Описание предметной области
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Описание предметной области. 4
1.2 Инструменты разработки. 4
2 Проектирование системы по учёту продажи компьютерных игр. 6
2.1 Концептуальное проектирование. 6
2.2 Логическая модель данных. 8
3 Описание технологии реализации. 11
3.1 Описание интерфейса. 14
3.2 Описание запросов и представлений данных. 14
3.3 Описание отчётов. 16
3.4 Описание справочной информации. 17
5 Описание применения. 19
Список используемых источников. 26
Приложение А – Листинг программы. 26
Приложение Б – DFD диаграмма. 27
Приложение В – Связи базы данных. 28
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Интернет становиться все более развитой средой для осуществления коммуникаций с потребителями. В тоже время, существенным является и тот факт, что интернет становиться удобной и достаточно дешевой торговой площадкой.
Сегодня спектр онлайн торговли настолько обширен, что уже сложно представить, чего только нельзя купить через Интернет. Существуют Интернет-магазины канцтоваров, бытовых товаров, одежды, обуви, подарков – чего только нету. Даже продукты питания уже можно покупать в сети. И с каждым днем этот список становится все обширнее, а желающих приобретать товары через Интернет-магазины появляется больше и больше.
Не секрет, что сегодня компьютерные игры приобрели огромную популярность. И это не удивительно. Благодаря высоким технологиям и мастерству разработчиков в наши дни они настолько реалистичны, что игрок с головой окунается в виртуальный мир, словно становясь одним из героев игрового сюжета. Погружаясь в мир своих фантазий, человек отвлекается от бесконечных серых и унылых трудовых будней, забывает о проблемах, избавляется от усталости и стрессов. Сегодня покидать свой дом нет необходимости даже для того, чтобы купить игры для ПК или игровой приставки, достаточно лишь посетить магазин электронных товаров, размещенный на просторах всемирной паутины[1].
Огромное разнообразие представленных в каталоге продуктов способно удовлетворить даже самого искушенного пользователя. Здесь можно одним из первых приобрести самые интересные новинки, а также ключи активации к ним. Очень удобно также наличие различных способов оплаты. Покупку можно оплатить с помощью электронных платежей Webmoney, Яндекс.Деньги или Qiwi, почтовым переводом, банковскими картами.
В работе интернет магазина большую роль играет система управления. Система управления – информационная система или компьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом.
Преимущества системы управления:
1. Облегчение получения пользователями актуальной информации о компании;
2. Упрощение процесса продаж;
3. Сокращение расходов на службы технической, информационной поддержки.
Таким образом основной целью курсовой работы является разработка программы осуществляющей управление базой данных интернет магазина.
АНАЛИЗ ЗАДАЧИ
Описание предметной области
Интернет-магазин — сайт, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа.
Интернет-магазин обладает следующими преимуществами по сравнению с обычным магазином:
— интернет-магазин работает круглосуточно и каждый день, без перерыва на обед, без выходных и праздничных дней;
— доступ к товарам магазина имеет возможность получить любой покупатель, находящийся в любой точке планеты;
— в интернет магазин не требуется нанимать продавцов-консультантов, покупателю доступна вся подробная информация о товаре;
— интернет магазин не имеет ограничений на площадь. Можно разместить сколь угодно много товаров или описать любое количество услуг;
— срок и стоимость создания Интернет-магазина намного ниже, чем обычного магазина;
— для создания Интернет-магазина не требуется получения различных разрешений и лицензий. Его не будет проверять пожарный инспектор, санэпидемстанция и другие службы.
Электронной коммерцией называется покупка и продажа товаров, услуг или информации посредством компьютерных сетей, преимущественно Интернета. Являясь наиболее быстро развивающейся составляющей Интернет-технологий и других информационных технологий, электронная коммерция обеспечивает функциональность и новые способы ведения бизнеса, которыми невозможно пренебречь.
Электронная коммерция, безусловно, имеет большое будущее, так как электронные рынки более эффективны при создании новых товаров и услуг на основе поступающей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему земному шару.
Инструменты разработки
Для реализации программного продукта была выбрана система визуального программирования баз данных «Microsoft Access», так как она предоставляет наиболее широкие возможности для разработки приложений операционной системы «Windows».
Microsoft Access является настольной СУБД (система управления базами данных) реляционного типа. Достоинством Access является то, что она имеет очень простой графический интерфейс, который позволяет не только создавать собственную базу данных, но и разрабатывать приложения, используя встроенные средства.
