Перерасчет ЖКХ
Как не платить за свет, воду и газ, если вы их не используете
Важно
С 1 января 2017 года перерасчет ЖКХ в квартирах без счетчиков можно сделать, только если вы предоставите акт обследования, подтверждающий, что в вашем жилье технически невозможно установить счетчики — п. 92 ПП РФ от 06.05.2011 N 354.
Вы можете получить такой документ, если живете в ветхих или аварийных домах. Изучите официальные критерии, которые устанавливают, когда счетчики установить нельзя, а пересчитать ЖКХ можно.
За актом обследования обращайтесь в свою Управляющую организацию.
Бывает, что вы прописаны в квартире, но временно живете в другом месте.
Некоторые уезжают на много месяцев: служат в армии, учатся в другом городе, зимуют в Таиланде. Бывают люди, которые не вылезают из командировок. Бывает, летом вся семья отправляется на дачу. А когда возвращаются, их встречают счета за коммуналку. Вы не пользовались газом, водой и канализацией, но вас просят заплатить. Непорядок.
Если вы уезжаете из квартиры больше чем на пять дней, то по закону не должны оплачивать время «простоя». Но управляющая компания о вашем отъезде не знает. Поставьте ее в известность, и вам сделают перерасчет платежей. Для этого отнесите в управляющую компанию заявление и документы, которые подтвердят, что вас не было в квартире.
В законе прописаны два варианта: вы можете сообщить об отъезде заранее или по возвращении. Говорить заранее неудобно. Никто не хочет лишний раз объявлять о том, что квартира пустует. Поэтому лучше воспользоваться вторым вариантом — прийти в управляющую компанию в течение 30 дней по приезде.
Определить свою обслуживающую организацию вам поможет квитанция на оплату услуг. Название компании указано в графе «Наименование получателя платежа». Иногда там же указывают адрес и телефон:
За более подробной информацией зайдите на сайт «Реформа ЖКХ ». Кликните по ссылке «Найти своего управляющего» и вбейте в строку поиска название обслуживающей организации. Так вы узнаете адрес компании, сайт, имя руководителя и даже рейтинг, который складывается из финансовой устойчивости, прозрачности, эффективности и репутации:
Обязательно уточните по телефону дни и часы приема. Многие фирмы выделяют на это всего пару часов в неделю. Подготовьтесь заранее: распечатайте и подпишите заявление, сделайте копии нужных документов.
Если уезжаете регулярно, можно распечатать шаблон и вписывать от руки даты и список документов. Чтобы сохранить образец на свой компьютер, выберите в строке состояния (под заголовком) пункт Файл → Скачать как → Microsoft Word. Вставьте свои данные вместо шаблонных, распечатайте заявление и подпишите его от руки
Теперь приложите вещдоки. Хватит одного или двух документов. Сверьтесь с таблицей:
1. Проездные билеты, в том числе электронные (при условии, что на них указано ваше имя).
2. Справка от охранной организации, что квартира пустовала и находилась под непрерывным наблюдением
Как я боролась с коммунальщиками и победила
Они хотели отсудить 13 ₽, но потеряли 3000 ₽
Больше всего я не люблю платить за то, чего не получила.
Я пенсионерка и живу в Нижнем Новгороде. Хотя сын мне помогает, а пенсию трачу только на себя, я считаю каждый рубль. Думаю, что такой подход — уважение к деньгам.
Расскажу, чего мне стоила вся эта коммунальная эпопея.
Как жить в России
С чего все началось
5 февраля 2019 года у меня сильно заболело сердце. Я вызвала скорую, и меня сразу увезли в больницу с диагнозом «обширный инфаркт». В отделении кардиологии мне сделали операцию, а потом врачи наблюдали за моим состоянием еще две недели. В последний день лечения — 18 февраля — меня и еще несколько пациентов из нашего отделения отправили в загородный санаторий на реабилитацию. Туда мы все вместе поехали сразу из больницы. Домой я вернулась только 1 марта.
