Лабораторная работа Тема. Внутреннее строение листа в связи с его функциями.
Тема. Внутреннее строение листа в связи с его функциями
Цель: ознакомиться с микроскопическим строением листа; объяснить особенности строения покровной, основной (ассимиляционной) тканей в связи с выполняемыми функциями.
Оборудование: микроскоп, постоянный микропрепарат «Лист камелии», предметное и покровное стекла, препаровальный набор, вода, пипетка, фильтровальная бумага, лист традесканции, учебник.
1. Приготовьте микропрепарат кожицы листа предложенного вам растения. Для этого надломите кусочек листа, осторожно снимите с нижней стороны небольшой кусочек прозрачной кожицы. Можно воспользоваться готовыми микропрепаратами.
2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом, найдите бесцветные клетки эпидермы и устьица. Изучите строение устьица при большом увеличении микроскопа. Найдите замыкающие клетки и щель между ними. Рассмотрите замыкающую клетку, найдите оболочку, ядро, цитоплазму, хлоропласты. Обозначьте на рис. 13.
3. Замыкающие клетки.
3. Рассмотрите готовый микропрепарат поперечного среза листа. Найдите верхнюю и нижнюю кожицы (эпидермы), устьица (замыкающие клетки, устьичные щели). Обозначьте на рис. 14.
4. Внимательно рассмотрите клетки мякоти листа, расположенные под верхней кожицей, – столбчатую ткань. Как они расположены одна относительно другой? Они ______ цвета, т.к. содержат ___, поэтому в них интенсивно происходит процесс ____.
Рис. 14
1. Верхняя эпидерма.
4. Столбчатая ткань.
7. Ситовидные трубки.
9. Механическая ткань
5. Рассмотрите клетки губчатой ткани, прилегающие к нижней кожице листа. Клетки ___________________ формы располагаются _______________, т.к. между ними находятся __________________. Процесс ___________________ происходит в них не так активно. Они запасают ________________ и обеспечивают в листе процессы _________________ и ____________.
6. Найдите в мякоти листа жилки. В их состав входят ситовидные трубки, сосуды и механические ткани. По ситовидным трубкам из листа ко всем другим частям растения оттекают __________________________ вещества, образованные в процессе __________________. Сосуды обеспечивают снабжение __________ и ________________ клеток листа.
Вывод. Какие особенности строения листа связаны с:
процессами фотосинтеза ________________________________
проведением питательных веществ _______________________
улавливанием солнечных лучей __________________________
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Лабораторная работа Тема. Строение и разнообразие листьев
Лабораторная работа Тема. Видоизменения побега
Лабораторная работа Тема. Внутреннее строение стебля в связи с его функциями
Лабораторная работа Тема. Побег и его строение. Разнообразие побегов.
Лабораторная работа Тема. Внутреннее строение корня в связи с его функциями.
Лабораторная работа Тема. Корень и корневые системы. Видоизменения корней
Лабораторная работа по ботанике Тема. Строение растительной клетки
Дидактические задания по биологии на тему: «Опорно-двигательная система человека» (8 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5420953 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок биологии по теме: «Внутреннее строение листа» (6 класс)
Тема « Внутреннее строение листа»
ВЫПОЛНИЛ: Бакланова Галина Федоровна
учитель биологии МБОУ « Селиховская СОШ»
Тема урока: « Внутреннее строение листа»
Целевые ориентации урока:
Предметные : познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа, дать представление о связи особенностей строения клеток с их функциями; установить связь строения клеток и тканей листа с функциями, выполняемыми листом.
Метапредметные: содействовать формированию умений и навыков анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать интерес к учению через ИКТ
Личностные: содействовать воспитанию у учащихся толерантности, бережного отношения к окружающему миру.
Кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (мезофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань ксилема (древесина), проводящая ткань флоэма (луб), сосуды, ситовидные трубки.
формирование познавательных интересов;
формирование личностного отношения к изучению материала;
Формирование чувства ответственности и проявление любови к окружающему миру;
Общеучебные : умение осуществлять смысловое чтение; умение отделять главное от второстепенного; умение работать с различными источниками информации
Логические : поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений;
Регулятивные: умение определять цели урока и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; преобразовывать практическую задачу в познавательную; развитие навыков самооценки.
