AMERICAN DREAM: КАК ПРОДАТЬ СЦЕНАРИЙ ГОЛЛИВУДУ
Как писать сценарии для Голливуда? Этот вопрос чаще всего задают юные сценаристы наравне с другим популярным вопросом: «Я написал первый параграф первого в жизни сценария, подскажите, как его продать, а лучше дайте телефон Спилберга и сразу мобильный, чтобы я ему напрямую позвонил». Но как сделать так, чтобы Спилберг взял трубку? Разбираемся в новом материале.
Для Голливуда мечтает писать каждый. И в крупные продюсерские компании не пробиться в основном по этой причине — их почту заваливают миллионами сценариев. Поэтому в Америке придумали хитрый барьер — сценарные агентства, которые являются связующим звеном между сценаристами, продюсерами и режиссерами. Незнакомцу с порога нельзя прийти и сказать: «Здравствуйте, я готов стать сценаристом, купите меня». Это начинающие сценаристы, не понимающие сложности выбранной ими профессии. Люди, которые уже знакомы со сценарным рынком, понимают, насколько сложно даже просто продать сценарий, не говоря уже о продажах за рубеж, и смотрят на жизнь более реально.
Но если есть запал в сочетании с трезвым взглядом на свои возможности, то попробовать всё же стоит. Сценаристам, которые имеют амбиции работать с иностранными продюсерскими компаниями, стоит задать себе конкретные вопросы и дать на них максимально честные ответы. К примеру: если сценарист не знает, насколько коммерчески состоятелен продукт, который он предлагает, если у него нет ни одного успешного проекта в России, почему в другой стране должно что-то получиться? Условия рынка в США более жесткие. Американцы привыкли работать на результат. Это страна перфекционистов. Необходимо быть готовым к творческой гонке, которая имеет более жесткие условия для её участников, нежели чем в России.
Прежде необходимо поставить цель и сделать это грамотно. Не «как продать сценарий в Голливуд», а «как писать сценарии для Голливуда». В первом случае формулировка вопроса показывает человека, который ждёт подарков судьбы. Во втором — того, кто ищет выход на новую ступень мастерства в своей профессии. Не ищет одномоментной славы, а трудится, чтобы развиваться и идти дальше.
Готов ли сценарист полноценно работать на английском языке? Если он в школе получал тройки по иностранному языку, если он не способен посмотреть даже молодежную комедию — о чём может быть речь? Если сценарист уверен в гениальность сценария на 130 процентов, он может прибегнуть к помощи переводчиков. Но как он потом планирует общаться с продюсерами? Чтобы подкрепить свою уверенность, стоит попробовать для начала продать сценарий российской кинокомпании. E-mail доступен любому в Интернете. Если по ответному письму сценарист поймет, что кинокомпания серьёзно заинтересована в съемках фильма по его сценарию и готова заключить с ним договор, ему следует перевести и продать этот сценарий в Голливуд.
Что касается перевода, то многие советуют переводить самостоятельно, а ещё лучше — сразу писать на английском. Только сценарист понимает, что он хочет сказать зрителю. Начинать надо с малого — учить язык. Хотя бы для того, чтобы договориться с агентом или с представителями кинокомпаний. Есть огромное количество сценаристов из Америки и других стран, которые присылают достойные сценарии — и их не берут. А они прекрасно знают английский.
Язык — основа для профессий, где работают с помощью слова. Сценарист или писатель, журналист, копирайтер, поэт — это те, для кого язык имеет первоочередное значение. Словарный запас, грамотность, слог. Даже если к сценаристу меньше требований, чем к писателю, всё равно язык играет огромную роль. Начать учить язык сценаристу следует сегодня, для того, чтобы через десять лет, вероятно, получить первый Оскар. Читать сценарии, смотреть фильмы на английском. Для начала отлично подходят мультфильмы Диснея. Их легко досмотреть до конца, даже если не всё понятно.
Далее сценаристу нужно найти организацию или биржу сценариев, где можно получить первый заказ. Не стоит выполнять бесплатные заказы. Миф о голодном художнике давно в прошлом. Зарабатывать с помощью творчества реально, если упорно работать. Если человек предлагает написать сценарий бесплатно — это условный “ноль на нуле”. Даже доллар за сценарий поможет. Это важно для мотивации и для портфолио в том числе.
