Как писать изложение? 9 полезных советов
От слова «изложение» у тебя начинает быстро колотиться сердце и потеют ладошки? Ты не любишь этот вид учебных работ, потому что отметки за него вечно портят балл по предмету? Адукар спешит на помощь, чтобы посвятить тебя в тайны письменных пересказов текста. Особенно эти советы тебе будут полезны, если ты сдаёшь школьный экзамен после 11 класса по русскому или белорусскому языкам.
Если вкратце, то изложение — это нечто среднее между диктантом и сочинением: уже готовый текст необходимо воспринять, осмыслить и воспроизвести. Так как подробную инструкцию по написанию пересказа текста даёт учитель, мы не будем описывать поэтапно весь процесс, а сконцентрируемся на самых проблемных моментах. О чём стоит помнить?
9 советов, как написать изложение на высокий балл
Держи ухо востро
Возьми на урок пару ручек или карандашей и сосредоточься. Это предостережёт тебя от возможных фейлов: отвлёкся и прослушал кусок текста, не успел сделать пометки из-за закончившегося стержня в ручке или поломанного карандаша.
Не забывай о специфике изложения
Изложения бывают контрольными и обучающими, подробными и краткими. Это может быть текст-повествование, описание или рассуждение. Поэтому обрати внимание на условия написания изложения. Если учитель просит написать подробное изложение, постарайся запомнить или записать мелкие подробности, сохранить авторские конструкции и прямую речь. Когда нужно написать краткое изложение, не зацикливайся на деталях, старайся передавать только самое основное, раскрыв тему и идею текста.
Следуй инструкции учителя
Не игнорируй установки учителя, если хочешь получить высокий результат. Слушая текст, представляй его в голове в виде образов, вместе со всеми участвуй в составлении плана текста, не пиши во время первого прочтения, не торопись переносить текст в чистовик, пока такой команды не было.
Оставляй пустые строки в черновике
Так как весь текст во время второго прочтения ты сразу записать не сможешь, оставляй на черновике побольше пустого места — туда ты позже впишешь недостающую информацию.
Удобнее писать черновик изложения карандашом или капиллярной ручкой
Сокращай
Делая пометки, не записывай длинные слова полностью, сокращай их. Но не переусердствуй, чтобы ты сам смог понять, что же ты записал.
Используй каждую минуту
Не отвлекайся на посторонние дела, а эффективно расходуй предоставленное тебе время: допиши в черновике сокращённые слова, вникни в содержание. Запомни: тема текста раскрывается в микротемах — абзацах. Поэтому старайся записывать первое предложение каждого абзаца, являющееся тезисом, который раскрывается в следующих предложениях.
Сомневаешься — замени
Подчеркни слова, написание которых вызывает у тебя сомнение. Отметь предложения, где ты расставил знаки препинания, но всё равно не уверен. Помни, что изложение даёт тебе право выбора. Не знаешь, как правильно писать слово? Замени его синонимом или опусти (если смысл не изменится). Не знаешь, какие знаки препинания ставить? Перефразируй предложение.
Перепроверяй себя
Текст — это единое смысловое целое. А значит, все его части должны быть связаны между собой. Перечитай черновик не менее двух раз. Мысль не прыгает, всё легко воспринимается? Тема и основная мысль раскрыты? Следовательно, ты хорошо записал текст.
Помни про абзац
Наличие абзацев — неотъемлемая часть текста изложения. Обязательно проверь, везде ли ты сохранил их границы. Количество абзацев должно быть не меньше, чем пунктов плана.
Желаем тебе высоких отметок за изложение! Тем более, что это один из выпускных экзаменов в 11 классе, который пройдёт в 2021 году в начале июня. А если нужно подтянуть школьную программу по русскому, то обращайся к преподавателям Адукар, которые объяснят сложные моменты на пальцах.
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Особенности проведения итогового изложения
В соответствии с инструктивно-методическими материалами Рособрнадзора по желанию имеют право писать изложение:
Итоговое изложение проводится в соответствии с общим порядком подготовки и проведения итогового сочинения (изложения), установленным Рособрнадзором. Вместе с тем при проведении итогового изложения имеются некоторые особенности, в частности:
Как оформить участие в итоговом изложении
Для участия в итоговом изложении обучающиеся лично на основании документа, удостоверяющего личность, или их родители (законные представители) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченные лица на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности, должны подать заявление по установленной форме в своей образовательной организации.
Участники итогового изложения с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления для организации специальных условий предъявляют заключения ПМПК, а дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Выпускники прошлых лет подают заявления на участие в итоговом изложении в местах регистрации. При подаче заявления они предъявляют оригиналы документов об образовании (при необходимости, с переводом с иностранного языка, заверенным нотариально).
Оособенности текста итогового изложения
Текст изложения должен быть в основном повествовательным, обладать смысловой завершенностью, корректным и адекватным ситуации контроля, не содержать психологически травмирующие подробности, объёмом не более 450 слов.
После объявления начала проведения изложения текст изложения зачитывается вслух трижды (глухим, слабослышащим выпускникам, а также выпускникам с тяжелыми нарушениями речи текст для изложения выдается на 40 минут, по истечении этого времени член комиссии забирает текст и участник пишет изложение).
Сложные слова должны быть выписаны на доске. Обучающиеся могут использовать орфографические и толковые словари.
Какова продолжительность итогового изложения
На написание итогового изложения дается 3 часа 55 минут, при необходимости время проведения работы для детей с ОВЗ может быть увеличено на 1,5 часа. При продолжительности изложения более 4 часов обеспечивается питание.
Об особых условиях
Для участников итогового изложения с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, итоговое изложение проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья, в том числе:
— участники итогового изложения с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе сдачи итогового изложения имеют право пользоваться необходимыми им техническими средствами;
— при проведении итогового изложения в учебном кабинете вместе с его участниками с ОВЗ могут присутствовать ассистенты, оказывающие им необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание и другое;
— особые условия проведения изложения создаются для глухих и слабослышащих выпускников, а также обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Эти обучающиеся обязательно должны видеть текст, должны его читать сами не менее 40 минут, иметь возможность делать пометы в тексте для изложения. На данном этапе допустимо «комментированное» чтение текста сурдопедагогом. Возможно привлечение ассистента (сурдопереводчика);
— для лиц, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в места проведения итогового изложения, изложение может быть организовано на дому.
Отсутствие специальной звукоусиливающей аппаратуры не может являться препятствием для проведения итогового изложения, так как выпускники активно пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами, которые по своим техническим характеристикам значительно превосходят стационарную звукоусиливающую аппаратуру.
Оценивание изложения
Оценивание изложения осуществляется в соответствии с Критериями оценивания изложения, утвержденными Рособрнадзором:
Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» хотя бы по одному из критериев №3-№5, написать изложение объемом не мене 150 слов и самостоятельно.
Для процедуры оценки изложения глухих и слабослышащих выпускников, а также обучающихся с тяжелыми нарушениями речи должен привлекаться сурдопедагог с опытом работы в качестве учителя русского языка. При оценке грамотности учитывается специфика письменной речи неслышащих обучающихся.
Где узнать о результатах
С результатами итогового изложения участники могут ознакомиться в образовательных организациях и местах регистрации.
По решению региональных органов управления образованием ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
Лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения итогового изложения, удаляются по решению руководителя образовательной организации. Они допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.
Инструкция для написания итогового изложения участниками итогового изложения
«Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите подробное изложение. Рекомендуемый объём – 250-300 слов. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
Старайтесь точно и полно передать содержание исходного текста, сохраняйте элементы его стиля.
Обращайте внимание на логику изложения, речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями).
Изложение пишите чётко и разборчиво.
При оценке изложения в первую очередь учитывается его содержание и логичность».
Источник
Письмо Рособрнадзора от 27.11.2014 №02-747 «О направлении уточненной редакции документов, регламентирующих порядок проведения итогового сочинения (изложения)»:
Как написать изложение на ГВЭ по русскому языку
Ксения Крашенинникова
ГВЭ — или государственный выпускной экзамен — это еще одна форма государственного экзамена для учеников, у которых есть ограничения по здоровью. Также ГВЭ сдают воспитанники учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и ученики, находящиеся в местах лишения свободы. В этой статье мы рассмотрим изложение ГВЭ 2020 — как оно устроено, как его проверяют и как лучше к нему подступиться.
Кто и когда сдает ГВЭ по русскому?
ГВЭ — альтернатива ЕГЭ и ОГЭ, поэтому он проводится в 9 и 11 классах. Русский язык входит в список обязательных экзаменов. Структура ГВЭ по русскому для 9 и 11 класса не отличается, экзамен может быть устным или письменным.
Письменный ГВЭ по русскому языку предполагает три варианта: сочинение на свободную тему, изложение с творческим заданием и диктанта. Экзамен пишут 3 часа 55 минут, детям с ограниченными возможностями здоровья добавляют 90 минут.
Подготовиться к экзаменам самостоятельно — очень непростая задача для ребенка. Если хотите готовиться быстрее и эффективнее, обратите внимание на онлайн-занятия с личным преподавателем MAXIMUM. Главная задача наших занятий — ваш максимальный результат. Мы выстраиваем личную стратегию подготовки к экзамену, и репетитор помогает вам каждый день приближаться к поставленной цели.
Как проходит изложение ГВЭ?
Школьнику три раза зачитывают текст. Это может быть фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной или нравственной тематики. Ознакомившись с ним, ученик пишет по нему изложение. Потом ему предлагают написать сочинение-рассуждение на один из проблемных вопросов, поставленных в тексте — это и есть творческое задание.
Демоверсию и задания прошлых лет для ГВЭ-9 и ГВЭ-11 можно посмотреть на сайте ФИПИ.
Как подготовиться к изложению ГВЭ 2020?
Сначала решите, какого алгоритма придерживаться во время его написания. Самый эффективный и простой — метод трех шагов.
Первый шаг. После первого прочтения текста определите на черновике его тему. Постарайтесь понять, в чем хочет убедить вас автор.
Второй шаг. После второго прочтения выделите микротемы – то есть основные смысловые части текста. На этом этапе вы должны почувствовать, что текст состоит из кусочков. Содержание каждого кусочка нужно сформулировать одним небольшим предложением – это и есть наши микротемы. К концу второго шага у вас должен получиться краткий план текста из нескольких предложений-микротем.
Третий шаг. Во время третьего прочтения запишите опорные слова каждой смысловой части. Постарайтесь еще раз понять, в чем заключается позиция автора.
После этого вам останется собрать все наработки в один текст. Проверьте его на наличие ошибок и перепишите в чистовик.
Метод трех шагов отлично помогает разбирать текст и правильно писать изложение. Но лучше тренироваться вместе с преподавателем, который поможет скорректировать ошибки.
Приемы сжатия текста
Это необходимый навык, чтобы написать изложение ГВЭ 2020. Среди основных приемов – исключение, упрощение и обобщение.
Исключать нужно подробности и детали – в сжатом изложении им нет места. Так же это относится к иллюстрациям, цитатам, примерам, причастным оборотам и однородным членам.
Упрощение подразумевает замену прямой речи косвенной, разбивку сложного предложения на простые и короткие.
Обобщение используйте в случае, если слышите однородные члены. Просто заменяйте их на одно обобщающее слово.
Используя эти приемы, вы приведете текст изложения в тот вид, который наиболее высоко оценится экспертами.
Как написать творческое задание?
На этом этапе ученикам предлагается раскрыть в сочинении одну из проблем текста – того самого текста, из изложения. Но проблема выбирается составителями ГВЭ. Из приятного: проблема всегда формулируется в виде вопроса. Например: почему нужно изучать историю и природу родного края?
Вам предстоит в своем сочинении понять, как отвечает на заданный вопрос автор текста. И ответить на него самостоятельно. Не забудьте подкрепить свою позицию аргументами, почему вы считаете именно так, и завершить сочинение выводами.
Подсказка! Для того, чтобы быстрее и увереннее писать творческое задание, воспользуйтесь клише для сочинений.
Теперь вы знаете, как написать изложение ГВЭ 2020. И напоследок: на каких текстах можно тренироваться? На сайте ФИПИ в разделе ГВЭ вы найдете несколько образцов текстов для разных категорий детей, с них и можно начать подготовку.
Если хотите быстро и эффективно подготовиться к экзаменам, обратите внимание на онлайн-занятия с личным преподавателем MAXIMUM. Мы выстраиваем программу личной подготовки к ЕГЭ, учитывая сильные и слабые стороны каждого ученика. Преподаватель не только проводит эффективные занятия, но и помогает ученикам поддерживать мотивацию и выполнять домашние задания. Пробный урок бесплатно!
Презентация ГВЭ Литература. Как писать итоговое изложение
Описание презентации по отдельным слайдам:
Как писать итоговое изложение ГВЭ ЛИТЕРАТУРА 11 класс
ВНИМАНИЕ: итоговое изложение пишется подробно. Нужно сохранить СТИЛЬ автора. К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения, соответствующие установленным требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового изложения» Рекомендуемое количество слов – 250-300. Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения» Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.). Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания). Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям: 1. «Содержание изложения» 2. «Логичность изложения» 3. «Использование элементов стиля исходного текста» 4. «Качество письменной речи» 5. «Грамотность» Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий № 1 «Содержание изложения» Проверяется умение участника передать содержание исходного текста. «Незачет» ставится при условии, если участник существенно исказил содержание исходного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 2 «Логичность изложения» Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Использование элементов стиля исходного текста» Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста. «Незачет» ставится при условии, если в изложении полностью отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 4 «Качество письменной речи» Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе грубые речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 5 «Грамотность» Проверяется грамотность участника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более десяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Как писать подробное изложение? 1 чтение: Шаг 1: внимательно прослушать текст, представлять картины, сменяющие друг друга в тексте. Шаг 2: записать по порядку план текста (назвать эти картины). Для чего: Раздели страницу черновика по образцу: ПЛАН (что помнишь по порядку) КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (задавай вопросы устно, ответ записывай) 1.О книге через 2-3 строчки 2.О читателе 1.Чтоговорится о книге? 2.Что говорится о читателе?
2 чтение Постарайся услышать и записать слова и словосочетания, которые помогут восстановить текст. (Не пытайся записывать всё подряд!) Внимание. Лучше выписывать ГЛАГОЛЫ (если слышишь рассказ), ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (если это описание); ИНТЕРЕСНЫЕ АВТОРСКИЕ СЛОВА и ВЫРАЖЕНИЯ, чтобы сохранить стиль автора. ПЛАН (что помнишь по порядку) КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (задавай вопросы устно, ответ записывай) 1.О книге 2.О читателе 1.Чтоговорится о книге?(ДОБАВЬ СЛОВА и СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) 2.Что говорится о читателе?(ДОБАВЬ СЛОВА и СЛОВОСОЧЕТАНИЯ)
3 чтение 1.Внимательно слушай и вноси дополнения в свои записки. 2.Постарайся услышать ПАУЗЫ-МИКРОТЕМЫ и раздели АБЗАЦЫ. 3. Из слов и словосочетаний составь текст, каждую новую мысль начинай с АБЗАЦА (с красной строки).
Проверь свой текст в черновике. 1. Читай внимательно и подумай, насколько полно представляется нарисованная тобой картина. 2. Дополни её или убери ненужное. 3. Проверь, как связаны между собой картины: раздели их абзацами. 4. Посмотри, как заканчивается твой текст. 5. Посчитай количество слов (должно быть не менее 150). Если их меньше, посмотри, в какой части текста можно распространить мысль. Делай это своими словами.
Прочитай текст второй раз 1. Внимательно проверь каждое слово (трудное написание теперь можно проверить по словарю). 2. Читая предложение, слушай ПАУЗЫ и поставь знаки препинания. 3. Перепиши текст в чистовик. Будь внимательней! 4.Проверь текст ещё раз. (Помарки исправляй аккуратно)
Презентация на тему «Итоговое изложение»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ИТОГОВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Дата проведения: декабрь 2020 года
Как проходит изложение? Экзамен длится 235 минут ( 3 часа 55 минут) Во время экзамена ведется видеозапись! Экзамен пишут на специальных бланках (бланк регистрации участника и бланк записи ответов) На экзамене будут предоставлены 2 листа А4 для записей и пометок. Черновики не проверяются экспертами Текст для изложения отбираются из произведений отечественных авторов (не из учебников). Текст для итогового изложения не превышает объем 300-380 слов Текст организатором читается ТРИЖДЫ. Затем участникам экзамена предоставляется время для работы над текстом, написания изложения, переноса изложения на бланк записи ответов
Требования к изложению Требование № 1. Объем итогового изложения» Рекомендуемое количество слов – 200. Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом.
Требования к изложению Требование № 2. Самостоятельность написания итогового изложения Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.). Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Критерии оценивания 1. Содержание изложения 2. Логичность изложения 3. Использование элементов стиля исходного текста 4. Качество письменной речи 5. Грамотность Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.
Содержание изложения Проверяется умение участника передать содержание исходного текста. «Незачет» ставится при условии, если участник существенно исказил содержание исходного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Логичность изложения Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Использование элементов стиля исходного текста Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста. «Незачет» ставится при условии, если в изложении полностью отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Качество письменной речи Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе грубые речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Грамотность Проверяется грамотность участника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более десяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Работаем с текстом План анализа текста
План анализа текста Прочитайте текст. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Какого типа речи текст? Определите тему текста Подумайте над смыслом заглавия (почему именно такое заглавие выбрал автор). Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста. Сколько микротем в тексте? Как связаны части текста? Как соотносятся начало и конец текста? На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)? Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора). Понаблюдайте над лексикой текста:
Стили текста Художественный Публицистический Разговорный Научный Официально-деловой
Публицистический стиль Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Виктор В., например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний и в то же время – студент университета третьего возраста. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена Виктора уже спит, он садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
Художественный Война изуродовала Боровое. Вперемежку с уцелевшими избами стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи. Торчали столбы от ворот. Сарай зиял огромной дырой – от него отломили половину и унесли. Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы. Лишь кое-где приютились по две-три яблоньки-подростка. Село обезлюдело. Когда однорукий Федор вернулся домой, мать была в живых. Состарилась, отощала, седины прибавилось. Усадила за стол, а угощать-то и нечем. Было у Федора свое, солдатское. За столом мать рассказала: всех пообирали, шкуродеры окаянные! Прятали мы свиночек да курочек, кто куда горазд. Да неужто убережешь? Он шумит-грозит, подавай ему курицу, будь хоть распоследняя. С перепугу и последнюю отдавали. Вот и у меня ничего не осталось. Ой, худо было! Разорил село фашист проклятый! Сам видишь, что осталось… больше половины дворов спалил. Народ кто куда разбежался: кто в тыл, кто в партизаны. Девчонок сколько поугоняли! Вот и нашу Фросю увели… За день-два огляделся Федор. Стали возвращаться свои, боровские. Повесили на пустой избе фанерку, а по ней кривобокими буквами сажей на масле – не было краски – «Правление колхоза «Красная заря» – и пошло, и пошло! Лиха беда – начало.
Разговорный Боровое здорово покалечили за войну. Добрую половину изб сожгли. Скотины почти никакой не осталось. Сады повырубали. А какие сады были! Любо-дорого поглядеть! Обезлюдело село. Как наши пришли, так, может, шестая часть колхозников в селе оставалась, а может, и меньше. Кто сам ушел – на восток подался, кто – в партизаны, а кого фрицы в Германию угнали. Ой, худо было! Правда, в Боровом немец еще не так лютовал, как в соседних селах, а все-таки… Да что и говорить – разорил село. А теперь не узнать Борового…
Типы речи Повествование (событие-событие-событие) Рассуждение (тезис, предположение-доказательство-вывод) Описание (признак предмета, явления)
Типы речи Согласно требованиям предъявляемым к тексту для изложения текст должен быть повествовательным, обладать ярко выраженным сюжетом Ни описание, ни рассуждение не должно доминировать; текст не должен содержать звуковых образов, развернутых диалогов и монологов, допускается несколько реплик В повествовательном тексте могут присутствовать элементы описания и рассуждения
Как написать подробное изложение? План действий
Этап первый «Первое прослушивание» Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить Попробуйте уже при первом прослушивании записать в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения текста Оставляйте на черновике побольше свободного места для записи остального текста. При первом прослушивании вам вряд ли удастся записать текст полностью
Этап первый «Первое прослушивание» Между прослушиваниями у вас будет 2 минуты Обдумайте содержание текста и мысленно определите тему текста, основную мысль, стилевую принадлежность, тип речи. Постарайтесь уже на этом этапе определить лексическое значение непонятных слов (по словарю).
Этап второй «Второе прослушивание» Уточните и дополните свои записи, постарайтесь записать некоторые слова, употребленные для связи предложений и абзацев текста. Составьте план текста. Определите количество абзацев (красных строк)
Этап третий «Третье прослушивание» Текст читается последний ТРЕТИЙ раз Доработайте подготовленный вами рабочий материал, дополните записи, исправьте логические и фактические ошибки
Этап четвертый «Черновик» Приступайте к написанию чернового варианта изложения Помните, что ваше изложение не должно слово в слово повторять текст автора. Пользуйтесь приёмами сжатия текста, но помните, что изложение должно быть подробным Следите за тем, чтобы ваше изложение соответствовало критериям к изложению (Содержание изложения, Логичность изложения, Использование элементов стиля исходного текста, Качество письменной речи, Грамотность)
Этап пятый «Чистовик» Внимательно и аккуратно перепиши текст в бланк записи Если будет необходимо, попроси у организатора дополнительный бланк записи. Нельзя писать на оборотной стороне бланка Проверь внимательно все написанное
Сжатие текста Исключение: • исключение повторов, одного или нескольких из синонимов, уточняющих и поясняющих конструкций, фрагмента предложения, исключение одного или нескольких предложений. Обобщение: • замена однородных членов обобщающим наименованием, «частностей» словами «общими» (слово «бульдог» заменяем словом «собака»), предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. Упрощение: • слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым, замена фрагмента предложения синонимичным выражением.