Приложение N 3. Объяснение (Рекомендуемый образец)
к Административному регламенту
исполнения Министерством внутренних дел
Российской Федерации государственной
функции по осуществлению федерального
государственного надзора за соблюдением
участниками дорожного движения
Российской Федерации в области
безопасности дорожного движения
См. данную форму в MS-Word.
«__» __________ 20__ г. ___ час. ___ мин. ___________________
(дата составления) (время составления) (место составления)
(должность, специальное звание, фамилия, инициалы должностного лица,
опросил лицо, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, потерпевшего, свидетеля (нужное
Фамилия, имя, отчество (при наличии) __________________________________
Дата и место рождения _________________________________________________
Документ, удостоверяющий личность _____________________________________
Место регистрации, фактического проживания ____________________________
____________________________________________________ телефон ______________
Место работы (службы), должность ______________________________________
____________________________________________________ телефон ______________
Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении (потерпевшему, свидетелю) разъяснены
положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, статья 25.1 (25.2,
25.6) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Свидетель предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо
ложных показаний в соответствии со статьей 17.9 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
Сведения, имеющие отношение к делу об административном правонарушении:
Подпись лица, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении ___________________________________________
Подпись должностного лица ___________________________________________
Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.
В настоящее время имеется устойчивая тенденция к ужесточению административной ответственности, проще говоря, размер штрафов за различные административные проступки постоянно растет. Например, многие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность в области предпринимательской деятельности, дополнены примечаниями, указывающими, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица. Это увеличило сумму штрафа для предпринимателей в десятки раз.
Ранее многие считали, что даже если с наказанием и вообще фактом совершения нарушения они не согласны, то все же проще, быстрее и дешевле заплатить штраф в 500-1000 рублей, чем заниматься его оспариванием. Теперь же, когда размер штрафа вырос многократно, ситуация, согласитесь, уже иная, имеет смысл пытаться оспорить постановление о назначении наказания. Кроме того, любой из нас не застрахован от необоснованного привлечения к административной ответственности во всех сферах жизнедеятельности — от дорожного движения до отдыха и рыбалки.
В этой связи каждому полезно знать базовые правила поведения при составлении протокола об административном правонарушении.
Протокол — это документ, который составляет должностное лицо (сотрудник полиции или иного контролирующего или надзорного органа), после выявления (обнаружения) административного правонарушения. С момента составления протокола, в подавляющем большинстве случаев, и начинается собственно производство по делу об административном правонарушении. Здесь важно понимать, что протокол — это документ, который только фиксирует событие правонарушения, наказание за проступок (штраф или иное) при его составлении не назначаются. Протокол и иные доказательства будут в дальнейшем рассматриваться судьей или иным уполномоченным административным органом и по итогам этого рассмотрения и принимается документ — постановление по делу об административном правонарушении (в арбитражном суде — решение суда), которым может быть или назначено наказание или прекращено производство по делу.
В большинстве случаев протокол составляется сразу — там, где имело место событие правонарушения (на месте ДТП, на рабочем месте, дома и т.п. — в зависимости от существа нарушения). Однако нередки и ситуации, когда нарушителя вызывают на другой день и в другое место для составления протокола, а сразу после обнаружения нарушения вручают лично или направляют по почте (иным образом) только уведомление о времени и месте составления протокола (это характерно для нарушений выявленных позже, чем их фактически совершили, в рамках контрольных или надзорных мероприятий и при длящихся нарушениях — например, вы не подали декларацию). Закон разрешает отложить составление протокола до 2 суток с момента выявления административного проступка, однако несоблюдение этого срока, на практике случается часто и не считается грубым нарушением (не позволит вам ответственности избежать).
Из изложенной общей схемы, есть несколько исключений:
— прокурор, который имеет право возбуждать дела об административных правонарушениях, составляет документ, который называется не протокол, а постановление. Но иное тут только название, суть (назначение) документа и содержание — одинаковы с протоколом, это название — «постановление»- не должно вас смущать, прокурор, вынося его, виновным вас не признает, наказание не назначает. Все нижеследующие правила поведения верны и для случаев составления постановления прокурором.