Если есть портфолио на русском языке, не стоит переводить его на английский. Ведь российские сериалы почти не понятны американскому продюсеру. Даже сериалы по франшизе переписываются под российский сегмент. Гениальные шутки и диалоги в глазах американца выглядят, как минимум, нелепо. Придется создавать своё портфолио заново на англоязычном рынке. Если у сценариста совсем не получается найти первый проект в Америке, можно обратиться к индийскому рынку — там более лояльны к качеству английского языка и к сценаристам других национальностей. Главное — писать на английском.
После выполнения первого заказа сценаристу лучше не расслабляться. Каждый следующий заказ должен быть крупнее. Сценаристу важно на этом этапе найти студии, которые не так недоступны для сценаристов, как Paramount или Монолит. Главное — чтобы сценарист получил в работу полный метр на английском языке. Идти в студию лучше с тремя-четырьмя проектами в портфолио и синопсисом. Придумать идею — обязанность сценариста. Сценаристу никто не скажет: «Замечательно, что вы написали, мы как раз только вас и ждали». Сразу — с идеями и синопсисами, рассчитанными на американского зрителя. Если синопсис понравится продюсерам, скорее всего, вы подпишете контракт. Можете обратиться с этим вопросом к международному юристу, но, если ваш английский на должном уровне, достаточно просто внимательно ознакомиться с пунктами договора. Все американские контракты не так сложны в понимании, нет тяжеловесного бюрократического языка, который встречается в российских договорах. Вопрос оплаты решается в индивидуальном порядке.
Потом, когда сценарист сделает несколько проектов, когда он поймет, что на этом рынке востребован, что нужен американскому зрителю, можно начать копить деньги на сценарного агента и писать сценарий, который, возможно, заинтересует кого-то из американских продюсеров. Сценарный агент занимается продвижением вашего уже готового сценария. Крупное агентство может снять трейлер, чтобы показать на питчинге — презентации сценария продюсерам. Сценарному агенту необходимо заплатить за продвижение сценария. По российским меркам — крупная сумма, равная стоимости квартиры. Американцев отличает жесткий коммерческий подход, даже в сфере творчества.
Как написать в голливуд
Хотите попробовать что-то новенькое и заодно поучиться? Напишите сценарий. Как в Голливуде. Написать кино — это как посетить несколько курсов разом. Вы оттачиваете навык письма, виузализацию, учитесь показывать эмоции и чувства без слов. А еще осваиваете редактуру, развиваете воображение и креативность.
Но как пройти эту школу сценариста и получить бонусом столько навыков? Книги спешат на помощь ? Голливудский консультант Вики Кинг — одна из главных фигур в международном киносообществе. Как сказал продюсер фильма «Куда приводят мечты»: «Вики — оракул. Не создавайте фильм без нее». Уж она-то знает: написать сценарий под силу каждому.
Книга «Как написать кино за 21 день» стала хитом и поселилась в сердцах тысяч сценаристов — от обладателей «Оскаров» до третьеклассников, снимающих первый фильм на iPad. Вики помогает найти свою историю, вытащить ее наружу и написать впечатляющий сценарий.
Как написать кино за 21 день
С удовольствием. Азартом. И за 21 день.
Секреты и фишки из Голливуда
Где хранятся все тайны кинематографии? Конечно, в Голливуде. Вики Кинг — успешный телевизионный автор и консультант: она подсказывает, как создавать фильмы кинематографистам по всему миру. Кому как не ей нужно было написать руководство для начинающих и опытных сценаристов?
Написать сценарий — значит, стать немножко волшебником. Источник
Книга Вики сама похожа на сценарий. Разделена на три части. Сначала автор помогает преодолеть страх перед белым листом и понять, как выглядит идея. Затем дает пошаговый план — буквально от страницы к странице — как работать со сценарием. А после делится советами, как внести сценарное мастерство в свою жизнь. Вы научитесь работать с разными техниками, преодолевать кризисы, находить сюжетные повороты и превращать пустые листы в ожившие кадры.