Спустя три недели сын отправил меня в одну из клиник Москвы для дополнительного обследования. Там я провела еще несколько дней — с 26 марта по 4 апреля.
В итоге получилось, что дома с небольшими перерывами я отсутствовала 31 полный день — без дней отъезда и приезда. Причем все время отсутствия я могла подтвердить документами: справками из больницы и санатория, а также железнодорожными билетами.
Когда я окончательно вернулась домой в Нижний Новгород, решила воспользоваться своим правом на перерасчет стоимости коммунальных услуг. Я зарегистрирована в квартире одна, поэтому перерасчет за эти дни позволил бы мне вернуть 100% стоимости услуг, которые я не получила, поскольку отсутствовала.
Почти все услуги — газ, горячая и холодная вода — у меня по счетчикам. За эти услуги я не переплатила. А вот стоимость вывоза мусора сейчас считают не по количеству тех, кто проживает или зарегистрирован в квартире, а по площади. Опущу мой немой вопрос по поводу логики расчета, ведь мусор производят не метры жилплощади, а люди. Я живу одна в двухкомнатной квартире, поэтому переплачиваю, даже когда плачу по нормативу. И мне очень не хотелось платить за вывоз мусора еще и тогда, когда меня не было.
Что такое перерасчет услуг ЖКХ и когда им можно воспользоваться
В России действуют правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждены постановлением правительства № 354. Согласно этим правилам, если человек по каким-то причинам не жил больше пяти дней в жилом помещении, он имеет право на перерасчет. Такой перерасчет удобен, если человек уезжает в командировку, на учебу в другой город или уходит служить в армию.
Так, можно получить компенсацию за услуги, потребление которых нельзя измерить по счетчикам. Исключения: газ, электричество и отопление для общедомовых нужд или для поддержания температуры внутри дома.
Стоимость услуг возвращают пропорционально количеству дней отсутствия. День отъезда и приезда компенсировать нельзя.
Для перерасчета нужны подтверждающие документы. Например, подойдут такие:
Могут подойти и другие документы, если по ним можно понять точный период и факт отсутствия в жилом помещении.
Сообщить управляющей компании об отъезде можно заранее, а можно — после возвращения. Но сделать это нужно не позже, чем через 30 дней после приезда. В Т—Ж есть отдельная статья о том, как сделать перерасчет услуг ЖКХ.
Заявление на перерасчет
Сначала я пыталась решить вопрос мирно. Я посмотрела в квитанции, кто у нас занимается вывозом отходов, и выяснила, что это ООО «Нижэкология-НН» — адрес и номер телефона написаны прямо в квитанции. Я приехала в районный центр этой организации, чтобы написать заявление на перерасчет. Но мне сказали, что расчет производит домоуправляющая компания моего района — нужно обратиться к ним.
Я пошла в домоуправляющую компанию, где меня отправили обратно. Оказалось, что УК рассчитывает все по данным от ООО «Нижэкология-НН». Я опять пошла к мусорщикам. Но пока ходила, они успели переехать. Прежний офис уже закрылся, а офис по новому адресу еще не заработал.
Я обратилась в областное отделение той же компании. Сотрудница спустилась ко мне в фойе, где мы долго беседовали. Она была вежлива, но с моими доводами не согласилась, ссылаясь на те самые правила предоставления коммунальных услуг. Согласно ее интерпретации, первый и последний день при перерасчете в справках не учитываются. Возможно, она не дочитала это постановление до конца, потому что в п. 90 этих правил речь идет о днях «выбытия и прибытия в жилое помещение».
Считала я так. В феврале, пока я лежала в больнице и находилась на реабилитации в санатории, квартира пустовала 23 полных дня — без учета дня инфаркта и дня моего возвращения. А потом я еще пять дней в марте и три дня в апреле была в Москве — это тоже без учета первого и последнего дня. Всего меня не было 31 день, за которые я и хотела получить компенсацию.
Жалоба в госинспекцию
Мне стало обидно, что чиновники так невнимательно подошли к моим документам и пренебрежительно отнеслись к чужим деньгам. Возможно, 13 Р — не та сумма, из-за которой стоило бороться, но мне не понравилась неаккуратность в расчетах. Поэтому 24 июня я написала заявление в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области и попросила проверить сумму перерасчета.
Инспекция не успела мне ответить за месяц и прислала письмо. В нем мне сообщили, что для «объективного, всестороннего и полного рассмотрения» будет проведена «внеплановая документарная проверка», и им нужно на это еще 30 дней. Еще через месяц я получила ответ, что перерасчет сделан правильно и нарушений они не выявили.
Я вновь пошла в инспекцию и оставила обращение, но на этот раз приложила расчеты. Специалисту, который принимал документы, обосновала так: наверняка мой случай не единственный, возможно, у кого-то из-за подобных ошибок речь идет о более крупных суммах.
В середине октября, то есть через четыре месяца, я получила ответ, что перерасчет выполнен не в полном объеме. Жилищная инспекция проверила документы и установила, что 18 февраля я не заезжала домой, а значит, намусорить не могла. Инспекция выдала предписание ООО «Нижэкология-НН» устранить нарушение и повторно сделать перерасчет.
Заседание назначили на 4 февраля, но в суд я не поехала. Через пару недель я получила решение суда по почте. В решении суд подробно изложил правила расчета, основания для перерасчета и отклонил иск. Тем самым он признал, что мой расчет был верным.
Аргументы были такие. При расчете компенсации ООО «Нижэкология-НН» неверно учла день переезда из больницы в санаторий, рассмотрев справки из этих учреждений отдельно друг от друга. Но рассматривать их нужно вместе, потому что 18 февраля я покинула больницу и в этот же день прибыла в санаторий. То есть считать этот день днем прибытия или выбытия нельзя.
Суд постановил сделать перерасчет, а судебные издержки в 3000 Р возложить на проигравшую суд мусороперерабатывающую компанию. Решение вступило в силу через месяц. Компания его не обжаловала, но те 13 Р так и не вернула.
Почему не стоит оставлять перерасчеты без внимания
Сейчас многие не хотят разбираться ради нескольких рублей, поэтому ошибки при расчетах коммунальщикам сходят с рук. Но если больше людей будут проверять расчеты и жаловаться на ошибки, чиновники начнут внимательнее к этому относиться. А значит, есть шанс, что таких случаев станет меньше.
Но чиновники плохо знают законы. В районном отделении компании моей подруге сказали, что плата берется с квадратных метров и перерасчет ей не положен. Это, конечно, неверно. Заявление они приняли, но в итоге ответили отказом и не стали ничего пересчитывать. Хотя пару месяцев назад на тех же основаниях в той же компании мне такой перерасчет сделали.
Моя подруга не захотела бороться дальше. Она старше меня. Свои права она знает неважно, и доказывать что-то у нее не было желания. В результате я пробую добиться справедливости и для нее. И мое решение мне в этом поможет.
Иногда эта борьба оказывается дорогой. Так, когда мне стукнуло 70 лет, я решила воспользоваться еще одним своим правом — на частичную компенсацию стоимости капремонта. Для этого мне нужно было предоставить в управление соцзащиты все документы. Я позвонила и оказалось, что все документы у них есть, но не хватает заявления. Меня пригласили его написать лично.
Это было весной 2020 года, когда уже ввели режим самоизоляции и всем пожилым людям настоятельно рекомендовали не выходить из дома без крайней необходимости. Но сотрудники соцзащиты как будто не знали об этом.
Я не стала ругаться по телефону. Когда пенсионерам разрешили выходить на улицу, я посетила службу соцзащиты и высказала им все, что думаю об их бюрократии. Мне пообещали выплатить компенсацию с того момента, как они получили мое письмо с заявлением, то есть с мая.
Для работающего человека такое общение может показаться хлопотным и потребовать много сил, поэтому почти недоступно. А у пенсионеров вроде меня есть время, но нужно еще и желание. А оно пока есть не у всех.
Как отстаивать свои права на перерасчет услуг ЖКХ
Можно создать компанию пенсионеров, которые будут ходить отстаивать права. Времени у них полно, пусть ходят судятся, пусть даже выигранные деньги себе оставляют.
Дело здесь совсем не в сумме, автор статьи объяснила, а в принципах. Елена Васильевна, спасибо!
Побольше бы таких небезразличных пенсионеров и мы бы жили в другой стране
Павел, можно и не только пенсионеров 🙂 По возможности, конечно
>> Правда, спорные 13 Р, из-за которых коммунальщики подали в суд, мне пока так и не вернули.
Да да, если кто-то кому-то должен это проблема того, которому должны.
Я обычно с такими п-орами (помидорами) когда есть решение суда разговариваю просто: жду три месяца и иск в арбитраж о банкротстве юридического лица.
До реальной подачи иска дело не доходило, но все требования при наличии написанного и готового к подаче иска о банкротстве исполнялись мгновенно (=приношу иск, через пять минут выдают платёжное поручение с подписью директора).
В момент регистрации иска в картотеке арбитража автоматика банка может отозвать кредитные линии, а этого боятся больше чем любых других кар. Ну и слёт с госзакупок где это проверяют.
Alexander, не совсем понял, а как вы можете подать иск о банкротстве кого-то ещё?
Alexander, только надо учесть, что задолженность должна быть свыше 300 тыс и за период более 3 месяцев. Так что, это точно не в этом случае.
Alexander, вот бы мне так на Налоговую:)) А то мою районную ИФНС уже обязала вышестоящая организация выплатить пени, а они не очень-то спешат, хотя все сроки прошли. )
Alexander, интересная тактика, а с должниками-физиками так можно?
Борьба за 13 рублей ценой 280 рублей. Вот она, мощь России!
Елена Васильевна, вы молодец. Восхищаюсь вами!
Иван, в суд как раз коммунальщики подали. Представляю как их юрист писал исковое заявление из-за 13 рублей. Вот кому делать нечего!
Георгий, после того, как мы отказались от ростелекомовского интернета в пользу другого, через полгода примерно начали приходить письма счастья, с якобы задолженностью в размере 3 копеек, хотя мы всегда оплачивали в срок и полностью. Ходить из-за такой ерунды к ним в офис было лениво, но смешно было очень: из-за трех копеек, вымышленных, потратить фиг знает сколько рублей на кучу квитанций, которые ежемесячно чуть ли не целый год приходили. Может, и по сей день приходят, но мы давно переехали)))
А теперь посчитайте сколько было потрачено на проезд по всем этим говноконторам.
P.s. Все спрашивают, куда пенсионеры ездят толпами каждый день. А вот куда!?
T-800, теперь буду вспоминать статью при виде пенсионеров?
Roman, И радоваться, что все они такие принципиальные!
Pavla, тоже можно дать объявление на подобные виды услуг: спрос будет колоссальный)
Tami, дело не в 13 рублях, а в принципе. Тут 5 рублей, там 7, здесь 13. Но если по каждой мелочи будет проходить проверка и УК будут наказывать рублем, порядок будет наведен очень быстро!
Дмитрий, Если бы она пошла до конца. То есть 13 рублей не вернули, срок вышел, подача иска в суд, с возмещением расходов (транспорт, пошлина, услуги юриста-в разумных пределах), Есть случаи когда 100 рублей взыскивают, плюс еще расходов тыщ на 10 )) А итог ее борьбы в данном случае не вдохновляет. Хотя она может еще раз написать в ГЖИ о том, что не выполнено предписание ГЖИ. Там штрафы немаленькие.
Юрий, я думаю, автор статьи сейчас читает комментарии и делает себе заметки. И обязательно применить их на практике
Итого коммунальщики были наказаны на свои и человек отстаивал некую вселенскую справедливость. Честно говоря ждал, что в конце будет иск с требованием компенсации морального ущерба и чеками на половину лекарств как подтверждение ущерба.
Со стороны выглядит как очередное хобби, кто-то вяжет, кто-то судится, кто-то крестиком вышивает. Хорошо, когда у человека есть время и силы доехать до офиса организации в их приёмные часы. Плохо, что другим обсчитываемым местными монополиями от таких борцов ни жарко ни холодно.
Marina, думаю дело в принципах
Только в этих компаниях работают не «чиновники».
УК — коммерческая компания. И вывозом мусора тоже занимается коммерческая компания.
Прочитала с большим интересом. Спасибо за статью и за вашу принципиальность!
наталья, судить по какой статье Уголовного кодекса? Состава преступления в данном случае нет. Но автор нашла замечательный способ наказания, строго в рамках закона.
Меня всегда пугают призывы судить кого то как врагов народа. Невозможно это. Нет в УК РФ такой статьи.
Каждый раз, когда мне будет лень разбираться, я буду вспоминать эту историю и требовать справедливости! 🙂
Объявление.
Юридически подкованный пенсионер за умеренную плату за*бёт любую
организацию – письменно или по телефону 🙂
На самом деле я Вами восхищаюсь! Вы все правильно делаете. Пусть чинуши и все эти злачные организации знают, что есть люди, которым не все равно, и которые будут разбираться в законах, что они нагородили.
>>> Хотя сын мне помогает, а пенсию трачу только на себя, я считаю каждый рубль.
>>> За это время я потратила на транспорт 280 Р, поскольку муниципальные автобусы к офису компании не ходили — я ездила на маршрутках.
>>> Перерасчеты помогают сэкономить деньги. А для пенсионеров важны любые суммы.
Тут что-то не сходится. Потратить 280, чтобы выиграть 13, притом что несколько раз упоминается, как важен каждый рублик.
В каких случаях делают перерасчет ЖКХ?
Никак не могу понять, как рассчитывают плату за коммунальные услуги. Их ведь сейчас оказывают всякие частные фирмы, а не государство. Получается, что они могут назначить любую сумму? И еще иногда в квитанции вписывают какой-то перерасчет. Это как раз потому, что эти частники цены повышают?
С уважением к вам,
К. А.
В плату за коммунальные услуги входит плата за горячую и холодную воду, канализацию, электроэнергию, газ, теплоснабжение и вывоз мусора.
Жильцы платят по тарифам, которые установили органы государственной власти субъектов России или органы местного самоуправления.
Размер платы считают исходя из объема услуг, которые вы потребили. Его определяют по показаниям счетчиков. Если счетчики не установлены, то рассчитают по нормативам.
Если собственники в многоквартирном доме не установили или не ввели в эксплуатацию общедомовой прибор учета, плату могут увеличить. Так сделают, если возможность установить прибор у собственников была технически. В некоторых старых домах это сделать невозможно. Тогда плату за услуги на общедомовые нужды рассчитают с повышающими коэффициентами.
Еще плату могут повысить, если собственник жилья два раза или больше не пустил в дом представителя энергоснабжающей компании, который пришел проверять счетчики.
Получается, что по закону энергоснабжающие компании могут брать с абонентов плату только за определенное количество ресурсов — по счетчику или нормативу. Стоимость этих ресурсов рассчитывается по тарифам, и лишь изредка, в установленных законом случаях, можно применять повышающий коэффициент.
Если перепроверили счетчики
Компания-поставщик коммунальных услуг имеет право проверять состояние приборов учета: исправны ли они, не истек ли срок проверки, совпадают ли показания приборов с теми, что вы подаете каждый месяц.
