Порядок перерасчета платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии в жилом помещении (доме)
Порядок перерасчета платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии в жилом помещении (доме).
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении.
Перерасчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии в жилом помещении Правилами допускается.
При этом, п. 56(2) Правил установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Как следует из п. 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно «д» и «е» п. 4 Правил.
В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев
Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно п. 92 Правил в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.
Как написать заявление на перерасчет по обращению с тбо образец
На территории Тюменской области с 1 января 2019 года услуга по обращению с ТКО стала коммунальной и исключена из состава жилищных услуг. Поэтому все отношения по предоставлению указанной услуги регулируются согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов №354. В Тюменской области установлен порядок начисления размера платы за услугу по обращению с ТКО исходя из количества проживающих.
Размер оплаты с 1 января 2019 года на 1 проживающего в месяц в многоквартирном доме составляет 139,06 руб., в индивидуальном жилом доме – 119,24 руб.
На территории Тюменской области региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами выбрано ООО «Тюменское экологическое объединение». АО «Энергосбытовая компания «Восток» осуществляет агентскую деятельность по обращению с ТКО в части заключения договора, начислений, перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО и претензионно-исковой работы.
За перерасчетом по начислению за ТКО потребитель может обратиться в любой офис обслуживания клиентов АО «ЭК «Восток», ОАО «ТРИЦ» с заявлением и соответствующими документами.
Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен при отсутствии человека в жилом помещении более 5 календарных дней (день отъезда и приезда не включается). Подать заявление для перерасчета потребитель может до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Перерасчет платы за ТКО производится за период не более чем 6 месяцев. Если по истечении указанного времени период временного отсутствия продолжается, то потребителю необходимо вновь подать заявление о перерасчете и приложить необходимые документы со свежими датами.
Также потребитель обязан информировать исполнителя по ТКО об увеличении или уменьшении числа проживающих потребителей (в том числе временно) в жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений.
Типовые ситуации для перерасчета на примерах:
1. Летом живу на даче.
Для перерасчета к заявлению необходимо предоставить справку, выданную уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающую период временного пребывания гражданина на дачном, садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. Справка должна быть заверена печатью (при наличии у организации), иметь регистрационный номер и дату выдачи.
Для перерасчета к заявлению необходимо предоставить проездные билеты, оформленные на имя потребителя (если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы), счета за проживание в гостинице или другом месте временного пребывания или их заверенные копии.
3. Ребенок учится в другом городе.
Для перерасчета к заявлению необходимо предоставить справку, подтверждающую период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения; документ о временной регистрации в общежитии. Документы должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи.
4. Уехал в командировку.
Для перерасчета к заявлению необходимо предоставить копию командировочного удостоверения или копию решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справку о служебной командировке с приложением копий проездных билетов. Документы должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи.
5. Прохожу лечение в больнице/санатории.
Для перерасчета к заявлению необходимо предоставить справку о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении. Справка должны быть подписана уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверена печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи.
6. Временно уехал в другую страну.
Для перерасчета к заявлению необходимо предоставить справку консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающую временное пребывание гражданина за пределами страны; заверенную копию документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, содержащего отметки о пересечении государственной границы; копии проездных документов. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть переведены на русский язык, подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации, заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи.
7. Один из членов семьи работает на постоянной основе в другой стране, а прописан в РФ.
Перерасчет возможен при отсутствии человека более 5 календарных дней, к заявлению необходимо предоставить справку из посольства или дипломатического представительства РФ в стране пребывания. Указанная справка должна быть составлена на русском языке. Если документ составлен на иностранном языке, он должны быть переведен на русский язык. Данный документ должен быть подписан уполномоченным лицом выдавшей его организации, заверен печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи.
8. Зарегистрирован в жилом помещении, но временно отсутствовал в нем.
Для перерасчета к заявлению необходимо предоставить документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством РФ случаях, или его заверенную копию; справку организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающую начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной, и которым не пользовались. Документы должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи.
9. Работаю на вахте в другом регионе.