В отличие от других настольных СУБД, Access хранит все данные в одном файле, хотя и распределяет их по разным таблицам, как и положено реляционной СУБД. К этим данным относится не только информация в таблицах, но и другие объекты базы данных, которые будут описаны ниже.
Для выполнения почти всех основных операций Access предлагает большое количество Мастеров (Wizards), которые делают основную работу за пользователя при работе с данными и разработке приложений, помогают избежать рутинных действий и облегчают работу неискушенному в программировании пользователю.
Особенности MS Access, отличающиеся от представления об «идеальной» реляционной СУБД.
Создание многопользовательской БД Access и получение одновременного доступа нескольких пользователей к общей базе данных возможно в локальной одноранговой сети или в сети с файловым сервером. Обычно для доступа к данным по сети с нескольких рабочих станций, файл
В плане поддержки целостности данных Access отвечает только моделям БД небольшой и средней сложности. В нем отсутствуют такие средства как триггеры и хранимые процедуры, что заставляет разработчиков возлагать поддержание бизнес логики БД на клиентскую программу.
В отношении защиты информации и разграничения доступа Access не имеет надежных стандартных средств. В стандартные способы защиты входит защита с использованием пароля БД и защита с использованием пароля пользователя. Снятие такой защиты не представляет сложности для специалиста[2].
MS Access предоставляет в распоряжение непрограммирующему пользователю разнообразные диалоговые средства, которые позволяют ему создавать приложения не прибегая к разработке запросов на языке SQL или к программированию макросов или модулей на языке VBA.
Access обладает широкими возможностями по импорту/экспорту данных в различные форматы, от таблиц Excel и текстовых файлов, до практически любой серверной СУБД через механизм ODBC.
Одним из средств программирования в Access является язык макрокоманд. Программы, созданные на этом языке, называются макросами и позволяют легко связывать отдельные действия, реализуемые с помощью форм, запросов, отчетов.
Получается что Microsoft Access это не только гибкая и простая в использовании СУБД, но и система для разработки работающих с базами данных приложений.
Информационный портал «диБит»
Слово общение происходит от слова общество. Когда люди получают удовольствие от одинаковых слов, они организуются в общество. Те, кто использует другие слова или не интересуется их значениями, изгоняются из этого закрытого общества.
Часто бывает, что невозможно изложить что-то, не опираясь на какие-то базовые и однозначно понимаемые всеми термины (понятия). В таких случаях сначала нужно определить всю необходимую терминологию (предоставить описание предметной области), а только затем приступать к изложению.
В документах, в которых очень важно однозначно понимать слова, часто используется раздел «Терминология». В спецификациях или технических заданиях, в которых читателя сначала знакомят с чем-либо, обычно используют раздел «Предметная область» или «Описание предметной области». Также существует прием и без создания специального раздела, в таком случае автор приводит все необходимые понятия в начале основной части документа.
Если вы пишете документ, в котором однозначное понимание слов крайне важно, то, без сомнения, создавайте раздел с определениями слов. Я предпочитаю полную ясность и поэтому определяю терминологию всегда, когда это уместно.
Примеры неудачных определений
Обращаю внимание, что для некоторых аудиторий, даже эти определения могут быть удачными и достаточными.
Примеры правильных определений
Пример правильных определений без создания специального раздела
Прежде чем начать предлагаю разобраться в понятиях «жизнь» и «существование».
Обращаю внимание, что для некоторых аудиторий, эти определения могут быть неудачными.
Представленное ниже описание предметной области используется при моделировании бизнес-процессов, а также при разработке программного обеспеченья. К сожалению, здесь я не буду объяснять правила построения таких диаграмм (подробнее об этой графической нотации см. UML).
Для лучшего понимания предметной области диаграмма дополняется описанием.
Заказчик
Атрибут | Тип | Описание |
Название | Строка (30)* | Сокращенное наименование заказчика |
Юр. название | Строка (70)* | Юридическое наименование заказчика |
Контакты | Текст* | Контактные лица и контактная информация |
Дополнительно | Текст | Дополнительная информация о заказчике |
Продукт
Экземпляр
Один и тот же продукт может иметь несколько копий и размещаться на разных площадках (на площадке разработчика, на площадке тестировщика, на демонстрационной площадке и т.д.). Каждая такая копия продукта называется Экземпляром.
Описание предметной области
Содержание
1. Исследовательская часть. 8
1.1. Постановка задачи. 8
1.2. Описание предметной области. 9
2. Конструкторско-технологическая часть. 11
2.1. Проектирование программного продукта. 12
2.2. Выбор средств разработки. 16
2.3. Разработка программного продукта. 20
2.4. Тестирование и отладка программного продукта. 25
Список использованных источников. 34
Приложение А Программный код. 35
Введение
В разработке сайтов принимает участие большое количество людей – программисты, веб-дизайнеры и другие. Вначале веб-дизайнер создаёт дизайн будущего сайта, учитываются пожелания заказчика, цель сайта и его предполагаемая аудитория. Подбираются подходящие шрифты, картинки, расположение объектов. После наступает очередь работы верстальщика. Он работает с готовым дизайном, оптимизируя его под различные брузеры. Далее следует программирование. Программист создает структуру сайта с нуля, это делается с помощью языка программирования. Готовый сайт, наполняется информацией. Также существуют различные люди, которые раскручивают, оптимизируют сайт, размещают его в интернет-каталогах, распространяют рекламу вашего сайта и т. п.
Самый первый сайт в мире был создан в 1991 году 6 августа. Автором сайта был Тим Бернерс-Ли. Первой инфомацией, опубликованной на этом сайте было описание новой технологии World Wide Web.
По доступности сайты делятся на:
· открытые – все сервисы полностью доступны для любых посетителей и пользователей;
· полуоткрытые – для доступа необходимо зарегистрироваться;
· закрытые – полностью закрытые служебные сайты организаций, личные сайты частных лиц. Такие сайты доступны для узкого круга пользователей. Доступ новым пользователям обычно даётся через приглашения.
По физическому расположению сайты делятся:
· общедоступные сайты сети Интернет;
· локальные сайты – доступны только в пределах локальной сети. Это могут быть как корпоративные сайты организаций, так и сайты частных лиц в локальной сети провайдера.
По схеме представления информации, её объёму и категории решаемых задач можно выделить следующие типы веб-ресурсов:
1. интернет-портал – многокомпонентная разветвлённая структура, скомпонованная из функционально самодостаточных сайтов самостоятельных организаций или подразделений корпоративной структуры.
2. информационные ресурсы:
· тематический сайт – сайт, предоставляющий специфическую узкотематическую информацию по какой-либо теме;
· тематический портал – это очень большой веб-ресурс, который предоставляет исчерпывающую информацию по определённой тематике. Порталы похожи на тематические сайты, но дополнительно содержат средства взаимодействия с пользователями и позволяют пользователям общаться в рамках портала (форумы, чаты) – это среда существования пользователя.
· сайт-визитка – содержит самые общие данные о владельце сайта. Вид деятельности, история, прайс-лист, контактные данные, реквизиты, схема проезда. Специалисты размещают своё резюме. То есть подробная визитная карточка;
· представительский сайт – так иногда называют сайт-визитку с расширенной функциональностью: подробное описание услуг, портфолио, отзывы, форма обратной связи и т. д.;
· корпоративный сайт – содержит полную информацию о компании-владельце, услугах/продукции, событиях в жизни компании;
· каталог продукции – в каталоге присутствует подробное описание товаров/услуг, сертификаты, технические и потребительские данные, отзывы экспертов и т. д. На таких сайтах размещается информация о товарах/услугах, которую невозможно поместить в прайс-лист;
· интернет-магазин – сайт с каталогом продукции, с помощью которого клиент может заказать нужные ему товары. Используются различные системы расчётов: от пересылки товаров наложенным платежом или автоматической пересылки счета по факсу до расчётов с помощью пластиковых карт;
· промо-сайт – сайт о конкретной торговой марке или продукте, на таких сайтах размещается исчерпывающая информация о бренде, различных рекламных акциях;
· сайт-квест – интернет-ресурс, на котором организовано соревнование по разгадыванию последовательно взаимосвязанных логических загадок.
4. веб-сервис – сайт, созданный для выполнения каких-либо задач или предоставления услуг в рамках сети WWW:
· почтовый сервис например;
· файлообменный пиринговый сервис;
· облачное хранилище данных;
· сервис редактирования данных;
· комбинированные веб-сервисы (Социальные сети);
· комбинированные веб-сервисы (Специализированные социальные сети).
Цель данного веб-сайта – распространение математических наук. Проект позволит школьникам, студентам и всем тем, кто в какой-то степени вынужден время от времени сталкиваться с математикой, узнать, что эта наука может быть не только полезной, но и интересной.
Название «Веселая математика», данное веб-сайту, полностью отражает его тематическую направленность. Для многих удивительным является тот факт, что математика может быть увлекательной, но это действительно так. Наш проект призван показать всю достоверность данного утверждения.
Исследовательская часть
Постановка задачи
Многие часто задаются вопросом, зачем нужна математика? Нередко сам факт того, что эта дисциплина входит в обязательную программу университетов и школ, ставит людей в недоумение. Это недоумение выражается следующим частым стереотипом: зачем человеку, чья будущая (нынешняя) профессия не будет связана с ведением расчетов и применением математических методов, знать математику? Как это может пригодиться в жизни? Таким образом, большое количество людей не видят никакого смысла для себя в освоении этой науки.
Цель проекта – вызвать в пользователях сайта интерес к такой увлекательной и всеобъемлющей дисциплине как математика, показать причины, по которым следует изучать данную науку, и, возможно, посвятить ей всего себя. Именно это послужило толчком к созданию сайта «Веселая математика».
С технчиской стороны, сайт должен иметь интуитивно понятный интерфейс, легкий и непримичательный дизайн, «чистый» код. Некоторые его элементы будут функционировать при помощи JavaScript. Важной частью разработки является создание форм аутентификации и обратной связи.
Описание предметной области
Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — система электронных документов (файлов данных и кода) частного лица или организации в компьютерной сети под общим адресом.
Самый первый сайт в мире был создан в 1991 году 6 августа. Автором сайта был Тим Бернерс-Ли. Первой информацией, опубликованной на этом сайте было описание новой технологии World Wide Web.
В наше время сайт может являться визитной карточкой предприятия, фирмы, вашим портфолио. Также существуют Интернет-магазины, файлообменники, социальные сети (такие как vkontakte.ru, odnoklassniki.ru и др.), онлайн-сервисы. С помощью сайта можно распространять информацию, быстро её корректировать. Таким образом, люди, посетившие ваш сайт, будут обладать самыми последними данными. При помощи сайта вы имеете возможность донести огромное количество информации до людей. Никакой другой масс-медиа не способен дать такого ошеломляющего эффекта. В газете вы ограничены количеством символов и местом для печати, рекламу на радио можно не расслышать или неправильно записать\запомнить информацию. Имея собственный сайт, вы практически не ограничены в размерах публикуемой информации. Сайт доступен 24 часа в сутки 7 дней в неделю, поэтому все желающие могут получить к нему доступ.
Основная задача почти любого сайта – доносить информацию до пользователей и потенциальных клиентов. В последнее время всё больше и больше людей пользуются интернетом, читают новости, общаются и работают в интернете. Поэтому телефонная связь, газеты, телевидение отходят на второй план. Огромное количество людей ищет всю нужную им информацию в сети. Поэтому, имея свой сайт, вы будете ближе к потребителям.
Примеры описания предметной области
Пример 1. Пусть требуется разработать информационную систему для компании, которая занимается издательской деятельностью. База данных создаётся для информационного обслуживания редакторов, менеджеров и других сотрудников компании и должна содержать данные о сотрудниках компании, книгах, авторах, финансовом состоянии компании и предоставлять возможность получать разнообразные отчёты.
В соответствии с предметной областью система строится с учётом следующих особенностей: каждая книга издаётся в рамках контракта; книга может быть написана несколькими авторами; контракт подписывается одним менеджером и всеми авторами книги; каждый автор может написать несколько книг (по разным контрактам); порядок, в котором авторы указаны на обложке, влияет на размер гонорара; если сотрудник является редактором, то он может работать одновременно над несколькими книгами; у каждой книги может быть несколько редакторов, один из них – ответственный редактор; каждый заказ оформляется на одного заказчика; в заказе на покупку может быть перечислено несколько книг.
Каждая издающаяся книга, характеризуется следующими параметрами: авторы, название, тираж, дата выхода, цена одного экземпляра, общие затраты на издание, авторский гонорар.
Об авторах книг необходимо иметь следующую информацию: фамилия, имя, отчество, РНН, паспортные данные, домашний адрес, телефоны. Для авторов необходимо хранить сведения о написанных книгах.
О каждом сотруднике издательства хранятся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, табельный номер, пол, дата рождения, паспортные данные, РНН, должность, оклад, домашний адрес и телефоны. Для редакторов необходимо хранить сведения о редактируемых книгах; для менеджеров – сведения о подписанных контрактах.
Для отражения финансового положения компании в системе нужно учитывать заказы на книги. Для заказа необходимо хранить номер заказа, заказчика, адрес заказчика, дату поступления заказа, дату его выполнения, список заказанных книг с указанием количества экземпляров.
Система создаётся для обслуживания следующих групп пользователей: администрация (дирекция); менеджеры; редакторы; сотрудники компании, обслуживающие заказы.
Пользователи должны иметь возможность информационной поддержки базы данных: ведение базы данных (запись, чтение, модификация, удаление в архив); обеспечение логической непротиворечивости базы данных; обеспечение защиты данных от несанкционированного или случайного доступа (определение прав доступа).
Также пользователи базы данных должны иметь возможность: получить список всех текущих проектов (книг, находящихся в печати и в продаже); получить список редакторов, работающих над книгами; получить полную информацию о книге (проекте); получить сведения о конкретном авторе (с перечнем всех книг); получить информацию о продажах (по одному или по всем проектам); определить общую прибыль от продаж по текущим проектам; определить размер гонорара автора по конкретному проекту.
Пример 2. Пусть требуется разработать информационную систему для автоматизации учета получения и выдачи книг в библиотеке. Система должна предусматривать режимы ведения системного каталога, отражающего перечень областей знаний, по которым имеются книги в библиотеке. Внутри библиотеки области знаний в систематическом каталоге могут иметь уникальный внутренний номер и полное наименование. Каждая книга может содержать сведения из нескольких областей знаний. Каждая книга в библиотеке может присутствовать в нескольких экземплярах.
Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, характеризуется следующими параметрами: уникальный шифр; название; фамилии авторов (могут отсутствовать); место издания (город); издательство; год издания; количество страниц; стоимость книги; количество экземпляров книги в библиотеке. Книги могут иметь одинаковые названия, но они различаются по своему уникальному шифру (ISBN).
В библиотеке ведется картотека читателей. На каждого читателя в картотеку заносятся следующие сведения: фамилия, имя, отчество; домашний адрес; телефон (будем считать, что у нас два телефона — рабочий и домашний); дата рождения. Каждому читателю присваивается уникальный номер читательского билета. Каждый читатель может одновременно держать на руках не более 5 книг. Читатель не должен одновременно держать более одного экземпляра книги одного названия.
Каждая книга в библиотеке может присутствовать в нескольких экземплярах. Каждый экземпляр имеет следующие характеристики: уникальный инвентарный номер; шифр книги, который совпадает с уникальным шифром из описания книг; место размещения в библиотеке.
В случае выдачи экземпляра книги читателю в библиотеке хранится специальный вкладыш, в котором должны быть записаны следующие сведения: номер билета читателя, который взял книгу; дата выдачи книги; дата возврата.
Предусматриваются следующие ограничения на информацию в системе: Книга может не иметь ни одного автора; в библиотеке должны быть записаны читатели не моложе 17 лет; в библиотеке присутствуют книги, изданные начиная с 1960 по текущий год; каждый читатель может держать на руках не более 5 книг; каждый читатель при регистрации в библиотеке должен дать телефон для связи; каждая область знаний может содержать ссылки на множество книг, и каждая книга может относиться к различным областям знаний.
С данной информационной системой должны работать следующие группы пользователей: библиотекари; читатели; администрация библиотеки.
При работе с системой библиотекарь должен иметь возможность решать следующие задачи: принимать новые книги и регистрировать их в библиотеке; проводить каталогизацию книг; проводить списание старых и не пользующихся спросом книг; вести учет выданных книг читателям; проводить списание утерянных читателем книг; проводить закрытие абонемента читателя,
Читатель должен иметь возможность решать следующие задачи: просматривать системный каталог; по выбранной области знаний получить полный перечень книг, находящихся библиотеке; для выбранного автора получить список книг, которые числятся в библиотеке.
Администрация библиотеки должна иметь возможность получать сведения о должниках—читателях библиотеки; сведения о книгах, которые не являются популярными, т. е. ни один экземпляр которых не находится на руках у читателей; сведения о стоимости конкретной книги, для того чтобы установить возможность возмещения стоимости утерянной книги или возможность замены ее другой книгой; сведения о наиболее популярных книгах, то есть таких, все экземпляры которых находятся на руках у читателей.
Эти примеры показывают, что перед началом разработки необходимо иметь точное представление о том, что же должно выполняться в нашей системе, какие пользователи в ней будут работать, какие задачи будет решать каждый пользователь. К сожалению, часто по отношению к базам данных считается, что все можно определить потом, когда проект системы уже создан. Отсутствие четких целей создания базы данных может свести на нет все усилия разработчиков, и проект получится плохим, неудобным, не соответствующим ни реально моделируемому объекту, ни задачам, которые должны решаться с использованием данной базы данных.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет