Главная » Правописание слов » Как написать конспект по обж 5 класс

Слово Как написать конспект по обж 5 класс - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как написать конспект по обж 5 класс

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»

Время чтения: 2 минуты

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

КОНСПЕКТ УРОКА ОБЖ 5 класс

Тема: Чрезвычайные ситуации природного характера.

Цель урока: познакомить обучаемых с природным явле­ниями – землетрясением, наводнением, ураганом, бурями, смерчами, оползнями, селями, обвалами; причинами их возникновения землетрясения и порядок оценки их интенсивности.

образовательная: расширить знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;

развивающая: сформировать у учащихся мнение об опасности в чрезвычайных ситуациях природного характера;

воспитательная: продолжить работу по развитию у учащихся навыков безопасного поведения.

Оснащение урока (оборудование)

1. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.

2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 кл. ФГОС: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2012.

4. Презентация «Чрезвычайные ситуации природного характера».

5. Сообщения учащихся по темам «Землетрясения», «Наводнения», «Ураганы», «Оползни», «Смерчи», «Оползни», «Сели», «Обвалы».

6. Ноутбук и мультимедиапроектор

Содержание (основные понятия, вопросы и задания)

Методы, приемы и формы работы

(Проверка наличия и готовности ребят к уроку)

Мы уже с вами знаем о том, что природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими на Земле. Однако не каждое природное явление и не во всех случаях приводит к трагическим последствиям – определенная роль в этом принадлежит и человеку. Поэтому знание причин и возможных последствий природных явлений необходимо для того, чтобы заблаговременно принять профилактические меры и снизить ущерб.

Дежурный отчитывается по готовности и наличию учащихся.

Настрой учащихся на работу

Ответьте, как вы думаете

— Что такое опасное природное явление?

— Что такое стихийное бедствие?

— В чем разница между понятиями стихийное бедствие и ЧС природного характера?

В течение урока вы подумаете и дадите ответы на эти вопросы

Учащиеся 1 ряда отвечают на 1 вопрос

Учащиеся 2 ряда отвечают на 2 вопрос

Учащиеся 3 ряда отвечают на 3 вопрос

Ураганы, бури, смерчи

Оползни, сели, обвалы.

— Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока «Чрезвычайные ситуации природного характера».

Слайд 3. Как вы считаете, что такое землетрясение?

— Запишем в тетрадь это определение.

Слайд 4-7. Землетрясения известны людям с древних времен и многие считали, что это явление – наказание от богов. Что вам известно из истории землетрясений? (Сообщение)

— Землетрясения происходят не во всех частях мира. Они бывают только в определенных районах, которые называют сейсмическими поясами.

— Последствия любого землетрясения зависят от его силы.

Сила (интенсивность) землетрясения определяется по внешним его проявлениям и измеряется по школе Меркалли в баллах (от 1 до 12)

Переходим к наводнениям

Слайд 11. Как вы считаете, что такое наводнение? Слышали ли где происходили крупные наводнения?

— Запишем в тетрадь это определение.

Слайд 12-14. Кто приготовил сообщение по наводнениям. Прошу выступить.

Знакомятся с темой и вопросами урока

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о землетрясениях сопровождаются показом

Смотрят «Карты сейсмически опасных районов».

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о наводнениях сопровождаются показом

Показ презентации, объяснение учителя,

На презентации зарядка для глаз и на движения рук, повороты головы

Выполняют упражнения для снятия усталости

Слайд 16. Как вы считаете, что такое ураган?

— Запишем в тетрадь это определение.

Слайд 17. Как вы считаете, что такое буря?

— Запишем в тетрадь это определение.

Слайд 18. Как вы считаете, что такое смерч?

— Запишем в тетрадь это определение.

Наиболее часто ураганы, бури и смерчи случаются в районах Поволжья, Сибири, Урала, Черноморского побережья, Сахалина, Камчатки, в Приморском и Хабаровском краях, Московской, Ярославской и Ивановской областях

Слайд 20-21. Как вы считаете, что такое оползни?

— Запишем в тетрадь это определение.

Слайд 22-23. Как вы считаете, что такое сели?

— Запишем в тетрадь это определение.

Слайд 24-25. Как вы считаете, что такое обвалы?

— Запишем в тетрадь это определение.

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о наводнениях сопровождаются показом

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о наводнениях сопровождаются показом

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о наводнениях сопровождаются показом

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о наводнениях сопровождаются показом

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о наводнениях сопровождаются показом

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о наводнениях сопровождаются показом

Показ презентации, объяснение учителя,

Презентация с вопросами

5. Угадай, какие явления изображены на фотографиях Д)

(выдать карточки на которых необходимо установить соответствие) Проверка и выставление оценок

Отвечают на вопросы на карточках

Работа с карточками.

В заключение урока целесообразно сделать следующий вывод: однозначных рекомендаций, приемлемых для всех случаев возникновения чрезвычайных ситуаций, нет. Все они носят общий характер и учитывают наиболее часто повторяющиеся ситуации. Однако, хорошо зная эти рекомендации, каждый человек сможет быстро оценить складывающуюся обстановку, свои возможности и выбрать наиболее рациональный способ поведения для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

Слушают и делают свой вывод

Выступление учителя и учащихся

— В завершении нашего урока прошу ответить на вопросы анкеты:

— В классе есть желающие высказать свое мнение?

— Спасибо за урок! Все свободны.

Самооценка и взаимооценка

Ответить на вопрос: Возможно ли в нашей местности землетрясение, и какой силы.

Записывают в дневники домашнее задание.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Чрезвычайные ситуации природного характера.

Цель урока: познакомить обучаемых с природным явле­ниями – землетрясением, наводнением, ураганом, бурями, смерчами, оползнями, селями, обвалами; причинами их возникновения землетрясения и порядок оценки их интенсивности.

образовательная: расширить знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;

развивающая: сформировать у учащихся мнение об опасности в чрезвычайных ситуациях природного характера;

воспитательная: продолжить работу по развитию у учащихся навыков безопасного поведения.

Оснащение урока (оборудование)

Номер материала: 370688

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»

Время чтения: 2 минуты

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии

Время чтения: 1 минута

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

ОБЖ. 5 КЛАСС. УРОК №2. ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ОБЖ. ПЛАН-КОНСПЕКТ.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ. 5 КЛАСС.

Тема урока: « Главные правила ОБЖ»

Познакомить учащихся с главными правилами ОБЖ.

Научить предвидеть опасные ситуации.

Развивать память, умение правильно понимать и истолковывать правила и рекомендации по безопасному поведению.

Побудить интерес к правилам безопасности и защите своей жизни.

учебник М.П. Фролова, В.П. Шолоха, М.В. Юрьевой, Б.И. Мишина «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.»;

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы познакомились с центральными понятиями курса ОБЖ: «безопасность», «опасная ситуация», «экстремальная и чрезвычайная ситуация». Давайте вспомним данные понятия.

II . Актуализация опорных знаний

Индивидуальная работа учащихся.

Работа по карточкам. Приложение 1.

Работают 6 учеников, которые садятся за первые парты. Работают в течение 5 минут.

Фронтальная работа с классом.

1. Сформулируй понятие «опасная ситуация». Кто из твоих любимых героев книг, мультфильмов попадал в опасные ситуации? Приведи примеры.

2. Как ты думаешь, какие опасные ситуации могут угрожать тебе в школе?

3. Какая ситуация называется чрезвычайной. Какие типы опасных и чрезвычайных ситуаций ты знаешь? Приведи примеры.

4. Продемонстрируй схему своего маршрута из школы домой (это было домашнее задание). Расскажи, какие опасные ситуации могут возникнуть на твоем пути?

III . Сообщение темы и цели урока

— В жизни довольно часто с бедой оказываешься один на один, и приходится преодолевать ее самому. Поэтому, попав в опасную ситуацию, человек должен уметь не теряться и найти путь к спасению. В такой ситуации кроме физических сил и упорства обязательно понадобятся знания об опасностях, о способах их преодоления и выживания.

Наше будущее в наших руках! Наши действия – наши правила!

