Ответ на требование налоговой о предоставлении документов
Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Ответ на требование налоговой о предоставлении документов
Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Рассказываем, как правильно оформить ответ на требование ИФНС о предоставлении документов и что грозит организации, если проигнорировать просьбу налоговиков.
Почему налоговая выставляет требование о предоставлении документов?
Фискалы, проводящие мероприятия налогового надзора имеют право требовать документы как у проверяемого субъекта, так и у его контрагентов. Запросить информацию могут и у третьих лиц, которые, по мнению инспекторов, обладают необходимыми сведениями.
Таким образом, налоговики проверяют полноту и правильность начисления и уплаты налогов, отслеживают реальность и экономическую целесообразность сделок, анализируют возможность извлечения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды.
Требование составляется на бланке установленной формы (приложение № 17 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@) и должно содержать все необходимые сведения, чтобы налогоплательщик мог четко идентифицировать, какие именно документы нужно представить и по какой причине.
Какие документы могут потребовать инспекторы
НК РФ не уточняет, какие виды документов могут требовать контролеры у налогоплательщиков. Статьи кодекса содержат лишь обтекаемые формулировки: «документы относительно конкретной сделки», «необходимые для проведения проверки документы», и т. д. Поэтому контролеры самостоятельно решают, какую именно документацию запросить в каждом отдельном случае.
Например, при камеральной проверке декларации НДС с заявленным возмещением, обычно требуют счета-фактуры и иные документы, свидетельствующие о правомерности вычетов.
При выездной проверке могут быть запрошены любые документы в пределах проверяемого периода и налога, включая регистры учета, первичную документацию (счета, договоры, накладные, банковские выписки) и пр.
Если фискалов интересуют сведения о контрагенте (встречная проверка) или определенной сделке, могут запрашивать: договор с конкретным субъектом и дополнительные соглашения к нему, счета, акты, товарные накладные, таможенные декларации, счета-фактуры и т. д.
Срок представления документов по требованию налоговой
Если компания должна представить контролерам свои документы в рамках проверки или документацию об определенной сделке – срок направления ответа 10 дн.
Передать документы с данными по контрагенту или сообщить, что таковые отсутствуют, нужно не позже, чем через 5 дн.
Как написать ответ на требование налоговой о предоставлении документов?
Ответ на запрос контролеров составляется в произвольной форме, ведь по большому счету — это просто сопроводительное письмо к представляемой документации.
То есть в тексте ответа указывается, что налогоплательщик выполняет конкретный запрос инспекторов, а также перечисляет, какие именно документы передаются, и в каком количестве. Если в требовании ИФНС были прописаны дополнительные вопросы, то в ответ включаются пояснения по каждому из них.
Образец ответа на требование
К сопроводительному письму прикладываются запрошенная документация в виде заверенных копий. Если компания представляет документы в бумажной форме, то допускается заверение как каждой отдельной копии, так и целиком прошитой пачки однородных документов (пачек, если документации очень много). Общий объем каждой прошивки не должен превышать 150 листов.
Наши эксперты обращают внимание, что пояснения в налоговую могут быть направлены в бумажном или электронном виде по ТКС. Правда, есть исключение. Речь идет о пояснениях, которые инспекторы просят представить в рамках камеральной проверки декларации по НДС. Данные пояснения направляются исключительно в электронной форме. Решите сдать на бумаге — налоговики будут считать, что объяснения не представлены ( ст. 88 НК РФ).
Клиенты 1С-WiseAdvice могут в кратчайшие сроки подготовить ответ на запрос налогового органа благодаря уникальной технологии обработки первичной документации «Процессинг». Все поступающие оригиналы документов сразу сканируются и хранятся в электронной базе данных, что многократно облегчает доступ к нужным сведениям и способствует их сохранности.
В случаях, когда налогоплательщик не располагает запрошенными документами, просит отсрочку по их подготовке или не может предоставить сведения по каким-либо причинам, в налоговый орган подается уведомление по установленной форме (приложение № 1 к приказу ФНС от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@).
