Русская литература 18 века
Особенности поэзии Державина
Державин определил поэтический облик екатерининской эпохи. Познакомимся поближе с его оригинальным творческим миром, свободным от груза ответственности первопроходцев.
Поговорим о Гаврииле Романовиче Державине (1743—1818) и узнаем, как складывалась его карьера и что особенного в его поэзии.
? Для понимания его поэзии стоит помнить, что Державин был крупным государственным деятелем и к службе относился серьезно. В его стихах политические темы всегда обусловлены глубоко личными переживаниями.
? Карьера Державина началась с военной службы. В 1762 году он был рядовым Преображенского полка — того самого, что привел на трон Екатерину. В 1773 его отправили в штаб генерала Бибикова, который руководил подавлением пугачевского восстания. Державин вел хронику событий. Желание разобраться в причинах бунта сыграло важную роль в формировании его мировоззрения.
? Главные политические вопросы Просвещения — об ответственности власти, об общественном договоре — для Державина связаны больше с его собственной, очень эмоциональной реакцией на провалы в государственном управлении, чем с влиянием европейской философии.
? К литературной славе он шел медленно. Ода «Фелица» в 1782 году понравилась Екатерине и моментально сделала Державина звездой — с этого момента и до 1803 года обе его карьеры будут успешны.
? Державин был правителем (губернатором) Олонецкого наместничества (Петрозаводск) и затем Тамбовского; два года руководил Коммерц-коллегий (внешняя торговля), еще два года, уже при Александре I — был министром юстиции. Параллельно он постепенно получал общее признание как ведущий поэт поколения.
❓ Что особенного в поэзии Державина?
✍️ Державин видит в поэзии самовыражение, а не воплощение общего идеала. Он не отрицал классицистическую эстетику и, на первый взгляд, продолжил ломоносовскую традицию торжественных и духовных од. Но даже по интонации легко уловить, что его поэтическая позиция совершенно иная.
? Например, уже в ранней оде «На рождение в Севере порфиродного отрока» (это будущий Александр I) формально все вроде бы по ломоносовским правилам. Грандиозная мифологической картина: Борей, воплощение северной зимы, смиряется перед царственным младенцем, и гении несут ему дары. Только картина зимы совсем не космическая, и мифологические персонажи ведут себя по-домашнему:
«Петь не смели птичек хоры,
Пчелы прятались в дуплах;
Засыпали нимфы с скуки
Средь пещер и камышей,
Согревать сатиры руки
Собирались вкруг огней».
А когда тон становится серьезным, даром царевичу становится очень важный для Державина совет:
«Будь страстей твоих владетель,
Будь на троне человек!»
Владеть страстями — это типично классицистическое требование, а вот «быть человеком», то есть не идеальным или великим человеком, а сохранить в себе человеческое вообще — это личная державинская тема.
? Одну из лучших книг о Державине написал поэт Владислав Ходасевич («Державин», 1916). Он точно определил, что нового в поэзии Державина на фоне эпохи:
«Додержавинская лирика почти сплошь была условна. И внешний мир, и собственные свои чувства поэты изображали в их «идеальном», несколько отвлеченном, чистейшем и простейшем виде. Они не умели смешивать красок и не знали полутонов. Державин первый начал изображать мир таким, как представляется он художнику. В этом смысле первым истинным лириком был в России он».
Остановимся подробнее на самой известной оде Державина — «Фелица», которая посвящена Екатерине II.
? Имя Фелица взято из «Сказки о царевиче Хлоре», которую написала Екатерина для своего внука Александра. В сказке героя похищает киргизский хан, а дочь хана Фелица помогает герою в испытаниях. Поэтому в оде Фелицу называют «киргиз-кайсцаской царевной». Так Державин сразу позиционирует свое сочинение как литературную игру.
✍️ За этой игрой, однако, вся его эстетическая концепция.
