Оформление выходных сведений научного издания
Общие требования, предъявляемые к элементам обложки и титула вне зависимости от вида издания, — строгое форматирование текстового материала по центру страницы.
Обложка
1) фамилии авторов, инициалы их имени и отчества, которые ставятся вперед
2*) Обложка сборника содержит только название сборника и вид издания с большой буквы (Сборник научных трудов).
3) рисунок, схема, фотография и т. п. (является факультативным элементом оформления, помещается по желанию автора).
Титул
Титул содержит следующие сведения об издании:
1) организация ведомственного подчинения: Федеральное агентство по образованию
2) полное наименование издающей организации: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный технический университет»
3) авторы (если их не более трех): вначале инициалы имени и отчества, затем фамилия (после фамилии запятая не ставится, вместо нее ставится пробел)
5) вид издания (например: Материалы конференции). Вид издания определяется редактором
6) издательство — Издательство Пермского государственного технического университета
В особых случаях названия ведомственной и издающей организаций, а также вид издания и выходные данные могут не указываться.
Оборот титула
В левом верхнем углу помещаются: индекс УДК (Универсальный десятичный классификатор); индекс ББК (библиотечно-библиографический классификатор; включает аббревиатуру «ББК» и классификационный индекс); авторский знак, состоящий из первой буквы фамилии первого автора (если в издании не более трех авторов) или первой буквы первого слова заглавия (если авторов более трех) и двузначного числа, соответствующего начальным буквам этой фамилии или заглавия (авторский знак присваивается редактором). В методических указаниях проставляется только индекс УДК.
Под индексами располагается библиографическое описание издания со строгим соблюдением указанных далее знаков, разделяющих группы данных:
Фамилия. Запятая. Инициалы имени и отчества автора — жирным. Точка. Полное название работы. Двоеточие. Вид издания (например, монография) со строчной буквы. Косая черта. Инициалы имени и отчества автора, фамилия. Точка. Тире. Город издания. Двоеточие. Название издательства (Изд-во Перм. гос. техн. ун-та). Запятая. Год издания (например, 2004). Точка. Тире. Общее количество страниц. Точка. Если авторов более трех, то после косой черты указывают инициалы имени и отчества и фамилию первого автора, а затем в квадратных скобках [и др.]
Для сборников научных трудов, материалов конференций и т.п. библиографическое описание не составляется.
Примеры библиографического описания
Фролов, А. Д.
Параметрическое проектирование, расчет и исследование траекторий движения баллистических ракет с твердотопливными установками: учеб. пособие / А.Д. Фролов. — Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. — 288 с.
Данилов, А. Н.
Организационное обеспечение информационной безопасности: учеб. пособие / А.Н. Данилов, А.С. Шубаров. — Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. — 162 с.
Теоретические основы теплотехники: метод. указания по выполнению лаб. работ / сост. К.С. Галягин [и др.]. — Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. — 48 с.
После библиографического описания (если оно есть) следует текст аннотации.
Аннотация обычно состоит из двух абзацев.
Первый абзац содержит краткие сведения о содержании издания: какие темы освещаются, какие проблемы ставятся (3–5 строк, не более).
Второй абзац определяет читательский адрес издания, здесь указывается, для кого предназначено данное издание. Следует помнить о согласовании членов предложений с родовым названием издания:
Предназначены… (для материалов конференций),
Предназначен… (для сборника) и т. д.
В сборниках научных трудов, материалов конференций и т.п. за аннотацией следует список членов редакционной коллегии. Члены редколлегии перечисляются после двоеточия с указанием ученой степени (помещается перед фамилией) через точку с запятой. Имена, отчества, фамилии выделяются курсивом. Ниже отдельной строкой указывается ответственный редактор.
В правом нижнем углу оборота титула всех видов изданий помещается знак охраны авторского права: латинская буква © в кружке, наименование обладателя авторского права (ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет») и год публикации.
В левом нижнем углу оборота титула научных изданий (объемом свыше 3 печ. л.) помещается знак международного стандартного номера книги, состоящий из латинских заглавных букв ISBN и десяти цифр (ГОСТ 7,53–86). ISBN присваивается каждому оригинальному изданию. Значащие цифры ISBN выдаются издающей организацией.