Что будет, если не отправить ответ?
У законопослушного предприятия, получившего требование контролеров, есть всего 3 варианта действий:
Неисполнение запроса инспекторов карается штрафами по ст. 126 НК РФ. Положения п. 1 этой статьи распространяются на предприятия, вовремя не подавшие сведения в отношении самих себя (200 руб. за каждый несданный документ), а п. 2 применяется, если налогоплательщик не ответил на запрос ИФНС о конкретной сделке или контрагенте (10 000 руб.).
Пункт 2 ст. 126 НК РФ никак не разграничивает ответственность налогоплательщика в зависимости от того, представил ли он документацию частично или не подал совсем. Поэтому даже неподача 1 документа из затребованного списка дает налоговикам право взыскать с виновного полную сумму штрафа.
Должностным лицам компании также может грозить административный штраф (до 500 руб.). Обычно санкции налагаются на руководителя организации. Но, если в штате предприятия есть главбух (бухгалтер), и в его должностной инструкции четко прописано, что именно он несет ответственность за неподачу сведений налоговым органам, то штраф с высокой долей вероятности придется платить уже штатному сотруднику (решение ВС РФ от 09.03.2017 № 78-АД17-8).
Что будет, если запрошенных документов нет?
Итак, ответить налоговикам нужно обязательно. А что, если запрошенные документы должны быть у компании, но их нет? С высокой долей вероятности такого безответственного налогоплательщика ждет выездная проверка.
И если документация была утеряна, уничтожена до истечения установленных сроков хранения или не оформлялась совсем — компанию ждут серьезные неприятности:
ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать
Законодатель наделил налоговых инспекторов достаточно широкими полномочиями в части истребования у организаций и предпринимателей различных документов и сведений. И в последнее время инспекторы используют эти полномочия, что называется, по полной: налогоплательщикам постоянно поступают различные запросы о представлении документов и информации. Но далеко не всегда такие требования законны. В каких случаях налоговики могут запросить у проверяемого налогоплательщика документы и пояснения? Что именно может потребовать ИФНС в той или иной ситуации? Нужно ли отвечать на запросы в отношении «старых» деклараций? Ответы на эти вопросы — в нашей сегодняшней статье.
Запросы при проверках и вне проверок
Ситуации, когда у налоговых инспекторов появляется право запросить у организации или предпринимателя какие-либо документы или информацию, можно разделить на две большие группы. Во-первых, подобные полномочия возникают у ИФНС при осуществлении проверок (выездных или камеральных) налогоплательщика, которому направлен запрос.
Во-вторых, налоговики могут потребовать документы (информацию) у организаций или ИП, в отношении которых никаких проверок не назначено. Это возможно, если документы потребовались в ходе проверки контрагента, который связан с адресатом запроса. Кроме этого, документы могут быть истребованы вне рамок какой-либо проверки, если они касаются определенной сделки, в отношении которой у ИФНС возникли сомнения.
Сегодня мы подробно разберем вопросы, связанные с законностью требований, предъяв-ляемых инспекторами в рамках налоговых проверок. А «внепроверочным» запросам будет посвящена вторая статья цикла.
Требования при выездных проверках
Начнем с требований, предъявляемых налогоплательщикам, в отношении которых проводятся выездные налоговые проверки (ВНП). Поскольку такими проверками охватывается небольшой процент организаций и предпринимателей, то и соответствующие требования выставляются нечасто. Но именно в рамках ВНП налоговики могут запросить у налогоплательщиков самый широкий перечень документов.
Казалось бы, выездная проверка предполагает, что инспекторы присутствуют на территории налогоплательщика, и поэтому могут сами взять любые нужные им бумаги. Однако, как правило, ВНП сопровождается большим количеством запросов о представлении документов. Подобные требования выставляются в рамках статьи 93 НК РФ, которая не ограничивает налоговиков ни в количестве подобных запросов, ни в перечне истребуемых документов, сведений и информации. Что это означает на практике?
