Сочинение по литературе 8 класс-Капитанская дочка А.С. Пушкина По плану: 1.Вступление 2.Главная часть 3.Заключение
Ответ или решение 1
Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» была написана по материалам о крестьянском восстании Емельяна Пугачева. Это восстание датируется XVIII веком. Поэт изучил множество различных документов и описаний этого знаменитого восстания, работал в архивах.
Рассказ в произведении ведётся от имени молодого дворянина Петра Гринёва, который рассказывает о событиях из своей жизни. Мне понравился этот герой. Гринёв – смелый, честный и порядочный человек. Даже находясь в смертельной опасности, он не уронил своей чести, не пошёл на подлость и предательство. Он был довольно молод, но сумел, не смотря ни на что, сохранить достоинство, держал своё слово и ещё помогал другим людям (к примеру, Маше).
Образ Пугачёва показан автором не совсем так, как было принято в его времена. В повести рассказывается о злодеяниях, жестокостях, которые совершались по приказу Пугачёва, но всё-таки этот человек описан Пушкиным с нескрываемой симпатией. Емельян Иванович во многом очень помог Петруше Гринёву, отплатив ему добром за добро, и тот оценил эту помощь.
Главной героиней данного произведения является дочь капитана Миронова, Маша. Я думаю, она во многом схожа с двумя другими пушкинскими героинями – Татьяной и Ольгой Лариными. Её внешность по описанию напоминает внешность Ольги. У неё круглое лицо, светлые волосы, на щеках – румянец. А вот по характеру Маша больше похожа на Татьяну. Она скромна, верна, способна на настоящую любовь и смелый поступок. В целом у неё такой же по-настоящему русский характер, как у Татьяны Лариной.
Персонажи «Капитанской дочки» изображаются Пушкиным очень талантливо. Исторические события, увлекательный и драматичный сюжет, счастливый финал – всё это делает произведение привлекательным в глазах читателей.
Капитанская дочка — сочинение по произведению кратко 8 класс
Капитанская дочка — сочинение по произведению кратко 8 класс
Повесть «Капитанская дочка» была опубликована в 1836 году. Ее смело можно назвать исторической, так как автором введены не только вымышленные герои, но и реальные личности, такие как Емельян Пугачев и императрица Екатерина II.
История происходит во второй половине XVIII века. Повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринева. В годы своей молодости он был отправлен строгим отцом служить в Оренбург. И хотя молодой человек должен был отправится в Семеновский полк в Петербурге, строгий отец решил, что вместо развлечений в столице, ему следует пожить настоящей жизнью в провинции. Пробираясь во время бурана со своим провожатым к ночлегу, он принимает помощь от постороннего мужчины и в благодарность дарит ему заячий тулуп. Это, казалось бы, незначительное событие в дальнейшем спасло его жизнь.
В Оренбурге Петр влюбляется в юную Марию Миронову. Единственным близким по духу человеком для него становится Алексей Швабрин: он также молод и образован. Однако тот высмеивает стихотворение, сочиненное Петром для Марии и всячески намекает на неподобающее поведение девушки. В итоге Швабрин оказывается гадким человеком, клеветником, не способным на хорошие поступки.
Когда Пугачев входит в город кажется, что Гринев обречен. Но Емельян узнал молодого дворянина, вспомнил его доброе дело и решил помиловать. однако Петр отказывается присягать на верность бунтарю. Этот поступок восхищает Пугачева, и он отпускает Петра. поведение Гринева говорит о том, что он вырос настоящим мужчиной, способным постоять за себя и свою Родину. Гринев своим поведением подтверждает эпиграф к повести, в котором говорится, что честь необходимо беречь смолоду. Главный герой не испугался смерти, но не изменил своим идеалам. Его честность и преданность покорили Пугачева, который впоследствии помог ему еще раз.
Маша Миронова – дочь местного капитана,предстает перед читателем скромной девушкой. Родители ее довольно бедны и мечтают, что какой-нибудь добрый человек сжалился над ней и взял ее замуж. Но за время развития сюжета становится понятно, что у девушке есть стержень и внутренняя сила. Она отказывается от ухаживаний Швабрина, так как этот человек ей неприятен. Даже когда он силой удерживает и обещает выдать ее людям Пугачева, она не соглашается выйти за него замуж. Петю Гринева она любит самоотверженно и готова на все ради него. Благодаря Маше, которая отправилась в Петербург к императрице просить помиловать своего любимого, Петр Гринев остался жив.
