Митрополит Иларион (Алфеев)
Митрополит Иларион (Алфеев) запись закреплена
#Евангелие дня с митрополитом Иларионом
Митрополит Иларион (Алфеев) запись закреплена
Православие и католичество. 12 отличий
Уже сегодня католики празднуют Рождество. Чем еще отличается католичество от православия? Об основных отличиях рассказывает митрополит Волоколамский Иларион.
Время прочтения: 6 мин.
Митрополит Иларион (Алфеев) запись закреплена
#Евангелие дня с митрополитом Иларионом
Митрополит Иларион (Алфеев) запись закреплена
Работает ли общая исповедь?
Что такое общая исповедь? Правильна ли она, и прощаются ли грехи при таком варианте таинства? Объясняет митрополит Иларион.
Продолжительность видео: 2 мин. + краткое текстовое изложение.
Митрополит Иларион (Алфеев) запись закреплена
#Евангелие дня с митрополитом Иларионом
Митрополит Иларион (Алфеев) запись закреплена
Зачем в Русской Церкви открывают по три храма в день? Лучше бы строили школы и больницы. А чем больше будет храмов, тем меньше в них будет людей. Уже храмы пустеют.
Время прочтения: 4 мин.
Митрополит Иларион (Алфеев) запись закреплена
Дорогие братья и сестры!
Публикуем первый вопрос музыкальной викторины. Среди тех, кто правильно ответит на все вопросы, мы разыграем три комплекта билетов (каждый комплект — на 2 персоны) на открытие Рождественского фестиваля духовной музыки 11 января. Московский Синодальный хор исполнит произведения Римского-Корсакова, Хиндемита и Сен-Санса. Открытие пройдет при участии митрополита Волоколамского Илариона.
Показать полностью.
Какое животное не представлено отдельной пьесой в сюите К. Сен-Санса «Карнавал животных»?
А) лебедь
Б) тигр
В) слон
Г) черепаха
Ждем ваши ответы в Whatsapp на номер +7 (985) 850-08-92. Подписывайтесь на наши соцсети и включите уведомления, чтобы не пропустить следующие вопросы.
Важно: для участия в викторине у вас должна быть возможность посетить концерт 11 января в Москве.
Митрополит Иларион (Алфеев) запись закреплена
#Евангелие дня с митрополитом Иларионом
Патриарх: QR-коды могут отлучить человека от его базовых прав
Обеспокоенность Церкви в связи с использованием технологий цифровой идентификации и автоматизированного принятия решений, выраженная в прошлом гоу Священным Синодом, в полной мере сохраняется и сегодня, заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Показать полностью.
В связи с обсуждением введения QR-кодов, подтверждающих иммунный статус, он призвал власть, в первую очередь – законодательные органы, учесть мнение граждан, которых тревожат последствия цифровизации.
Масштабный сбор сведений о частной жизни человека, включая и сведения его здоровье, открывает возможность масштабного контроля, отметил Патриарх, выступая на ежегодном епархиальном собрании в Москве.
«А ведь возможность контроля — это и возможность ограничений деятельности человека практически по любому произвольно избираемому признаку и даже принуждения к тому, что человек не признает необходимым либо считает бесчестным или греховным», – подчеркнул Предстоятель.
Он указал, что многих россиян беспокоит риск, что «использование технологии, однажды узаконенное в качестве временной меры и в исключительных обстоятельствах, впоследствии может быть возобновлено, существенно расширено и приведет к ограничению основных прав и свобод, а также к вмешательству в частную и личную жизнь людей».
«Фактически возникает простой и, что важно, внесудебный механизм отлучения человека от базовых прав — таких, например, как свобода передвижения или нахождения в общественных местах, пока данный человек не выполнит условия выдачи QR-кода. Другими словами, вопрос не в связи между вакцинацией и QR-кодами, а в том, как эта система может быть использована в будущем», – заявил Патриарх, подчеркнув, что для применения инструментов, способных затронуть личную жизнь и свободу каждого, необходим общественный консенсус, и общественный контроль.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл принял митрополита Воскресенского Дионисия
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось Епархиальное собрание г. Москвы
Святейший Патриарх Кирилл: Задача пастырского окормления подростков — открыть молодым людям путь ко спасению
Святейший Патриарх Кирилл: Люди обеспокоены ограничением привычных прав и возможностей
Святейший Патриарх Кирилл призвал московских клириков поддерживать высокий уровень пастырского служения
Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (Алфеев Григорий Валериевич)
Дата рождения: 24 июля 1966 г.
