Письмо Минпромторга России от 01.10.2021 № ПГ-11-9743 «О порядке применения постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878»
Департамент радиоэлектронной промышленности Минпромторга России рассмотрел поступившие обращения по вопросам, связанным с выдачей разрешения на закупку происходящей из иностранного государства радиоэлектронной продукции, и сообщает.
в едином реестре российской радиоэлектронной продукции и евразийском реестре промышленных товаров отсутствует продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке;
и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
При этом, в соответствии с пунктом 5 постановления N 878 подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
В этой связи необходимо отметить, что данные нормы применяются только в том случае, если ограничения на допуск, предусмотренные пунктом 3 постановления N 878, не устанавливаются в документации о закупке.
С учетом изложенного, полагаем целесообразным заказчикам осуществлять закупку радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с установлением в документации о закупке требований по национальному режиму в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В этом случае, по мнению Департамента радиоэлектронной промышленности, получение разрешения Минпромторга России на закупку радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не требуется.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Письма Минпромторга России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Разъяснения Минпромторга по вопросу получения разрешения на неприменение ограничений по ПП РФ 878
Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Положение №878) в редакции постановление Правительства РФ от 28 августа 2021 г. № 1432 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» предусматривает необходимость получения в Минпроторге разрешения на осуществление закупки без ограничений, предусмотренных постановлением №878.
Указанное положение вступило в силу с 31.08.2021г. Вместе с тем, порядок получения такого разрешения до сих пор не разработан, что создает определенные трудности для заказчиков. В связи с чем Минпромторг 09 сентября 2021г. выпустил разъяснения по вопросам применения ПП РФ от 28 августа 2021 г. № 1432 в которых отмечено следующее.
До настоящего времени порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара не утвержден и вряд ли будет утвержден, поскольку в настоящее время Минпромторг России готовит проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий исключение из постановления № 878 (в редакции постановления № 1432) соответствующих пунктов 4 и 5.
Если заказчикам необходимо проводить закупку с применением требований по национальному режиму, то в вышеупомянутом случае получать разрешение Минпромторга России не требуется: оценка и рассмотрение заявок осуществляется с учетом требований Закона № 44-ФЗ, установленных к способам проведения закупки.
Иными словами, при любой закупке радиоэлектронной продукции из перечня применяется постановление №878 и обращаться за разрешением бессмысленно.
Таким образом, Минпромторг намекает на то, что при отсутствии необходимых заказчику товаров в реестре российской радиоэлектронной продукции никто не сможет подать заявку при наличии которой надо отклонять заявки с иностранными товарами, а значит и нет смыла просить разрешения на закупку без ограничений по постановлению № 878.
Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт
17 сент. 2021 г.
Особые правила для госзакупок радиоэлектронной продукции по постановлению № 878 и приказу 126н
Как применять постановление правительства РФ 878 по 44-ФЗ:
Последние изменения
С 31.08.2021 действует постановление правительства № 1432 от 28.08.2021.В нем установлен запрет на закупку импортной радиоэлектронной продукции для таких категорий товаров:
Ключевое правило в постановлении правительства РФ 878 с последними изменениями по 44-ФЗ — «второй лишний». С 31.08.2021 заказчики отклоняют все заявки с предложением импортной продукции при наличии хотя бы одной заявки с предложением отечественной радиоэлектроники. В ПП РФ № 1432 ввели ограничения на более чем 30 позиций по медицинскому оборудованию (томографы, электрокардиографы, эндоскопические комплексы). Все медоборудование, которое попало под ограничения по постановлению № 1432, вывели из-под действия ПП РФ № 102 от 05.02.2015 об установлении ограничения допуска для отдельных видов медизделий. Ранее для такого оборудования действовало другое правило, «третий лишний». Сейчас его включили в перечень по постановлению 878 с изменениями на 2021 год — о стимулировании производства отечественной радиоэлектроники.
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс сделали обзор изменений в закупках медизделий и радиоэлектроники с 31.08.2021. Используйте эти инструкции бесплатно.
