Главная » Правописание слов » Как написать критическую статью на литературное произведение план

Слово Как написать критическую статью на литературное произведение план - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как написать критическую статью на литературное произведение план

Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом).

Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке.

Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.

1. Рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя;
2. Рецензия произведения в контексте творчества писателя;
3. Рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.

Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.
Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности.
Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.

План написания рецензии

Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты:
1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания;
2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление);
3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
— смысл названия;
— анализ его формы и содержания;
— особенности композиции;
— мастерство автора в изображении героев;
— индивидуальный стиль писателя.
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
— основная мысль рецензии;
— актуальность тематики произведения.

Советы как писать рецензию

Типичные ошибки в написании рецензии

• Подмена анализа и интерпретации произведения пересказом;
• Подмена рецензии комментарием или отзывом;
• Отсутствие аргументации;
• Фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству;
• «Оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы;
• Неясность позиции рецензента;
• Перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения);
• Преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне;
• Неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.

Источник

О рецензиях и критических статьях. Принципы написания и т.д.

Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.

Рецензию характеризует небольшой объём и краткость.

Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение.

Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:

Примерный план рецензии на литературное произведение.

В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.

Принципы рецензирования.

Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме “нравится — не нравится” без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.

Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.

Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон.

Критика не изучает литературу, а судит её — с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным писателям, активно воздействовать на ход литературного процесса.

Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:

Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

Источник

Как написать критическую статью на литературное произведение план

Статья, рецензия и эссе являются жанрами литературной критики, призванной оценивать и истолковывать художественные произведения и отраженные в них явления жизни.

Литературная критика рассматривает как современную, так и классическую литературу (современное ее прочтение), она тесно связана с эстетикой, теорией и историей литературы.

Характер литературной критики меняется во времени. Сначала это была в основном общая оценка произведения, рекомендация его другим читателям. Затем ее цели и задачи усложняются. Важными критериями оценки становятся эстетическая, общественная и нравственная значимость произведения, которое рассматривается как целостное художественное явление в единстве формы и содержания.

Однако зачастую одни критики рассматривали и оценивали художественные произведения в основном с позиций эстетической значимости (эстетическая критика), другие — исследовали содержание произведения, сверяя его с самой жизнью, подвергали анализу общественные процессы, выявляли типические явления, выносили приговор жизни, запечатленной писателем (реальная критика). Были и другие направления. Критика советского периода руководствовалась классовыми и партийными критериями в оценке произведений.

Критика стремится рассматривать художественное произведение в единстве всех его качеств: общественной, эстетической, нравственной значимости и гуманистической направленности. Критик помогает читателю осмыслить идеи и образы, данные автором. При этом он учитывает особенности языка и стиля писателя, его художественную манеру.

Критику важно быть доброжелательным в обращении, точным, искренним и честным в своей аргументации.

Критическая статья — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя и др.

Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т. е. наряду с разбором и оценкой произведения в них рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем.

Школьные сочинения в жанре литературно-критической статьи могут быть посвящены персонажу или группе персонажей одного произведения («Татьяны милый идеал» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Дворянская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»), сравнению персонажей одного или двух произведений («Смысл противопоставления Обломова и Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов», «Онегин и Печорин — герои своего времени»), а также целостному истолкованию произведения или поставленной в нем проблемы или теоретико-литературному вопросу («Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», «Л. Н. Толстой о роли личности в истории» (по роману «Война и мир»), «Пейзаж и его роль в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Литературно-критические сочинения требуют прежде всего хорошего знания текста и умения его интерпретировать. Однако школьное истолкование художественного текста отличается от литературоведческого.

Овладеть жанром статьи позволяет чтение и разбор статей русских критиков.

Примерные вопросы, помогающие разобрать литературно-критическую статью:

— В какое время написана статья?

— Каковы взгляды автора, основные критерии оценки, которыми он пользуется, какое свойство художественной литературы выдвигает на первый план?

— Во имя чего написана статья, какие цели и задачи поставил критик?

— Какими приемами толкования текста он пользуется?

— Как доказывает свою точку зрения, как делает выводы и обобщения, с кем полемизирует? Культура полемики.