Фигура Пугачева изображается здесь не только в виде жестокого и кровожадного бунтаря, но также показываются его положительные стороны. Он ценить хорошие поступки и готов отвечать добром на добро. Пугачев представлен умным человеком, понимающим, что его ждет впереди. Он также осознает, что среди его команды есть предатели.
В данном произведении много внимания уделяется рассуждению о нравственном выборе человека, о долге, чести и любви.
Похожие материалы:
Сочинения
Пушкин — автор многих произведений классической литературы. Однако, когда затрагивается тема благородства и любви, то невольно вспоминается его Капитанская дочка, по которой нам предстоит написать школьное сочинение.
Капитанская дочка краткое сочинение
Роман Капитанская дочка переносит нас в историческое прошлое. Это семидесятые годы восемнадцатого века. В те времена крестьяне устали от непосильного ярма крепостного права, и их недовольство выливается в восстание под предводительством Пугачева. Однако это не основная мысль произведения, ведь Пушкин хотел показать не столько народную войну, сколько пытался раскрыть тему патриотизма, достоинства человека, тему верности. Помимо прочего, в романе затронуты такие важные аспекты человеческих отношений, как тема семьи и любви.
Писатель создает сложные образы, которые оживают на листе бумаги и попадают в происходящие события. Мы же, как читатели, следуем за ними и увлекаемся драматичностью сюжета, его развязкой и счастливым финалом.
Один из главных героев Петр Гринев рассказывает о событиях из своей жизни. О том, как ему пришлось ехать на службу в Оренбург, и благодаря отцу, который захотел сделать из сына настоящего мужчину, Петр попадает в Белогорскую крепость. Уже по дороге на службу молодой человек проявил свой характер, расплатившись с долгом и отдав в знак благодарности за помощь свой тулуп. Как оказалось позже, человеком который помог Гриневу добраться до трактира был Пугачев, и эта встреча впоследствии сыграет огромную роль в жизни Петра.
Знакомясь с произведением Капитанская дочка, и работая над нашим сочинением-рассуждением на тему чести, хочется упомянуть напутственные слова отца сыну, которого тот отправлял в дальнюю дорогу. А дал он ценнейший совет беречь платье снову, а честь свою смолоду. И Петр не отступил от этого ни на шаг. Гринев предстает перед нами честным человеком, порядочным, добрым, смелым мужчиной. Даже подвергаясь смерти, он не роняет своей чести и не переходит на сторону врага.
Тут же мы видим Пугачева, который был временами жесток, был злодеем и преступником, но и ему было не чуждо понятие великодушия и справедливости. Пугачев не только не убивает Гринева, но и отпускает его. А все потому, что Пугачев не забывал и хорошее к себе отношение, стараясь отплатить людям тем же.
Прекрасно раскрывается в Капитанской дочке и тема любви, где перед читателем возникают образы Петра, Маши и Швабрина. Благодаря классическому любовному треугольнику в романе появляются острые нотки переживаний. Ведь Швабрин делал все, чтобы Петр и Маша не были вместе. Однако их любовь была настолько большой и чистой, что влюбленные преодолевают все преграды и остаются вместе.
Мой любимый герой
Прочтя произведение Пушкина Капитанская дочка, невозможно не заметить в романе сразу нескольких ярких героев. Однако, лишь один персонаж заинтересовал меня больше всего. Именно этот герой, а вернее героиня, оказалась мне ближе всего по духу. Это Маша Миронова — капитанская дочка, дочка коменданта крепости, куда попадает на службу Петр Гринев.
Поначалу Маша кажется застенчивой и трусливой. Такой же трусливой видели Машу и ее родители. Но, как часто бывает, первое впечатление было обманчиво, и это доказывают дальнейшие события. Девушка с ангельским голосом и хрупким станом оказалась сильной личностью, которая противостояла Швабрину, и даже испытание голодом и темница не сумели ее сломить. Маша ни при каких обстоятельствах не соглашалась выходить замуж за нелюбимого человека, и это вызывает настоящее восхищение. Вызывает восхищение и то, что Маша не побоялась явиться даже к императрице с целью добиться милости государыни, и освобождения Петра.
Прочитав Капитанскую дочку, мы увидели добрую, сильную девушку, которая умеет любить по-настоящему и не предает свои чувства. Благодаря силе ее характера, наши герои все же воссоединяются, и это прекрасное окончание романа.
