Как правильно писать сказки: советы начинающим сказочникам (видео)
Сказка – любимейший и писателями, и читателями жанр литературы. Сказочные истории пишут для детей, тинэйджеров и вполне взрослых людей. Сказочки для малышей обычно предельно простые, с понятным посылом и моралью, четким делением персонажей на «хороших» и «плохих». Произведения для ребят постарше уже более глубокие и неоднозначные, поднимающие сложные темы и побуждающие думать. Ну а сказки для взрослых – это совершенно отдельный поджанр, о котором стоит поговорить отдельно. Сегодняшняя же статья KnigaStudio.ru о том, как правильно писать сказки для детской аудитории.
Особенности современной сказки
В литературной сказке обязательно присутствует элемент чего-то необыкновенного – магические предметы, вымышленные миры и существа, необычные события и т.п. Люди там могут летать, животные – разговаривать, мебель – оживать… Происходящая небывальщина ограничивается лишь фантазией автора.
Как правило, в сказочной книжке присутствует злодей, строящий козни главному герою и его друзьям. В финале добро, как водится, торжествует: зло наказано, а все положительные персонажи начинают жить долго и счастливо.
Однако в наш век пост-постмодернизма многие сказочники (прежде всего, те, работы которых ориентированы на подростков) стараются избегать этой традиционной схемы. Они переосмысливают классические сюжеты и меняют привычные правила игры.
Так, отрицательные герои в некоторых историях вовсе отсутствуют. Канонический пример – книги о Муми-троллях и Простоквашино. Ведь нельзя всерьез считать злодеями Морру и почтальона Печкина.
Кроме того, отрицательные персонажи нередко становятся основными действующими лицами, с точки зрения которых подается все происходящее. Они, как правило, вызывают сочувствие и симпатию, в отличие от приторных и всегда правильных положительных героев.
Правда, все это обычно не относятся к совсем детским сказкам. Они осовремениваются, чтобы быть интересными сегодняшним детям, но при этом следуют традиции – победа добра над злом, гарантированный хэппи-энд, четкая мораль и т.д.
Как начать писать сказку
Первым делом нужно:
Учимся писать сказку
Золотые правила сказочников многие сегодняшние литераторы смело игнорируют. Но немало писателей придерживается их, предпочитая старые добрые традиции постмодернизму. Среди этих традиций, например, простой и понятный язык. Хотя детские сказки с удовольствием читают и некоторые взрослые, их основная аудитория еще совсем юная.
Поэтому предложений с запутанной конструкцией, трудночитаемых слов и непонятных терминов стоит избегать. Сложный язык – совершенно лишний элемент сказочного текста. Больше внимание надо уделить героям, действию и волшебному антуражу.
Мораль в современной сказке не подается в лоб, но обычно присутствует. В произведениях подчеркивается важность семьи, друзей, справедливости и всевозможных положительных качеств – милосердия, отзывчивости и т.п.
Желательно придумать для своей книжки счастливый конец, когда антагонист получает по заслугам, а все проблемы и невзгоды протагониста заканчиваются. Главный герой обретает то, к чему стремился, и при этом обычно получает ценные жизненные уроки.
Если в дальнейшем предполагается продолжение сказки, после хэппи-энда можно написать послесловие, в котором поверженный злодей клянется отомстить или появляется новый, еще более сильный и опасный враг.
Старая сказка на новый лад
Мода на переделку классических сказочных сюжетов появилась довольно давно. Чаще всего новый взгляд на всем известные истории дается в сказках для взрослых. Но и детские сказочники любят взять какое-нибудь давнишнее произведение и вдохнуть в него новую жизнь, осовременив старинный текст или написав обо всех событиях под другим углом.
В постмодернистских книгах принцессы, уносимые драконами в высокие башни, заводят дружбу со своими похитителями, прекрасные принцы оказываются теми еще негодяями, а злые ведьмы и колдуны превращаются в непонятых обществом сильных личностей, которые в действительности желают всем только хорошего.
