Как написать запрос на разъяснение законов в Минфин, ФАС и другие госорганы
В спорных ситуациях участники закупок опираются на законы и правоприменительную практику. Но что если однозначных ответов нет? Тогда можно написать запрос в органы, которые контролируют сферу закупок. Куда писать, что учесть при обращении и сколько времени ждать ответ?
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Кому полезен инструмент
Чаще всего этим инструментом пользуются две аудитории:
Что общего при подаче запроса
В алгоритме обращения в разные госорганы есть общие моменты:
Содержании запроса тоже ценят одни и те же моменты:
В чем разница
Минфин
С какими вопросами обращаться
— трактовка действующих и новых правил 44-ФЗ и 223-ФЗ,
— коллизии «закупочных» законов с другими нормативными актами,
— пробелы в законодательстве.
— Чтобы отправить обращение, сначала нужно дождаться проверочного кода на свою электронную почту.
— Через сутки придет письмо с номером обращения, но без указания на какое обращение. Это неудобно, когда вы отправляете несколько запросов на разные темы. Рекомендуем самостоятельно фиксировать, у какого обращения какой номер.
— Ограничение для приложений — 25 Мб.
— Обращение регистрируют в течение 3 дней.
Как долго отвечают
до 30 дней. На практике отвечают быстрее остальных ведомств.
С какими вопросами обращаться
— разбор ситуаций, по которым нет практики,
— Сначала приходит номер обращения, и потом номер отслеживания. По номеру отслеживания можно узнать статус. Но по сути есть только один вариант — дождаться ответа на почту.
— Можно добавить соавтора — он тоже получит ответ.
— Ограничение для приложений — до 10 Мб файл.
— Запрос регистрируют до трех дней.
Как долго отвечают
30 дней. На практике ответа раньше можно не ждать. Могут брать дополнительные 30 дней.
Минпромторг
С какими вопросами обращаться
— Закупки с ограничением или условиями допуска (нацрежим) — например, по постановлениям правительства № 616, № 617.
— Ведение реестра товаров из России и ЕвразЭС, реестра радиоэлектронной продукции.
— Не очень удобная форма отправки обращения, особенно поле ввода емейла.
— Непонятно, какой объем файла можно прикрепить.
— Сразу присылают один номер.
Как долго отвечают
Выводы
Даже несмотря на то, что разъяснения не имеют законодательной силы, они все равно полезны на практике: помогают решать споры, доказывать правоту в судах и перед проверяющими органами. Но также учтите:
Наши эксперты активно используют инструмент подачи запросов в госорганы: накопили базу ответов на сложные вопросы, запрашивают разъяснения у нескольких ведомств. Результатами мы периодически делимся в статьях. Если вы столкнулись с неоднозначной ситуацией на практике, отправьте вопрос нашим экспертам. Вместе с ними вы решите, что требует закон в вашем случае и надо ли писать разъяснение в госорган.
Ответим на вопросы
Обращаемся с запросом в финансовые и налоговые органы
Г.Н. Химич, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
Публикация подготовлена при участии специалистов Сводно-аналитического управления ФНС России
Нередко налогоплательщикам нужно получить информацию или разъяснения из официальных источников, например из финансовых или налоговых органов. Как определить, куда надо обращаться? Как правильно составить запрос и какие документы следует к нему приложить?
Куда и с каким вопросом обращаться
Налоговые органы согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам бесплатную информацию:
— о действующих налогах и сборах;
— законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
— порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
— правах и обязанностях налогоплательщиков;
— полномочиях налоговых органов и должностных лиц.
Кроме того, налогоплательщики вправе получать от налоговых органов формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.
От Минфина России налогоплательщики могут получать письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах. За разъяснениями регионального налогового законодательства надо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации, а нормативных правовых актов местного значения — в органы местного самоуправления. Ответы на свои вопросы налогоплательщики получают на бесплатной основе.
Вопросом о том, чем отличается информация о порядке исчисления налогов и сборов, предоставляемая налоговыми органами, от разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, за которыми нужно обращаться в финансовые органы, задаются многие налогоплательщики. По сути, чтобы правильно исчислить налог, надо правильно применить налоговое законодательство.
Налоговые органы предоставляют информацию, которая непосредственно содержится в Налоговом кодексе и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним. Например, о том, как правильно определить налоговую базу и исчислить налоги (сборы), о налоговых и отчетных периодах, сроках уплаты, льготах и т. д.
ПРИМЕР 1
И.И. Иванов направил в налоговую инспекцию обращение с вопросом: имеет ли налогоплательщик право на социальный налоговый вычет в размере стоимости комплексного курса лечения ожогов 30% поверхности тела?
Инспекция сообщила И.И. Иванову, что налогоплательщик вправе применить указанный вычет при соблюдении требований статьи 219 НК РФ, учитывая, что указанный курс лечения включен в Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Кроме того, инспекция разъяснила порядок предоставления социального налогового вычета, включая требования, перечисленные в статье 219 НК РФ.
Однако довольно часто на практике возникают нестандартные ситуации и вопросы, на которые в Налоговом кодексе и сопутствующих ему документах ответов не содержится. Субъекты налоговых отношений могут столкнуться и с противоречиями в законодательных актах. Тогда за разъяснениями следует обращаться в Министерство финансов РФ или соответствующие региональные (местные) органы. Финансовые органы разъясняют неточности, неясности и таким образом устраняют пробелы в законодательстве о налогах и сборах.
Заметим, что многие налогоплательщики по сложившейся традиции обращаются со спорными вопросами о применении налогового законодательства в налоговые инспекции. Мотив простой: налогоплательщики считают, что важнее знать позицию того органа, который фактически проводит налоговые проверки.
Однако это мнение ошибочно. Налоговые инспекции не имеют права давать разъяснения по этим вопросам. В таких случаях они должны в 5-дневный срок переадресовать запрос в Минфин России, финансовые органы субъектов РФ или органы местного самоуправления. При этом налогоплательщик должен быть уведомлен, что его запрос переадресован.
ПРИМЕР 2
ГУП «Восток» обратилось в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить следующие вопросы.
1. По какой ставке НДС облагается реализация работ, непосредственно связанных с перевозкой товаров, которые помещены под таможенный режим международного таможенного транзита?
2. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов, если в отчетности они не учтены отдельно?
3. Каков порядок обложения налогом на прибыль организаций дохода государственного унитарного предприятия от реализации безвозмездно переданного имущества с учетом того, что статьей 43 Бюджетного кодекса установлено, что средства, полученные от такой реализации, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме?
Поскольку первые два вопроса требуют разъяснений о налоговой ставке и порядке определения налоговой базы, ответы на них руководителю ГУП «Восток» дала налоговая инспекция. Третий же вопрос затрагивает разъяснение содержащих противоречия положений Налогового и Бюджетного кодексов. Поэтому инспекция направила вопрос по почте в Минфин России, уведомив об этом ГУП «Восток».
Налогоплательщики нередко выражают недоумение по поводу того, что вышестоящая организация пересылает их обращение в нижестоящую. Основной причиной такого «невнимания» к проблемам налогоплательщиков является то, что о способе решения данного вопроса уже проинформированы нижестоящие органы. И в этом случае ответ налогоплательщику будет дан налоговым органом по месту его учета.
Как правильно оформить запрос
ПРИМЕР 3
Индивидуальный предприниматель А.А. Сидоров направил в налоговую инспекцию по месту своего учета обращение. В нем он сообщил, что намерен начать деятельность на валютном рынке «Интернет-Биржа Валют». В связи с этим он попросил разъяснить, как будет облагаться указанная деятельность и какие налоги ему надо будет заплатить.
Налоговая инспекция, рассмотрев обращение А.А. Сидорова, направила ему ответ с отказом в разъяснении его вопроса. Инспекция обосновала это тем, что в настоящее время А.А. Сидоров не признан налогоплательщиком по деятельности, которую он намерен вести.
Еще одна рекомендация налогоплательщикам. Если в обращении есть ссылка на различные документы (к примеру, на судебные постановления или решения налоговых органов), их оригиналы или копии целесообразно приложить к запросу. Одного лишь указания на содержание этих документов недостаточно. Для составления исчерпывающего ответа налоговым и финансовым органам необходимо ознакомиться с самим документом. Ведь не исключено, что налогоплательщик в своем запросе может неточно отразить суть документа.
К ответам, полученным из Минфина России, надо относиться очень внимательно. Подтверждением тому, что изложенные в ответе разъяснения — это официальная позиция министерства, является подпись министра финансов Российской Федерации, его заместителей, директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместителей. На это указано в письме Минфина России от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116.
ПРИМЕР 4
Руководитель ЗАО «Енисей» направил обращение в Управление ФНС России по г. Москве. В обращении указывалось, что налоговая инспекция в результате выездной налоговой проверки приняла в отношении ЗАО «Енисей» неправомерное решение о привлечении к налоговой ответственности.