Страна: Россия Биография:
Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви
Родился 24 июля 1966 г. в Москве.
В 1973-84 гг. обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.
В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 г. был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.
В 1984 г., по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 гг. служил в армии.
В январе 1987 г. по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.
19 июня 1987 г. в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, †1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового, а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона.
19 августа 1987 г. в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина епископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием рукоположен во иеромонаха.
В 1988-90 гг. служил настоятелем храмов в г. Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай Виленской епархии. В 1990 г. назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора г. Каунаса.
В 1990 г. в качестве делегата от духовенства Виленской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
В 1989 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 г. — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1993 г. окончил аспирантуру МДА.
В 1991-93 гг. преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-93 гг. преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете.
В 1993 г. был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 г. окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.
С 1995 г. работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 г. до начала 2002 г. возглавляя секретариат по межхристианским связям.
В 1995-97 гг. преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 г. читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).
В 1996-2004 гг. — член Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.
В 1997-99 гг. читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского университета (Великобритания).
На Пасху 2000 г. в Свято-Троицком храме в Хорошеве (Москва) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена.
Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 г. избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии.
7 января 2002 г. в Успенском кафедральном соборе Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом возведен в сан архимандрита.
Хиротонисан 14 января 2002 г. за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей.
Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях.
Определением Священного Синода от 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией и с сохранением должности представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.
1 февраля 2005 г. избран приват-доцентом богословского факультета Фрибурского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.
24 августа 2005 г. удостоен Макариевской премии за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».
Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода по должности.
В связи с назначением председателем ОВЦС МП епископ Иларион освобожден от должности главы Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе. Также решением Синода назначен ректором Общецерковной аспирантуры (журнал № 20).
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 9 апреля 2009 г. назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве.
Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей (журнал № 42).
С 28 мая 2009 г. — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
С 27 июля 2009 г. — включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его президиума. Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член комиссий по вопросам богословия и по вопросам богослужения и церковного искусства.
С 13 января 2010 г. — член Попечительского совета фонда «Русский мир».
Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода 1 февраля 2010 г. возведен в сан митрополита.
Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 100) назначен председателем Синодальной библейско-богословской комиссии.
Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 г. (журнал № 114) назначен председателем межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах.
Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 98) назначен представителем Русской Православной Церкви в Межрелигиозном совете России.
Возглавляет диссертационный совет по теологии в системе Министерства образования и науки РФ.
Ученые звания и степени:
Председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии», председатель редакционной коллегии журнала «Церковь и время» (Москва), председатель редакционной коллегии журнала «Богословские труды» (Москва).
1989 г. — Московская духовная семинария (заочно).
1991 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).
1993 г. — аспирантура Московской духовной академии.
1995 г. — Оксфордский университет (доктор философии).
Научные труды, публикации:
Публикации
Автор более 1000 публикаций, в том числе монографий по Новому Завету, патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.
Среди книг митрополита Илариона: «Таинство веры. Введение в догматическое богословие» (1996), «Жизнь и учение св. Григория Богослова» (1998), «Духовный мир преподобного Исаака Сирина» (1998), «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание» (1998), «Православное богословие на рубеже эпох» (1999), «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров»» (в 2-х томах, 2002), «Во что верят православные христиане. Катехизические беседы» (2004), «Православие» (в 2-х томах, 2008-2009), «Патриарх Кирилл. Жизнь и миросозерцание» (2009), «Иисус Христос. Жизнь и учение» (в 6-ти томах, 2016-2017), «Проповеди» (в 3-х томах, 2016-2018), «Апостол Павел. Биография» (2017), «Апостол Петр. Биография» (2018), «Благодать и закон. Толкование на Послание апостола Павла к Римлянам» (2018).
Музыкальные произведения
Автор ряда музыкальных произведений, в том числе «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, симфонии «Песнь восхождения» для хора и оркестра, оратории «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, «Рождественской оратории» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.
Кто победит в схватке за патриарший куколь – Алфеев с католиками или Шевкунов со староверами?
Митрополитика
Патриарх Кирилл теряет влияние – по замерам социологов весной его рейтинг оказался на самой низкой отметке за весь период руководства РПЦ. Сказались и украинский провал, и пандемия ковида, во время которой церковь осталась в стороне. Из-за этого всерьёз активизировались «преемники» – митрополиты Тихон (Шевкунов) и Иларион (Алфеев). Причём у обоих, как выясняется, имеются крайне приметные «группы поддержки». Что самое интересное – не из РПЦ.