Минфин России разъяснил, что в порядке статьи 93 НК РФ у налогоплательщика могут быть запрошены любые документы, и в том числе те, которые не предусмотрены налого-вым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете (письма от 14.10.13 № 03-06-06-01/42704 и от 05.08.08 № 03-02-07/1-336). Также есть судебные решения, из которых следует, что в рамках ВНП можно истребовать как документы, составленные по установленным формам, так и дополнительные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления налога (в т.ч. в виде расчетов, таблиц, справок). В качестве примера такого решения приведем постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.07.06 № А33-31096/05-Ф02-3658/06-С1.
Таким образом, если в ходе выездной проверки налогоплательщику поступило требование о представлении документов, то его придется исполнить. Но сначала нужно удостовериться в правильности оформления самого требования. В частности, необходимо убедиться, что оно исходит от той инспекции, которая организовала данную проверку, адресовано именно тому налогоплательщику, в отношении которого проводится ВНП, и содержит ссылку на статью 93 НК РФ. Также нужно проверить, подписано ли требование должностным лицом ИФНС (это может быть начальник инспекции или его заместитель, либо любой из инспекторов, указанных в решении о проведении ВНП). И, наконец, важно, чтобы требование содержало информацию, позволяющую идентифицировать те документы (сведения), которые нужно подготовить.
Требования при камеральных проверках
При камеральных проверках налоговики уже не могут запросить любые документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Дело в том, что полномочия инспекторов по направлению таких требований ограничены положениями статьи 88 НК РФ, которые регулируют процедуру «камералки».
Так, согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ в ходе камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, прямо предусмотренных данной статьей. Отметим, что таких случаев «набегает» почти два десятка (даже если не принимать во внимание достаточно редкие ситуации с запросом документов у организаций, работающих с «русским дьюти-фри», и инвестиционных товариществ). Для удобства мы свели в таблицу наиболее частые основания для направления требований в рамках «камералок».
Ситуация
Что может потребовать ИФНС
Норма НК РФ
Примечание
Выявлены ошибки в декларации (расчете)
уточненную декларацию (уточненный расчет)
Данное право есть у ИФНС при проверке любых деклараций и расчетов.
Суть выявленных ошибок, противоречий или несоответствий значения не имеет. Также не важно, приводят ли они к занижению суммы налога по декларации (расчету).
Отметим, что справка 2-НДФЛ не является декларацией (расчетом). Следовательно, при ее проверке налоговики не могут потребовать пояснений или корректирующей справки 2-НДФЛ.
Выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в декларации (расчете)
Выявлены противоречия между декларацией (расчетом) и представленными с ней (с ним) документами
Выявлено несоответствие между представленными сведениями (данными декларации, расчета, приложенных документов) и данными, которые есть у ИФНС
В декларации (расчете) заявлен убыток
Пояснения, обосновывающие размер убытка
Представлена «уточненка» с суммой налога к уменьшению
Пояснения, обосновывающие изменение показателей
Период, за который подана «уточненка», значения не имеет.
«Уточненка» представлена спустя два года со дня окончания срока сдачи отчетности
Документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях, и регистры налогового учета, где отражены показатели до и после изменений
Документы и регистры могут быть истребованы, если в «уточненке» заявлена сумма налога к уменьшению или увеличен убыток.
В декларации заявлены льготы
Пояснения об операциях (имуществе), по которым применены льготы, и (или) документы, подтверждающие право на льготы
В части НДС под льготу подпадают не все операции, указанные в статье 149 НК РФ, а только те из них, где говорится о конкретных группах налогоплательщиков (столовые образовательных организаций, медицинские организации и т.п.). Такие «льготные» категории налогоплательщиков перечислены в подп. 2, 4-7, 7.1, 12.1, 12.2, 14, 14.1, 16.1, 17, 17.2, 20 и 32 п. 2, подп. 1-5, 7, 11, 13-16, 18, 20, 23.1, 27, 29, 30 и 33 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Остальные операции, перечисленные в статье 149 НК РФ, не подпадают под льготу. Например, операции по предоставлению займов или реализация программного обеспечения на основании лицензионных договоров. В этих случаях налоговики не могут истребовать подтверждающие документы.
