Как правильно писать пресс-релиз для СМИ
12 марта 2018 Опубликовано в разделах: КОПИРАЙТИНГ. 12086
Пресс-релиз несет в себе общественно-значимую историю: ее нужно пустить в массы и раскрутить. Это работа в жанре журналистики, которая передается потом редактору, и он определяет, отправлять ли ее в СМИ. Сегодня мы расскажем, как написать пресс-релиз, приведем готовые примеры с мероприятий и шаблоны.
Подходящие мероприятия
Пресс-релиз пишется не для рекламы собственной компании, а для рассказа о важном событии, которое непременно привлечет внимание аудитории. Поэтому его целями могут быть:
Пресс-релиз можно написать о любом актуальном событии, причем часто эту значимость притягивают за уши, используя специальные приемы.
В дальнейшем материал могут опубликовать полностью или только фрагмент. Журналисты берут из него цитаты при подготовки больших статей. Он может и не публиковаться вовсе, а служить источником информирования СМИ.
Принципы успеха
Новость должна быть интересной, привязанной к текущим событиям. СМИ выбирают актуальные сведения.
Добавляйте подтверждающие материалы. Например, контактная информация: телефоны, электронные ящики, адреса. Фото и видео приветствуются. Отлично подойдут цифры из статистики, которые проинформируют людей о текущей ситуации.
Проверьте, что в вашей статье есть развитие событий. Динамическая новость цепляет взгляд читателя и ведет его до последних строк. Используйте для этого места и описания действий.
Пресс-релиз должен охватывать одну новость. Сосредоточьтесь на важном мероприятии и не пытайтесь охватить несколько событий, склеив их в одном обзоре.
По этому же принципу: один абзац — одна мысль. Самое важное пишем в начале, все остальное — по убыванию значимости к концу. Редакторам будет проще брать абзацы с четкой выраженной мыслью и менять их местами или вовсе убирать. Так он сможет сделать более привлекательный текст, обрезав последние абзацы с незначительными деталями.
Описываемые события должны нести новизну. Что-то произошло впервые, и это вызывает интерес. Но указывайте точные даты при освещении обстоятельств или опустите их вовсе. Неточность не вызывает доверия у аудитории.
Структура пресс-релиза
Элементы
Пресс-релизы пишутся по определенному шаблону. Они содержат:
Рассмотрим основные элементы подробнее.
Композиция
Значимость
Помимо классических вопросов что, где и когда, нужно ответить после истории и на вопрос «Ну и что?». Чем удачнее ответ, тем больше вероятность пройти проверку редактора. Нужно не употреблять шаблонные фразы про большую значимость или актуальность, а информативно и аргументированно описывать позицию.
Заголовок
Заголовок должен содержать главную мысль сообщения. Желательно употреблять в нем глагол настоящего времени.
Не подойдут абстрактные названия, из которых нельзя понять о чем конкретно сообщение. К таким приемам относятся пословицы, умные фразы, клише и другие мудрые изречения, не относящиеся к сути.
Хороший заголовок пресс-релиза:
Название компании в название лучше не выносить. Редакторы бдительно следят за рекламой и ищут ее даже между строк. Если работу заберут на публикацию, то все моменты с упоминанием могут вырезать. Однако это не правило. Исключения составляют авторитетные компании, названия которых знает каждый.
Лид — это главный абзац всего релиза. Первый после заголовка, отмечается особым шрифтом и выполняет две противоположные функции: дает всю исчерпывающую информацию и одновременно заинтересовывает читателя ознакомиться с текстом до последних строк. Далеко не все читают статьи от и до, поэтому важно суть вынести в заголовок и в лид. Десерт подается первым, а потом уже второе и первое, по желанию читателя.
Лид может быть фактическим: отвечает на вопросы что, где, когда. Что произошло, в какое время и в каком месте. Обычно содержит один факт. Как вариант, он может содержать комментарий действующих лиц. Или подводить итоги. Или интриговать читателя, сопоставляя удивительные факты.
Текст
Строится по принципу перевернутой пирамиды. Самое важное — в начале. Не нужно готовить читателя, как обычно учат нас делать. Сейчас идет активная борьба за внимание, и цеплять нужно с первых строк, иначе он уйдет к другому материалу. Например, по правилам журналистики, предысторию пишут после основной истории, в середине или в конце. Прием применяется с целью преподнести главное сразу.
О чем говорил заголовок или лид не повторяется совсем или пишется другими словами. В основном тексте идут подробности для самых любопытных читателей, которые остались после лида.
Прямую и косвенную речь лучше сбалансировать: яркие высказывания давать в точной форме, а остальные передавать своими словами. Людей при этом лучше упоминать в формате имя и фамилия, а в заголовке допустимо только по фамилии.
Информация о компании
Справка о компании должна быть небольшой и содержать все важные сведения. Не нужно перезагружать ее излишними деталями, иначе они перевесят весь пресс-релиз.
Разрешается редактировать ее с помощью кегля шрифта, чтобы добиваться зрительного уменьшения размера на фоне остального текста.
Контакты
Контактные данные оставляются для того, чтобы редактор мог связаться с автором пресс-релиза и задать вопросы, уточнить какие-то детали.
Дата выпуска также указывается в релизе. Ее можно прикрепить сверху до заголовка или снизу после справки и контактной информации.
Оформление пресс-релиза
Пресс-релиз не должен занимать большое количество места. Его максимальный объем должен укладываться в рамки 2500 знаков без пробелов (приблизительно полторы страницы А4) с учетом того, что редакторы что-то уберут. Рекомендуемый объем — одна страница.
Заголовки нужно печатать с большой буквы и соблюдать правила русского языка. Никаких больших букв из Caps Lock: редакторы переделывают заголовки под образец для дальнейшей верстки, и непригодные они будут перепечатывать. И не факт, что ошибок в именах и названиях не будет. Для выделения на общем фоне используется жирный или полужирный шрифт.
Абзацы обязательно выделяются красной строкой. Допустимо не отмечать ею заголовок, подзаголовок и надзаголовок. Визуально красная строка разделяет текст и не пугает читателя большим объемом.
По длине абзацы должны быть не больше 6 предложений. Чтобы текст не выглядел монотонным, их можно писать разной длины и чередовать.
В тексте должны быть стандартные цифровые тире «—», а не короткий дефис «-». Кавычки используются елочки «», а не “”. Кроме того, необходимо очистить текст от лишних пробелов. Это показывает культуру автора.
Перед тем, как вводить аббревиатуры, нужно дать полную расшифровку, а в скобках указать сокращенный вариант и только потом использовать сокращение. Но следует помнить: нагромождение аббревиатур ухудшает читабельность текста. Чередование аббревиатур с синонимами, местоимениями и полными расшифровками помогают избежать этой проблемы.
Итоговая работа должна высылаться в текстовом формате, вне зависимости от того, какая программа была использована. Недопустимо отправлять файлы картинкой: перебивать текст вместо вас никто не будет.
Обязательно укажите дату.
Правильно оформленный текст придаст вашей работе профессионализм.
Образцы
Приведенные примеры наглядно показывают, как пишется пресс-релиз. Плюсы этих работ:
Если вы пишите сами, то прочитайте пару примеров и вникните в основные правила. Так будет легче понять, что от вас требуется.
Подводим итоги
Написание пресс-релизов требует предварительной подготовки: изучение структуры, включение основных элементов. Он должен описывать значимые события, отвечать на вопросы что, где, когда, содержать контактную информацию для подтверждения.
Нестандартные решения для составления пресс релизов — готовые примеры
Люди, не имеющие отношения к журналистике, могут путать понятия: пресс-релиз и пиар. Что такое пресс-релиз, примеры готовые помогут разобраться. Образцы для СМИ, конференции, фестиваля, выставки или проекта позволит понять, как лучше и рациональнее составить текст информационного содержания. Главная цель таких текстов – заинтересовать и разжечь интерес СМИ к какому-либо событию или к производству продукции, например, косметики.
Что из себя представляет пресс-релиз
Пресс-релиз представляет собой документ со специальной информацией, которая может иметь определенный интерес для представителей журналистики.
Например, текст пресс-релиза пишется фирмой, выпустившей новый продукт. Статья отправляется в надежде, что специальные издания заинтересуются новостью и напишут о ней. Решение о новостной публикации применяется исходя из полезности и злободневности для читателей темы. Если характер текста коммерческий, то статья не принимается. Для этого существует уже рекламный отдел. Решение разместить или нет — зависит от журналиста или редактора. Статья гарантировано будет опубликована в качестве рекламы при ее оплате.
Пресс-релиз информирует и как бы подготавливает аудиторию к выпуску нового продукта. Он не используется в качестве презентационного материала. Его цель — обратить внимание на продукт или проблему и пробудить определенный интерес.
Некоторые рекомендации позволят лучше узнать, как писать сообщение:
Зачем необходим пресс-релиз
Производство новой услуги или продукции, как новая информация может подойти специалистам отраслевых изданий.
Особый интерес представляет написание текстов для больших и значимых компаний. Журналисты сами пытаются получить интересную информацию и возможность опубликовать статью о крупном производстве.
Чтобы вызвать интерес у журналистов информацию следует подать под оригинальным ракурсом. Например, разработать нестандартный подход: акция или мероприятие.
Разместить статью можно на специальном ресурсе, воспользовавшись рассылкой при помощи сервиса. Особо популярным считается сайт: B2Blogger.com.
Разновидности пресс-релизов
Перед оформлением пресс-релиза выпускается анонс, освещающий события, которые должны произойти. Вовремя оформленный текст относительно выхода книги, организации выставки, концерта или спектакля позволяет обеспечить присутствие специалистов прессы на мероприятии. В этом документе можно не только рассказать о сути события, но и поведать его предысторию.
Если событие или открытие произошло, то сообщается основное содержание и к нему добавляются мнения и комментарии всех заинтересованных сторон. А также, предоставляется отчет обо всех изменениях и новых поворотах дела.
Подводя итоги, можно сказать, что существуют вариации релизов:
Современный тип пресс-релиза создается не в виде текста, а в виде аудио и видеофайлов. Объем текста не должен быть больше трех страниц, а лучше даже меньше. При этом стоит учитывать, что каждое СМИ будет освещать информацию по-своему.
Правила оформления пресс-релиза
Рассмотрим правила составления информационной статьи:
Особенности структуры
Итак, структура пресс-релиза:
На все эти составляющие нужно обратить внимание и тщательно их подготовить. Важно составить скелет будущей статьи. Это позволит оценить важные моменты и посмотреть со стороны. При составлении заголовка важно придумать такой, который не просто интригует, а раскрывает суть послания. Заголовок должен быть привлекающий внимание, актуальный и даже антикризисный.
Неудачные примеры могут быть такими: Компания Y выпускает новую мультиварку Х. Такое послание не вызовет особого интереса.
А вот пример удачного заголовка: Теперь приготовление блюд будет в 5 раз быстрее с мультиваркой Х от компании У.
Идеальный заголовок должен быть в формате новости. При этом используются слова: новый или впервые.
При этом лид должен развернуть идею заголовка. В этом случае лучший вариант должен умещать важную информацию в 2-3 предложениях.
