Статья «Как написать изложение»
Как написать изложение
Изложение — это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно-стилистических особенностей.
По характеру текстового материала выделяется три типа изложений:
повествовательное (с сюжетным, фабульным содержанием);
описательное (или с элементами описания);
изложение-рассуждение (или с элементами рассуждения).
Обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так, в повествовательный текст нередко включаются элементы описания, в описательных текстах зачастую присутствует рассуждение, а в изложениях-рассуждениях бывает порой и описание, и повествование. Очень важно уметь выделить из текста тот или иной вид изложения, так как каждому из них присущи свои особенности.
Повествовательное, или сюжетное, изложение — наиболее простой вид работы. В нем может идти речь о происходящих событиях, о жизни людей (или городов, стран и т. п.), о характере какого-либо рода деятельности и т. д. Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях.
Типичная погрешность повествований — неоправданное повторение слов в исходной части высказывания, содержащей однотипную информацию. Чтобы избежать этого, следует обратить внимание на то, как авторы-профессионалы обходятся без повторения слов, указывающих на действующее лицо или на последовательность событий. Нужно иметь в виду определенную закономерность в использовании глагольных форм. Так, передать смену действий, подчеркнуть их последовательность, достижение результата позволяют глаголы прошедшего времени совершенного вида, им следует отдать предпочтение. Однако глаголы несовершенного вида также нужны: они дают возможность подчеркнуть длительность отдельных действий; глаголы настоящего времени представляют события как бы происходящими на глазах читателя; формы будущего времени (как крикнет! как вскочит! как побежит!) передают стремительность, неожиданность того или иного действия.
Чтобы успешно справиться с повествовательным текстом, нужно уточнить его тему и основную мысль (иногда она заключена в заглавии текста). Потом нужно выявить микротемы и постараться озаглавить каждую из них. Работа над изложением систематизируется, если ученик ответит для себя на следующие вопросы:
1. Есть ли в каждом из фрагментов сведения, без которых все последующее повествование будет непонятным?
2. Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?
3. Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, сформулировать короче?
4. Как автор относится к персонажам?
5. Кого из них можно назвать главным действующим лицом? Как этот герой связан с основной мыслью текста?
Сюжетное изложение дисциплинирует мысль ученика, приучает к последовательной передаче фактов, способствует умению установить причину происходящего, отделить главное от второстепенного, раскрыть композицию и идею произведения.
Описательное изложение — более сложный (если не самый сложный) вид работы. В описательных изложениях всегда предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, внешнего портрета человека и т. п.) и его признаков.
При написании такого вида изложения важно не упустить из виду каждый предмет, каждую мелочь, составляющие общую картину. Например, читая страницы, где Гоголь описывает избы крепостных помещика Плюшкина, мы отчетливо представляем себе жизнь русского крестьянина в середине XIX века; знакомясь с описанием археологических находок, переносимся в ранний период истории древних славян; изучая тексты об архитектуре Кремля, Большого театра, старого здания Московского университета, многочисленных церковных храмов, мы получаем яркое впечатление о самобытном таланте русских архитекторов. Не упустить из поля зрения малейшие детали подобных описаний — одна из важнейших задач пишущих изложение.
Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо задать себе вопросы:
1. Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа?
2. Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?
3. Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?
4. Какие средства языка использованы?
В ответах на эти вопросы и заключается подготовка к изложению-описанию. Работа над ним связана с умением различать признаки существенные и несущественные; описывать их надо в строгом единстве, рисующем целостную картину. Если речь идет, например, о собрании книг, картин, коллекциях марок, значков и т. п., библиотеках, музеях, достопримечательностях родного края и если во время работы над их описанием память «подвела» и текст запечатлен не полностью, может выручить эрудиция: личные впечатления или дополнительные знания в этой области помогут в написании изложения.
Последний вид — изложение-рассуждение. Этот вид работы больше всего затрудняет учеников. Здесь очень может помочь аналитичность мышления, способность ответить не только на вопрос «Что и где происходит?», но и на вопросы «Почему происходит?», «Каковы истоки происходящего?», «Что в перспективе?».
Работа над такого типа изложением предусматривает решение нескольких задач:
1. выделение в тексте всех компонентов рассуждения;
2. уточнение основной мысли высказывания;
3. построение рассуждений со сложной аргументацией;
4. отбор языковых средств;
5. воспроизведение текста от третьего лица;
6. построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного.
Изложение-рассуждение помогает развитию логического мышления, приучает их к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих цель высказывания.
Кратко или подробно нужно излагать текст?
Если учащийся наделен хорошей памятью, способен расставить логические акценты в предлагаемых текстом фрагментах, хорошо владеет речевыми средствами, он может позволить себе пространное и подробное изложение прочитанного.
