Как забрать документы из вуза: причины и схема возврата
Ситуации, когда приходится забирать документы из вуза, случаются довольно часто. Как правильно вести себя в такой ситуации? Куда и к кому идти, чтобы вернуть документы и соблюсти все условия возврата?
Разберемся в тонкостях и нюансах этого процесса вместе.
Когда можно забрать документы из вуза
Документы просто так не отдают. В мире бюрократии, где бумажка значит больше остального, нужно пройти специальную процедуру возврата при определенных условиях. Под условиями я имею в виду причины прекращения обучения и прощания с вузом.
Эти причины должны быть как минимум прозрачными и весомыми. Конечно, силой держать не будут, но формальности нужно соблюсти.
При поступлении
Тут есть два варианта развития событий. В первом док-ты вам вернут сами: когда не пройдете конкурсный отбор и недоберете необходимые для зачисления баллы. Не позднее двадцати дней с момента окончания приемной кампании аттестат и прочая документация будет у вас.
Поступая, в заявлении абитуриент указывает, каким способ хочет получить док-ты обратно в случае незачисления.
Во втором забираете сами, если подаетесь в иное учреждение образования. Тут действует срочный отзыв, но приготовьтесь, вуз может мгновенно не вернуть док-ты.
Обращайтесь в приемную комиссию: пишете заявление в установленной форме по вузовскому образцу. Сделайте две копии, одну заверьте печатью, подтверждающей принятие заявления комиссией. Вам обязаны вернуть документы к концу дня или максимум — на второй.
По собственному желанию
Можно ли забрать документы из вуза по собственному желанию? Да. Пишете заявление, адресованное ректору, и указываете причину, почему хотите прекратить обучение.
Заявление на возврат документов из вуза и подписание обходного листа
Если разобрались с причиной, можно подавать заявление и дожидаться приказа — официального подтверждения отчислении. Он может прийти через несколько дней или месяц: все зависит от периодичности сбора специальной комиссии, занимающейся такими делами.
Что нужно сделать, получив приказ? Правильно. Заняться обходным листом.
Подписанный лист заверяют печатью из деканата.
По окончании вуза
После успешной защиты дипломного проекта и подписания обходного листа, вам выдают диплом и док-ты, принятые при поступлении. Специальное заявление писать не нужно.
После отчисления
Отчисляют из вуза в связи с неуспеваемостью или задолженностью (несдача больше двух экзаменов). Если это произошло, док-ты вернут. Но вы должны написать заявление и принести обходной лист в деканат. После подтверждения отсутствия задолженности вы получите документы.
Для отчисления из университета может быть много веских причин, и вопрос о том, как правильно забрать по собственному желанию ранее поданные во время приемной кампании документы из ВУЗа остается актуальным. Каждое образовательное учреждение обязано по закону отдать своим студентам по первому требованию все те бумаги, которые были предоставлены в приемную комиссию.
Студенты сами должны быть заинтересованы в их получении, так как без аттестата о среднем образовании и выписки с баллами ЕГЭ продолжить обучение в другом ВУЗе или получить другую специальность позднее будет невозможно. Так как деканат не станет приглашать забрать важную для студентов документацию, обучающиеся должны сами ознакомиться с порядком действий в такой ситуации.
[contents]
Можно ли забрать документы из ВУЗа по собственному желанию по закону РФ?
Прекращение образовательных отношений предусматривается в РФ на законодательном уровне и регулируется Федеральным законом № 273. Согласно статье 61, студент заканчивает такие отношения с институтом при отчислении либо по завершении получения образования, либо досрочно:
Когда учащийся досрочно изъявляет желание забрать свои документы из института и больше не учится в нем, на него не возлагаются какие-либо дополнительные материальные обязательства перед университетом. Но одного заявления самого студента будет недостаточно для того, чтобы расторгнуть отношения с институтом. Нужно подождать издания распорядительного документа об отчислении, после чего получить в деканате свои документы.
Причины отчисления из ВУЗа
Для досрочного отчисления и выдачи обучающемуся запрашиваемых им бумаг и справки о том, что он больше не является студентом конкретного ВУЗа, для институтов установлены сроки. Через 3 дня после издания распорядительного акта выдается соответствующая справка об обучении (по ФЗ № 273), и через 2 часа в течение 1 рабочего дня – при подаче заявления об отзыве документов (по приказу Минобрнауки № 1147).
Порядок получения документов из ВУЗа
Порядок возврата документации отличаться в зависимости от статуса ее владельца – абитуриента, студента или бывшего студента. В любом случае, лучше не запрашивать документы в последний момент, и по возможности написать заявление на их выдачу заранее, так как решение об их возврате принимается не всегда в течение одного рабочего дня, и не одним сотрудником деканата.
При поступлении абитуриенту
При вступительной компании абитуриент может вернуть поданные документы по двум причинам: выбывание из конкурса по причине нехватки проходных баллов или желание подать оригиналы в другой ВУЗ, где шанс поступить на бюджет выше. В первом случае все бумаги возвращают в течение 20 рабочих дней после того, как закончилось зачисление, и тем способом, который был выбран абитуриентом при поступлении.
