Как написать заголовок: 10 рецептов создания убойных хедлайнов
Перед публикацией статьи, обзора, слайдшоу или видеоролика обязательно потратьте несколько минут, чтобы убедиться в выборе лучшего заголовка. Хороший заголовок напрямую влияет на трафик, это вопрос жизни и смерти в контент-маркетинге и продвижении в целом. Интернет все больше и больше становится бурлящим котлом хаоса, у вас становится все меньше и меньше времени, чтобы привлечь внимание своей аудитории.
Выбрав удачное название материала, вы мгновенно получаете отклик читателя. Заголовок помогает вашим читателям быстро определять, нужна ли им ваша статья или презентация, почему они должны купить, загрузить или открыть страницу с вашим контентом, а также какие выгоды они получают, кликая на соответствующую ссылку.
Выбрав неудачный заголовок, вы делаете свою статью, презентацию или другой контент невидимым для большей части аудитории. Заголовок является важнейшим элементом интернет-страниц, рекламных объявлений, видеоматериалов. Он привлекает внимание аудитории к контенту. Материалы остаются незамеченными, если вы используете серый и невзрачный заголовок.
Эта статья познакомит вас с главными характеристиками удачных заголовков. Она включает 10 вопросов, отвечая на которые вы научитесь создавать качественные и «цепляющие» заголовки. Также вы сможете воспользоваться таблицей оценки заголовков, которая представляет собой удобный инструмент быстрого определения их качества.
Рассматриваемые ниже примеры связаны преимущественно с книгами. Имена авторов большинства из них стали брендами, а книги остаются бестселлерами в том числе благодаря удачным заголовкам. Однако эти примеры остаются справедливыми для контента любого типа — и, прежде всего, — для веб-контента.
Вот наши 10 вопросов, которые мы рекомендуем задавать себе при составлении заголовков:
1. Ваш заголовок обещает аудитории получение выгоды?
Выбирайте название, которое четко сообщает читателям преимущества и выгоды, которые они получат благодаря вашему продукту или вашей услуге. Лучший заголовок решает задачи или помогает аудитории достигнуть желаемой цели.
Сравните следующие названия:
Первый заголовок рассказывает читателю о содержании статьи. Второе название описывает выгоды, которые получит читатель после прочтения статьи.
2. Содержит ли ваш заголовок специфичные детали, подчеркивающие его актуальность и ценность?
Специфичные детали в заголовке, например, точные цифры, привлекают дополнительное внимание к вашему контенту. Цифры структурируют информацию, в чем можно убедиться на примере книги «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. Представьте себе название этой книги без цифр — «Навыки высокоэффективных людей». Звучит не очень убедительно, правда?
Цифры в заголовке также помогают «съесть слона по кусочку за присест». Речь идет о пошаговом достижении какой-либо сложной цели. Например, обратите внимание на название книги Терри Орбача «6 шагов к идеальному браку». Другой пример – статья Дамира Халилова «100 главных навыков SMM-специалиста» (хотя, на наш взгляд, круглая цифра звучит несколько натянуто, как будто автор подгонял результаты под «круглую» цифру, гораздо лучше было бы озаглавить статью «97 или 102 навыка…»).
Более того, цифры могут сделать ваш контент более актуальным, предложив читателю конкретный срок или график достижения поставленной цели. Как вам название книги «Партизанский маркетинг за 30 дней», которое использовали авторы Джей Конрад Левинсон и Эл Лаутенслагер? Но заголовок «Сбрось 21 фунт за 21 день: детокс-диета Марты Вайнярд» звучит еще лучше. Название этой книги точно показывает читателю, сколько фунтов лишнего веса он сбросит и за какой период. Покупатели книг о диете и других способах коррекции веса наверняка хотят знать точные результаты применения описываемых методов.
Другой пример на тему цифр – книга-ежедневник дизайнера Яны Франк «365 дней очень творческого человека». Но, как вы уже поняли, примеров удачных заголовков с использованием цифр – очень много. Главное – умение эти цифры обыгрывать.
3. Учитывает ли ваш заголовок целевую аудиторию, для которой предназначен контент?
