Правила строгого стиля
Правила строгого стиля преследуют и вполне конкретные, собственно музыкальные цели: удобство исполнения и общее благозвучие.
Диапазон мелодии строгого стиля – дуодецима,что соответствует естественному потенциалу хорового певца:
Диатоника–ладовая основа мелодики строгого письма. Хроматическое изменение звука не допускалось:
Хроматизм допускался лишь на существенном расстоянии, когда «звуковой след» диатонического звука «угас».
Поступенное, плавное движение характерно для средневековой мелодии. Все, что шире большой секунды в мелодическом движении, в полифонии принято считать скачком.
Скачки допускались изредка и воспринимались как элемент напряжения, динамизма, поэтому требовалось уравновешивание скачка – определенная подготовка и завершение. Скачок должен быть подготовлен плавным движением мелодии в противоположном направлении:
Завершался скачок также плавным мелодическим движением в противоположном направлении:
Максимальный скачок в восходящем направлении допускался на октаву:
Максимальный скачок в нисходящем направлении допускался на сексту:
Редко использовалась цепь скачков – не более трех– и обязательно чередуя восходящее и нисходящее направления:
Цепь скачков также уравновешивалась плавным мелодически движением в противоположном направлении по отношению к последнему скачку:
Не допускались скачки:
2) на увеличенные и уменьшенные интервалы как диатонические (пример №9), так и хроматические
Не допускалось какое-либо мелодическое подчеркивание тритона (б. 3 + б. 2, б.2 + б.2 + б.2 и т. п.):
Мелодика строгого стиля
Общие закономерности строения мелодии
В теории музыки для характеристики некоторых чисто звуковых явлений используются пространственные координаты:
Мелодия состоит из:
Звуковысотной линии (последовательности звуков мелодии)
Ладотональности, в которой проявляется тяготение одних звуков в другие. Тяготение может быть сильное и ослабленное вне зависимости от расстояния звуков.
В мелодике XIX – XX веков более проявлена гармоническая основа.
1) Звуковысотная линия
Если долгие длительности на сильной доле, а мелкие на слабой, то это делает мелодию более плавной, мягкой, кантиленной
и наоборот, если короткие длительности на сильной доле, а длинные на слабой, то характер мелодии будет более резкий, подпрыгивающий, имеющий речитативные или танцевальные черты.
Теория музыки: музыкальное изложение, полифония, строгий стиль
Продолжая наши уроки по теории музыки, мы постепенно переходим к более сложному материалу. И сегодня мы с вами узнаем, что такое полифония, музыкальная ткань, и каким бывает музыкальное изложение.
Музыкальное изложение
Музыкальной тканью называют совокупность всех звуков музыкального произведения.
Характер этой музыкальной ткани называют фактурой, а так же музыкальным изложением или складом письма.
Музыкальное изложение может быть одноголосным и многоголосным.
Одноголосное музыкальное изложение разделяется на:
Многоголосное музыкальное изложение тоже имеет несколько видов:
1. Гомофония
Гомофония – состоит из главного мелодического голоса и других мелодически нейтральных голосов. Зачастую главный голос – верхний, но встречаются и другие варианты.
Гомофония может основываться на:
2. Гетерофония.
Еще может называться подголосочной или ветвистой полифонией. Чаще всего эту форму можно услышать в славянских народных песнях.
3. Полифония.
О полифонии мы поговорим далее и более подробно.
Полифония
Думаем, вам знакомо само слово “полифония”, и, возможно, вы имеете представление о том, что бы оно могло значить. Мы все помним всеобщий восторг, когда появились телефоны с полифонией, и мы наконец-то сменили плоские моно-мелодии на что-то более похожее на музыку.
Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов. Полифония является гармоническим слиянием нескольких самостоятельных мелодий воедино. В то время, как звучание нескольких голосов в речи станет хаосом, в музыке такое звучание создаст нечто прекрасное и ласкающее слух.
Полифония может быть:
1. Подголосочной. Образуется, когда одновременно звучит и основная мелодия, и ее вариации-подголоски. Обычно такой вид полифонии встречается в народной музыке.
2. Имитационной. Такая полифония разрабатывает одну и ту же тему, которая имитационно переходит из голоса в голос. На таком принципе основаны:
3. Контрастнотематической. В такой полифонии голоса производят самостоятельные темы, которые могут даже относиться к разным жанрам.