— Сегодня на уроке мы будем говорить о главных правилах ОБЖ. Запись темы в тетрадь.

IV . Изложение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы.

— Опасная ситуация может возникнуть там, где ее не ждешь. Давайте прочитаем, что случилось с учениками на уроке рисования.

Работа с учебником (стр.11-12).

при отравлении вехом срочно промыть желудок.

— Бывает и так, что именно наши ошибочные действия приводят к беде.

Решение ситуационной задачи.

Оказавшись одни в комнате, маленькие дети зажгли бенгальские огни. Проволочка раскалилась, и девочка уронила ее на синтетический ковер, который начал тлеть и дымить. Дети испугались, открыли форточку, чтобы проветрить комнату, и заперлись в ванной. Когда приехали пожарные, дети задохнулись от ядовитого дыма.

Вопрос: назовите действия участников трагедии, которые оказались роковыми? Ответы детей.

— Вот, чтобы всегда быть готовыми к встрече с любыми трудностями и делать как можно меньше ошибок, я рекомендую усвоить ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ОБЖ.

Правило – это критерий, эталон, образец поведения.

Слайд 4. Правило 1. Изучай виды и причины опасностей.

Правило 2. Учись предвидеть опасные ситуации.

Слайд 5. Правило 3. Не допускай опасных ситуаций, избегай их.

Правило 4. Не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях.

Слайд 6. Правило 5. Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно.

Правило 6. Обращайся за советом к родителям и специалистам.

Слайд 7. Правило 7. Выбирай самый безопасный способ действия.

Правило 8. В трудной ситуации борись за себя.

Запись правил в тетрадь.

— На последнее правило я хотела бы вам прочитать притчу «Две лягушки и горшок молока».

Однажды две лягушки свалились в горшок с молоком и стали тонуть.

Тонуть им, конечно, не хотелось, тогда они стали барахтаться что есть мочи. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки и лягушкам оттуда никак не выбраться.

Одна из лягушек поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря, лучше сразу утонуть».

Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

А вторая думает: «Нет, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Может быть, что-нибудь и выйдет».
Но только все зря. Как ни плавай – все бесполезно. Горшок маленький, стенки скользкие – никаких шансов.

Но все-таки она не сдается, не унывает. «Ничего,– думает, – пока силы есть, буду стараться. Я ведь еще живая, значит, надо жить. А там – что будет!»

И вот из последних сил борется храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять, захлебываться. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается и продолжает лапками работать. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Я так просто не сдамся. »

И вдруг чувствует, что под ногами у нее уже не молоко, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакого молока в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

«Что такое?– думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?»

Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из молока твердое масло сбила.

«Ну вот,– думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой.

Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный.

Побеждает тот, кто не сдается.

— Все эти правила родились из опыта тысяч смелых и отважных людей: путешественников и разведчиков, спортсменов и искателей приключений. Во все времена опытные и мудрые люди передавали из поколения в поколение свои предостережения и советы потомкам, надеясь сделать их жизнь более безопасной, а значит более счастливой.

— Очень древними «рекомендациями» ОБЖ являются поговорки и пословицы о безопасном поведении.

— Давайте попробуем выполнить задание. Выполнение заданий с последующей проверкой.

Слайд 8. Задание 1.
Прочитайте пословицы. Каким рекомендациям они соответствуют? Поставьте номер пословицы рядом с нужной рекомендацией .

Из двух зол выбирай меньшее.

Не доглядишь оком, заплатишь боком.

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

Глаза боятся, а руки делают.

А. Учись предвидеть опасные ситуации.

Б. Избегай опасных ситуаций.

В. Не паникуй и не пугайся в трудных ситуациях.

Г. Выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных.

Оцените верность высказываний.

1. К опасной ситуации могут привести наши неправильные действия.

2. Не стоит изучать виды и причины опасностей, а то страшно будет жить.

3. Никогда не обращайся за советом и помощью к родителям и специалистам, справляйся сам.

4. Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно.

5. Выбирай самый безопасный способ действий.

6. Предвидеть опасные ситуации нельзя.

VI . Подведение итогов

— Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, 3 правила ОБЖ.

Источник

Как написать конспект по обж 5 класс

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспекты 5 класс

Содержимое разработки

Урок 1. Город как среда обитания человека

Цель урока. Обобщить представления учащихся о городе как месте проживания человека. Обратить их внимание на по­ложительные и отрицательные стороны для жизнедеятельности человека в современном городе, на возможные опасные ситуа­ции, с которыми человек может встретиться в городе, на при­чины их возникновения и на необходимость соблюдения пра­вил безопасного поведения в повседневной жизни.

Основные признаки современного города.

Привлекательность города для жизнедеятельности чело­века.

Наиболее характерные опасные ситуации для современ­ного города.

Изложение учебного материала

1. Дать определение понятия «город».

Отметить, что исторический процесс повышения роли городов в развитии человеческого общества шел непрерывно. Для примера привести статистику, как менялось количество жителей городов по отношению ко всему населению Земли: в начале XIX в. в городах мира проживало 3% населения Земли, в начале XX в. — 13,6%, в конце ХХв. —41,1%.

Городское население Российской Федерации в настоящее время составляет около 74%, и проживает оно более чем в 1030 городах. Современные города в зависимости от количест­ва жителей делятся на:

малые — до 50 тыс. жителей;

средние — 50—100 тыс. жителей;

большие — 100—250 тыс. жителей;

крупные — 250—500 тыс. жителей;

крупнейшие — 500 тыс. — 1 млн жителей;

города-миллионеры — свыше 1 млн жителей.

К началу XXI в. в мире насчитывалось около 220 горо­дов-миллионеров, в их числе Москва — свыше 10 млн человек и Санкт-Петербург — более 4,5 млн человек.

2. Разъяснить учащимся, что в городах для удобства человека к жилым домам подводится вода, газ, электричество. В городах существует целая сеть торговых организаций, обеспечивающих население продуктами питания и всеми необходимыми товарами.

Городской транспорт служит для передвижения людей в необходимые для них районы города. Создана система учеб­ных заведений. Население обслуживают медицинские учреж­дения. Действует система культурных, научных и спортивных учреждений. Созданы службы для обеспечения безопасности населения.

Все это должно работать слаженно, так как все учреждения и службы взаимозависимы. Жителю города необходимо уметь пользоваться всеми благами, но при этом соблюдать правила безопасного поведения.

3. Познакомить учащихся с наиболее характерными опас­ными ситуациями, которые могут возникнуть в современном городе. Это ситуации, связанные:

с нарушением правил дорожного движения;

с нарушением правил пожарной безопасности;

с нарушением мер общественной безопасности и общест­венного порядка;

с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и электричеством;

с различными природными явлениями (дождь, гроза, силь­ный снегопад, гололед и др.).

Вывод: город создает благоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но многофункциональные систе­мы жизнеобеспечения несут в себе определенную опасность (в них могут происходить отказы в работе и аварии) для город­ского жителя и требуют от него особого поведения, обеспечи­вающего его безопасность.

Назовите основные признаки города.

Как подразделяются города в зависимости от количества жителей?

Какие наиболее характерные опасные ситуации могут возникнуть в современном городе?

Изучите §1.1 учебника.

Начните вести дневник безопасности, где будете запи­сывать наиболее характерные ситуации, в которые вы попали, и оценивать свое поведение.

Урок 2. Жилище человека и особенности его жизнеобеспечения

Цель урока. Систематизировать знания учащихся по осо­бенностям жизнеобеспечения современного дома (квартиры) в городе, обратив их внимание на водопровод, газ, электричество и канализацию.

Напомнить бытовые приборы, используемые в повседнев­ной жизни, заострить внимание учащихся на необходимости соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения и бытовых приборов для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

Основные системы жизнеобеспечения городского дома (квартиры) и их предназначение.

Основные бытовые приборы, используемые горожани­ном в повседневной жизни.

Необходимость соблюдения правил эксплуатации сис­тем жизнеобеспечения дома (квартиры) и бытовых приборов для гарантии личной безопасности и безопасности окружаю­щих.

Изложение учебного материала

Данный урок проводится в форме беседы.