Идентифицируйте целевых потребителей вашего контента с помощью заголовка там, где это возможно. Это делает ваши материалы персонализированными. Вы можете определить целевых читателей, прямо назвав их или указав их ключевые характеристики. Чем очевиднее это будет сделано, тем лучше.
Книга Си Джей Хайден «Привлекайте клиентов: 28-дневный курс маркетинга для профессионалов, тренеров и консультантов» определяет аудиторию по роду занятий. Хайди Мурофф и Шэрон Мэйзел используют заголовок «Чего ожидать, когда вы ожидаете», чтобы указать на целевых покупателей книги, описывая обстоятельства, в которых они оказываются. Аналогичный прием использует автор книги «Руководство по выживанию для одиноких мам» Патрис Карст.
Джей Конрад Левинсон остается признанным мастером таргетирования специфических рыночных сегментов. Это именно он выпустил книгу «Партизанский маркетинг за 30 дней». После этого Левинсон адаптировал свои идеи для потребителей, работающих в разных нишах. Так появились издания «Партизанский маркетинг для писателей», «. для финансовых консультантов» и т.д. Кроме этого, Левинсон написал отдельную книгу, описывающую использование его подхода в онлайн-сфере — «Партизанский маркетинг в интернете».
Некоторые авторы умудряются определить целевую аудиторию, сообщая, кем не являются читатели. Например, Робин Уильямс создала руководство «Дизайн для недизайнеров» (англ. The Non-Designer’s Design Book, дословно «Книга о дизайне для недизайнеров»).
4. Помогает ли ваш заголовок позиционировать ваш контент?
Серия книг «. для чайников» является одним из удачных примеров позиционирования контента с помощью заголовка. Например, книга «Красное вино для чайников» вряд ли заинтересует экспертов и тонких ценителей этого напитка. Однако если вы хотите получить базовые знания о красном вине, указанный заголовок быстро привлечет ваше внимание.
Название может позиционировать ваш контент, прямо указывая на используемый метод решения проблемы. «Профилактика рака природными средствами» — вот пример такого подхода.
5. Стараетесь ли вы вашим заголовком вызвать любопытство у потенциальных читателей?
Как нам говорят всевозможные книги по литературному анализу и природе литературного творчества, интерес к тексту (понятно, что слово «интерес» здесь весьма условно – это комплекс чувств, которые вызываются у читателя текстом) рождается, когда текст превосходит наше внутреннее ожидание от него. А происходит это благодаря определенным приемам, которые «ломают» общую парадигму текста, привычную картину мира.
Выделяют три таких приема:
6. Ваш заголовок вступает в диалог с аудиторией?
Упакуйте в название вашей книги или статьи обещание, сделанное простыми и понятными словами. Лучшие заголовки сохраняют почти наивную очевидность, характерную для повседневных диалогов обычных людей. Обратите внимание на следующие примеры:
Выбирайте правильные глаголы, создавая заголовки. Также используйте отглагольные существительные. Они формируют необходимое вам отношение к продукту со стороны читателя.
7. Насколько краток ваш заголовок?
Скажем очевидную истину: краткие заголовки привлекают больше внимание аудитории. Помните, чем меньше слов вы используете в названии, тем сильнее каждое из них запоминается потенциальному читателю.
Писатель Малкольм Гладуэлл считается признанным мастером коротких заголовков. Обратите внимание, например, на название его книги «Гении и аутсайдеры» (англ. The Outliers) – емко и коротко.
8. Вы используете подзаголовки?
Подзаголовок – это усиление вашего заголовка. Комбинируйте короткие заголовки с более длинными подзаголовками, раскрывающими некоторые детали. Вот пример бестселлера, название которого состоит из двух слов, а подзаголовок из 14: «Тощая сука: Эффективное руководство для сообразительных девушек, которые хотят прекратить есть всякую дрянь и выглядеть привлекательно». Английский вариант подзаголовка состоит из 17 слов и содержит ненормативную лексику.
Автор Ларри Файн также удачно использовал заголовок и подзаголовок. Его произведение называется «Книга о пианино: покупка и использование инструмента».
Гарр Рейнольдс использует название из нескольких слов, чтобы привлечь внимание к своей книге. А подзаголовок дает читателям дополнительную информацию. Произведение Рейнольдса называется «Презентация в стиле дзен: дизайн, разработка, проведение и примеры».
Ну и другой пример, который мы не могли обойти нашим вниманием. Книга Майкла Стелзнера, которая на русский язык переведена как «Контент-маркетинг: новые методы привлечения клиентов в эпоху интернета», а в оригинале заголовок еще короче, а подзаголовок еще длиннее – Launch: How to Quickly Propel Your Business Beyond the Competition.
9. SEO: ваше название включает популярные поисковые запросы?
Естественно мы не могли обойти вниманием этот вопрос. Веб-контент должен думать о привлечении трафика. Самые основные трафикогенераторы – это поисковые системы. Но здесь нужно найти золотую середину и не идти на поводу «голого SEO». Главное – релевантность содержанию, а потом уже «подгонка» под поисковики. Проиллюстрируем на примере этой статьи. Мы написали саму статью, в голове уже был заголовок – простой и емкий. Единственное, что мы сделали, проверили, какой запрос более частотный – «Как написать заголовок» или «Как создать заголовок». И хотя глагол «создавать» мне лично больше нравится в этом контексте (он ближе к природе действия по придумыванию заголовков, нежели глагол «писать»), тем не менее, финальная версия заголовка была скоординирована.
В общем-то, все мы, работающие с контентом и рука об руку со специалистами по оптимизации и продвижению сайтов в интернете, должны иметь в виду частотность и конкурентность по тем запросам, которые так или иначе совпадают с нашими заголовками. Понятно, что не каждый запрос можно «вытащить» в топ выдачи только благодаря контенту. Но если страница не имеет текстовой релевантности предполагаемому запросу – то в топ запрос не войдет вообще никогда.
Но авторы печатных книг также должны помнить о Яндекс и Google. Ваши произведения быстрее найдутся на «полках» интернет-магазинов Ozon.ru, Books.ru, Amazon.com, если их заголовки и подзаголовки содержат популярные запросы.
10. Комбинированный подход: вы используете более одного приема из перечисленных выше, создавая заголовки?
Авторы применяют два и более приемов из тех, что описаны выше, чтобы придумывать яркие и популярные заголовки. Например, аллитерацию и метафоры можно удачно сочетать с подзаголовками, детализирующими информацию.
Благодарим вас за то, что дочитали до этого момента. В качестве благодарности хотим вам сказать вот что. На самом деле природа хорошего текста – и заголовка как части его – очень противоречива. Можно создать отличный заголовок, полностью отвергающий все наши вышеперечисленные рекомендации. Гении пера это сделают. И даже талантливые копирайтеры с «набитой» рукой. Но мы говорим с вами о механике создания текстов, а не о природе таланта. Качественный копирайтинг – это сумма технологий, которые использует автор, учась на своих и чужих ошибках. И в данной статье мы говорили именно о технологиях, пытаясь анализировать удачные, по нашему мнению, заголовки и обобщая их свойства, приводя эти обобщения к каким-то выводам.
Говоря о технологичности работы по созданию заголовков, мы можем также рекомендовать использовать следующий прием.
Воспользуйтесь таблицей оценки, чтобы определить качество заголовков статей, книг, постов в блогах и социальных сетях и других контент-маркетинговых продуктов. Считайте самым качественным вариант, набирающий наибольшее число баллов.
Таблица оценки заголовков
Критерий | Вопрос | Комментарий | Баллы |
---|---|---|---|
Обещание | Ваш заголовок обещает аудитории получение выгоды? | ||
Специфичность | Содержит ли название вашего контента специфичные детали, подчеркивающие его актуальность и ценность? | ||
Таргетинг | Подчеркивает ли заголовок целевую аудиторию, для которой предназначен контент? | ||
Позиционирование | Название помогает выделить ваш контент? | ||
Взаимодействие | Стараетесь ли вы вызвать любопытство у потенциальных читателей, чтобы сделать заголовок запоминающимся? | ||
Диалог | Ваш заголовок «общается» с аудиторией? | ||
Краткость | Вы стараетесь делать названия вашего контента короткими? | ||
Усиление | Вы используете подзаголовки, чтобы подчеркнуть название контента? | ||
SEO | Ваше название включает популярные поисковые запросы? | ||
Комбинированный подход | Вы используете более одного приема из перечисленных выше, создавая заголовки? |
Например, вы можете распечатать эту таблицу и раздать ее сотрудникам, создающим контент для вашего проекта. Предложите им оценить с помощью данного инструмента каждый рабочий вариант названия статьи. Это уменьшит влияние субъективных факторов на ваши заголовки.
