Олигофрения: симптомы, признаки, методы лечения
При неправильном развитии плода внутри утробы матери и в первые месяцы жизни у ребенка может развиваться умственная отсталость, называемая олигофрения. Олигофрения у детей – это нарушение развития организма на одном из этапов онтогенеза. Заболевание зарождается в результате органического поражения головного мозга, на фоне чего появляется недоразвитие. Оно может выражаться в дефекте речи, ходьбы, интеллекте, психологическом состоянии и поведении ребенка.
Заболевание может развиваться как до рождения, в утробе матери, так и после в первые месяцы жизни. Рассматривая мировую статистику, нужно отметить, что легкой формой олигофрении страдает 85% людей с умственной отсталостью, средней формой – 10%, тяжелой – 4%, глубокой – 1%. Патология может быть выражена слабо, поэтому такие больные не попадают в поле зрения докторов. В процентном соотношении это примерно 3% населения.
В зоне риска как мужской, так и женский пол, но мальчики страдают в два раза чаще, чем девочки. Тяжелая степень появляется в первые годы жизни, в среднем олигофрению диагностируют в 6-7 лет, а также заболевание может проявиться в 18 лет. Специалисты отмечают, что в раннем возрасте это предпосылки, а обострение заболевания происходит уже в зрелом возрасте.
Причины и классификация олигофрении
Доктора выделяют несколько причин олигофрении у детей. Среди основных:
Как показывает статистика, у 5% причиной развития олигофрении являются генетические нарушения. Если женщина во время беременности принимает спиртные напитки, увлекается наркотиками, курит, не употребляет нужные витамины – все это может привести к развитию олигофрении.
Если ребенок недоношенный, значит, у него не успели полноценно развиться все органы, в результате он не приспособлен к полноценному самостоятельному независимому существованию. Если во время родов диагностировали асфиксию, были замечены родовые травмы, это также может привести к развитию олигофрении. Основная причина – поражение головного мозга. Произойти это может из-за черепно-мозговой травмы, менингита, энцефалита. Еще одна важная причина – социально-педагогическая запущенность. Если ребенок проживает в неблагоприятной среде, если его родители наркоманы, алкоголики, мало уделяют времени его развитию, все это может привести к развитию умственной отсталости.
Выделяют три степени умственной отсталости:
Также специалисты дополняют этот список еще одним пунктом классификации – глубокая степень. Олигофрения может развиваться на фоне других заболеваний, что приведет к очень тяжелой степени, к примеру, вместе с умственной отсталостью у ребенка будут наблюдаться дефекты речи, может происходить нарушение памяти, восприятия.
Симптомы олигофрении у детей
Симптомы олигофрении у детей выражаются комплексно, это может быть не только умственная отсталость, но и другие проявления, например:
На фоне этого у ребенка развиваются неврологические расстройства, проблемы с выражением эмоций, воли. Если у взрослого человека диагностировали умственную отсталость, его мышление, развитие будут напоминать мышление и развитие маленького ребенка.
При легкой, умеренной форме, симптоматика выражена менее ярко. При этом ребенок не сможет выйти за рамки той ситуации, в которой он сейчас пребывает. Также будет понижена возможность концентрировать внимание на конкретных вещах, нарушено абстрактное мышление, инициатива будет выражаться слабо, иметь незрелый, нечеткий характер.
Дети, больные олигофренией, могут проявлять как хорошую, так и плохую память. В большинстве случаев она ослаблена, но есть ситуации, когда больной ребенок проявляет хорошую память на механическое запоминание небольшой информации, к примеру, имен, цифр, названий. У детей наблюдается слабый словарный запас, речь упрощенная, фразы будут короткими, простыми, слова в предложениях могут быть выстроены не в том порядке.
При легкой степени олигофрении дети могут читать, запоминать прочитанное, отображать, повторять фрагменты прочитанного. Если диагностировали тяжелую форму заболевания, ребенок не сможет прочитать предложенный материал или прочитает его, но не сможет запомнить и не отобразить. В большинстве случае, даже если ребенок знает буквы, он не всегда сможет сложить их вместе.
Решение повседневных вопросов – сложная задача для ребенка с умственной отсталостью. Здесь также все зависит от степени заболевания. Такие дети не смогут самостоятельно сделать покупку в магазине, приготовить обед, сделать чай, убрать в доме, подобрать одежду в соответствии с погодными условиями. Дети, больные олигофренией, часто руководствуются мнением других людей, делают то и так, как им говорят другие. Физическое развитие ребенка не всегда нормальное. Есть дети, у которых физический уровень развития можно отнести к выше среднего, но большинство отстают от нормы.