Если при проверке выяснится, что прибор учета исправен, но при этом его показания расходятся с представленными, плату за услугу пересчитают. Рассчитывать будут по показаниям счетчика.
После такого перерасчета может оказаться, что потребитель оплатил услугу не полностью или, наоборот, переплатил за нее. В первом случае придется доплатить, во втором излишек зачтут в счет будущих платежей.
Если обнаружили незаконное подключение
Если поставщик услуг обнаружит, что какой-то жилец незаконно подключился к внутридомовым инженерным системам, минуя счетчик, он составит об этом акт. Нарушителя обяжут устранить нарушение. Плату пересчитают.
При пересчете такому нечестному жильцу доначислят плату за неучтенную коммунальную услугу исходя из объемов коммунального ресурса. Учитывать будут не реальные показатели потребления — их же уже не проверить, — а мощность оборудования. В случае с водоснабжением учтут пропускную способность труб и их круглосуточную работу. Период отсчитают с даты такого подключения, указанной в акте, по дату его устранения.
Если мощность несанкционированно подключенного оборудования определить невозможно, плату доначислят исходя из объема потребленных услуг. Его определят на основании норматива и умножат на 10 — это повышающий коэффициент. Если в квартире никто не живет, объем коммунальных услуг рассчитают по количеству собственников жилья.
Если проверяющие не смогут установить дату несанкционированного подключения, плату доначислят начиная с даты предыдущей проверки прибора учета, но не больше чем за три предыдущих месяца.
Если счетчики подкрутили
Если проверяющие обнаружат, что жилец подкрутил счетчики, плату тоже пересчитают. Исходить будут из нормативов потребления, их тоже умножат на 10. Если нет сведений о количестве постоянных и временных жильцов, объем коммунальных услуг посчитают по числу собственников жилья.
Перерасчет сделают с даты установки пломб на подкрученный счетчик, но не больше чем за три предыдущих месяца.
Если жильцов не было
Если в квартире нет счетчиков по технической причине — когда конструкция коммуникаций объективно не позволяет установить прибор учета, а жильцы временно уезжают на срок более пяти календарных дней, — можно сделать перерасчет. День отъезда и день возвращения домой не учитываются. Если техническая возможность установки у жильца есть, просто ему не хочется с этим связываться, перерасчета не будет.
И не пересчитают на таком основании оплату услуг на общедомовые нужды и отопление, а также электроснабжение и газоснабжение, которые нужны для отопления.
Если услуги некачественные
Если у вас из крана вместо горячей течет еле теплая вода или больше суток дома нет света, плату за некачественные или неоказанные услуги должны уменьшить.
Вы можете доказать, что услуги были некачественными или не были предоставлены, показаниями свидетелей, видеозаписями или заключением эксперта.
Это сложно и потребует от вас много времени и сил, но это реально. Мы уже писали статью о том, как заставить УК вернуть деньги за некачественное отопление.
Если прибора учета нет вообще
Если в вашем доме стоят общедомовые приборы учета тепла, а в квартирах индивидуальных счетчиков нет, зато есть распределители, то плату за отопление вам посчитают по среднемесячным объемам потребления за предыдущий год. Если прошлогодних сведений нет, посчитают по нормативам и тарифу на тепловую энергию.
Плата за отопление корректируется один раз в год. По итогам корректировки делают перерасчет.
Как видите, перерасчет делают в ситуациях, не связанных с повышением цен. Если абонент нарушил условия договора или решил обмануть энергоснабжающую компанию. И наоборот, если поставщик услуг не выполнил обещанное или человек просто какое-то время не пользовался коммунальными услугами.
Если вам не покажут расчеты и не объяснят, откуда взялись суммы перерасчета, сможете через суд заставить коммунальщиков сделать это. Документ, подтверждающий, что вы к ним обращались, надо будет приложить к заявлению.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.