Возьмите таблицу с собой в свой любимый книжный магазин или «пройдитесь» по любимым блогам. Практикуйтесь, оценивая названия книг и статей, которые попадаются вам на глаза.
Будем признательны, если вы поделитесь в комментариях своими вариантами заголовков статей или названий книг, которые кажутся вам удачными. Давайте обсудим эти варианты.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Как написать заголовок если нет опыта: разбор основных техник с примерами
Заголовок – самая короткая часть статьи, обычно это несколько слов, одно, реже – два предложения. Придумать его просто, достаточно ясно сформулировать основную мысль материала – что вы предлагаете или хотите рассказать, в чем соль вашего проекта. Но далеко не каждое название нравится, привлекает читателя и повышает посещаемость страницы. В информационном пространстве интернета за клики идет настоящая война, поэтому маркетологи уже не воспринимают заголовок как малозначимую фразу в шапке статьи, напротив – рассматривают как ударную часть страницы, повышающую продажи.
Что такое заголовок и подзаголовок
2 основные задачи заголовка
Чтобы кликали
Показатель CTR (click-through rate), это отношение количества кликнувших по заголовку или баннеру рекламы, к количеству увидевших его посетителей. Вообще без заглавия или с неинформативным, излишне агрессивным, неправильно составленным заголовком этот показатель всегда будет низким, а текст потеряет конкурентоспособность в борьбе за внимание читателя.
Чтобы привлечь трафик из поисковиков
Какими бывают заголовки
Виды заголовков различаются по многим параметрам, основные из них – это стиль, смысловая конструкция, содержание, приемы. Понимание классификации поможет написать хороший заголовок для статьи с учетом ее жанра, направленности, целевой аудитории, ожидаемого результата от прочтения.
По стилю
По сложности конструкции
По содержанию
По приему
Как писать заголовки к разным текстам – общие правила
Правильный заголовок в первую очередь будет соответствовать тексту. Совершенно недопустимо, например, для продающего текста использовать художественный заголовок, больше подходящий для книги или эссе. Нестыковка заголовка с контентом приведет к тому, что ожидания читателя не оправдаются, текст не будет дочитан, а ваш блог или сайт больше не сможет пользоваться доверием этого читателя. Поэтому подбор заголовков мы рекомендуем начать с определения типа текста.
Какими бывают тексты
Можно выделить 5 основных жанров:
Художественный стиль текста принято использовать в литературных произведениях – рассказах, повестях, романах. При написании заголовков приветствуется использование любых художественных выразительных средств, не приветствуются канцеляризмы, непонятные широкой аудитории термины, сухой деловой или информативный стиль, рекламная агитация.
Публицистика – это жанр новостей, очерков, интервью, журналистики. Любимые всеми новостные рубрики пестрят именно такими заглавиями. Заголовки этого жанра вызывают интерес, любопытство, пробуждают желание купить газету или журнал, кликнуть по новостному заголовку, поделиться ссылкой. Для таких заголовков всегда кстати интриги, загадки, ранее неизвестные факты, скандалы, экстренные новости. Именно их следует разместить в заголовках в первую очередь.
2 шага к созданию эффективного заголовка
Эффективный заголовок наилучшим образом выполняет свою основную задачу в статье. Его задача, напомним, превратить посетителя в читателя, который впоследствии может стать покупателем или клиентом. Чтобы это происходило, при составлении заголовка рекомендуется учесть несколько ключевых факторов. Первый из них – стиль текста, его мы уже разобрали выше. Следующие два – это цели и целевая аудитория.
Постановка цели
Под целью подразумевается действие, которое должен совершить человек в результате прочтения статьи. Это может быть переход по ссылке, онлайн покупка, подписка на email рассылку или новости. Мастерский заголовок, помимо привлечения внимания, уже подталкивает к конечному действию. Обратите внимание, что мало просто дать человеку совет совершить какое-то действие на сайте, нужно объяснить ему, какую выгоду или пользу он получит с помощью этого действия.
Определение целевой аудитории
Правильно определить, к кому именно вы обращаетесь, важно не только для составления заголовка, но и для написания текста, формирования контента, даже для разработки дизайна сайта. Таргетирование – отдельная наука со своими законами, методиками, инструментами, в нее не обязательно очень глубоко погружаться, достаточно в общих чертах представлять себе, к кому мы обращаемся. Понимание адресата позволяет:
Как сделать заголовок эффективным – всегда работающие методы
Креатив и творчество – это всегда возможность выделиться, запомниться, повысить результативность, но при этом всегда есть риск, что ваше творчество останется неоцененным. Рабочие методы уже проверены и не так интересны, как авторские секреты, но зато показывают стабильные измеряемые результаты. Если вы склонны к безрисковым решениям, воспользуйтесь готовым методом написания интересного заголовка.
Задайте вопрос
Вопрос в заголовке – это «троянский конь», который проникает в сознание читателя, побуждая его искать ответ. Каждый, кто увидит вопрос, машинально попробует ответить. Далее возможны две реакции:
Проблема + решение
Это идеальный заголовок для тех, кто не тратит время в интернете. Например, у меня кончились деньги, я зашел в интернет с конкретной задачей, чтобы выяснить, где можно быстро взять в долг. Мне на глаза попадается фраза – «Кончились деньги? Кредитная карта в два клика, доставим за полчаса». Это именно то, что я искал, я открою материал, прочту условия.
Описание боли
Если боли известны, можно вписать одну из них в название таким образом, чтобы посетитель узнал себя и захотел прочитать статью. Например: «Надоели поиски работы. Хочу зарабатывать много и сразу»; «Не могу похудеть, диеты не работают».
Или противоположный вариант: нужно писать от лица автора, уже решившего проблему. Например: «Похудела за 12 месяцев без диет и таблеток»; «Зарабатываю 100 тыс. в месяц не выходя из дома без вложений и рисков».
Важно чувствовать меру, злоупотребления уже привели к массовому игнору таких названий. Помните, что цель копирайтера – облекать трудности людей в вербальную форму, а не обманывать.
Лайфхаки и инструкции
Самый читаемый контент в интернете, это инфостатьи. Поисковые системы об этом знают и стараются поместить полезный для пользователя материал поближе к топу. Высший пилотаж копирайтинга – встроить продающий посыл в информационную статью так, чтобы люди получали пользу от чтения и привлекались продуктом компании одновременно, и читатель и заказчик скажут вам спасибо за это. Написать подходящий заголовок нетрудно, достаточно убедить читателя, что это инфостатья и что лично ему она будет полезна. Но еще интереснее, если обещается не просто результат, а лайфхак – результат буквально из ничего. При построении такого заголовка тяжело не скатиться в кликбейт, нужно иметь чувство меры, вкус, огромное уважение к аудитории.
Написание заголовков для SEO и веб-текстов
Оптимизация, анализ и продвижение диктуют свои условия, которые лучше не игнорировать, чтобы статья была не только интересной, но и релевантной. Чтобы оптимизировать заголовок, достаточно немного понимать специфику каждого формата и типа платформы (блог, мессенджер, инстаграм и т.д.).
Для сайтов
Написать хороший заголовок для сайта можно, следуя простым правилам:
Для статей
Заголовок статьи лучше адресовать конкретной целевой аудитории. Писать заголовок следует, опираясь на содержание и стиль статьи, еще он должен отражать ее суть. Расплывчатая фраза не привлечет внимания читателя, подбирайте правильные слова, чтобы сделать ее конкретной. Помогут вопросы: когда, зачем, почему, сколько, кто, где.
Для продающих постов
Цепляющие заголовки для продающих постов в соцсетях – это почти всегда обыгрыш конкретной боли, решения или схемы «боль + решение». Варианты: «Кто сказал, что лишний вес – это навсегда?»; «Надоели мошенники? Установи определитель номера и забудь о них»; «10 нестандартных идей, как раскрутить блог на непопулярную тематику».