Четыре года назад президент России неожиданно пошёл на сближение со староверами, отчего его «названный» духовник от РПЦ Тихон по такому случаю оказался задвинут в сторону. Переменам предшествовала двусмысленно истолкованная и отвергнутая духовенством (и паствой тоже) встреча на Кубе патриарха Кирилла и папы Франциска. С латинянами, как выражается молодёжь, «не зашло». Зато стало понятно, что если власть ищет (и находит!) себе новые духовные ориентиры в рамках максимально традиционалистского (чтобы не написать наиболее кондового) православия, то нужно срочно что-то менять в РПЦ, предлагая какую-то актуализацию в рамках обозначенного властью дискурса. И два самых чутких церковных носа, Иларион с Тихоном, первыми уловили модное поветрие, сулившее неизбежные перемены. На тот момент они оба пребывали в условной опале: Тихон – в силу раздражающе беззубой позиции РПЦ по Украине, а Иларион – из-за проваленной кубинской миссии.
Что латиняне, что староверы…
Оседлать новую моду на старообрядцев Илариону с Тихоном было не так-то просто. Всё-таки староверы – ортодоксы из ортодоксов. До недавнего времени раскольники и близко к себе не подпускали коллег из сервильной, по их мнению, РПЦ. Но искушение модой на никонианство и с неба свалившаяся близость к власти не прошли даром. Давеча единоверцы боярыни Морозовой со скандалом передрались, не поделив пост настоятеля в знаковом для старообрядцев храме Рогожской слободы. «В трёх перстах сидит Кика-бес, сие есть кукиш!» – когда-то вразумлял протопоп Аввакум искушаемую никонианами паству, чтобы та не крестилась по-новому, щепотью. Но, как выясняется нынче, и двуперстное крестное знамение не всегда защищает от нечисти. А пока в Рогожской слободе митрополит Корнилий (Титов) и протоиерей Виктор Жельцов, публично скандаля, выясняют, чей храм, раскалывающуюся глыбу российского старообрядчества растаскивают по кусочкам Шевкунов и Алфеев. Как нетрудно догадаться, один из них – «за Корнилия», другой – «за Жельцова».
Первым попытался склонить староверов к «продуктивному сотрудничеству с РПЦ» (оригинальная формулировка!) митрополит Иларион. У Корнилия он, правда, понимания не нашёл, но смог, что называется, удачно зайти с тыла, подружившись с тем же Жельцовым, и не только. Итогом стало февральское сообщение ТАСС: «Причина раскола со старообрядцами устранена! Митрополит Иларион надеется, что рано или поздно мы все воссоединимся в лоне единой церкви». «Какой именно, не сообщается, – иронизируют авторы портала «Старообрядческая мысль». – Но, с учётом ранних высказываний Илариона, нельзя исключать даже католической». Собственно, от церковника, дерзнувшего издать собственный перевод «Символа веры» (из-за исправлений которого и начался раскол при Никоне!), можно было ожидать всякого, но нужно отдать должное деловой хватке митрополита. Взялся он за староверов основательно. Вначале при РПЦ появилась комиссия «по делам старообрядческих приходов и по взаимодействию со старообрядчеством», а затем РПЦ на заседании Синода утвердила немыслимый, с точки зрения староверов, «чин приёма старообрядцев в лоно РПЦ»! «Приёмом в лоно» у Алфеева заведовали двое его приспешников, вместе с которыми он ранее пытался подружить патриарха Кирилла с римским папой Франциском, – Вадим Якунин и Леонид Севастьянов, председатель и член совета директоров фармацевтического ОАО «Протек». Севастьянов при этом – бывший старообрядец. Якунин и Севастьянов – не иначе, как с благословения Алфеева, – в итоге стали соучредителями самозваного «всемирного союза староверов» «Русская вера». Который и попытались «воссоединить» с РПЦ.
В январе 2021 года Управление Росреестра по Москве зарегистрировало почти 4 тысячи договоров участия в долевом строительстве с привлечением кредитных средств.