Худший лид не содержит точных сроков, фактов и особых ценностей для потребителей, а ведь вводная информация должна не только донести основную мысль, но и вызвать интерес целевой аудитории и привлечь внимание.
Затем не стоит использовать лирические отступления, а нужно сразу начинать с главного. Вот на какие вопросы требуется ответить:
Можно использовать и дополнительную информацию: комментарий от создателя продукции, ссылки на другие источники, фотособытия или продукции, отзывы.
Образец хорошего пресс-релиза
Основные параметры хорошего информационного текста:
Готовые примеры пресс-релизов
На нашем сайте можно посмотреть примеры готовых пресс-релизов, а также бесплатно их скачать. Существуют пресс-релизы для музыкальной группы, рассказывающие о группе либо посвящаются событиям, которые происходят с группой. Их могут составляться для библиотеки. При этом в тексте должно рассказываться о планируемых мероприятиях.
Также, информационный текст составляется для союза педагогов, родительского собрания, рк, дпи или круглого стола по какому-либо вопросу. Заранее составляется программа для Дня народного единства или для любого другого праздника.
Как написать эффективный пресс-релиз? Правила и примеры
К сожалению, подавляющее большинство пресс-релизов жутко неэффективны. Их просто не замечает массовый читатель. Наверняка вы бы не хотели такой судьбы для своих публикаций, верно?
Если и вправду не хотите, тогда стоит ответить на вполне логичный вопрос “А как повысить эффективность пресс-релиза, чтобы его читали?”.
Задали? Замечательно. Давайте теперь отвечать.
Для решения главного вопроса его нужно разделить на на два других вопроса 1) как написать сильный текст для релиза; 2) как правильно коммуницировать с редакциями и выбирать СМИ для публикации.
В этой статье я расскажу вам о первом аспекте, а вот эта статья поможет вам подобрать лучшие площадки для PR-продвижения релиза.
Пресс-релиз: общая информация
Вопреки распространенному мнению, грамотно составленный релиз — это больше половины успеха. Грамотно — это не столько про соблюдение правил грамматики (хотя это тоже важно), сколько про соответствие ожиданиям журналиста.
Хороший текст, предложенный для публикации незнакомой редакции, имеет больше шансов на публикацию, чем откровенный проходной материал со слабым инфоповодом от знакомого журналиста.
Ну и последняя вводная часть, перед тем как перейти к практике и прикладным вещам. Пора определиться с тем, что же собой вообще представляет определение “эффективный пресс-релиз”
У меня есть лаконичное определение: пресс-релиз — это новостной материал, который планируется для размещения в СМИ.
Данное определение — не стремление к буквоедству, просто хочу чтобы мы с вами говорили на одном языке.
К примеру, комментарий в связи с внешними событиями, анонс, приглашение журналистов на мероприятие, SEO-текст для релизоприемника — это все другие форматы, там действуют иные правила.
Из определения вытекает и самое главное правило, на которое нужно ориентироваться при подготовке пресс-релиза :
Эффективный пресс-релиз — это текст, который журналист может поставить от имени редакции, не меняя при этом ни одного слова.
Журналист получает в день десятки (если не сотни) релизов, и если вы не ключевой игрок отрасли, то необходимость менять ваш текст снижает вероятность его публикации на порядок.
Структура пресс-релиза
У пресс-релиза может и должен быть оригинальный инфоповод или яркое экспертное мнение, но общая структура и оформление должно быть предельно стандартным.
Мы же договорились, что пресс-релиз — это новость. Так вот, все общественно-политические, деловые, иным словом, все «серьезные» новости строятся по одному и тому же формату, независимо от издания.
Вот так выглядит классическая структура добротного пресс-релиза:
Первый абзац — ответ на вопросы: Что? Где? Когда? Почему это важно для читателя? Оптимально дать ответ на это в 2-3 предложениях.
Далее идет расшифровка — основная часть эффективного релиза. Здесь можно дать подробнее информацию, особенно ответ на последний вопрос: а зачем, собственно говоря, СМИ и его читателям, все это знать.
В конце — экспертное мнение. Здесь самое подходящее место, чтобы «сухой» текст превратился в интересную новость.
В качестве цитаты как раз можно публиковать субъективные оценки — то, что редакция не может поставить от своего имени, не редактируя (помним, что никто не хочет редактировать текст).
Нейтральность не слишком интересна, цитата должна быть эмоционально окрашена и привлекать внимание.
В конце пресс-релиза можно дать небольшую справку с ссылками и прочей информацией, которая бы подтверждала ваши тезисы или доказывала авторитетность мнения эксперта за счет отраслевых наград, места на рынке и т.д.
Разные пресс-релизы для разных аудиторий
У большинства информационных поводов есть несколько целевых аудиторий и, соответственно, несколько типов СМИ. Оптимальный вариант — подготовить для каждого типа издания свой текст или, как минимум, текст с акцентом, интересным конкретному типу издания.
Возьмем, к примеру, кейс — пресс-релиз про запуск краудфандинг-кампании на производство съедобных ложек в России:
Публикация на основе пресс-релиза может попасть и в печатные издания
При внимательном рассмотрении можно выделить несколько основных типов изданий, которым релиз был бы интересен:
1) издания про продукты питания;
2) издания для ресторанов (HoReCa);
4) региональные издания;
5) новостные издания.
Чтобы повысить эффективность пресс-релиза, для каждой из этих категорий был сделан свой акцент:
Для бизнес-изданий — про краудфандинг, для HoReCa – про то, что можно использовать ложки в заведениях общепита. Версия для региональных изданий обыгрывала локальный патриотизм: «На съедобные ложки из Башкирии скинутся всей страной».
