Как правильно пишется слово преподаешь?
Правильный вариант написания слова: преподаешь
Правило
Гласные в приставках пре- или при-:
Мягкий знак в конце
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова преподаешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: преподать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Преподаешь в университете? Хорошая карьера светит…
Значение слова «преподавать»
1. Обучая кого-л. чему-л., сообщать, передавать сведения из какой-л. области знания. Преподавать студентам теоретическую механику. □ Обращался он с нами вежливо, преподавал старательно. Короленко, История моего современника. Валерия Константиновна плохо знала историю, может быть, потому, что в ее школьные годы историю преподавали как будто нарочно, чтобы школьники забыли ее по возможности скорее. Каверин, Косой дождь.
2. Быть учителем, заниматься педагогической деятельностью. Преподавать в институте. □ Теперь дядя Хрисанф живет с падчерицей, преподавая в частной театральной школе декламацию. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. Лет двадцать назад Высоцкий преподавал естественные науки в школе, в которой училась Валентина. Николаева, Жатва.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
преподава́ть
1. сообщать, излагать, наставляя, советуя ◆ По нашему простому убеждению и по вере, преподаю совет тебе, сын мой возлюбленный, не противиться установлениям кафолической религии и с изрядным усердием исполнять то, что кафолическая религия предписывает в смысле говения, хождения на исповедь и нарочито к причастию. А. И. Эртель, «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги», 1889 г. (цитата из НКРЯ)
2. что. обучая кого-либо чему-либо, сообщать, передавать сведения из какой-либо области знания ◆ Философ не медлил явиться в Переяслав с своими неразлучными друзьями, с флейтою и собакою, и с успехом начал преподавать сладкозвучие. Т. Г. Шевченко, «Близнецы», 1855 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Последовавшие писатели, будучи с сим мнением согласны, утвердили, наконец, что глагол страстей произвёл стихотворство и музыку; первые законы преподавали пением, и первая музыка состояла в мелодии слов. Н. А. Львов, «О русском народном пении», 1780-1790 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Напрасно нынче восстают против прежней методы пространно преподавать детям древнюю историю, это ― эстетическая школа нравственности. А. И. Герцен, «Записки одного молодого человека», 1840 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Это, князь, один забракованный офицер, отставной поручик из прежней Рогожинской компании и бокс преподаёт. Ф. М. Достоевский, «Идиот», 1869 г. ◆ Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. В. О. Ключевский, «Записные книжки», 1889-1892 г. (цитата из НКРЯ)
3. без доп. заниматься педагогической деятельностью ◆ Это был, кажется, студент вуза, в котором я преподавал. Ю. Н. Тынянов, «О фэксах», 1929 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова филистимлянин (существительное):
«Преподать» или «припадать»: как правильно писать?
Верным написанием будет «преподать» (в значении «преподавать», т.е. обучать кого-либо).
Сомнения могут возникать с глаголом «припадать», который пишется через И и с гласной А в корне (означает наклоняться к кому-либо).
В современном русском языке встречается глагол прЕпОдать. Это глагол совершенного вида ( что сделать? ), он имеет видовую пару, глагол несовершенного вида ( что делать? ) преподавать, то есть обучать кого-нибудь чему-то, дать урок и так далее.
Жизнь в очередной раз преподала людям жестокий урок.
Существует также глагол прИпАдать. Этот глагол несовершенного вида ( что делать? ), форма совершенного вида ( что сделать? ) припасть ( проверочное слово для глагола припАдать ), имеет значение приближения ( приставка при- ).
Время от времени он останавливался и припадал ухом к земле, прогони не было слышно.
Оба варианта являются верными и могут встретить в тексте. Выбирать написание стоит из смысла, который вкладывает в слова.
Например:
Она соскочила с коня и припала ухом к земле.
Например:
Он решил преподать ученикам жестокий урок.
После долгой летней прогулки по вытягивающей все соки жаре так блаженно припасть к воде.
Таким образом, оба варианта правильны. Причина в том, что это разные слова, означающие разные вещи.
Пример: Правильно преподать предмет, великое искусство.