Сочинение на тему: Капитанская дочка
А какую оценку поставите вы?
sochinyai.ru
Оцените сочинение: Рейтинг 4.20 [814 Голоса (ов)]
Эта повесть является самым известным произведением А. С. Пушкина в прозе. Считается, что идея создания исторического романа появилась у многих писателей девятнадцатого века под влиянием В. Скотта.
Пушкин написал свою повесть не на пустом месте, а на основе реальных событий восемнадцатого века в России – войны правительственных войск с Е. Пугачевым. Автор с позволения царя имел доступ к архивам, ездил по Уралу в поисках живых свидетелей тех событий. Пушкин был человеком независимым и честным, поэтому он не смог написать книгу, где люди однозначно делились бы на плохих и хороших. Видимо, живое общение со стариками, ровесниками его героев, помогло ему составить реальный образ Е. Пугачева, который был не просто бунтовщиком, а, как минимум, крайне незаурядным человеком — сильным, умным, умеющим ладить с людьми, по-своему справедливым и порядочным. Пугачев предстает перед нами как простой человек, с которым можно наладить отношения, с которым можно дружить. Он не выглядит сказочным злодеем или недоступным полководцем.
И Екатерина II также показана в быту, а не на парадном приеме. Она – не небожительница, не императрица, а женщина, способная внимательно выслушать собеседника, сочувствовать чужому горю, судить справедливо.
Главные герои этого повести – молодые люди, которых сначала мы видим как очень юных людей, не успевших себя проявить и поэтому кажущихся слишком простыми и наивными. Но они были правильно воспитаны, родители примером всей своей праведной жизни привили им четкие представления о добре и зле, о правде, об ответственности. Поэтому мы не удивляемся, когда, оказавшись в жизни перед трудным выбором, они принимают верные решения, за которые могут себя уважать. И читатель тоже не остается равнодушным. Ведь в жизни каждого из нас могут встретиться серьезные препятствия, преодолевая которые важно оставаться человеком.
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Сочинение с планом Капитанская дочка, 8 класс
План к сочинению по повести «Капитанская дочка»:
Главными героями повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» являются молодой дворянин Петр Гринев и донской казак Емельян Пугачев. Писатель не просто так объединил в своем произведении этих двух столь не похожих персонажей. Благодаря им он смог показать, насколько важно для каждого человека, независимого от его социального статуса и толщины кошелька, оставаться честным, благородным, справедливым.
Первая встреча героев произошла во время сильного снежного бурана. Петруша Гринев и его верный слуга Савельич смогли добраться до жилья лишь благодаря незнакомцу, который вывел их к тракту. В благодарность Гринев подарил ему свой заячий тулуп.
Во второй раз судьба свела Петрушу и Емельяна уже в тот миг, когда они оказались по разные стороны баррикад. Гринев с большим удивлением узнал в предводителе разбойников, захвативших Белогорскую крепость, своего провожатого. Пугачев вспомнил доброту юноши, и не причинил ему вреда.
Гринев не встретил подобного великодушия и милосердия у своих начальников, когда просил спасти Машу Миронову, находившуюся в плену у Швабрина. Показательно, что и в этот раз именно Емельян Пугачев оказал помощь Гриневу. Петр находился в глубоком смятении – умом он понимал, что Пугачев был страшным, безжалостным разбойником, но вместе с тем он проявлял такие высокие душевные качества, на которые не каждый дворянин был способен.
Таким образом А. С. Пушкин наглядно продемонстрировал, что и злодей способен на благородство души, и офицер, давший присягу царю, может оставаться порядочным человеком.
Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Тема: Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.
— учить размышлять, высказывать своё мнение, строить развёрнутые высказывания;
— повторить технологию написания сочинения, составления плана;
— совершенствовать навыки работы с текстом произведения, доказывая свои убеждения цитатами из текста;
— осуществлять связь с жизнью;
— воспитывать доброту, милосердие, человечность.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, тексты, иллюстрации к произведению, алгоритм работы над сочинением.
Тип урока: урок развитие речи.
I . Организационный момент.
II . C ообщение темы и цели урока.
В течение нескольких уроков мы находимся во власти пушкинского произведения «Капитанская дочка». Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, переживали и радовались. Мы анализировали характер и поступки героев и тем самым готовились к написанию сочинения.
Сегодня мы с вами обобщим весь накопленный опыт и отберём всё необходимое. Ведь очень важно уметь размышлять и записывать свои мысли и впечатления.
«Капитанская дочка» Пушкина – классический образец, о котором Гоголь писал: «…Здесь нет…никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено до внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что обозначают всё». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».