? Когда Державин напишет свою версию «Памятника», то залогом своего бессмертия он назовет именно «Фелицу»:
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
? Что такое «забавный русский слог»? «Забавный» здесь означает непринужденный, легкий стиль, уместный в баснях и комедиях, но не в торжественной оде.
? «Фелица» начинается традиционным восхвалением «богоподобной царевны» и ее мудрости, но, стоит появиться самому лирическому герою, хвала становится все менее торжественной. К достоинствам Фелицы добавляются совсем прозаические: хорошо, что она не играет в карты, не любит маскарады, не ездит «к духам», то есть к масонам, и не «донкишотствует».
? Мало того, что весь этот список не из одического лексикона — после него герой надолго забывает о Фелице и рассказывает о самом себе. Ода превращается в описание будничной жизни человека, который предается мечтам и простым земным наслаждениям.
❕ Никто в России до Державина не писал с таким удовольствием о радости жизни. Литература и просвещение тоже попадают у него в бытовую сферу, и читает герой только приключенческие повести:
Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой,
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки ре́звимся порой;
То в свайку с нею веселюся,
То ею в голове ищуся;
То в книгах рыться я люблю,
Мой ум и сердце просвещаю,
Полкана и Бову читаю;
За библией, зевая, сплю.
?? Фелица вроде бы противопоставлена герою, она-то занята серьезными делами, но восхищается он тем, что она проста и любезна, прощает дурачества и терпит, что о ней говорят «быль и небыль».
? Серьезный тон в оде возникает с неожиданно страшным образом:
«Стыдишься слыть ты тем великой,
Чтоб страшной, нелюбимой быть;
Медведице прилично дикой
Животных рвать и кровь их пить».
Настоящая антитеза Фелице — не праздный, но симпатичный герой, а эта медведица, образ дикой жестокости.
? Идея, что власть должна быть человечна и держаться на заслуженной любви, а не на страхе и не на поклонении — в центре державинской картины мира. Она звучит во всех его политических текстах, только со временем его голос будет все жестче: такие тексты, как «Вельможа» или «Властителям и судиям» читаются как анти-«Фелица».
Ода «К царевне Фелице». Страница из рукописного тома «Сочинений» Державина
Давайте обсудим философскую лирику Державина и разберем несколько его стихотворений, чтобы понять, о каких темах говорит поэт.
? В лирике Державина большое место занимают стихотворения, посвященные крупным философским вопросам. С «Фелицей» их роднит акцент на личном и человеческом. Для Ломоносова поводом задуматься было созерцание северного сияния или солнца — Державин же всегда начинает с мысли о месте человека в мире, о жизни и смерти, о скоротечности времени.
✍️ Это, конечно, не по правилам элегии «на смерть»: Державин чересчур буквален и, главное, снова пишет о себе, а не об адресате.
⚡️ Жизнь человека — постоянный риск, мы все находимся «бездны на краю» (что повторит Пушкин в «Пире во время чумы»), век проходит, как сон. Державин, однако, ведет стихотворение от ужаса к благословению, от смерти к жизни: раз «Жизнь есть небес мгновенный дар», то незачем скорбеть.
2️⃣? Самый впечатляющий образец державинской философской оды — «Бог» (1784). В ней те же темы доведены до максимума, ведь речь идет действительно о смысле всего бытия.
? Ода открывается величественным рассуждением о безмерности и непостижимости божественного. Впрочем, даже в разговоре о необъятном и вечном найдется очень конкретный образ: звезды сравниваются с «пылинками инея».
? Позже Державин сам прокомментирует эти «пылинки» в «Объяснениях» к собранию сочинений: «Обитателям токмо Севера сия великолепная картина ясно бывает видима по зимам в ясный день, в большие морозы, по большей части в марте месяце, когда уже снег оледенеет, и пары, в ледяные капли обратившиеся, вниз и вверх носясь, как искры сверкают пред глазами». Без этой конкретики описывать все мироздание для него невозможно.
