Как написать детскую книгу: вспомогательная литература для будущих «Успенских» и «Носовых» (ВИДЕО)
Как написать детскую книгу? Надо придумать оригинальную историю, поместить в нее ярких героев и добавить в их жизнь побольше захватывающих событий. Кажется, для того, чтобы это сделать, достаточно воображения и умения связно строить повествование. Но богатая фантазия и способность складно излагать свои мысли – далеко не все, что требуется начинающему автору. Ему предстоит еще очень многому научиться, в чем помогут интересные и полезные книги для будущих писателей. KnigaStudio.ru представляет подборку лучших литературных произведений для тех, кто мечтает сочинять истории для детей.
Джанни Родари «Грамматика фантазии»
Создатель Чиполлино и Джельсомино как никто знает о том, что нужно юной аудитории. Выпущенная в 1973 г. «Грамматика фантазии» до сих пор остается одной из настольных книжек для любого творческого человека. Она неоднократно издавалась, в том числе, в России.
Как устроено детское воображение? Как работает фантазия? Каковы законы сказочного повествования? Ответы на эти вопросы и превосходные советы детским писателям – в необычном учебнике от знаменитого итальянского сказочника.
Корней Чуковский «От двух до пяти»
Книга выдающегося отечественного поэта и сказочника посвящена детской речи. И она очень пригодится всем, кто мечтает писать для самых маленьких читателей. Ваши персонажи будут убедительнее и живее, если вы обратитесь к исследованию Чуковского о словотворчестве малышей.
Впервые произведение вышло под заглавием «Маленькие дети» в 1928 г. Но уже с третьего издания его название поменялось на «От двух до пяти». Только при жизни Корнея Ивановича книжка выдержала свыше 20 переизданий. Причем каждое из них «папа» Айболита и Мойдодыра существенно дополнял и дорабатывал.
Корней Чуковский «Высокое искусство»
Не менее известная, чем «От двух до пяти», работа Чуковского. Хотя филологическое исследование посвящено мастерству и особенностям художественного перевода, оно будет отличным подспорьем не только переводчикам, но и всякому человеку, не безразличному к чистоте и прелести русского языка. И вдобавок, несмотря на формат лингвистического и литературоведческого труда, произведение написано смешно и интересно.
Владимир Пропп «Морфология волшебной сказки»
Работа известного ученого, филолога-фольклориста о строении волшебных сказок была опубликована в 1928 г. Это одно из наиболее популярных исследований фольклористики XX в. Пропп продолжил размышлять над происхождением и повествовательными особенностями сказок в «Исторических корнях волшебной сказки». Этот труд увидел свет в 1946 г.
Современным литераторам серьезные, скрупулезные исследования Проппа помогут правильно структурировать свои будущие шедевры, оттачивать стиль, работать над образами героев.
Елена Коровина «Знаем ли мы свои любимые сказки?»
Это серия из трех произведений о волшебной стране сказок. Писательница пытается разобраться в тайном смысле любимых во всем мире сказочных историй и разгадать их истинную сущность. Также она рассказывает о стоящих за вымышленными приключениями реальных человеческих судьбах.
В книжках речь идет и о том, как сказки приходят к людям, какие они хранят тайны и секреты, как видоизменяются сказочные истории и меняется их жизнь во времени.
Юрий Олеша «Ни дня без строчки»
Дневники, размышления, зарисовки и советы для будущих писателей от классика российской литературы ХХ в. Рекомендации будут интересны и актуальны вне зависимости от того, для кого начинающие авторы собираются творить – для детской или взрослой публики.
Произведение было издано через пять лет после смерти Олеши. В нем легендарный прозаик воспоминает о прошлом, делится своими наблюдениями, рассказывает о любимых книгах.
Нил Гейман «Творите!»
В 2012 г. создатель десятка бестселлеров и лауреат престижных литературных премий выступил с речью перед выпускниками Филадельфийского университета искусств. В издании представлен оригинал и перевод выступления Геймана с иллюстрациями молодой российской художницы Эи Мордяковой.
Гейман посвятил свою эмоциональную, вдохновляющую и искреннюю речь каждому, кто только начинает свой творческий путь – писателям, поэтам, музыкантам и просто всем на свете мечтателям. Тем, кто умеет мыслить небанально и нестандартно, не боится нарушать догмы и придумывать собственные правила. Всем, кто своим присутствием делает мир ярче.
Марина Москвина «Учись видеть»
«Уроки творческих взлетов» – таков подзаголовок этой работы известного писателя и преподавателя литмастерства. Автор уверена: каждый человек по своей природе творец. Нужно лишь дать ему расцвести.
Москвина написала книжку о безграничном жизнеутверждающем творчестве для своих студентов. Но ценные уроки извлекут из нее все, кто набирается смелости впервые взяться за перо.
Энн Ламотт «Птица за птицей»
Культовое произведение о писательстве от состоявшегося литератора. «Птица» будет полезна тем, кто мечтает выразить себя в словах, но понятия не имеет, с чего начать. Книга придется по душе не только детским писателям, но и каждому, кто собирается творить для взрослой аудитории. А еще журналистам, копирайтерам, блогерам, маркетологам – любому, кому приходится много писать.
Ламотт – почитаемый в США автор. В ее библиографии семь художественных романов и около десятка трудов в жанре нон-фикшн. Многие работы Энн стали бестселлерами. В «Птице за птицей», с момента первого издания которой прошло 20 лет, она остроумно рассказывает о писательском ремесле. Вы узнаете о реалиях жизни писателя, состоящей из творческих кризисов, зависти и сражений с редактором и издателем за каждый абзац.
Крис Бэти «Литературный марафон»
Как написать книгу за месяц, знает автор этого бестселлера и основатель литературного марафона, на котором сотни тысяч человек пишут свои рассказы за 30 дней. Бэти делится персональными стратегиями, позволяющими написать хорошую историю за столь короткое время.
Если вы мечтаете посвятить себя писательству, но до сих пор так не рискнули начать, это произведение с понедельным планом действий вам наверняка поможет. А написав за месяц сказку или рассказ для детей, можно будет замахнуться на многотомную эпопею вроде «Гарри Поттера» и «Мефодия Буслаева».
Сказочные истории – оплот детской литературы. Как написать сказку, обреченную на успех, смотрите в этом видео:
Как написать детскую книгу? Подборка советов
Чтобы написать книгу для детей, нужно обладать фантазией, хорошей речью и красочным воображением. Писателю нужно самому представить себя ребенком и окунуться в поток интересных мыслей и образов. Тогда можно быть уверенным, что книга увлечет и маленького читателя. Следующие рекомендации помогут вам начать заниматься детской книгой.
Любая книга начинается с задумки — детская книга в том числе. Для вдохновения прочтите несколько хороших детских книг и придумайте что-нибудь особенное. Найдите такую историю, которая будет вам по-настоящему интересна, в которой вы почувствуете свои силы.
Ни в чем не стоит себя ограничивать. Это же детская книга! Фантазируйте в свое удовольствие. Любой абсурд имеет право жить, если он хоть немного уместен, и это, пожалуй, самое приятное в написании книг для детей.
3. Возраст читателей
Многое зависит от возраста целевой аудитории, поэтому лучше определить его заранее и максимально точно. Например, сказки с простым сюжетом больше нравятся маленьким детям, уместно использовать присказки, стихи, тексты построенные на игре слов. Для детей более старшего возраста нужен сюжет посложнее, а еще они не любят, когда писатель относится к ним, как к маленьким.
Предпочитаемые темы для детей 3-5 лет: приключения, храбрость, щедрость, герой ищет дорогу домой, преодоление сложностей, преодоление собственного эгоизма, разочарование, объяснение своих чувств, дружба. Лучше использовать простые предложения и объяснять поступки героев.
Предпочитаемые темы для детей 5-7 лет: волшебство, преодоление трудностей, добро и зло, получение новых навыков. Можно использовать более сложные выражения, но иногда нужно не отвлекаясь от сюжета объяснять значение новых слов. Дети в этом возрасте очень часто стремятся проявлять независимость, поэтому им интересны истории, в которых присутствует бунтарский дух. Объем книг будет больше, нежели для младших детей, он рассчитывается на то, что книгу будут читать не один вечер.
В хорошей истории, несомненно, должен присутствовать конфликт. Но для начала напишите (или нарисуйте) план своей книги, чтобы четко определить начало, середину и конец, разобраться как взаимодействуют герои. Схема может быть такой:
— Описание героя, его внешности и характера, окружающей его обстановки;
— завязка проблемы или конфликта;
— кульминация: что случится, когда герой столкнется с проблемой;
— решение проблемы героем и дальнейшие события.