Кроме того, классический сюжет можно оживить, изменив время и место действия или образы героев. К примеру, Иванушка-дурачок может стать семиклассником Ваней, поймавшим на рыбалке волшебную щуку, а Красная Шапочка – разносчицей пиццы, делающей доставку в опасный район.
Как написать сказку самому – пошаговое руководство
Как написать сказку самому – вопрос отнюдь не праздный, потому что писать сказки круто, друзья! Это такой вид творчества, который можно освоить в любом возрасте и даже добиться серьёзных результатов – ведь хороших сказок много не бывает!
Представляете, как будет здорово, если ваш ребёнок или внук возьмёт в руки увесистую книжку сказок, которые сочинила его мама, папа, дедушка или бабушка? Такая книжка станет семейной реликвией, будет передаваться из поколения в поколение.
Хорошие сказочники быстро становятся известными – потому что сказки легко читаются и распространяются по соцсетям. Один из самых убедительных примеров лично для меня — это Эльфика, Ирина Сёмина, автор очень интересных сказок, которые издаются приличными тиражами в красочных изданиях. А ведь начиналось всё с простого хобби!
А почему всё же сказка, не рассказ или повесть?
Дело в том, что сказка — это весело, просто, интересно. Мы все выросли из сказки, это самый простой, яркий, интуитивно понятный каждому жанр. В нём почти нет ограничений. Даже дети могут сочинять прекрасные сказки – и вы можете их записывать и редактировать для своего семейного сборника.
В добрый час, друзья! Это статья – небольшой гайд-руководство, которое поможет вам понять, как писать разные сказки – и для развлечения, и для роста в писательском мастерстве!
Содержание:
Сказка – ложь – да в ней намёк: как определить главную идею сказки
Прежде чем приступить собственно к написанию сказки, вам нужно ответить на вопрос: А для чего/кого я вообще хочу написать сказку?
Дело в том, что от ответа будет зависеть всё остальное – и вид сказки, и её форма, и стиль написания. Можно сказать – суть сказки – это её сердцевина, та капля сладкого нектара, ради которой раскрывается яркий необычный цветок – художественное оформление сказки.
Прежде всего, стоит задуматься о возрастном ограничении.
Сказки для детей
Тут всё просто: сказка для малышей лет до 3-4 не может быть перегружена серьёзными философскими смыслами.
Для примера и изучения вспомните и немножко поанализируйте русские народные сказки для самых маленьких: «Репка», «Курочка-Ряба», «Колобок». Они очень просты по структуре и в них часто используются повторяющиеся элементы сюжета (катится Колобок и встречает…), присказки («тянут-потянут, вытянуть не могут»), напевность, ритмичность – малыши не воспринимают сложные предложения.
Детям лет с пяти и до школы уже интересны сюжетные сказки, но всё же простые, с упрощёнными героями, в которых есть одна-две доминирующих черты характера: «добрый-злой» «хитрый», жадный, «смелый». Золушка, Иван-царевич, Кощей, Буратино. Очень хорошо в этом возрасте ложатся стихотворные сказки Пушкина, «Конёк-горбунок», поскольку в них, помимо идеи и смысла заложен ещё и ритм.
Чем старше, тем, соответственно, сложнее сюжеты и герои. Ближе к подростковому возрасту герои сказок и сюжеты уже приобретают неоднозначность, конфликтность, напряжение. Сюжеты становятся более «закрученными», приобретают черты приключений и детективов. Классика – серия о Гарри Поттере, где почти нет однозначных, «плоских» героев.
Сказки для взрослых
Да-да, а вы как думали, куда отнести Фродо с Гендальфом, вампиров и оборотней, героев набирающего популярность жанра литРПГ (ролевой игры), современных бесчисленных «золушек», процветающих в романах и сериалах, а также фантастику?
Всё это тоже можно отнести к жанру сказки, чистейшего художественного вымысла.
Но в каждом случае, определив свою целевую аудиторию, подумайте, какой- всё же смысл, урок, идею, пользу, мораль вы внесёте в своё творение. Это поднимет вашу сказку на порядок, сделает её не просто чтивом для развлечения, но мощным воспитательно-развивающим средством.
Лучше всего, если вы, определившись, для кого вы будете писать сказку, до того как непосредственно сесть писать, «прошерстите» несколько десятков аналогичных сказок разных авторов. Это настроит вас на нужный стиль и лад, поможет понять, какие вам нужны смыслы и герои. Каждый раз после очередного прочтения задавайте себе вопрос: в чём главный посыл этой сказки? Подходит ли он мне?
Найдите свой смысл и сформулируйте его в одну-две ёмких фразы.
Например: «Я буду писать сказку для подростков – главный посыл в том, чтобы находить настоящих друзей не по внешности и популярности, а по качествам души. Это будет история о большой дружбе».
И можно приступать к определению вида сказки, которую хотите написать.
От «Колобка» до «Гарри Поттера»: виды и жанры сказок
Раньше, до появления СМИ и телевидения с интернетом, сказки по-простому делились на волшебные, про животных и социально-бытовые. Сейчас же жанров и видов сказок столько, что разобраться в них досконально не может никто.
Но всё же я бы заранее определилась, к какому хотя бы направлению вы тяготеете: детские, волшебные, бытовые сказки (тесно связанные с повседневной жизнью), мистические истории, народный фольклор, юмористическая сказка, философская притча, фентези-истории, фантастика и так далее.
Почему стоит повнимательнее отнестись к жанрам? Потому что каждый имеет свою специфику, стилистические особенности и законы. Например, в фольклорной сказке недопустимо использовать современную лексику, если только вы не задумали пародию, а они, кстати, пользуются популярностью!
В общем, ограничений по большому счёту, нет. Но если у вас выраженная тяга к какому-либо определённому жанру – совет тот же, что и с возрастом: читайте сказки и истории похожие по стилю, отмечайте, что вам нравится и что вы бы могли использовать для своего творчества. Я отнюдь не призываю к плагиату. Я призываю учиться у мастеров и не вижу ничего плохого в подражательстве на ранних этапах творчества: на этом растут все творческие люди.
Главный герой = главный секрет успеха сказки
Если в детских, «малышовых» сказках, как я уже говорила выше, герои должны быть максимально простыми, с одной-двумя главными и понятными ребёнку чертами характера, то чем «старше» сказка, тем больше всё в ней будет зависеть от главных героев.
Самое главное – ваши герои должны нравится детям! А чтобы они нравились детям, они должны быть немножко на них похожи и попадать в схожие психологические ситуации. Вот почему семейные сказки – это самые лучшие сказки для ваших детей!
На основе этого подхода – написании индивидуальной сказки для малыша или взрослого – работает целое психологическое направление, «сказкотерапия», которое эффективно решает психологические проблемы и сложности воспитания в семье.
Итак, герой. Без убедительного и обаятельного героя не напишешь хорошей истории. Именно герой получает те уроки, которые автор вкладывает в сказку, а читатель получает этот урок по максимуму только при условии, что он симпатизирует главному герою, переживает за него.
Если вы пишете сказку для собственного ребёнка, кому, как не вам знать его особенности, склонности, сильные и слабые стороны? Вложите их в своего героя, поместите его в ситуации, фантастический антураж, за которым скрываются реальные трудности роста и взросления, и вы напишете самую лучшую сказку для своего ребёнка.
Если же вы пишете просто «для себя», определитесь, кому будет симпатичен ваш герой. Наделите его теми чертами, которые понравятся тому типу читателей, на который вы рассчитываете. Если хотите увлечь подростков – говорите о том, что важно для них.
Немного «геройских» вопросов «на засыпку»
Подумайте, почему, например, Гарри Поттер вызвал такую мощную волну-отклик среди подростков? Какие качества героя совпали с их внутренним мирооощущением, «зацепили» их настолько, что дети бросили играть в компьютерные игры, перестали зависать в интернете и стали читать эти книги? А они стали – это невероятно, но это так.
