Методика написания проекта по биологии (10 класс)
Фролова А.А., Михеев В.А.
Методика написания проектной работы по биологии на примере изучения семейства рыб
Ульяновский государственный педагогический университет, г.Ульяновск
Ихтиологические исследования в Старомайнском заливе проводятся
ихтиологами Ульяновского государственного педагогического университета (ранее института) на базе биостанции в течение более 30 лет.
За это время довольно подробно изучен состав рыбного населения залива, выявлена его многолетняя динамика [1,7,8,10,12]. В Старомайнском заливе отмечено 32 вида рыб, обитающих в водоёме постоянно либо заходящих для нереста [8]. Интересно, но, ни один из исследователей не рассматривал значимость отдельных семейств рыб в ихтиофауне залива.
летний период 2013-2016 гг. нами были осуществлены отловы рыбы с целью изучения видового состава рыб семейства карповых и их роли в общем улове. Рыбу отлавливали ставными сетями с размером ячеи 30-80 мм. Всего были проанализированы 62 сетепостановки. Также был проведен анализ литературных источников и изучен характер питания различных видов рыб, с целью определения трофической роли карповых рыб в экосистеме залива.
Старомайнский залив имеет огромное значение в качестве нерестилища для большинства видов рыб, особенно для фитофильных карповых рыб. В заливе последовательно с весны до конца июня нерестятся плотва, лещ, синец, густера, серебряный карась, сазан и красноперка [2,9,10].
Нами проведен обзор литературы по динамике видового состава карповых рыб и встречаемости отдельных видов рыб в уловах в разные годы по данным разных авторов (табл. 1).
Согласно данным имеющихся литературных источников, семейство Карповые Cyprinidae в уловах всегда представлено наибольшим количеством видов относительно общего числа видов. Всего в Старомайнском заливе исследованиями разных авторов зафиксировано обитание 15 видов карповых (табл. 1).
частности наши исследования показали, что из 20 видов рыб, отмеченных в уловах к семейству Карповые принадлежат 13 видов (65% от общего числа видов): серебряный карась, синец, чехо́нь, лещ, язь, густера, краснопёрка, сазан, жерех, плотва, белопёрый пескарь, уклея, белоглазка.
Количество видов рыб, относящихся к изучаемому семейству у разных авторов в разные годы колеблется от 7 до 13, что по большому счету достаточно субъективно, поскольку вероятность вылова не очень
встречаемых видов зависит от количества сетепостановок, количества и размеров используемых сетей, места и времени постановки сетей.
Видовой состав и встречаемость карповых рыб в сетных уловах в Старомайнском заливе в летний период по данным разных авторов
Доля по количеству от общего количества рыб в уловах, %
Кроме того, авторами в разные годы другими орудиями лова (крючковые снасти, бредень) вылавливались ещё 5 видов рыб семейства Карповые (волжский подуст, белый толстолобик, белый амур, голавль, горчак), которые фигурировали в ряде публикаций [3,4,5]. Наиболее значимо, что карповые рыбы неизменно значительно превосходят все остальные виды в относительной встречаемости в сетных уловах. Количественная доля рыб семейства Карповые колеблется от 71,7 до 92,1%.
Обобщённые данные за период наших исследований показывают, что в летний период наиболее многочисленными видами в уловах являются густера (24,7% по количеству от общего улова) и серебряный карась (22,8%), чуть меньшее значение имеют лещ (13,5%) и синец
(12,5%). Анализ встречаемости карповых рыб в уловах других авторов, осуществлявших вылов в более ранний период, показал, что в связи с ухудшением экологической обстановки в экосистеме Старомайнского залива, как и во всем Куйбышевском водохранилище, ихтиофауна подверглась значительной перестройке.
частности можно отметить снижение доли леща, который ранее в уловах составлял более 50% по массе и по численности. Значительно возросла роль в уловах мелкочастиковых видов рыб: серебряного карася, синца, густеры, плотвы, уклеи.
Показательным является низкая численность реофильных видов рыб: язя, жереха, белоглазки, ельца.
уловах исследователей ихтиофауны Старомайнского залива обнаружены 3 вида рыб, занесённые в Красную Книгу Ульяновской области: голавль, белопёрый пескарь и елец. Голавль регулярно отмечался нами в Клюквенном заливе Старомайнского залива. Белопёрый пескарь был впервые обнаружен для региона именно в Старомайнском заливе в 2004 году [6] и имеет здесь невысокую численность и встречается в уловах мелкоячеистыми сетями крайне нерегулярно. Елец, судя по всему, в заливе не обитает и периодически заходит из реки Майна.
Что касается трофической роли рыб семейства Карповые в экосистеме Старомайнского залива, то она очень разнообразна и именно этим, по всей видимости, можно объяснить преобладание их в ихтиофауне залива. Подобные изменения происходят в рыбном сообществе большинства водоёмов Куйбышевского водохранилища.