5. Что-нибудь особенное
В вашей книге должна быть какая-нибудь «изюминка», которой она запомнится маленькому читателю. Следите за ритмом, ведь вдруг вашу книгу будут читать вслух? Особенностью может быть юмор или забавные слова вашего собственного сочинения.
Не забывайте, у любой детской книги должен быть хороший конец!
Чтобы узнать секреты написания книги для взрослых, читайте статью «Как написать книгу».
Как написать детскую книгу за 7 удивительно простых шагов
Как написать детскую книгу за 7 удивительно простых шагов
Итак, вы хотите узнать, как написать детскую книгу? Вы правильно поняли: дети и подростки – одни из самых преданных читателей! Но вы должны знать, что писать отличную детскую литературу нелегко, особенно если вы новичок в этой игре.
К счастью, мы здесь, чтобы дать вам поддержку начинающим авторам. Этот пост содержит все, что вам нужно знать о написании детской книги, а также советы от ведущих редакторов детских книг в отрасли. Читайте дальше, чтобы узнать, как написать детскую книгу сегодня … и потенциально даже стать следующим Роальдом Далем или Беатрикс Поттер.
Хотя не существует секретного рецепта коммерческого успеха, в отношении детских книг верно одно: самые успешные из них понравятся двум аудиториям: детям и родителям этих детей. Однако, в то время как взрослые могут покупать книги, дети на самом деле будут одобрять их (и ценить их, когда они вырастут). Итак, вы должны помнить о детях, когда пишете – именно они сделают эту книгу достойной написания. И чтобы написать для них книгу, вам нужно придумать отличную идею.
Идеи детских книг могут показаться фантастическими, продуманными и оригинальными, когда вы впервые сталкиваетесь с ними. Но если вы разделите забавные и креативные украшения детской книги до самого необходимого, вы увидите, что темы, представленные в детской книге, полностью универсальны:
Лучшие детские книги основаны на идеях, которые вдохновляют и связывают с детьми. Как предупреждает детский редактор Анна Боулз : «Многие новички пишут о детях такими, какими их часто видим мы, взрослые: милыми и немного комичными маленькими существами. Но на самом деле дети хотят историй, в которых они герои, движущие силы, сталкивающиеся с трудностями и принимающие решения ».
Чтобы убедиться, что ваша идея верна, пройдите по этому контрольному списку:
Если вы изо всех сил пытаетесь придумать идею книги, никогда не помешает вспомнить, что вы любили читать в их возрасте. У вас также есть лучшие критики: дети! Делитесь своими идеями с детьми, которых вы знаете, чтобы увидеть то, что им нравится. Прежде всего, не бойтесь что-то менять. Вы можете подумать, что ваш сюжет высечен в камне, но оставайтесь открытым для предложений и различных творческих подходов.
Понимание этих вещей позволяет вам «писать на рынок», так что ваша книга действительно будет продаваться. Давайте кратко рассмотрим основные типы детских книг и их целевые возрастные группы. Мы также предоставим несколько хорошо известных примеров, если вы не совсем уверены, как должны выглядеть эти книги.
* Обратите внимание, что приведенные ниже возрастные диапазоны предназначены для того, чтобы дать вам представление об общих рекомендациях в отрасли, а НЕ о конкретных ограничениях. Большинству детей (и взрослых) нравятся книжки с картинками старше 6 лет, а многие не по годам развитые дети любят романы YA. Это просто, чтобы дать вам представление о вашей основной демографической группе.
С точки зрения индустрии, иллюстрированная книга – это книга, в которой для рассказа истории используются как иллюстрации, так и слова. Поскольку книжки с картинками предназначены для очень раннего чтения, количество слов будет довольно низким (500 слов или меньше); настольные книги для младенцев и малышей еще короче. Но все книжки с картинками по-прежнему должны иметь сильный рассказ, поэтому не думайте, что их легко написать.
Примеры классических книжек с картинками:
После книжек с картинками приходит художественная литература для ранних читателей: книги для детей, которые научились больше слов, чем картинок, но еще не готовы работать с длинными блоками текста. Количество слов «раннего читателя» колеблется от 2 000 до 5 000 слов, хотя вы все равно получите свою долю иллюстраций. Эти ранние читатели также обычно идут сериями, поэтому дети могут есть один за другим, чтобы развить свои навыки чтения.
Примеры ранних читателей:
Примеры книг с главами:
Учебники для среднего класса предназначены для детей, которые хотят чего-то более продвинутого с точки зрения как прозы, так и рассказа. Эти полностью независимые читатели среднего класса берутся за книги объемом от 30 000 до 50 000 слов с даже меньшим количеством иллюстраций, чем их предшественники, хотя некоторые изображения все еще могут быть, особенно для сопровождения заголовков глав.
Примеры художественной литературы среднего класса:
Примеры книг для молодежи:
3. Развивайте свой голос
Вы можете бояться, что не сможете сразу же найти свой голос, но не волнуйтесь! Хорошая новость заключается в том, что точно так же, как ни у кого нет голоса, подобного голосу доктора Сьюза или Роальда Даля, ни у кого нет вашего голоса. И, как и все другие писательские усилия, это вопрос практики и терпеливой преданности делу. Чтобы обнаружить это, копните глубже, чтобы выяснить, что делает ваши слова особенными – и в чем заключаются ваши сильные стороны на странице. Вот несколько вещей, о которых следует помнить при оттачивании.
Словарный запас
Есть много замечательных мест, где можно продемонстрировать свои грандиозные знания языка, но детская книга к ним не относится! Детей не впечатлят четырехсложные слова – они только запутают их. Необходимо помнить, что словарный запас вашей целевой аудитории отличается от вашего, даже если вы пишете художественную литературу для среднего класса или YA.
Тем не менее, вы никогда не должны разговаривать с детьми свысока. Как говорит детский редактор Дженни Боуман : «Дети умнее, чем вы думаете, и контекст может быть прекрасным учителем».
Лучший способ достичь этого хрупкого баланса – читать другие книги для детей вашей возрастной группы. Это, безусловно, лучший способ понять, какой язык им подходит.
Книжки с картинками и раннее чтение зависят от повторения слов и фраз, поэтому дети могут легко их усвоить. Подумайте о таких книгах, как Chicka Chicka Boom Boom: они настолько популярны, потому что они повторяют интересную фразу снова и снова.
Повторение ситуаций также имеет тенденцию быть очень эффективным, даже если они используются только как сюжетный ход. Например, каждая книга Magic Treehouse начинается с того, что Джек и Энни используют домик на дереве для путешествия в прошлое и / или в другую часть мира. Сеттинг в каждой книге разный, но каждая первая глава дает детям ощущение знакомого предвкушения.
И если вам нужны еще примеры, просто подумайте о докторе Сьюзе и о том огромном успехе, которого он добился благодаря повторениям в своей прозе!
Рифма
Кстати о докторе Сьюзе, пересмотрите рифму в детской книге (если только вы не он). Очень сложно хорошо рифмовать – более того, детские редакторы и агенты детских книг смогут обнаружить плохой или производный рифм за милю.
Тем не менее, бывают исключения! Редактор детских книг Джудит Паскин описывает один такой случай, когда она не могла писать, если бы это не было рифмой:
«Иногда персонажи действительно лезут в голову и требуют говорить стихами. Это случилось со мной однажды, для разнообразия, когда я писал детскую книгу.
«Я инстинктивно сопротивлялся – в конце концов, я должен последовать собственному« хорошему »совету профессионального редактора! Но этот крот не хотел говорить, если только он не умел рифмовать. Так что, если вы обнаружите, что действительно не можете перестать думать рифмованными куплетами, опишите их на бумагу и безжалостно пытайтесь сделать их идеальными ».
Подумайте о самых знаковых персонажах детских книг, которых вы читали. На ум могут прийти такие имена, как Матильда, Пеппи Длинныйчулок, Гарри Поттер и Кот в шляпе. Как их авторам удалось создать таких вневременных персонажей?
Что ж, Дженни Боуман говорит, что есть золотое правило для каждого персонажа детской книги. Это выглядит примерно так:
«Дети всегда хотят читать рассказы о других детях, которые немного старше их, которые участвуют в жизненном опыте, который отражает их собственный».