Для закупки медоборудования из перечня ПП РФ № 878 применяют правило «второй лишний», то есть отклоняют все заявки с импортной продукцией при наличии хотя бы одного предложения с отечественным оборудованием или продукцией из стран ЕАЭС. Подтверждают страну-изготовителя выпиской из реестров (отечественная, евразийская продукция) ГИСП Минпромторга. Кроме страны происхождения, в выписке отражают баллы локализации по правилам из ПП РФ № 719 от 17.07.2015. Если медицинское оборудование присутствует в реестре, но нет сведений о баллах, то такую заявку приравнивают к иностранной.
Это не все изменения. Минпромторг подготовил и опубликовал новый проект корректировок к ПП № 878. По новым правилам, применение постановления 878 на практике затрудняется с учетом положений из пунктов 4 и 5 этого норматива. Их применяют, если не устанавливается ограничение на допуск по п. 3 ПП № 878. В п. 4 и 5 утверждены основания для неприменения ограничений: установлена обязанность для заказчика получать разрешение на закупку иностранных товаров у Минпромторга. Но порядок выдачи такого разрешения не определен. С учетом всех изменений из ПП № 1432 и введения правила «второй лишний» п. 4 и 5 становятся неактуальными. В новой редакции ПП № 878 их исключат.
Еще одно важное изменение в проекте — возможность подтверждения страны-изготовителя медицинского изделия путем ее декларирования при подаче заявки. Кроме того, в составе заявки указывают номера реестровых записей и сведения о количестве баллов. А в момент исполнения контракта поставщик предоставляет заказчику копию сертификата СТ-1. Выписку из реестров отечественной и евразийской промышленной продукции предоставляют на усмотрение исполнителя. Такой порядок действует до 31.12.2022.
В проекте ПП № 878 закреплены изменения в постановление правительства 145 от 08.02.2017 о правилах формирования КТРУ: все заказчики обязаны использовать сведения из каталога для описания приобретаемой продукции. Указывать дополнительные характеристики, не включенные в КТРУ, запрещено. Но это правило не распространяется на контракты с единственным поставщиком. Не применяют это положение и в случае, когда в каталоге отсутствуют требуемые позиции или описывают технические характеристики радиоэлектронной продукции и медицинских изделий с электроникой. А в конце 2020 г. (24.11.2020) вышло постановление правительства № 1909, изменяющее ПП № 145. В нормативе уточнили правила описания радиоэлектроники при закупке: заказчик указывает в закупочной документации информацию, которая отсутствует в каталоге товаров, работ, услуг, если изделие подпадает под ограничения допуска импортной продукции.
Особые правила для расчета цены закупки
Минпромторг подготовил проект постановления правительства, которое утверждает порядок обоснования НМЦК радиоэлектроники и формулы расчета. Документ пока находится в стадии проекта и разъясняет, как рассчитать стоимость поставки радиоэлектронной продукции:
Шаг 1. Определиться с потребностями.
Шаг 2. Найти подходящий товар в реестре радиоэлектронной продукции.
Шаг 3. Узнать цены на сходную радиоэлектронику у производителей. Для этого:
Шаг 4. Провести расчет цены радиоэлектроники в соответствии с порядком определения НМЦК радиоэлектронной продукции, которая изложена в проекте.
Для калькуляции НМЦК применяют формулу:
Стоимость одного изделия рассчитывают по формуле:
Однородность цен на радиоэлектронику определяют с помощью коэффициента вариации, который определяют по формуле:
Если значение вариации превышает 33%, направьте дополнительные ценовые запросы производителям.
Особые правила допуска иностранной продукции
При закупке радиоэлектроники из перечня, определенного постановлением правительства РФ от 10.07.2019 № 878, применяют ограничение допуска импортной продукции. Когда изделие есть в перечне, который утвержден приказом Минфина № 126н от 04.06.2018, заказчики устанавливают особые условия допуска импорта.
Рассказываем, как применить особенности допуска при закупке радиоэлектронной продукции по ПП 878 от 10.07.2019:
Шаг 1. Определить, подпадает ли изделие под ограничение или условие допуска:
Шаг 2. Прописать требования к заявкам в закупочной документации:
Шаг 3. Применить ограничение или условие допуска при рассмотрении заявок. Условия допуска из приказа Минфина № 126н от 04.06.2018 применяют, когда одновременно:
Если оба условия соблюдены, заказчик устанавливает преференции на закупку радиоэлектроники российского производства. От поставщиков отечественной продукции при подаче заявки требуют указать информацию, что изделие изготовлено в РФ или на территории ЕАЭС.