1. Дать обоснование темы урока, указав, что в настоящее время квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию и электрифицирована.

Обратить внимание учащихся, что появление в жилище все новых различных приборов потребует от человека другого от­ношения к своему дому и иных обязанностей в области обес­печения безопасности. Чтобы обезопасить себя и свое жилище при использовании оборудования и приборов в повседневной жизни, человек должен хорошо знать и соблюдать правила их эксплуатации, так как несоблюдение их может привести к беде.

2. Поставить перед учащимися следующие вопросы:

Какое оборудование и бытовые приборы имеются в ва­шем доме (квартире)?

Какие правила соблюдаются в вашем доме (квартире) при пользовании различными электрическими, газовыми и другими приборами?

Какие случаи поломки бытовых приборов были в вашей жизни и как вели себя взрослые в этих ситуациях?

3. Нарушение правил электробезопасности, правил хранения и использования горючих легковоспламеняющихся веществ, правил эксплуатации водопровода и канализации может привести к опасным ситуациям и трагическим последствиям.

Изучите § 1.2 учебника.

Опишите в дневнике безопасности случай поломки бы­тового прибора в вашем доме (квартире) и поведение взрослых при этом.

Урок 3. Особенности природных условий в городе

Цель урока. Сформировать целостное представление уча­щихся о природных условиях в городе проживания, уточнить факторы, влияющие на особенности природных условий в ва­шем городе; отметить факторы, положительно влияющие на микроклимат города, и факторы, отрицательно влияющие на экологическую обстановку в городе. Обсудить правила безо­пасности поведения в повседневной жизни с учетом экологи­ческой обстановки в городе.

Основные факторы, определяющие формирование мик­роклимата города вашего проживания.

Влияние промышленных объектов, расположенных в черте города, на окружающую природную среду.

Меры по обеспечению личной безопасности, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни в реальной эко­логической обстановке в городе.

Изложение учебного материала

1. Обратить внимание учащихся на два основных фактора, влияющие на формирование микроклимата вашего города:

1) географическое расположение города и климат местно­сти, в котором он находится, наличие реки, водоемов и зеленых насаждений;

2) основное предназначение города, его «профессия» и хозяйственная деятельность человека.

Кратко познакомить учащихся с наличием промышлен­ных объектов в вашем городе и их влиянием на состояние эко­логической обстановки в городе, обратить их внимание на то, как погодные условия (ветер, его направление, туман, осадки) влияют на изменение экологической обстановки, подчеркнуть, когда она становится хуже, а когда улучшается.

Провести беседу, заслушав ответы учащихся на ряд во­просов.

Для чего надо учитывать все факторы, определяющие микроклимат города в повседневной жизни?

Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, если ваш дом находится рядом с промышленной зоной?

Какие места в городе подходят для занятий физической культурой и прогулок, а какие нет?

В каких водоемах в вашем городе можно купаться в лет­нее время?

Вывод: для того чтобы обеспечить свою безопасность и сни­зить отрицательное влияние различных факторов на здоровье, необходимо знать факторы, влияющие на состояние микрокли­мата города, и учитывать их в повседневной жизни, а главное, помнить, что зеленые насаждения в городе очищают воздух и помогают дышать свежим воздухом. Поэтому берегите зеленые на­саждения, не ломайте деревья и кустарники, не топчите и не за­грязняйте газоны.

Какие факторы определяют природные условия в нашем городе?

Какие районы в нашем городе имеют неблагоприятную экологическую обстановку?

Какие меры безопасности следует соблюдать в повсе­дневной жизни, чтобы снизить отрицательное влияние различ­ных факторов на ваше здоровье?

Изучите § 1.3 учебника.

Запишите в дневник безопасности меры безопасности, которые вы намерены соблюдать с учетом состояния окружаю­щей среды в нашем городе.

Урок 4. Взаимоотношения людей, проживающих в городе,

Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями со­циальной среды города, показать ее зависимость от «профес­сии» города. Обратить внимание на необходимость соблюдать определенные правила взаимоотношений с окружающими людьми, вырабатывать умение жить с ними в согласии и обес­печивать личную безопасность.

Существующие типы городов и социальная среда.

Взаимоотношения с окружающими людьми в городе.

Правила безопасного общения с незнакомыми людьми в городе.

Изложение учебного материала

1. Познакомить учащихся с основными типами городов и особенностями социальной среды в них.

Остановиться более подробно на характеристике нашего города, на особенностях его предназначения и социальной среды.

2. Обратить внимание учащихся на то, что взаимоотношения людей в городе имеют свою специфику. В городе большинство людей незнакомы друг с другом. Но для приобретения жизненного опыта и обеспечения собственной безопасности большое значение имеет правильное выстраивание своих взаимоотношений с окружающими людьми. Отметить, что наибо­лее важными являются взаимоотношения с родителями и учителями. Искреннее и доверительное общение с ними способствует приобретению жизненного опыта.

Обратить внимание учащихся на значение общения со свер­стниками, показать необходимость согласовывать свои жела­ния и интересы с желаниями других, свои дела с общими целя­ми. Учиться находить приемлемый компромисс.

3. Обратить внимание учащихся на то, что современный город многолюден и в повседневной жизни им постоянно при­ходится встречаться с незнакомыми людьми, общение с кото­рыми требует продуманного отношения по обеспечению лич­ной безопасности.

Конечно, среди незнакомых людей есть достойные, спра­ведливые и добрые люди, которые всегда могут прийти на по­мощь в сложной ситуации. Но есть и злоумышленники, встре­ча с которыми опасна.

Обсудить с учащимися правила общения с незнакомыми людьми, чтобы избежать встречи со злоумышленниками.

Не вступать в разговор с незнакомыми людьми на улице.

При попытке чужого человека познакомиться никогда не следует называть свое имя, не давать свой адрес, не расска­зывать про своих родителей.

Избегать общения с людьми, находящимися в состоя­нии алкогольного опьянения.

Не садиться в машину к незнакомому человеку.

В заключение урока отметить то, что дети должны знать места, где в любое время им придут на помощь: отделение ми­лиции, пожарная часть, любой магазин и другие места, где ра­ботают люди.

Где расположены в нашем городе (районе) отделение милиции, посты ГИБДД, пожарная часть, скорая помощь?

Какие места в нашем городе наиболее опасные в крими­ногенном отношении?

Какие пути в школу, в гости к другу (подруге), для про­гулок являются наиболее безопасными?

Изучите § 1.4 учебника.

Запишите в дневник безопасности меры безопасного по­ведения в нашем городе.

Урок 5. Основы безопасности жизнедеятельности человека

Цель урока. Дать учащимся общие понятия опасных и чрезвычайных ситуаций, с которыми они могут встретиться в повседневной жизни, обратив внимание ребят на основные причины их возникновения. Сформировать убеждение в необ­ходимости быть готовыми к безопасному поведению в различ­ных жизненных ситуациях для снижения фактора риска для жизни и здоровья. Дать учащимся номера телефонов основных служб города, которые обеспечивают защиту населения, и пра­вила вызова их.

Опасные и чрезвычайные ситуации и их классификация но месту возникновения.

Общие правила обеспечения безопасности жизнедея­тельности.

Основные службы города, которые созданы для защиты населения, и правила их вызова.

Рекомендации по изложению учебного материала

1. Обратить внимание учащихся на то, что в процессе жиз­недеятельности человека всегда существуют различные опасности (опасность дорожно-транспортного происшествия, возникновения пожара, криминальная опасность и др.).

При стечении определенных обстоятельств любая опас­ность может стать причиной возникновения опасной или чрез­вычайной ситуации.

Дать определения опасной и чрезвычайной ситуаций и об­ратить внимание на существенное различие опасной ситуации от чрезвычайной.

Чрезвычайная ситуация отличается от опасной прежде всего тяжестью последствий.

Подчеркнуть, что в большинстве случаев опасные ситуации создает сам человек, нарушая общепринятые нормы и правила поведения («человеческий фактор»).