Это восходит к важности знания вашего целевого рынка. Немного старше персонажи являются образцами для подражания и представляют собой захватывающие приключения, которые интригуют младшую аудиторию – например, как дети часто смотрят на своих старших братьев и сестер. Конечно, переживания этих персонажей не должны быть настолько разными, чтобы они теряли свою относительность: Рамона по-прежнему привлекает 7-летних, потому что быть в третьем классе очень похоже на то, чтобы быть во втором.
Далее, не думайте, что написание детской книги дает вам право создавать менее развитых персонажей. По-настоящему великий персонаж детской книги будет иметь полностью реализованные сильные и слабые стороны, конфликты и мотивацию, которые сделают их привлекательными для читателей. Дети хотят общаться с персонажами, которых они узнают.
Пришло время собрать все воедино и, наконец, изложить свою историю на бумаге! Вот несколько советов, которые помогут вам при написании детской книги:
Хотя ваш язык может быть визуальным, и вы вполне можете рисовать иллюстрации, когда записываете свою историю на бумаге, вам не следует беспокоиться о том, чтобы найти иллюстратора детских книг, когда вы пишете свою книгу. Почему? Что ж, если вы планируете использовать традиционного издателя, у вас не будет возможности выбрать иллюстратор самостоятельно – ваш издатель, вероятно, выберет иллюстратора для вас.
6. Редактировать, редактировать и редактировать
Если в вашей книге всего 1000 слов (или меньше), зачем вам ее редактировать? Ответ: потому что у вас всего 1000 слов, и каждое из них нужно считать. Вот самые важные вещи, которые нужно знать при редактировании детской книги.
Первое, что вам нужно сделать, это выполнить самостоятельное редактирование детской книги. Это руководство на самом деле идеально подходит для авторов среднего уровня и молодых авторов, у которых более сложные сюжеты, персонажи и темы. Однако, если вы редактируете книгу с картинками или книгу для раннего чтения, вам действительно нужно сделать только одно: сократить ее до самого необходимого.
«Но моя книга такая короткая! Неужели мне действительно нужно его урезать? ” Короче (без каламбура), да. Ваша детская книга может быть короткой, но это не значит, что каждая деталь ВАЖНА. У детей короткая продолжительность концентрации внимания, и даже одна несущественная деталь может сорвать для них историю.
Если у вас уже есть короткая рукопись, лучший способ сделать такое редактирование – просто удалить строки одну за другой. Каждый раз спрашивайте себя: «Есть ли смысл в истории без этой строки?» И если да, то можете удалить.
Поделитесь с другими читателями
Чтобы улучшить свою детскую книгу, поделитесь ею с друзьями, семьей и детскими писательскими сообществами (например, с авторами детских книг на Facebook или с группой писателей в вашем районе). Убедитесь, что среди ваших читателей есть настоящие дети, особенно дети вашей целевой возрастной группы.
Дети обычно довольно честны, поэтому их отзывы будут самым ценным, что вы получите. Включите их предложения, насколько это возможно, а затем разошлите свою книгу для получения дополнительных раундов обратной связи! Только после того, как вы получите одобрение от всех ваших юных читателей бета-версии, вы можете начинать думать о публикации.
7. Издайте книгу для детей.
И независимо от того, где вы находитесь в процессе – только начинаете, по уши в разработке истории или прямо на пороге запуска – всегда помните, зачем вы это делаете в первую очередь. Написание детской книги может оказаться трудным делом, но оно того стоит, когда вы наконец сможете получить свою книгу в руки юных читателей во всем мире. ❤️
Детские книги: особенности написания
Перед тем как начать писать детскую книгу
Потратьте несколько часов на изучение новинок в книжном магазине: какую детскую литературу печатают? В каком виде? Как выглядит текст? Как и что располагается на страницах? Отмечайте стиль работы каждого издательства: это касается подбора текстов и иллюстраций, объема, целевой аудитории, стоимости книги — всего.
Заранее выберите несколько издательств, которые в теории могут купить права на вашу книгу, и работайте с учетом их предпочтений. Помните, что вы продаете не историю саму по себе, а проект — то есть концепцию книги, продуманную «от» и «до».
Художественная литература для детей
Напоминаю, что худлитом считаются тексты с выдуманными героями и сюжетом.
Художественное произведение для детей должно апеллировать либо к внешнему, либо к внутреннему миру ребенка, но при этом быть привлекательным для взрослых — ведь детские книги покупают родители.
Пример истории о внешнем мире: «Как Ваня ходил в библиотеку».
Пример истории о внутреннем мире: «Ванин младший брат» — книга, помогающая ребенку справиться с чувством ревности по отношению к новорожденному малышу.
Темы художественных произведений для младшей возрастной группы
Можно выделить следующие классические темы для дошколят и младших школьников:
отвага — например, история о том, как Ваня отогнал злую собаку от младшей сестры.
дружба — история о том, как Ваня и Петя подружились на детской площадке.
потеря — история о том, как у Вани пропал щенок.
взросление — Ваня идет в школу.
принадлежность к группе или выпадение из нее — как Ваня и его друзья играли в футбол.
гнев — как Ваня поссорился с бабушкой.
зависть — как Ваня позавидовал Петиной игрушке.
любовь — Ваня готовит маме подарок на Восьмое марта.
Художественная литература для школьников
Художественная литература для школьников делится на жанры — точно так же как книги для взрослых:
Герои детских книг
Героями детских книг могут быть дети, животные, игрушки, техника (паровозы, машины и пр.), фантастические существа и взрослые. Следует учитывать, что детям нравится, чтобы главный герой был либо одного возраста с ними, либо немного постарше.
Если главный герой — взрослый, пусть он служит ролевой моделью: мальчики во всем мире увлекаются суперменами, а девочки — сказочными принцессами.
Неплохая идея — взять в качестве персонажа собственного ребенка или писать книгу специально для него. Многие знаменитые произведения — например, «Алиса в стране чудес» и «Винни-Пух» — были написаны таким образом.
Отличительные особенности персонажей
Герой хорошей детской книги обладает следующими признаками:
Книжные серии
Если вы планируете долгосрочную карьеру в детской литературе, имеет смысл задуматься о книжной серии. Создается яркий сквозной персонаж, и все рассказы о нем выстраиваются по одной и той же схеме. Дети любят закономерности: эффект узнавания доставляет им большое удовольствие.
Например, истории из сериала Маргрет и Х.А. Рэев начинаются так:
Это обезьянка Джордж. Он добрый, но слишком любопытный.
Хозяин отводит его в парк, в школу, в библиотеку и т.п., и Джордж из лучших побуждений сует нос куда не следует. Каждый раз он страдает из-за своего любопытства, но все кончается хорошо.
Иллюстрированные детские книги
Несмотря на то, что книги для дошкольников всегда сопровождаются иллюстрациями, в издательство лучше предлагать только текст. Исключение — вы являетесь не только автором, но и профессиональным художником. Самому искать художника не надо — издательство подберет для вас подходящую кандидатуру.
Многие писатели пытаются самостоятельно рисовать картинки или же просят об этом родственников и друзей. Но доморощенные художники, как правило, не в состоянии сделать качественные иллюстрации, а авторы далеко не всегда могут адекватно оценить их работу. Поэтому лучше не рисковать и не портить впечатление от хорошего текста.
Если ваша книга предполагает иллюстрации, заранее продумайте, что может быть изображено на картинках. Эмоции гораздо сложнее иллюстрировать, чем действие, и авторские комментарии к тексту могут существенно помочь художнику в работе.
Следите за тем, чтобы диалоги не были слишком длинными и не растягивались на несколько страниц — иначе художнику придется рисовать две практически идентичные картинки.
Нехудожественные детские книги
Очень часто обучающие детские книги пишутся по заказу издательства. На редакционном совете рассматривается концепция книги, и если ее принимают, то выпускающий редактор начинает подбирать исполнителей: автора текста, художника, дизайнера и других специалистов. Обычно это фрилансеры, с которыми издательство сотрудничало по другим проектам. В некоторых случаях исполнители ищутся через интернет.
Автор составляет план — о чем будет рассказываться на каждом развороте. После этого прописывается текст и составляется техническое задание для художника, дизайнера и, если необходимо, инженера. Всю работу координирует выпускающий редактор.
Автор может предложить и свой проект, если он видит, что его книга вписывается в существующую серию, или же у него есть идея новой серии, близкой по духу и техническому исполнению к тому, что уже публикуется данным издательством.