— в некоторых случаях допускается проведение административного расследования, о чем выносится определение (прокурором опять же — постановление), а протокол составляется только после окончания такого расследования. Это допустимо по категориям правонарушений, перечисленных в ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, когда необходимо проведение экспертиз или иных процессуальных действий, требующих временных затрат. По фактам побоев (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и мелкого хищения (ст. 7.27 КоАП РФ) расследование проводится обязательно
— иногда стадия составления протокола отсутствует в принципе, сразу выносится постановление с назначением наказания. Это возможно, если лицо, выявившее нарушение, имеет полномочия и на рассмотрение дела, а наказание назначается в виде предупреждения или штрафа. Если лицо, привлекаемое к ответственности, оспаривает событие нарушения или не согласно с наказанием, то составляется и протокол.
— не составляется протокол и в случае выявления правонарушений в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств
Протокол, согласно КоАП, является доказательством по делу (иногда даже единственным), все что там записано, может использоваться против вас.
С другой стороны, грубые нарушения, допущенные должностным лицом при составлении протокола, могут являться основанием для прекращения дела судом или иным органом административной юрисдикции, даже если административное правонарушение вы совершали.
Таким образом, понятно — в зависимости от того, что и как отражено в протоколе, как проходила процедура его составления, во многом и решится дальнейшая судьба всего вашего дела, и именно поэтому важно знать, как правильно действовать.
Итак, что важно помнить, если вы находитесь в ситуации составления в отношении вас протокола об административном правонарушении.
1. Не имеет никакого смысла отказываться от подписания протокола или не являться по вызову для его составления (если протокол составляется не сразу). Административный орган прекрасно обойдется без вашей подписи и явки (в КоАП есть соответствующие процедуры) и никаких особых сложностей вы не создаете и себе ничем не помогаете.
2. До составления протокола вам должны разъяснить ваши права, факт разъяснения удостоверяется письменно отметкой в протоколе. Если права вам не разъяснили, просить это сделать — не надо, скромно молчите, потом в разделе протокола «замечания» пишем: «мои права мне не разъяснили». Надо учесть, что в случаях составления протокола позже, а не сразу на месте нарушения, описательная часть уже, скорее всего, будет заполнена заранее. Если нарушение многоэпизодное, сложное, должностное лицо подготовится заранее, а не будет строчить весь текст при вас. Это нормально. В этом случае «до составления» — означает, что это первое, что делает должностное лицо применительно к протоколу с момента вашей явки и удостоверения личности.
3. Основные моменты процедуры такие — составление протокола должностным лицом, ваше ознакомление с протоколом, подписание вами протокола, внесение вами замечаний по его содержанию и письменных объяснений. Именно в такой последовательности. Вы должны быть последним лицом, которое знакомится с протоколом и что-то в нем пишет. Если вам передают протокол для ознакомления и подписания, то прочитав его, задайте вопрос: будут ли вносится в протокол еще какие-либо сведения (изменения) составившим его лицом. Если да — верните, пусть сначала все заполнит, если нет — смело во всех незаполненных местах бланка протокола (пока — кроме разделов с вашими замечаниями и пояснениями) ставьте Z. Это нужно для того, чтобы после вашего ознакомления с протоколом там ничего нового не появилось.
5. Вы имеете право сделать замечания по содержанию протокола. Помимо уже упоминавшейся пометки о том, что права вам не разъяснили или не указали ваших свидетелей, здесь можно и нужно отметить все иные недостатки протокола. Он должен содержать указание на место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о вас, место, время совершения и событие правонарушения, статью закона, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение. Укажите, если есть ошибки в описании события нарушения (неправильное место, время, иные обстоятельства — количество, продолжительность чего-либо и т.п.). Если такие ошибки есть, а вы подпишите без замечаний – значит вы согласились с написанным. Опровержение будет возможно только с помощью других достоверных доказательств. Также отметьте отсутствие нужных сведений, непонятный почерк, наличие исправлений. Если замечаний у вас нет или осталось свободное место — ставьте Z.
6. Не торопитесь в разделе «объяснения» писать что-то о признании или не признании вины или изложенных в протоколе фактов, это вы успеете сделать и на стадии рассмотрения дела по существу. Чтобы вам ни говорил сотрудник, составляющий протокол, (как правило, они говорят именно так, мол, пишите — признаю или нет) вы НЕ ОБЯЗАНЫ на этой стадии выражать свое отношение к обвинению. Дать объяснения — это ваше право. Тем более это не следует делать, если вы не уверены, совершили вы нарушение или нет. Приемлемый вариант — в графе пояснения написать «Объяснения дать не могу, так как сильно волнуюсь. Нужна юридическая помощь.» Или «Объяснения дам при рассмотрении дела, необходима помощь защитника». Это правильно с практической точки зрения, так как составление протокола в любом случае стрессовая ситуация. Вы должны помнить, что протокол — доказательство, и чем меньше вы напишите про себя и свое отношение, тем проще потом скорректировать позицию, а адвокату (защитнику), если вы прибегнете е его помощи — лучшим образом отстоять ваши интересы. Потом, в спокойной обстановке, вы уже внимательно изучите протокол, если требуется — обратитесь за правовой помощью и сформируете свою позицию по делу. Если в этом разделе протокола осталось свободное место — обязательно ставьте Z.
