Урок русского языка в 7 классе. Изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 классе
Тема: Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Цель: Выбрать материал на одну из тем – «Портрет мальчика и мужчины», «Отец»,«Сын»
Озаглавить изложение. Подчеркнуть причастия.
Оборудование: Тексты, портреты М.А.Шолохова, С.Ф.Бондарчука, фонохрестоматия.
Вступительное слово учителя.
О писателе, лауреате Нобелевской премии М.А.Шолохове.
11 января 2002 года страна отмечала его столетие. Уже в то время начали создавать Шолоховскую энциклопедию. Президентом фонда была избрана Зинаида Кириенко, народная артистка России, лауреат Госпремии. Её творческая биография переплетается с экранизацией «Тихого Дона» и «Судьбы человека».
М.А.Шолохов (1905 – 1984гг.)
На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская, старейшая из верховых станиц. В ней почти всю свою жизнь и провёл М.А.Шолохов.
Веками Донская земля была пристанищем вольнолюбивых людей. Ф.Абрамов, русский писатель пишет о нём: «По густоте замеса жизни, по накалу и ярости людских страстей, по языческой щедрой живописности слова Шолохов не знает себе равных в русской литературе. Да, может быть, и в мировой. В искусстве XX века он взмыл как Василий Блаженный, и мир ахнул от восторга и изумления.”
В «Судьбе человека» он первым в нашей литературе с тревогой и сочувствием написал о судьбе тех, кто побывал в плену. Таких в стране насчитывалось 6 миллионов. Не все, конечно, сдавались – были и другие причины: ранения, контузия… Однако всех, без исключения, ждали потом суд и лагеря. Поднять голос в их защиту было не прсто. Но Шолохов на это решился. Рассказ был напечатан в газете «Правда» 31.12.1956г. и 01.01.1957г.
Широко известна Дебютная для постановщика «Судьба человека»; стала первой советской картиной, принёсшей госбюджету весомые финансовые поступления, во много раз превышающие стоимость съёмок.
Лев Гумилёв, выдающийся русский учёный, говорил, что в таких людях наличествует необоримое внутреннее стремление к целенаправленной деятельности, причём цель дороже собственной жизни. Гумилёв называл таких людей ПАССИОНАРИЯМИ. Сергей Фёдорович Бондарчук – пассионарий.
Знакомство с текстом.
Прослушивание фонохрестоматии. Учащиеся самостоятельно читают текст (упр.130) вполголоса, карандашом выделяя ключевые фразы.
— Какое впечатлениек произвёл на вас текст?
— Чем интересно его содержание?
— Какова тема текста?
— Каково построение текста? Сколько в нём частей?
— Какие ключевые фразы вы выделили?, на что следует обратить внимание?
— Смешивание каких текстов мы наблюдаем? (художественный, разговорный)
— Объясните слова, помеченные звёздочкой.
Чтение задания на с.62.
— Что означает термин выборочное изложение?
— Какую работу нам предстоит выполнить?
— Как нужно описывать предмет, животное, человека? (сначала описываем то, как выглядит предмет, затем называем характерные для него действия).
Внешность (лицо, одежда и т.д.)
— Сколько абзацев у вас получится?
— Каково первое впечатление от героев отрывка?
— Что вы напишите в первом абзаце?
— Что можно сказать о мальчике, как он выглядит, какие действия выполняет? В какой части изложения вы об этом напишите?
— Как выглядит взрослый мужчина, отец мальчика, какие действия свойственны ему?
Каким пунктам нашего плана это соответствует?
— Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (глаза, руки)
— Почему у мальчика «ручёнка розовая и холодная, а у мужчины – чёрствая»? – Какое языковое средство использует автор? (эпитеты)
— Придумайте и запишите заголовок к тексту.
Чтение текста ещё раз.
Написание изложения. (используя причастия).
Презентация к уроку русского языка «Выборочное изложение по отрывку из повести М.А. Шолохова «Судьба человека» (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выборочное изложение по отрывку из повести М.А. Шолохова «Судьба человека»
Выборочное изложение ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)
Подумайте Что вам говорит термин «выборочное изложение»? Подберите однокоренные слова к слову «выборочное».
Выборочное изложение предполагает пересказ не всего текста, а лишь той части, которая касается избранной вами темы. Пересказ должен идти от 3-го лица. Поэтому для изложения мы выбираем только описание героев повести М.А. Шолохова, их портреты.