Руководитель ЗАО «Енисей» просил вышестоящую инстанцию отменить это решение. При этом к запросу не были приложены оспариваемый акт налоговой инспекции и возражения налогоплательщика.
УФНС России по г. Москве направило в адрес ЗАО «Енисей» ответ с отказом в рассмотрении жалобы. Основанием для отказа послужило то, что документы, необходимые для рассмотрения жалобы, отсутствуют.
Сегодня телекоммуникационные технологии получили большое распространение. Поэтому налогоплательщики часто обращаются в налоговые органы либо по электронной почте, либо оставляя свой вопрос на сайте. Естественно, в этом случае невозможно подтвердить полномочия лица, которое подписало запрос. В таких ситуациях налоговые органы руководствуются Порядком приема и рассмотрения обращений в ФНС России в электронном виде. Порядок размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru.
Обращения с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются. Не принимаются также к рассмотрению обращения, в которых содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции ФНС России или требующие в соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.).
Документы, переданные в электронном виде без использования в установленном порядке технологии электронной подписи, не имеют юридической силы. Данный способ может применяться для передачи документов, не требующих удостоверения их подлинности.
Таким образом, если в обращении налогоплательщика, направленном на сайт налогового органа, поставлен вопрос о конкретной хозяйственной ситуации, возникшей в процессе деятельности, то ответ может не содержать необходимой информации. Ведь в этом случае для решения вопроса необходимы удостоверяющие реквизиты (подпись, печать и др.). Поэтому лучше в обращении изложить вопрос в общей форме, а не затрагивать конкретную ситуацию.
И последнее. Налогоплательщики должны обращаться в налоговые органы по месту своего учета. Обращение в вышестоящие налоговые органы возможно только в том случае, если налогоплательщик сомневается в правильности ответа или ответ вообще не получен. Причем запрос налогоплательщика и ответ уполномоченного лица могут быть как устными, так и письменными. Что касается запроса в финансовые органы, то он всегда должен быть письменным.
Кто вправе подписать запрос
Уполномоченный представитель организации действует на основании доверенности, оформленной согласно гражданскому законодательству. Следовательно, запрос в финансовые или налоговые органы должен подписать либо руководитель, либо уполномоченный представитель. Последний прикладывает к запросу доверенность либо ее копию, заверенную руководителем организации.
Если запрос подписал не руководитель, а, например, главный бухгалтер или юрисконсульт и документы, подтверждающие его полномочия, не представлены, налоговый орган откажет в рассмотрении такого обращения. Причина тому — отсутствие оснований для рассмотрения. Право на получение информации или разъяснений имеет только законный или уполномоченный представитель организации.
Обратите внимание: обращения учредителей, не являющихся законными или уполномоченными представителями, также не рассматриваются.
Сотрудники аудиторских, консалтинговых и юридических фирм могут быть уполномоченными представителями организации-налогоплательщика. Поэтому при наличии доверенности они также могут обращаться с запросами в компетентные органы, но при условии, что делать это они будут от имени своих клиентов. Налоговые и финансовые органы не обязаны разъяснять фирмам, специализирующимся на оказании консультационных услуг, налоговое законодательство в связи с проблемами их клиентов. В то же время такие фирмы могут обратиться в государственные органы как налогоплательщики.
Если разъяснение ошибочно
Нет, нельзя. Выполнение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, если они даны финансовыми органами (другими уполномоченными государственными органами) или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. Если же разъяснение выходит за пределы полномочий соответствующего государственного органа, вина налогоплательщика не исключается.
ПРИМЕР 5
В результате выездной проверки ООО «Березка» должностные лица налоговой инспекции выявили грубое нарушение правил учета доходов и расходов организации. В связи с этим налогоплательщику был вручен акт налоговой проверки, в котором указывалось на подтвержденный факт правонарушения.
Руководитель ООО «Березка» Н.Н. Петров не признал себя виновным, заявив, что руководствовался разъяснениями налогового органа. Однако письмо инспекции, на которое ссылался Н.Н. Петров, содержало разъяснение по вопросам бухгалтерского учета. А поскольку вопросы бухучета и отчетности относятся к компетенции Минфина России (а не ФНС России), должностные лица инспекции привлекли ООО «Березка» к налоговой ответственности за совершенное правонарушение.
Возможна и другая ситуация. Ошибочный ответ был обнародован в средствах массовой информации, и им воспользовался другой налогоплательщик. Это также привело к налоговому правонарушению.