Метод внутреннего фильма
Вики уверена, что внутри вас живет свой фильм: надо лишь поискать, где он притаился. Наверняка есть сюжеты, разговоры или случаи, которые не дают вам покоя. Так и просятся наружу, чтобы превратиться в короткометражку, киноэпос, детективный сериал или забавный ситком.
Метод внутреннего фильма помогает увидеть свою историю и рассказать о ней миру. Источник
Метод внутреннего фильма помогает настроить разум и сердце на определенную работу, которую они выполняют лучше всего, не мешая друг другу. Использовать на всю катушку воображение, не забывая при этом соблюдать структуру и логику повествования. Искать материал, исследовать тему, исправлять ошибки. И в то же время находить идеи, устраивать мозговые штурмы, играть с материалом, пробовать на вкус.
8‑минутный танец с текстом
Вот одно из заданий от Вики. Возьмите карандаш, лист бумаги и выберите любой объект из вашей комнаты. Взгляните на него. А теперь напишите о нем за 8 минут как можно больше. Расскажите все, что знаете об этой вещи. Пишите так, чтобы успеть: неразборчиво, плохо, очень плохо. Готовы? Поехали!
Пишите быстро — это захватывает. Источник
Когда вы пройдете этот писательский спринт, то заметите, что это было нетрудно. В некоторых местах вы описываете не объект, а себя. Это упражнение показывает нам, что писать нетрудно. Иногда это настолько легко, что получается случайно. И хорошее сочинение почти всегда затрагивает вашу личность.
Визуальные помощники
Вы когда-нибудь пытались рассказать историю, но не могли подобрать слов? Все заканчивалось чем-то вроде «я не могу объяснить тебе это» или «окажись ты на моем месте, понял бы». Дело в том, что сначала нужно зажечь внутри чувство, а затем найти подходящие слова, что его описать. Для этого нужен визуальный помощник — предмет, который связан с какими-то вашими переживаниями.
Некоторые предметы волшебные — они помогают возродить чувства и эмоции. Источник
Если пишете историю про вашего дедушку, возьмите его шляпу из старого сундука. Если сюжет о бабушке, найдите принадлежавший ей подсвечник. Если придумали завязку, когда услышали песню в ресторане, возьмите оттуда салфетку и снова послушайте эту мелодию.
Что такое ваша идея — роман, фильм, пьеса или песня?
Некоторые истории так и ждут, чтобы по ним сняли фильм. Но есть и такие, что не похожи на кино. Как понять, что такое ваша идея?
В фильме мы легко путешествуем сквозь пространство и время. Без труда представляя кадры. Источник
Давайте выбирать, что подходит вам. Начинаем со слова «если»:
Показывать, а не рассказывать
Сценарий похож на жизнь гораздо больше, чем мы думаем. В жизни мы не всегда озвучиваем все свои мысли. И не делаем то, чего на самом деле хотим. Мы кричим, когда хотим плакать, говорим «да» вместо «нет», уходим, когда хочется остаться. Так и в фильме нет явных ответов. Но как сценаристы мы должны найти способ показать, что чувствует персонаж — через его действия.
Чтобы понять, что человек чувствует, не всегда нужны слова. Это можно показать. Источник
Вот вам небольшое задание: попробуйте подмечать подтекст в ежедневных делах. Например, когда упаковщик в супермаркете скажет «Хорошего дня», проехав вам по ногам тележкой, постарайтесь понять, как в сцене раскрывается более глубокий смысл.
21 день открытий
Книга Вики Кинг — способ воплотить в жизнь то, что есть внутри у каждого из нас. История, которая тревожит наш ум и волнует сердце, когда мы закрываем глаза. Метод внутреннего фильма помогает получить доступ к своему фильму и показать его миру.
Книга поможет отточить мастерство метафоры и подтекста. Научиться выражать свои мысли. Слушать себя. И получить невероятный опыт — школу сценарного мастерства. Под обложкой — столько увлекательного:
Когда вы создаете сценарий, то не просто «качаете креативцепсы». Вы учитесь яснее выражать мнение, находить подтекст, говорить без слов, не бояться и идти к цели. Вдохновляющий киномарафон, который займет всего-то 21 день. А что же дальше? Продолжение следует. И вы уже его знаете.