Развитие олигофрении у детей зависит от возраста. Четко выраженные признаки заболевания формируются в 6-7-летнем возрасте. Первый признак – чрезмерно повышенная раздражительность. Такие дети мало идут на контакт с взрослыми, мало общаются со сверстниками. На обучение элементарных действий уходит больше времени, например, умственно отсталого ребенка сложнее научить использовать столовый прибор, чем здорового.
Дети, больные олигофренией проявляют меньше активности и интересов, к примеру, начиная с трехлетнего возраста, здоровые дети начинают проявлять заинтересованность к игрушкам. У больных с умственной отсталостью проявления такого интереса нет. Когда здоровые детки переходят на новый уровень развития – подражание поведения взрослых, пациенты с умственной отсталостью только начинают проявлять интерес к игрушкам.
Такие занятия, как аппликация, работа с пластилином, рисование не привлекают детей с олигофренией. Ребенку сложно распознавать свойства предметов, сопоставлять их с внешним миром. Для того чтобы информация удержалась в голове, нужно множество раз повторять, проходить все действия повторно. Свои эмоции пациенты выражают не так ярко, как здоровые дети. Могут, наоборот, проявляться нестандартные, завышенные эмоции.
Диагностика олигофрении
Как правило, симптоматика ярко выражена, диагностировать умственную отсталость у детей несложно. Если у ребенка наблюдается задержка в физическом и психологическом развитии – это признаки олигофрении у детей. На основании этого и выставляется диагноз.
Также для постановки диагноза доктор общается с ребенком, определяет эмоциональный, умственный фон. Специалист следит за речью малыша, отмечает, как быстро он отвечает на вопрос, как реагирует на общение с доктором, какие эмоции выражает. Значение имеет словарный запас малыша, его абстрактное мышление. Также задача врача определить отношение ребенка к себе и окружающей среде, к примеру, к сверстникам, взрослым.
Диагностика олигофрении включает проверку мышления. Ребенку дается поговорка, метафора, предложение. Врач просит малыша дать им объяснение, объяснить смысл сказанного. Также проводится работа с изображениями. Специалист показывает ребенку картинку и просит рассказать, что он на ней видит. При этом доктор следит не только за речевой активностью, но и за эмоциональным состоянием малыша. Во время диагностики проверяется память ребенка. Доктор перечисляет слова или дает краткую историю, после чего просит малыша отобразить сказанное.
Для того чтобы установить причину, поставить точный диагноз и назначить правильное лечение, нужно всесторонне изучить проблему. Это основная задача специалистов АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга).
Пациентам назначается МРТ, позволяющее обследовать головной мозг, берутся анализы на проверку врожденного сифилиса.
Когда следует обратиться к врачу
При любом проявлении одного из перечисленных симптомов, нужно обратиться к врачу-неврологу или невропатологу.
Обращение к врачу зависит от того, какими дополнительными симптомами сопровождается заболевание, к примеру, при дефектах речи рекомендуется записаться на прием к логопеду. Для проверки развития ребенка нужно записаться и на прием к детскому психологу, который поможет понять, на фоне чего возникают проблемы в общении со сверстниками, другими людьми. Наша клиника находится в центре Москвы.
Лечение и реабилитация при олигофрении
Лечение олигофрении – комплексный процесс. Если ребенок отстает в развитии, откорректировать психическое развитие можно только на ранних стадиях заболевания. Если заболевание было диагностировано на поздних стадиях, назначается симптоматическая терапия. Важно полностью обследовать пациента, что поможет понять, есть у него инфекционные заболевания или нет. Если они будут обнаружены, назначается дополнительное лечение.
Обязательно в комплексном лечении предусмотрен цикл приема витаминов, препараты, которые способствуют улучшению метаболизма в головном мозге. С ребенком занимаются такие специалисты, как психолог, невропатолог, логопед. Также важно подключить педагогов. Перед этими специалистами стоит задача – подготовить ребенка к социуму, адаптировать его, научить самостоятельно себя обслуживать.