Приз за лучший костюм
Бурная деятельность Якунина и Севастьянова у духовного руководства староверов вызвала, мягко говоря, оторопь. Кто позволил?! Точнее – кто санкционировал?! По идее, подобными промыслами должен был ведать в первую очередь глава РПЦ. Но патриарх Кирилл решительно отмёл все обвинения: мол, он вообще не при делах. Отступил и Алфеев – якобы это была попытка сблизить две близкородственные православные церкви, и только-то. Впрочем, в окружении Корнилия всё поняли и оценили – семикратный рост паствы старообрядцев за последние четыре года не мог остаться не замеченным «официальной» церковью, в известной мере утратившей и влияние, и доверие власти. Ревность, конечно же, грех, но даже духовным особам присущи мирские соблазны. В итоге Алфееву припомнили, как однажды в праздник Покрова Пресвятой Богородицы он отслужил литургию «древнерусским чином» в «экипировке» старообрядца (адепты РПЦ тут же обругали митрополита «ролевиком-реконструктором»). Мол, кто благословил? И куда только смотрел патриарх Кирилл?!
В общем, Алфеева от старообрядцев попросили «отодвинуться» – от греха подальше. Хотя, как видно, свои неформальные отношения с частью из них Иларион сохранил (что нынче мы и наблюдаем в ходе конфликта Корнилия и настоятеля Покровского собора). Поговаривают, что ответственные за объединение со старообрядцами Якунин и Севастьянов вновь переключились на неформальные контакты с римской курией – как пять лет назад, в преддверии встречи двух предстоятелей на Кубе. Не иначе, эти контакты Алфеев намерен задействовать в ходе борьбы за патриарший куколь.
«Церковь единоверцев» – триумф воссоединения РПЦ с РПСЦ?
Но свято место, как известно, пусто не бывает. Наведением мостов между «канонической» и «догматической» православными церквями теперь занимается Шевкунов. Причём делает это с напором, несвойственным даже Алфееву. Издание «Старообрядческая мысль» сообщает, что митрополит Тихон прошлой осенью открыл первый в России «единоверческий приход» в Псковской епархии РПЦ. У Корнилия это назвали «возрождением старообрядчества без старообрядцев». Но если Алфеев создавал квазистарообрядческие структуры, чтобы впоследствии «воссоединить» их с РПЦ, то Шевкунов пошёл дальше, по сути, единолично «воссоединив» две православные церкви не Божьим благословением, но своею собственной властью! По сути, он «воссоздал» «церковь единоверцев», попытка создания которой датируется 1912 годом. Правда, тогда не выгорело, но кто сказал, что терпение и труд на сей раз не перетрут недопонимание паствы? Нужно лишь гнуть свою линию максимально жёстко – что Шевкунов и делает. И если Алфеев в своих радениях опирался на отступника Севастьянова, то Шевкунов привлёк к «возрождению единоверия» инока Даниила (Барановский) – также бывшего адепта РПСЦ. И, кстати, одного из самых ревностных обличителей Корнилия в сближении с синодальной церковью – до того момента, пока Барановский сам не переметнулся в РПЦ (дело было в 2013 году).
По сути, задача митрополита Тихона – продемонстрировать, что многовековой церковный раскол если не преодолён полностью, то вот-вот завершится объединением. При этом желательно повернуть дело так, чтобы две матери-церкви воссоединились, подобно России и Крыму. Понятно, благодаря чьему непосредственному высшему участию – и речь, как вы понимаете, не о Господе. При этом глава государства, понятное дело, ничего такого не санкционировал, да и не мог – хотя его неформальные контакты с митрополитом Корнилием продолжают обеспечивать стабильный рост влияния РПСЦ. Впрочем, посвящённые отмечают, что главная задача Шевкунова в его затее с «церковью единоверцев» – нарастить собственное влияние. В предстоящей схватке за патриарший куколь.
Кстати
А нужно вообще объединять две православные церкви, и если да, то зачем? Затем лишь, что нынче у властей страны мода на «старую веру», которая, как считается, «крепче»? Пока ясно лишь то, что нервные попытки соорудить объединение на пустом месте принесут больше вреда, чем пользы. И вообще, кто сказал, что разнообразие – это плохо? Чем больше конфессий, тем общество более устойчиво, или нет? Одним нужно в тишине помолиться, другим душеспасительных песен попеть в хоре себе подобных. И вообще, людей привлекает разнообразие. Пример – партийная жизнь. Если же всех поедает один монстр – что КПСС, что «ЕдРо», – возникает болото. При объединении православных церквей воленс-ноленс придётся поступиться особенностями, самостью староверов – не вызовет ли это недовольство паствы? РПЦ и так слишком ортодоксальна, даже в сравнении с католиками. Сколько копий сломано в дискуссиях о проведении служб на русском языке, а не на церковно-славянском. А разговоры на тему скамеек, на которые могли бы присесть во время долгих служб пожилые прихожане? Но нет, твердят ортодоксы, никаких перемен! Так есть ли смысл объединяться, если одних это сдерживает, а других – расстраивает?