В декларации по НДС заявлено возмещение
Документы, подтверждающие право на вычеты
Речь идет о ситуации, когда сумма вычетов больше суммы НДС по реализации (только в этом случае на основании ст. 176 НК РФ появляется право на возмещение налога).
В декларации по НДС имеются противоречия между сведениями об операциях
Любые документы, относящиеся к соответствующим операциям
Требование может быть направлено, если противоречия или несоответствия безусловно говорят о занижении суммы НДС, подлежащей уплате, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению.
Сведения об операциях в декларации по НДС не соответствуют данным о тех же операциях, которые переданы в ИФНС другими налогоплательщиками
В декларации по акцизам заявлены вычеты в связи с возвратом реализованных подакцизных товаров
Документы, подтверждающие возврат товаров
В расчете по страховым взносам применены пониженные тарифы
Документы, подтверждающие право на применение пониженных тарифов
В расчете по страховым взносам отражены суммы, не облагаемые взносами
Документы, подтверждающие обоснованность отражение таких сумм
В декларации по налогу на прибыль заявлен инвестиционный вычет
Документы, подтверждающие право на вычет
Представлена декларация по земельному, водному налогу или НДПИ
Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налога
Декларация (расчет) представлена организацией — участником регионального инвестиционного проекта, которая пользуется соответствующими льготами
Документы, подтверждающие соответствие показателей реализации проекта требованиям к таким проектам и (или) их участникам
Повторим, что в силу прямого указания пункта 7 статьи 88 НК РФ, перечень оснований для выставления требований в рамках «камералок» является закрытым (большинство оснований мы привели в таблице). В иных ситуациях, которые могут возникнуть во время камеральных проверок, налоговики не вправе направлять запросы о представлении документов или требовать пояснений. Если это все же происходит, то подобные запросы яв-ляются незаконными.
Следовательно, их можно не исполнять, не опасаясь привлечения к налоговой ответственности. Такие разъяснения давал как Минфин России (письмо от 02.03.17 № 03-02-07/1/12009, см. «Минфин: налоговики не вправе требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на применение пониженных налоговых ставок»), так и ФНС России (письмо от 22.02.17 № ЕД-4-15/3411 и п. 7.7 письма от 17.07.13 № АС-4-2/12837). Аналогичной позиции придерживаются и судьи (постановле-ния Президиума ВАС РФ от 08.04.08 № 15333/07, Арбитражного суда Московского округа от 01.06.16 № Ф05-5927/2016).
Запросы по «старым» декларациям
Отдельно остановимся на вопросе о том, надо ли отвечать на требования налоговиков о предоставлении пояснений, документов и информации по декларациям (расчетам), поданным за прошлые периоды. В последнее время налогоплательщики все чаще стали получать такие запросы. Однако далеко не всегда они являются законными. Объясним почему.
Как мы помним, налоговики могут направлять требования, о которых говорится в статье 88 НК РФ (основные из них перечислены в нашей таблице), только в рамках камеральной проверки. А, согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ, такая проверка в общем случае осуществляется в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком деклара-ции (расчета).
Соответственно, инспекция не может проводить камеральную проверку декларации за пределами указанного трехмесячного срока. И, следовательно, по истечении этого срока налоговики не должны требовать у налогоплательщика пояснения или документы в по-рядке, установленном статьей 88 НК РФ (письма Минфина России от 18.02.09 № 03-02-07/1-75 и от 24.11.08 № 03-02-07/1-471). Этот вывод поддерживают и судьи (постановления Президиума ВАС РФ от 17.11.09 № 10349/09 и ФАС Московского округа от 26.11.10 № КА-А40/14322-10).
Вместе с тем, нужно учитывать следующее. Тот факт, что ИФНС работает с декларациями по истечении срока «камералки», сам по себе нарушением не является. Ведь в статье 82 НК РФ среди методов налогового контроля названа проверка данных отчетности. И никаким сроком этот вид налогового контроля не ограничен.