? Ода начинается с мысли о Боге, но ведет к мысли о себе. Все стихотворение движется скачками от полюса к полюсу, от малого к огромному, и человек оказывается суммой всех контрастов:
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
? Эта знаменитая «эгоцентрическая» строфа дублирует начальное рассуждение о всеохватности Бога, и доказательство бытия Божия Державин выводит исключительно из изумленного взгляда человека на самого себя.
? Давайте прочитаем стихотворение Г.Р. Державина «Кузнечик» (1802).
? Какие кузнечики, цикады или другие насекомые в поэзии вам вспомнились после прочтения стихотворения Державина?
Стиль духовных од Г.Р. Державина.
Общие слова о творч-ве. Гавриил Романович Державин (1743 – 1816)– поэт-новатор, крупнейш. поэт 18 века, крупный госуд. деятель (рано осиротевш. сын бедного казанского дворянина, начинал рядовым, затем капралом Преобр. полка; впоследств. – губернатор в Петрозаводске, тамбове, сенатор, министр. юстиции). Его оды и лирич. стих-я тесно переплет-ся с его биографией.
1-я книга Д. «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае 1774 года»и журнальн. публикации не принесли известности.
Духовные оды. Составл. самый обширный цикл, из них больше всех известнаода «Бог» (1780 – 1784).
Основным жанром, в котором Державин работал и добился наибольших успехов, стала ода — торжественное поэтическое произведение, чья звучная и размеренная форма всегда была близка представителям классицистической поэзии. Державин, однако, сумел преобразовать этот традиционный жанр — вдохнуть в него совершенно новую жизнь. Не случайно выдающийся литературовед Þ.Н. Тынянов писал о «революции Державина».
Несмотря на то, что основа творчества Гаврилы Державина — русский классицизм, оно значительно выходило за его пределы.
Для языка стихов Державина характерно
1) объединение «высоких» и «низких» элементов, просторечных выражений с церковнославянской лексикой;
2) для идиостиля — синтез торжественной оды с сатирой.
3) Проскальзывает в произведениях поэта и романтический подход к действительности — проблеск нового направления и методов литературного творчества.
Иными словами, наследие Державина оказалось зеркалом пути развития русской литературы этой эпохи — от классицизма, сквозь сентиментализм и романтизм к реализму.
Основой искусства поэт считает истину, доносить до читателя которую обязаны художники и поэты. Задача искусства — подражание природе, т. е. объективной действительности. Но это не касается низменных и грубых сторон жизни — поэзия, как считает Державин, должна быть «приятна». Также она должна быть полезна — этим объясняются многочисленные нравоучения, сатиры и морали, которыми пестрит творчество поэта.
Державин, конечно, не мог претендовать на роль духовного народного вождя и посягать на основы самодержавия, но во многих произведениях он выражает именно народную точку зрения, что уже было прорывом для русской литературы XVIII века. Начиная с 1779 года, творчество Державина становится все более оригинальным — он идет своим путем в поэзии.
Поэт в произведениях Державина — это неподкупный борец за правду.
Не внемлют! — видят и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Çлодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Öари! — ß мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья, —
Но вы, как я, подобно страстны
И так же смертны, как и я.
Заслугой Державина перед русской поэзией является введение в литературу «забавного русского слога»: сочетания высокого стиля с просторечием, сатиры и лирики.
Державин расширяет тематику поэзии, сближает ее с жизнью. Он начинает смотреть на мир и природу глазами обычного земного человека. Поэт изображает природу не отвлеченно, как это делали до него, а как живую реальность. Если до Державина природа описывалась в самых общих чертах: ручьи, птицы, цветы, то в стихах поэта уже появляются детали, краски, звуки — он работает словом, словно художник кистью:
Водопад — один из самых многогранных, величавых природных образов в лирике Державина. Прежде всего, это бушующая водная лавина. Она сыплет свою «алмазну» «гору» «четыремя скалами». Воды «кипят», в них «бездна» жемчуга, «сребра», от брызг водопада стоит «синий холм». Это изображение реального водопада, реальной природы, с которой Державин связывал «идею вечности». Но водопад — это и «река времени», т. е. символ, олицетворяющий постоянное движение мира и смену его состояний, что мир изменчив, как и человек.