Портрет – это изображение лица или всей фигуры человека. Сделать портрет можно красками, карандашом. Вылепить из глины. Но словами тоже создается портрет – словесный портрет. Что главное в лице человека, его фигуре, одежде, мимике, жестах?
Чтение текста учителем Ваши действия: Внимательно слушать текст Запомнить, о ком идёт речь (герои) Какими их описывает автор Яркие, запоминающиеся черты героев
Подумайте, какие микротемы можно в нем выделить?
Кто из вас знает, что обозначает слово «хутор»? С какой целью в тексте автор использует глагол «брели»? Почему автор говорит «сутуловатый», а не использует прилагательное «сутулый»?
В тексте используется словосочетание «черствая рука». Давайте подберем синонимы к нему. Жесткая рука, темная рука, шершавая рука. А как вы думаете, у кого бывают такие руки? У человека, который занимается тяжелым физическим трудом.
Определите тип речи текста. Определите стиль текста. Какими художественными приемами пользуется автор? Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (глаза, руки)
(повествовательный с элементами описания) (художественный с элементами разговорной в диалогах)
Эпитеты – устало сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской. Сравнения – светлыми, как небушко, глазами; глаза, словно присыпанные пеплом. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – небушко, сынок, ручонки. Диалог между героями.
Отец – много повидавший за свою жизнь человек. Сын – трогательно доверчивый мальчик.
Отец Мужчина — высокий, сутуловатый Приглушённый басок Большая, чёрствая рука Тощий вещевой мешок Защитные летние штаны Свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет с надписью Большие темные руки Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской Прожженный в нескольких местах ватник небрежно и грубо заштопан Латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена Почти новые солдатские ботинки Плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука
Сын Лет пяти-шести Глаза светлые, как нёбушко Розовая холодная ручонка По-детски доверчивый взгляд Белесые бровки Мальчик одет просто, но добротно Длиннополая курточка, подбитая цигейкой Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на разорванном рукаве курточки.
Схема описания «Отец»: рост фигура руки глаза голос одежда «Сын»: возраст глаза руки одежда
«Портрет мальчика и мужчины». Выборочное изложение. 1) Вступление. 2)Портрет мальчика: Возраст, глаза(брови), руки, одежда 3)Портрет мужчины: Рост, фигура, руки, глаза, голос, одежда 4) Заключение.
ВОЗМОЖНЫЙ ФИНАЛ ИЗЛОЖЕНИЯ Андрей Соколов, прошедший войну, многое испытавший, знает, во имя чего стоит жить. Ваня рядом с мудрым и заботливым отцом сумеет вырасти настоящим человеком.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1010180
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка в 7 классе на тему: «Выборочное изложение с описанием внешности человека» (отрывок из рассказа М.А.Шолохова )
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Урок русского языка
в 7 классе
на тему:
«Выборочное изложение с описанием внешности человека»
(отрывок из рассказа М.А.Шолохова )
Описание слайда:
Цель урока:
выделение особенностей выборочного изложения,
определение структуры текста типа описания, его языковых особенностей;
осознание эстетической ценности русского языка,
совершенствование умений задавать вопросы к тексту.
Описание слайда:
Михаил Александрович Шолохов
(1905-1984)
Описание слайда:
«Судьба человека»
Судьба человека» справедливо считается самым лучшим рассказом Шолохова. Трагическая история жизни главного героя связана в произведении с трудными испытаниями, выпавшими на долю народа. Из жизненной истории Андрея Соколова автор выбирает только то, что дает возможность осознать человеческую судьбу в связи с трагической сущностью эпохи. Шолохов изображает невозможность сосуществования мирного мира и мира фашизма, который послужил причиной войны.
В произведении «Судьба человека» Шолохов сумел соединить трагизм человеческой судьбы и веру в человека, в его лучшие черты характера, в душевность и доброжелательность по отношению к другим.
Описание слайда:
Выборочное изложение предполагает отбор материла, относящегося к определенной теме
Выборочное изложение материала по определенным темам — один из жанров изложений, используемый в старших классах для развития не только репродуктивных, но и творческих навыков. Может быть написано как на основе лингвистического, так и литературного материала, формирует навыки отбора и классификации… …
Словарь лингвистических терминов
Т.В. Жеребило
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Главные герои
Отец
Мужчина — высокий, сутуловатый
Приглушенный бас
Большая черствая рука
Тощий вещевой мешок
Защитные летние штаны
Свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет с надписью
Большие темные руки
Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской
Прожженный в нескольких местах ватник небрежно и грубо заштопан
Латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена
Новые солдатские ботинки
Плотные шерстяные носки изъедены молью
Описание слайда:
Мальчик
Лет пяти-шести
Глаза светлые, как небушко
Розовая холодная ручонка
Белесые бровки
Мальчик одет просто, но добротно
Длиннополая куртка, подбитая легкой, поношенной цигейкой
Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на рукаве курточки
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
«Портрет»
Что такое портрет?