Доктора отмечают, что ребенок, страдающий олигофренией, хоть и живет, находится среди людей, но ведет себя отчужденно, редко общается с взрослыми, тяжело идет на контакт со сверстниками. Это связано с тем, что малышу сложно понять людей, которые его окружают, а в результате окружающие в свою очередь плохо понимают его. Такая проблема может быть связана с тем, что ребенок получал мало внимания со стороны близких людей, поэтому у него сформировалась такая модель поведения.
Важный нюанс: после того как доктор огласил диагноз, переживания характерны не только для родителей, но и для самого ребенка. На этом этапе он уходит в себя, перестает общаться со сверстниками, близкими людьми. Нужно понимать, что для него это также является психологическим стрессом.
Чтобы устранить проблему, специалисты рекомендуют заниматься с ребенком, проводить с ним беседы, играть в развивающие игры. Родителям в первую очередь нужно научиться находить контакт, в результате чего ребенок будет отвечать тем же, общаясь с близкими людьми. Постепенно такая модель поведения и общения перейдет на другой уровень, ребенок, у которого диагностировали олигофрению, начнет общаться со сверстниками.
Если у малыша наблюдаются проблемы с развитием речи, его направляют на корректировку к логопеду. Сложнее всего правильно ввести ребенка в коллектив, например, в класс, группу в детском саду, подготовить его к общению с ровесниками. Здесь основная задача, стоящая перед докторами, родителями, педагогами – научить малыша самостоятельно себя обслуживать.
В будущем больного олигофренией отправляют на обучение в специальную школу, группу, где ему помогают выбрать, привить профессиональные навыки. Для каждого пациента врачи АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) подбирают индивидуальный план занятий, лечения, учитывая степень олигофрении, развитие пациента (включая физическое). Также (если есть) во внимание принимаются неврологические расстройства, эмоциональное состояние больного.
Дальнейшая жизнь и лечение зависят от того, когда был поставлен диагноз, какая степень заболевания, какой уровень умственной отсталости диагностирован, когда началось лечение. При легкой форме олигофрении пациенты могут самостоятельно себя обслуживать, осваивать несложные профессии, самостоятельно существовать в социуме, общаться с людьми. Людей, страдающих умеренной и тяжелой формой заболевания, можно научить выполнять легкие домашние обязанности. Если у пациента диагностировали глубокую форму олигофрении, он нуждается в постоянном уходе и помощи.
Как записаться к неврологу
Олигофрения требует комплексного подхода, поэтому нужно записаться ни к одному специалисту, а к нескольким. Первоначально рекомендуется показаться невропатологу, который после проведения обследования определит, в каких докторах еще нуждается пациент. АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) расположена в центре Москвы недалеко от станции метро Маяковская, Новослободская, Чеховская, Белорусская. Записаться к врачу-невропатологу, логопеду, детскому психиатру и другим докторам можно по телефону +7(495)995-00-33. Также воспользуйтесь формой обратной связи, отправив запрос, или закажите обратный звонок.
Классификация умственной отсталости по МКБ 10
Умственная отсталость – это состояние заторможенного или неполноценного развития психики, врожденного или полученного в раннем возрасте, которое отмечается нарушениями способностей, показывающих общий уровень интеллекта – когнитивных, моторных, языковых и социальных, не менее важных.
В Международной классификации болезней 10-го пересмотра умственная отсталость помещена в класс расстройств психических, и поведения. Ей присвоены коды F70–F79. Этот блок включает разные степени заболевания, которые устанавливаются стандартизированными тестами и шкалами. Они дают ориентировочное определение степени развития болезни.
Статистика заболевания
По данным ВОЗ, умственная отсталость относится к самым распространенным патологиям детского возраста и выявляется у 1–3% всего населения мира. Она чаще встречается среди мужчин. Это объясняется многими нарушениями внутриутробного развития и раннего послеродового периода среди мальчиков по сравнению с девочками, сцепленным с Х-хромосомой наследованием патологии.
На распространенность заболевания влияет ухудшение экологической ситуации в мире, а также повышение уровня и качества медицинской помощи.
Следствием этого становится увеличение числа выживших детей с отклонениями в развитии, а также дефектами центральной нервной системы. Повышает показатель количества больных рост продолжительности жизни.
Несмотря на безусловные успехи в исследовании причин происхождения умственной отсталости, они часто остаются неизвестными. Такие формы патологии принадлежат к группе «недифференцированных», малоизученных и недостаточно исследованных состояний, в отличие от дифференцированных, то есть тех, у которых известны причины происхождения и достаточно изучена клиническая картина.
За последнее время количество детей, страдающих нервно-психическими нарушениями, неизменно растет. Это объясняется действием экономических, социальных, биологических, экологических факторов.
В этом ракурсе очень важны преобразования, которые происходят в головном мозге ребенка от момента зарождения жизни и до 3 лет.
Именно в первые три года жизни закладывается фундамент всей дальнейшей психической деятельности, основы личности. Формируются также 80% всех умственных способностей, а это – начало будущего здоровья и социального благополучия человека. Поэтому родители, медицинские работники, воспитатели детских яслей и садов, которые могут наблюдать за малышом, должны знать критерии развития психической функциональности в этот период.
Причины заболевания
В конце 19-го столетия немецкий психиатр Э. Крепелин для обозначения всего разряда врожденного недоумия,или приобретенного,предложил термин «олигофрения». Это название используется и сегодня.
Причины патологии разнообразны.
Все факторы, вызывающие УО, могут быть наследственными или предопределенными внешним влиянием. Последнее – это действие на развивающийся плод через организм беременной матери или повреждение мозга малыша в возрасте до трех лет.
Умственная отсталость часто сопутствует отклонениям отдельных органов и систем. Они бывают настолько типичными, что на их основании можно поставить диагноз еще до того, как умственная отсталость проявляется.
Кроме этого, возможно объединение влияния этих факторов. Сейчас известно более 300 разных наследственно обусловленных заболеваний, которые включают выраженную умственную отсталость. Среди, связанных с олигофренией, находятся синдром Дауна и Марфана, другие заболевания.
Синдром Дауна относится к олигофрении, обусловленной хромосомными аномалиями – присутствием лишней 21 хромосомы. Частота заболевания среди новорожденных составляет от 1:600 до 1:900. Установлено, что чем старше мать, тем больше риск появления ребенка с такой патологией.
Дети, страдающей такой патологией:
Для диагностики большое значение имеет нетипично расположенные складочки на ладонях, а также измененный дактилоскопический рисунок. Половые органы и вторичные половые признаки также недоразвиты.
Чем сильнее выражена болезнь, тем быстрее она обнаруживается. Уже в младенчестве становятся заметным отставание в психическом развитии. Такие дети позже начинают ходить, разговаривать, а их речь так и остается неразвитой, ограниченной. Больные не наделены детской любознательностью, им тяжело понять содержание простых детских занятий, игр. Развитие психики таких детей заторможено.
Клинические формы умственной отсталости
Классификация олигофрении в практике основана на главном клиническом признаке заболевания – умственной недоразвитости. Тяжесть проявления болезни имеет четыре степени и в МКБ обозначается кодами:
Психика человека – область непрекращающегося изучения и исследования. Иногда бывает сложно установить точный диагноз болезни и соотнести ее к определенной степени. Поэтому классификация умственной отсталости по МКБ включает также другие формы умственной отсталости (F78). Если же имеется затруднение или невозможность диагностики, например, из-за слепоты или глухоты пациента, неуточненная (F79).
Легкая степень
Для количественного выражения степени заболевания используется коэффициент интеллектуального развития – IQ. Так умственная отсталость в легкой форме проявляется ориентировочным уровнем IQ – 50-69 и соответствует развитию человека 9–12 лет.
Эта форма патологии – самая распространенная и имеет много вариантов проявления.
Умственная отсталость легкой степени может видоизменяться от почти нормы, то есть на уровне психически здоровых людей с низким уровнем IQ, и до более тяжелых проявлений. Таким образом наблюдается значительная неоднородность клинических показаний, различие в темпах психического развития, а также разная выраженность психических нарушений, наблюдаемых у больных по мере приобретения жизненного опыта.
Изменение привычного жизненного стереотипа приводит к проявлению легкой степени УО в более позднем периоде. Большинство больных заканчивают неполную общеобразовательную школу. Умственная отсталость проявляется, когда такие больные пытаются продолжить свое обучение или проходят медкомиссию в связи с военной службой, оформлением на работу, а также при судебно-психиатрическом освидетельствовании.
Такие больные имеют неплохо развитую речь, вполне адекватное поведение и самостоятельность в укладе жизни. Слабость мышления маскируется хорошей способностью подражать и механической памятью.