Ответив на этот вопрос, проанализировав героев тех сказок, которые нравятся лично вам и вашим детям, вы многое сами сможете понять о том, какими чертами и склонностями наделить героя вашей собственной сказки. Составьте карту-план ваших главных героев, внеся туда качества характера, их историю, привычки, склонности, недостатки и странности. Чем объёмнее сказка, тем подробнее надо расписывать главных героев.
Более подробно о героях, принципах их конструирования вы можете ознакомиться в этой статье и моей литературной школе «Живое Слово» ВК и в группе-потоке «Сказка рядом», о которой подробнее расскажу в конце статьи.
Герой без Пути – не герой! Что такое «путь героя»?
Несмотря на то, что сказки кажутся предельно простыми по сюжету, в них всегда есть структура с основными поворотами, соответствующим концепции «пути героя».
Что такое «путь героя»?
Это понятие существовало в мировой литературе с самых древних времён, когда люди стали записывать первые мифы. Если вкратце: это становление человека как личности, прохождение им всех этапов от рождения до смерти, преодоление различных кризисов, испытаний и порогов.
Вот почему сказка имеет такой мощный воспитательный эффект: в ней зашифрован, сжат, словно внутренняя пружина, глубинный образ становления человека. Он изложен в лёгкой и ненавязчивой форме сказки с волшебным антуражем, но эта скрытая пружина смысла помогает читающему неосознанно встраиваться в те реалии, которые его окружают.
Так, ненавязчиво и аккуратно, сказка вносит в читателя импульс собственного развития, поиска личных истин, ответов на волнующие вопросы. Вот почему так важно воспитывать детей на хороших, чистых и мудрых сказках, автором которых можете стать вы сами!
И потому же сюжет всех сказок, по сути, одинаков, неважно, для какой возрастной категории она написана: герой появляется на страницах, получает какой-то вызов, принимает его, проходит обучение у наставника, отправляется за пределы обычного мира, проходит различные испытания, включая подготовительные и главное, а в итоге возвращается в обычный мир с вынесенным уроком и наградой, которой должен мудро распорядиться.
На своём пути он встречает других персонажей с разными архетипами: друзей, врагов, союзников, учителей, плутов, которые так или иначе помогают ему совершить «путь героя» и стать другим, поменять свою судьбу и окружающий мир.
Конечно, все эти этапы – словно части подвижной мозаики, их можно менять местами, развивать, какие-то убирать вовсе, но суть остаётся неизменной: у вас есть сказочный герой, и он должен пройти свой путь через испытания, изменившись в результате. И, в идеале, он должен изменить не только себя, но и повлиять своими благими переменами на окружающий мир. Очень хорошая книга Кристофера Воглера «Путешествие писателя» подробно излагает принципы построения сказочных и вообще любых героев и их пути. Рекомендую!
И снова пора пошевелить извилинами!
Вспомните свою любимую сказку. Выделите в ней главного героя. Отметьте, каким он появляется на первых страницах. Задайте себе следующие сюжетные вопросы (каждый вопрос — это поворотный момент сюжета):
Видите, сколько вопросов… Не на все можно найти ответ, ведь сказки бывают очень разными. Но опорные точки сюжета, о которых я вам рассказала выше, вы обязательно нащупаете. Попробуйте встроить героя, который у вас сложился в результате работы над героем, в стандартную схему «пути героя».
Не советую сразу писать сложную сюжетную сказку – попробуйте оттолкнуться от вопросов, изложенных выше и выстроить на них свою первую сказку: у вас уже получится хорошая классическая сказка. А мастерство, неповторимый авторский стиль и необычность приёмов – дело наживное: от сказки к сказке будет получаться всё лучше! О стиле и приёмах подробнее — в этой статье. Главное – начать.
«Сказка рядом» — закрытая группа ВК для тех, кто хочет понять, как написать сказку самому
Каждый желающий писать сказки или просто хорошо провести время в творческой обстановке, может принять в нём участие за символическую плату 290 рублей в месяц, вступив в донат группы «Живое слово». Для этого нажмите кнопку «Поддержать» в самом верху группы, как показано на скриншоте:
Помимо группы «Сказка рядом», вы получите доступ и в две другие закрытые группы, одна из которых посвящена мемуарам( «Родовая книга»), а другая — написанию нон-фикшн (нехудожественных) книг («Словомагия»).