Все группы сведений, помещаемых на обороте титула, отделяются друг от друга пробелами.
Выпускные данные
Выпускные данные являются обязательным элементом в любом издании и помещаются в конце рукописи после содержания (если оно помещено в конце книги) или после библиографического списка, как правило, на последней странице книги.
Текст выпускных данных должен быть отформатирован также по центру страницы.
О сборниках научных трудов
Сборник научных трудов должен соответствовать следующим требованиям:
Текст публикуемого материала должен быть изложен лаконичным и ясным языком. Авторы статей должны избегать формулировок, которые могут быть поняты неоднозначно. В начале статьи следует кратко сформулировать постановку задачи, в конце – полученные научные результаты с указанием их прикладного характера. Оформление всех элементов текста в статье – рисунков, таблиц, формул и т.п. – должно быть единообразным (шрифтовое оформление, наличие или отсутствие тематических заголовков в рисунках и таблицах, верстка и т.п.), равно как и в сборнике в целом.
Контакты
614990, Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29
Приемная комиссия ПНИПУ
+7 (342) 2-198-065
enter@pstu.ru
Пресс-служба ПНИПУ
+7 (342) 2-198-119
kolesnik@pstu.ru
Выходные данные статьи из научного журнала
МОДЕЛЬ 4
Выходные данные автореферата диссертации
Батрак В.И. Повышение долговечности кинематических пар транспортных
Примечания:
1. Имя и отчество автора в инициалах указываются после (. ) фамилии.
2. Названия работ, так же как и названия журналов и сборников научных трудов, даются без кавычек.
3. Место выхода книги (город) указывается только в модели 1. При этом подлежат сокращению только: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов-на-Дону (Ростов-н/Д.). Остальные города указываются полностью.
4. Названия издательств не ставятся в кавычки.
5. При указании года издания буква «г» (год) отсутствует.
6. При оформлении выходных данных извлеченного источника (модели 2 и 3) указываются страницы, на которых он расположен: пишется заглавная«С» с точкой, далее следуют номера страниц. В варианте оформления целостного источника (модели 1; 4) указывается общее количество страниц, после чего пишется строчная«с» с точкой, указывающей на сокращение.
Композиция научного текста
Основная часть текстамонографии (курсовой, дипломной работы) членится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац. По сути, абзацы основной части научной статьи представляют собой отдельные аргументы в защиту тезиса.
Заключениеимеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме.
При анализе логической структуры научного текста необходимо соблюдать следующую последовательность операций при вычленении тезиса: 1) внимательное чтение текста и выделение основных смысловых частей; 2) формулирование основной мысли в каждой части; 3) формулирование основной мысли всего теста, объединяющей все смысловые части в целое высказывание.
Письменные жанры научной речи: аннотация, реферат, рецензия
Аннотация, реферат, рецензияотносятся ко вторичным текстам, так каксоставляются на основе уже имеющихся опорных текстов.
Аннотация— сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборников), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?». Она, как правило, состоит из простых предложений и следует непосредственно за выходными данными работы. Аннотация состоит из трех обязательных частей: 1) характеристика; 2) цель автора; 3) адресат первичного текста. Кроме этого, могут быть факультативные части: описание композиции, иллюстративного материала.
Пример правильной аннотации:
Энциклопедический словарь юного физика/ Сост. В.А.Чуянов.- М.: Педагогика, 1984.- 352 с., ил.
(1)Словарь дает ответы на многие вопросы из области физической науки, рассказывает о ее развитии и современных проблемах, о роли физики в научно-техническом прогрессе человечества.
Книга содержит сведения о жизни и деятельности ученых, внесших значительный вклад в развитие науки.
(2)Одна из задач словаря – помочь учащимся в выборе профессии. В словаре даются практические советы юным физикам.
(3)Для школьников среднего и старшего возраста.
Цифрами в тексте обозначены обязательные компоненты: 1- краткая характеристика, 2- задачи, 3- адресат первичного текста. В неправильно составленных аннотациях один или несколько из обязательных компонентов отсутствует.
Цель рефератав том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях» (М.В. Ломоносов). Реферирование включает осмысление текста, преобразование информации и создание нового текста. В структуре реферата выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.
Основные требования, предъявляемые к реферату:
— информативность, полнота изложения;
— объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста;
— корректность в подаче и оценке материала.
Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.
Виды рефератов
репродуктивные | продуктивные |
Реферат-конспект | Реферат-обзор |
Реферат-резюме | Реферат-доклад |
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.
Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.
Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.
Рецензия— разбор и оценка научного, а также художественного, кинематографического, музыкального произведения. Автор, анализируя произведение, указывает на достоинства и недостатки, высказывает свою оценку Отзыв — это мнение о произведении, впечатление о нем В отзыве, как правило, отсутствует детальный анализ важной является общая оценка.
В отличие, от рецензии, отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.
Типовой план для написания рецензии и отзывов
1.Актуальность темы. [Работа посвящена актуальной теме. Актуальность темы обусловлена. ; Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна. )
3.Краткое содержание работы.
5.Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том. К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении (недостаточную ясность при изложении. ); Работа построена нерационально, следовало бы сократить. (снабдить рекомендациями. );
Существенным недостатком работы является. ; Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечный результат работы. Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее молено считать пожеланиями к дальнейшей работе автора. ; Упомянутые недостатки связаны не столько. сколько. ).
6.Выводы. (Представляется, что в целом статья. имеет большое значение. ; Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени. ;Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени. ; Работа удовлетворяет всем требованиям. а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право. ).
Учебно-научная речь
· Введение термина осуществляется с помощью следующих клише: что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.
· Принадлежность предмета к классу определяется с помощью формул: что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу чего.
· Классификация предметов может быть произведена с использованием таких выражений: что делится на что; что разделяют на что; что различается и чем.
· Возникновение предмета или явления описывается такие формы речи: что образуется из чего; что развивается из чего; кто создает что; кто конструирует что; кто изготовляет что.
1. Теоретическое (научное) положение (правило, определение и т.п.).
3. Объяснение примера.
· Объяснение-пояснение, комментирующее выдвигаемое положение.
· Объяснение-толкование, раскрывающее существо рассматриваемого положения.
Часто в одном ответе используются различные типы и способы объяснений, но важно, чтобы при этом не нарушались требования к качеству объяснения примера:
· соответствие теоретическому положению и приведенному примеру;
· подведение данного частного случая под общее положение.
Существуют различные виды ответов.
· прокомментировать (объяснить) примеры.
Приведем пример ответа-анализа.
Проверка вычитания.
Вычитание можно проверить сложением.
Найдем разность: 96-75=21.
Выполним проверку: 21+75=96. К разности прибавили вычитаемое, получили уменьшаемое. Следовательно, вычитание выполнено верно.
· Ответ-обобщение формирует умение назвать предмет, описать его признаки, подобрать соответствующие языковые средства для решения этих задач. Подобные ответы используются тогда, когда требуется создание обобщающих формулировок, например при ответах на такие вопросы: «Каковы правила постановки знаков препинания в конце предложения?», «На основании каких признаков слова распределяются по частям речи?». Ответы на подобные вопросы строятся на выделении каких-либо признаков, принадлежащих группе явлений, языковых категорий. В результате их рассмотрения формулируется вывод-обобщение.
Овладение нормами учебно-научной речи приводит и к овладению существенными для научного общения смысло-речевыми категориями, такими, например, как согласие, несогласие, сомнение, уверенность, неуверенность, комментирование, аргументирование, оценка выдвинутых аргументов, разъяснение или защита точки зрения, дополнение мысли отвечающего (говорящего), утверждение, отрицание и пр.
Контрольные вопросы:
1. В какой сфере применяется научный стиль?
2. Какие качества научной речи вы можете назвать?
3. Каковы особенности лексики научного стиля?
4. Каковы особенности морфологии научного стиля?
5. Каковы особенности синтаксиса научного стиля?
6. Какие разновидности научного текста вы можете назвать?
7. Какие жанры используются в каждой разновидности?
8. Охарактеризуйте композицию научного текста.
9. Перечислите известные вам виды вторичных текстов.
10. Дайте характеристику аннотации.
11. Какие виды рефератов существуют?
12. Какие обязательные компоненты отражают рецензии?
13. Чем характеризуется учебно-научная речь?
14.В чем особенности жанров сообщения и ответа?
МОДУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
1. Охарактеризуйте выделенные в тексте слова с точки зрения их принадлежности к следующим группам лексики:
Оформление выходных данных научных работ
МОДЕЛЬ 1
Выходные данные книги
Образцы:
МОДЕЛЬ 2
Выходные данные статьи из сборника научных трудов
1. Ланцова А.С. Функции невербальных компонентов в речевом общении //
2. Плюснина Т.Д. Ораторское искусство и риторика в системе гуманитарной
подготовки магистров технических вузов // Проблемы формирования
МОДЕЛЬ 3
Выходные данные статьи из научного журнала
МОДЕЛЬ 4
Выходные данные автореферата диссертации
Батрак В.И. Повышение долговечности кинематических пар транспортных
Примечания:
1. Имя и отчество автора в инициалах указываются после (. ) фамилии.
2. Названия работ, так же как и названия журналов и сборников научных трудов, даются без кавычек.
3. Место выхода книги (город) указывается только в модели 1. При этом подлежат сокращению только: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов-на-Дону (Ростов-н/Д.). Остальные города указываются полностью.
4. Названия издательств не ставятся в кавычки.
5. При указании года издания буква «г» (год) отсутствует.
6. При оформлении выходных данных извлеченного источника (модели 2 и 3) указываются страницы, на которых он расположен: пишется заглавная«С» с точкой, далее следуют номера страниц. В варианте оформления целостного источника (модели 1; 4) указывается общее количество страниц, после чего пишется строчная«с» с точкой, указывающей на сокращение.
Композиция научного текста
Основная часть текстамонографии (курсовой, дипломной работы) членится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац. По сути, абзацы основной части научной статьи представляют собой отдельные аргументы в защиту тезиса.
Заключениеимеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме.
При анализе логической структуры научного текста необходимо соблюдать следующую последовательность операций при вычленении тезиса: 1) внимательное чтение текста и выделение основных смысловых частей; 2) формулирование основной мысли в каждой части; 3) формулирование основной мысли всего теста, объединяющей все смысловые части в целое высказывание.
Письменные жанры научной речи: аннотация, реферат, рецензия
Аннотация, реферат, рецензияотносятся ко вторичным текстам, так каксоставляются на основе уже имеющихся опорных текстов.
Аннотация— сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборников), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?». Она, как правило, состоит из простых предложений и следует непосредственно за выходными данными работы. Аннотация состоит из трех обязательных частей: 1) характеристика; 2) цель автора; 3) адресат первичного текста. Кроме этого, могут быть факультативные части: описание композиции, иллюстративного материала.
Пример правильной аннотации:
Энциклопедический словарь юного физика/ Сост. В.А.Чуянов.- М.: Педагогика, 1984.- 352 с., ил.
(1)Словарь дает ответы на многие вопросы из области физической науки, рассказывает о ее развитии и современных проблемах, о роли физики в научно-техническом прогрессе человечества.
Книга содержит сведения о жизни и деятельности ученых, внесших значительный вклад в развитие науки.
(2)Одна из задач словаря – помочь учащимся в выборе профессии. В словаре даются практические советы юным физикам.
(3)Для школьников среднего и старшего возраста.
Цифрами в тексте обозначены обязательные компоненты: 1- краткая характеристика, 2- задачи, 3- адресат первичного текста. В неправильно составленных аннотациях один или несколько из обязательных компонентов отсутствует.
Цель рефератав том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях» (М.В. Ломоносов). Реферирование включает осмысление текста, преобразование информации и создание нового текста. В структуре реферата выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.
Основные требования, предъявляемые к реферату:
— информативность, полнота изложения;
— объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста;
· корректность в подаче и оценке материала.
Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.
Виды рефератов
репродуктивные | продуктивные |
Реферат-конспект | Реферат-обзор |
Реферат-резюме | Реферат-доклад |
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.
Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.
Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.
Рецензия— разбор и оценка научного, а также художественного, кинематографического, музыкального произведения. Автор, анализируя произведение, указывает на достоинства и недостатки, высказывает свою оценку Отзыв — это мнение о произведении, впечатление о нем В отзыве, как правило, отсутствует детальный анализ важной является общая оценка.
В отличие, от рецензии, отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.