Выявление больных с легкой степенью умственной отсталости требует тщательного исследования специальными методами. Они обнаруживают такие проявления патологии, как сложность в переходе от простых обобщений к более сложным, от чувственного познания к абстрактному мышлению.
Несмотря на общую недоразвитость психики, больные сохраняют индивидуальность. Они имеют свой характер, социальные привычки, имеют свои личностные черты.
Крайние проявления патологии:
Возможна и другая крайность:
Чаще всего присутствуют средние показатели этих проявлений, и только некоторые случаи характерологических особенностей указывают на присутствие патологии.
Общее свойство таких больных – это неумение переживать высшие эмоции, у них нет потребности к познанию окружающей среды. Они могут проявлять интерес, но при этом не тяготеют к изучению и осмыслению действительности. Волевая сфера больных сочетает слабость инициативы с чрезмерной импульсивностью поведения. Они повышенно внушаемы, склонны к подражанию, очень упрямы.
Умственная отсталость легкой степени наделяет больных слабой выдержкой и низкой способностью сдерживать свои импульсы, недостаточностью целостного обдумывания действий, но при этом, под влиянием изменения ситуации они могут корректировать поведение и предвидеть возможные последствия действий.
Стоит отметить, что повышенная внушаемость и склонность к подражанию таких больных позитивно срабатывает при изменении социально-психологического климата, в котором находится больной.
Поэтому если он пребывает в неблагоприятных условиях, то умственная отсталость усугубляется и приводит к антисоциальным явлениям: нежеланию работать, пренебрежению общепринятыми нормами поведения. Такие больные злоупотребляют алкоголем, могут стать наркоманами, совершать кражи и другие поступки, нарушающие закон.
Умеренная степень
Умственная отсталость умеренной степени проявляется раньше ее легкой формы. Уровень IQ больных соответствует показателям 20–50. Такие дети посещают школу, но уже в самом начале обучения проявляется их неспособность усваивать даже легкий учебный материал.
Обычные педагогические методы не улучшают успеваемость, и таких учеников после 2–4 класса переводят в специализированные школы-интернаты. Подобное обучение использует специальные методики, которые помогают больным научиться читать, считать и писать. Некоторые дети могут освоить и более сложные навыки познания.
Во время обучения становится видимой неразвитость абстрактного мышления. Больные ограничиваются внешними признаками предметов и явлений, они не могут осознать скрытое значение метафор, поговорок и пословиц. У них отсутствует построение логических цепочек, что приводит к механическому заучиванию материала и слепому подражанию.
Умственная отсталость умеренной степени имеет общие характерные признаки:
Тем не менее, учащиеся вспомогательных школ часто обучаются простым производственным навыкам, которые связаны с механическим стереотипным трудом. По окончании обучения они успешно работают на производстве при психиатрических учреждениях или в обычных условиях.
Сложность адаптации больных в социуме состоит в необходимости приспосабливаться к меняющемуся окружению, которое не отвечает уже устоявшимся схемам-шаблонам поведения и требуют не только навыков осмысления, но иногда и творческого решения новых проблем и вызовов.
Умственная отсталость тяжелой степени
Форма наиболее глубокого врожденного слабоумия определяется главным показателем интеллекта IQ на уровне менее 20. Психические функции у таких больных почти полностью отсутствуют.
Сразу после рождения у больных малышей обнаруживаются признаки дефекта головного мозга: резко увеличенные или уменьшенные размеры головы, а также патологии внутренних органов.
Из-за тяжелых последствий нарушения внутриутробного развития такие детки редко живут больше 20 лет. Они не овладевают даже самыми простыми жизненными навыками. Реакции на окружение ослаблены, значительно искажены или вовсе отсутствуют.
Умственная отсталость тяжелой формы проявляется в:
Больные тяжелой степенью олигофрении не осознают своей неполноценности, остаются беспомощными и требуют постоянного ухода.
Хотя больные не понимают обращенную к ним речь и не улавливают смысл слов, но иногда верно реагируют на интонацию, что дает возможность взаимодействия. Это особенно важно в работе персонала специализированных заведений.
Во время приступов немотивированного возбуждения больные своими хаотичными движениями могут нанести персоналу, осуществляющему надзор, телесные повреждения, хотя значительного ущерба не наносят.
Профилактика и лечение
Вопросами профилактики умственной отсталости занимается отдельная отрасль психиатрии – психопрофилактика. В ее рамках разрабатываются методики по предупреждению психоневрологических заболеваний, психосоматических расстройств и их последствий.