Для Инстаграм
Инстаграм – это платформа, где правит бал визуальный контент. Ключевую роль в привлечении читателя играют, прежде всего, изображения, поэтому заголовок располагают прямо на картинке-обложке. Такой формат диктует свои правила:
Для Дзен
Для платформы Яндекс Дзен рекомендуется писать так, чтобы посетитель сохранил доверие к вашему каналу после прочтения статьи, с маркетинговой точки зрения – это большая победа. Дзен печально запомнился широкой аудитории именно кликбейтными заголовками. Сейчас кликбейт может стать причиной санкций со стороны модераторов сервиса. Простые рекомендации:
Для Ютуб-канала
Заголовки на Ютубе могут быть какими угодно, рамок почти не существует. Главное условие – интерес со стороны целевой аудитории. Здесь уместен кликбейт, если он не отталкивает людей, для которых вы записываете видео. Если же ваши подписчики – люди серьезные, вдумчивые, заголовок должен быть внятный, емкий, умеренный стилистически. Если аудитория широкая, ее главное сразу заинтересовать: добавьте скандал, интригу, свежую новость, обещание уникальных кадров – это отлично работает.
Для мессенджеров
Самое сложное в данном случае – написать цепляющий заголовок из трех слов. Можно больше, но в первых трех словах должна быть основная суть, чтобы пользователь успел заинтересоваться в первый же момент, иначе он проигнорирует уведомление, а ценный контент останется без внимания.
Заголовки Title и H1 – что это и как их правильно составлять
Title – это заголовок страницы сайта, а H1 – статьи. Эти два заголовка могут совпадать по содержанию, но не должны дублировать друг друга. Во вкладке браузера или в закладках отображается Title, статья же начинается с заголовка H1. Важно, чтобы Title начинался с поискового запроса, а для H1 желательно вписать запрос в любом месте.
Что нужно знать о теге H1
Советы по работе с подзаголовками H2-H6
Готовые схемы для интригующих заголовков
Заголовок можно написать по проверенной схеме, он не будет выглядеть оригинально, но зато его кликабельность уже статистически подтверждена. Если для вас главное – понятный результат без рисков, смело пользуйтесь рабочими схемами из списка ниже.
Продающий заголовок – классическая формула 4U
Формула 4U образуется из 4-х составляющих (английское название каждой начинается с буквы U):
Эта формула включает в себя самые важные факторы, влияющие на заинтересованность покупателя. Так уникальность выделяет заголовок среди конкурентов, полезность создает причину для приобретения товара или услуги, специфичность позволяет понять, почему товар актуален для конкретного покупателя, а срочность ориентирует будущих клиентов во времени (время доставки, сроки оказания услуги, сроки получения результата).
«Впервые в России – итальянская дизайнерская мебель: работаем индивидуально с каждым клиентом, доставка по Москве за 1 день»
Как придумать заголовок если ничего не приходит в голову
Писать заголовок не всегда легко, каждый копирайтер сталкивался с полным отсутствием идей или непониманием, как оптимизировать непримечательное название. Если это случилось с вами, не расстраивайтесь, давайте рассмотрим несколько профессиональных хитростей, которые всегда работают.
Психология эффективного заголовка
Хороший копирайтер – всегда немного психолог, ему приходится использовать некоторые страхи, желания и надежды целевой аудитории, чтобы писать адресные статьи, попадающие точно в цель. Но это приходит с опытом, а новичку рекомендуется запомнить самые общие факторы, влияющие на то, как заголовок воспринимается читателем.
Если кончились идеи
Когда идей нет совсем, и даже шаблонные схемы не помогают ничего придумать, помочь может простая программа – генератор заголовков. Вы введете ключ, программа добавит к нему слова в определенной последовательности по алгоритму и покажет вам несколько вариантов.
Сразу же вставлять машинный заголовок в документ – плохой вариант, т.к. программы даже не умеют правильно склонять ключи, но поиграть с сервисом стоит, это может за пару минут подбросить вам много новых идей.