Какие детали внешности могут быть изображены в портрете?
Портрет- изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре; художественное изображение, образ литературного героя
Лицо- передняя часть головы человека; (перен.) индивидуальный облик, отличительные черты; человек, личность
Описание слайда:
Описание слайда:
Предполагаемый план:
Отец:
1) рост; 2) руки; 3) фигура;
4) глаза 5) голос; 6)одежда
Сын:
1) возраст; 2) глаза; 3) руки;
4) одежда
Описание слайда:
Описание слайда:
«Портрет мальчика и мужчины». Выборочное изложение.
1)Встреча у последних домов хутора.
2)Портрет мальчика:
3)Глаза
4)Холодная ручонка
5)Брови
6)Добротная крепкая одежда
7)Портрет мужчины:
8)Руки
9)Глаза
10)Одежда
Описание слайда:
Работа со словарём.
* Цигейка — мех, выделываемый из шкуры овец цигайской породы; гладкий, мягкий.
* Подбитый от глаг. подбить — подшить с изнанки, сделать подкладку из чеголибо.
* Длиннополый, т. е. с длинными полами. Пола — одна из половин распахивающейся спереди одежды.
Описание слайда:
сутуловатый,
чуть-чуть,
белёсые,
длиннополая,
выношенных,
наживлена.
Описание слайда:
Описание слайда:
Какими художественными приёмами пользуется автор?
Эпитеты:
устало, сутуловатый, приглушённо, неизбывной смертной тоской.
Сравнения:
светлыми, как небушко, глазами; глаза, словно присыпанные пеплом.
Слова с уменьшительноласкательными суффиксами:
небушко, баском, сынок, ручонку.
Риторические вопросы:
видали вы когданибудь глаза. ; диалоги.
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по русскому языку на тему «Глагол» (2 класс)
Рабочая программа «Практикум по русскому языку» 8 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Имя прилагательное»
Технологическая карта «Однокоренные слова»
«Однородные члены, связанные сочинительными союзами»
Упражнения для формирования каллиграфии
Проверочная работа по теме «Предложение» (4 класс)
Презентация по русскому языку 3 класс «Имя существительное»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5420933 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока русского языка в 7 классе «Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Тип урока: урок развития речи Цель урока: Знакомство обучающихся с особенностями построения сочинения-описания внешности человека.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе «Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»»
Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Тип урока: урок развития речи
Цель урока: Знакомство обучающихся с особенностями построения сочинения-описания внешности человека.
— совершенствование умения описывать внешность человека, используя прилагательные и причастия;
— закрепление умения собирать и систематизировать материал на заданную тему;
— выделение особенностей выборочного изложения, определение структуры текста типа описания, его языковых особенностей.
Развитие умения через внешность человека постигать его внутренний мир, характер, настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретной личности; формировать у школьников наблюдательность и внимание к окружающим; обогащать лексический запас учащихся; закрепить навыки правописания причастий; закрепить пунктуационные навыки; развивать навыки письменного изложения текста; воспитывать художественный и эстетический вкус
Метапредметные результаты: осознание эстетической ценности русского языка, совершенствование умений задавать вопросы к тексту.
Методические приемы: выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа.
Оборудование: Тексты, презентация
В человеке должно быть всё прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!
II. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня у нас урок развития речи. На таких уроках в 5 и 6 классах вы учились писать сочинения-описания. В частности вы описывали природу, интерьер, животных и т.д., но самым сложным и ответственным среди описаний является описание внешности человека. Ведь каждый человек – это личность, и личность неповторимая.
Изучая произведения литературы, вы уже знакомились с таким понятием, как портрет литературного героя.
— А для чего он вводится в художественное произведение? (Для того, чтобы зрительно представить этого литературного героя и увидеть не только, каков он внешне, но через внешность понять его внутренний мир, душевное состояние. Посредством портретной характеристики мы можем определить, положительный это герой или отрицательный и что нам следует ожидать в процессе развития действия в литературном произведении.
2. Чтение учителем отрывка из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть. Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза. Таким сделала его война.
3. Чтение стихотворения Майи Румянцевой «Баллада о седых». (Дети, прослушав стихотворение, делают свои выводы).