Как и за сколько можно продать свой сценарий
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Итак, вы начинающий сценарист и только что закончили свой первый сценарий. Обычно следующим вопросом становится, как уговорить, кого-нибудь из продюсеров прочитать его. Но об этом мы уже рассказывали в одном из предыдущих материалов.
Давайте представим, что этот этап уже пройден, и теперь перед вами открылся следующий: во сколько оценить свой сценарий, чтобы и не отпугнуть продюсера, и себя не обидеть?
Как продаются сценарии: основы
Есть два момента, которые нужно знать в первую очередь.
Первое: установка цены сценария – это не математический процесс. Ваш драфт – это не машина. Нельзя просто посчитать стоимость затраченных деталей и усилий, сложить эти цифры и добавить небольшой процент сверху.
Как и любой продукт творчества, ваш сценарий стоит столько, сколько за него готовы заплатить. А значит, размер оплаты всегда будет варьироваться в зависимости от заинтересованности студий и умения торговаться автора.
И готовьтесь к ситуациям, когда ради сценария вашего коллеги киностудии устраивают аукцион, раз, за разом перебивая чужие предложения, а вам предложат минимально возможную цену с формулировкой «бери или иди».
Причем такое положение дел характерно не, только для России. Похожая ситуация будет в любой точке мира. Ну, может с небольшими поправками на местные особенности.
Второе: никто не выплатит вам всю сумму по договору сразу. Гонорар сценариста всегда разделен на несколько траншей. А выплаты производятся при переходе с одного этапа работы на другой.
Например, часть суммы выплатят за разработку идеи, часть за поэпизодник, часть за первый драфт и т.д. И то, как скоро придет следующий транш, напрямую зависит удовлетворенности заказчика. Будете раз за разом присылать драфты не учитывающие правки сверху и договор с вами могут вообще расторгнуть. А все недополученные вами деньги уйдут следующему сценаристу.
Мало кто задумывается, но если на каком-то этапе к написанию вашего сценария подключится кто-то еще, возможно в конце придется делить деньги на двоих. Чтобы это не застало врасплох, такие моменты лучше обсудить «на берегу» до заключения контракта.
Как продать сценарий в Голливуде
Начать нужно с того, что огромной движущей силой Голливуда является Гильдия сценаристов США. Без одобрения Гильдии вы сможете продать свой драфт только каким-нибудь независимым студиям под проекты категории B или C.
Крупные кинокомпании работают только с членами профсоюза. Так что, если вы каким-то образом заинтересуете своим сценарием условный Дисней, первое, что они вам скажут: «Вступите в Гильдию».
Многие сценаристы США недовольны такой принудиловкой, но отсюда, из России хорошо видно, сколько пользы приносит такой сильный профсоюз.
Во-первых, Гильдия устанавливает верхний и нижний коридор стоимости сценария для каждого писателя в зависимости от его опыта и успешности. Это как раз пример, тех самых местных особенностей, о которых мы говорили выше.
При таком подходе и сценарист, и продюсер, обсуждая договор, всегда знают, о каких суммах может идти речь. И конечно это сильно упрощает переговоры.
Во-вторых, Гильдия сама визирует написанные и проданные сценарии, а значит случаи кражи или откровенного плагиата, всегда очень легко отследить.
Ну и третье чем занимается Гильдия – отстаивает интересы сценаристов в целом. Профсоюз писателей четко отслеживает все изменения на рынке, и как только кто-то в индустрии находит способ получать деньги в обход сценаристов – Гильдия просто блокирует работу всей индустрии, пока с ними не начнут договариваться.
Каждая такая забастовка переворачивала рынок Голливуда. А две последние (1988 и 2007 годов) принесли такие убытки, что теперь гильдии достаточно одних угроз, чтобы усадить противников за стол переговоров.
Как оплачивается сценарий в Голливуде
Зарплата киносценариста в США складывается из нескольких частей.