Для перерасчета к заявлению необходимо предоставить копию договора, в котором указано место работы, оказания услуг; справку с места работы, в которой указано место работы, оказания услуг, проездные билеты, оформленные на имя потребителя (если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы). Все документы, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи.
10. Зарегистрирован в жилом помещении, и у меня есть еще одна квартира/дом, в которой я собственник, но в ней никто не зарегистрирован и не проживает.
В случае наличия в собственности нескольких объектов жилья, перерасчет возможен только по одному из помещений при предоставлении документов, подтверждающих временное отсутствие в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 354, по остальным помещениям перерасчет невозможен.
Кроме того, в соответствии с Жилищным кодексом РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Если в жилом помещении отсутствуют постоянно и временно проживающие граждане, начисление платы за обращение с ТКО осуществляется по количеству собственников такого помещения за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, предусмотренных п. 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг № 354.
11. Собственник умер, в жилом помещении никто кроме собственника не зарегистрирован и не проживает.
В силу норм Гражданского кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг с момента смерти наследодателя и по дату оформления регистрации прав на наследство бремя содержания указанного выше имущества, в том числе обязательства по внесению платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО, возложено на фактически принявшее наследство лицо (наследника).
При этом, если по соответствующему адресу помимо умершего имеются еще проживающие/собственники, умершее лицо на основании предоставления свидетельства о смерти исключается из числа проживающих/собственников и количество проживающих лиц/собственников помещения для осуществления начисления размера платы уменьшается на одного.
Если же умерший являлся единственным собственником жилого помещения/дома, и по данному адресу отсутствуют проживающие, начисление приостанавливается до даты принятия имущества в наследство. После вступления в наследство, начисление платы предъявляется наследнику(ам) имущества с произведением доначисления с даты принятия наследства по количеству наследников.
Адреса офисов обслуживания клиентов АО «ЭК «Восток» в г. Тюмени и Тюменской области
Адреса, режим работы офисов АО «ЭК «Восток» потребители могут посмотреть на сайте компании в разделе «Клиентам – Физическим лицам – Офисы обслуживания» или узнать по бесплатному многоканальному номеру для физических лиц: 8 800 250-60-06.
Осуществление перерасчетов юридическим лицам
Согласно Федеральному закону №89 “Об отходах производства и потребления”, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В случае, если деятельность организацией не осуществляется более 5 дней, и фактическое накопление отходов отсутствует, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должен уведомить регионального оператора о периоде приостановки деятельности, приложив заверенные документы, подтверждающие данный факт.
Такими документами являются:
В случае отсутствия уведомления о периоде приостановки деятельности начисление платы происходит исходя из положений действующего договора.
Региональный оператор вправе осуществить проверку ведения деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В случае, если в результате проверки будет выявлено, что деятельность осуществляется, региональный оператор оставляет за собой право осуществить начисление платежа за весь период приостановки деятельности собственнику твердых коммунальных отходов
Формы заявлений:
Заявление на перерасчет в связи с приостановкой хозяйственной деятельности
Заявление на перерасчет в связи с оказанием услуги ненадлежащего качества
Подать заявление и документы для осуществления перерасчета Вы можете в офисах организаций осуществляющих информационно-расчетное обслуживание.
Адреса офисов организаций осуществляющих информационно-расчетное обслуживание здесь.
Агент по взысканию дебиторской задолженности
С 16 ноября 2020 г у ЕМУП «Спецавтобаза» заключен агентский договор № 2020.524815 по юридическому сопровождению процедур урегулирования вопросов (взыскания) дебиторской задолженности с ИП Воробьевым Евгением Сергеевичем ( далее «Агент»). Деятельность агента осуществляется на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 66 №007272222 от 27.11.2013 года, по результатам проведения Принципалом открытого конкурса в электронной форме (протокол №1881540 от «26» октября 2020г.).
Как написать заявление на перерасчет по обращению с тбо образец
Архив новостей
Вопрос: Я являюсь собственником двух квартир, но живу только в одной. Должен ли я оплачивать обращение с ТКО за обе?
Ответ: С 1 января 2019 года обращение с твердыми коммунальными отходами (вывоз и утилизация мусора) выделено в отдельную коммунальную услугу. По Правилам предоставления коммунальных услуг, все собственники жилья обязаны оплачивать эти услуги. Сумма рассчитывается исходя из количества зарегистрированных и фактически проживающих граждан. Если же в квартире никто не зарегистрирован, то плата начисляется исходя из количества собственников жилого помещения.
Перерасчет предусмотрен в случаях, когда зарегистрированный по месту жительства человек отсутствует в жилом помещении более 5 календарных дней, а начисления по услуге проводятся по нормативам.
То же с ТКО. Начисления проводятся по нормативам и тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией.
Если человек находится в отъезде или проживает по другому адресу, в ЕРЦ необходимо предоставить документы, подтверждающие отсутствие проживающих.
Это может быть копия командировочного удостоверения, справка из лечебного или санаторного учреждения, справка из УК или ТСЖ с фактического места проживания, заверенная печатью.
Полный список подтверждающих документов можно найти в разделе «Абонентам».
Перерасчет возможен также, если кто-то из членов семьи временно не проживает в квартире (например, учится или работает в другом городе).
Можно оформить перерасчет и на будущий период, если вы знаете, что будете отсутствовать по адресу, на котором зарегистрированы. В этом случае перерасчет оформляется не более, чем на 6 месяцев.
Для перерасчета по временному отсутствию можно направить через Личный кабинет или по почте document@erc.ur.ru скан-образы документов:
— Заявление (скачать образец заявления). Распечатайте и заполните документ или напишите от руки, а затем сделайте скан (или качественное фото) полностью заполненного заявления;
— Документы, подтверждающие период временного отсутствия.
Спор с региональным оператором по обращению с ТКО о способе коммерческого учета ТКО
Многие из нас столкнулись с так называемой «мусорной реформой», которая реализуется уже более двух лет, но до сих пор так никто и не понял суть этой реформы, поскольку не изменилось ничего, кроме того, что появился еще один посредник в виде регионального оператора и плата за мусор выросла в несколько раз.
В Республике Коми переход на новую форму отношений в сфере обращения с ТКО произошел даже раньше, чем в целом по стране, а именно с 01 ноября 2018 г. На тот момент никто толком не понимал, как все будет выглядеть и работать.
Где-то в конце 2018 г. наша компания получила письмо от регионального оператора с предложением заключить договор. В ответ мы направили заявку на заключение договора, в которой указали адрес и наименование объекта, схему контейнерной площадки. В качестве способа коммерческого учета объема ТКО просили указать – исходя из количества и объема контейнеров, сославшись на абз. третий подп. «а» п. 5 и п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. №505. Также в заявке нами было указано количество контейнеров: один контейнер объемом 0,75 куб.м, периодичность вывоза 3 раза в неделю.
На указанных условиях и был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО с 01 февраля 2019 г.
На протяжении года мы работали в рамках этого договора, никаких серьезных проблем не возникало. Понятное дело, что график вывоза мусора не всегда соблюдался, но мы на это закрывали глаза.
Проблемы начались в феврале 2020 г. Мы получаем счет от регионального оператора, в котором сумма платы выросла в шесть раз, а объем ТКО вместо согласованных 9 куб.м в месяц был указан в размере более 55 куб.м. Естественно, данную сумму мы оплачивать не стали, а направили в адрес регионального оператора претензию с требованием произвести перерасчет в соответствии с условиями договора.
На что мы получили ответ, что сумма платы выросла, т.к. расчет произведен на основании норматива. При этом региональный оператор указывает, что расчеты по фактическому объему возможны только в случае организации раздельного сбора ТКО в силу п. 8 Правил №505. В подтверждение своего довода региональный оператор сослался на судебную практику. Также региональный оператор ссылается на СанПин 2.1.7.3.550-19, в соответствии с которым ТКО подлежат вывозу ежедневно при температуре наружного воздуха выше +5. Кроме того, региональный оператор указывает, что в соответствии с п. 2.4 этого же СанПин для определения количества мусоросборников, устанавливаемых на контейнерной площадке, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками и нормативов накопления ТКО.
Дополнительно с ответом региональный оператор направил в наш адрес дополнительное соглашение к договору, согласно которому расчет платы за услуги по обращению с ТКО производится по нормативу. Мы, в свою очередь, направили письменный отказ от подписания дополнительного соглашения, указав, что все условия договора определены сторонами, любое изменение условий договора возможно только по соглашению сторон либо в судебном порядке при наличии к тому оснований. Мы не заинтересованы в изменении условий заключенного договора, т.к. объем мусора, образованного в результате деятельности предприятия, не увеличился, а условия дополнительного соглашения ущемляют наши права.
Поскольку позиция регионального оператора была неизменна, и они продолжали выставлять счета в завышенном размере, мы решили обратиться за защитой своих прав в Коми УФАС, поскольку полагали, что в действиях регионального оператора имеются признаки нарушения законодательства о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора. Коми УФАС, рассмотрев нашу жалобу, отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении регионального оператора. При этом антимонопольный орган полностью повторяет доводы регионального оператора относительно того, что в силу п.8 Правил №505 способ коммерческого учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров подлежит применению только в случае раздельного накопления ТКО. В вязи с этим, антимонопольный орган указывает, что условие заключенного договора не подлежат применению и расчет за услуги должен производится по нормативу. В обоснование своего решения антимонопольный орган ссылается не на закон, а на судебную практику! Также Коми УФАС посчитало, что расчеты на основании договора не подлежали применению т.к. контейнерная площадка не стояла в реестре контейнерных площадок. Конечно, решение Коми УФАС нас очень удивило. Такое ощущение, что решение за них писал региональный оператор.
В связи с этим на пришлось обращаться в суд с иском об обязании регионального оператора произвести перерасчет начисленной платы по договору сходя из условий договора, и параллельно обжаловать решение Коми УФАС. Производство по делу об обжаловании отказа антимонопольного органа суд приостановил до рассмотрения дела об обязании произвести перерасчет.
На момент рассмотрения нашего дела в арбитражных судах начала формироваться порочная судебная практика, связанная с неправильным толкованием положений Правил №505, в частности п. 5, 6 и 8 указанных Правил.
Пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил, который предусматривает, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
нормативов накоплениятвердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеровдля накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 8 Правил N 505 устанавливает, что «при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем 3 подп. „а“ п. 5 Правил N 505», т.е. исходя из количества и объема контейнеров.
По-моему, все предельно просто и ясно. Не нужно быть юристом, чтобы, прочитав пункты 5,6 и 8 Правил, понять их суть: собственники ТКО вправе производить коммерческий учет объема ТКО одним из двух расчетных способов: по нормативу либо исходя из количества и объема контейнеров. Применяется тот способ, который стороны определят в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Если же у собственника ТКО ведется раздельный сбор ТКО, то применяться может только один способ коммерческого учета – исходя из количества и объема контейнеров.
Но суды как-то неправильно поняли эти положения. В частности, зачастую суды указывают, что способ коммерческого учета – исходя из объема и количества контейнеров, применяется только в случае раздельного накопления ТКО, ссылаются при этом на п. 8 Правил №505. Под расчетным же способом коммерческого учета суды почему-то, понимают только расчет по нормативу, что противоречит подп. «а» п. 5 Правил №505, в котором указаны два расчетных счета: по нормативу либо по фактическому объему. Исходя из такого толкования положений Правил №505, суды приходят к выводу о том, что условия договора о расчетах по фактическому объему не подлежат применению и расчеты необходимо производить по нормативу.
Наша защита строилась на следующих моментах:
В соответствии со статьей 154 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка).
В силу статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Статьей 161 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделки юридических лиц между собой и с гражданами.
Учитывая, что договор — это согласованная воля двух сторон, в данном случае для применения способа расчетов по нормативу требуется его согласование как собственником ТКО, так и региональным оператором.
Односторонне изменение региональным оператором условий заключенного договора в данном случае нарушает положения ст. 450 Гражданского кодекса РФ.
2. На предприятии ведется раздельный сбор ТКО (суду были представлены фото контейнерной площадки с контейнерами для пластика и бумаги и для ТКО, акты сдачи-приема вторсырья на переработку со специализированной компанией, документы, подтверждающие согласование органом местного самоуправления контейнерной площадки с раздельным сбором ТКО).
В силу п. 8 Правил коммерческого учета объема ТКО раздельное накопление ТКО является безусловным основанием для расчета платы исходя из объема и количества контейнеров.
На довод ответчика о том, что мы не вправе производить раздельное накопление ТКО, т.к. транспортная схема в Республике Коми не предусматривает транспортные потоки для раздельно собранных ТКО мы сослались на Решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.10.2020 по делу №А29-7750/2020, согласно которому «Собственник ТКО, фактически организовавший раздельное накопление, не должен становиться заложником дефектов территориальной схемы, изъянов законодательства, возможных пороков в реализованной закупочной процедуре, отсутствия в субъекте Российской Федерации мусоросортировочного завода, неприспособленности полигонов под раздельный сбор ТКО, материально-технических и организационных трудностей самого регионального оператора (операторов), поскольку собственник ТКО в силу объективных причин не может повлиять ни на один из перечисленных негативных фактор». Из текста указанного судебного решения следует, что в случае если фактически раздельный сбор ТКО организован, то расчеты должны производится исходя из фактического объема ТКО.
3. У общества собственная территория, на которой расположены только объекты общества, исключена возможность доступа на контейнерную площадку третьих лиц. Контейнерная площадка используется только обществом. Соответственно, есть реальная возможность определить фактический объем образуемых ТКО.
4. Также мы представили суду журнал учета вывоза ТКО, который ведется на нашем предприятии. У нас в штате даже есть работник, в обязанности которого входит осуществление контроля за вывозом ТКО. Согласно сведениям журнала, региональный оператор вывез ТКО в объеме, не превышающем договорной объем.
Региональный оператор документально не опроверг доводы истца об объеме фактически вывезенных ТКО, в частности суду не представлены выкопировки из маршрутных журналов, копии путевых листов, данные системы ГЛОНАСС. Объем услуг, предъявляемый истцу, не подтвержден документально.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить.определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Таким образом, плата за услуги по обращению с ТКО, это не налог, не обязательный сбор, как ошибочно полагает региональный оператор, а плата за фактически оказанные услуги. Соответственно, услуги подлежат оплате в том объеме, в котором они оказаны.
5. Увеличение рейсов регионального оператора (ежедневный вывоз в летний период), не означает увеличение объема образуемых ТКО. В этом случае региональный оператор вывозит не полный контейнер, т.к. при ежедневном вывозе контейнер не успевает заполняться. Почему же мы должны платить за воздух?
6. Суду нами было представлено письмо ППК «Российский экологический оператор». По мнению ППК «РЭО», коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО может осуществляться по соглашению сторон и должен осуществляться – при раздельном накоплении ТКО. Кроме того, ППК «РЭО» считает, что п. 2.4 СанПин 2.1.7.3550-19 неприменим к юридическим лицам.
7. Ответчик ссылается на неприменение договора в прежней редакции в связи с несоответствием его закону.
Вместе с тем, договор исполнялся сторонами без возражений на протяжении года.
В п. 70 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 „О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ закреплено: «Сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (пункт 5 ст. 166 ГК РФ)».
В силу п.5 ст. 166 ГК РФ ссылка ответчика на несоответствие условий заключенного договора требованиям законодательства не имеет правового значения.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 гражданского кодекса РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно ч.1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Действия ответчика по начислению платы в завышенном размере в обход условий договора содержат в себе признаки недобросовестного поведения.
8. Суду нами было представлено письмо ФАС России, в котором антимонопольный орган дает четкое разъяснение, что стороны при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО вправе выбрать любой способ коммерческого учета объема ТКО, предусмотренный подп. «а» п.5 Правил №505: по нормативу либо исходя из количества и объема контейнеров.
Указанные выводы также содержатся в письмах регионального МинЖКХ и Управления Роспотребнадзора, которые также были нами представлены.
9. Ссылка ответчика на п. 2.4 СанПин 2.1.7.3550-19 не обоснована, т.к. данное положение регулирует порядок создания контейнерных площадок и носит рекомендательный характер. Указанным пунктом не установлен порядок расчетов за услуги по обращению с ТКО и порядок коммерческого учета объема ТКО.
Кроме того, если дословно читать данный пункт, то он привязывает количество контейнеров к количеству населения, умноженному на норматив, что предполагает применение данного пункта к жилым домам и придомовым территориям, а не к производственным территориям (как в нашем случае), на которых население не проживает.
Что касается порядка расчета объема ТКО, то он установлен, прежде всего п. 1 ст. 24.10 ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. №505, далее по тексту – Правила №505, Правила коммерческого учета объема ТКО).
Исходя из пункта 5 указанных правил, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При осуществлении расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет осуществляется в соответствии с подп. „а“ п. 5 Правил (п. 6 Правил N 505), т.е. только двумя способами: по нормативам накопления или исходя из количества и объема контейнеров (по фактическому объему). Каких-либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила N 505 не содержат. Ссылка в пункте 6 Правил дана на подпункт «а» в целом, без указания конкретного абзаца. Следовательно, законодатель предусмотрел возможность применения в расчетах как фактического объема ТКО, так и нормативов. Выбор того или иного способа остается за сторонами договора.
Пункт 8 Правил N 505, устанавливающий, что „при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем 3 подп. “а» п. 5 Правил N 505″, лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО.
Таким образом, учет ТКО, исходя из фактического объема, может осуществляться в двух случаях:
— при раздельном накоплении сортированных отходов;
— в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре.
Причем второй вариант не имеет каких-либо дополнительных условий и ограничений к его применению, в том числе не обусловлен требованием об обязательном раздельном сборе отходов. То есть законодательно закреплена возможность выбора способа учета объема ТКО, который стороны согласовывают при заключении договора.
Исходя же из доводов ответчика, потребитель в любом случае не может платить меньше норматива, что противоречит вышеприведённым нормам.
Пункт 2.4 СанПин 2.1.7.3550-19 лишь определяет ориентир, которым можно руководствоваться при организации контейнерной площадки. Но это вовсе не означает, что количество контейнеров на контейнерной площадке не может быть меньше установленных нормативов. В отношениях с потребителями, имеющими собственные места накопления ТКО, необходимо исходить, прежде всего, из фактического объема образования ТКО, т.к. норматив – величина приблизительная.
В подтверждение изложенного суду было представлено письмо Управления Роспотребнадзора по РК, адресованное непосредственно региональному оператору (№11-00-05/69-7438-2020 от 29.05.20). В указанном письме, в частности, отмечено, что применительно к п. 2.4 СанПин 2.1.7.3550-19 норматив накопления ТКО неточная величина и может превышать фактическое образование в несколько раз, в связи с чем уполномоченному органу и региональному оператору необходимо проработать вопрос в части возможности заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, исходя из фактического накопления ТКО.
В результате суд удовлетворил иск в полном объеме. При этом суд не принял во внимание наличие раздельного сбора ТКО на предприятии. В данном случае достаточным основанием являлось наличие согласованного сторонами в договоре способа коммерческого учета объема ТКО – исходя из количества и объема контейнеров, объема ТКО и периодичности вывоза. В связи с указанными обстоятельствами суд пришел к выводы, что региональный оператор не вправе был изменять условия заключенного договора в одностороннем порядке.
На сегодняшний день уже имеется судебная практика на уровне Верховного суда РФ: Решение ВС РФ от 17.02.2021 №АКПИ20-956; Определение ВС РФ от 27.04.2021 по делу №305-ЭС21-54.
Обратите также внимание на Письмо Минприроды России от 17.03.2021 N 07-25-53/6886, в котором указано на право заказчиков выбрать один из альтернативных способов коммерческого учета объема ТКО.