Говорят, нынче в моде седые волосы,
И «седеет» безумно молодость.
И девчонка лет двадцати
Может гордо седою пройти.
Но какому кощунству в угоду,
И кому это ставить в вину.
Как нельзя вводить горе в моду,
Так нельзя вводить седину.
Память, стой, замри! Это надо.
То из жизни моей — не из книжки…
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку.
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые.
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя подросток.
А ещё я помню солдата.
Он был контужен взрывом гранаты.
И оглох… И навек онемел…
Вот тогда, говорят, поседел.
О, седая и мудрая старость.
О, седины неравных боёв.
Сколько людям седин досталось
От неотданных городов.
А от тех, что пришлось отдать —
Поседевших не сосчитать.
Говорят, нынче в моде седИны…
Нет, не мода была тогда:
В городах седые дымины,
И седая в селе лебеда.
И седые бабы-вдовицы,
И глаза, седые от слёз,
И от пепла седые лица
Над холмом поседевших берёз.
Пусть сейчас не война… Не война…
Но от горя растёт седина.
… Эх ты, модница, злая молодость.
Над улыбкой седая прядь…
Это даже похоже на подлость…
За полтинник седою стать.
… Я не против дерзости в моде,
Я за то, чтобы модною слыть.
Но седины, как славу, как орден
Надо, выстрадав, заслужить!…
1. Слово учителя о писателе, лауреате Нобелевской премии М.А.Шолохове.
М.А.Шолохов (1905 – 1984гг.)
В «Судьбе человека» он первым в нашей литературе с тревогой и сочувствием написал о судьбе тех, кто побывал в плену. Таких в стране насчитывалось 6 миллионов. Не все, конечно, сдавались – были и другие причины: ранения, контузия… Однако всех, без исключения, ждали потом суд и лагеря. Поднять голос в их защиту было не прсто. Но Шолохов на это решился. Рассказ был напечатан в газете «Правда» 31.12.1956г. и 01.01.1957г.
III. Работа с текстом
1. Прослушивание текста.
— О чем, по-вашему, говорят портреты героев фрагмента? По каким признакам вы это установили? (Учитель кратко знакомит учеников с содержанием рассказа «Судьба человека», называет имена героев: Андрей Соколов, Ваня.)
— Определите тип речи текста. (Повествование с описанием.)
— Определите стиль текста. (Художественный с элементами разговорного — в диалогах.)
— Какова композиция текста?
— Какими художественными приемами пользуется автор? (Эпитеты: устало, сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской и др., сравнения: светлыми, как небушко глазами; глаза, словно присыпанные пеплом; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: небушко, баском, сынок, ручонку; риторические вопросы: Видали вы когда-нибудь глаза. ;
диалоги, авторские вводные слова: на мой взгляд и т. д.)
— Какое впечатление произвёл на вас текст?
— Чем интересно его содержание?
— Какова тема текста?
— Каково построение текста? Сколько в нём частей?
— Какие ключевые фразы вы выделили?, на что следует обратить внимание?
— Смешивание каких текстов мы наблюдаем? (художественный, разговорный)
— Объясните слова, помеченные звёздочкой.
3. Чтение задания на с.62.
— Что означает термин выборочное изложение?
— Какую работу нам предстоит выполнить?
— Как нужно описывать предмет, животное, человека? (сначала описываем то, как выглядит предмет, затем называем характерные для него действия).
4. Составление плана.
Внешность (лицо, одежда и т.д.)
— Сколько абзацев у вас получится?
— Каково первое впечатление от героев отрывка?
— Что вы напишите в первом абзаце?
— Что можно сказать о мальчике, как он выглядит, какие действия выполняет? В какой части изложения вы об этом напишите?
— Как выглядит взрослый мужчина, отец мальчика, какие действия свойственны ему?
Каким пунктам нашего плана это соответствует?
— Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (глаза, руки)
— Почему у мальчика «ручёнка розовая и холодная, а у мужчины – чёрствая»? – Какое языковое средство использует автор? (эпитеты)
— Как вы думаете, зачем автору понадобилось давать нам описание кисета? Характеризуют ли человека его собственные вещи?
— Придумайте и запишите заголовок к тексту.
Выборочный пересказ на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец». «Сын».
5. Обсуждение заглавия выборочного изложения.
6. Обсуждение планов
7. Повторное чтение текста.
V. Написание изложения. (используя причастия).
Домашнее задание (по выбору):
Повторить §§ 9-22; дописать изложение
Отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.
Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника……
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы. Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.