Более того, в рамках такого мероприятия налогового контроля инспекторы могут потре-бовать представить «уточненки», и в том числе по «старым» декларациям, в отношении которых истекли сроки камеральной проверки. Это право налоговиков вытекает из подпункта 8 пункта 1 статьи 31 НК РФ. В нем сказано, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
Таким образом, если, осуществляя мероприятия налогового контроля, связанные с проверкой данных отчетности, инспекторы выявили нарушения законодательства о налогах и сборах, то они вправе потребовать от налогоплательщика устранения данных нарушений. И, в частности, могут потребовать представить уточненную налоговую декларацию (постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.10.14 по делу № А51-37897/2013 и ФАС Северо-Западного округа от 29.03.06 по делу № А56-11128/2005). Но вышеуказанная норма подпункта 8 пункта 1 статьи 31 НК РФ не дает налоговикам права запросить у налогоплательщика пояснения и документы вне рамок проверки (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.09.14 по делу № А03-18421/2013).
Если в подобной ситуации инспекторам необходимо получить именно пояснения, то им придется направить налогоплательщику уведомление о вызове в инспекцию для дачи пояснений. Основанием для этого является норма подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Эта норма позволяет вызывать налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Каких-либо ограничений по времени совершения операций, в отношении которых инспекция планирует получить такие пояснения, налоговое законодательство не содержит. При этом вызов в ИФНС для дачи пояснений возможен и вне рамок проверки (письмо ФНС России от 21.11.13 № ЕД-3-2/4395@, см. «ФНС проинформировала о полномочиях налоговиков во время приостановления выездной проверки»). Правомерность такой позиции подтверждена в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.01.14 по делу № А78-6657/2013 и ФАС Дальневосточного округа от 23.11.12 № Ф03-4485/2012 по делу № А51-7538/2012 (оба дела ВАС РФ отказался пересматривать в порядке надзора), Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.14 по делу № А67-7552/2013.
Что касается истребования у налогоплательщиков в ходе проверок «старых» деклараций каких-либо иных документов (кроме «уточненок»), то такой возможности у инспекторов нет. Чтобы получить такие документы, налоговикам необходимо назначить выездную налоговую проверку организации по соответствующему налогу и за соответствующий период. Запрос о представлении документов, направленный в рамках проверки отчетности за прошлые периоды, можно не исполнять, так как он является незаконным (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Обратите внимание: облегчить и ускорить процесс пересылки документов в инспекцию можно с помощью специальных сервисов, например, веб-сервиса «Коннектор Контур.Экстерн». Он дает возможность направить налоговикам десятки тысяч электронных документов единовременно, при этом в час уходит примерно 9 тысяч документов. Через «Коннектор» можно передавать в ИФНС любые электронные документы, созданные по утвержденным форматам (например, счета-фактуры, накладные ТОРГ-12 и проч.), а также скан-образы любых документов, созданных на бумажном носителе: актов, договоров, пла-тежек и др.
В потоке тревожных вестей. Готовим ответ на требование из налоговой
Требования из налоговой – уже не новость, а, к сожалению, привычный процесс. На самом деле даже уже и не удивление. А какая-то безразличная усталость, огорчение и злость. Ну ж сколько ж можно ж? ((
Опять придется как минимум неделю всей бухгалтерии скакать у постанывающих ксероксов или подпихивать тонны документов в измученные сканеры. Бесит.
Итак, требование, увы, получено.
Чек-лист. Что проверить и как действовать
Шаг 1. Убедитесь, что требование направлено именно вам
Откройте электронное требование и прочтите его. Убедитесь, что, во-первых, электронный документ открывается, файл не «битый» и читаем, а во-вторых, что требование направлено не ошибочно и в адрес именно вашей компании.
Шаг 2. Оценка правомерности и законности
Нормы налогового права дают возможность налоговикам затребовать у компании или индивидуального предпринимателя документы как в рамках проведения налоговых проверок, так и вне рамок проверок.
Оцените в рамках какой контрольной процедуры выставлено требование.