Объяснить учащимся, что наиболее часто встречающиеся опасные и чрезвычайные ситуации в зависимости от опасных явлений и событий, послуживших причиной их возникнове­ния, подразделяются на три группы:

2. Обратить внимание учащихся на то, что личная безопасность человека в повседневной жизни во многом зависит от него самого, от его умений соблюдать общепринятые правила безопасного поведения и верно реагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть
в повседневной жизни.

Далее подчеркнуть, что для снижения нежелательных по­следствий опасной или чрезвычайной ситуации необходимо уметь предвидеть опасную ситуацию, по возможности старать­ся избежать ее, если уж попали в опасную ситуацию, вести себя соответствующим образом.

Познакомить учащихся с основными правилами обеспече­ния личной безопасности в повседневной жизни:

постоянно рассматривать различные ситуации, с которыми можно встретиться в повседневной жизни, продумывая свое по­ведение в них;

постоянно совершенствовать свои физические качества, занимаясь физической культурой и спортом, закаливанием орга­низма;

постоянно воспитывать в себе волевые качества, которые помогут сохранить спокойствие в сложной обстановке и найти оптимальный выход из нее.

3. Сообщить, что для защиты человека от последствий опасных и чрезвычайных ситуаций в нашей стране созданы и действуют специальные службы, номера телефонов которых и правила их вызова надо знать.

Основные службы и номера их телефонов

Спасатели и пожарные 01

Аварийная служба газа 04

Служба спасения 937-99-11

Для вызова этих служб по телефону необходимо:

набрать номер службы;

коротко сообщить диспетчеру причину вызова службы;

сообщить свой точный адрес (улица, номер дома и кварти­ры, этаж, подъезд, код);

назвать свою фамилию и номер телефона, с которого пере­дается вызов;

записать фамилию дежурного, принявшего ваш вызов.

Что такое опасная и чрезвычайная ситуации, в чем их различие?

На какие группы подразделяются опасные и чрезвычай­ные ситуации?

Чему необходимо учиться, чтобы обеспечить личную безопасность?

Изучите § 1.5 учебника.

Запишите в дневник безопасности номера телефонов служб, которые обеспечивают безопасность жителей вашего го­рода.

После изучения темы провести диспут на тему: «Опасна жизнь в городе для человека или привлека­тельна?»

Урок 6. Пожарная безопасность

Цель урока. Систематизировать знания учащихся о пожа­ре, об основных причинах возникновения пожаров в повсе­дневной жизни. Рассказать о возможных последствиях пожаров и об организации защиты населения от пожаров.

Разъяснить основные правила пожарной безопасности и правила личной безопасности при возникновении пожара в доме.

Пожар, причины его возникновения и возможные последствия.

Государственная противопожарная служба и ее задачи.

Правила личной безопасности при пожаре.

Изложение учебного материала

1. Дать определение пожара, показать основные причины возникновения пожаров, привести примеры последствий пожаров, имевших место в нашем городе.

Обратить особое внимание учащихся на шалости детей, ко­торые приводят к трагическим последствиям.

2. Довести до учащихся в доступной для них форме организацию защиты населения страны от пожаров.

В настоящее время в Российской Федерации пожарная охра­на — это большая и сложная структура. Основная ее часть — Государственная противопожарная служба, которая входит в состав МЧС России.

3. Довести до учащихся общие правила пожарной безопас­ности, при этом подчеркнуть, что пожар легче предупредить, чем потушить.

В заключение урока разобрать с учащимися ситуационные задачи по обеспечению личной безопасности при возникнове­нии пожара в квартире, на балконе, в подъезде, в лифте.

Каковы основные причины возникновения пожаров?

Почему нельзя тушить включенные электроприборы во­дой?

Почему нельзя пользоваться лифтом, покидая здание при пожаре?

Как защитить органы дыхания в задымленном помеще­нии?

Изучите § 2.5 учебника.

Урок 7. Безопасное поведение в бытовых ситуациях

Цель урока. Разобрать ситуационные задания по обеспече­нию личной безопасности в бытовых ситуациях; выработать убеждение в необходимости соблюдать правила эксплуатации бытовых приборов и систем в целях обеспечения личной безо­пасности и безопасности окружающих.

Безопасное обращение с электричеством.

Безопасное обращение с бытовым газом.

Меры безопасности при пользовании в доме водой.

Правила безопасной работы за компьютером.

Изложение учебного материала

Дать общую характеристику бытовых условий в современ­ном доме (квартире) и определение быта.

При использовании хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации. Такие ситуации могут возникнуть по двум причинам:

если человек нарушил правила использования оборудова­ния и бытовых приборов;

если произошла поломка оборудования или бытовых при­боров.

Дабы избежать возникновения опасной ситуации, а если она возникла, уменьшить ее вредные последствия, необходимо знать ряд наиболее характерных опасных ситуаций и правила поведения при их возникновении.

Разобрать примеры по соблюдению правил безопасного по­ведения в быту при обращении с электричеством, газом, при пользовании водой, при работе за компьютером.

Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пользовании электроприборами?

Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пользовании бытовым газом?

Какие меры безопасности следует соблюдать при поль­зовании в доме водой?

Изучите § 2.6 учебника.

Узнайте у родителей и запишите в дневник безопасности номера телефонов дежурных диспетчеров и порядок обраще­ния к ним в случае возникновения в доме опасной ситуации.

После изучения темы 2 провести с учащими­ся беседу по вопросу: «Какова роль человека в обеспечении личной безопасности в условиях опасных ситуаций техноген­ного происхождения?»

Урок 8. Погодные условия и безопасность человека

Цель урока. Закрепить знания учащихся о погоде и ее ос­новных показателях. Обратить внимание на наиболее часто случающиеся погодные явления, которые при определенных условиях могут быть опасны для человека (гроза, гололед, метель).

Сформировать умения по обеспечению личной безопасно­сти во время грозы, гололеда и метели.

Погода и погодные явления, опасные для человека.

Правила безопасного поведения во время грозы.

Правила безопасного передвижения по улице в гололед.

Правила безопасного поведения во время метели.

Изложение учебного материала

1. Дать определение понятия «погода». Основные показатели, по которым определяют состояние погоды:

температура окружающего воздуха;

• ветер, который характеризуется направлением (откуда дует) и скоростью перемещения.

Другие характеристики погоды определяются наличием об­лачности и осадков.

Обратить внимание учащихся на то, что в природе бывают погодные явления, которые при определенных условиях пред­ставляют опасность для человека. Наиболее часто встречаю­щиеся из них: гроза, гололед и метель.

Коротко дать характеристику этим погодным явлениям.

2—4. Сформировать убеждение в необходимости соблюде­ния правил безопасного поведения во время грозы, при гололе­дице и во время метели. Довести до сведения учащихся прави­ла безопасного поведения во время грозы, метели, гололеда.

В заключение урока отметить: во избежание неприятных последствий в повседневной жизни необходимо руководство­ваться прогнозами погоды, которые передаются ежедневно. С учетом прогнозов подбирать свою одежду и быть готовым к особенностям погодных условий на данный день.

Что такое погода и какими показателями она характери­зуется?

Что такое гроза, в какое время года она бывает, чем опасна гроза для человека?

Какую опасность для человека представляет гололед?

Какими опасными факторами характеризуются снежные заносы и метели?

Изучите § 3.1 учебника.

Урок 9. Безопасность на водоемах

Цель урока. Дать знания учащимся о состоянии водоемов в нашем городе и правила безопасного поведения на водоемах в разное время года.

Сформировать убеждение в необходимости знать и соблю­дать правила личной безопасности на водоемах.

Состояние водоемов в вашем городе и необходимые меры безопасности.

Общие правила безопасности при купании в водоемах.

Правила личной безопасности на замерзших водоемах.

Изложение учебного материала

1. Охарактеризовать водоемы, имеющиеся в вашем городе, обратив внимание учащихся на тот факт, что не во всех водо­емах можно купаться, так как в черте города и вблизи него вниз по течению вода в реках непригодна для питья, а в некоторых местах опасна даже для купания. Если на берегу установ­лен знак «Купаться запрещено», не следует нарушать этого за­прета, как бы ни было велико желание искупаться.

Подчеркнуть, что первое правило безопасного поведения человека на воде заключается в знании места, где вода в водо­емах проверена и не представляет опасности для здоровья че­ловека.