Карповые потребляют все виды кормовых ресурсов залива. Среди них наиболее представлены по количеству видов бентофаги (лещ, густера, сазан, белоглазка, язь, белоперый пескарь). Они же доминируют и количественно (39,4% по количеству от общего улова). Несколько уступают бентофагам эврифаги (серебряный карась и плотва), доля которых 30,5%.
Серебряный карась является одним из самых пластичных в трофическом отношении видов и способен потреблять кроме животной и растительной пищи даже детрит. Состав пищи для эврифагов во многом определяется доступностью тех или иных кормов в данный период [11].
Достаточно значима в летний период доля зоопланктофагов и энтомофагов (синец, чехонь, уклея) и составляет 15,7%.
Единично встречаются в заливе фитофаг красноперка (1,0%) и облигатный хищник жерех (0,6%).
С другой стороны, наши наблюдения показывают, что, имея большую численность, рыбы семейства Карповых в свою очередь являются важными кормовыми объектами для хищных рыб, озерной лягушки, обыкновенного ужа и ряда рыбоядных птиц: серой цапли, поганок, гагар, бакланов, орлана-белохвоста, чёрного коршуна, чаек и крачек.\
По данным Д.Ю. Семёнова (2009) рыбы семейства Карповых не очень встречаемы в рационе хищных рыб. В настоящее время такие хищники как судак, берш и окунь предпочитают инвазионных рыб (тюльку, бычков). Из карповых судак избирательно потребляет уклею и плотву (доля по массе соответственно 6,2 и 1,9%), берш – уклею (3,8%) и леща (4,9%). В желудке же окуня карповые встречаются как случайные объекты и кого-то выделить не представляется возможным [13].
Наиболее многочисленны карповые в пищевом рационе щуки, сома и жереха. В рационе щуки наиболее часто встречаются плотва (11,7%), плотва (10,4%), серебряный карась (3,9%), уклея (2,6%). Сом из карповых потребляет лишь леща (13,5%), жерех – уклею (19,7%) [13].
Таким образом, как правило, хищные виды рыб предпочитают узкотелых карповых рыб, чаще всего уклею и плотву.
Подводя итог, можно сказать, что в Старомайнском заливе семейство Карповые представлено наибольшим количеством видов, которые, играя разнообразную трофическую роль, обогащают экосистему и делают её более устойчивой.
Михеев В.А., Алеев Ф.Т., Назаренко В.А. Краткий обзор ихтиофауны Ульяновской области // Природа Симбирского Поволжья. Сб.
Михеев В.А., Назаренко В.А., Саблин С.Г. Динамика ихтиофауны Старомайнского залива Куйбышевского водохранилища // Материалы
Всероссийской научной конференции с международным участием:
Приводится обзор роли семейства Карповые в условиях Старомайнского залива Куйбышевского водохранилища. Нашими исследованиями 2013-2016 гг. установлено, что семейство Карповые представлено 15 видами рыб. Из них наиболее многочисленными видами в уловах являются густера и серебряный карась, чуть меньшее значение имеют лещ и синец. Совокупная доля карповых составляет более 80% от общего количества рыб в уловах. Трофическая роль карповых очень разнообразна. Среди них в уловах преобладают бентофаги и эврифаги, реже встречаются зоопланктофаги, хищники и фитофаги. Рыбы семейства Карповые в настоящее время являются второстепенным кормовым ресурсом для хищников, которые потребляют в основном рыб-вселенцев.
A review presents of the role of the Сarp family under Staromaynskogo Bay of Kuibyshev reservoir. Our research in 2013-2016 found that the Carp family is represented by 15 species of fish. Of these, the vastest species in the catches are Blicca bjoerkna and Carassius auratus gibelio, a less important are Abramis brama and Abramis balerus. The total ratio of carp fish is more than 80% of the catch. The trophic role of the Carp fish is very diverse. In catches dominated by benthophages and euryphages, rarely zooplanktivore, predators and phytophagous. Fish Carp family are currently a minor food resource for predators that consume mainly fish-invasive species.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ по ОУД.12 «Биология»
ГБПОУ ЛО «Выборгский медицинский колледж»
Зам. директора по УР
по подготовке и оформлению ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
для обучающихся по специальности
31.02.03 «Лабораторная диагностика», базовый уровень
Преподаватель: Е.А. Видерникова
Рассмотрено на заседании ЦМК
«ОГСЭ» и метод. совете
от «___»_____________2019 г.
Председатель _____ Плоскова В.Л.
от «___»_____________2019 г.
Председатель метод. совета
_________ И.В. Ганьшина
Разработчик: Е.А. Видерникова – зав. отделением №2, преподаватель биологии и химии.
Данные рекомендации составлены на основании ФГОС СПО по специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №970 от 11.08.2014 г. и Положения о курсовой работе обучающихся ГБПОУ ЛО «Выборгский медицинский колледж», утвержденного приказом директора № 41 от 01.09.2017 г.