Платёж будет сниматься автоматически в то же число месяца, в какое вы зашли в донат.
Отменить платную подписку можно в любое время.
В группе «Сказки» пишут и общаются совершенно разные люди – и абсолютные новички, впервые взявшиеся за «сказочное перо», и более опытные авторы, уже имеющие какой-то писательский опыт. Обратную связь можно получить как в комментариях к постам в группе, так и в специальном рабочем чате для донов группы «Живое Слово».
А это отзывы людей, которые писали в группе «Сказки»:
В потоке «Сказки» участникам предоставляются дополнительные материалы по написанию сказок, включая работу над героями, сюжетом, деталями атмосферы. В группе собраны различные задания, помогающие преодолеть страх перед писательством, «разогреться», повеселиться и получить заряд и идеи для вдохновения. Все задания полезны, «прокачивают» не только писательские, но и психологические навыки, в работе используются метафорические ассоциативные карты (МАК).
По желанию участника за дополнительную плату можно откорректировать, отредактировать написанные вами сказки и даже оформить их потом в сборник, подготовить его к печати.
Если же вам легче пишется в коллективе единомышленников: добро пожаловать в донат группы «Живое Слово» и получить результат, на который вы даже и не могли рассчитывать, потому что наш весёлый дружный и творческий коллектив творит чудеса! Приходите и убедитесь сами, что написать сказку самому не только возможно, но легко и весело!
Поделитесь этим материалом с теми, кому тоже не хватает в жизни сказки! И не забудьте скачать мою бесплатную книгу о писательском мастерстве «Клавиатура + душа: как стать автором, за которым идёт читатель», а также бесплатный урок по выбору писательских тем и методу свободного письма — всё это отличные инструменты для того, чтобы пробудить в вас НАСТОЯЩЕГО ПИСАТЕЛЯ!
Сказкотерапия. Как сочинить свою сказку?
Пост в лигу психотерапии.
Статья от практикующего специалиста
В статье рассказывается о том, как это помогает в жизни, приведены случаи из практики и рекомендации о том как самому сочинять свою сказку.
— Начну с предисловия.
Мои самые первые сказки я сочиняла в 11-14 лет. Совершенно «терапевтическим» методом: на ночь, перед сном, лежа с закрытыми глазами. Это были целые истории, романы с продолжением, и там я была – за каждого героя поочередно…
Эти сказки заменили мне тогда кукол, в которых стыдно уже стало играть. Но – больше…
Эти сказки дали мне СТОЛЬКО эмоций! Проживание счастья, горя, разлуки, встречи, достижения, разочарования, любования красотой…
Что я превратилась в «сама себе терапевта». Это потом я узнала, что такие сказки весьма часто сбываются в жизни; а тогда я не знала этого, и просто фантазировала, чтобы получать сильные чувства.
Невысказанные, запертые эмоции закомплексованного ребенка – находили выход. Внутренняя боль находила выход. Находило выход и огромное желание любить, и быть любимой.
Потом, в очередной период жизни, я забыла рассказывать себе сказки перед сном. Сильные эмоции стала мне давать непосредственно Жизнь. Но способа выразить свои чувства я не знала.
Запертые невыраженные чувства – стрессовая энергия. Она формирует болезнь.
И сейчас я понимаю:
Если мы не рассказываем сказки себе – мы рассказываем их окружающим.
(Ну, это просто. Еду в трамвае, задумалась, и понимаю вдруг: на меня ОРУТ. Орет женщина с костылем, стоящая прямо передо мной.