А в версии для новостных изданий и вовсе использовались элементы ньюсджекинга. За пару недель до этого в странах ЕС обсуждался (и впоследствии был принят) запрет на производство пластиковых изделий, в том числе одноразовой посуды, что делало съедобную ложку прекрасным решением для обхода запрета.
В результате вышло 34 публикации на основе релиза, в том числе в весьма солидных изданиях, вроде РБК, Бизнес-журнала, крупнейших отраслевых журналов, а на региональном ВГТРК вышел сюжет.
Такая информационная кампания помогла и в самом краудфандинге — было собрано 164% от изначально заявленной суммы.В итоге получился не просто очень эффективный пресс-релиз, но и усилитель для сбора средств под конкретный проект.
Стилистика и фактура пресс-релиза
Известная беда пресс-релизов — излишнее стремление их авторов к саморекламе, которая напрочь убивает шансы на публикацию в нормальных изданиях.
Важно понимать, что любые оценки в тексте должны быть подтверждены цифрами. А сами цифры лучше переводить на понятный язык и сравнения.
Конкретика особенно важна, если речь идет о сложных технических моментах или вещах, о которых широкая аудитория имеет слабое представление.
Например, 5 млн тонн стали — это много или мало? Наверно, много, но насколько это много?
Лучше вместе с цифрой дать оценку, что это примерно равно ежемесячной добыче стали в России, а Россия — это 5-7 страна в мире по добыче. Рассказать, что такого материала хватит на производство такого-то количества машинной продукции.
Подобные сравнения — лучший способ показать значимость новости для отрасли. При этом важно дать координаты для читателя, чтобы он мог это самостоятельно оценить и согласиться с вашим выводом о значимости.
Если в релизе есть упоминание региона – выносите его на первый план
Нужно смотреть на текст глазами редактора и критика, очень важно каждое предложение подвергать сомнению.
Если у вас в тексте нет убедительного и однозначного ответа на эти вопросы, то лучше убрать такие слова.
Эффективный PR в пресс-релизе
А вот и наступило время главных ответов на вопрос о том, как повысить эффективность пресс-релиза. Решение звучит так: чтобы ваш релиз был по-настоящему сильным, нужно спросить себя “А зачем вообще мне нужен пресс-релиз?”.
Ответов, на самом деле, может быть множество:
Это лишь часть задач, которые могут стоять перед автором текста. В зависимости от ответа и нужно редактировать текст, интегрируя интересы заказчика в общую канву новости.
Информация о заказчике релиза и исполнителе проекта появляется только в самом тексте, но не в заголовке. Заголовок сделан более кликабельным, из-за чего новость опубликована в СМИ и у нее много просмотров для узкоотраслевого издания.
Примеры нескольких PR-решений для создания эффективного пресс-релиза:
Помните, что в данном случае интересы редакции и интересы пиарщика могут расходиться. Если редакции всегда интересны материалы с минимальным количеством даже скрытой рекламы, то PR-специалиста это очень важные моменты.
Закончить материал хотел бы практическим лайфхаком, который позволяет создавать эффективные пресс-релизы даже в тех случаях, когда автора “затирают”.
Проблема:
Если речь не идет о конкретном продукте компании, а об отраслевом событии или вашем исследовании, то само упоминание авторов релиза и инициаторов инфоповода может затеряться — все ведь читают текст по диагонали.
Может быть ситуация и еще хуже — редакция взяла инфоповод и ваш текст для публикации, только вот удалила любые фамилии и упоминания бренда. В итоге PR-задача не была решена, независимо от того какая она была — узнаваемость бренда не повысилась.
Особого доверия тоже не возникло, поскольку эту публикацию ни на сайт не повесишь, ни в поисковике при запросе компании вылетать не будет.
Решение:
Чтобы такой ситуации не произошло, рекомендую сделать следующее:
Во-первых, сделайте так, чтобы без вашего упоминания новость не была бы столь интересной. Даже если вы не имеете отношения к инфоповоду. Например, был принят новый законопроект.
Здесь будет уместен ваш яркий комментарий как игрока рынка, даже если вы не являетесь его лидером. Или же ваша внутренняя статистика компании, которая отлично иллюстрирует теоретический текст и делает его понятным читателю.
Во-вторых, несколько раз упоминайте компанию в тексте, но делать нужно органично. Оптимально — в первом абзаце, далее внутри текста и в завершении после цитаты эксперта, где вы представляете его должность. Мы же помним, что всем лень редактировать текст.
В-третьих, будьте немного шпионом. Чтобы не привлекать внимания, заголовок лучше сделать нейтральным и общеотраслевым, без упоминания конкретной компании. Так и читателям интереснее, и редакция не будет считать за рекламу.
На этом все. Надеюсь, после такого материала эффективность ваших пресс-релизов значительно повысится. Добра вам!
Опечатка? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Большое руководство, как написать хороший пресс-релизРЕД.
Брайан Дин, известный маркетолог и эксперт по SEO, составил подробную инструкцию, как написать хороший пресс-релиз для СМИ и где его распространять. Мы в Pressfeed перевели это руководство. Советы и рекомендации универсальны в части, касающейся написания релизов, так что вполне подходят для работы как с западными, так и с российскими СМИ. Если же ваша компания планирует выходить на западный рынок и публиковаться в местных изданиях, вам будет полезно также узнать, как и на каких площадках размещать пресс-релизы.
Часть 1. О пресс-релизе
Что такое пресс-релиз
Пресс-релиз (его также называют медиа-релизом или новостным релизом) — это информация о последних новостях компании, предназначенная специально для СМИ.
Если говорить проще, то пресс-релиз — это то, что компания хочет рассказать о себе общественности.
Зачем рассылать пресс-релизы в 2019 году
Зачем вообще писать пресс-релизы? Вот несколько основных преимуществ, которые получает компания благодаря пресс-релизам:
Сразу поясним: пресс-релиз не поможет бренду волшебным образом оказаться на обложке Forbes или Fast Company. Но если вы все делаете правильно, то релиз становится действительно мощным инструментом для продвижения. С его помощью можно рассказать о значимых вещах, которыми занимается ваша компания.
Универсальный шаблон для создания пресс-релиза
Давайте разделим шаблон на несколько составляющих и разберем каждый этап по созданию хорошего пресс-релиза более подробно.
Часть 2. Пишите только о том, что заслуживает внимания
Первый шаг по запуску пресс-релиза — придумать инфоповод, который будет интересен журналистам и блогерам. Они должны сами ЗАХОТЕТЬ рассказать об этом. Другими словами, это должно быть то, что действительно заслуживает внимания.
Итак, как же найти такой инфоповод?
Правда о «достойных новости» материалах
Найти «достойную» историю для пресс-релиза не так сложно, как кажется. Это может быть новость об организации мероприятия, сообщение о редизайне сайта или назначении нового директора по маркетингу.
Например, я недавно разослал такой пресс-релиз, чтобы рассказать о новом посте в блоге.
Ваша новость не обязана быть потрясающей и экстраординарной. Считайте, что если вы просто делаете что-то новое, то у вас уже все хорошо.
Вот 4 темы, на которые всегда обращают внимание и которые можно без проблем использовать для вашего следующего пресс-релиза.
Новое исследование отрасли
Ни для кого не секрет, что исследования всегда выглядят интересными и важными. На самом деле большинство компаний проводят исследования и опросы именно для того, чтобы затем разместить их в СМИ. Возможно, это связано с тем, что 39% журналистов честно заявляют, что хотят получать только «эксклюзивные исследования и данные».
Я и сам много раз использовал этот прием и могу заявить со знанием дела: исследования — это идеальная тема для пресс-релизов. Почему же? Прежде всего, потому что исследование демонстрирует нечто новое, подтверждает какие-то факты и при этом подкрепляется данными из реальной жизни. Кроме того, в отличие от большинства скучных пресс-релизов, исследование обычно посвящено чему-то любопытному и актуальному, так что журналисты точно захотят рассказать об этом.
Например, несколько месяцев назад я объединился с BuzzSumo, чтобы сделать такое исследование.
Чтобы о нем узнали как можно больше людей, я написал и разослал пресс-релиз.
Этот релиз привлек внимание к нашему исследованию со стороны блогеров и журналистов (то есть это был целевой трафик).
Он понравился и деловым изданиям (типа The Drum).
В итоге релиз повлиял на SEO моего сайта. Хотя в оригинальном тексте релиза стояла закрытая ссылка, некоторые блоги использовали мой релиз и поставили в свою публикацию хорошую открытую ссылку на мой сайт.
Запуск продукта
Если ваша компания запускает новый продукт или вводит новую услугу, пресс-релиз может рассказать об этом. Однако, чтобы СМИ забрали ваш релиз и напечатали новость, продукт должен быть очень интересным.
Например, вот пресс-релиз о новой блокчейн-платформе для трейдинга:
Вполне вероятно, что эта платформа не станет новой Coinbase. Но все равно стоит сообщить о ней миру в пресс-релизе.
Мероприятие
Ваша компания организует какое-то событие, например, благотворительный завтрак или закрытую вечеринку? Если это так, то у вас есть отличная тема для пресс-релиза.
Например, этот пресс-релиз говорит о «самом крупном событии, связанном с кошками, в мире».
Релиз не сообщает: «Мы проводим такое-то мероприятие». В нем всегда есть некий акцент, что-то привлекательное, ведь нам нужно убедить людей прийти на это мероприятие (подробнее о таких акцентах расскажу дальше).
Редизайн сайта или ребрендинг
Если вы не Google или Facebook, то об обновлении вашего сайта не будет говорить весь мир. Но если вы ищете тему для пресс-релиза, редизайн может быть хорошим инфоповодом. Ведь всегда можно подать новость о редизайне так, что об этом захотят прочитать многие.
Например, Shots.net представил новый дизайн в рамках обновлений условий использования сайта (теперь работает без paywall).
Если бы они написали что-то вроде: «Shots изменил дизайн сайт», то никто бы не заметил эту новость. Но они подошли к инфоповоду с другой стороны и сменили акценты: теперь у пользователей будет бесплатный доступ к сайту, а такой подход уже заинтересовал журналистов.
Теперь поговорим о таких акцентах, «зацепках» для читателя.
Часть 3. Создайте акцент
Тогда когда вы нашли хороший инфоповод, необходимо добавить в новость некоторые детали, которые и станут цепляющим акцентом (иногда такие акценты также называют «углом зрения» — это то, как именно вы подаете свою новость).
Если акцент (фишка, зацепка, крючок) действительно волнует общество, то вы получаете «сильный акцент».
Пример сильного акцента
Вернемся к исследованию, которое мы уже упоминали выше.
Цель этого исследования — привлечь специалистов по SEO и контент-маркетингу. Например, в тексте исследования использовались такие термины, как «получение обратной ссылки».
Этот термин понимают только маркетологи. И я знал, что если использовать такие выражения в пресс-релизе, журналисты бы не стали делать новость на его основе.