Во втором случае, согласно приказу Минобрнауки № 1147, у каждого абитуриента есть право на срочный отзыв поданных бумаг. Не все ВУЗы сразу осуществляют возврат, хотя обязаны сделать это в течение двух часов. Получать оригиналы и копии нужно через приемную комиссию, написав два заявления (указание причины желания забрать вернуть документы необязательно).
Когда абитуриент приходит в приемную комиссию за своими документами, ему нужно иметь при себе расписку, которую ему выдали при подаче документов. По ней можно сверить список того, что было подано в ВУЗ и что выдали по просьбе. Если бумаги нужны срочно, но их не выдают, стоит обратиться в ректорат.
По собственному желанию
Чтобы забрать документы по собственному желанию на любом курсе (бакалавриат/магистратура) и основе (бюджет/контракт), нужно обратиться в ректорат университета и написать заявление, указав причину отчисления: смена места проживания, выход на работу, которую не получается совмещать с учебой, перевод в другой ВУЗ или медицинские показания. Будет лучше, если эти обстоятельства можно подтвердить справкой.
Ждать опубликования об отчисление после подачи заявления нужно около месяца: специальная комиссия, которая принимает решение об отчислении, не собирается чаще. В зависимости от времени отчисления, студенты, обучающиеся на контрактной (платной) форме обучения, могут узнать, может ли им быть возвращена часть суммы.
Затем нужно подписать обходной лист – подтверждение отсутствия долгов в институте. Обязательно нужно посетить кафедру, бухгалтерию института, библиотеку, ученый совет и общежитие (для учащихся других городов):
Когда все подписи будут собраны, лист студент заверяет лист в деканате и относит его ректору. Процедура может занять несколько недель, после чего можно получить свои документы.
Обходной лист
Такой порядок действий для совершеннолетних студентов. Но первокурсникам, которым еще не исполнилось 18 лет, нужно предоставить в деканат или ректорат письменное согласие своих родителей или законных представителей на отчисление из университета.
После отчисления
Вернуть из деканата бумаги после отчисления проще всего. Студент должен написать соответствующее заявление и подписать обходной лист – его выдадут в деканате. После того как все подразделения университета подтвердят, что у бывшего студента нет задолженностей (особенно перед кафедрой и библиотекой: возвращены все выданные студенту ранее учебники, пособия и методички), документы выдадут сразу же.
Что должны вернуть студенту
Деканат не может отказать в выдаче этих документов, даже если у обучающегося есть какие-либо задолженности перед ВУЗом. Студенту должны вернуть все документы, которые он подавал при поступлении в выбранный ВУЗ. Среди бумаг обязательно должны быть:
Это полный перечень документов, который обязуется вернуть деканат и приемная комиссия. Во время возврата студенту нужно проверять их целостность, внешний вид (отсутствие повреждений, дефектов, информация читаема) и корректность – могут случайно выдать бумаги другого учащегося или предоставить неполный пакет. Если такое произойдет, возникнут проблемы с поступлением в другое образовательное учреждение.
Сотрудники деканата не должны отдавать студенческий билет и зачетную книжку. Их студент обязан сдать.
Что делать, если документы не возвращают?
Срок для принятия решения о выдаче документов студенту – 1-2 рабочих дня. Время ожидания издания приказа об отчислении – до одного месяца. Если по истечении этого времени сотрудники отказываются выдавать документы без объективной причины, нужно обратиться к ректору: написать обращение и указать, что в случае, если документы не будут возвращены, ректор понесет личную ответственность, согласно действующему законодательству. После в приемной ректора нужно удостовериться, что заявление приняли.
Когда такой способ не помогает, студент имеет право обратиться в Федеральную службу по контролю госнадзора за образованием. Нужно написать заявление в районную прокуратуру, и приложить к нему копии обращений, на которых есть отметки об их принятии ректором. Копию заявления необходимо подать в деканат или приемную ректора.
Последняя инстанция для обращения – суд по месту нахождения университета. Написание иска является крайней мерой и, скорее всего, не понадобится: если вопрос не получилось решить сразу в деканате, заявления на имя ректора будет достаточно.
Частые вопросы
Можно ли вернуть деньги за обучение, если уйти из ВУЗа по собственному желанию?
Студент может расторгнуть отношения с ВУЗом в одностороннем порядке и забрать внесенную ранее оплату за обучение. Однако всю сумму вернуть не получится, так как из нее вычитывается расход, понесенный университетом. Возможно, что просьба возврата средств будет отклонена – это нужно уточнить в договорных условиях с ВУЗом.
Получение назад своих документов из университета требует определенного порядка действий и знания своих прав в случае, если выдача документации задерживается без веских на то причин. Отчисление по своему желанию – это более простой процесс, чем поступление в ВУЗ, но перед тем как отчислиться, нужно взвесить все «за» и «против»: восстановление в институте требует много усилий и времени.
Как составить заявление о возврате документов из университета?
Здравствуйте! Как написать письмо/заявление о возврате и отправки, на мой адрес места жительства в другой город, оригиналов документов из университета, в котором больше не обучаюсь?