Первое на что может рассчитывать сценарист – это оплата собственно за сценарий. Это фиксированная сумма, которую платят студии, покупая сценарий.
Если сценарий пишется на заказа или требует доработки (а такое происходит всегда), то выплаты все также делятся на несколько траншей. За первый драфт, второй… финальный.
Еще в начале века, стоимость сценариев от маститых писателей могла достигать нескольких миллионов долларов. Но после кризиса 2012 года, такие суммы превратились скорее в исключение. С тех пор ставки за сам сценарий существенно снизились по всем направлениям.
Сегодня гонорар за сценарий полнометражного фильма в среднем варьируется в районе 100-200 тысяч для новичков и от 500 до 700 тысяч долларов для известных сценаристов. Но опять же – это средняя температура по больнице.
Эти цифры не касаются сценаристов вне гильдии. Участвуя в независимых и низкокачественных фильмах, готовьтесь писать полноценные 120 страниц за смешные по американским меркам 10-30 тысяч долларов.
Чтобы снижение стоимости сценария не вызвали очередной забастовки, кинокомпании стали предлагать писателям сделки по типу «X+Y». Это две фиксированные ставки, одна из которых выплачивается при покупке сценария, а вторая при запуске его в производство.
То есть, например договор «500+400» означает, что сценарист получит полмиллиона, когда напишет сценарий и еще 400 тысяч, в первый день съемок.
Так как до съемок в Голливуде доходит лишь каждый десятый купленный сценарий – выгода продюсеров от таких договоров на лицо.
Следующие выплаты сценаристу связаны с повторными показами фильма на телевидении и стриминговых сервисах.
В доковидную эпоху эти выплаты делились на части: фиксированную надбавку за повторные показы в первые два года и процент, от прибыли начиная с третьего года.
Понятно, что к третьему году ажиотаж вокруг фильма уже спадает и количество просмотров резко падает, так что все основные сливки проходят мимо сценаристов. Но так как эти роялти выплачиваются пожизненно, то к старости у сценариста, имеющего в фильмографии 10-15 реализованных проектов, складывается неплохая пенсия.
Однако эпидемия короновируса все изменила, выпуск на стриминге уже нельзя отнести к повторному показу. И как это изменит рынок Голливуда, нам еще только предстоит узнать.
Сколько в итоге получает сценарист в США
Допустим, начинающему голливудскому сценаристу удалось продать свой первый драфт. И он увидел на своем банковском счете первую в жизни шестизначную цифру.
Вот только радоваться преждевременно. Первое что ему теперь нужно сделать – это оплатить налоги. Затем рассчитаться со сценарным агентом и менеджером (эквивалент редактора в США). Сделать отчисления в Гильдию. И под конец заплатить юристу, которые контролировал составление договора.
Так как большинство этих выплат процентные, а не фиксированные, можно смело говорить о потере двух третьих гонорара. И это никак не зависит от того на какой сумме удалось сторговаться с кинокомпанией.
Конечно со временем ситуация выравнивается. Гонорары растут, а проценты помощникам снижаются. Но первое время дела у голливудских сценаристов весьма плачевные.
Как продаются сценарии в России
Как можно догадаться финансовое положение начинающего сценариста в России ничуть не лучше. Так, что заключив первый договор, не спешите увольняться с вашей обыденной работы. Постоянная зарплата вам еще пригодится. Также не стоит начинать сорить деньгами налево и направо.
Да, у нас не так распространены агенты и личные редакторы, но это не сильно меняет ситуацию.
Во-первых, без сильного профсоюза рынок сценариев в нашей стране – это Дикий Запад, где все зависит от авторитета и умения вести переговоры. И если вы только начинаете свой путь, велика вероятность, что вас просто «съедят» едва вы успеете открыть рот. На этом и закончатся все попытки сторговаться.
Во-вторых, между первым проданным проектом и моментом, когда вас в индустрии начнут узнавать, скорее всего, пройдет несколько лет. А в этот период тоже надо как-то жить.
