Обоснование социальной значимости на примере
В качестве примера приведем описание социальной значимости проекта «Теплый дом для каждого ребенка». Проект направлен на профилактику домашнего насилия в замещающих семьях. Он представлен на специальный конкурс 2020 Фонда президентских грантов. Проект предложила общественная организация «Благо» из Брянска.
По данным комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Брянской городской администрации на 01.06.2020 года на территории городского округа город Брянск проживают 914 несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 682 ребенка проживают в 544 замещающих семьях, а именно: 460 подопечных детей воспитываются в 388 семьях опекунов (попечителей), исполняющих свои обязанности безвозмездно, 189 детей воспитываются в 127 приёмных семьях (возмездная форма опеки/попечительства по договору о приёмной семье).
При этом, замещающие семьи в процессе воспитания приемных детей сталкиваются с рядом психолого-педагогических проблем, которые приводят не только к конфликтным и кризисным ситуациям, но и к возврату детей в сиротские учреждения (феномен «вторичного сиротства»), эмоциональному насилию и жестокому обращению с детьми. И такая острая ситуация стабильно проявляется в 4% замещающих семей.
Это усугубляется еще и тем, что в системе работы органов опеки и попечительства г. Брянска отсутствует психологическая служба, а специалисты опеки не всегда могут оказать квалифицированную психологическую помощь семьям в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем, опыт работы организации показывает, что подавляющее большинство замещающих семей испытывают трудности:
Кроме того, у родителей часто не хватает знаний и опыт для воспитания приемных детей. При этом ряд из них даже не замечают своего негативного влияния на развитие ребенка. А некоторые не имеют возможности получить квалифицированную помощь из-за недостаточной обеспеченности города такими специалистами.
Анализ работы Брянского городского Центра «ЛадьЯ», имеющего достаточно большой опыт сопровождения приемных семей показывает, что вовремя оказанная психологическая помощь, проведенная психокоррекционная работа способствует предотвращению вторичного сиротства и жестокого отношения с приемными детьми.
Но такая ситуация не наблюдается в семьях, в которых сформированы семейные традиции, ценности, культура чувств, способность организовывать досуг, целью которого является не создание какого-либо продукта, а время, проведенное вместе, когда происходит узнавание друг друга, налаживание контактов, укрепление семейных отношений в целом,
Именно поэтому считаем необходимым организовать работу, направленную на формирование и развитие психолого-педагогических компетенций принимающих родителей, развитие их способности к организации семейного досуга на основе традиционных ценностей как средства профилактики детского обращения с детьми.
Сопровождение президентского гранта с выездами на мероприятия
Сопровождение президентских грантов от заключения договора до выезда на мероприятия (в пределах Москва, Химки, Зеленоград). Подготовка фотоотчетов и написание постов для Интернета.
Подготовка финансового и аналитического отчета (промежуточного или итогового).
Удаленное сопровождение президентского гранта
Помогаем от заключения договора и до подготовки финансового и аналитического отчета из первичных документов, фотоматериалов и текстов предоставляемых грантополучателем по заранее согласованному графику.
Актуальность во введении проектной работы
Содержание
Актуальность проектной работы (проектно-исследовательской) – первый элемент введения, является обязательной и самой объемной частью введения для любых типов проектных работ.
Что такое актуальность в проектной работе
В актуальности необходимо указать, почему изучение выбранной темы является актуальным, т.е. обосновать выбор темы для написания проекта, кратко раскрыть ее суть, а также ответить на вопрос, почему необходимо изучать выбранную тему, в чем ее важность. Возможно, в выбранной для написания проекта теме:
Особенности подготовки актуальности проектной работы
При подготовке данного раздела не нужно путать его с другими, например, с такими, как проблема исследования, объект, методы исследования, практическая значимость работы, новизна работы. Они являются отдельными структурными элементами введения.
Актуальность проектной работы должна начинаться со слов:
Пример начала актуальности вводной части проектной работы
Указывается один из вариантов, далее ставится точка и начинается текст актуальности.
Объем актуальности проектной (проектно-исследовательской) работы
Объем актуальности не должен быть меньше, чем 1/3 страницы и не превышать 0,75 страницы.
Размеры актуальности введения проектной работе
Актуальность работы может состоять как из 1 абзаца, так и нескольких.
Примеры актуальности во введении проектной работы
В качества примера рассмотрим несколько тем, укажем, в чем может заключаться их актуальность:
Экологическая ситуация в каком-нибудь определенном районе или населенном пункте.
Для раскрытия актуальности данной темы необходимо описать нынешнюю экологическую ситуацию в выбранном районе/населенном пункте, далее определить влияние плохой экологии на природу, человека, а также отразить, почему важно улучшать экологическую ситуацию.
Храмы Древнего Рима.
В актуальности данной темы можно отразить особенности, которые были присущи храмам, возведенным в Древнем Риме, чем они отличаются от храмов, возведенных в других государствах, какую культурную и историческую функцию они выполняют, как используются в настоящее время (указывать названия конкретных храмов в актуальности нежелательно, только, если они общеизвестны).
Физика космических тел.
Актуальность данной темы может быть отражена в описании важности изучения законов физики для понимания движения небесных тел, запуска космических кораблей и исследования других планет.
Какие растения растут на лугу.
Так как данная тема для начальной школы, то актуальность у нее будет немного проще, в ней можно указать, чем интересны растения, которые произрастают на лугах/полях, выявить их отличия от тех растений, которые высаживает человек в клумбы, а также отразить важность таких растений, как их может применять человек.
Ошибки при написании актуальности проектной (исследовательской работы)
При написании актуальности следует избегать следующих фраз: «Я считаю», «Я полагаю», «По моему мнению», все эти фразы не говорят о том, что выбранная для написания проекта тема является значимой и интересной.
Указанные выше фразы не стоит применять при написании любой школьной и студенческой работы, исключением могут являться только работы, написанные учащимися начальной школы. Все работы пишутся от третьего лица, при необходимости можно использовать такие конструкции как: «Нами было исследовано», «Мы провели» и т.д.
Также при написании актуальности не следует:
Как не надо делать актуальность представлено на рисунке ниже.