Орёт про то, что молодежь такая плохая (я, то есть), расселась, нет бы место пожилым больным инвалидам уступить, ни совести ни стыда…
А я вижу: эта женщина рассказывает мне – и всем вокруг – СКАЗКУ. Про то, как ее обижает и не любит муж, соседи, дети; про то, что ее обвесили в магазине, нахамили в собесе, и негодяй выбросил перед дверью подъезда свой мусор…
«Не могли бы вы уступить мне место, пожалуйста? Большое спасибо!»)
Итак, СКАЗКА – это в первую очередь способ выхода эмоций.
А во вторую очередь, это наслаждение от выхода эмоций.
А в третью очередь, понимание того, что происходит. Диагностика.
Но самое главное достоинство тех сказок, о которых идете речь, не это.
Сказка позволяет смоделировать новый вариант развития жизни, ситуации, судьбы.
Вы можете «заглядывать в будущее» (или в прошлое), и смотреть что будет если поступить так, или так, или так. Вы больше не слепы. У вас есть «фонарик», и даже «лазерный луч».
Как сочинить сказку.
Просто. Главное в этом деле — НЕ ДУМАТЬ. Или еще проще, как говорят психотерапевты: НЕ ИМЕТЬ НАМЕРЕНИЙ.
Нужно заранее отказаться в себе от всех намерений и представлений. Не Вы управляете сказкой, не вы ведете ее. Все, что вам нужно — это внимание, сосредоточенность, интерес.
(А что же должно получиться?)
. Сказка первая — обычная (пример номер раз).
Консультирую женщину по переписке. Основная проблема — ссоры с мужем. Прошу ее представить себя в любом образе, лечь, закрыть глаза, и сочинить спонтанную сказку.
Второе — понять, что агрессия другого человека — это его «вольность», то й же природы, что и моя. И с этой силой надо договариваться и любить ее (в себе — в первую очередь).
Ну а итогом сказки стала выпущенная энергия стресса. Сила героини получила «вектор направления», уменьшился внутренний страх.
Сказкотерапия — это метод трансформации глубоких стратегий подсознания. Один из методов. Следуя ему, важно соблюдать несколько ключевых правил:
— Ни к какому объекту, встреченному во внутреннем мире — мире СКАЗКИ — нельзя относиться с агрессией.
«нехорошести» (мысленно помыть, например). Ее можно попытаться полюбить, попросить у нее прощения (не помешает при контакте с любым объектом внутреннего мира!)
Но есть исключения. Исключения — то, что называется «интроектами», они представляют собой безоценочно принятые от окружающих убеждения и чужие стрессы. Интроекты массово принимаются в раннем детстве, а зрелом возрасте — только в бессознательном состоянии (например, внушение под наркозом). Интроекты любить бесполезно, их нужно отделять от своей сути и выкидывать вон.
Как отличить интроект от части собственной души:
нужно быть внимательным к своим ощущениям. И честным в своей сказке. Если нечто, что вы желаете в сказке изменить, на любовь и принятие реагирует плохо (увеличивается, душит, давит, а тело реагирует негативной
психосоматикой) — значит, это интроект, выкидывайте. Если выкинуть не получается никак, оно либо возвращается, либо вас что-то тянет обратно — значит это ваше, и его только принять и любить. От своего убежать невозможно.
— Не пытайтесь «навязать сказке хороший конец».
Это нечестность в своей сказке. Сказка может кончиться как угодно или не кончиться вообще (остановиться «ни туда ни сюда». Это ее право.
— Так как же сочинять сказку:
– Ложитесь, закройте глаза. Представьте себя в любом образе, любым существом. Опишите себя.
– Промоделируйте разные события, с существом происходящие. Посмотрите, как оно реагирует. Как оно хочет действовать, и что оно получает в ответ.
– Почувствуйте желания этого существа. Посмотрите, нет ли вокруг чего-то неприятного, угрожающего.
Следуйте за самыми сильными желаниями души.
Сказка вторая — нечестная (пример номер два).
Консультирую женщину по переписке.
«Я девица-красавица, в прекрасном доме, рядом молодец красивый, одежда на нас прекрасная, любо-дорого смотреть. Потом прилетает дракон с золотыми крыльями, это ангел, он несет нас на райский остров. » Ну и так далее в том же духе: все в шоколаде, интересного ничего.