Коммуникативные: умение слушать учителя, уметь задавать вопросы, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, контролировать действия партнёра, умение находить общее решение.
Ученик должен знать : внутренне строение листа , связь строения клеток и тканей листа с функциями, выполняемыми листом;
Ученик должен уметь : пользоваться терминологией, объяснять связь строения клеток и тканей листа с выполняемыми функциями;
прогнозировать особенности строение теневых и световых листьев, листьев плавающих на воде.
Живые объекты: растения кабинета биологии (бегония металлическая, герань комнатная, хлорофитум хохлатый и др.).
Компьютер с презентацией урока; таблицы: « Клеточное строение листа», «Внутреннее строение листа», «Клеточное строение растений»; тестовые задания; инструкции выполнения самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы, выполнению практической работы «Клеточное строение листа»; микроскопы, готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии, свежие листы растений (герани, кливии, пеларгонии, традесканции), кусочки листа алое, препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, водный раствор йода, тряпочки (на каждый стол). (Можно использовать готовый микропрепарат «Эпидермис листа герани).
1. Организационный момент
Ученики приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
А сейчас проверь дружок, готов ли ты начать урок?
Все на месте? Все в порядке? Книжки, ручки и тетрадки.
Вижу, хорошо приготовились, молодцы!
А теперь повернитесь друг к другу и мысленно пожелайте удачи в том числе и мне, ведь мы – одна команда!
Посмотрите, ребята, какие красивые растения окружают нас!(рассматривают
комнатные цветы и слайд на экране.)
Учитель:эта красота повысит наш эмоциональный настрой и
поможет хорошо работать на уроке. Ребята, давайте вспомним
какую тему мы изучали на прошлом уроке?
I. Актуализация опорных знаний:
Учитель: А сейчас мы вспомним то, что изучили на прошлом уроке. Нам необходимо выполнить следующие задания:
Тест по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение»
У обучающихся на столах гербарный материал (листья разных растений)
1. Для подорожника характерно жилкование:
а) дуговое; б) сетчатое; в) параллельное
3. У тимофеевки луговой лист:
в) с пильчатым краем
4. У земляники лесной жилкование:
б) дуговое; в) сложное
5. Жилкование у ландыша :
7.Листорасположение у крушины ломкой:
а) очередное; а) супротивное; в) мутовчатое
Учитель: Как вы думаете, возможна ли жизнь без растений? (нет). Почему?
А задумались ли вы над смыслом данной пословицы «Где нет листьев, там нет и фруктов»? (ответы).
Что нужно знать, прежде, чем уметь объяснять процесс образования органических веществ в листьях? (как устроен лист).
Какой проблемный вопрос можно поставить? (ответ учащихся).
«Какие особенности строения листа позволяют ему фотосинтезировать?»
Какую цель ставите пред собой на уроке?
(изучить внутреннее строение листа).
Цель нашего урока – изучить внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Найти сходства и различия у листьев разных растений.
Запись темы урока в тетради
II Изучение нового материала
Как вы думаете, все ли клетки растений одинаковые? (Учитель обращается к слайду). Дети отвечают. Клетки растений различаются по форме и размерам
Но что же у листа внутри? Из чего он состоит? ( Дети отвечают) Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня на уроке мы погрузимся с вами в тайны строения и функционирования листьев.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УРОКА
Рассказ учителя о внутреннем строении листа.
Учитель: А сейчас перейдем к
2. практической части урока.
Практическая работа «Клеточное строение листа»
Цели: познакомиться со строением кожицы листа как покровной ткани, строением основной ткани листа; выявить связь строения листа с выполняемыми им функциями.
Оборудование: микроскопы (на каждый стол), свежие листы растений (герани, кливии, пеларгонии, традесканции), готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии, препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, водный раствор йода, тряпочки.
Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Приготовьте микропрепарат кожицы листа герани. Для этого аккуратно надрежьте лист при помощи скальпеля и пинцетом снимите небольшой кусочек кожицы листа без мякоти. Капните на предметное стекло каплю водного раствора йода и положите в нее кожицу листа внутренней стороной вниз. Накройте микропрепарат покровным стеклом.
Рассмотрите приготовленный вами микропрепарат. Найдите клетки покровной ткани. Какого они цвета? Какой в этом биологический смысл?
Найдите устьица и замыкающие клетки. Какова их форма и окраска? Какова функция устьиц в кожице листа?
Зарисуйте строение кожицы листа герани, отдельно зарисуйте строение устьиц. Сделайте подписи к рисункам.
Сделайте вывод о связях строения кожицы листа с ее функциями.
Изучите под микроскопом постоянный микропрепарат «поперечный срез листа камелии». Найдите клетки верхней и нижней кожицы.
Под верхней кожицей найдите клетки столбчатой ткани. Рассмотрите их, обратите внимание на их форму и окраску. С чем это связано?
Найдите клетки губчатой ткани. Рассмотрите их, обратите внимание на их форму и окраску, на размер межклетников. Как это связано с их функциями?
Найдите сосуды, ситовидные трубки, волокна. Каково их строение и функции?
Зарисуйте поперечный срез листа камелии, подпишите его основные части.
Сделайте вывод о связи строения основной ткани листа с выполняемыми ею функциями.
ХОД ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Кожица листа ( эпидерма )
Укажите сколько слоёв в кожице, какие клетки ее составляют, что такое устьица, из чего они состоят
Укажите значение ткани и устьиц
Мякоть листа ( мезофилл )
а) столбчатая ткань
Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат
Образована плотно прилегающими друг к другу вытянутыми клетками с большим числом хлоропластов. Фотосинтез, газообмен.
Чем больше света получает листовая пластинка, тем более развита у нее столбчатая ткань. У листьев, погруженных в воду или освещенных равномерно с двух сторон, нет четкой дифференциации на столбчатую и губчатую ткань.
б) губчатая ткань Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат
Образована округлыми или неправильной формы клетками с большими межклетниками, заполненными воздухом. В клетках содержатся хлоропласты, но количество их меньше Газообмен, фотосинтез
Проводящая ткань ксилема (древесина)
Чем представлена, из каких клеток состоит?
Представлена сосудами, состоящими из неживых клеток с разрушенными мембранами в местах соприкосновения друг с другом. Передвижение воды с растворенными в ней минеральными веществами от корня к листьям.
Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность
Чем представлена, из каких клеток состоит?
Представлена ситовидными трубками, образованными живыми клетками, вытянутыми в длину и с множеством мелких отверстий в местах соприкосновения друг с другом. По бокам расположены клетки – спутницы. Проведение растворов сахара из листа ко всем органам растения.
III Закрепление изученного материала:
Посмотрите на кусочки листа алое, которые лежат у вас на столе. Рассмотрите их. Как вы думаете, какая ткань расположена с двух сторон листа и какова ее функция? Дети отвечают. Покровная ткань. Ее функция заключается в защите листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов.
Какая ткань находится внутри данного поперечного среза алое? Дети отвечают. Основная ткань – мякоть листа
5. Беседа по вопросам:
1. Как называется основная ткань листа? Какой тканью она образована?
2. Какую роль выполняет основная ткань листа?
ГДЗ биология 6 класс Пасечник Дрофа Задание: Лабораторная работа Клеточное строение листа
Ход работы:
Изучаем готовые микропрепараты среза листа. Находим клетки верхней и нижней кожицы, устьица.
Рассматриваем клетки мякоти листа. Мякоть листа состоит из клеток основной ткани, которая лежит в 2-3 слоя. Слои плотно прилегают к верхней кожице и состоят из продолговатых клеток, которые похожи на столбики. Эта часть называется столбчатой. В цитоплазме клеток мы видим много хлоропластов. Чуть ниже столбчатой ткани можно увидеть уже округлые или неправильной формы клетки, прилегающие плотно друг у другу. В них меньше хлоропластов, но они образуют губчатую ткань.