Разъясняем, следует ли одновременно применять два НПА в документации, если закупка многофункционального устройства входит в перечень, который установлен приказом Минфина № 126н, и в перечень постановления правительства № 878: когда работают ограничения допуска, преференции не предоставляют.
Особые правила для техзадания в закупках радиоэлектроники
Заказчикам разрешено указывать в техническом задании дополнительные характеристики радиоэлектронного оборудования для аукциона, которых нет в КТРУ (п. 5 ПП № 145 от 08.02.2017). Обязательное условие — наличие оснований:
Особые правила для неприменения ограничений
Заказчикам разрешено не устанавливать ограничение на допуск импортной радиоэлектроники, если на это есть основания (ПП № 878 от 10.07.2019):
В этом случае заказчик до 31.08.2018 готовил обоснование невозможности соблюдения ограничения и прикладывает его к закупочной документации. А с 01.09.2021 образец обоснования невозможности применения 878 постановления не применяется. По новым правилам, закупить продукцию без ограничений заказчики вправе, если получили разрешение Минпромторга.
Минпромторг на своем сайте 09.09.2021 разъяснил, как применять постановление 1432 от 28.08.2021. Ведомство сделало вывод, что п. 4, 5 постановления 878 от 10.07.2019 в редакции постановления 1432 применяются, только если ограничения на допуск по п. 3 постановления № 878 в актуальной редакции не устанавливаются.
В п. 4, 5 прописаны основания ограничения и закреплена обязанность получить разрешение Минпромторга для покупки иностранного товара. Однако порядка выдачи этого разрешения нет, а для применения постановления № 878 (в редакции постановления № 1432) заказчикам приходится проводить закупку с требованиями по национальному режиму. Ведомство позволяет заказчикам не получать разрешение, а оценка и рассмотрение заявок проводятся с учетом требований 44-ФЗ, которые установлены к способам проведения закупки.
Особые правила рассмотрения заявок
При закупке товаров из перечня радиоэлектроники по постановлению правительства 878 заявки отклоняются при рассмотрении вторых частей при соблюдении условий:
Отсутствие декларации в составе заявки — основание считать товар импортным и применять при рассмотрении заявок по 878 постановлению действующие ограничения.
Если при рассмотрении заявок заказчик применяет преференции, которые предусмотрены приказом № 126н от 04.06.2018:
01.10.2020 приказ дополнился новым приложением с перечнем изделий, которые уже подпадают под преференции в размере 20% от цены. Условие: продукция находится в этом перечне и покупается в рамках нацпроекта. Схема предоставления преференций — как и при 15%.
Особые правила приемки товара
Заказчик проверяет соответствие радиоэлектроники условиям контракта при поставке продукции. Замена товара на другой недопустима, в том числе:
Об авторе этой статьи
Элла Залужная Эксперт проекта Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС по специальности «Финансы и кредит».
В 2013 году — Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году прошла профессиональную переподготовку на базе образовательного центра «Гарант» и «Сбербанк-АСТ» по программе «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».
С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2017 года — консультирует заказчиков и поставщиков.
Как получить разрешение на закупку иностранных товаров
Чтобы закупить некоторые иностранные товары нужно доказать, что в России и странах Евразийского экономического союза их не производят. Сделать это можно с помощью разрешения на закупку. Рассказываем, кто выдает такие разрешения и как их получить.
1 мая 2020 года вступило в силу Постановление № 616. В нем Правительство запретило закупать зарубежные товары, которые входят в специальный перечень. Этот перечень состоит из 125 пунктов, в него входят, например, ткани и одежда, транспорт, строительная техника и мебель.
При закупке товаров из перечня заказчик должен отклонить все заявки, в которых поставщики предлагают товары иностранного производства. Исключение — страны Евразийского экономического союза: Армения, Казахстан, Белоруссия и Киргизия.
Иногда нужный товар не делают ни в России, ни в странах ЕАЭС. В этом случае, чтобы закупить зарубежный товар, заказчику нужно получить специальное разрешение, которое выдает Минпромторг. 29 мая министерство утвердило порядок выдачи таких разрешений.
Как подать заявку на разрешение закупки
Если заказчик хочет закупить иностранные промтовары, которые входят в перечень,
он должен подать заявку на разрешение закупки. Сделать это можно через государственную информационную систему промышленности (ГИСП). Заказчик сам определяет уполномоченное лицо, которое будет оформлять заявку. Им может быть, например, тендерный специалист или другой сотрудник организации.
В заявке нужно указать:
Если вы собираетесь закупить несколько иностранных товаров, нужно получить разрешение на каждый из них. Подать одну заявку на все товары сразу не получится.
Готовую заявку нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью и отправить на рассмотрение.
Порядок рассмотрения заявки на разрешение закупки
Распределение и выдача регистрационного номера
Заявки на товары для каждой отрасли рассматривает свой департамент. В зависимости от закупаемого товара, заявка попадает в определенное подразделение Минпромторга. Там, в течение семи дней, сотрудники министерства присваивают заявке регистрационный номер.
Проверка заявки
В течение следующих семи рабочих дней в министерстве проверят, соответствует ли заявка всем требованиям. Если заказчик заполнил один из пунктов неправильно, заявку вернут на доработку. После редактирования, заказчик может повторно отправить ее в ведомство.
Поиск аналогичных товаров
Если в заявке нет ошибок, в течение трех рабочих дней сотрудники ведомства будут искать аналогичные товары в перечнях российской и евразийской промышленной продукции. Если они найдут похожие товары, то сравнят их характеристики, чтобы понять, можно ли их назвать взаимозаменяемыми.
Если сотрудники ведомства найдут аналогичный товар, в течение двух рабочих дней они отправят производителю специальный запрос. Из этого запроса они узнают, сможет ли производитель изготовить товар с нужными заказчику характеристиками. Свой ответ производитель дает в течение 10 рабочих дней.
Решение
Если производитель ответит, что может изготовить товар, Минпромторг откажет заказчику в выдаче разрешения.
Если изготовить нужный товар в России невозможно, министерство отправит заказчику разрешение на закупку.
Если в течение 10 дней после отправки запроса министерство не получит ответа, оно будет считать, что произвести такой товар нельзя. В этом случае заказчик получит разрешение на закупку.
Если сотрудники Минпромторга не найдут аналоги в реестрах промышленной продукции, в течение пяти рабочих дней после этого они отправят заказчику разрешение на закупку.
Решение будет действовать 18 месяцев со дня выдачи, однако с его помощью можно провести только одну закупку.
После того, как заказчик закупит иностранный товар с помощью разрешения, он должен опубликовать сведения о результатах закупки в ГИСП. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней после того, как он заключит контракт с поставщиком.
Как оспорить решение Минпромторга
На то, чтобы оспорить решение министерства, у заказчика есть три месяца. Для этого он должен подать через ГИСП соответствующую заявку. В ней нужно указать причину, по которой заказчик не согласен с решением, а также приложить документы, которые докажут его слова.
Рассматривают такие заявки не сотрудники министерства, а экспертные советы. В каждый совет входят от 7 до 14 человек: представители Минпромторга, органов исполнительной власти, общественных объединений и научных, производственных и образовательных организаций. Для решения сложных вопросов совет может привлекать к работе представителей Евразийской экономической комиссии и Торгово-промышленной палаты.
Если совет признает заявку обоснованной, он направит свое решение в департамент Минпромторга, который вынес решение об отказе. В течение пяти дней после этого сотрудники департамента должны оформить разрешение на закупку и отправить его заказчику.
Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.
Новые правила работы с реестром радиоэлектронной продукции для госзакупок
Реестр радиоэлектронной продукции РФ Минпромторга — это перечень изделий, которые производят в России. Отдельно действует список РЭП, изготовленных на территории стран ЕАЭС.
Какие реестры используют в закупках радиоэлектроники
До вступления в силу ПП РФ № 878 применяли постановление правительства № 968 от 26.09.2016, сейчас этот норматив отменен. Новые запреты и ограничения допуска иностранной радиоэлектроники по 44-ФЗ заработали с 31.08.2021.
Прежде чем закупить электронные изделия, необходимо проверить единый реестр российской радиоэлектронной продукции 2021 года и евразийский список, а затем свериться с перечнем из постановления № 878. В описании объекта закупки необходимо использовать характеристики товаров из каталога товаров, работ и услуг (ПП РФ № 145 от 08.02.2017). Если в закупке установлен запрет или ограничения на иностранную технику, использование допхарактеристик вне КТРУ не допускается.