Для получения оригиналов документов вам необходимо в письменной форме подать заявление заявление об их возвращении на имя ректора данного ВУЗа. Мотивировать заявление необязательно. Целесообразно подать такое заявление в двух экземплярах и на втором получить штамп секретариата о принятии данного заявления. Либо направить его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В заявлении должно быть указано следующее:
Адрес для корреспонденции
Копия паспорта и студенческого билета, если такой есть.
В заявлении необходимо указать период, в который вы там обучались и в связи с чем прекратили.
За несвоевременную выдачу оригинала документа государственного образца об образовании ректор высшего учебного заведения, а также ответственный секретарь приемной комиссии несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если обращение на имя ректора не даст результатов, заявителю следует обратиться за защитой своих прав в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а также в районную прокуратуру по месту нахождения вуза с мотивированными заявлениями о выдаче предписания вузу возвратить документы. В этом случае к заявлениям прикладываются копии полученных ректором заявлений о возврате документов, а также ответы вуза на данные заявления в случае их наличия. При этом, вероятно, будет целесообразным представить обращения в вышеназванные органы государственной власти в копиях также ректору вуза.
Как получить диплом, если вуз ликвидирован?
Пять лет назад закончила частный вуз, своевременно получить диплом не получилось. Сейчас вуз ликвидирован, в Интернете есть информация, что он переименован. По указанному в Интернете адресу вуза нет. Куда следует обратиться, чтобы получить диплом или дубликат диплома?
В первую очередь отметим, что для определения надлежащего порядка получения документа об образовании в рассматриваемой ситуации необходимо установить судьбу образовательной организации, а именно была ли она ликвидирована или реорганизована в одной из форм (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).
Проверка данных о реорганизации или ликвидации юридических лиц возможна, например, по материалам электронного ресурса «Вестник государственной регистрации» (информация о ликвидации или реорганизации всех видов юридических лиц).
Что касается получения сведений об образовательных организациях, то можно воспользоваться специализированными электронными ресурсами Рособрнадзора «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам» и Государственной информационной системой «Сводный реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности».
В том случае, если образовательная организация была реорганизована, то для получения документа об образовании или его дубликата необходимо обратиться в ту организацию, к которой в соответствии с учредительными документами и передаточными актами перешли соответствующие обязанности.
Возврат документов из ВУЗа
Ответ на него дает соответствующий приказ Минобрнауки из которого следует, что: «по письменному заявлению поступающих оригинал документа государственного образца об образовании и другие документы, ранее представленные поступающим, должны возвращаться вузами в течение следующего рабочего дня после подачи заявления».
При этом отмечается, что «за несвоевременную выдачу оригинала документа государственного образца об образовании ректор высшего учебного заведения, а также ответственный секретарь приемной комиссии несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»
Практика последних лет показала, что подобное в большей степени свойственно тем вузам, которые испытывают трудности с набором, т.к. именно этот фактор во многом и является определяющим. Это и понятно. Ведь не для кого не секрет, что при дефиците абитуриентов, каждый из них на счету, а возврат документов означает, по сути, появление свободного места, которое в конечном итоге так и может остаться вакантным. Именно поэтому вузы и стараются использовать любую возможность, чтобы задержать абитуриента и хоть таким образом решить проблемы с набором.
Что касается востребованных вузов, то подобные действия им не свойственны, т.к. ввиду большого числа желающих у них всегда есть возможность взаимозамещения, в связи с чем образовавшаяся прореха будет сразу же заполнена кем-нибудь из абитуриентов.
1. Для получения оригиналов документов абитуриент в письменной форме должен подать в приемную комиссию вуза заявление об их возврате. Мотивировать заявление необязательно. Целесообразно его подавать в двух экземплярах и на втором получить штамп приемной комиссии о принятии данного заявления.
2. Если в течение следующего рабочего дня документы не были выданы не по вине абитуриента (о такой вине может свидетельствовать, например, уклонение от их получения), необходимо письменно обратиться к ректору учебного заведения с мотивированной просьбой вернуть документы. В мотивах следует указать на его личную ответственность, предусмотренную действующим законодательством. При этом, в приемной ректора необходимо получить подтверждение в принятии данного заявления.
3. Если обращение на имя ректора также не дало результатов, абитуриенту следует обратиться за защитой своих прав в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и в районную прокуратуру по месту нахождения вуза, с мотивированным заявлением о выдаче предписания вузу возвратить документы. В этом случае к заявлению прикладываются копии полученных приемной комиссией и ректором заявлений о возврате документов, а также ответы вуза на данные заявления (в случае их наличия). При этом, копии обращений в вышеназванные органы государственной власти целесообразно также представить ректору и в приемную комиссию вуза.
4. В случае, если и обращение за такими мерами оперативного реагирования не привело к желаемым результатам, надлежит обращаться в суд по месту нахождения вуза с исковым заявлением о возвращении документов. Однако, по опыту, до этого дело не доходит. Вопрос с возвратом документов, как правило, решается на стадии обращения к ректору вуза.