Упомянув выше о фуге и каноне, хотелось бы показать вам их более наглядно.
Канон Frère Jacques
Фуга до-минор, И.С. Бах
Мелодика строгого стиля
Стоит остановиться на строгом стиле. Строгое письмо – это стиль полифонической музыки эпохи Ренессанса (XIV-XVI ст.), который разрабатывался нидерландской, римской, венецианской, испанской и многими другими композиторскими школами. В большинстве случаев этот стиль был предназначен для хорового церковного пения а капелла (то есть пение без музыки), реже строгое письмо встречалось в светской музыке. Именно к строгому стилю относится имитационный вид полифонии.
Для характеристики звуковых явлений в теории музыки используются пространственные координаты:
Чтобы вам было проще понять разницу между свободным и строгим стилем, давайте разберем из различия:
Строгий стиль отличается:
Свободный стиль отличается:
Строение музыки в строгом стиле подчиняется определенным (и, конечно же, строгим) правилам.
1. Мелодию нужно начинать:
2. Заканчиваться мелодия должна на I ступени сильной доли.
3. Двигаясь, мелодия должна представлять собой интонационно-ритмическое развитие, которое происходит постепенно и может быть в виде:
4. Стоит часто задерживать мелодию на сильной доле и употреблять синкопы (смещение акцента с сильной доли на слабую).
5. Скачки нужно сочетать с плавным движением.
Как видите, правил достаточно много, а это только основные.
Строгий стиль имеет образ сосредоточения и созерцания. Музыка в данном стиле имеет уравновешенное звучание и совершенно лишена экспрессии, контрастов и любых других эмоций.
Вы можете услышать строгий стиль в хорале Баха “Aus tiefer Not”:
А так же влияние строгого стиля можно услышать в поздних произведениях Моцарта:
В XVII веке строгий стиль сменился свободным стилем, о котором мы упомянули выше. Но в XIX веке некоторые композиторы все еще использовали технику строгого стиля, чтобы придать старинный колорит и мистический оттенок своим произведениям. И, несмотря на то, что строгий стиль в современной музыке не услышать, он стал основателем существующих на сегодняшний день правил композиции, приемов и техник в музыке.
Как написать мелодию в строгом стиле
.
«Специальное музыкальное образование композитора как в прежнее время, так и в настоящее, начинается с учения о строгом стиле».
Начал изучать «Строгий контрапункт. Учебник простого и сложного контрапункта, фуги и канона в церковных ладах» Людвига Бусслера в преводе Сергея Танеева. Забавно что Бусслер оказался учеником Греля 🙂 Конспекты веду теперь в электронном виде, ибо предыдущие бумажные конспекты по теоретическому курсу гармонии Холопова погибли под натиском полчищ офисных тараканов 🙁
Правила написания мелодии в строгом стиле:
0) Основа – декламация с равной длительностью слогов. Симметричное деление мелодии на отделы из 2, 4, 8 и т.д. тактов в строгом стиле не употребляется. Мелодии следует составлять из нечётного количества тактов, 1 нота = 1 такту. Обыкновенный размер ученических работ 13 или 15 тактов. Мелодии пишутся в фригийском, эолийском, дорийском, миксолидийском, ионийском ладах. Локрийский и лидийский не используются.
1) Начальным звуком должен быть или основной тон или чистая квинта того лада в котором пишется мелодия.
2) Не дозволяются ходы на увеличенную кварту и уменьшенную квинту (проще говоря, запрещены ходы на тритон)
3) Скачки вниз не должны превышать чистой квинты (-7), скачки вверх – не должны превышать малую сексту (+8), в виде исключения допускается скачок на октаву вверх.
4) Не допускаются изменения диатонических ступеней за следующими исключениями:
— обязательно повышение 7 ступени в восходящих каденциях в миксолидийском, дорийском и эолийском ладах (см. п.8);
— в дорийском ладу при нисходящем движении допускается понижение 6 ступени (при этом он как бы модулирует в эолийский).
6) Запрещаются паузы и повторения одного и того же звука.