2. Обратить внимание учащихся на необходимость соблюдения общих правил поведения на воде, для того чтобы уменьшить возможности несчастных случаев.

Убедить учащихся в том, что самый лучший способ чувство­вать себя уверенно в воде — это научиться плавать и постоянно поддерживать навыки безопасного поведения на воде. Если ногу в воде свело судорогой, нужно набрать в легкие воздух, наклониться к ноге, взять ее двумя руками за пальцы и сильно потянуть их на себя. После этого немедленно плыть к берегу. Кроме того, необходимо научиться отдыхать на воде, не терять самообладания и правильно действовать в критической ситуа­ции, не стесняться звать на помощь.

3. Подчеркнуть, что не менее важно знать и правила безо­пасного поведения на замерзших водоемах. Переходить водоем рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками. Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лед.

Для одиночных пешеходов лед считается прочным, когда его толщина не менее 7 см, для группы людей — 12 см.

Обратить внимание учащихся на то, что прочность льда можно определить по ряду признаков:

наиболее прочен чистый, прозрачный лед, мутный лед не­надежен;

на участках, запорошенных снегом, лед тонкий и некреп­кий;

в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек обычно об­разуется наиболее тонкий лед.

В заключение обратить внимание на правила, которые ре­комендуется соблюдать при условии, если человек провалился под лед.

Можно ли пить сырую воду из открытых водоемов и рек?

Почему нельзя нырять в воду в незнакомых местах?

В каких местах лед наиболее безопасен для движений?

Изучите § 3.2 учебника.

В дневник безопасности запишите водоемы, в которых разрешено купаться в вашем городе.

После изучения темы 3 провести с учащими­ся дискуссию на тему «Опасные ситуации природного характе­ра, часто возникающие в вашем городе, связанные с различны­ми погодными явлениями и поведением человека на воде, их последствия».

Урок 10. Криминогенные ситуации и личная безопасность

Цель урока. Познакомить учащихся с понятием «кримино­генная ситуация» и кратко охарактеризовать людей, которые стремятся достичь своих целей преступным путем.

Сформировать убеждение в необходимости соблюдать пра­вила личной безопасности при общении с незнакомыми людь­ми, выработать умение в безопасном поведении в характерных криминогенных ситуациях.

Краткая характеристика криминогенной ситуации и лю­дей, которые их создают.

Правила личной безопасности в криминогенных ситуа­циях.

Обсуждение ситуационных задач.

Изложение учебного материала

1. Кратко сформулировать понятие «криминогенная ситуация».

Подчеркнуть, что не все незнакомые люди имеют по отно­шению к другому человеку добрые намерения. Есть люди, ко­торые стремятся добиться своих целей преступным путем. К ним относятся: воры, грабители, мошенники, хулиганы и на­сильники.

Дать краткую характеристику личностей перечисленных выше людей.

Обратить внимание детей на еще один тип опасного челове­ка — пьяного человека.

Пьяный человек может приставать к детям на улице, в транспорте и в общественном месте. Поступки пьяного бес­контрольны и агрессивны, поэтому пьяных людей надо избе­гать.

2. Необходимо выработать у учащихся умение отказывать­ся от нежелательного общения для обеспечения личной безопасности.

Разобрать основные правила по обеспечению личной безо­пасности в различных ситуациях, возникающих в повседнев­ной жизни.

3. Провести беседу, обсудив следующие вопросы:

Как вы поведете себя, если на улице к вам обращается незнакомый человек с просьбой помочь ему найти дом, клуб или магазин?

Как вы поведете себя, если в общественном транспорте к вам начал приставать пьяный человек?

Как вы поведете себя, если вам на улице предлагают принять участие в беспроигрышной лотерее?

Как вы поступите, если при подходе к подъезду дома, вы заметили, что за вами наблюдает незнакомый человек?

Изучите § 4.1 учебника.

В дневнике безопасности сделайте пометки по правилам поведения, которые обсуждали на уроке.

Урок 11. Обеспечение личной безопасности дома

Цель урока. Рассмотреть возможные ситуации кримино­генного характера, которые могут возникать в домашних усло­виях, изучить рекомендации для учащихся по обеспечению личной безопасности в этих ситуациях.

Сформировать у учащихся умение предвидеть возможность возникновения криминогенной ситуации в доме и правильно реагировать на нее, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.

Общие правила безопасного поведения школьника, если он остался дома один.

Правила поведения в криминогенных ситуациях, кото­рые могут произойти дома.

Обсуждение рассказа «Чудачка Светка» из книги В. Н. Мошкина «Как уберечься от преступника».

Рекомендации по изложению учебного материала

1. Обсудить с учащимися рекомендации по соблюдению правил безопасного поведения дома, если они в доме одни.

Не открывайте дверь, не посмотрев в глазок и не спросив, кто пришел.

Не открывайте дверь никому, даже если эти люди предста­вились работниками коммунальных услуг, милиции или почты. Попросите (учитывая время прихода родителей) их зайти позже.

Если вас просят принести попить или позвонить от вас, объясните через дверь, как дойти до ближайшего магазина и те­лефона-автомата.

Никогда и никому не рассказывайте о распорядке жизни членов вашей семьи.

При выходе из квартиры, прежде чем открыть дверь, по­смотрите в глазок, нет ли за дверью посторонних.

Открыв дверь и выйдя из квартиры, закройте за собой дверь.

Если вы вышли и увидели посторонних людей, вернитесь обратно в квартиру.

Не просматривайте почту около ящика, поднимитесь в квартиру и посмотрите там.

Если к вам решили прийти друзья, лучше встретиться с ними на остановке (автобуса, троллейбуса и др.) и после этого привести их домой.

Если дом оборудован домофоном, перед входом в подъезд наберите номер своей квартиры и попросите родителей вас встретить.

Не выходите на лестницу в позднее время, мусор лучше вы­носить утром.

При разговоре по телефону:

Никогда и никому не говорите, что вы дома одни.

Поднимая трубку, не называйте своего имени.

Если просят назвать адрес, не называйте, попросите позво­нить позже, назвав время после прихода родителей.

Не участвуйте в опросах по телефону.

Если вас пытаются втянуть в непристойный разговор, по­ложите трубку, сообщите об этом родителям.

2. Разобрать с учащимися правила поведения в некоторых ситуациях криминогенного характера: воры в квартире, напа­дение в лифте, внезапное нападение в подъезде.

Вы открываете дверь, а в квартире — воры.

Не теряйтесь, постарайтесь быстро захлопнуть дверь, за­кройте ее на ключ, оставьте ключ в замке.

Стучите в двери соседей, просите их прийти на помощь и срочно позвонить в милицию.

Если злоумышленники сумели открыть дверь, немедленно покиньте лестничную площадку и бегите вниз к выходу.

Постарайтесь, не подвергая свою жизнь опасности, задер­жать злоумышленников в доме до прихода милиции.

При поездке в лифте:

Входите в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за вами может зайти в кабину.

Если в вызванном вами лифте уже находится незнакомый человек, внушающий подозрение, не входите в кабину.

Если вы вошли в лифт с незнакомцем, не стойте в лифте к нему спиной и наблюдайте за его действиями.

При нападении в лифте:

Кричите, шумите, стучите по стенам кабины; защищайтесь любыми способами, используя право необходимой обороны.

Постоянно нажимайте кнопку ближайшего этажа.

Если двери лифта открылись, постарайтесь выскочить на площадку, позовите жильцов дома на помощь, постарайтесь вы­бежать на улицу.

• Оказавшись в безопасности, немедленно позвоните в милицию по телефону 02, сообщите, что с вами произошло, точный адрес, назовите приметы и направление ухода нападавшего.

При внезапном нападении в подъезде:

Оцените ситуацию и по возможности защищайтесь; попы­тайтесь ошеломить нападающего, чтобы выиграть время, пока подоспеет какая-либо помощь.

После нападения, оказавшись в безопасности, немедленно сообщите о случившемся родителям и позвоните в милицию.