— Какие еще написаны статьи об этом произведении? Какова точка зрения их авторов?

— Какие мысли и чувства стремится пробудить критик у читателя?

— Как выражается личное отношение автора статьи к прочитанному?

— Как начинается статья? Ее композиция, язык и стиль.

— Как вы относитесь к оценкам критика? Используйте для доказательства текст художественного произведения.

При изучении содержания конкретной критической статьи можно использовать следующие приемы: дать историко-литературную справку, организовать комментированное чтение статьи, помочь составить план и тезисы к нему, предложить написать самостоятельную работу в виде ответа на вопросы по наиболее сложным положениям статьи.

Обучая писать сочинения на тему, связанную с теоретико-литературным понятием, необходимо учитывать, что теория литературы имеет прикладное значение в школьном изучении и служит средством грамотной интерпретации и постижения художественного текста.

Источник

Литературная критика. Литературная рецензия

Продолжаем рубрику “В помощь начинающему автору”. Мы уже говорили практически обо всех литературных жанрах: о повести, о романе, о рассказе, об очерке, о эссе… Сегодня поговорим о критике. Так как стать литературным критиком, как написать критическую статью, рецензию.

Легко ли быть критиком? Или как стать критиком

Литературная критика – важная составляющая литературы. Мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда нам необходимо дать свою оценку тому или иному произведению искусства. В частности, речь идёт о литературе. Иной раз мы бываем весьма субъективны и считаем, что имеем право поливать некачественными отбросами чужие тексты. Кому от этого лучше? Ну выпустили пар, перевели дух, обидели человека…. Что дальше? А дальше – тупик! Встаёт вопрос, как стать критиком. Не просто научиться критиковать, а давать объективную профессиональную критику.

И вот для того, чтобы ваше мнение было влиятельно и авторитарно, следовало бы овладеть искусством конструктивной критики. Она и другому человеку поможет обратить внимание на свои недостатки (и достоинства), и вас самих научит не бросаться словами на ветер, а чётко излагать свои мысли, к которым хотелось бы прислушиваться.

Занимательно то, что само слово «критика» будет означать не что иное, как «искусство разбирать и судить». И зародилась она в тот момент, когда на суд читателей вышло самое первое произведение. В разные времена задачи критики менялись, статус её отличался нестабильностью, но постепенно термин «литературная критика» стал фактически фундаментом для художественной литературы и литературоведения. Он объединил в себе практику и теорию, позволил человеку расширить горизонты собственного видения той или иной действительности, созданной автором.

К жанрам литературной критики следует отнести собственно саму критическую статью, рецензию, критическую монографию и обзор. Остановимся подробней на первых двух.

Лтературно-критическая статья

Из огня да в полымя

Даже если вы считаете критикуемое произведение никуда не годным, не стоит сразу набрасываться на несчастного автора и строить из себя уязвлённого читателя-гурмана. Для того, чтобы критика была полезной, стоит самому держать лицо и сохранять спокойствие. Для начала следует поговорить немножко о писателе. Что это за человек? Какие его произведения уже известны? Если это начинающий автор, то следует об этом упомянуть. Одно дело оценивать тех, кто выпускает ежегодно по несколько книг, но совсем другое – разнести в пух и прах того человека, который только вступил на тернистый литературный путь. Проявляйте максимум уважения и понимания, будьте тактичны и вежливы. Никто не просит скрывать правду и выдавать желаемое за действительность, но помните, что каждый из нас с чего-то начинал. И наша задача – помочь сделать эти первые шаги горе—писателю и научить широкую публику здраво смотреть на литературные вещи.