В-третьих, если вам с самого начала не удастся войти в список постоянных авторов какого-нибудь продакшна, еще многие годы предложения работы будут у вас появляться по принципу «то пусто, то густо». А периоды огромных гонораров будут сменяться месяцами безработицы.
Так что лучше сразу продумайте свою финансовую стратегию на этот этап.
Как продать сценарий полнометражного фильма
Как мы уже говорили, продать сценарий полнометражного фильма можно и за 300 тысяч рублей и за 3-4 миллиона.
И в данном случае есть два аспекта влияющих на цену. О первом мы уже говорили: умение торговаться и авторитет сценариста. Создайте себе имя и начинайте выдвигать условия.
Но именно в контексте полнометражных фильмов есть еще один важный аспект – бюджет будущего кино.
И здесь есть интересная зависимость.
Низкобюджетный фильм у начинающего сценариста купят с большей охотой. Но гонорар за него будет небольшим. Масштабный блокбастер, продюсеры оценят выше. Но шансов продать его у новичка, очень и очень мало.
Если вы начинающий сценарист, то вполне возможно вам изначально назовут маленькую цифру, потому что продюсер придержит часть бюджета на доработку вашего драфта более опытным автором. Если вы не готовы отдать свою историю в чужие руки лучше «на берегу» обсудите эту ситуацию с продюсером.
В принципе, написать и продать первый сценарий – самый сложный и длительный этап на пути сценариста. Пока в вашем сопроводительном письме не появится информация о реализованных проектах, отношение к вам со стороны участников индустрии всегда будет настороженное.
Чтобы увеличить шансы на успешную первую продажу, проверьте свой сценарий на соответствие современным требованиям:
Так как мы с вами находимся в XXI веке, то, скорее всего, вы пишите сценарий в американском формате, где 1 страница примерно равна 1 минуте времени.
Долгое время мировой стандарт полнометражного сценария составлял 120 страниц. То есть длина полного метра должна была быть около двух часов. Сейчас же, большинство претендующих на кассу фильмов идут дольше двух часов. Мысль такая: мы вложили 200 млн долларов в это кино, вот вам хронометраж на все эти деньги».
Но как всегда, в России свой взгляд на вещи. Последние двадцать пять лет у нас продюсеры отдают предпочтения фильмам в районе 90 минут. И лишь один-два проекта в несколько лет могут похвастаться более длинным хронометражем. Обычно это такие же мегаблокбастеры с претензией и огромными бюджетами, полученными из фонда кино и ориентиром на дальнейший мировой прокат.
Остальным же приходится укладываться в 90 минут.
Объяснение тут простое: большую часть кассы фильму делают вечерние сеансы в кинотеатре. Если фильм идет два часа, то в этот прайм тайм уместится 4 фильма с пятнадцати минутным перерывом на уборку зала. Но если фильм идет полтора часа, то в этот, же промежуток влезет уже 5 сеансов. То есть, удержавшись в этом хронометраже можно потенциально увеличить возможную аудиторию на 20%, при этом, не резервируя второй кинозал.
И опять же, из-за ковида и взрывного роста подписчиков на онлайн платформах, в какой-то момент такой подход может оказаться не таким актуальным. Но пока при прочих равных отечественные продюсеры предпочтут полуторачасовую историю.
Как продать сценарий короткометражного фильма
На данный момент какого-либо развитого рынка короткометражных сценариев в России не существует.
Большинство короткометражек создаются на голом энтузиазме. «Я выпускник сценарного курса, ты начинающий режиссер, давай снимем коротышку?»
А все дело в том, что монетизировать короткий метр невозможно. Нет прибыли, нет бюджетов. В лучшем случае, какие-нибудь небольшие деньги можно отбить, прокатив коротышку по фестивалям, где за призовые места дают денежные призы.
Так что сегодня короткий метр снимается только для портфолио и на чистом энтузиазме.
Сценаристу заработать на этом можно только в двух крайне редких случаях:
Если эта короткометражка – скрытая реклама какого-то бренда. Но этот бренд слишком жадный, чтобы обратиться к состоявшимся профессионалам.