Поэтому для релиза мы использовали другой «крючок», который привлек широкую аудиторию. В релизе мы перевели акцент на ответ на вопрос — почему же люди обмениваются контентом в интернете?
Другими словами, мы взяли узкую тему, которая понравилась бы только профессиональным маркетологам, но подали новость так, чтобы она стала актуальной для всех. И это сработало!
Как я уже сказал, эта история приглянулась многим СМИ.
Некоторые из СМИ впервые увидели это исследование в нашем пресс-релизе.
И я уверен, что наш пресс-релиз не сработал бы, если бы мы пошли к СМИ с заходом вроде: «Длинные материалы лучше всего подходят для получения обратной ссылки».
Вот 3 беспроигрышных акцента, которые вы можете использовать в своих пресс-релизах.
Связка с горячей новостью
Обычно какая-то актуальная новость и становится акцентом. Люди уже говорят об этом, а ваша новость просто добавит масла в огонь.
Например, медицинская компания из Огайо связала свое мероприятие с блокчейн-трендами.
Это превратило скучную новость о Дне здравоохранения в штате Огайо в нечто весьма интересное. Это был умный ход.
Местная история
Большинство региональных новостных сайтов или блогов с нетерпением ждут историй, о которых они могли бы написать.
И, в отличие от таких мегабрендов как TechCrunch, вам не нужно ломать голову, чтобы попасть в местную повестку. Компания не обязательно должна находиться в определенном регионе, чтобы новость сработала.
Например, несколько месяцев назад я наткнулся на список «самых грязных городов Америки»:
Компания, которая провела исследование, расположена в Иллинойсе, но о ней написали местные сайты из Балтимора, Питтсбурга, Сан-Франциско и многих других городов.
Все потому, что в пресс-релизе упоминались все эти города, так что информация была актуальна для каждого города.
Нестандартный подход
Ваша компания делает то, что не вписывается в общепринятые стандарты или нормы? Тогда считайте, что вы уже нашли свой «вечный источник» тем для пресс-релизов.
Например, посмотрите этот релиз о винных этикетках, которые переводятся сами.
Эта компания Third Aurora не делает ничего такого, что обычно обсуждают или о чем активно спорят. «Мы разрабатываем этикетки для вина, которые сами себя переводят» — новость не взбудоражит клиентов, но этот факт все равно отличает пресс-релиз от обычных релизов о продукте. Этого достаточно, чтобы выделиться и получить публикации в СМИ.
Часть 4. Заголовок пресс-релиза
Следующий этап — пишем заголовок для пресс-релиза.
Будьте крайне внимательны: заголовок играет огромную роль в пресс-релизе. Дело в том, что большинство журналистов сначала посмотрят на заголовок, а от заголовка будет зависеть, будут ли они вообще читать этот релиз. Если заголовок выглядит неубедительно, например, «Acme Inc нанимает нового директора департамента скучных объявлений», то дела плохи, и пресс-релиз может не сработать.
И в этой части я расскажу о том, как написать цепляющий заголовок в два шага. Это не сложно, просто действуйте поэтапно, и все получится.
Два шага, чтобы написать цепляющий заголовок
Шаг 1. Определите главный акцент. Тот «крючок», который мы разобрали в части 2.
Шаг 2. Используйте этот акцент в заголовке.
Без шуток, вот и все!
Например, в релизе об исследовании, посвященном контенту, я использовал такой акцент: «В интернете люди предпочитают делиться лонгридами».
И я указал на это в заголовке:
Заголовок во многом зависит от главной мысли релиза.
Вот отличный заголовок о новом продукте:
Структура и формулировки могут быть разными, но все хорошие заголовки пресс-релизов все равно построены по единой схеме:
Пример заголовка, который составлен по такому принципу:
Имейте в виду, что заголовок не начинается с названия компании и не говорит о том, как хороша эта компания. Такое начало сразу оттолкнет журналистов. Вместе этого, на первом месте в заголовке упоминаются криптовалюты, а это уже актуальная тема.
Далее идет акцент на то, как продукт связан с современными трендами.
И только тогда, когда читатель уже заинтересовался материалом, в заголовке появляется название компании.
Как написать подзаголовок для пресс-релиза
Чаще всего при размещении пресс-релизов на специальных сайтах (релизоприемниках) к заголовку можно добавить подзаголовок.
И я настоятельно рекомендую это делать. Почему? Потому что подзаголовок раскрывает пресс-релиз, добавляет подробности, которые могут убедить вечно занятого журналиста все-таки прочитать вашу новость.
Например, в моем пресс-релизе подзаголовок раскрывает некоторые детали, для которых не хватило места в заголовке.
В подзаголовке были указаны некоторые цифры, которые доказали главную мысль из заголовка.
Часть 5. Лид в пресс-релизе
Пора приступить к тексту релиза. Начинаем с лида.
Лид — это 1-3 предложения, с которых начинается релиз. Лид может сделать пресс-релиз выигрышным, а может, наоборот, испортить весь материал. Поэтому я объясню, как писать лид.
Почему лид — это ключевая часть
В большинстве случаев лид не менее важен, чем заголовок.
Допустим, журналист отложил свои текущие дела и начал читать релиз. Его уже привлек заголовок, что хорошо. Но он не возьмет вашу новость в работу, если его не зацепят первые 2-3 предложения релиза. Именно в этот момент лид и играет свою роль.
Что включить в лид
Правило №1 — лид должен содержать что-то супер важное.
Например, не нужно писать в лиде, какая большая у вас компания.
Похвала в сторону компании только раздражает журналистов. Вместо этого, включите в лид:
Суть в том, что лид должен выделить самую интересную часть релиза.