7) Объём мелодии не должен превышать октавы, мелодия не должна выходить за пределы пятилинейной строчки в каком бы ключе она не была написана. (Ну это и есть ограничение на октаву)
Диапазоны для разных голосов:
Сопрано: от До первой октавы до Ми второй октавы. (Ключ До указывает на нижнюю линейку)
Альт: от Фа малой октавы до Ля первой октавы. (Ключ До указывает на среднюю линейку)
Тенор: от Ре малой октавы до Фа первой октавы. (Ключ До указывает на вторую сверху линейку)
Бас: от Фа большой октавы до Си малой октавы. (Ключ Фа обычный)
(Я так понял что границы диапазонов голосов указаны с допуском +-1 полутон, за счёт знаков альтерации)
8) Два последних звука – каденция. Каденция может быть нисходящею: вторая и первая ступень, или восходящею: седьмая и восьмая ступень. (т.е. возвращаемся к тонике через секундный интервал). В эолийском, дорийском, миксолидийском 7 ступень в восходящей каденции повышена! (см. исключение в п.4)
9) Движение по ступеням должно чередоваться с движением скачками, но движение по ступеням должно преобладать. Избегать двух одинаковых скачков в одном направлении, непосредственно следующих друг за другом, например двух малых терций (ха, а две малые терции это тритон же), двух чистых кварт, двух чистых квинт. Современная гармония (1877 год на дворе, угу) не должна влиять на сочинение мелодий строгого стиля, следует иметь ввиду только удобство исполнения голосом следующих один за другим интервалов. Надо по возможности избегать таких последований, которые в современной гармонии называются фигурацией аккордов. (Наверное имеется ввиду движение по терциям, образующее какой-либо аккорд. А считается ли фигурацией аккорда последовательность терция+кварта? Видимо да).
10) По возможности избегать частого возвращения к одному и тому же звуку, которое делает мелодию однообразной.
Вот и всё, легко и ясно. Есть правда небольшой вопрос про альтерации в восходящих каденциях, но это отдельный разговор.
Строгий и свободный стиль в полифонии
Полифония – это тип многоголосия, основанный на сочетании и одновременном развитии двух и более самостоятельных мелодий. В полифонии, в процессе её развития, сформировались и развились два стиля: строгий и свободный.
Строгий стиль или строгое письмо в полифонии
Строгий стиль совершенствовался в вокально-хоровой музыке XV–XVI веков (хотя сама полифония, конечно же, возникла гораздо раньше). Это означает, что особенность построения мелодии в большей мере зависела от возможностей человеческого голоса.
Диапазон мелодии обуславливался той тесситурой голоса, для которого музыка предназначалась (обычно диапазон не превышал интервала дуодецима). Здесь были исключены считавшиеся неудобными для пения скачки на малую и большую септиму, уменьшенные и увеличенные интервалы. В мелодическом развитии преобладало плавное и ступенчатое движение на диатонической ладовой основе.
В этих условиях первоочередную важность получает ритмическая организованность структуры. Таким образом, ритмическое многообразие в ряде произведений является единственной движущей силой музыкального развития.
Представителями полифонии строгого стиля являются, к примеру, О. Лассо и Дж. Палестрина.
Свободный стиль или свободное письмо в полифонии
Свободный стиль в полифонии развивался в вокально-инструментальной и в инструментальной музыке, начиная с XVII века. Отсюда, то есть из возможностей инструментальной музыки, и исходит свободное и непринуждённое звучание темы мелодии, так как она уже не зависит от диапазона певческого голоса.
В отличие от строгого стиля, здесь разрешаются большие интервальные скачки. Большой выбор ритмических единиц, а также широкое применение хроматических и альтерированных звуков – всё это в полифонии отличает свободный стиль от строго.
Творчество прославленных композиторов Баха и Генделя является вершиной свободного стиля в полифонии. По тому же пути шли затем и почти все более поздние композиторы, например, Моцарт и Бетховен, Глинка и Чайковский, Шостакович (у него, кстати, были эксперименты и со строгой полифонией) и Щедрин.
Итак, попробуем сравнить эти 2 стиля:
В XVII–XVIII веках композиторы продолжали широко применять формы эпохи строгого стиля. Это мотет, вариации (в том числе основанные на остинато), ричеркар, различного рода имитационные формы на хорал. К свободному стилю относятся фуга, а также многочисленные формы, в которых полифоническое изложение взаимодействует с гомофонным складом.