Ребята, сочинение нельзя писать равнодушно. Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои мысли, взгляды, давать оценку и защищать своё мнение доказательствами, а для этого вы должны в первую очередь выбрать тему сочинения, определить о чём вы будете писать. Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться простым приёмом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно чёткий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.
IV . Работа над выбором темы.
Учитель: Я предлагаю вам следующие темы сочинений:
Становление личности Петра Гринева.
Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».
«Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.
Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Тема дороги в повести «Капитанская дочка».
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка.
Образ Марьи Мироновой в повести «Капитанская дочка».
Ребята, посмотрите внимательно и определитесь с выбором темы.
V . Работа со словарём.
— А как вы думаете добрый человек- это какой человек?
( Ответы детей: это тот человек, который делает добро другим, он искренен в своих поступках, бескорыстен).
— А кому из героев повести присущи такие черты характера?
— Какое время отражено в повести? (Восстание под предводительством Е.Пугачёва, 1773 – 1775гг).
— Только ли об этом идёт речь в произведении? (Тема любви, семейная тема, нравственность).
— Ребята, а что такое нравственность? ( на партах карточки с определением).
— Во вступлении я предлагаю вам порассуждать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к своей Родине.
Вступление не должно быть небольшим, 5-6 предложений.
Основная часть- это тема вашего сочинения, которая раскрывается несколькими подпунктами.
— Что хорошего дала Петру семья? ( Ответы детей: отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Провожая сына на службу, даёт ему наказ. От матери Пётр перенял мягкость, доброту, ласку).
— А каким офицером был Гринёв? (Не стал присягать Пугачёву).
А почему? (Не способен на предательство, для него долг чести превыше всего).
— А как Гринёв относился к Маше Мироновой? ( Защищал её честь, способен на большую любовь).
— Как Гринёв относился к Швабрину? (очень плохо, он считает его изменником)
Учитель? Ответив на все эти вопросы, вы раскроете основную часть вашего сочинения.
А вот в заключении вы должны сделать вывод, подвести итог, высказать свою точку зрения и своё отношение к герою.
VI . Составление планов и комментарии к темам.
Тема 1. Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».
Детство и юность, среда, воспитавшая героя.
Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.
История любви к Маше.
История отношений с Пугачевым (характер развивается и определяется взгляды на жизнь).
Основные черты героя, типичность образа.
Тема 2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»
История в творчестве А.С. Пушкина.
Рассказчик повести. Совпадают ли позиции автора и рассказчика?
Портретная характеристика Пугачева.
Противоречивость натуры Пугачева. Какие черты выделяет в Пугачеве автор?
Взгляды Пушкина на восстание.
Пугачев на страницах повести впервые появляется во второй главе в образе «вожатого», на фоне «мутного кружения метели». Образ мелькнул и скрылся, но набросан уже первый портрет и сказано несколько слов, отмечающих черты личности героя. Одновременно с первыми набросками портрета возникла и тема народных восстаний: в разговоре вожатого с хозяином постоялого двора иносказательно обсуждаются возможности возобновления только что усмиренного… бунта казачьего Яицкого войска.
Тема 3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин
Что общего у Гринева и Швабрина?
Как каждый из героев относится к людям?
Как поступают герои в ситуациях выбора?
Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?
Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?
Тема 4. Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Каким было первое впечатление Гринева от Маши Мироновой? О чем говорит ее внешность?
Какие черты проявляются в характере Маши в ее отношении к родителям (ее собственным и родителям Гринева) Швабрину, Гриневу?
Как раскрывается личность Маши в ее любви к Гриневу?
Как относятся к Маше другие герои повести?
Основная идея повести. Ее воплощение в образе Маши Мироновой.
Тема 5. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»
Положение Савельича в семье помещиков Гриневых.
Как проявляется характер Савельича, его качества?
Попадает ли Савельич в ситуации выбора?
Как относится к Савельичу Гринев, другие герои повести, автор?
Как характеризует Савельича его речь.
Кто Савельич: преданный холоп или бескорыстно любящий человек?
Мое отношение к Савельичу.
Написать сочинение по одной из тем.
Тема: Отражение русского уклада жизни и русского национального характера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 7 класс.
Цели: способствовать формированию понятий «историческая поэма», «художественное время», «художественное пространство», выявить взаимосвязь художественного мира поэмы с эпохой 30-х годов 19 века и с мировосприятием автора; сделать вывод, можно ли поэму «Песня…» назвать «исторической поэмой»?
Оборудование: на доске запись «историческая поэма», таблица, портрет М.Ю. Лермонтова, презентация, выступления, сообщения учащихся.
I . Организационный момент (2 мин)
II . Вступительное слово учителя.
Ребята, тема сегодняшнего урока – «Отражение русского уклада жизни и русского национального характера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя…»
К сегодняшнему уроку мы уже прочитали поэму.
Цель нашего урока состоит в том, чтобы разобраться, как же отражены в ней русский уклад жизни того времени и русский национальный характер. Также в конце урока мы должны ответить на вопрос – «Можно ли это произведение назвать исторической поэмой?» И почему же в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» обратим свой взор на это смутное время? –Откройте тетради, запишите число, тему.
В литературоведении есть такие понятия: «художественное время» и «художественное пространство». На доске вы видите таблицу, состоящую из 2 колонок.
– «художественное время», то есть каково же художественное время, изображённое в поэме?
– «художественное пространство», то есть каково же художественное пространство поэмы? Где, вообще, происходят действия, что изображается в поэме.
— Эту таблицу вы должны заполнить в течении урока и в конце мы проверим. Ребята, вспомните уроки истории.
— Далекий 16 век… Время правления Ивана Грозного… Смутное, тёмное время.
— А сейчас учащиеся дадут характеристику этой эпохи, что именно было характерно для этой эпохи.
— Учитель: Да, действительно, трудное это было время.
В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображена эпоха Ивана Грозного, времена опричнины. Одним из центральных персонажей поэмы является царь Иван Васильевич. Именно он вершит судьба людей, казнит или милует.
— Сейчас послушайте выступления учащихся.
Кто же такой Иван Грозный?
— Запишите в тетради.
— Учитель: Ребята, а давайте вспомним главных героев поэмы.
Царь Иван Васильевич Грозный.
Почему его так прозвали? (был жесток, болезненно подозрителен, мстителен. Показан грозным, гневным, угрожал расправой).
Кирибеевич – молодой опричник царя Ивана Грозного.
— Каким показывает его автор? ( в начале поэмы автор показывает его удалым молодцем, он любимый опричник царя).
Учитель: Действительно, Кирибеевич – молодой опричник царя Ивана Васильевича. Выступает в поэме разрушителем сложившихся норм, поведения. Автор называет его «басурманским сыном». Это разбойник, который крадёт счастье у семьи купца Калашникова. Преследует замужнюю жену. Он не сказал царю «истинной правды». Презирает народные обычаи. Искуситель и соблазнитель девичьих сердец.
Купец – Степан Парамонович Калашников.
— Охарактеризуйте его. (Молодой купец, статный молодец, хранитель родовых устоев и чести семьи. Истинный христианин. Этот человек честный, сильный, мужественный и решительный).
Учитель: Автор восхищается им, гусляры слагали про него песни. Калашников – былинный герой, русский богатырь.
Алёна Дмитриевна – жена купца Калашникова.
— Что о ней говорит автор? (верная жена, любящая мать, хранительница семейного очага, истинная христианка).
Учитель: Ходит в церковь, ведёт замкнутый образ жизни, соблюдает обычаи.
Учитель: Ходит в церковь, ведёт замкнутый образ жизни, соблюдает обычаи.
Учитель: Ребята, также большую роль в поэме играют гусляры. Они выступают от лица автора, рассказывают лирическую историю, слагают гимн героям – патриотам поэмы.
Учитель: Где происходит действие поэмы? (действие поэмы происходит в Москве во времена правления Ивана Грозного, т.е.во II половине 16 века).
Сейчас нам предстоит перенестись на 400 лишним лет назад и посмотреть, какой тогда была наша столица:
улочки были узкие, мощёные брёвнами. Дома в большинстве деревянные, огорожены высокими заборами.
— В центре Москвы был Кремль и площадь. На ней против главных ворот стоял крупный помост (возвышение) и называлось Лобным местом.
— И с этого места оглашались царские указы; здесь на виду у всего народа палач казнил провинившихся, отрубая им головы на плахе – на большом обрубке дерева.
— Во II половине 16 века в Москве появляются опричники. Иван Грозный вводит опричнину из – за измен боярства, которое мешало ему в войне с Ливонией и проведении реформ, направленных на укрепление единодержавия на Руси. Бояре хотели свергнуть власть Ивана Грозного, из – за своей диктатуры.
А что такое опричнина и кто такие опричники нам расскажет.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли назвать это произведение исторической поэмой?