Как в отношении вашей компании, так и в отношении контрагентов документы могут быть истребованы:
1) непосредственно в ходе проверки, 2) при проведении доп.мероприятий, 3) вне рамок налоговой проверки. При этом вне рамок налоговой проверки могут быть затребованы документы или информация по конкретной сделке.
От вида контрольной процедуры зависит и срок представления документов:
Шаг 3. Узнайте, кто под прицелом
Уточните в отношении кого налоговая проводит налоговый контроль – в отношении вашей компании или вашего контрагента (встречная проверка).
В случае встречной проверки вы получите требование из своей инспекции ( по месту учета вашей компании) с приложением копии поручения из инспекции контрагента, в которой указана причина запроса с перечнем документов. Этот порядок определен п.3, 4 статьи 93.1 Налогового кодекса: чужая инспекция должна направить в ИФНС по месту учета вашей компании поручение об истребовании документов, и уже ваша ИФНС пришлет вам требование с копией поручения.
При встречной проверке обязательно свяжитесь с контрагентом, уточните детали и обсудите действия. Это важно! Можете узнать много неожиданного и полезного.
Если у вас нет документов или сведений, запрошенных по контрагенту или сделке, – не позднее следующего дня после получения требования отправьте об этом уведомление в свою инспекцию.
Шаг 4. Пояснение или документы
Уточните – что от вас требуется – пояснение или представление документов. Быть может и то и другое. Но если в требовании не указан перечень документов – значит, достаточно пояснений.
Пояснения требуются, как правило, в рамках камеральной проверки при обнаружении в отчетности ошибок или противоречий. В этом случае в требовании должны быть указаны те ошибки и несоответствия, которые вам следует прояснить. Особый порядок пояснений установлен для НДС.
Сформируйте квитанцию о получении и отправьте в налоговую.
Срок подтверждения, что требование вами получено – 6 рабочих дней со дня отправки требования налоговым органом. Если этого не сделать – могут заблокировать счет.
Датой получения требования, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день со дня отправки указанного письма.
Шаг 6. Оцените «масштаб бедствия»
Определите состав и объем истребованных документов. Это важно для определения реальной возможности представить их в налоговую в установленный срок и действий вашего реагирования.
Как правило, весь перечень затребованных документов можно разделить на четыре группы:
Первая: документы, которые вы ранее представляли в налоговую по запросам.
Отлично! Потому что запрашивать их повторно инспектор не вправе. Эта новая норма работает с 3 сентября 2018 года.
Сообщите инспекторам реквизиты сопроводительного письма, к которому прилагались копии, и наименование ИФНС, куда документы направляли.
Из этого правила есть два исключения. Инспекторы вправе снова запросить документы, если: 1) раньше вы сдавали подлинники документов, и инспекция их вернула; 2) если ранее представленные в инспекцию копии, были утрачены из-за форс-мажорных обстоятельств или действий непреодолимой силы. (например, случился пожар!!).
Вторая: документы, которыми вы уже обменивались с налоговой.
Это обязательная отчетность, квитанции, протоколы о ее приеме – те, которые хранятся как в вашей базе данных, так и в информационном ресурсе налогового органа. Зачастую налоговая запрашивает и их, не утруждая себя поиском. Их инспектор может найти самостоятельно.
Об этом тоже следует указать в сопроводительном письме. «Документы…. были своевременно направлены в ИФНС по ТКС ( или заказным письмом от…) и приняты налоговым органом в установленном порядке.» Как-то так.
Кроме того, есть опасность, что заполненные вами таблицы будут приобщены к материалам проверки (выездной, камеральной, углубленной, тематической), могут даже быть включены в виде фрагмента в акт проверки, использованы как доказательство нарушения или вашей неблагонадежности. Для какой цели эти таблицы? Каким смыслом наполнено их содержание и какие выводы будут сделаны по представленным вами показателям? Правильно ли вы их поняли и заполнили? Вы верно истолковали запрос? А может это негативная информация? Опасное соотношение или отрицательная динамика? Проводили такую оценку? А оспорить эти сведения, собранные самими вами, будет практически невозможно. Подумайте об этом.