3. Прочитайте и обсудите с учащимися поведение Светы из рассказа «Чудачка Светка» (напечатан в конце § 4.2 учебника), узнайте их мнение: как бы они повели себя в подобной ситуа­ции.

В заключение сделать вывод, что для человека, владеюще­го правилами личной безопасности, опасные ситуации при встрече с незнакомыми людьми маловероятны. Когда человек знает, откуда ему грозит опасность, как избежать встречи с ней и как себя вести в опасной ситуации, он защищен.

Изучите § 4.2 учебника.

В дневнике безопасности сформулируйте основные пра­вила безопасного поведения, если вы остались в доме одни.

Урок 12. Обеспечение личной безопасности на улице

Цель урока. Познакомить учащихся с общими правилами безопасного поведения в случаях возникновения криминоген­ных ситуаций на улице.

Сформировать убеждение в необходимости совершенство­вать свои знания и умения в вопросах безопасного поведения на улице с учетом складывающейся криминогенной обста­новки.

Общие рекомендации по безопасному поведению на улице.

Общие рекомендации по безопасному поведению в об­щественных местах.

Общие рекомендации по безопасному поведению в толпе.

Рекомендации по изложению учебного материала

1. Познакомить учащихся с криминогенной обстановкой в городе, обратить их внимание на наиболее опасные места (пус­тырь, лесопарк, строительная площадка, задний двор), где встреча со злоумышленниками наиболее вероятна. Этих мест необходимо избегать. Объяснить, что опасными могут быть также места с большим скоплением людей. Это рынки, вокза­лы, стадионы, остановки транспортных средств, здесь можно встретиться с ворами и мошенниками.

Разобрать с учащимися общие правила по безопасному по­ведению на улице.

Следует избегать кратчайших маршрутов, пролегающих че­рез глухие дворы, пустыри, стройки, лесопосадки и другие малолюдные места.

Необходимо хорошо знать дорогу домой, иметь несколько вариантов движения.

Если вы оказались в безлюдном темном квартале, идите по­середине улицы.

Необходимо знать, где на вашем пути находится ближай­шее отделение милиции.

Если вам необходимо возвращаться домой в темное время суток, позвоните домой, чтобы вас встретили.

В темное время лучше идти по улице в группе людей, вы­шедших из автобуса, метро, электрички.

Идти по подземному переходу лучше в группе людей.

Идти безопаснее по краю тротуара, навстречу движению.

Увидев впереди группу подозрительных людей или пьяно­го, лучше перейти на другую сторону улицы или изменить мар­шрут.

Если кто-то пытается с вами заговорить, не ввязывайтесь в разговор. Сделайте вид, что спешите, и идите в направлении освещенного и многолюдного места.

Если автомобиль начнет медленно двигаться рядом с вами, разумнее перейти на другую сторону.

Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо:

научиться прогнозировать события;

стараться избегать опасных ситуаций, если есть возмож­ность убежать, делать это быстро и внезапно;

освоить несколько приемов самообороны и в случае необ­ходимости быть готовым защищать себя всеми доступными сред­ствами.

Поэтому для обеспечения личной безопасности рекоменду­ется:

не прикасаться к бесхозным вещам;

сообщить о находке должностному лицу (в метро — машини­сту поезда, в автобусе — водителю и т. д.) или работнику милиции.

2. Обсудить с учащимися общие правила безопасного поведения в общественном месте.

Оказавшись в месте проведения массового мероприятия, не стремитесь попасть в наиболее плотное скопление людей на ограниченном пространстве.

Если вы столкнулись с плохой организацией проведения массового мероприятия, теснотой в проходах, нарушением пра­вил пожарной безопасности и общественного порядка, лучше за­ранее покинуть данное мероприятие.

Никогда и ни при каких обстоятельствах не вступайте в перебранку в общественном месте. Если к вам пристанет подвыпивший человек, лучше уступите ему место и найдите другое.

3. Обсудить с учащимися общие правила безопасного поведения в толпе.

Всегда помните: лучшее правило безопасности — не попа­дать в толпу, а обойти ее.

В заключение необходимо подчеркнуть, что правила обес­печения личной безопасности на улице должны постоянно корректироваться с учетом изменяющейся обстановки, а уметь делать это должен каждый человек сам.

Какие места на улицах вашего города можно считать наиболее опасными?

Какой маршрут следования в школу и обратно вы счи­таете наиболее безопасным?

Какие меры безопасности необходимо соблюдать при посещении общественных мест (стадиона, кинотеатра, музея)?

Изучите § 4.3 учебника.

В дневнике безопасности сделайте пометки по безопас­ному поведению при следовании в школу, в магазин, в гости к товарищу.

После изучения темы 4 провести беседу на тему «Обеспечение личной безопасности на улицах нашего го­рода с учетом криминогенной обстановки в нем».

Урок 15. О культуре здоровья и безопасности школьника

Цель урока. Сформировать у учащихся общее понятие о здоровье и здоровом образе жизни. Обозначить основные со­ставляющие здорового образа жизни; выработать убеждения в том, что режим дня является определяющей составляющей здо­рового образа жизни.

Общее понятие о здоровье.

Общие понятия о здоровом образе жизни и его состав­ляющих.

Режим дня как определяющая составляющая здорового образа жизни.

Изложение учебного материала

Дать учащимся определение здоровья. Отметить, что здоровье человека связано с его повседневной жизнедеятельно­стью, а значит, и с личной безопасностью. От того, как человек
организует свою жизнедеятельность, зависит его благополучие, а значит, и здоровье.

Раскрыть учащимся понятие «здоровый образ жизни» и его составляющие. Перечислить основные составляющие здорового образа жизни, которые являются определяющими для
учащихся в этом возрасте: режим дня, двигательная активность и закаливание организма, рациональное питание и профилак­тика вредных привычек.

Заострить внимание учащихся на том, что режим дня яв­ляется ключевым элементом здорового образа жизни. В сутках 24 ч, и от того, как они будут рационально распределены в ре­жиме дня, зависит эффективность здорового образа жизни.Дать определение режима. Обратить внимание учащихся на важность правильного сочетания умственной и физической нагрузки, чередование нагрузок и отдыха; на тот факт, что человек устает не тогда, когда много работает, а когда плохо орга­низует свою работу.

В заключение подвести учащихся к выводу, что учебную на­грузку, занятия физической культурой и спортом следует рав­номерно распределять, обеспечивая правильное чередование умственной и физической работы на каждый день, неделю, ме­сяц. При планировании нагрузки следует выделять столько времени, сколько необходимо, чтобы полностью восстановить силы, хорошее настроение и работоспособность.

Отдыхать необходимо после занятий в школе, перед выпол­нением домашних заданий, перед едой. Небольшой отдых дол­жен предшествовать каждому новому виду работы или занятий. Подчеркнуть особое значение сна для ежедневного отдыха. Сон нельзя заменить ничем, он не компенсируется.

Какие элементы жизнедеятельности человека являются составляющими здорового образа жизни?

Какие элементы определяют режим дня школьника?

Для чего нужен короткий отдых перед началом новой работы?

Проанализируйте свой режим жизнедеятельности, опреде­лите, можно ли его улучшить и за счет чего.

Урок 17. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые

условия укрепления здоровья

Цель урока. Обсудить с учащимися вопрос о значении дви­гательной активности и закаливающих процедур для укрепле­ния и сохранения здоровья. Познакомить с основными физиче­скими качествами, которыми должен обладать здоровый человек. Сформировать убеждение в необходимости системати­ческих занятий физической культурой и закаливанием организ­ма, умения дозировать физические нагрузки с учетом индивиду­альных особенностей, максимально использовать погодные условия в различное время года для занятий на свежем воздухе.

Значение двигательной активности для здоровья человека.

Основные физические качества, которыми должен обла­дать здоровый человек.

Роль закаливания организма в укреплении здоровья.

Изложение учебного материала

1. Обратить внимание учащихся на то, что двигательная активность — это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул организму в повышении его работоспособности.

Отметить, что эмоциональные нагрузки человека в процессе его жизнедеятельности постоянно увеличиваются (информа­ционная нагрузка постоянно увеличивается), в то же время обязательная физическая нагрузка постепенно сокращается (для передвижения по городу человек использует обществен­ный транспорт, для того чтобы подняться в свою кварти­ру — лифт и т. д.). Это приводит к нарушению равновесия ме­жду умственной и физической нагрузками на организм и отрицательно влияет на здоровье человека.