Критическая статья, конечно же, не должна быть лишена эмоций. Единственное, что они не должны расплёскиваться и наводить хаос. Однако эмоциональная окраска вашей статьи играет не последнюю роль. При этом не старайтесь писать шаблонно: «Это ужасно, отвратительное произведение, сухой текст, уродливые образы» и всё в таком духе. Следует, как можно подробнее описать все свои мысли и чувства, которые вызвало у вас это произведение. Остановите внимание на деталях. Так будет видно, что вы вникли в суть написанного, попытались разобраться в нём, исследовать проделанную работу. Когда я впервые отнесла свои рассказы учителю литературы в колледже, то очень волновалась. До этого меня все хвалили, говорили, какая я умница и прочее, прочее, прочее. Несомненно, мне это было очень приятно, но в глубине души всегда жило сомнение, так ли это. Разве могла я быть безупречна, делая только самые первые шаги? И вот учитель оставил меня после пар, положил мою большую красную папку на стол и посмотрел на меня. Пожалуй, в этот момент я была готова услышать самые страшные слова в моей жизни. Но он этого не сказал. Он не назвал меня никудышной, не сказал, что я зря трачу время. Просто указал мне на то, что все мои герои слишком однобоки, что все они похожи на меня. А потом сказал об одном произведении, выделив единственную деталь: «Вот этот зонтик. Это действительно стоящая вещь. Но он кажется единственным трёхмерным персонажем в произведении. Как пластилиновая деталь, налепленная на картину. Понимаешь»?

Стоит ли говорить, что вышла я достаточно успокоенная. Я знала, над чем мне надо работать и к чему стремиться. Если бы мне тогда сказали, что всё отвратительно, я бы вряд ли продолжала писать дальше. А если бы и писала, то в той манере, в которой двигалась. А это значит, что я никогда не достигла бы ничего путного. Впрочем, и мой путь только начинается.

Обязательно выделите то, что вам понравилось. Пусть это будет несколько неординарных метафор или неожиданная мысль. Пусть это будет яркость стиля или экстравагантность повествования. Всё, что угодно. Но не думайте, что если статья критическая, значит, надо только ругать. Напротив, если есть что-то достойное, зацепитесь за это. А всё, что не так, скажите на фоне этого. Создайте благоприятную атмосферу для того, чтобы вас услышали.

Знаете, когда речь идёт об агрессивных критиках, я сразу вспоминаю несчастного Мастера, который сжёг свой роман. Сжёг свой чудесный роман просто потому, что кто-то посчитал себя выше остальных. Возможно, именно ваше мнение, ваша точка зрения сыграет свою судьбоносную роль. Представляете, какая это ответственность? Поэтому если не чувствуете в себе сил и желание выделять хорошее, подберите себе другой объект для проверки своего острословия.

Непосредственно о критике

Когда вы рассказали об авторе, акцентировали внимание на сильных моментах повествования, можете начинает критиковать. Да-да-да, расскажите о том, что явно не удалось, подумайте, чего не хватило писателю. Откройте его замысел, в очередной раз проведя параллель со своими ощущениями. Выражайтесь точно и ясно, но при этом так, чтобы обида автора не закрывала его от вас. Попытайтесь показать своё расположение, проявите всю свою находчивость. Станьте другом и единомышленником, а не высокомерным писакой, который сам не написал ни слова, но при этом готов громить всех и каждого. Протяните руку помощи тому, кто, возможно, в ней нуждается. Я убеждена, что если бы у нас было больше конструктивной критики, нам не пришлось бы читать столько слабых произведений, чьи авторы либо не знают о своих недостатках, либо пишут назло всем ранее им встречавшимся критикам. Теперь мы выяснили, как пишется литературно-критическая статья.

Литературная рецензия

Рецензия – один из основных и самых знакомых нам жанров литературной критики. Начнём с того, что это слово нам часто встречалось во время учёбы. Помните, как рецензировали ваши первые дипломные проекты? Я помню. Ничего лишнего, всё строго по делу. При этом несколько важных замечаний, которые помогают избежать ошибок в дальнейшем.

С рецензией на художественный текст всё получается тоже примерно так. Литературная рецензия весьма сжата, стройна и гармонична. При этом отличается особой ёмкостью и содержательностью.

Выделим основные принципы написания рецензии:

Чего не стоит делать, когда садитесь писать рецензию?

Да, нелёгкое это дело… критиковать! Важно чётко осознавать свои задачи и понимать, что вы делаете и для чего. Просто поругаться можно и на каком-нибудь форуме себе подобных. Хотите дать добрый совет? Милости просим. Ведь все мы, начинающие литераторы, связаны одной нитью, одним дыханием Музы. Так будем же деликатны в литературной критике или в простой оценке чьих-то трудов. Успехов вам, друзья!

