Что такое сценарий жизни? Можно ли его «переписать»?
Жизненные сценарии — это одно из интереснейших понятий в психологии.
Вам кажется, что вы сами принимаете решения, вы осознанный свободный человек. Так ли это на самом деле?
На самом деле, мы все находимся в рамках своих сценариев, где примерно 80% всё предопределено и только 20% — свобода воли. Наша свобода — это только свобода в рамках нашего сценария.
Сценарий жизни — это наш неосознанный план жизни. Это наши стратегии поведения, модели, когда и как нам себя вести, как реагировать на ту или иную ситуацию, какие решения принимать, какой выбор делать. Все эти модели поведения заблаговременно прописаны в нашем бессознательном. Мы сначала реагируем, потом думаем, почему так поступили? Хотите вы того или не хотите, но сценарий на глубинном уровне неумолимо ведёт вас по своему пути.
Если вы понимаете, что в вашей жизни что-то идёт не так, и уж тем более, если замечаете повторяющиеся события, вы, как тот пони, всё «бежит по кругу», вам хочется изменить это, выйти из замкнутого круга, то очень рекомендую обратить внимание на тему жизненных сценариев.
У сценария может быть несколько сюжетных линий, они могут касаться вашего здоровья, финансового благополучия, межличностных отношений: родители-дети, муж-жена, я и друзья, коллеги. В сценарии могут быть заложены разные стратегии поведений: как выжить? Как справляться с трудностями? Избегания последствий поступков, ответственности, реагирования на те или иные события, участие в политике, социальная активность и т.д.
Сценарий — это то же, что и судьба. От себя и судьбы не убежишь. Куда бы человек не уехал, себя он всё равно возьмёт с собой. В какой бы чудесной стране ни оказался, его сценарий будет с ним. Если у женщины сценарий быть женой алкоголика, то она даже в самой малопьющей стране найдёт себе мужа-алкоголика. Если мужчина по сценарию «никогда» не достигает успеха, то и в жизни он его не достигнет.
Понятие жизненного сценария было предложено известным психологом Эриком Берном. Он определил жизненный сценарий как «неосознанный план жизни». Позже, в книге «Что вы делаете после того, как сказали «привет», он дал более полное определение: «План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала». Сценарий обусловлен не только внешними факторами вроде влияния родителей и окружающей среды, но и от характера и особенностей самого ребёнка, его выбора, его темперамента и т.д.
Иными словами, ребёнок решает (часто ему помогают решить), каким будет план его жизни. Из этого следует, что, даже воспитываясь в одних и тех же условиях, разные дети могут принять разные решения. В этом случае Берн приводил случай с двумя братьями, которым мать говорила, что оба они «кончат жизнь в психушке». Впоследствии один из них стал пациентом лечебницы, другой стал психиатром.
Сценарий начинает формироваться уже в раннем возрасте. Сначала формируется Я-концепция, ядро личности, базовые представления о себе, самоидентификация: кто я? Какой я? Я хороший или Я плохой?
Затем формируется понимание других: какие они? Они плохие или хорошие (имеются в виду значимые для малыша люди: мама, папа, родственники, няни и т.д.), те, кто заботится обо мне? От того, как они за ним ухаживают, т.е. удовлетворяя его базовые потребности, дают ему надёжную опору для последующего познания мира, это позволяют ребёнку чувствовать себя в безопасности.
В первые годы жизни ребёнок беспомощен и полностью зависит от мамы, которая ухаживает за ним, распознаёт его потребности, удовлетворяет их. Окружающий мир ребёнок воспринимает тоже через маму, её психологическое состояние, настрой мамы, её эмоции. Если мама ровная, спокойна, уверенная, то и ребёнок тоже спокоен, у него вырабатывается базовое доверие миру. Мир безопасен и комфортен.
На втором-третьем году жизни ребёнок выбирает одну из этих базовых установок и начинает строить в соответствии с этим свой жизненный сценарий. От этих установок зависит, будет ли это сценарий Победителя по жизни или это сценарий Побеждённого, будет ли это сценарий счастливого и эффективного человека или сценарий человека несчастного, зависящего от обстоятельств.
4 базовые жизненные позиции
Эрик Берн выделил четыре главных (базовые) установки по отношению к себе и другим, влияющие на наше мировоззрение и поведение:
В те же ранние годы ребёнок определяет и финал своего сценария. Раньше считалось, что это формируется к 4-м годам, но, по данным последних исследований, ребёнок прогнозирует то, как он закончит свою жизнь, до года! Будет ли это долгая спокойная жизнь или это бурная жизнь с трагическим концом. По Аристотелю, трагедия состоит из 3-х частей: завязка, кульминация и катастрофа. Главный герой трагедии — это человек хороший, но запутавшийся, совершающий ошибки. Он слепо идёт по жизни, выполняя предписания других людей, что приводит его к саморазрушению.
Затем под финал формируется и сам сценарий, т.е. то, как человек будет жить, чтобы прийти к такому финалу? Подбираются люди (статисты или так называемые сценарные партнёры), подбираются ситуация, сцены и мизансцены.
А сейчас небольшое упражнение, которое немного поможет приоткрыть тайну вашего сценария. Посмотрите на свою жизнь со стороны: младенчество, детство, юность, взрослые годы от 20 до 30, от 30 до 40 и т.д. Охарактеризуйте одним, двумя словами каждый период. Если бы вы могли написать о жизни этого человека, т.е. себя, то как бы вы назвали это произведение? Что бы это было: роман, трагедия, драма, эпопея, экшен, мыльная опера, детектив, приключения и т.д.? Какой финал у этого произведения? Какой главный герой, его цели и мотивы?
Из чего складывается жизненный сценарий?
У каждого из нас есть свой уникальный жизненный сценарий, он состоит из множества вариантов и сочетаний родительских предписаний, запретов, моделей поведения, жизненных позиций, правил, установок и ценностей, выбора и принятых решений.
Почему сценарии работают?
Можно ли изменить свой жизненный сценарий?
Сценарий, как мы выяснили, начинается с принятия решения в очень раннем возрасте, на основе данных, доступных в то время. Вы стали уже взрослым человеком, нужны вам ваши детские стратегии и решения? Не устарели ли они? Они сейчас приносят вам больше пользу или вред?
Сценарий — это стратегия выживания, адаптации в определённых условиях. Это семейная обстановка, стиль воспитания, атмосфера в семье, родительские установки и предписания. Это влияние окружения, школы, друзей, культурной среды, в которой рос человек. Можно слепо следовать своему сценарию, а можно принять новое решение и выйти из замкнутого круга.
Первый шаг — это осознать свой сценарий, свои сюжетные линии.
Второй шаг — это понять свои драйвера, запускающие сценарий, тип сценарного процесса, свои ограничения, условия, при которых он разворачивается и работает.
Третий шаг — это «переписать» его заново или внести коррективы.
Сценарный анализ — один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам — нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть всё ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссёрские функции — перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом. При этом важно понимать, что для изменения своего сценария придётся потрудиться, и именно от вашей готовности изменить свою жизнь зависит результат.
Кому-то на это понадобиться много времени, кому-то меньше, но если есть желание и мотивация, то совершенно точно любой сценарий можно изменить. Тем более на сегодняшний день у психологов в распоряжении имеется много разных инструментов, позволяющих достаточно за короткое время получить отличные результаты.
Сценарий собственной жизни
Четыре года прошло с тех пор, как я написала эту статью. Это были очень важные годы.
В 2015 году я решилась выйти из статуса сценариста и пересесть в кресло режиссера. Мне удалось вдохновить идеей моего фильма многих людей, собрать деньги на краудфандинге, найти соратников по духу и воплотить свой замысел.
С фильмом «Чемодан» мы побывали на многих кинофестивалях и, в первую очередь, в Каннах. Фильм увидели в Ереване и Филадельфии, Голландии и Бельгии, мы удостоились чести попасть в лонглист «Золотого орла». Мне посчастливилось давать мастер-классы на кинофестивалях в Москве и Петербурге, для выпускников киновузов, для научных конференций. Моя мечта сбылась, начался новый отрезок пути.