Пояснительная записка 5
Общие требования 8
Типология индивидуальных проектов по ОУД.12
Этапы выполнения индивидуального проекта 10
Порядок выполнения индивидуального проекта 12
Выбор темы индивидуального проекта 12
Составление плана индивидуального проекта 13
Подбор и изучение источников информации 13
Разработка содержания индивидуального проекта 14
3.4.1. Разработка введения 16
3.4.2. Разработка о сновной части индивидуального
проекта обзорно-аналитического (реферативного) характера 20
3.4.3. Разработка о сновной части индивидуального проекта
реферативно-практической направленности 21
3.4.4. Разработка заключения 23
3.4.5. Составление списка изученных информационных источников и литературы 24
3.4.6. Разработка приложений 25
Требования к оформлению индивидуального проекта 25
4.1. Оформление титульного листа, рецензии и содержания
индивидуального проекта 25
4.2. Требования к оформлению текста индивидуального
проекта 26
4.2.1. Общие требования 26
4.2.2. Правила оформления заголовков 27
4.2.3. Правила оформления текста работы 27
4.2.4. Правила оформления иллюстраций и таблиц 28
4.2.5. Оформление цитат 29
4.2.6. Правила оформления ссылок и примечаний 30
4.2.7 Оформление приложения 31
4.2.8. Оформление списка использованной литературы 31
4.2.9. Рекомендации по оформлению презентаций 33
Защита индивидуального проекта 34
Критерии оценки индивидуального проекта 36
Хранение индивидуального проекта 39
Приложение №1 Примерный перечень тем индивидуального
Приложение №2 Образец титульного листа индивидуального
Приложение №3 Образец содержания 45
Приложение №4 Примерная структура библиографического
описания 46
Приложение №5 Бланк рецензии на индивидуальный проект 47
Приложение №6 П римерная формулировка фраз для выступления на защите индивидуального проекта 48
Список используемой литературы 49
Проектная деятельность в области отдельной учебной дисциплины (ОУД.12 «Биология») как определенный вид учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся имеет целью:
— систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и, в некоторых случаях, практических навыков студентов в объеме пройденного курса, а также может включать в себя знания, полученные при изучении иных учебных дисциплин общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ЛО «Выборгский медицинский колледж»;
формирование общих и профессиональных компетенций будущего специалиста;
повышение мотивации к обучению выбранной специальности;
овладение основами и навыками проектной деятельности для дальнейшего применения полученных знаний и умений при решении конкретных практических задач с использованием проектного метода;
эффективную реализацию самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе
Индивидуальный проект – это учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одной или нескольких учебных дисциплин с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, занимающегося по ФГОС среднего общего образования.
Задачами проектной деятельности являются:
развитие творческих способностей, познавательной активности, интереса к обучению;
формирование коммуникативной и информационной компетенции;
развитие способности к аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
развитие у обучающихся исследовательских умений, проектного мышления;
формирование навыков саморазвития и самообразования, активной гражданской позиции;
выявление интересов и склонностей обучающихся;
формирование практического опыта в различных сферах познавательной деятельности обучающихся;
развитие навыков анализа обучающимися собственной деятельности.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных дисциплин или областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, аргументации результатов исследования на основе собранных данных;
способность представить результаты проектной деятельности в соответствующей форме, в том числе в форме доклада и выполнения презентации.
Итогом работы над индивидуальным проектом будет письменная работа, которая представляет либо исследование проблемы, либо описание процесса работы для достижения (получения) результата, либо готовый конструкторский продукт (модель, макет и пр.)
Письменная работа подтверждает факт выполнения обучающимся индивидуального проекта; работа хранится в учебной части в течение одного учебного года.
Результатом (продуктом) проектной деятельности по ОУД.12 «Биология» может быть:
письменная работа, брошюра, публикация, доклад на конференции;
материальный объект: макет, муляж, стенд, плакат и т.п.;
Выполнение индивидуального проекта начинается с постановки проблемы, интригующего вопроса, который необходимо сначала раскрыть, показать его актуальность, исследовать содержание этой проблемы, а затем предложить решение (вывод). Обучающимся предлагается провести исследование проблемного вопроса, показать этапы этого исследования, статистические данные, которые следует отобразить в таблицах и диаграммах, графических изображениях и пр.
По окончании работы обучающиеся должны защитить свой проект публичным выступлением с целью презентации результата своей исследовательской деятельности.
За все сведения, изложенные в индивидуальном проекте, порядок использования при ее составления фактического материала и другой информации, обоснованность (достоверность) выводов и защищаемых положений, нравственную и юридическую ответственность несет непосредственно обучающийся – автор индивидуального проекта.
В данных методических рекомендациях дается определение индивидуального проекта, его места и значения в подготовке специалистов, общие положения и требования к индивидуальному проекту, его структура, требования к оформлению, методические рекомендации по работе над темой и по процедуре защиты, представлена примерная тематика индивидуальных проектов.