Онализ, обзор, рецензирование литературного творчества:

Источник

Как написать рецензию – план, примеры, клише

Что такое рецензия, кто такой рецензент, как написать и оформить рецензию. Обо всем расскажем в нашей статье. Покажем, какие бывают планы рецензий и примеры написания. Поделимся языковыми клише.

Рецензия — это критический отзыв эксперта, который предполагает объективный анализ научного исследования или художественного произведения: фильма, книги, научной статьи, дипломной работы и др.

Автора рецензии называют рецензентом, а процесс работы — рецензированием.

В статье мы расскажем о видах рецензий, правилах их оформления, об основных ошибках при составлении текстов и как их избежать.

Виды рецензий

Классификация Название Особенности
По объему текста Гранд-рецензии Самая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2-х печатных страниц
Мини-рецензии Характерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем – 1- 2 листа А4
По рецензенту Читательские Краткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов
Экспертные Составляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями
Заказные Используются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару
По количественному критерию Моно-рецензии Пишутся на одно новое произведение автора
Поли-рецензии Это сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме
По объекту Литературные Классификация постоянно расширяется. Рецензии пишутся специалистами. Форма написания – свободная. Объем – от 1 страницы А4 Кинорецензии Научные Театральные Отклики на компьютерные игры и программы

По стилю речи Научные Характерны для рецензий экспертов Публицистические Характерны для рецензий прессы

Каждый тип имеет свою цель и область применения. Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.

Нужна помощь в написании работы?

Типовой план рецензии

Это общий план работы. В зависимости от типа рецензии, его нужно дополнять.

Примеры планов рецензий на разные типы работы

Речевые шаблоны и клише

При написании рецензий можно использовать языковые клише – часто употребляемые фразы, характерные для такого типа текстов.

Что включает процесс рецензирования

Вы ознакомились с материалом, определились с видом работы, составили план и подобрали языковые клише. Теперь можно приступать к процессу рецензирования.

Шаг 1. Объективный анализ содержания. В научной работе это последовательность изложений, адекватность методов исследования; в художественной это соответствие формы и содержания, композиция и ее особенности, стиль автора.

Шаг 2. Поиск ошибок: фактических, стилистических, грамматических, пунктуационных.

Шаг 3. Рекомендации для автора по исправлению недочетов.

Шаг 4. Общая оценка текста и сферы возможного применения.

Оформление рецензии

При оформлении рецензии рекомендуется ориентироваться на ГОСТ 7.32-2001.

Общие требования к оформлению

Пример оформленной рецензии

Пример оформления рецензии

ТОП-5 ошибок в рецензировании

Ошибки Советы
Развернутый пересказ Нужно выбрать несколько главных тезисов, не отвлекаться на второстепенные детали.
Разговорный стиль, жаргонные выражения Текст пишется в научном стиле, реже допустим публицистический
Оскорбительные высказывания, грубая критика Рецензент может не поддерживать идеи и выводы автора, но должен выражать свое мнение корректно и доброжелательно
Отвлеченные длинные рассуждения. Эмоциональность Текст должен быть лаконичным, доводы логичны, аргументированы и подтверждены фактами
Орфографические, пунктуационные и фактические ошибки указывают на отсутствие знаний у рецензента Перед началом работы следует ознакомиться с материалом, уточнить значение терминов, выписать основные даты, фамилии, названия. В конце – проверить текст

Примеры рецензий

Заключение

Рецензия – это отзыв о работе.

Самое главное в рецензии — не пересказ работы, а собственные впечатления, аргументированные факты за или против мнения автора.

Важно не забыть упомянуть об актуальности работы и практическом применении, если речь идет о научном труде.

Рецензия всегда пишется на новое произведение. Если это научная работа, то стоит придерживаться общепринятого шаблона, а если художественная литература, фильм или музыкальное произведение — стиль и подача могут быть в более свободной форме.

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 6

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать критическую статью на литературное произведение план, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать критическую статью на литературное произведение план", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать критическую статью на литературное произведение план:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *