План-конспект по музыке на тему: «Музыка и поэзия» 6 класс
План-конспект урок по музыке. 6 класс
Тема: Музыка и поэзия. Цель: познакомить учащихся с музыкальными традициями Древней Греции; познакомить с терминами «городская бытовая песня», «романс», с творчеством Абая Кунанбаева
Музыкальное искусство Древней Греции
Древние греки верили, что все сферы в жизни имеют свою покровительницу – музу. Музами называли древнегреческих богинь, дочерей бога Зевса. Так, например, музой танцев называют Терпсихору, а музой науки – Уранию.
Древнегреческая муза Эвтерпа была покровительницей лирической поэзии и музыки. Согласно мифам Древней Греции, боги Олимпа могли наслаждаться ее стихами бесконечно долго. Каждая муза изображалась древними греками в соответствии с видом деятельности, которой она покровительствовала. Например, муза трагедии держит в руках трагическую, грустную маску, а муза комедии изображена с веселой маской в руках. Богиня Эвтерпа, покровительница и муза лирической поэзии и музыки, изображалась с двумя флейтами в руках.
Древнегреческие поэты исполняли свои произведения под аккомпанемент лиры, кифары или авлоса (музыкальные инструменты). Песни-стихотворения, которые исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов, назывались «мелика»). Древнегреческий музыкальный инструмент «лира» издает глухой, протяжный звук.
Жанр музыки «романс»
Романс – это небольшое музыкальное произведение на лирическую тематику. Музыкальный жанр «романс» зародился в Испании в XVIII веке и сразу же стал популярным и в других европейских странах. В России и Казахстане жанр романса появляется в XІX веке.
Существуют разные виды романса. Разновидность зависит от тематики, содержания, способа сочинения и исполнения романса. Классический романс – это романс, который написан профессиональным композитором.
Бытовой романс был рассчитан на непрофессиональных певцов и имел широкую популярность в обществе.
Выдающийся русский композитор Михаил Иванович Глинка является ярким представителем романсовой музыки России XIX века. Им написано около 80 романсов на разную тематику. Классический романс русского композитора М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» звучит в мажорном ладу, в умеренном темпе. Характер произведения лирический, светлый.
Абай Кунанбаев – великий казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, автор многочисленных стихов и песен (более 170). Абай – выдающаяся личность Казахстана XIX века, великий человек, чьим именем названы улицы и проспекты городов Казахстана, школы, музеи, села и т. д.
Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи он переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих») стала народной. Абай Кунанбаев всегда способствовал культурному развитию своего народа. Для этого он распространял русскую и европейскую культуру среди казахов. История стихотворения «Қараңғы түнде тау қалғып» очень интересна.
Немецкий поэт И. В. Гёте написал стихотворение «Wanderers Nachtlied» («Горы дремлют в тёмной ночи»), М.Ю. Лермонтов переложил стихотворение на русский язык – «Горные вершины спят во тьме ночной».
А спустя полвека Абай Кунанбаев передал содержание произведения на казахском языке через песню «Қараңғы түнде тау қалғып».
Песня Абая Кунанбаева «Қараңғы түнде тау қалғып» в исполнении казахской вокальной группы «Дос-Мукасан» звучит в минорном ладу, в медленном темпе. Характер песни лирический, спокойный.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Как написать конспект по музыке 6 класс
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по музыке в 6 классе
Конспект урока по музыке
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
«Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов».
МБОУ «Бельковская СОШ»
Петроченко Нина Николаевна
Цель урока: через творческий союз учителя и ученика в музыкально-эстетическом воспитании способствовать становлению высокодуховной личности.
Задачи:
образовательная:ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке,знакомство с историей свадебного обряда на Руси;
развивающая: развитие слушательских, вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, мышления, умения слушать и анализировать музыкальные произведения;
воспитательная: воспитание в школьниках уважения и интереса к родному фольклору и музыке русских композиторов.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, текст песни для учащихся «Матушка, матушка, что во поле пыльно…».
I. Организационный момент
(Приложение 1.слайд1)
Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов», запишите.
(Приложение 1.слайд 2)
А эпиграфом уроку будут слова нашего великого русского поэта А.С.Пушкина:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
II. Повторение пройденного материала.
(Приложение 1.слайд 3)
Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока. Давайте вспомним, что значит фольклор?