Можно ли в этом случае применить к налогоплательщику меры налоговой ответственности? Нет, нельзя. Поскольку такой ответ был подписан уполномоченным должностным лицом (а мы рассматриваем только этот вариант), он считается официальной позицией государственного органа. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, который направил запрос, или неопределенному кругу лиц. Такой вывод следует из пункта 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и письма Минфина России от 21.09.2004 № 03-02-07/39.
Ответ должен быть дан в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Об этом, а также о причинах продления необходимо проинформировать заявителя. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона исполнителя.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Чек с признаком «расход». Правильно составляем запрос в Минфин (ФНС) для получения однозначного ответа (образец)
В одной из наших последних статей мы рассуждали о том, как и кому писать вопрос (запрос) в области налогового законодательства для получения однозначного, четкого ответа. Сегодня мы бы хотели составить пример такого запроса, которым, мы считаем, можно воспользоваться при составлении любого письма.
Разбираясь с чеками на «расход» и необходимостью применения кассовых аппаратов, мы столкнулись с тем, что никак не можем получить однозначных ответов на свои вопросы. Вопросов всего четыре, и мы бы хотели получить четыре четких ответа на них. В итоге налоговая инспекция (ФНС), формулирует свою точку зрения недостаточно ясно и четко и рекомендует обращаться в Центральный Банк. Минфин просто цитирует законодательство и не дает ответа на вопросы. Центральный Банк говорит об отсутствии полномочий давать ответы на такие запросы, и снова отправляет в ФНС. Государственная Дума и Совет Федерации (которые, между прочим, принимают законы и одобряют их), также отправляют за разъяснениями в Минфин и ФНС.
Что мы имеем в итоге? Закон 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении расчетов в РФ» в последней редакции от 03.07.2018 г. уже вовсю действует, а однозначных ответов на свои вопросы мы еще не получили.
В итоге нашей компанией был сформулирован следующий текст. Такой вариант письма, вопроса (запроса) можно использовать при составлении любого обращения за разъяснениями в области налогового законодательства в Минфин или ФНС.
Запрос в Минфин. Правильно задаем вопросы для получения однозначного ответа
В Министерство финансов РФ (или ФНС)
16.08.2018 г. г. Москва
В Постановлении Конституционного суда № 34-П от 28.11.2017 г. сделан вывод о том, что налогоплательщик, обращаясь в налоговые органы или Министерство финансов, уполномоченные давать разъяснения в области налогового законодательства, должен получать четкие ответы на свои вопросы. Если возникает необходимость в разъяснениях других налоговых и финансовых органов, Минфин (или ФНС) самостоятельно обращаются к ним за разъяснениями. В связи с этим просим Минфин (или ФНС) самостоятельно обратиться за всеми необходимыми разъяснениями и четко и однозначно прояснить следующие ситуации по вопросу применения контрольно-кассовой техники и пояснить по каждому пункту, в каких случаях необходимо применять контрольно-кассовую технику.
1. Наше подотчетное лицо (компании А) приобретает у другой организации (компании Б) за наличный расчет (или оплачивая безналичным путем) материалы. Должен ли быть пробит кассовый чек нашей организацией (компания А), а именно подотчетным лицом нашей организации, как покупателем таких материалов с признаком «расход» в момент расчета с компанией Б. Просим ответить однозначно «да» или «нет» и привести ссылку на законодательство.
2. Наша компания (компания А) выплачивает денежные средства в наличном или безналичном порядке физическому лицу по гражданско-правовому договору за оказанные им услуги. Должен ли быть пробит кассовый чек нашей организацией (компанией А) с признаком «расход» в данном случае в момент перечисления вознаграждения физическому лицу в наличном или безналичном порядке? Просим ответить однозначно «да» или «нет» и привести ссылку на законодательство.
3. Наша компания выплачивает денежные средства физическому лицу за аренду автомобиля без экипажа (аренду квартиры). Денежные средства переводятся с расчетного счета организации на карту физического лица. Должен ли быть пробит кассовый чек нашей организацией с признаком «расход»? Просим ответить однозначно «да» или «нет» и привести ссылку на законодательство.
4. Индивидуальный предприниматель покупает на свои денежные средства товары или материалы у другой организации за наличный расчет. Должен ли индивидуальный предприниматель пробить кассовый чек на «расход»? Просим ответить однозначно «да» или «нет» и привести ссылку на законодательство.
Просим предоставить письменные четкие ответы по каждому вопросу. Если применять кассовый аппарат в вышеперечисленных ситуациях все же необходимо, просим уточнить, как это делать, если в настоящий момент данные функции (пробитие чека на «расход» при покупке материалов (товаров, работ, услуг) и выплатах физическим лицам) в кассовых аппаратах не предусмотрены.
Наш запрос отправлен и в ФНС и в Минфин и мы ждем четких ответов на поставленные вопросы.
ФНС России рассказала, как обратиться за налоговыми разъяснениями
realinemedia / Depositphotos.com |
Налоговым законодательством установлено право для налогоплательщиков, плательщиков сборов и страховых взносов, а также налоговых агентов получать письменные разъяснения по вопросам применения тех или иных норм (подп. 2 п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 21, п. 2 ст. 24 Налогового кодекса).
Но получить письменные разъяснения вышеуказанные лица могут только в связи с выполнением ими обязанностей соответственно, налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов. При этом направить запрос в налоговую службу могут и законные или уполномоченные представители вышеуказанных лиц. Ими могут быть как физлица, так и юрлица, действующие на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 29 НК РФ).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Вместе с тем, налогоплательщики (плательщики страховых взносов) могут получить разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и страховых взносов в налоговом органе по месту своего учета (ст. 21 НК РФ).
Как обратиться в ФАС за разъяснением
Запрос разъяснений ФАС – это обращение с целью получения комментариев, относительно применения норм антимонопольного законодательства. Подается в письменном, электронном виде или через форму на официальном сайте.
В каких случаях обращаются в антимонопольную службу
Антимонопольное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения деятельности организаций в области рекламы, контрактной системы, закупки товаров, работ и услуг отдельными юрлицами, градостроительной деятельности. Юридический статус разъяснений ФАС характеризуется как правовая позиция государственного органа, не являющаяся нормативно-правовым актом. Среди оснований обращения выделим следующие:
Как подготовить запрос
Обязательной формы документа на законодательном уровне не установлено. Применяются общераспространенные правила составления обращений в государственные органы. Для физических лиц применима ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. В обращении следует указать:
Такие же требования предъявляются к обращениям юридических лиц. Документ подписывает полномочное лицо. Дополнительно следует указать ОГРН и ИНН юридического лица. В качестве приложения прикладывается документ-основание подписанта: доверенность, решение участника. По своей инициативе заявитель вправе приложить документы, способствующие быстрому решению вопроса. Непредставление документов, подтверждающих доводы заявления, не является основанием для отказа в принятии обращения. Рассмотрим пример письма в ФАС по обстоятельствам непреодолимой силы.
(наименование или ФИО)
______________________________________ совершило следующие действия ______________________________________ Это подтверждается ______________________________________. На основании вышеизложенного прошу дать разъяснения по данному вопросу и направить ответ в письменной форме. Подтверждающие документы прилагаю.
Как передать обращение
Законодательно предусмотрена возможность передачи в письменной и электронной форме. В первом случае письмо поставщика в ФАС подается посредством обращения в государственный орган и предоставления документов. На своем экземпляре попросите поставить отметку о регистрации с указанием входящего номера, даты и подписи должностного лица. При направлении почтой используйте заказное уведомление. Обязательно сделайте опись вложения. Так вы подтвердите перечень отправленных документов.
Заявление в электронном виде подается через портал государственных и муниципальных услуг или через сайт ведомства. Если обращение о разъяснении подается в форме электронного документа, обязательно наличие электронной подписи. Рассмотрим поэтапно порядок обращения через сайт ведомства.
Шаг 1. Заходим на официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. В верхней части главной страницы выбираем поле «Написать в ФАС». Пролистываем до конца открывшееся окно и выбираем вкладку «Написать письмо».
Шаг 2. Выберите управление, где рассматривается заявление, и укажите контактные данные: телефон, адрес электронной почты.
Шаг 3. Изложите текст вашего обращения. При заполнении формы вы вправе указать несколько контактных лиц по заявлению.
Шаг 4. Прикрепить подтверждающие файлы. Ограничение на размер прикрепляемого файла составляет 10 мегабайт. Нажмите «Направить письмо».
После отправки документа вам придет уведомление с номером и датой регистрации. Ход рассмотрения отслеживают на сайте в разделе «Обратиться в ФАС».
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Скачать образец письма-разъяснения от физического лица (разъяснение законодательства о госзакупках)
Скачать образец, как написать письмо в ФАС от физического лица (разъяснение антимонопольного законодательства)
Скачать образец обращения в ФАС от юридического лица (разъяснение об условиях аукциона)