Интересного ничего, потому что в сказке не происходит ничего, нет сильных чувств.
Человек боится испытать сильное чувство, оно заблокировано.
Эта сказка хороша, как школьное сочинение на заданную тему, но ее незачем рассказывать самому себе. Она вас не исцелит. Это не та сказка, которая ВАС ВЕДЕТ.
Настоящие внутренние сказки тоже бывают красивы, но по-другому. Они цепляют за живое. Их сочинение вызывает бурю чувств, подобную разве что оргазму:) Они честны и правдивы до крови, и обнажают все внутренние «углы» личности.
. Год назад мне посчастливилось обучаться в Школе Сказкотерапии Дмитрия Соколова.
Классическая сказкотерапия — это соединение многих методов. Это и психоанализ (вам расскажут, что ваши сказки «значат по Фрейду», что меч — это фаллос, а морская впадина — сами понимаете что. )
А для самой себя я написала несколько просто изумительных сказок, вызывающих бурю чувств. Эти сказки настолько личные, что не войдут ни в одну мою книгу. Но, Боже, какие откровения там я получила — о самой себе, моей личности, моей судьбе и стратегиях жизни.
Я дала им конечно, полезное дело. Эта сказка была словно дерево: каждый персонаж вырастал потом в отдельную ветвь.
Сказка страшная (пример номер три).
На моем курсе арт-терапии (в интернете) я столкнулась с проблемой участницы. Участница не могла двигаться дальше и выполнять задания курса: в ней активизировалась детская травма и детская боль.
разобрали канализацию, а как почистить — даже совета не дают. Проживай свою боль, жди, пока само…
Итогом расстановки стала тяжелая депрессия. Курс арт-терапии снова вскрыл рану. Выяснив, в чем дело, я предложила ей прочитать сказку (сказка не моя, источник в интернете:
Я предложила участнице написать собственную сказку, представив себя на месте этой девочки. И вот ее ответ:
И это было УЖЕ ХОРОШО, ибо уже не было шока, крика, рыдания.
А вы с мамой должны его успокоить, чтобы он не волновался за вас. Убедить его, что он может ехать в Райскую страну и ни о чем не беспокоиться: вы сами справитесь здесь без папы, а потом догоните его, когда вам тоже пришлют по почте билетики.
Дочке надо пообещать папе, что она будет благоразумной, пока его нет рядом, будет помогать маме и дружить с сестрами, а еще узнает все-все, что в мире есть интересного, а потом расскажет папе, когда его догонит. Мама пусть на прощание накормит папу борщом, закутает шарфом и прижмет к сердцу, передавая всю любовь.
И она написала! Вторая ее сказка уже была умиротворенной.
Дочки убедили папу, что ему не надо ни о чем беспокоиться. И сами не беспокоились ни о чем. Все переезжают в Райскую страну, когда время приходит.
-Как самочувствие после сказки? Если сказка была прожита искренне, затрагивая чувства, то она словно протачивает дырочку в плотине горя, и через дырочку утекают стрессы и боль. И плотина размывается, душе становится все легче и легче. Сказка действует долго.
– Да, Афина, облегчение однозначно есть. Вообще, когда писала сказку, в душе был покой, и даже некая умиротворѐнность. Внутри ощущалось смирение и было полное принятие того, о чѐм пишу. Как будто и правда душа перестала сопротивляться и бороться против этой боли и приняла всѐ как есть, пережив до этого все стадии потери. Сегодня мне намного легче.
Вот таким оно было, наше путешествие в «Страну Сказки».
И я надеюсь, что из этой небольшой книги вы извлечете действенный ИНСТРУМЕНТ самоосознания и приведения в порядок своей души.
Да, а вы думали – «Проснулся сам – приведи в порядок планету», как говорил Маленький Принц? Да нет, рановато еще планету. Сперва – умыть лицо и душу привести в порядок. Вытряхнуть грязь, мусор негативных чувств. Убрать плотины горя. Цветочки посадить.