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика» и содержат конкретные рекомендации по выполнению индивидуального проекта. Это даст возможность обучающимся правильно и квалифицированно написать индивидуальный проект, соблюдая при этом все стандарты по ее оформлению, избежать наиболее распространенных ошибок, выполнить исследование в соответствии с предъявляемыми требованиями и, в конечном итоге, успешно защитить индивидуальный проект.
Общие требования
Индивидуальный проект показывает степень усвоения пройденного материала, а также способность к его анализу и применению в дальнейшем при освоении профессиональных дисциплин.
Целью индивидуального проекта на первом курсе является повышение познавательного интереса, систематизация и расширение знаний по учебным дисциплинам общеобразовательного цикла, создание предпосылок для самостоятельной мыслительной деятельности, формирования общих и профессиональных компетенций, поэтому оценивать предлагается:
— степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над работой;
— практическое использование общеобразовательных знаний, умений и навыков;
— количество новой информации, использованной для выполнения работы;
— степень осмысления использованной информации;
— уровень сложности и степень владения использованными методиками;
— оригинальность идеи, способа решения проблемы;
— осмысление проблемы индивидуального проекта и формулирование цели исследования;
— практическое значение полученных результатов.
Типология индивидуальных проектов по ОУД.12 «Биология»
Индивидуальный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. По содержательной специфике выделяют следующие виды проектов:
При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы.
Информационный индивидуальный проект является работой обзорно-аналитического (реферативного) плана и отражает способность студента провести поиск научной литературы по теме исследования. Он должен содержать элементы научного поиска, показывать творческую инициативу и активность студента.
Обзорно-аналитические (реферативные) работы предполагают подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитанного на то, чтобы в полном объёме представить и критически оценить исследования, посвящённые избранной теме.
Конструкторский проект – предполагает создание материального объекта, макета, либо иного конструкторского изделия, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.
Навыки, сформированные у студентов в процессе выполнения индивидуальных проектов по ОУД.12 «Биология» помогут им при написании курсовой работы по ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» на третьем курсе обучения и подготовке выпускной квалификационной работы.
Индивидуальные проекты выполняются в течение первого и второго семестра и представляются студентами руководителю не позднее трех недель до экзамена по ОУД.12 «Биология».
Этапы выполнения индивидуального проекта
Написание индивидуального проекта рекомендуется планировать в следующей последовательности:
— первый этап – подготовительный – включает в себя разработку программы исследовательской деятельности:
выбор темы индивидуального проекта;
изучение методических рекомендаций по выполнению индивидуального проекта;
определение цели и задач индивидуального проекта;
составление плана индивидуального проекта и обсуждение его с руководителем (план составляется на основе анализа имеющихся материалов);
формулировку гипотезы исследования;
определение методов исследования (анкетный опрос, интервью, анализ архивных документов, собственные практические исследования, наблюдения и др.) и базы исследования;
изучение различных литературных источников (научной, периодической литературы и прочих информационных источников), составление литературного обзора (работа с каталогами библиотек, библиографическими указателями, подбор литературы);
изучение теории и истории вопроса, опыта решения данной проблемы на практике и анализ базовых понятий (понятия, на которых строится исследование);
— второй этап — основной — включает в себя:
написание обзора литературы;
проведение собственных исследований;
систематизацию и первичную обработку исследовательского материала ;
обсуждение полученных результатов исследований с обоснованием каждого вывода;
сравнение полученных результатов с поставленными гипотезой, целями и задачами, литературными данными;
подготовку общих выводов по теме индивидуального проекта, предложений и рекомендаций ;
— третий этап – заключительный – предполагает оформление результатов и включает в себя:
предварительное обсуждение проекта индивидуального проекта;
проверку правильности гипотезы исследования;
окончательное оформление индивидуального проекта;
рецензирование руководителем индивидуального проекта с внесением поправок после рецензирования;
защиту индивидуального проекта.
Соблюдение этих последовательных этапов позволит студенту самостоятельно выполнить индивидуальный проект на высоком уровне и достойно защитить его.
Общее руководство и контроль за ходом выполнения индивидуального проекта осуществляет научный руководитель – преподаватель ОУД.12 «Биология».
Консультирование студентов руководителем является обязательным элементом выполнения индивидуального проекта.
Основными функциями руководителя являются:
— консультирование студентов по вопросам содержания и последовательности выполнения индивидуального проекта;
— оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы. При этом поиск источников – самостоятельная работа студента.
— оказание помощи в анализе и систематизации полученных самостоятельно данных;
осуществление контроля над ходом выполнения индивидуального проекта;
необходимые указания по внесению исправлений и изменений в содержание индивидуального проекта.
— подготовка письменного отзыва на работу.
При выполнении студентом каких-либо исследований в других организациях руководитель данной организации должен быть в курсе проводимых исследований. На их проведение должно быть получено разрешение.
Таким образом, научный руководитель консультирует студента по теме индивидуального проекта, помогает и контролирует ход подготовки индивидуального проекта, но не предлагает готовых решений и выводов: индивидуальный проект есть самостоятельная работа студента, которая должна показать степень готовности студента к аналитической и исследовательской деятельности.
Порядок выполнения индивидуального проекта
Выбор темы индивидуального проекта
Выбор темы очень важный этап при написании индивидуального проекта. Выбор темы индивидуального проекта на первом курсе осуществляется студентом самостоятельно на основании примерного перечня тем.
Тематика исследовательских работ разрабатывается преподавателями (руководителями индивидуальных проектов) колледжа.
Темы рассматриваются и утверждаются на заседании цикловой методической комиссии и доводятся до сведения студентов не позднее 01 ноября текущего учебного года.
Обучающиеся могут предложить свою тему, обосновав при этом целесообразность ее выполнения и соответствие определённому разделу изучаемой дисциплины. При этом следует учитывать, что выбранная студентом тема должна быть актуальна в теоретическом или практическом отношении, обеспечена необходимой библиографией и информационными ресурсами.
Таким образом, студент по согласованию с руководителем может выполнить индивидуальный проект по самостоятельно разработанной теме.
Примерный перечень тем индивидуальных проектов по ОУД.12 «Биология» представлен в приложении 1.
Тема индивидуального проекта должна удовлетворять следующим требованиям:
быть конкретной, ее формулировка не должна дублировать название разделов учебника, учебного пособия или руководства;
соответствовать задачам теоретической и практической подготовки специалиста;
учитывать состояние и перспективы развития биологии как теоретической основы медицины и смежных наук;
носить характер самостоятельного исследования, выполненного лично
По степени сложности предложенные темы индивидуальных проектов существенно не отличаются друг от друга. Поэтому ошибочным является подход, при котором студент пытается выбрать тему «полегче». Однако необходимо учитывать, что степень усвоения той или иной темы у обучающегося может быть различной. Поэтому некоторые темы могут вызвать у студента больший интерес и быть более понятными для восприятия.
При выборе темы необходимо помнить, что каждая тема представляет собой ту или иную проблему или аспект, которую студент должен изучить и раскрыть. Индивидуальный проект – это не просто изложение существующих теорий, а результат сравнения и анализа различных теорий, умение формулировать выводы о том, какая из теорий является наиболее эффективной в конкретной ситуации.
Не допускается наличие одинаковых тем у двух или более студентов одной группы. Соблюдается принцип «одна тема – один студент».
Выбранная тема должна быть в обязательном порядке согласована с руководителем индивидуального проекта.
Смена темы индивидуального проекта, после утверждения директором колледжа, допускается в исключительных случаях, после подачи студентом письменного заявления с указанием обоснованных причин.
Составление плана индивидуального проекта
При составлении плана обучающийся должен вместе с руководителем уточнить круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки её выполнения, определить необходимую литературу. Обязательно составить рабочую версию содержания индивидуального проекта по разделам и подразделам.
Подбор и изучение источников информации
Успешному написанию индивидуального проекта способствует обстоятельное и творческое изучение источников информации, относящейся к исследуемой теме.
К изучению источников информации студент приступает сразу же после выбора и утверждения темы индивидуального проекта. В процессе этой работы он должен изучить современное состояние соответствующих предметов исследования, избранных для индивидуального проекта.
Процесс изучения литературных источников требует от студента внимательного и обстоятельного осмысления, конспектирования основных положений, кратких тезисов, необходимых фактов, цитат, что в результате превращается в обзор соответствующей книги, статьи или других публикаций.
Согласно выбранной теме индивидуального проекта студенту
необходимо изучить, прежде всего, основную литературу,
рекомендованную руководителем, а дополнительная литература подбирается обучающимся самостоятельно.
Для более углубленного изучения вопросов следует привлечь дополнительные отечественные и зарубежные источники, а также различные нормативные документы: инструкции, указания и др. Следует ознакомиться со статьями и материалами, опубликованными по данному конкретному вопросу в периодической печати и сети Интернет, проработать базы библиотечных каталогов: алфавитных, систематических, предметных и пр.
Ссылаться на источники необходимо объективно и добросовестно, к ним нужно относиться критически, т.е. вдумчиво и беспристрастно изучать, анализировать и обоснованно соглашаться или не соглашаться с отдельными положениями нормативных документов и мнениями авторов.
Для целенаправленного подбора источников рекомендуется получить консультацию у преподавателя, после этого начинается поиск литературы.
Важно сразу правильно составить библиографическое описание литературы, соблюдая общие правила и требования. Отобранную по теме литературу целесообразно записывать в предназначенную заранее для этой цели тетрадь, разделив ее на части по буквам алфавита.
Составление библиографии по монографиям, журнальным и газетным статьям лучше начать с работ, выпущенных в текущем году, постепенно переходя к работам, опубликованным в предшествующие годы. Такой порядок избавляет от повторных записей одних и тех же работ и облегчает изучение вопросов темы.
Результат этого этапа индивидуального проекта – это сформированное понимание предмета исследования, логически выстроенная система знаний сущности самого содержания темы и структуры исследуемой проблемы.
Итогом данной работы может стать необходимость отойти от первоначального плана, что, естественно, может не только изменить и уточнить структуру, но качественно обогатить содержание индивидуального проекта.
Разработка содержания индивидуального проекта
По содержанию индивидуальный проект носит обзорно-аналитический (реферативный) характер, а так же может иметь реферативно-практическую направленность.
По объему индивидуальный проект должен быть не менее 15-20 станиц печатного текста, исключая приложения.
По структуре индивидуальный проект реферативного характера состоит из следующих частей:
список используемых литературных источников ;
Структура индивидуального проекта реферативно-практической направленности включает следующие части:
список используемых литературных источников;
Примерное соотношение между отдельными частями индивидуального проекта следующее:
введение –1- 2 страницы;
заключение – 1-2 страницы;
список используемой литературы – 1страница;
приложения (до 5-7 страниц).
Титульный лист оформляется с учетом следующих требований (в соответствии с приложением 2):
— Вверху – указывается полное наименование учебного заведения;
— По центру листа – форма и тема проекта, специальность;
— Внизу, по центру – указывается город и год выполнения работы.
При этом их формулировки должны соответствовать содержанию работы,
быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт. Оформление содержания следует выполнять в соответствии с примером, приведенным в приложении 3.
Во введении студент должен объяснить и доказать, что выбранная им проблема актуальна и значима на сегодняшний день. На основании данных литературы аргументируется теоретическая и практическая значимость выбранной темы (цепь взаимосвязанных суждений и фактов, которые доказывают значение), описывается состояние изученности на сегодняшний день, отмечаются перспективы, которые открывает изучение данной темы.
Поэтому, во введении следует обязательно отобразить:
актуальность выбранной темы исследования;
современное состояние изучаемого, исследуемого предмета;
формулировку объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования;
методологическую основу исследования;
практическую значимость исследуемой проблемы.
Актуальность темы – в данном разделе указывается значимость проведения исследования именно по данной теме на современном этапе развития химической науки и химической промышленности, а также обосновывается позиция автора по выбору им тематики индивидуального проекта.
Обосновывая актуальность, студент должен показать значимость выделенной проблемы и необходимость её разрешения.
При описании актуальности можно использовать следующие речевые шаблоны:
Актуальность темы обусловлена.
Работа посвящена актуальной проблеме.
В условиях реализации ….. актуальность темы не вызывает сомнений (вполне очевидна).
Актуальность проблемы не нуждается в дополнительных доказательствах.
Хотя исследованием данной темы занимались Ф.И.О. и достигнуты существенные успехи в ее реализации, тем не менее, наблюдаются следующие противоречия (пробелы)…..
Особой значимостью темы в современных условиях является…….
В современной (какой?) медицине особую остроту (актуальность) приобретает проблема (чего?), показать почему (можно привести статистические данные).
От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к определению аппарата исследования: формулировка объекта и предмета исследования, цели, задач, гипотезы и методов исследования.
С объектом исследования тесно связано понятие предмета исследования – это одна или несколько сторон, характеризующие объект изучения, т.е. это наиболее существенные для исследования свойства и отношения объекта. Причём один и тот же объект исследования может быть предметом разных исследований, т.е. изучаться с различных точек зрения.
Объект исследования: проблема биологических часов.
Предмет исследования: современное состояние проблемы биологических часов.
Цель работы – это представление о будущем результате, это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Нужно представлять, что цель – это тезис, который должен быть доказан содержанием индивидуального проекта.
При формулировании цели необходимо помнить, что цель в работе всегда одна. Она должна быть, по возможности, чёткой и краткой. Её назначение – определить стратегию и тактику написания индивидуального проекта.
Наиболее типичны следующие цели:
— определение характеристики явлений, не изученных ранее, или малоизученных;
— изучение динамики явлений;
— выявление факторов развития, благоприятствующих условий;
— обобщение, выявление общих закономерностей;
— создание методики и пр.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, а именно: выявить. ; установить. ; обосновать. ; уточнить. ; провести связь между….; изучить способность…; провести сравнительный анализ….
Например, цель работы: установить возможные пути применения бактериофагов в медицине .
Целью исследования является выявление роли наследственных и социальных факторов в формировании личностных особенностей подростков с использованием близнецового метода изучения наследственности.
Цель исследования: изучение механизмов старения и его проявления на молекулярном, субклеточном, клеточном и тканевых уровнях организации живого
Далее следует указать конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью (что нужно сделать, чтобы цель была достигнута).
Задачи – это составные части цели исследования, т.е. это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Задач в работе должно быть от 3 до 5. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ.
Обычно задачи индивидуального проекта формулируются в форме перечисления: изучить …, описать …, провести…, установить …, сравнить…, выяснить …, вывести закономерности…, опытно-экспериментальным путем проверить и т. п.
Каждая задача не может повторять цель и быть шире ее. В идеале сумма задач, их решение приводит исследователя к достижению намеченной цели. Задачи можно формулировать как этапы или части работы.
Провести обзор зарубежной и отечественной литературы по изучаемой проблеме;
Рассмотреть исторические аспекты проблемы биологических часов.
Дать определение понятию «биоритмы человека» и привести их классификацию.
Выявить роль биологических ритмов в жизни человека и изучить факторы, способствующие нарушению биоритмов людей.
Исследовать нарушения биоритмов у учащихся ГБПОУ ЛО «Выборгский медицинский колледж».
Например, можно предположить, что использование искусственных органов в практике медицины позволит пациентам, нуждающихся в них, значительно улучшить и повысить качество жизни после установки искусственного органа .
Так как гипотеза выдвигается на начальных этапах исследования, в дальнейшем после проведения теоретического анализа или проверки программы опытно- экспериментальной работы может быть откорректирована.
Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают. Чтобы доказать гипотезу, необходимо выполнить ряд исследовательских процессов, которые и определяют задачи исследования.
Методы исследования – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Методы исследования выбираются в соответствии с конкретной исследовательской целью и задачами, поставленными перед определенным этапом проекта. Выбранный метод может быть:
теоретическим: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, моделирование.
эмпирическим: основным, такой как наблюдение, описание, измерение, эксперимент и дополнительным: тестирование, методы опроса (анкетирование) и диалогические методы (беседа, интервью).
3.4.2 Разработка о сновной части индивидуального проекта обзорно-аналитического (реферативного) характера
Параграфы должны последовательно вытекать и дополнять друг друга, способствуя развитию высказываемых мыслей и укреплению логики проводимого исследования.
Особое внимание следует уделить формулировке названий главы и параграфов. Заголовки формулируются содержательно, проблемно, в соответствии с конкретной темой и методами работы над теоретическим материалом. Не следует включать в их названия слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка; являющиеся терминами узкоспециального или местного характера; представляющие собой аббревиатуры или сокращения.
Таким образом, названия должны быть по возможности краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. В то же время следует избегать однословных заголовков, так как, чем короче заголовок, тем шире и расплывчатее его смысловое содержание.
Основная часть должна занимать большую часть работы и может включать:
— историко-современный аспект изучаемой проблемы;
— обзор литературы по теме индивидуального проекта (анализ, обобщение и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора, обоснование выбора направления);
— сущностные характеристики исследуемого понятия, его трактовку различными авторами, собственное отношение к позициям различных авторов.
При написании данного раздела следует кратко изложить современное состояние вопроса, которому посвящена индивидуальный проект, обобщив мнения и данные различных авторов с указанием в тексте источника информации. В результате изучения литературы должно сформироваться представление о современном состоянии вопроса, выявиться имеющиеся противоречия и нерешенные задачи.
Важно помнить, что для выполнения индивидуального проекта нужны не только литературные источники, но и статистические, фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях. Источниками получения этих данных могут быть: статистические сборники и справочники, различные информационные бюллетени и др.
В конце данного раздела следует подвести итог, обозначив кратко, что
известно по данной теме, а что требует дальнейшего изучения.
При подборе информационных материалов студент должен обратить внимание на то, что в них могут содержаться несовпадающие, а иногда и противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. В этом случае студент обязан отразить в индивидуальном проекте свое мнение о том, какая точка зрения представляется ему правильной и почему.
Анализ собранных материалов предполагает отбор тех данных, которые непосредственно войдут в текст курсового проекта. Запрещается сплошное цитирование используемых источников! Выдержки из того или иного текста выделяются «…» и делается сноска на источник. Основной текст курсового проекта должен быть написан студентом самостоятельно.
Предварительный вариант индивидуального проекта обсуждается студентом с руководителем.
3.4.3 Разработка о сновной части индивидуального проекта реферативно-практической направленности
Работы такого плана обычно состоят из двух частей: теоретической и аналитической (исследовательской).
Требования к содержанию теоретической части такие же, как и для работ обзорно-аналитического характера (приведены в п. 3.4.2.).
Аналитическая (исследовательская) часть индивидуального проекта реферативно-практической направленности является обязательным ее компонентом. Задачей этой части является подробное раскрытие темы. В отличие от теоретической части, где раскрывается тема в целом, в этой части рассматриваются конкретные методы решения той или иной проблемы, которые должны быть подкреплены конкретными примерами, цифрами, выкладками и пр.
Содержание данной части индивидуального проекта должно полностью соответствовать поставленной цели и выбранным для ее достижения задачам.
Исследовательская часть индивидуального проекта может содержать следующие параграфы:
— Методика исследования. Здесь описываются методики проведения исследовательской, в т.ч. экспериментальной работы. Эта часть работы дает представление об объектах исследования, использованных материалах и методах. Описание объектов исследования предполагает их перечень, характеристику (например, количество, пол, возраст и т.д.). Если объектами являются конкретные виды живых организмов, приводятся их русские и латинские названия.
Методика и выбранные способы обработки данных должны быть описаны подробно:
какими способами велись наблюдения, измерения параметров объекта (не на глазок);
какие использовались материалы и технические средства;
процедура (последовательность действий);
условия (температура, время, место, освещение и др.);
какие использовались статистические способы обработки первичных данных (нахождение среднего арифметического, построение вариационного ряда и т.д.).
В идеале методика исследования должна быть изложена так, чтобы при желании ее мог воспроизвести каждый, кто захочет повторить опыты, изложенные в работе.
— Результаты исследования и их обсуждение.
В этом разделе приводят описание результатов исследования, а также их обобщение и обсуждение с учетом сведений, прочитанных в научной литературе. Эту главу целесообразно разделить на несколько разделов (обычно число разделов соответствует количеству поставленных задач).
Каждый раздел имеет собственное название. В текстовой части раздела представляют и поясняют данные. Полученные результаты исследования могут быть представлены в виде таблиц, графиков, схем. Протоколы обследований, бланки ответов, тексты опросников выносятся в приложения.
Анализируя данные, сопоставляя их с известными знаниями и с данными других авторов, студент-исследователь показывает логическую цепочку рассуждений, которая ведет от результатов к выводам.
При формулировке результатов исследования следует пользоваться следующими рекомендациями:
Анализируя таблицу или рисунок в тексте, не следует их пересказывать содержание. Важно сформулировать основную идею таблицы или рисунка, обратить внимание на отдельные цифровые данные, несущие особенно важную смысловую нагрузку.
Пояснение каждой формы иллюстрации заканчивают обобщением, из которого видно значение полученных результатов для решения поставленных в работе цели и задач.
Не следует приводить один и тот же материал дважды в виде таблицы и в виде рисунка.
При обсуждении таблиц и рисунков в тексте обязательно приводят ссылку «. полученные результаты представлены графически (рис. 3).»; «. как показано в таблице 2».
3.4.4. Разработка заключения
В заключении подводятся итоги индивидуального проекта, формируются выводы, к которым пришел обучающийся в результате исследования, т.е. в обобщенном виде формулируется итог исследования в соответствии с целью.
Заключение пишется сплошным текстом, содержит обобщение, показывающее место полученных новых знаний в уже известных из научной литературы. Также в заключении могут быть даны практические рекомендации, если была поставлена соответствующая задача.
Выводы, сделанные на основании результатов исследования, должны соответствовать поставленным задачам и не противоречить полученным данным.
Выводы оформляют в виде отдельных пронумерованных пунктов (как правило, в пределах одного абзаца каждый) и располагаются согласно порядку изложения материала в тексте работы.
При формулировке выводов необходимо помнить, что:
Выводы представляют собой краткий итог работы и должны четко отражать смысл и сущность выполненного автором исследования и полученные в результате этого исследования новые знания.
Выводы формулируют четко, кратко, лаконично. Они должны быть понятны без чтения основного текста работы.
Вывод не должен быть простым повторением ранее приведенных в работе данных, а должен представлять собой обобщение.
Вывод должен основывать на собственных экспериментальных данных и полностью подтверждаться ими.
В выводах недопустимы повторения, описание общеизвестных положений, написание ничего не значащих общих фраз.
В заключении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц.
3.4.5 Составление списка изученных информационных источников и литературы
Данный раздел оформляется по правилам, принятым в научной литературе. Он включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. Минимальное количество – 5-7 источников.
— является органической частью любой учебной или научно-исследовательской работы и помещается после основного текста работы;
— позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований (таблиц, иллюстраций, формул, цитат, фактов, текстов памятников и документов);
— характеризует степень изученности конкретной проблемы автором;
— представляет самостоятельную ценность, как справочный аппарат для других исследователей;
— является простейшим библиографическим пособием, поэтому каждый документ, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок: Общие требования и правила составления, ГОСТ 7.12-93. Сокращение русских слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании.
— включает только упоминание или цитируемые в проекте литературные источники.
3.4.6. Разработка приложений
Приложения целесообразно создавать, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, статистического материала, описания методики расчета, исторических справок, ссылок на реальные документы и т.п. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение.
Приложение обычно содержит материалы, отражающие образцы анкет, тестов, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции, таблицы вспомогательных цифровых данных и др. Приложение следует оформлять как продолжение курсового проекта на ее последующих страницах.
Следует особо подчеркнуть, что любые таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.п., приводимые автором в основной части или выносимые им в приложения, должны быть использованы. Приложения оформляются средствами пакета MS Office и совместимых с ним графических и табличных процессоров, а также помещений копий тех или иных документов.
На все приложения в основной части индивидуального проекта должны быть ссылки.
Следует особо отметить, что индивидуальный проект может и не содержать данного раздела.
Требования к оформлению проектной работы
Оформление титульного листа, рецензии и содержания индивидуального проекта
Образец оформления титульного листа проектной работы и рецензии приводятся в приложении 2 и 5.