Заострить внимание учащихся на том факте, что физически тренированные люди меньше подвержены стрессам, лучше справляются с беспокойством, тревогой, унынием, гневом, страхом.

2. Обратить внимание учащихся на основные физические качества, которыми должен обладать здоровый человек; это скоростные и силовые качества, выносливость и гибкость. Дать их определения.

Отметить, что упражнения для развития необходимых фи­зических качеств разучиваются на уроках физической культу­ры. На уроках необходимо усвоить правильное выполнение уп­ражнений, порядок нормирования физических нагрузок, а также элементы самостраховки для профилактики травм.

3. Подчеркнуть значение для здоровья человека выполне­ния закаливающих процедур. Обратить внимание на то, что выполнение закаливающих процедур в комплексе с занятиями физической культурой дают наиболее благоприятный эффект.

Довести до учащихся, что закаливание — это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды (например, к низкой температу­ре). В основе закаливания лежит способность организма чело­века приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.

Подчеркнуть, что в условиях российского климата наиболее важной является выработка устойчивости организма к холоду, так как у незакаленных людей даже незначительное переохлаж­дение приводит к возникновению простудных заболеваний. Отметить, что для поддержания на должном уровне защитных свойств организма к Холодовым нагрузкам существуют различ­ные закаливающие процедуры, которые необходимо проводить постоянно, максимально используя для этого факторы приро­ды, такие, как вода, солнце, воздух, земля. Наиболее эффек­тивными являются водные процедуры: обтирание, обливание холодной водой, купание в открытых водоемах.

Самым доступным способом закаливания являются воздушные ванны.

Существует такая закаливающая процедура, как хождение босиком. Особенно полезно босохождение по росе.

Подчеркнуть, что наиболее эффективно закаливающие про­цедуры сочетаются с различными физическими упражнениями. Так, хорошо сочетаются утренняя зарядка и обливание холодной водой, бег, игра в футбол, волейбол и другие подвижные игры и воздушные ванны; плавание в открытых водоемах и солнечные шипы; босохождение и зарядка, бег, подвижные игры. Занятия физкультурой и выполнение закаливающих процедур должны иметь свое постоянное время в режиме дня, недели и года.

Во избежание нанесения вреда здоровью при занятиях фи­зической культурой и закаливанием необходимо разобрать правила проведения этих занятий.

Какими физическими качествами должен обладать здо­ровый человек?

Какое воздействие на организм человека оказывают за­каливающие процедуры?

Каких правил следует придерживаться при занятиях физической культурой и закаливающими процедурами, чтобы не навредить своему здоровью?

Изучите § 6.2 учебника.

Выполните задание, предложенное в конце параграфа.

Урок 18. Рациональное питание. Гигиена питания

Цель урока. Познакомить учащихся с понятием «рацио­нальное питание», основными питательными веществами и их значением в рационе питания человека. Разобрать общеприня­тые правила питания, сформировать убеждение в необходимо­сти соблюдать правила рационального питания в повседневной жизни.

Понятие о рациональном питании.

Основные питательные вещества, необходимые организ­му человека.

Некоторые общепринятые правила рационального питания.

Изложение учебного материала

1. Отметить, что рациональное питание — это разнообраз­ное питание с учетом наследственности человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей природной среды.

Подчеркнуть, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими.

Питательной ценностью в той или иной степени обладают все пищевые продукты, и не существует идеальной пищи. По­этому, вероятно, важно не только то, что мы едим, но и сколь­ко, когда и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты.

2. Подчеркнуть, что все необходимые организму питательные вещества подразделяются на шесть основных типов: угле­воды, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Рационально питаться — значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании все эти вещества.

Дать краткую характеристику питательных веществ.

Обратить внимание учащихся, что в их возрасте, для того чтобы в достаточном количестве получать все необходимые пи­тательные вещества, необходимо питаться 4 раза в день: зав­трак, второй завтрак, обед и ужин.

3. Обратить внимание учащихся на необходимость соблюдать правила рационального питания и учитывать индивидуальные особенности.

Какую роль играет рациональное питание в сохранении
и укреплении здоровья человека?

Что входит в понятие «рациональное питание»?

Почему необходимо соблюдать общепринятые правила
рационального питания?

Изучите § 6.3 учебника.

Выполните задание из параграфа.

Урок 19. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Цель урока. Показать учащимся пагубность для здоровья курения и употребления алкоголя, опасность привыкания к ку­рению и употреблению алкоголя. Сформировать у них убежде­ние, что курение и употребление алкоголя — это не привычка, а болезненное пристрастие, фактически неизлечимое.

Вредные привычки, общие понятия.

Курение и его последствия для здоровья.

Влияние алкоголя на здоровье человека.

Изложение учебного материала

1. Обратить внимание учащихся на то, что человек — вели­кое чудо природы. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимодополняемостью, взаимодействием, способностью к адаптации и компенсации.

Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Однако ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в те­чение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможно­стей человека, преждевременному старению и приобретению устойчивых заболеваний. К таким привычкам прежде всего от­носят курение и употребление алкоголя.

2. Обратить внимание на влияние, которое оказывает курение на здоровье подростка.

Активным началом табачного дыма является никотин, ко­торый практически мгновенно попадает в кровь через легкие.

Необходимо также отметить, что вдыхание задымленного табачного воздуха (так называемое пассивное курение) вызыва­ет те же болезни, которыми страдают курильщики.

3. Показать пагубность алкоголя на здоровье человека в любых дозах.

Алкоголь, или этиловый спирт, является наркотическим ядом. Он действует прежде всего на клетки головного мозга, парализуя их. Доза 7—8 г чистого спирта на 1 кг веса тела явля­ется смертельной для человека. По данным ВОЗ, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн человеческих жизней.

Вывод: профилактика курения и употребления спиртных напитков одна — не начинать пробовать. Научиться говорить твердое «Нет!» любому, кто предложит попробовать закурить или выпить спиртное. Жизнь дороже!

Какое влияние на здоровье человека оказывает пристрастие к курению?

Почему начать курить легко, а бросить трудно?

Какое влияние на здоровье оказывает пристрастие к ал­коголю?

Изучите § 6.4 учебника.

Ответьте на вопрос: может ли быть польза от употребле­ния спиртных напитков? Ответ запишите в дневник безопасности.

Урок 21. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия)

Цель урока. Доказать учащимся, что курение и употреб­ление алкоголя несовместимо со здоровым образом жизни и пагубно влияет на здоровье человека, особенно в подростко­вом возрасте. Сформировать убеждение в том, что привычка курить и употреблять алкоголь зачастую начинается с пер­вой пробы, выработать у них твердую привычку говорить «Нет!» любому, кто предложит закурить или попробовать спиртное.

Курение и употребление алкоголя — привычки ли это.

Как поступить, если вам предложили закурить.

Если вам предложили выпить спиртное.

1. Обсудить с учащимися вопрос: «Курение и употребле­ние алкоголя — привычка ли это?», объяснив, что такое при­вычка.

По мнению специалистов, пристрастие к курению и упо­треблению алкоголя считается разновидностью наркомании, так как механизмы возникновения зависимости и последствия употребления их схожи с употреблением наркотических ве­ществ. Более того, отмечено, что алкоголь и курение выступа­ют катализаторами (ускорителями) в формировании наркоза­висимости.

Убедить учащихся, что курение и употребление алкоголя — это болезненная зависимость (неизлечимая), которая может начать развиваться с первой пробы.

2—3. Разобрать с учащимися ситуационные задачи:

Если вам в кругу сверстников предложат закурить, как вы поступите?

Если у вас в доме гости и вас пригласили к столу и пред­ложили выпить спиртного, как вы поступите?

В заключение предложить четыре правила «Нет!» для про­филактики курения и употребления спиртных напитков.

Постоянно вырабатывать в себе привычку говорить твердое «Нет!» любому, кто предложит закурить или попробо­вать спиртное.