Что касается такой неопределенной формы глагола как «припадать», то здесь уже идет смысл того, что кто то куда то упал, но сделал это не полностью, а например на одну из частей тела.
Например: Например: От удивления, он припала на левый бок.
Оба глагола о которых идёт речь в вопросе являются правильным, но они совершенно разные по своему значению.
В слове нужно писать «е», так как «препода» это корень. Проверить можно словом «препод».
Стоит преподать ему урок, чтобы он не зазновался.
Он вновь и вновь припадал к лику святого на иконе.
Стоит научиться различать данные слова в тексте, чтобы не допускать их ошибочного написания.
Оба варианта написания будут верными, если в приставке сменить букву «е» на «и», то слово приобретет совсем другое значение.
Мама хотела преподать сыну урок, чтобы впредь больше он так не поступал.
Он любил припадать к земле, так он ощущал себя с землей единым целым.
Здесь пишем в зависимости от контекста. Определяем общий смысл и значение глагола.
В случае использования в приставке буквы «е» получается слово, восходящее к слову «подать» и в корне будет писаться буква «о»: преподать урок, например.
Вот примеры с этим словом.
Он преподал урок неслыханной щедрости.
А вот в случае использования в приставке буквы «и» в корне слова должна стоять буква «а» и слово будет выглядеть, как «припадать», имеющее несколько значений. Примеры будут такими.
Во время обстрела все стремились припадать к земле, чтобы избежать шального осколка.
Он старался идти так, чтобы не припадать на больную ногу.
Вариантов же обратных сочетаний (приставка «пре-» и буква «а» в корне, и, наоборот, приставка «при-» и буква «о» в корне в русском языке не существует.
Как правильно писать преподавателю
Содержание статьи
Главные правила дистанционного общения с преподавателем
Первое, о чем надо помнить студентам: человеком, задающим тон вашему общению, является именно преподаватель — вне зависимости от того, идет ли речь об университетской аудитории или о переписке в сети. И именно он определяет формат вашего дистанционного общения, включая каналы, по которым оно будет происходить. Поэтому, если вам надо отправить письменную работу, задать вопрос, уточнить время консультации и так далее — используйте те способы связи, которые вам озвучил преподаватель. Если он просил писать на электронную почту — не надо слать ему сообщения (и тем более пересылать файлы) в соцсетях. Социальные сети, онлайн-чаты и прочие формы «мгновенной» связи можно использовать для контактов с преподавателем только в том случае, если он сам это предложил. Преподаватели, принимающие работы по почте, обычно буквально «завалены» письмами и физически не имеют возможности реагировать на них «прямо сейчас», кроме того, для некоторых соцсети — это личное, а не «рабочее» пространство.
Второй момент, о котором часто забывают студенты — характер общения. Переписка с педагогом носит рабочий, деловой характер. А это в свою очередь подразумевает официально-деловой стиль. Вежливо, спокойно, по делу, на грамотном русском языке и без фамильярности — так, как принято в среде взрослых людей, не связанных между собой приятельскими отношениями. Конечно, молодым людям, привыкшим общаться со сверстниками, поначалу сложно обойтись в переписке без сетевого жаргона и заменять «привет» официальным «здравствуйте». Но надо привыкать: тем более, что и в дальнейшем именно этого стиля придется придерживаться в деловом электронном общении.
И наконец — не забывайте, что преподаватель может вести занятия одновременно у десятков, а то и сотен студентов. Поэтому, отправляя сообщение:
Настройки почтового ящика для деловой переписки
Таким образом, если вы хотите произвести хорошее впечатление на адресата, ваш почтовый ящик отвечает следующим требованиям:
Главная ошибка студентов: поле «Тема письма»
Многие преподаватели отмечают, что студенты часто игнорируют поле «Тема», оставляя его незаполненным. Это затрудняет работу с письмами, кроме того, некоторые почтовые программы сразу же отправляют такие письма в папку «Спам» — и до получателя они не доходят совсем.
Поле «Тема» предназначено для того, чтобы получатель мог понять, о чем это письмо, не открывая его — и в ситуации, когда преподаватель получает десятки писем от студентов, это просто необходимо. Это позволяет быстро отличать срочное от несрочного, сортировать письма по папкам и так далее. При этом шансы на быстрый ответ значительно увеличиваются.
Заполняя это поле, старайтесь быть конкретными. Например:
Каким должен быть текст письма преподавателю
Текст делового письма начинается с приветствия и обращения. Лучше всего использовать обращение по имени-отчеству (если вы не уверены в том, что помните их правильно — уточните на сайте вуза).
Далее с новой строки внятно и лаконично изложите суть вопроса. Не пренебрегайте правилами русского языка — отсутствие точек или прописных букв производит неблагоприятное впечатление. Если в теме письма вы не указали номер своей учебной группы — добавьте эту информацию в основной текст (преподаватель может вести занятия у студентов разных курсов и направлений подготовки, и требования к ним могут предъявляться совершенно разные).
Если настроена автоматическая подпись — дублировать ее «вручную» нет необходимости.
Письмо к преподавателю может выглядеть, например, так:
Здравствуйте, Елена Юрьевна!
Я — староста группы ФФ-202. Пожалуйста, вышлите нам список литературы и вопросы к экзамену по введению в литературоведение.
С уважением, Анна Григорьева
Уважаемый Михаил Антонович!
Я учусь на третьем курсе по направлению «Радиотехника». К сожалению, по болезни пропустил четыре практикума по экономике (справка в деканат предоставлена). Скажите, пожалуйста, что мне необходимо сделать для допуска к зачету и в какие сроки?
Андрей Марченко, группа 3-ЛИМА-2
Пересылка файлов
По статистике, около половины писем, которые студенты отправляют преподавателям — это так называемые «письма-контейнеры», в которые «упаковываются» контрольные и лабораторные работы, эссе, рефераты, курсовые и так далее.
Первый момент, который забывают принять во внимание студенты — это имя файла. В результате преподаватель получает гору работ с названиями типа «курсач готовый», «реферат» или «Документ Microsoft Word (11)». Поэтому не забудьте переименовать работу перед сдачей. Оптимальный вариант — название работы, фамилия автора и номер группы.
Во-вторых, нельзя забывать, что электронное письмо с вложенным файлом остается письмом. И заполненное поле «тема», приветствие, сопроводительный текст, подпись — все это должно присутствовать. Сопроводительный текст в данном случае может состоять из одной фразы (например, «Во вложенном файле — предполагаемая структура курсовой работы», или «Отправляю Вам контрольную работу по Excel»).
Письма, не содержащие текста — знак неуважения к адресату, кроме того, они также имеют больше шансов попасть в папку «спам».
«Преподаватель» Или «Преподователь» – Как Правильно?
«Преподаватель» или «преподователь» – как правильно?
Безошибочное написание существительного – «преподаватель» или «преподователь» – определяется орфограммой № 1.
Как пишется правильно: «преподаватель» или «преподователь»?
Пишется с «а» в третьем слоге – преподаватель.
Какое правило применяется?
«Преподаватель» – нарицательное имя существительное, употребляемое в значении – «учитель; работник учебного заведения, занимающийся преподаванием какого-либо предмета». Слово имеет славянские корни, происходит от древнерусского глагола «дать, давать». Образовано префиксально-суффиксальным способом от – «подавать».
Написание безударной «а» в корне можно проверить, руководствуясь названной выше орфограммой. В ней сказано: если гласная в корне безударная и произносится невнятно, её следует проверить, изменив словоформу или подобрав однокоренное проверочное слово, в котором проверяемая буква будет находиться по ударением.
Проверить написание интересующего нас существительного можно глаголами «дать», «преподать». В них «а» находится в сильной позиции, произносится отчетливо. Следовательно, пишем – преподаватель.
Примеры предложений
Преподаватель иностранного языка поставил мне оценку «отлично».
В нашем вузе более ста преподавателей.
Как неправильно писать
Не следует писать – преподователь, приподаватель, препадаватель.
Как правильно пишется «Черт подери» или «черт побери» – как правильно?
Как правильно пишется «Привереда» или «привиреда» – как правильно?