Для Державина водопад — как человек. В изображении человека поэт приближается к живому портрету, что было первым шагом на пути к реализму. Державин создал даже свой автопортрет в стихотворении «Тончию» (1801), где легко просматриваются черты «живого» человека:
Иль нет: ты лучше напиши
Меня в натуре самой грубой,
В жестокий мраз, с огнем души,
В косматой шапке, скутав шубой,
×тоб шел, природой лишь водим,
Против погод, волн, гор кремнистых,
В знак, что рожден в странах я льдистых,
×то был прапращур мой Багрим.
Державин расширяет границы оды. В «Фелице» нарушается установленная Ломоносовым схема — это уже сюжетное стихотворение, а не свод высказываний автора в связи с торжественным событием. Наиболее знаменитые оды Державина — «Фелица», «Бог», «Видение мурзы», «Изображение Фелицы» — это сюжетные произведения, в которые поэт вносит свои мысли и чувства.
Стихи Державина вносят в поэзию образ автора, знакомят читателя с личностью поэта — в этом заключается еще одно его открытие. В произведениях представлен не абстрактный, а конкретный человек. Появление в «Фелице» авторского «я», живой, конкретной личности поэта, было фактом огромного художественного и историколитературного значения:
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая, в праздник будни,
Дружу в химерах мысль мою.
Огромное значение для последующего развития русской литературы и русского литературного языка имеет поэтический язык Державина. Поэт превосходно чувствовал народную речь. В стихах его есть риторическое начало, ораторские интонации — он учит, требует, наставляет, негодует. Многие выражения Державина стали крылатыми:
«Где стол был яств, там гроб стоит», «Я царь, — я раб, — я
червь, — я бог», «Отечества и дым нам сладок и приятен».
Главной заслугой поэта было введение в поэзию «обыкновенного человеческого слова», что было неслыханно неожиданно и ново. Произведения Державина имели влияние практически на всех поэтов конца XVIII — начала XIX века, способствуя наступлению новой эпохи развития русской поэзии
Жанр оды. Оды Державина
Урок 2. Русская литература 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Жанр оды. Оды Державина»
Сегодня на уроке мы:
– Вспомним, что такое ода и какой она может быть.
– Узнаем, как развивался жанр оды в России XVIII века.
– Разберёмся, что же особенного было в одах Гавриила Романовича Державина.
Ода – это жанр лирической поэзии, который прославляет важные исторические события, монархов, героев и их подвиги.
Зародился этот жанр во времена античности. Тогда оды делили на «хвалебные» и «плачевные». Существовали даже «плясовые» оды. В Средние века одическая поэзия исчезла из литературы и возродилась только в эпоху Ренессанса.
Но настоящий расцвет этого жанра пришёлся на эпоху Просвещения. А точнее, на период классицизма, когда античное искусство стало главным образцом для подражания. Каноны современной оды разработал уже знакомый нам Никола Буало в трактатах «Искусство поэзии» и «Рассуждения об оде».
В России первую оду написал Василий Кириллович Тредиаковский в 1734 году. Называлась она так: «Ода торжественная о сдаче города Гданска». Кроме того, он дал жанровое определение оды и выявил её отличительные признаки. Все оды Тредиаковский разделил на два вида: хвалебные и нежные.
Большой вклад в развитие оды внёс Михаил Васильевич Ломоносов.
Можно сказать, что он довёл этот жанр до совершенства и закрепил его основные черты.
Во-первых, писать оды следовало только высоким стилем.
Во-вторых, для русской оды было характерно обилие риторических вопросов и восклицаний, а также разнообразных обращений к читателю, к лицу, которому ода посвящена, к Родине, Богу и так далее. То есть, строилась она по законам ораторского искусства.
Третьей отличительной чертой можно назвать красочность, которая проявлялась в активном использовании ярких эпитетов и метафор.