Например, в своем релизе я привел статистику, которая, как я и предполагал, привлечет всех, кто интересуется соцсетями и контент-маркетингом.
Поможет наладить работу со СМИ без своего пиарщика или агентства
Увеличит число упоминаний о вашей компании
Обойдется в 2-3 раза дешевле
После того, как я привел убедительную статистику, я упомянул о том, как именно проводилось исследование, и указал на еще одну любопытную деталь.
Также в первом абзаце я вставил ссылку на наше исследование.
Таким образом, журналисту не пришлось самому искать ссылку на исследование. Она была в лиде — прямо перед его глазами
Часть 6. Основной текст релиза
Итак, мы написали отличный заголовок, подзаголовок, лид. Теперь нужно приступить к основной части.
Давайте обсудим четыре основных момента, о которых стоит помнить при написании текста пресс-релиза.
Пишите от третьего лица
Не используйте «я», «мы» или «вы». Вместо «Мы запускаем новый продукт» пишите «Acme Inc. запускает новый продукт».
Старайтесь повторить стилистику СМИ
Желательно, чтобы ваш пресс-релиз был похож на статью в газете (сайте). Тогда журналисты смогут просто копировать текст и вставлять части вашего релиза в свой материал без необходимости редактировать что-либо.
Например, однажды я попросил кое-кого помочь написать пресс-релиз для нас. В итоге текст был переполнен пустыми, но громкими фразами.
Это плохо. Ваш текст должен звучать объективно.
Вот пример одного из наших последних релизов:
Форматируйте, чтобы можно было пробежаться по тексту
Имейте в виду, что никто не будет читать ваш релиз от и до. Поэтому обязательно отформатируйте текст так, чтобы его можно было прочитать «по диагонали».
На практике это выглядит так.
Выделенные жирным начертанием фразы:
Высказывания без лишней «воды»:
Используйте статистику и цифры
Добавьте данные, которые журналисты смогут легко включить в свою историю. Статистика идеально подходит для этого.
Например, статистика в моем релизе относилась непосредственно к исследованию.
Добавьте цитаты (по возможности)
Если вы хотите добавить в текст цепляющую и при этом убеждающую информацию, то один из вариантов — вставить в текст несколько цитат.
Хотя я считаю, что использовать цитаты необязательно (исключениями являются, пожалуй, красивые фразы, указывающие на достижения компании).
Так что если вы и используете цитаты, то пусть они будут небольшими, — максимум 1-2 предложения.
Вот пример хорошей цитаты в релизе:
Эта цитата добавляет некоторые уточнения и устраняет возражения, которые могут возникнуть у журналистов. Это хорошо.
Часть 7. Последние штрихи
Пресс-релиз почти готов. Отлично. Последний шаг — закончить текст, добавить еще кое-что и начинать распространять релиз.
Вставьте мультимедиа
По моему опыту, картинки и прочее — не самая важная часть релиза. Но они помогают ему выделиться среди других.
Тем более иллюстрации — это тот контент, который журналисты могут также легко скопировать и вставить в свою будущую публикацию.
Добавьте контактную информацию
В каждом пресс-релизе должны быть указаны контакты автора. Блогеры и журналисты, которые решат написать новость на основе релиза, смогут обратиться к вам за уточнениями и комментариями. Так что обязательно укажите контактное лицо для связи, его электронную почту и телефон.
Как это выглядит в релизе:
Совет: важно, чтобы журналисты знали, — вы всегда готовы помочь им написать историю, в которой фигурирует ваша компания. Вы даже можете написать что-то вроде: «Если у вас есть какие-либо вопросы по поводу этого пресс-релиза, пожалуйста, обязательно обращайтесь к нам». Такой фразой вы докажете, что точно ответите на письмо или возьмете трубку, если журналист решит связаться с вами.
Вот пример из реального текста:
Добавьте информацию о компании
В конце релиза можно написать несколько предложений о компании, чуть более подробно объяснить, чем она занимается. Этот раздел называется «Справка о компании», обычно это один и тот же текст во всех релизах, которые публикует бренд.
Отредактируйте релиз
В последнюю очередь отредактируйте пресс-релиз.
Мой самый важный совет: пусть кто-нибудь прочитает ваш пресс-релиз перед тем, как вы опубликуете его в открытом доступе.
Пресс-релиз — это же не пост в блоге, который можно легко поправить после публикации (некоторые релизоприемники даже берут плату за постредактирование релиза, то есть когда он уже выложен на сайте).
Я сам совершал такую ошибку. Недавно я разместил релиз, в котором была вставлена неправильная ссылка. К счастью, сервис, который я использовал для размещения текста, исправил ссылку бесплатно. Но сотрудник сервиса предупредил меня, что они не смогут изменить ссылку на тех сайтах, которые уже забрали этот релиз.
Значит, 99% сайтов, на которых появился мой релиз, имели неправильную ссылку. Печально.
Сейчас в моей команде всегда есть кто-нибудь, кто прочитает мой релиз, проверит все ссылки и опечатки до финальной публикации.
Часть 8. Распространение пресс-релиза
Наконец, пора распространять релиз. Конечно, вы можете просто опубликовать свой релиз на сайте компании. Но все-таки вы получите лучший результат, если воспользуйтесь специальными сервисами для дистрибуции пресс-релизов.
Я помогу найти вам те самые сервисы.
Как распространение пресс-релиза помогает с SEO
В прошлом году Google заявил, что большинство ссылок в пресс-релизах «игнорируются».
Я верю в это. В первую очередь, потому что большинство сервисов для дистрибуции пресс-релизов оставляют только закрытые ссылки или редирект-ссылки. Кроме того, даже если эти ссылки все-таки учитываются, похоже, в алгоритмах Google есть что-то такое, что специально обесценивает все обратные ссылки.
И не заставляйте меня начинать с синдикации пресс-релиза (цель синдикации — максимально распространить один и тот же материал на разных сайтах, прим. ред.).
Да, технически ваш релиз появится на этих сайтах. Но эти страницы не индексируются, и для SEO они фактически бессмысленны.
Например, один из моих релизов был опубликован на The Street.
Эта страница не проиндексировалась в Google.
Значит, для SEO эта публикация была совершенно бесполезной.
Однако пресс-релизы все равно косвенно влияют на SEO. Во-первых, ваш пресс-релиз может появиться в Google News, а это важно для репутации компании.
Во-вторых, ваш релиз могут разместить те сайты, которые используют открытые ссылки. И если они не копируют текст релиза слово в слово, то эти ссылки будут играть роль для SEO.
Например, мой релиз был опубликован на этом сайте:
Это была не синдицированная публикация (которая, как я уже говорил, не влияет на SEO). Авторы сайта написали собственную историю, в основе которой был мой релиз. И поскольку это была оригинальная статья, эта ссылка имела значение для SEO. Это произошло, потому что мой пресс-релиз попал в хорошие руки через специальный сервис.
С каким количеством журналистов работает сервис
Если синдикация не имеет значения, то что имеет?
То, сколько реальных журналистов увидят ваш пресс-релиз.
Сервис PR Newswire является лидером отрасли, если брать в расчет то, как много журналистов им пользуется.
К сожалению, регистрация там — та еще головная боль. Сначала нужно позвонить им, затем сообщить данные своей карты по телефону (у вас не получится выдумать эти данные). Наконец, после всего этого вы можете загрузить свой пресс-релиз в формате вордовского документа.
Поэтому сейчас я использую NewsWire.com.
В отличие от PR Newswire, начать пользоваться NewsWire.com очень просто. (Примечание: я никак не связан с NewsWire.com. Мне просто нравится этот сервис).
Но если у вас весьма ограниченный бюджет, я бы попробовал eReleases или PRWeb.
Я давно не использовал их, но в прошлом я работал с обоими сервисами, и все было хорошо.
Совет: не публикуйте свой релиз в «ровные» часы. Я имею в виду, что многие планируют выпуск пресс-релиза на 9.00, на 14.00. Вместо этого, попробуйте выпустить релиз в какое-то странное время, то есть в 10:11 и 13:57. У вашего пресс-релиза будет больше шансов выделиться и не затеряться среди других релизов.
Если вы работаете только на российском рынке, и вам важно, чтобы ваш пресс-релиз увидело как можно больше журналистов, вы можете воспользоваться услугой публикации пресс-релизов на нашем сервисе журналистских запросов Pressfeed. Сервисом пользуется более 4 тысяч российских редакций и более 8 тысяч журналистов.
Часть 9. Расскажите о своем пресс-релизе
Далее вы узнаете, как сделать так, чтобы ваша новость дошла до нужных журналистов и блогеров (а вы не чувствовали себя настойчивым придурком).
Поэтому, если вы хотите, чтобы как можно больше людей рассказали о вашей новости, запоминайте.
Найдите соответствующих журналистов
Прежде всего, нужно найти людей, которые действительно захотят написать о вашей истории. То есть действовать стоит целенаправленно, а не делать бессмысленные массовые рассылки по типу такой:
Сегодня, когда в нас каждый день летит столько спама, можно применять только персонализированный подход. Иначе шансы, что на ваш релиз обратят внимание, равняются 0%.
Вот почему я рекомендую обратиться к конкретным людям, которые обычно освещают похожие тематики, а также к людям, которые совсем недавно писали о чем-то таком, что близко вашей теме, или делились подобным на своих личных страницах.
Вы можете легко найти этих людей, используя удобную функцию «Посмотреть тех, кто поделился» в BuzzSumo.
Свяжите свои новости с тем, что освещают эти люди
Здесь вы отвечаете на вопрос «Как мои новости связаны с тем, о чем обычно пишет этот человек?»
Например, вы рассказываете о новом опросе по поводу кето-диеты. В таком случае вы можете написать журналисту письмо:
Сделайте ваш релиз способом «узнать больше»
Проще говоря, ваш релиз не должен быть в центре вашего обращения, предложения.
Используйте ваш релиз как «ключ» к вашей истории, сделайте так, чтобы человек решил прочитать текст, потому что он захотел узнать об этой истории больше.
От редакции.
На Pressfeed вы можете найти нужных журналистов в разделе Контакты и связаться с ними в чате. Ищите журналистов по имени, теме, городу, названию СМИ. Большинство российских медиа представлено на Pressfeed, а значит вы обязательно найдете журналистов, которые заинтересуются вашей темой.
Часть 10. Отличные примеры пресс-релизов
Предлагаю закончить это руководство лучшими примерами пресс-релизов. Берите на заметку, если ищете примеры релизов, на которые можно ориентироваться, при создании собственных материалов.
Пресс-релиз об исследовании от Clutch
Что хорошего в этом релизе:
Пресс-релиз о новом назначении от Boxed
Что хорошего в этом релизе:
Пресс-релиз о финансировании компании от Liquid
Что хорошего в этом релизе:
Релиз о запуске продукта от Apple
Что хорошего в этом релизе:
Пресс-релиз о грядущем мероприятии от Petco
Что хорошего в этом релизе:
Надеюсь, вам понравилось это руководство по написанию пресс-релиза. Пришла ваша очередь рассказывать. Вы когда-нибудь высылали пресс-релизы? Какие были результаты?