В сентябре 2021 года порядок применения постановления 878 от 10.07.2019 существенно изменился: реестр радиоэлектронной продукции обрел структурированный вид. Кроме того, после вступления в силу ПП РФ № 1432 от 28.08.2021 начал действовать запрет на поставку иностранной электроники, в частности:
Расширили и перечень радиоэлектронной продукции, которую закупают с ограничениями. В новый список вошли такие товары: коммуникационное и звуковое оборудование, охранно-пожарная сигнализация, мониторы и обширный перечень медоборудования (30 позиций по медизделиям, но скоро их дополнят).
Где найти реестры радиоэлектронной продукции
Поиск в едином реестре российской радиоэлектронной продукции осуществляется по названию изделия, коду ОКПД2, отраслям и регионам.
Евразийский перечень тоже опубликован в ГИСП: поиск по реестру радиоэлектронной продукции ведется по названию организации и продукции, номеру реестровой записи и сроку действия решения Минпромторга, ОГРН изготовителя.
Как применять реестр по 44-ФЗ
Пошаговая инструкция, как использовать единый реестр радиоэлектронной продукции по постановлению 878 от 10.07.2019:
Шаг 1. Поставщик в заявке декларирует, что он поставит отечественный товар из перечня, сославшись на номер реестровой записи и указав баллы локализации. Его заявку не отклоняют.
Шаг 2. Участник заявляет, что поставит иностранный товар или не ссылается на номер реестровой записи. Рассмотрят радиоэлектронику как иностранную и отклонят, если поступила как минимум одна заявка с предложением отечественного или евразийского оборудования.
Шаг 3. В процессе исполнения контракта исполнитель подтверждает страну происхождения копией сертификата СТ-1. Кроме того, в ходе исполнения контракта нельзя менять продукцию из реестра РЭП на ту, которой в нем нет.
Ключевое изменение в закупках радиоэлектроники — введение правила «второй лишний» для товаров с ограничениями. Если хотя бы один участник подал заявку с предложением отечественных изделий или продукции из ЕАЭС (при условии, что заявка соответствует требованиям закупки), заказчик обязан отклонить заявки участников, которые предложили иностранные товары. Раньше для такого оборудования применяли правило «третий лишний», но после вступления в силу ПП РФ № 1432 изделия вывели из-под действия ПП РФ № 102 от 05.02.2015 и включили в перечень из ПП РФ № 878.
Отечественное или евразийское происхождение подтверждает выписка из реестра радиоэлектронной продукции, произведенной на территории Российской Федерации или в странах ЕАЭС. В выписке необходимо указать и баллы локализации за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ или ЕАЭС (ПП РФ № 719 от 17.07.2015, решение совета Евразийской экономической комиссии № 105 от 23.11.2020). Если оборудование есть в перечне, но в выписке не указаны баллы, то заявку следует приравнивать к иностранной.
Страну-изготовителя подтверждают декларацией о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре РФ или ЕАЭС на этапе подачи заявки. А во время исполнения контракта поставщик предоставляет заказчику копию сертификата СТ-1. Такой порядок действует до 31.12.2022. Кроме того, исполнитель вправе (но не обязан) подать информацию из реестров ГИСП.
Как применять реестр по 223-ФЗ
Постановление № 878 вступило в силу с 27.07.2019. С этой даты заработали правила ведения специального реестра и нормы о приоритете отечественной радиоэлектроники в закупках не только по 44-ФЗ, но и по 223-ФЗ. Изменили правила по постановлению № 925 от 16.09.2016 о приоритете товаров российского происхождения в закупках по 223-ФЗ. Преференции получили товары, которые включены в перечень.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности закупок радиоэлектроники по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Применяет преференции заказчик в зависимости от процедуры. Если проводит:
Как попасть в реестр по постановлению № 878
Правила попадания в реестр по постановлению № 878 от 10.07.2019 для радиоэлектроники и телекоммуникационного оборудования различные. Вот что сделать, чтобы попасть в список Минпромторга:
Как попасть в перечень радиоэлектронной продукции | Как попасть в перечень телекоммуникационного оборудования |
---|---|