«Нет!» безделью и скучной, неинтересной жизни, празд­ному времяпровождению.

«Нет!» тем сверстникам и компании, где курят и употребляют алкоголь.

«Нет!» своей стеснительности и нерешительности, когда предлагают закурить или попробовать спиртное. Здоровье до­роже!

Урок 22. Первая медицинская помощь

при различных видах повреждений

Цель урока. Познакомить учащихся с назначением и содержанием первой медицинской помощи. Разобрать последовательность в оказании первой медицинской помощи: довести но них рекомендации службы скорой медицинской помощи, в каких ситуациях необходимо вызывать скорую медицинскую помощь. Сформировать у них убеждение, что первая медицин­ская помощь очень важный элемент для сохранения здоровья, но она не заменяет квалифицированную медицинскую по­мощь.

Первая медицинская помощь и ее предназначение.

Общие правила в последовательности оказания первой медицинской помощи.

В каких ситуациях необходимо вызывать скорую меди­цинскую помощь.

Изложение учебного материала

1. Объяснить учащимся, что такое первая медицинская по­мощь.

Подчеркнуть, что от своевременности и качества оказания первой медицинской помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь.

2. Обратить внимание учащихся на то, что существует не­сколько общих правил в последовательности оказания первой медицинской помощи.

Определить, что произошло, каковы последствия несчастного случая и необходимо ли немедленно вызвать скорую по­мощь.

Вызвать скорую медицинскую помощь, если это необхо­димо.

Приступить к оказанию первой медицинской помощи пострадавшему до прибытия скорой медицинской помощи.

3. Подчеркнуть, что не во всяких ситуациях следует вызы­вать скорую помощь. В некоторых случаях достаточно после оказания первой помощи довести пострадавшего до дома или ближайшего медицинского пункта.

По рекомендациям службы скорой медицинской помощи вызов к пострадавшему необходим в следующих ситуациях:

В заключение напомнить учащимся, что для вызова скорой медицинской помощи по телефону необходимо набрать но­мер 03, сообщить диспетчеру точный адрес происшествия (на­звание улицы, номера дома и квартиры), рассказать кратко, что произошло.

Что такое первая медицинская помощь и в каких случаях она необходима?

Какая последовательность соблюдается при оказании первой медицинской помощи?

В каких случаях рекомендуется вызывать скорую меди­цинскую помощь?

Изучите § 7.1 учебника.

Составьте примерный набор предметов, который должен входить в домашнюю аптечку первой помощи.

Урок 23. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах,

Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при ушибах, сформировать уме­ние оказания первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах. Разъяснить учащимся, что такое носовое кро­вотечение, и отработать практически последовательность оказания первой медицинской помощи. Познакомить учащихся с первой помощью при носовом кровотечении.

1. Познакомить учащихся с понятием «ушиб», причинами его получения, его признаками и возможными последствиями.

Далее рассказать и показать порядок оказания первой меди­цинской помощи при ушибах.

При ушибе могут быть повреждены мелкие кровеносные сосуды, что приводит к образованию синяка. Наиболее часто встречаются ушибы мягких тканей конечностей или туловища. Основным признаком ушиба являются боль и отек, возникаю­щие в месте ушиба.

Если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, ягодица, мышцы ног), для уменьшения боли и кровоизлияния к ушиб­ленному месту необходимо приложить холод: полотенце, смо­ченное холодной водой, или пузырь со льдом. Полотенце необ­ходимо через 1 —2 мин менять, смачивая его снова холодной водой.

Если на коже в месте ушиба образовались ссадины, то ушибленное место не следует мочить водой. Его необходимо перевязать стерильным бинтом, после чего положить на него грелку с холодной водой или пузырь со льдом. После снятия боли на ушиб накладывают тугую повязку, затем обеспечивают ушибленной конечности полный покой: руку подвешивают на перевязь, а ноге придают горизонтальное положение.

2. Разъяснить учащимися правила оказания первой медицинской помощи при ссадинах.

Промыть рану водой с мылом.

Для очистки раны от загрязнения использовать чистую салфетку, промывать начинать с середины раны, двигаясь к краям.

Смазать кожу вокруг раны спиртом.

Наложить небольшую повязку.

При появлении признаков попадания инфекции в рану не­обходимо вызвать врача.

Первые признаки попадания инфекции в рану могут воз­никнуть через два дня после травмы (появления ссадины): об­ласть вокруг раны припухает, краснеет и становится более теп­лой на ощупь. В этом месте пострадавший может испытывать пульсирующую боль.

Носовое кровотечение может возникнуть при ушибе носа или повреждении его слизистой оболочки (царапины, ссадины), а также при повышении кровяного давления.

Правила оказания первой медицинской помощи:

Посадить или положить пострадавшего, приподняв верхнюю половину туловища и подложив подушку. Попросить пострадавшего зажать ноздри и подержать их 10— 15 мин до полной остановки кровотечения. На переносицу положить платок, смоченный холодной водой.

При остановке кровотечения попросить пострадавшего не тереть нос и не сморкаться, чтобы не вызвать повторного кровотечения. Если остановить кровотечение не удается, необходимо обратиться к врачу.

Урок 33. Первая медицинская помощь при отравлениях

Цель урока. Познакомить учащихся с возможными причи­нами отравления и основными правилами оказания первой ме­дицинской помощи. Ознакомить с понятием «угарный газ» и пра­вилами оказания первой медицинской помощи при отравлении угарным газом.

1. Обратить внимание учащихся на то, что отравление происходит при попадании токсического (ядовитого) вещества внутрь организма. Токсическое вещество может попасть в организм человека через дыхательные пути, рот, кожу и в результате инъекции (при укусе насекомыми и животными, а также при введении лекарства шприцем).

Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

Определить ядовитое вещество, в результате воздействия которого произошло отравление. Вызвать скорую медицинскую помощь.

Способностью обезвреживать ядовитые вещества облада­ют активированный уголь, марганцовка, молоко, яичные белки.

2. Отравление никотином, как правило, наблюдается при первой попытке курения, когда развивается острое отравле­ние. Острое отравление может развиваться у начинающих ку­рильщиков при большом количестве выкуренных сигарет, при длительном пребывании в прокуренной комнате. При остром опошлении появляются тошнота, рвота, общая слабость, сердцебиение.

Первая медицинская помощь:

вывести пострадавшего на свежий воздух;

дать обильное питье.

3.Угарный газ, или окись углерода, образуется при работе двигателей внутреннего сгорания, при медленном окислении масел, содержащихся в малярных красках, во время взрывных работ, при пожарах.

Угарным газом в случаях недостаточной вентиляции поме­щения можно отравиться в домашних условиях при плохо работающих печных дымоходах, при преждевременном закрытии печных заслонок.

Окись углерода представляет собой бесцветный высокотоксичный газ, часто имеющий гаревый запах. Его токсичность очень высока: вдыхание воздуха, содержащего всего только 0,15—0,20% окиси углерода, в течение 1—2 ч может привести к тяжелому отравлению, в результате которого нарушается про­цесс переноса кислорода из легких к органам и тканям, насту­пает острое кислородное голодание, которое может привести к гибели человека.

Отравление угарным газом обычно развивается постепенно. Начальными признаками отравления являются ощущение об­щей слабости, головная боль в области лба и висков, ощуще­ние тяжести в голове, ускоренное сердцебиение, покраснение кожи. Затем нарастает мышечная слабость, появляется головокружение, шум в ушах, рвота, сонливость. Чем раньше при отравлении угарным газом оказывается помощь, тем более вероятен благополучный исход.

Первая медицинская помощь:

Немедленно вывести пострадавшего из отравленной атмосферы на свежий воздух или дать вдыхать чистый кислород.

Освободить пострадавшего от стягивающей и препятст­вующей свободному дыханию одежды — снять галстук, расстегнуть пояс, воротник рубашки и т. п.

При выраженных расстройствах дыхания или его остановке быстро начать делать искусственное дыхание. Вызвать скорую медицинскую помощь.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать конспект по обж 5 класс, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать конспект по обж 5 класс", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать конспект по обж 5 класс:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *