Урок Подробное изложение Отважный пингвиненок
Подробное изложение «Отважный пингвиненок».
Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленное идейным замыслом автора.
Таким образом, с помощью подробного изложения формируются и совершенствуются следующие умения:
1. Умение раскрывать тему и основную мысль;
2. Умение использовать композиционные и языковые средства;
3. Умение совершенствовать написанное.
Цель урока: з акрепление понятия «подробное изложение текста»; совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было броситься в море.
Наконец он решился и подошел к краю скалы.
Это был самый отважный пингвиненок. Он первым искупался в холодном зеленом море. (100 слов)
1. Образовать множественное число от существительного птенец.
3. Объяснить значение слова вскарабкаться (подняться, цепляясь руками и ногами; вскарабкаться на гору).
Учитель сообщает о том, что обучающимся предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, то есть написать изложение. Текст надо пересказывать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.
— Перед вами стоит задача пересказать текст подробно.
— В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвиненке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?
Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: «Как купался пингвиненок». «Отважный пингвиненок». «Маленький пингвиненок». (Учитель не читает название текста.)
— О чем говорится в тексте (его тема)?
— Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
— Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.
— Как вы понимаете выражение «голый пингвиненок»?
— Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?
— Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
— При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования. Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему. )
— Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)
— Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ. (Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море).
— Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть, в которой говорится, как искупался пингвиненок.
— Объясните значение слов и словосочетаний:
Отважный – смелый, храбрый.
Страх – сильно испугаться.
Вскарабкаться на камни – подняться,цепляясь рукми и ногами.
Подготовка к подробному изложению в 5-м классе. Отважный пингвинёнок.
Подготовка к подробному изложению в 5-м классе.
Закрепить понятия подробное изложение текста.
Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном море.
Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:
Образовать множественное число от существительного птенец.
Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.
Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)
Постановка задачи урока.
Повторное чтение текста.
1.Постановка задачи урока.
Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.
— Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)
— В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?
Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).
О чем говорится в тексте (его тема)?
Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.
От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)
Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?
Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)
Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)
Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)
Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.
Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.
— Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.
5. Работа над планом.
Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.
Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.
Наконец малыш решился и бросился в море.
“ Это был самый отважный пингвиненок”.
6.Повторное чтение текста.
Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).
После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.
Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему «Изложение. Отважный пингвинёнок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
УМК В.В.Бабайцевой Презентация к уроку русского языка. 5 класс Учебник «Русская речь» Никитина Е.А. Составитель презентации – Яковлева Е.И.
5 класс. Уроки 21-22. Подробное изложение «Отважный пингвинёнок» Цель деятельности учителя Актуализировать и восстановить знания об алгоритме подробного изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранять повторы Тип урока Урок развития речи Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение темы и основной мысли текста, требования к написаниюпо данному плану; уметь создавать тексты определенного жанра. Метапредметные(компонентыкультурно-компетентностногоопыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений намежпредметномуровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Методы и формы обучения Наблюдение над языком, создание проблемныхситуаций; индивидуальная,групповая, фронтальная Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Наглядно-демонстрационный материал Презентация Основные понятия и термины Текст, тема и основная мысль текста
Организационная структура (сценарий) урока ЭТАПЫ УРОКА ОБУЧАЮЩИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическаяи мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. 2. Актуализация и проблемное учебное действие. Эвристическая беседа. Прослушивание текста, выделениемикротем. 3. Выявление места и причины затруднения. Обсуждение содержания текста, осмысление. Физкультминутка. 4.Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения. Беседа по вопросам, ознакомление с заданием, монологические высказывания. 5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Составление плана, осмысление содержаниятекста помикротемам. 6. Самостоятельная работа. Письменная работа: написание изложения. 7. Рефлексия учебной деятельности. Заключительная беседа по вопросам.
1 этап Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти!
Контрольное изложение «Отважный пингвиненок»
Презентация к контрольному изложению по итогам 5 классса
Содержимое разработки
Подготовка к Контрольному изложению
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.
Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
подняться, цепляясь руками и ногами.
1). Маленький пингвиненок.
1). Маленький пингвиненок.
2). Пингвиненок смотрел, как купаются другие птицы.
1). Маленький пингвиненок.
2). Пингвиненок смотрел, как купаются другие птицы.
3). Наконец малыш решился и бросился в море.
1). Маленький пингвиненок.
2). Пингвиненок смотрел, как купаются другие птицы.
3). Наконец малыш решился и бросился в море.
4). Это был самый отважный пингвиненок.
Однажды я спускался к морю и увид..л мал..нького п..нгв..нёнка. У не..о ещ.. только выр..сли три пуш..нки на гол..ве и к..рот..нький хвост..к.
Он см..трел, как взрослые п..нгвины купаются. Ост..льные пт..нцы ст..яли у нагретых со..нцем к..мней. Долго ст..ял на скале п..нгв..нёнок: страшн.. ему было бросит..ся в море.
Это был самый отважный п..нгв..нёнок. Он первый и..купался в х..лодном зелёном море.
Отважный пингвинёнок искупался в холодном зелёном море.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.
Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
1). Маленький пингвиненок.
2). Пингвиненок смотрел, как купаются другие птицы.
3). Наконец малыш решился и бросился в море.
4). Это был самый отважный пингвиненок.
Подробное изложение в 5-м классе
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:
Образовать множественное число от существительного птенец.
Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.
Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)
1.Постановка задачи урока.
Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.
— Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)
— В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?
Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).
Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.
— Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.
5. Работа над планом.
Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.
6.Повторное чтение текста.
Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).
После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.
Рекомендуем для подготовки к уроку для 5 класса использовать эти конспекты уроков.
А так же бесплатный вебинар по теме «Принципы работы с текстом» от объединенной издательской группы «Дрофа ‒ Вентана-граф».