Помимо создания и продвижения фильма я занималась развитием школы «ПишуКино». Сегодня я наблюдаю, как мои выпускники работают над сериалами для телевидения, получают удовольствие от профессии. Я невероятно горжусь ими.
Перечитывая рекомендации, которыми я поделилась с читателями «ЖИ!» четыре года назад, могу со стопроцентной уверенностью, основанной на личном опыте, сказать: готовность к потерям, инвестиции в себя, смелость рассказать миру о своей боли вкупе с бескорыстным желанием делиться своими знаниями с окружающими, неизбежно приведут вас к поставленным целям и помогут найти гармонию.
Мы помогаем друг другу реализовывать мечты. Мы не сможем трудиться за других, но способны поддержать их в работе, чтобы и они постепенно начали творить и в конце концов стали мастерами своего дела.
Двенадцать лет тому назад моя жизнь раскололась на «до» и «после». Взяв две сумки и двоих моих детей, я ушла от человека, с которым прожила двенадцать лет.
(Только сейчас, написав это, подумала, что я, видимо, нахожусь на пороге нового цикла. Отлично!)
На тот момент у меня не было ни денег, ни квартиры, ни внятного понимания, чем же я хочу заниматься. Более того, уход мой был вынужденной мерой, повергшей меня в беспомощное депрессивное состояние. Если вы когда-нибудь тонули, то можете представить себе мое тогдашнее ощущение: «ухожу под воду, как глупо, ухватиться не за что, как же так?!»
Сейчас я — создатель и руководитель школы «Пишу кино», которая существует уже четвертый год, у меня более 200 выпускников. И моя задача, которую я ставлю на каждом первом занятии нового курса, звучит почти так же, как у Гоши из любимого с детства фильма «Москва слезам не верит»: сделать так, чтобы закрутилось то, что до меня не крутилось.
Изменение себя начинается с желания. Желание — это мощнейший импульс к действию. Сколько бы вы ни говорили себе, что вам надо что-то изменить в вашей жизни, вы не сдвинетесь ни на миллиметр, если это «надо» навязано вам модными журналами, успешными друзьями или чрезмерно заботливыми родителями. Иными словами, если это желание не ваше.
Человек — существо по природе ленивое, идущее по пути наименьшего сопротивления. Но жизнь может сделать с вами удивительный кульбит. В драматургии это называется «загнать героя в драматическую ситуацию». Определение этой ситуации таково — ситуация, превышающая возможности характера героя. То есть, у всех нас есть два выбора — двигаться или ожидать пока милосердная жизнь (Бог, Вселенная и вообще, или кто-то еще) заставит нас взять себя за волосы и вытащить из болота.
Мое болото было не самым спокойным и уютным, но я годами предпочитала оставаться в нем, не беря полную ответственность за себя, свою жизнь, жизнь собственных детей. В 28 лет моя пороховая бочка рванула, разнеся все иллюзии в щепки. Положиться мне было не на кого. Я выпутывалась из плена липкого страха перед перспективой умереть голодной смертью вместе с маленькими детьми. Металась между выбором: пойти работать на овощебазу или в секретарши? Теряла время в попытках прислониться к ненадежному мужскому плечу. Сегодня я безмерно благодарна моей внутренней сущности, которая не позволила мне остановиться ни на одной из этих нелепостей. Ведь я всегда могла ТВОРИТЬ. Так я придумала и сотворила мою профессию, мой первый проданный сценарий, мой первый написанный сериал, мои первые организованные курсы.
Учить кого-то тому, чем я увлекаюсь сама — такая идея пришла после очередной работы, за которую я пыталась зацепиться. Эта работа была несомненным опытом и испытанием. Один питерский ТВ-канал пригласил меня вести интеллектуальную игру. Основанием для этого послужила хрустальная сова, которую мне присудили на финальных играх «Что?Где?Когда?» в 2000 году. Но появление мое на канале именно в тот момент было фактически случайным. Меня делегировали добрые подруги представить сочиненный нами проект одного ТВ-шоу. Идея сумасбродная. Но, как мы помним, импульсом ко всему служит желание.