Четвёртая особенность оды характерна для всего искусства классицизма – это использование образов из древнегреческой мифологии.
Лучшим стихотворным размером для торжественной оды Ломоносов считал четырёхстопный ямб.
Разработку жанра оды считают одной из важных заслуг ученого в области русской словесности.
Итак, мы видим, что Тредиаковского можно назвать создателем русской оды, Ломоносова – теоретиком, но рядом с ними всегда стоит и третье имя – Гавриила Романовича Державина.
В чём же его заслуга, если Ломоносов уже довёл этот жанр до совершенства?
Дело в том, что Гавриил Романович Державин изменил русскую оду. И изменения эти были прямо скажем революционными для эпохи классицизма. С одной стороны, Державин отстаивал идеи классицизма, а с другой – сам же их нарушал, делая закат классицизма неизбежным. Эту двойственность можно проследить в державинских одах.
В России самой известной одой поэта считается «Фелица». Написал её поэт в 1782 году. После того как в журнале «Собеседник любителей российского слова» «Фелицу» опубликовали, Державин в мгновение стал самым популярным поэтом страны. Его ода произвела фурор на читателей и до слёз растрогала императрицу Екатерину II.
Императрица отблагодарила поэта дорогим подарком. Она послала ему золотую табакерку с 5 000 рублей и выразительной надписью на пакете: «Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину». Так что же особенного в этой оде?
«Фелица» – это похвальная ода, то есть воспевающая достоинства и заслуги императрицы. Имя Фелица Державин взял из нравоучительной сказки, которую написала сама Екатерина II. Написана эта похвальная ода четырёхстопным ямбом – размером, который Ломоносов определил идеальным для жанра оды. Поэт обращается к адресату оды напрямую – это тоже особенность жанра. А что необычного было в державинской оде?
Во-первых, сам характер похвалы. Для оды классицизма характерно обожествление монарха или героя. Его фигура становилась титанической. Вот, например, отрывок из оды Ломоносова:
В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
Античные боги пасуют перед мощью русского императора и его державы.
Сам образ императрицы описан Ломоносовым возвышенно и величественно:
Сия тебе единой слава,
Пространная твоя держава,
О, как тебя благодарит…
Ломоносов создаёт абстрактный образ идеального монарха, восхваляя его.
А что же Державин? Державин рисует земной, очень человечный образ. Он подчёркивает её милосердие и снисходительность, хвалит бытовые привычки:
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом.
Это совершенно против канона оды, которая должна быть написана только высоким штилем. Но императрице понравился живой и тёплый образ, созданный поэтом.
При этом, императрица остаётся идеалом и образцом для подражания, у которой лирический герой просит совета:
Подай, Фелица, наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Человечный образ и бытовые детали совершенно нехарактерны для оды, но Державин идёт ещё дальше. Он соединяет не соединяемое – в высокий жанр оды он добавляет низкий жанр сатиры.
Поэт создаёт не только идеальный образ императрицы, он противопоставляет его образу вельможи, который погряз в праздности и лени.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.
Высмеивая пороки вельмож, противопоставлением Державин возвышает образ Екатерины. А возвышая, указывает ей на её предназначение:
Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! Свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;
Из разногласия согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Интересно, что пороки вельможи описаны так ярко и точно, что многие царедворцы узнали себя в державинских строках. Например, князь Потёмкин и князь Вяземский, граф Орлов и многие другие. Соединение оды и сатиры работало на главную идею Просвещения – борьбу истины и порока, кроме того, такой союз делал оду очень злободневной.
Соединяет высокий и низкий штиль Державин очень смело, многие бытовые подробности или слова употреблять в светском обществе того времени было просто немыслимо. Ещё одно нарушение канона классической оды проявляется в образе автора. Несмотря на то, что оды классицизма строились как обращение, образа автора в них не было – только образ адресата. Ведь, как мы помним, классицизм стремится к объективности. Державин создаёт полновесный образ лирического героя. В «Фелице» очень много авторского «я», много субъективного. Поэтому создаётся ощущение не хвалебного гимна, а задушевной беседы.