7. Вам обязаны вручить копию протокола. Если он составляется сразу, то как правило, это вариант протокола на бланке, который заполняется «под копирку». После того, как вы внесете все нужные отметки в протокол — просто забираете второй экземпляр. Если протокол составляется позже, то скорее всего вам будут предоставлены 2 экземпляра протокола, распечатанные на компьютере. В этом случае, первый экземпляр у вас заберут в целях его направления для рассмотрения по существу. Если заполнение происходит не под копирку, вам придется заново и точно так же все написать в своем экземпляре, или как минимум, сфотографировать первый экземпляр протокола. Не уходите, не имея при себе полного и окончательного варианта протокола, так как, например, если вы обратитесь за помощью к юристу, он должен знать, как в точности выглядит протокол, который будет рассматривать суд или иной орган административной юрисдикции.
Также вы должны знать, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе пользоваться юридической помощью защитника (адвоката или иного лица по доверенности). Такая помощь может оказываться не только при рассмотрении дела по существу, но и на стадии составления протокола. По нашему опыту явка для составления протокола об административном правонарушении с адвокатом способна существенно поменять позицию административного органа. Явка с адвокатом означает, что лицо будет отстаивать свою позицию и скорее всего — в дальнейшем обжаловать постановление по делу. В случае проигрыша дела расходы на адвоката будут взысканы с административного органа, и этот факт заставляет соответствующих должностных лиц в сомнительных случаях прекращать производство.
Надеемся, что эти несложные правила помогут вам выйти из ситуации с административными наказаниями с наименьшими потерями и, как минимум, не навредить самим себе.
Статья 8.18. Объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении
Статья 8.18. Объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении
1. После оглашения протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) суд заслушивает объяснения должностного лица (представителя органа), возбудившего дело об административном правонарушении, если такое должностное лицо (представитель органа) явилось на рассмотрение дела об административном правонарушении, либо прокурора. Далее суд выслушивает объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя физического лица, законного представителя юридического лица, их представителей, в том числе адвокатов, потерпевшего, его законного представителя, представителя, в том числе адвоката.
2. Лица, участвующие в рассмотрении дела об административном правонарушении, в соответствии с их процессуальными правами, предусмотренными настоящим Кодексом, могут задавать друг другу вопросы. Суд может задавать вопросы участникам производства по делу об административном правонарушении и иным лицам, уполномоченным участвовать в производстве по делу об административном правонарушении, в любой момент дачи ими объяснений.
3. Поданные в письменной форме объяснения участников производства по делу об административном правонарушении и иных лиц, уполномоченных участвовать в производстве по делу об административном правонарушении, в случае их неявки на рассмотрение дела об административном правонарушении оглашаются судом.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О внедрении образцов процессуальных документов
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю
«18» июня 2010 г. г. Красноярск № 222
О внедрении образцов процессуальных документов
В целях наиболее полного обеспечения реализации норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установления единых требований к оформлению процессуальных документов, составляемых должностными лицами Управления и территориальных отделов при производстве по делам об административных правонарушениях,
1. Утвердить предусмотренные приложением к настоящему приказу образцы процессуальных документов при производстве по делам об административных правонарушениях.
2. С 01 июля 2010 года процессуальные документы, составляемые согласно требованиям норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оформлять в соответствии с образцами, утвержденными настоящим приказом.
3. Считать утратившими силу приказы по Управлению от 29.12.2007 № 410, от 11.01.2008 № 5, от 28.05.2008 № 152, от 30.01.2009 № 33, от 02.03.2010 № 73, от 18.03.2010 № 113.
4.1. Внести соответствующие изменения в Инструкцию по делопроизводству в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю, утвержденную приказом от 21.09.2006 № 204.
4.2. Направить настоящий приказ с приложением заместителям руководителя Г.М. Дмитриевой, А.Н. Еремину, Д.В. Горяеву, начальникам отделов по спискам № 1, № 2 на рассылку документов в электронном виде и на бумажном носителе.
5. Начальникам отделов Управления, начальникам территориальных отделов ознакомить с настоящим приказом под роспись всех должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, и обеспечить его выполнение в практической работе.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела юридического обеспечения Мисуна М.Л.
1. Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
2. Протокол изъятия документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении.
3. Протокол наложения ареста на товары.
4. Протокол о взятии проб (образцов).
5. Протокол о временном запрете деятельности индивидуального предпринимателя.
6. Протокол о временном запрете деятельности юридического лица
7. Протокол об административном правонарушении, составляемый в отношении гражданина.
8. Протокол об административном правонарушении, составляемый в отношении должностного лица.
9. Протокол об административном правонарушении, составляемый в отношении индивидуального предпринимателя.
10. Протокол об административном правонарушении, составляемый в отношении юридического лица.
11. Протокол опроса свидетеля по делу об административном правонарушении.
12. Заявление о доставлении физического лица для составления протокола.
13. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
14. Определение об отказе в удовлетворении ходатайства.
15. Определение о вызове лиц, указанных в ст. 25.1-25.10 КоАП РФ.
16. Определение об истребовании сведений (материалов) по делу.
17. Определение о приводе.
18. Определение о назначении экспертизы.
19. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
20. Определение о продлении срока проведения административного расследования.
21. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
22. Определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
23. Определение о передаче материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности.
24. Определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении.
25. Определение о рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания.
26. Определение об отсрочке исполнения постановления о назначении административного наказания.
27. Постановление по делу об административном правонарушении, совершённом гражданином.
28. Постановление по делу об административном правонарушении, совершённом должностным лицом.
29. Постановление по делу об административном правонарушении, совершённом индивидуальным предпринимателем.
30. Постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом.
31. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, совершённом гражданином.
32. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, совершённом должностным лицом.
33. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, совершённом индивидуальным предпринимателем.
34. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом.
35. Постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
36. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Руководитель С.В. Куркатов
отдела юридического обеспечения: С.Н. Мальцев
Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
Комментарий к ст. 26.3 КоАП
2. Форма сообщения сведений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, может быть как письменной, так и устной. В то же время ч. 2 комментируемой статьи содержит требование обязательной фиксации указанных сведений и раскрывает основные варианты такой фиксации.
Судебная практика по статье 26.3 КоАП
В частности, вопрос о том, во владении (пользовании) какого лица находилось транспортное средство в момент фиксации административного правонарушения, разрешается в соответствии со статьей 26.11 КоАП Российской Федерации, согласно которой судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности; никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Поэтому показания свидетеля, сообщенные в устной или письменной форме, как того требует часть 1 статьи 26.3 КоАП Российской Федерации, во всяком случае подлежат оценке в совокупности с иными исследованными доказательствами. При этом допустимость таких показаний должна оцениваться в том числе на предмет соблюдения требований статьи 25.6 указанного Кодекса, части 2 и 6 которой предусматривают, в частности, что свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний, а за отказ или за уклонение от исполнения данной обязанности свидетель несет административную ответственность, предусмотренную этим же Кодексом (статья 17.7).
Для этого судья, как и иные органы и должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, вправе заслушивать объяснения и показания лиц, участвующих в деле, оглашать материалы дела, исследовать иные доказательства, а также осуществлять необходимые процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности, в том числе посредством вызова в качестве свидетеля лица, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению (статья 25.6, часть 5 статьи 25.7, статьи 26.1, 26.2, 26.3 и 29.7 КоАП Российской Федерации). Соответственно, судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе не только исследовать представленные в качестве доказательств протоколы и иные документы, но и в целях проверки содержащихся в них сведений вызвать в судебное заседание как свидетеля составившее данные документы должностное лицо, что не может расцениваться как осуществление судом не свойственной ему функции (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N 1086-О-О и от 29 мая 2012 года N 884-О).
Судья, как и иные органы и должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, вправе заслушивать объяснения и показания лиц, участвующих в деле, оглашать материалы дела, исследовать иные доказательства, а также осуществлять необходимые процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности (статьи 26.1, 26.2, 26.3 и 29.7 КоАП Российской Федерации).
В целях осуществления всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого конкретного дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, судьи и иные органы и должностные лица, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, вправе заслушивать объяснения и показания лиц, участвующих в деле, оглашать материалы дела, исследовать иные доказательства, а также осуществлять необходимые процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности (статьи 24.1, 26.1, 26.2, 26.3 и 29.7 КоАП Российской Федерации).