Если идея короткометражки исходит от «честного» режиссера, который уже добыл какой-никакой бюджет и заложил в него оплату труда наемного сценариста. Узнать такого режиссера можно по свечению над головой и поющим птицам.
В обоих случаях автор может рассчитывать на сумму в среднем от 10 до 30 тысяч рублей.
И все же, в который раз в этой статье, нужно сделать одно уточнение. И виноваты в нем опять онлайн-платформы.
Для развития стримингам очень важно постоянно пополнять и увеличивать свою библиотеку. Причем так как сейчас аудитория платформ еще не дифференцирована ни по возрасту, ни по полу (сравните это с телевизором, где есть телеканалы четко разделены «для домохозяек», «для мужицких мужиков», «для подростков чисто поржать» и т.д.) то потребитель найдется на любой контент.
Именно поэтому сейчас в онлайн кинотеатрах появились разделы с документальным кино, интернет шоу и в том числе короткометражками.
Вполне возможно при развитии этой тенденции в какой-то момент спрос на короткий метр превысит предложение и в этот формат, наконец, польются инвестиции.
Есть еще один случай, когда короткометражка, пусть опосредованно, но приносит в итоге сценаристу деньги. Это происходит, когда продюсер, увидев коротыша на каком-либо фестивале, настолько проникается идеей, что предлагает автору расписать эту историю до полного метра. И такие случаи нередки. Как у нас, так и за рубежом.
Самый хрестоматийный пример, конечно, фильм Дэмьена Шазелла «Whiplash» («Одержимость»). Получить финансирование на свой «фильм о джазовом барабанщике» Дэмьян смог лишь после того как снятая по одной из сцен короткометражка, взяла специальный приз фестиваля Санденс. И в итоге, появился полнометражный «Whiplash», который получил Золотой глобус, 5 номинаций и 3 победы на Оскаре.
Веб сериалы – короткометражки, которые можно продать
Веб-сериал – это новый формат, по сути представляющий из себя серию из нескольких короткометражек. И их в отличие от классических коротышей не просто «можно продать». За ними уже идет настоящая охота.
Но давайте по порядку.
Веб-сериал, это как ни странно, сериал, основное потребление которого должно осуществляться через мобильные устройства. Едешь домой в автобусе, включил телефон, посмотрел серию.
Длина эпизода веб-сериала 10-12 минут. Максимум 15. А отличие от коротыша, в том, что сценаристу нужно сразу придумывать 5-10 таких эпизодов с одними и теми же персонажами.
Основными потребителями таких проектов опять же являются онлайн-платформы. Как сказано выше, чем больше у них библиотека, тем уверенней они себя чувствуют. Именно поэтому, представители онлайна последние два года в каждом интервью твердят: «Дайте нам веб-сериалы. Мы хотим веб-сериалы».
Еще пару лет назад были разговоры, что такой формат должны быть снят исключительно вертикально, но потом оказалось, что зрителям не составляет труда повернуть телефон боком.
Так что сегодня единственным требованием к веб-сериалу остается его дешевизна. Рецепт успешной идеи: 1-2 локации, 3-4 персонажа, съемка одной камерой и «движок» на десяток другой серий. Ни графики, ни трюков, ни долгих переездов.
Продать сценарий веб-сериала можно двумя способами: надежным и беспроигрышным.
Надежный: это подготовить пакет документов, как для настоящего сериала: заявка, синопсис, сценарий, библия персонажей. И отправить напрямую на платформу, заинтересованную в этом формате. Если сценарий хорош, с вами свяжутся.
Беспроигрышный: все также собственными силами снять пилот. И отправить уже его. Тут реакция будет еще быстрее.
Единственный вопрос: сколько на этом можно будет заработать? Это пока непонятно. Так как реализованных по этой схеме проектов можно пересчитать по пальцам.
Как продать сценарий сериала
Сценарии сериалов в России продаются по двум схемам.
Первая схема похожа на продажу полного метра. Продюсер просто за гонорар нанимает сценариста для написания эпизода сериала, или сезона сразу. И оплата поступает также траншами за каждую серию: за эпизодник, за первый драфт, за финальный драфт.