Ода «Бог» была написана в 1784 году, но работу над ней поэт начал за четыре года до этого. Оду «Бог» можно назвать самым известным произведением Державина. Её перевели на 12 языков, включая японский. Существует около 8 вариантов перевода оды на немецкий язык, и 15 на французский.
Ода «Бог» – это философская ода. Вспомним, что Тредиаковский делил все оды на хвалебные и нежные. Здесь же мы видим рассуждение поэта о божественной и человеческой природе.
В первых строфах оды Державин славит Бога. Восхваляя величие божества, поэт задаётся вопросом, что есть человек в масштабе Вселенной:
Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед тобою я?
«Ничто», – отвечает себе поэт. И тут же говорит:
Ничто! – Но ты во мне сияешь
Величеством твоих доброт;
Во мне себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Где начал Ты духов небесных,
И цепь существ связал всех мной.
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь, – я раб; – я червь, – я Бог.
Человек велик и ничтожен одновременно, он создание Бога, воплощение божественного. Какой вывод делает поэт в последних строфах?
Последние строфы философской оды полны любви и благодарности к Творцу. В них же указано предназначение человека, как создания Бога:
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться
То есть мы видим, что поэт высказывает идею, характерную для эпохи Просвещения. Он говорит о необходимости совершенствовать себя, чтобы возвыситься к Богу. Ода «Бог» написана позже революционной «Фелицы». Но она полностью соответствует канонам классицизма и идеям Просвещения.
Но Державин не ограничивал своё поэтическое творчество одами. Он создавал и так называемую «лёгкую лирику», объединённую в сборник под названием «Анакреонтические песни». Стихотворение «Русские девушки», в котором описывается народный танец «бычок», входит в этот сборник. Начинается оно с обращения:
Зрел ли ты, певец Тииский!
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка?
Кто такой этот Тииский певец?
Так называли древнегреческого поэта Анакреонта. Лирика Анакреонта в основном была посвящена любви, земным радостям и наслаждениям.
Первым русским переводчиком Анакреонта был Антиох Кантемир. А Михаил Васильевич Ломоносов не только переводил стихи античного поэта, но и написал «Разговор с Анакреонтом», построенный в виде своеобразного спора с античным поэтом. К творчеству Анакреонта обращались Державин, Пушкин, Батюшков, Майков и многие другие поэты.
Державин в своих «Анакреонтических песнях», как и положено поэту-классицисту, обращается к античным реалиям. В стихотворении «Русские девушки» это упоминание античного лирика и античного же бога любви Эрота. Но при этом стихи Державина посвящены России. Он воспевает не только героев и царей, как приказывает классицизм. Поэта вдохновляют русские реалии: красота крестьянских девушек, грация народного танца.
Полный искр соколий взгляд,
Их усмешка — души львины
И орлов сердца разят? – пишет поэт о крестьянках, показывая не только внешнюю красоту девушек. У танцовщиц соколиные взгляды, полные искр, они способны сразить львиные души и орлиные сердца, то есть покорить любого мужчину.
Поэт подчёркивает их достоинства и сравнивает русскую красоту, русскую культуру с античной. Всё стихотворение представляет собой пять риторических вопросов и заключение. И к какому же выводу приходит поэт в заключении?
Коль бы видел дев сих красных,
Ты б гречанок позабыл
И на крыльях сладострастных
Твой Эрот прикован был.
Таким образом Державин утверждает превосходство русской культуры над древней античной.
Творчество Державина интересно прежде всего своей противоречивостью. С одной стороны, в нём можно увидеть следование законам классицизма и идеям Просвещения. С другой стороны, поэт легко эти законы нарушает, смешивает жанры, которые считались несовместимыми.
В предисловии «К читателям» сборника «Анакреонтические песни» Державин писал:
По любви к отечественному слову желал я показать его изобилие, гибкость, лёгкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языках едва ли находятся.