-Фольклор – народное творчество, чаще всего устное.
(Приложение 1.слайд 4)
Музыкальный фольклор?
— Народная музыка – вокальное, инструментальное, вокально- инструментальное и танцевальное творчество народа.
(Приложение 1.слайд 5)
Так что же нам помогает проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа?
-Знакомство с народными песнями, былинами, старинными преданиями.
-О чем же они нам рассказывают?
— О важных моментах жизни человека, о народных традициях, запечатленных в различных обрядах.
Да, все значительные события человеческой жизни – будь то рождение ребенка, смена времени года, начало и конец сельскохозяйственных работ, вступление в брак сопровождались обрядами.
Слушание.
(Приложение 1.слайд 15)
Особенно выделяется трехголосный женский хор «Сватушка». В нем композитор очень красочно передал шуточно-бытовую сцену свадебного обряда. По народному обычаю девушки окружают свата и требуют у него подарки. Девушки поют песню, в которой высмеивают незадачливого свата. Хор «Сватушка» носит шуточный характер.
Сватушка, сватушка, бестолковый сватушка;
По невесту ехали, в огород заехали,
Пива бочку пролили, всю капусту полили.Слушание. Анализ.
—Жанр произведения?
-Шуточная свадебная песня. Хор «Сватушка» близок к народным песням, т.к. здесь встречаются распевы.
Музыкальная форма?
-Форма произведения двухчастная куплетная, 2-я часть – это два куплета, между которыми есть проигрыш.
Аккомпанемент играет основную или вспомогательную роль?
-Вспомогательную. Он подчеркивает оживленность сцены, шутку девушек и неуклюжесть свата.
В аккомпанемент включен изобразительный момент. В проигрыше между куплетами аккомпанемент напоминает наигрыш свирели, которая сопровождает народное гуляние.
Что мы можем сказать о дикции?
-Хор «Сватушка» носит легкий, шутливый характер, чтобы подчеркнуть это, нужна четкая дикция.
Скажите,свадебные хоры из оперы, воссоздают народный обряд?
-Да.
IV. Подведение итогов урока.
(Приложение 1.слайд 16)
О чем мы сегодня говорили?
Что означает фольклор?
Музыкальный фольклор?
Красивейший старинный русский обряд?
Назовите композитора и его оперу, где ярко представлена свадебная игра.
Чему отведено большое место в опере «Русалка»?
Что воссоздают хоры в опере?
Что для нас важно? Ведь мы русские люди!
(Приложение 1.слайд 17)
— Очень важно, чтобы народная песня была доступна всем и каждому. Мы должны помнить, что мы русские, что у нас есть русское слово, есть сказки, есть традиции.
V. Домашнее задание:
Для каждого из вас будет очень интересное : выполнить задание в творческой тетради на стр.16; Узнайте у своих родных и знакомых, какие свадебные песни исполнялись в ваших краях. Спеть их на следующем уроке.
Как написать конспект по музыке 6 класс
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект по музыке 6 класс
Конспект урока музыки в 6 классе.
Тема: «Небесное и земное» в музыке И.С.Баха.
Тип урока: Расширение и углубление знаний.
Показать, какое воздействие оказывает музыка И.С. Баха на человека.
Познакомить с творчеством композитора, особенностью его стиля. Раскрыть понятия: токката,
фуга, хорал, полифония.
Развивать музыкальный слух, образное мышление, певческий голос, чувство ритма.
Воспитывать интерес к музыкальному искусству, музыкальный вкус, слушательскую и исполнительскую культуру.
Музыкальный репертуар: фрагменты произведений И.С.Баха.
Оборудование урока: телевизор DVD – плеер, диски, аккордеон, портрет композитора, учебники 6 класса по программе Е.Д. Критская,
1. Организационный момент.
Дети и учитель музыкально приветствуют друг друга.
2. Проверка домашнего задания.
Работа над песней «В школу» Крылатова.
(Дети исполняют и защищают свои музыкальные темы).
3. Вступительная беседа.
Какую тему изучали на прошлом уроке?
Дети: «Перезвоны» Гаврилина В.А.
Что нового узнали? Какие музыкальные понятия повторяли?
(повторение материала с прошлого урока)
-А сейчас поиграем(физкультминутка).
Музыкально-дидактическая игра «Зимнее рондо».
— Что такое рондо? (музыкальная форма).
— Из каких частей состоит рондо? (из эпизодов и рефрена)
(Звучит музыка И.С.Баха)
4. Сообщение темы урока.
— Ребята, кто узнал эту музыку? (ответы)
— Кто композитор? (И.С.Бах)
— Тема нашего урока: «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха.
— Как вы думаете, почему музыка Баха звучит в канун Рождества? (ответы)
— А теперь сами попробуйте поставить себе задачи на урок (ответы).
— Да, ребята, вы правы, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Баха и познакомимся с особенностями его музыкального стиля; а также раскроем такие понятия, как «барокко», «токката», «фуга», «хорал», «полифония».
4.Объяснение нового материала.
— Расскажите, что вы уже знаете о композиторе (ответы).
1 ученик : Бах Иоганн Себастьян (1685-1750 г.г) – выдающийся немецкий композитор, органист, представитель эпохи барокко. Непревзойденный мастер полифонии. За свою жизнь написал более 1000 произведений. Среди них: «Хорошо темперированный клавир» (ч.1 – 1722 г, ч.2 – 1744 г.), «Страсти по Матфею» (1727 г), «Страсти по Иоанну» (1724 г), шесть «Бранденбургских концертов» (1711-1720 г.г) и пр. Его музыка оказала сильнейшее влияние на творчество последующих композиторов
2 ученик: Бах был глубоко верующим человеком. И.С.Бах был убежденным протестантом. Это нашло отражение и в его произведениях: «Высокая месса си минор», оратории «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею». Кроме того, он написал около 200 церковных и светских кантат, а также пьесы для органа, среди которых знаменитая «Токката и фуга ре минор».
3 ученик: Бах стал известным композитором при жизни. При жизни Бах был известным органистом, но не композитором. Слава композитора пришла к нему лишь спустя пол столетия после его смерти. Более того, большинство его произведений после смерти были забыты и лишь в 1829 году после исполнения Мендельсоном «Страстей по Матфею», началось возрождение произведений и возвеличивание имени великого композитора.
— И.С.Бах был ярким представителем стиля «барокко»
В эпоху «барокко»…(работа с учебниками).
Орган был любимым инструментом композитора и поэтому органная музыка занимает центральное место в его творчестве.
Он работал в таких жанрах как токката, фуга, хорал.
— Давайте с каждым из них познакомимся более подробно.
(Звучит фрагмент Токкаты и фуги ре минор)
— Кто назовет произведение?
— Что означает слово «токката»? (ответы детей)
— Скажите, какая по характеру «токката» у Баха? (ответы детей)
— «Токката» строится на секундовых интонациях, которые создают напряженность, проблему над которой стоит задуматься.
(Звучит небольшой отрывок произведения)
— А как объяснить слово «фуга»? (ответы детей)
«Фуга»- с латинского означает «бег», это сложное музыкальное произведение, где один голос как бы догоняет другой. В основе большинства фуг лежит одна тема. Фугу всегда начинает один голос, который излагает тему. В зависимости от числа голосов фуга может быть 2-х, 3-х, 4-х, 5-тиголосной.
Фуга «до минор» 3-хголосная.
(Звучит фрагмент « до минор»)
— Кто объяснит термин «хорал»? (ответы детей)
«Хорал»- это старинное духовное песнопение, основанное на народных мелодиях. Чаще всего хорал был 4-хголосным.
— Прослушав столько произведений И.С. Баха, какую особенность его стиля вы могли бы выявить? (ответы детей)
— Особенностью стиля Баха является полифонический склад его произведений.
— А что такое полифония? (ответы детей)
— «Полифония» переводится как многоголосие». Каждый голос самостоятелен, поэтому все голоса выразительны и напевны. В полифонии все голоса развиваются по принципу имитации или подражанию. В музыке это прием поочередного вступления голосов, при котором каждый голос как бы подражает предыдущему, с некоторым опозданием, повторяя ту же мелодию.
Дети закрепляют музкальные понятия (проговаривают их хором).
— Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
— Какое воздействие оказала на вас музыка И.С. Баха.
6. Домашнее задание:
Закрепить понятия: «токката», «фуга», «хорал», «полифония».
— В преддверии рождества хотелось бы всех вас от души поздравить с праздником и пожелать вам добра, мира и любви.
Музыка- это лекарство, которое делает человека добрым, щедрым и красивым.