Находим на микропрепарате межклетники. Они расположены в губчатой ткани и заполнены воздухом. Их функция заключается в улучшении газообмена между окружающей средой и клетками. Также они могут накапливать продукты выделительных тканей, например, слизь или эфирные масла.
Находим проводящие пучки листа. Они образованы из сосудов, волокон и ситовидных трубок. Волокна – вытянутые клетки с толстыми клетками придают листу прочность, а сосуды выполняют транспортирующую функцию – переносят воду и растворенные в ней минеральные вещества. Ситовидные трубки состоят из живых длинных клеток с поперечными перегородками между ними, которые пронизаны узкими канальцами. По ним движутся растворы органических веществ.
Зарисовываем поперечный срез листа и делаем все необходимые подписи.
Стр. 40. Вопросы
№ 1. Какие клетки образуют листовую пластинку?
Клетки основной ткани.
№ 2. Какое значение имеет кожица листа? Клетками какой ткани она образована?
Кожица листа выполняет защитную и дыхательную функции. Она защищает лист от агрессивных факторов внешней среды, а также отвечает за поглощение и выделение различных веществ, включая влагу и газы.
Образована кожица листа из покровной ткани.
№ 3. Что такое устьица и где они расположены?
Устьица – это высокоспециализированные образования эпидермиса растений, которые состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели между ними. Через эту щель происходит транспирация и газообмен. Находятся у большинства растений на кожице внутренней листовой пластинки. У всех подводных растений устьиц нет совсем, а у тех, которые плавают на поверхности воды, они находятся только на верхней стороне листа.
№ 4. Какое строение имеют клетки мякоти листа? К какому типу тканей они относятся?
Клетка мякоти листа включает: ядро, цитоплазму, две хромосомы, профит, протофит, ауциклин, нейцебит, оболочки.
Относятся клетки мякоти листа к жидкостному типу тканей.
№ 5. В каких клетках листа особенно много хлоропластов?
Так как столбчатая ткань находится на верхней части листа и больше подвержена воздействию света, то именно в ее клетках преобладает большее количество хлоропластов.
Стр. 40. Подумайте
Какую функцию выполняют проводящие пучки листа? Клетками каких тканей они образованы?
Проводящие пучки листа выполняют важную функцию – транспорт воды и растворенных в ней минеральных веществ от корней к листьям и другим фотосинтезирующим органам растения. Также в структуре проводящего пучка находятся клетки механической ткани, благодаря чему он является опорой для листа, придает ему определённую форму.
Стр. 40. Задания
№ 1. Поместите две луковицы в банки с водой так, чтобы вода касалась их основания. Одну банку поставьте в тёмное место, а другую — в освещённое. Наблюдайте за ростом листьев. Как они различаются? Почему? Результаты наблюдений обсудите в классе.
Для роста любым растениям необходим свет. Лук не является исключением. В первой банке, которая стояла в темном месте, листья лука развились незначительно, они тусклые и тонкие. Во второй банке луковица с сочными и длинными листьями, потому что ей хваталось солнечного света.
№ 2. Изучите таблицу «Число устьиц у разных растений на 1 мм 2 поверхности листа». Проанализируйте число и расположение устьиц на верхней и нижней поверхности листьев у разных растений. Сделайте вывод и обсудите его с учащимися класса.
После изучения листьев разных растений можно сделать вывод, что у тех растений, которые распространены во влажных местностях, количество устьиц будет больше, а у растений, произрастающих в сухих местностях – меньше. У растений, которые растут на поверхности воды, устьица находятся исключительно на верхней части листовой пластинки. А у тех, что под водой, вовсе отсутствуют.
№ 3. Учёные установили, что чем больше загрязнён воздух, тем меньше число устьиц. У листьев, собранных с деревьев, растущих в пригородах, где воздух относительно чистый, на единицу поверхности листа приходится в 10 раз больше устьиц, чем у листьев деревьев сильно загрязнённых промышленных районов. Какой вывод из этого можно сделать?
В сильно загрязненных промышленных районах воздух наполнен вредными веществами. Сократить потребление вредоносного воздух растениям удается путем уменьшения устьиц на своих листьях. Таким образом они приспособились к окружающей среде для выживания.