Как показывает опыт, для успешного выявления и лечения болезни важна ранняя диагностика.
Профилактические методы включают:
Цельмедико-генетического консультирования – определение степени риска возникновения наследственного психического заболевания у будущего или уже живущего поколения самого больного или кого-то из его родственников. В зависимости от результата, решаются вопросы брака, деторождения, а в перспективе – введение в практику широкого диагностического наблюдения за людьми с повышенным риском возникновения психического заболевания.
В ряде стран уже действуют государственные программы, направленные на предупреждение врожденных дефектов развития. Они состоят из образовательной части – разъяснения будущим матерям методов профилактики болезни, и стимулирующей – обеспечения поливитаминными препаратами, содержащими фолиевую кислоту. Условия и способ жизни беременной, ее питание создают основу здоровья ребенка.
Факторы, связанные с заболеваниями матери: пороки сердца, гипертония, васкулиты и инфекции мочеполовой системы, способствуют задержке развития плода. Важную роль играют интоксикации, связанные с употреблением алкоголя, наркотиков и курением матери, а также плохие социально-экономические условия жизни и проживание в высокогорной местности.
Предупреждение олигофрении предполагает надлежащее обследование беременных на сифилис, токсоплазмоз, резус-принадлежность крови.
Профилактика врожденного сифилиса, который может стать причиной умственной отсталости, состоит в предупреждении заражения и превентивной терапии больных сифисом беременных.
Риск токсоплазмоза можно устранить эпидемиологическими методами и устранением эндемичных очагов, превентивным лечением инфицированных будущих матерей.
Успешность лечения «ядерной желтухи» предполагает своевременную установку у беременной негативного резус-фактора, который влияет на развитие болезни.
В работа с больными очень важны коррекционные лечебно-педагогические методы. Ведущее значение имеют олигофренопедагогика, трудовое обучение и профессиональная адаптация, зависящие от степени выраженности и клинических проявлений, а также от возраста пациентов – это обучение детей и профессиональная ориентация взрослых.
Умственная отсталость ярче проявляется в неблагоприятной социальной среде, а методы, направленные на изменения окружения и целенаправленное воспитание больных, уменьшают проявления болезни. Как правило, умственная отсталость – необратимая болезнь, но развитие некоторых ее типов можно предупредить определенными методами.
Лечение тяжелых форм болезни медикаментами облегчает неврозоподобные, психопатоподобные, психотические симптомы, которые сопровождаются бредом и галлюцинациями. Использование стимулирующих препаратов, витаминов группы B уменьшает болезненные проявления и улучшает общее самочувствие больных.
Социальная адаптация
Разделение детей на «особых» и «нормальных» способно довольно быстро превратить детей с легкой степенью нарушений в инвалидов, которые становятся неспособными к самостоятельной жизни и требуют постоянного ухода. Такие больные живут в огражденном мире, не общаются со сверстниками, им незнакомы обычные детские увлечения и интересы. С другой стороны, среди здоровых детей не сформировано правильное отношение к людям с ограниченными возможностями.
Изолирование детей с клеймом «необучаемый» в интернатах и специальных школах не улучшает ситуацию. Поэтому эти устаревшие традиции все чаще заменяются домашним воспитанием в кругу родных, которые готовы заниматься их развитием и адаптацией в обществе. Родители своей поддержкой помогают получить образование, лечение, общение со сверстниками.
При правильном обращении такие больные активно взаимодействуют с окружающими, у них рождается интерес к другим людям и их занятиям. Используя простые, доступные игры, воспитатель может начать общаться с подопечным, научить его необходимых для самостоятельной жизни навыков.
В странах Западной Европы распространены реабилитационные центры, в которых больные проходят все ступени адаптации. В Бельгии одной из форм таких структур являются сельские общины, в которых больные наряду с обслуживающим персоналом участвуют в организации жизнеобеспечения. Они вместе работают в мастерских, сельском хозяйстве, пекарнях. В Германии такие общины распространены в форме религиозных сообществ. Похожие общины организованы и в России. В них больные получают необходимые знания, которые впоследствии содействуют их социальной адаптации.
Умственная отсталость – тяжелая и неизлечимая болезнь, но неравнодушие окружения и внимательное отношение к таким «особым» людям поможет им найти свое место в обществе.