Размер гонораров все также зависит от имени и бюджета проекта. За эпизод дневного мыла вряд ли заплатят больше 50-75 тысяч рублей. Но и требования к качеству материала там соответствующие.
За флагманский проект для платформы или телеэфира можно попросить и 500-700 тысяч за серию. А если успели сделать себе имя, то можно и больше: миллион, полтора, два…
Если идею проекта придумали вы, и сами принесли ее продюсеру, то за это вам тоже должны заплатить. Порядок цен примерно такой же, как и за серию.
Из-за такого подхода оплата в «writer room» чаще всего состоит из двух частей: оклада и премии за каждую расписанную в диалогах серию. Начинающий сценарист в таком производстве может рассчитывать на оклад в диапазоне от 80 до 100 тысяч рублей и премию от 150 до 300 тысяч.
Кстати, сериальные сценаристы в США работают по схожей схеме. Но опять, же у них лучше развита градация оклада от опыта сценариста. Спасибо Гильдии. Каждый автор точно знает через, сколько он сможет претендовать на повышение зарплаты, и о каких примерно суммах будет идти речь.
Кроме того у каждого проекта в таком продакшене есть ведущие сценаристы – head writers или Креативные продюсеры. Они обычно не только пишут сценарии сами, но и прорабатывают линию всего сезона. За ними же последнее слово во всех возникающих в авторских комнатах спорах.
Их ставка 1,5-2 раза выше. И опять же, премии за серию.
Кроме того и креативщики, и рядовые сценаристы могут быть задействованы сразу в нескольких проектах компании. Это тоже всегда учитывается.
Во всем мире традиционно самой сложной считается пилот сериала. Потому что он должен не только показать все тоже самое, что будет в других сериях, но еще и вместить в себя знакомство зрителя с героями. Именно поэтому пилот оплачивается в двойном размере.
Не сложно подсчитать, что на круг доходы сериальных сценаристов получаются выше, чем киношных. Просто потому, что сериалы предоставляют больше работы. Особенно это видно на примере малоопытных сценаристов.
Впрочем, это небольшой секрет. Например, два совершенно непохожих друг на друга сценариста и режиссера Жора Крыжовников и Юрий Быков в разное время признавались, что в кино они работают для души, а когда нужны деньги – идут работать над сериалами.
Новые тенденции в продаже сценариев
Сегодня люди по всему миру потребляют контент с огромной скоростью. И это заставляет всех киноделов всеми способами наращивать скорость производства. Новые серии, новые проекты. Все больше и больше.
И все равно за аппетитом зрителя никто не успевает. (Может, за исключением Диснея и Нетфликса). И в первую очередь из-за ограниченного количества сценаристов.
Во-первых, это, конечно, означает, что сегодня у каждого из вас есть возможность влиться в эту индустрию. И для этого нужно только упорство и хорошие сценарии.
А во-вторых, это означает, что распространители контента начинают настоящую конкурентную войну за специалистов.
Платформы и телеканалы готовы накидывать производителям все больше и больше разных бонусов, а в обмен чаще всего требуют одно из двух:
«Право первой ночи» — контракт, по которому любая новая идея сначала относится к ним. И только если они откажутся, этот проект можно питчинговать другим заказчикам.
«Эксклюзивный контракт» — договор, по которому производитель обязан в течение нескольких лет произвести для заказчика определенное количество контента. И в это время он не может работать с другими распространителями.
Еще недавно такие плюшки сваливались лишь на голову продакшенам. И посмотрев историю проектов любого крупного производителя, можно легко понять с кем и на каких примерно условиях они работают.
Но за последний год эта тенденция ушла дальше. Теперь платформы и телеканалы подсаживают на эти контракты отдельных специалистов: актеров, продюсеров, режиссеров… и, наконец, сценаристов.
Подробности таких контрактов широкой общественности пока неизвестны, но простая логика подсказывает, что предложенные бонусы должны быть существенными.
Вот такой длинный, но на самом деле очень краткий дайжест получился у нас при исследовании ценообразования и условий покупки на рынке сценариев. Мы будем стараться и дальше отслеживать изменения в этой сфере, а значит, наверняка еще не раз вернемся к этой теме.