Четвертая. Это непосредственно те документы, которые вам действительно нужно приготовить и передать в налоговую.
Шаг 6. Обращайтесь за отсрочкой
Оцените объем документов, которые следует представить. Если объем существенный – попросите отсрочку о продлении срока представления документов и отправьте его в инспекцию по установленной электронной форме. Срок уведомления о продлении срока ограничен – его следует направить в течение дня, следующего за днем получения требования.
В письме опишите причины, по которым вы не сможете представить документы в срок – объем документов – количество бумаг в тыс. штук, отсутствие ответственного сотрудника (болезнь, отпуск, командировка), ремонт офиса, поломка техники. Обязательно укажите реальный срок, к которому вы сможете подготовить истребованные документы.
Инспекция не обязана представлять вам отсрочку. Даже если вам не пойдут навстречу – это уведомление поможет уменьшить штраф в случае судебного спора. Признав смягчающими ответственность вами перечисленные обстоятельства.
Шаг 7. Позвоните инспектору
Из разговора с умным инспектором вы поймете в чем интерес налоговой. Можно уточнить, каких документов будет предостаточно. Он бережет свое время – переступать через горы папок в тесном кабинете, выискивать три договора и документы их сопровождающие в тоннах бумаг или в потоке сканкопий ему тоже не очень хочется.
Шаг 7. Готовьте сопроводительное письмо и реестр документов
О том, что все документы передаются в налоговую с сопроводительным письмом, с описью или реестром документов – вы итак все знаете.
Сопроводительное письмо, пояснения, реестры документов готовьте в двух экземплярах – один из которых с отметкой налоговой о приеме забирайте и храните.
Если документооборот у вас в электронном виде – не надейтесь, что все сохранится в базе – распечатайте и храните. Как и всю переписку с налоговой – и входящие и исходящие документы.
А если не исполнять?
Иногда компании отказываются исполнять требование, ссылаясь на то, что запрошенные сведения или документы не связаны с начислением налогов.
Суды по этому вопросу категоричны. Они считают так:
из положений налогового кодекса не следует, что у налогоплательщика есть право отказать в представлении документов, поскольку предъявленное требование кажется ему необоснованным. Полномочий для проверки оснований направления инспекций требования об истребовании документов налоговым кодексом налогоплательщику не предоставлено. Налоговые органы не обязаны давать контрагенту проверяемого лица пояснения относительно причин, по которым они посчитали истребуемую информацию относящейся к конкретной сделке (это, к примеру, Постановление АС СЗО от 21.05.2018 N Ф07-4963/2018 по делу N А21-5988/2017).
В случае отказа представить документы по требованию налоговая может принять решение о выемке подлинников.
И еще. Ваш отказ или отсутствие документов налоговая может признать свидетельством формального характера операций, что приобретает особую важность в условиях повышенного внимания налоговиков и судов к реальности и обоснованности сделок.
Ответственность
Отказ от представления затребованных документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ – 200 рублей за каждый непредставленный документ и статьей 129.1 НК РФ за непредставление пояснений – штраф 5000 рублей, за повторное нарушение – 20 000 рублей.
Если в течение 12 месяцев вы уже попадали на статью 126 НК РФ, размер штрафа может быть увеличен вдвое и составит 400 руб. (200 руб. х 2) за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ (п. 2, 3 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК). При существенном документообороте это немало.
А если в суд?
Судебные органы относят оценку обстоятельств, решения по срокам и объему истребуемых документов исключительно к компетенции налоговой инспекции, проводящей проверку. Вот так.
Понятное дело, что каждая компания, исходя из своей ситуации и анализа возможных рисков, сама принимает решение – как реагировать на полученное требование и стоит ли возбуждаться до судебного разбирательства.
Возможно, по диким решениям и миллионным штрафам за непредставление документов стоит идти в суд и отстаивать свою позицию.
Советы
Надеюсь, что было полезно.
Желаю спокойной работы, без потрясений и без требований!