Учащийся вынужден писать кратко, если:
1. не умеет отличить главное от второстепенного, заполняет текст ненужными подробностями, упуская суть рассказа;
2. обладает слабой памятью и не в состоянии передать все аспекты прочитанного текста.
На экзамене требуется изложить текст довольно точно, последовательно, логично, без пропуска существенных деталей описываемых событий, примерно на двух (как минимум) — трех стандартных страницах.
Список рекомендуемой литературы
Учебное пособие предназначено прежде всего старшеклассникам, решившим участвовать в Едином государственном экзамене (ЕГЭ), и ученикам, которым предстоит сдавать письменный экзамен. В этой книге авторы обобщили опыт репетиторской работы на курсах довузовской подготовки и в экзаменационных комиссиях вузов. Пособие содержит необходимый минимум теоретического материала и практических заданий по орфографии и пунктуации, образцы изложений, анализ типичных ошибок, допускаемых на экзамене.
Медиацентр «Абитуриент»
Ивченков П. Ф. Обучающие изложения. 5-9 классы : пособие для учителя / П. Ф. Ивченков. — М. : Просвещение, 1994. — 224 с.
Пособие содержит тексты для проведения различных видов изложений. В нем сконцентрированы разнообразные, дополняющие друг друга виды работ, в процессе выполнения которых реализуется многоаспектный подход к анализируемому тексту.
Зал делового чтения
Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста : пособие для учителей / Н. А. Пленкин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1978. — 190 с.
Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант : учеб. пособие для сред. шк., абитуриентов, родителей / Н. Ю. Руссова. — Нижний Новгород : Деком, 1994. — 192 с.
Памятка по подготовке к изложению с элементами сочинения
Как подготовиться к изложению.
1. Прочитай внимательно текст.
2. Определи его тему (о чём говориться в тексте).
3. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
1) Раздели текст на части.
2) Выдели главное в каждой части.
3) Озаглавь каждую часть.
5. Найди в тексте опорные слова и словосочетания.
6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Ещё раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
8. Напиши изложение.
Как написать элемент сочинения
Элемент сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного вами изложения.
1. Внимательно прочитайте вопрос.
2. Продумайте и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)
3. Подберите и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на каждый пример-аргумент)
4. Сформулируйте и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)
5. Еще раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения, исправьте допущенные ошибки.
6. Запишите элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.
Речевые клеше для элемента сочинения
Речевые клише для вступления:
Речевые клише для введения аргументов:
Речевые клише для вывода
Как подготовиться к изложению.
5. Прочитай внимательно текст.
6. Определи его тему (о чём говориться в тексте).
7. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
1) Раздели текст на части.
2) Выдели главное в каждой части.
3) Озаглавь каждую часть.
5. Найди в тексте опорные слова и словосочетания.
6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Ещё раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
8. Напиши изложение.
Как написать элемент сочинения
Элемент сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного вами изложения.
7. Внимательно прочитайте вопрос.
8. Продумайте и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)
9. Подберите и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на каждый пример-аргумент)
10. Сформулируйте и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)
11. Еще раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения, исправьте допущенные ошибки.
12. Запишите элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.
Речевые клеше для элемента сочинения
Речевые клише для вступления:
Речевые клише для введения аргументов:
Речевые клише для вывода
Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку
Как правильно сжимать текст, что такое микротема и зачем знать, визуал вы или аудиал
В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями дают ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.
Типы восприятия
Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.
От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.
Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.
Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.
Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.
Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели
Этапы работы над изложением
1. Первое прочтение.
Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.
Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.
2. Перерыв между чтениями.
Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.
Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.
3. Второе прочтение.
Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.
Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.
4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.
Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.
5. Сжатие текста: сократите написанное.
В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.
6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.
В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.
7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.
Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.
8. Переписывание чистовика на бланк.
На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отстранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.
Критерии оценивания
За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.
? Микротемы
Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.
Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.
Содержание изложения | |
---|---|
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. | 2 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему. | 1 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы. | 0 |
Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ
? Сжатие текста
Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:
1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.
«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.
«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». → «Все жители вышли на охрану родного города».
3. Обобщение нескольких предложений в одно.
«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
Что нужно сохранить при сжатии текста:
Что можно исключить при сжатии текста:
Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.
Сжатие исходного текста | |
---|---|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. | 3 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. | 2 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. | 1 |
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. | 0 |
Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ
➗ Разделение абзацев
В каждом абзаце должна быть законченная мысль.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
---|---|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 |
Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ
Как готовиться
На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.
Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:
1. Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться.
2. Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни.
3. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Путь добра — единственно верный жизненный путь человека.
1. Вопрос — ответы, добрый, душевная красота.
2. Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра.
3. Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу
Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:
Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Пошаговые инструкции для учащихся по написанию сочинения-рассуждения и сжатого изложения.
Итоговая аттестации – основной вид экзамена в 9 классе в общеобразовательный учреждениях в России. Это всегда серьёзное испытание. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к нему и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену, суммирующий положительный опыт коллег и собственные наблюдения и обобщения. В этой работе представлены системно обоснованные рекомендации, которые могут быть полезны при обучении созданию текста сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему и сжатого изложения.
Данные пошаговые инструкции содержат методические рекомендации для учащихся по написанию письменных работ по русскому языку в формате ОГЭ: задания 1, 15.2 и 15.3. В работе представлены развёрнутые «алгоритмы» написания творческих работ, предназначенные помочь логически выстраивать необходимый материал из данного текста согласно Критериям к написанию сочинения и изложения на ОГЭ, делать выводы.
Подготовка к сжатому изложению.
Сжатое изложение – особый вид пересказа текста, основной задачей которого является умение передавать главную информацию в краткой обобщённой форме.
Требования к сжатому изложению.
Сжатое изложение должно передавать основное содержание первичного текста кратко и обобщённо.
В создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора ( все микротемы ), соблюдена логическая последовательность событий.
Недопустимы фактические искажения при передаче характеров действующих лиц и обстановки.
Этапы работы над изложением.
1. Внимательно прослушайте текст первый раз и запишите ключевые слова (в левой части, 1).
Ключевое слово – слово в тексте, способное вместе с другими ключевыми словами представлять текст, его каркас, т.е. по ним возможно достаточно полно восстановить текст. Если ключевые слова выделены правильно, восстановить текст очень просто.
2. Составьте тезисный план текста на основе ключевых слов, выделяя микротемы каждой части, озаглавив их.
При чтении микротемы разделяются интонационной паузой.
1 микротема: ______________________________________________________________________
2 микротема: __________________________________________________________________________________
3 микротема: __________________________________________________________________________________
4. Напишите черновой вариант текста.
Чтобы правильно передать содержание прослушанного текста, не забывайте о теме и об идее текста.
Помните об особенностях построения текста.
Тип текста: _____________________________________________________________________
Особенности построения текста:
в описании – общее впечатление от предмета, описание его признаков;
в рассуждении – основное положение (тезис), аргументы (доказательства), вывод.
5. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
6. Продумайте, какие способы сжатия текста вы можете применить при написании изложения.
Три способа сжатия.
Исключение. Выделить с точки зрения основной мысли главное, а второстепенные детали исключить: повторы, однородные члены, отступления, один или несколько синонимов, исключение уточняющих, вводных конструкций и т.д.
Обобщение . Слияние простых предложений в сложное, замена однородных членов предложения обобщающим словом, замена прямой речи косвенной т.д.
Упрощение. Нужно передать содержание более доступно различными средствами: замена сложного предложения простым, формулирование мысли своими словами, замена придаточных синонимами-определениями и обстоятельствами, т.д.
7. Отредактируйте черновик.
8. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.
Сочинение-рассуждение по заданному тексту.
(Прочитайте внимательно задание, подчеркните ключевые слова).
Помните: художественный текст, который Вам предложен, это не просто отдельный случай из жизни, описанный автором. Это иллюстрация к размышлениям писателя на морально-этическую тему. Автор делится с читателем своими мыслями по этому поводу, подкрепляя их для наглядности конкретными примерами из жизни. Ваша задача – понять авторский замысел.
1. В этом сочинении Вы должны продемонстрировать умение самостоятельно разъяснять смысл (идею) фрагмента исходного текста. Как правило, идея текста (Что хотел сказать читателям автор?) заключается именно в выделенном фрагменте.
3. Абзацное членение текста! Каждый новый абзац можно начинать в том случае, если далее следует новая мысль, например , новый аргумент.
Основные правила работы над раскрытием смысла текста.
1. Внимательно перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (О чём текст?). _______________________________________________________
1. __________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________ _
2. __________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________ _
Структура сочинения-рассуждения 15.2
2. Основная часть. Примеры-аргументы:
а) первый пример из предложенного текста + Ваш комментарий;
б) второй пример из предложенного текста + Ваш комментарий.
4. Вывод- заключение (по тезису).
Шаг 1. Пишем вступление-тезис. (1 абзац).
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
1. Текст (ФИО автора) заканчивается словами: «…….». Я считаю, что речь идёт о том, что …
2. Герой текста (ФИО автора) произносит: «…». Я понимаю данную цитату так: …
3. Смысл финала текста (ФИО автора) очень глубок: …
4. Слова из текста «…» каждый воспринимает по-своему. Я считаю, что мысль автора данного текста заключается в том, что…
5. Слова рассказчика «…» я понимаю так: …
6. Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом.
7. В указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
8. Смысл данного отрывка я понимаю так: …
Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими. Помните: вводные слова всегда на письме выделяются запятыми.
ШАГ 2. Пишем основную часть. (2-3 абзацы или только один абзац)
В основной части Вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли, извлекая при этом аргументы (слова, предложения, фразы) из анализируемого текста. Обязательное требование к аргументу – его соответствие тезису, т.е. объяснению содержания фрагмента. (См. пункт 4 «Правила…»)
Примеры можно оформлять следующими способами:
— цитирование (если предложение небольшое), знаки препинания – как при прямой речи;
— указание номера предложения, которое, на Ваш взгляд подтверждает идею;
-формулирование мысли автора своими словами.
Избегайте пересказа текста: Вы должны показать умение анализировать и рассуждать. Нельзя подавать аргумент так: возьмём для примера предложение 1.
Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише :
Примером может служить аргумент из текста, в котором…
Обратимся к тексту. Предложение №… подтверждает мысль о том, что…
Проиллюстрировать тезис можно следующим примером из текста…
В тексте можно найти пример, подтверждающий мою мысль (мой тезис). В предложении №… автор говорит о том, что …
Возможно использование вводных слов: во-первых, во-вторых…
Шаг 3. Пишем вывод-заключение. (3 или 4 абзац)
Задача вывода – подвести итог размышлению, еще раз обратив внимание на самую главную мысль. Вывод должен быть логичным, не противоречащим тезису и аргументам.
Для включения в сочинение вывода можно использовать следующие речевые клише:
В заключение отмечу, что.
Итак, подводя итог моим рассуждениям, могу сказать, что…
Данный текст помог мне понять…
1.Вступление-тезис. Толкование значения слова. Комментарий к нему.
2.Основная часть. Примеры-аргументы :
а) первый пример из предложенного текста;
б) второй пример из жизненного опыта .
ШАГ 1. Пишем вступление-тезис. (1 абзац)
1. При написании можно использовать следующие речевые клише :
«Что такое совесть? На этот вопрос можно ответить по-разному…»
«Слово «совесть» обозначает одно из важнейших качеств человека…»
2. Дайте комментарий данному определению, расширяя свой ответ. Можно сказать о том, насколько актуально сегодня это понятие, какую роль играет в нашей жизни.
При написании можно использовать следующие речевые клише.
«Мне знакомо это чувство».
«На мой взгляд», «исходя из этого», «по моему мнению»…
В качестве первого аргумента – предложенный текст Р. Погодина.
Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише :
«Обращаясь к тексту Радия Погодина, нельзя не увидеть, что герой. »
«Докажем это, обратившись к тексту писателя Радия Погодина…»
«Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Радия Погодина…».
«В тексте писателя Радия Погодина есть яркий пример, подтверждающий мои мысли…»
— Кратко опишем, какие поступки, связанные с анализируемым понятием, совершил герой.
— Обязательно прокомментируйте, как проявляется совесть в его поступках.
2.Второй пример-аргумент из жизненного опыта. (3 абзац)
Переходом ко 2 аргументу могут быть следующие фразы-клише:
«Ещё одним подтверждением сказанному может служить поведение героя произведения …»
«Нечто подобное было и в моей жизни. »
«Размышляя над темой сочинения, хочу рассказать о случае из своей жизни…»
«Особенно ярко данная проблема отражена в произведении (ФИО, название произведения)…»
В качестве второго аргумента:
Карамзин «Бедная Лиза», Эраст (муки совести, когда уже нельзя попросить прощения…)
Пушкин «Капитанская дочка», Петруша Гринёв и Савельич (воспоминания Петра о встрече с Зуриным в трактире)
«Слово о полку Игореве…». Игорь в плену. Муки совести: открыл дорогу половцам на Русь.
Пример из собственного жизненного опыта.
НО! Рассказывая историю из своей жизни или жизни своих близких, помни, что должен быть не только пересказ, но и анализ поступка: почему было так сделано.
Второй аргумент мы приводим, опираясь на собственные жизненные впечатления. Ими могут быть:
— яркий случай из собственной жизни или жизни твоих близких;
— поучительная история из жизни выдающихся людей;
ШАГ 3. Пишем вывод-заключение. (4 абзац)
Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Используем вводные слова : итак, таким образом, следовательно.
Возможно использование речевых клише:
«Подводя итог сказанному, можно сделать вывод:…»
«Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу. »
«Всё сказанное убеждает нас в том, что. »
«Таким образом, обобщая всё сказанное, хотелось бы ещё раз подчеркнуть…»
«Мне кажется, что я объяснил значение слова «совесть» и привёл удачные примеры …».