Проработав на телевидении более пяти лет, я пришла к выводу, что исчерпала себя в качестве ведущей и автора программ. Мне это больше не было интересно. Суета сует утомила и, хотя на ТВ были созданы очень важные для меня программы (я в первый раз в нашей стране сделала программу о донорстве крови, о психиатрических детских диагнозах, о больных и ненужных никому умирающих детям. ), но мне хотелось большей глубины, другой вовлеченности в процесс, иного качества авторства. Трагедии, о которых я пыталась рассказывать в телевизионном формате, требовали более детального рассмотрения.
Когда я захотела писать кино, поняла, что это именно то, о чем я хочу говорить с другими людьми, чем я могу делиться с ними. В качестве педагога я начинала с бесплатных мастер-классов, прошла через разные частные школы, государственный вуз СПбГУКиТ, где преподавала на двух кафедрах: журналистики и сценарного дела, как дополнительного образования. Затем я организовала свои курсы «Пишу кино».
Преподавание — это очень важная часть моей жизни. Да, конечно, я занимаюсь с учениками не только сценарным мастерством. Это интенсивный психологический тренинг по обретению дороги к себе. Сценарист может писать только о том, что у него болит, или он врет, штампуя клише и выдавая шаблоны. Я не ставлю перед собой задачу сделать из каждого приходящего ко мне ученика сценариста, но пытаюсь в каждом пробудить энергию изменения сценария собственной жизни.
Теперь я просто дам те советы, которые сработали лично для меня в моей жизни. Это не означает, что они сработают у вас, но желание делиться опытом лежит в основе выживания вида, поэтому оно нам так присуще. Возможно, кого-то мой путь вдохновит. Вдохновение — прекрасная аффирмация для нашей жизни.
1. Перестаньте рассчитывать на кого-то
Никто вам не поможет. С этой отправной точки стоит начинать движение. Как сказал Дзиро Оно — 85-летний повар-сушист, владелец небольшого ресторана на окраине Токио, которому присуждены все звезды Мишлен:
Интересно, что готовность к потере раскрывает бесчисленное количество вариантов Вселенной. Когда я решила стать сценаристом, на моем счету не было никаких сбережений, у меня не было страховочного троса в виде дотаций со стороны. Никто, кроме меня, не мог бы содержать моих детей, обеспечивая им пропитание и образование, покупать им обмундирование для занятий фехтованием или обеспечивать наличие скрипки немецкой мануфактуры начала прошлого века. То есть, от моего решения зависела не только моя жизнь, но и жизни еще двоих людей. И это был мой выбор: отказаться от парализующего страха и наполниться бесстрашием идти до конца.
2. Гуру не существует. Есть профи, у них стоит учиться.
Любые знания стоят денег или иных ресурсов, которыми вы должны обладать, чтобы их получить. Для начала я попыталась: я написала сценарий. Затем я нашла мастера, у которого мне было важно сверить ориентиры. Потом, я заработала денег на посещение его курса. Это были последние деньги, заработанные на прежней работе. Их я вложила в образование. Отсюда вытекает третье правило.
3. Инвестиции в себя необходимы
За последние пять лет, что я занимаюсь сценарным мастерством, я посетила различные мастер-классы и семинары с самыми известными сценарными преподавателями и деятелями мировой киноидустрии. Каждый раз, когда вставал вопрос о круглой сумме, которую нужно потратить на поездку и оплату этих курсов, я принимала решение в пользу учебы, а не экономии средств. Каждый раз это давало толчок к следующему этапу развития, установлению новых связей, более глубокому постижению профессии.
4. Идей великое множество, но писать стоит только о том, что у тебя реально болит
Как сказал Френсис Форд Коппола, «Сценарий — это вопрос, на который я хочу найти ответ». Каждый раз, когда у передо мной вставал вопрос, ответ на который был неоднозначен, выбор неочевиден, я пыталась исследовать его с помощью творческой трансформации. Психологи утверждают, что сценарий — это диагноз. Так оно и есть. Моя боль, темная сторона души, страхи, обиды были отработаны во многом благодаря созданию сценариев, которые писались не на заказ.
5. Делитесь
Как только тебе становится чуть легче дышать, поддержи другого, передай ему часть того ресурса, которым ты теперь обладаешь. В моем случае возникли курсы сценарного мастерства «Пишу кино», мои любимые ученики. Их отзывы можно почитать на моем сайте pishukino.ru. Там они пишут, что приход на курсы изменил их жизнь. Так что цепочка запускается дальше — цепочка вдохновения.
6. Границ нет
Когда много слушаешь тех, кто варится в том же бульоне, что и ты, тебе кажется, что все уныло и безнадежно: продюсеры гнобят сценаристов, кинематограф загибается, проникнуть наверх невозможно, кругом свои да наши и т.п, и т.д. Наплюйте и заткните уши свои от прослушивания этой бредятины. Никто не знает, что на самом деле возможно именно для вас. И никто не посмеет вас остановить. Наберитесь наглости делать то, что вам нравится. Сегодня я подумала бы десять раз, открывать ли мне сценарный курс. Ведь чем больше знаешь, тем больше сомнений. Сделав это тогда, я была безудержно наглой, за что себе безмерно благодарна.
7. Овладевайте ремеслом
Быть собой, искать свой голос, извлекать свою боль — это все да. Но если вы будете делать это, как дилетант и графоман, вы не сможете уважать сами себя. Опорой в этом пути служит количество реализованного, признанного, сделанного. Я пишу кино для людей, я верю, что его увидят разные люди, и разделят со мной поиск ответов, и откликнуться своим пониманием на мои вопросы. Это наш обмен, наше единение. Просто я делаю это через кино.
Читайте также
История, которая изменила мою жизнь
Это случилось шесть лет назад…Начало зимы, пятница, мой офис празднует завершение очередного проекта, а я уехала пораньше с мужем — у нас ужин с друзьями. В китайском ресторане мы обсуждаем новогодние планы.
Кризис и другие этапы развития
В процессе воплощения писательской мечты я провалилась в жуткий кризис: момент тишины. Из него вытаскивала себя долго и с большими усилиями. Пока не поняла, что переломный период — всего лишь часть развития проекта.
Наглость быть свободной
Наглость! Ключевое слово. Хотите — назовите это свободой. Пять лет тому назад я решила стать сценаристом. Стала по мере сил. В послужном списке семь сериалов и три «полных метра». Не все из этого вышло в эфир. Что-то осталось лежать в столах продюсеров, выкупивших права на экранизацию. А то, что было снято, я вряд ли захотела бы показать Спилбергу.
Жизненный сценарий: что это в психологии, его строение и типы. Теория жизненного сценария по Э. Берну. Как изменить жизненный сценарий
Психика человека похожа на компьютер, в который можно загрузить ту или иную программу. И первая такая запись делается в детском возрасте. Родители воздействуют на настоящее и будущее ребенка, формируя подсознательные мотивы поведения. Большая часть психотерапевтической работы отводится на корректировку неблагополучного сценария из детства, выход из него и построение новой жизни. Но обо всем по порядку.
Что такое жизненный сценарий
Жизненный сценарий – постепенно реализующийся план жизни, сформированный в детстве. Он отражает установки, ценности, правила, которые внушили родители. Притом чаще это внушение происходит делом, а не словом, хотя сами родители не всегда это понимают.
Жизненный сценарий требует корректировки в том случае, если препятствует развитию личности. Обычно это описывают как «злой рок», «клеймо неудачника», «рождение под несчастливой звездой», «мне попадаются одни негодяи», «меня прокляли», «на мне венец безбрачия», «это родовое проклятие» и т. д. На самом деле нет ни рока, ни судьбы, есть программа родителей, их образец, плотно засевший на бессознательном уровне.
Почему каждый ребенок усваивает сценарий родителей? Дана готовая цель жизни:
Жизненный сценарий отражает опыт родителей, их способ жизни, который ребенок усвоил в совершенстве. Родители учат тому, чему научились сами, по крайней мере, сами они так считают. Потому из успешных семей чаще выходят успешные дети, а вот выходцам из асоциальных семей приходится нелегко. Они в будущем становятся клиентами психотерапевта или пытаются самостоятельно разорвать шаблон жизни родителей, сломать стереотипы, начать жить по-новому, по-своему.
Типы сценариев
В психологии принято говорить о 4 сценариях жизни:
Сами названия отлично описывают мироощущение людей, живущих по ним. Первый тип вряд ли попадет к психотерапевту, а вот три остальных входят в группу риска.
Основатель теории Эрик Берн выделил 3 сценария:
Заподозрить, по какому сценарию живет человек, можно при внимательном слушании:
Жизненный сценарий отражается в жизненных позициях в работе, любви, дружбе, браке. Жизненная позиция – отношение человека к чему-либо.
Структура сценария
В структуру сценария входят следующие элементы:
База сценария закладывается к 6 годам. В дальнейшем при негативном жизненном сценарии человек, сам того не замечая, препятствует собственному успеху, срывает собственные планы. Он вредит сам себе, движимый неадекватным родительским воспитанием.
Строение сценария
Фундамент сценария – жизненная позиция. Она вытекает из ранних отношений матери и дитя, которые определяют доверие или недоверие малыша к миру. У ребенка уже на первом году жизни появляются убеждения относительно себя и других:
Первые убеждения окрашены знаком плюс, вторые – минус. Это ядро сценария. Жизненная позиция зависит от комбинации знаков:
Жизненная позиция у большинства людей устойчивая, но встречаются типы с нестабильной позицией. Они регулярно колеблются между всеми четырьмя типами. Это тревожные и нестабильные типы. Работа с ними, как и другие отношения, представляет собой особую трудность.
Дело в том, что мы видим друг в друге эти позиции и тянемся к таким же, как мы сами. Нестабильный человек тянется то к одному кругу лиц, то к другому, а в результате нигде не чувствует комфорта, да и окружение его не понимает.
Именно с жизненной позицией и нужно бороться, чтобы выйти из сценария. Разрушите фундамент – дом рухнет сам собой. Но изменить позицию, как отметил Берн, можно только двумя способами: работая с психотерапевтом или найдя источник большой и искренней любви. Психоаналитик был уверен, что сильные чувства способны разрушить даже детские установки относительно себя и мира.
Как определить свой сценарий
Берн рекомендовал честно ответить на 4 вопроса и проанализировать результат:
Результаты могут быть весьма неожиданными. Например, в книге Берна говорится, что запрет «Не думай!» запускает программу пьянства. Алкоголь – уход от реальности, возможность не думать о проблемах.
Как изменить сценарий
Нужно увидеть несовершенство установленной программы – в этом и заключается трудность, ведь сценарий записан на диск бессознательного. Когда проблема найдена, нужно начинать работу по захвату самостоятельности: ставить осознанные жизненные цели, самостоятельно выбирать социальные роли, способы достижения целей.
Самостоятельно изменить сценарий непросто. Лучше обратиться к психотерапевту, но прямо сейчас можно сделать первый шаг к изменению судьбы:
Нужно подумать, что вы хотите изменить, как вы хотите жить, какие ресурсы для этого нужны, где их взять. Эрик Берн отмечал, что самая важная работа – дать себе разрешение жить по-своему, развиваться, любить, меняться. Запретов, сохранившихся от родителей, в голове и так достаточно.
Послесловие
Предрасположенность к жизненным проблемам, способы реагирования на них уходят корнями в семейное воспитание. Но не только генетика, поведение родителей, условия среды формируют жизнь человека. На нее влияет сама личность, внешние обстоятельства, неподвластные родительскому сценарию.
В конечном счете, каждый человек – сам хозяин своей судьбы. Только его индивидуальные особенности и личные устремления играют решающую роль. Родители могут записывать сценарий, но они не влияют на врожденные особенности психики, темперамент. А это играет немалую роль в коррекции судьбы.